Фильм старшая группа история создания стекла. Открытая интегрированная НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе на тему "Два шага до чуда

Татьяна Хорунжая

Конспект НОД

по познавательному развитию в подготовительной группе

«Все о стекле »

Воспитатель высшей категории :

Хорунжая Татьяна Андреевна

Задачи и цели.

1. Задачи :

Познакомить детей с историей возникновения стекла ;

расширять и систематизировать знания о производстве стекла

и изделий из него, особенностях стекла и стеклянной посуды .

2. Цель :

Развить у детей познавательный интерес к предметному миру,

Учить устанавливать причинно-следственные связи на основах

Развивать способности детей делать умозаключения,

анализировать, сравнивать, классифицировать,

Воспитывать в детях уважительное отношение к людям

труда, бережное отношение ко всему стеклянному ,

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий

из стекла .

3. Материал и оборудование :

Различные изделия из стекла , 3 чашки : стеклянная

прозрачная, стеклянная цветная , керамическая, пласмасовая;

прозрачный стакан, 4 фужера разной формы; трубочки,мультимедийная доска, сосуд с песком, сосуд с содой.

4. Предварительная работа :

Рассматривание изделий из стекла , чтение стихотворения

Дж. Родари «Стеклянная » ;рассматривание выставки из

стеклянных изделий , оказание помощи.

Словарная работа : новые слова : хрупкое, прозрачное, мелодичное, водонепроницаемое. Чтение стихов с выражением и по теме.

Ход ЗАНЯТИЯ

Занятие проходит в группе . Зайдя в группу , дети обнаруживают, что в группе темно .

Воспитатель : Ребята, что случилось? Почему в группе стало

Дети : Закрыли окна, не проникает свет….

Воспитатель : А почему раньше было светло?

Дети : Потому что через стекло проникает свет .

Воспитатель : Вот сегодня мы с вами и поговорим о стекле . (дети садятся на стульчики)

Да, ребята, через стекло проникает свет , потому что оно

прозрачное. Давайте, скажем : «стекло прозрачное Скажи, Никита, какое стекло ?

Никита : «Стекло прозрачное

Воспитатель : Это будет первое свойство стекла и чтобы в этом

убедиться проведем опыт. Подойдите ко мне Аня и Ксюша. Вот у нас на столе две кружки. Сейчас мы определим какая кружка из стекла . Дети кладут цветные шарики в кружки. Ребята, какого цвета шарик в этой кружке (из стекла ) правильно красный, а в этой кружке? Конечно не видно. Значит, какая кружка из стекла , скажи Данил?

Даня : Прозрачная кружка из стекла .

Воспитатель : Какой мы делаем вывод?

Дети : Стекло прозрачное .

Первое свойство стекла – прозрачность , стекло прозрачное .

Воспитатель : Первое свойство стекла - прозрачность . Стекло прозрачное . Скажите, где используется это свойство стекла ?

Дети : Для изготовления посуды, окон, стекол для очков и т . д.

Воспитатель : Как вы думаете, зачем нужна прозрачная посуда? (ответы детей) Давайте еще раз повторим первое свойство стекла .

Дети : Стекло прозрачное .

Воспитатель : У меня два стакана это какой? (показывает стеклянный стакан )

Дети : Стеклянный стакан .

Воспитатель : Я наливаю в него воду. А это какой стакан (показывает бумажный стакан) .

Дети : Бумажный стакан.

Воспитатель : Я наливаю в него воду. Ой, что происходит?

Дети : Вода из бумажного стакана начинает течь.

Воспитатель : Почему из бумажного стакана течет вода?

Дети : Потому что бумажный стакан пропускает воду.

Воспитатель : Почему из стеклянного стакана не течет вода?

Дети : Потому что стеклянный стакан не пропускает воду.

Воспитатель : Правильно, значит, мы можем сделать какой вывод?

Дети : Стекло не пропускает воду .

Воспитатель : Ну конечно, это и есть второе свойство стекла -водонепроницаемость или другими словами стекло не пропускает воду .

Второе свойство стекла - водонепроницаемость, стекло не пропускает воду .

У меня на столе стоит три чашки, из чего они сделаны? (из трех прозрачных чашек одна пластмассовая) .

Дети : Все чашки стеклянные .

Воспитатель : Давайте, проверим чашки используя свойства стекла .

(Воспитатель с детьми, используя свойства стекла определяют , что все чашки стеклянные .)

Воспитатель : Так что получается - все эти чашки стеклянные ?

Дети : Да.

Воспитатель : Сейчас я, этой палочкой, легонечко ударю по стеклянным изделиям (воспитатель ударяет по стеклянным изделиям

Которые стоят на столе). Ребята что вы слышите?

Дети : Мелодичный звук, звук похожий на музыку.

Воспитатель : А если провести мокрым пальчиком по краю фужера (воспитатель проводит по краю фужера пальцем,фужер издает звук) можно услышать разную мелодию-фужер запоет. Третье свойство стекла – мелодичность . Давайте, скажем, стекло

мелодичное.

Третье свойство стекла - мелодичность

Воспитатель : А вот у меня на столе три чашки. Как вы

думаете, из чего они сделаны? (На столе стоит прозрачная чашка, частично окрашенная, сильно окрашенная.)

Дети : (ответы детей)

Воспитатель : Сейчас проверим.

(Воспитатель с детьми, применяя знакомые свойства стекла рассматривают чашки и доказывают,что они стеклянные .)

Четвертое свойство стекла - способность окрашиваться.

Воспитатель : Ребята, что делают из цветного стекла ?

Дети : (ответы детей)

Воспитатель : Давайте повторим четвертое свойство стекла .

Дети : Четвертое свойство стекла - способность окрашиваться.

Воспитатель : Что произойдет если я упущу стеклянное изделие ?

Дети : Разобьется.

Воспитатель : Правильно оно разобьется, значит, можно сказать,

что стекло хрупкое .

Пятое свойство стекла - стекло хрупкое .

Воспитатель : Даша назови пятое свойство стекла .

Даша : Пятое свойство стекла - стекло хрупкое .

Воспитатель : Будем проводить опыт?

Дети : нет.

Воспитатель : Конечно, нет, будет очень обидно и жалко если разобьются красивые стеклянные изделия . Ребята, а у вас дома разбивалось что-нибудь стеклянное ?

Дети : ответы детей

Воспитатель : Давайте еще раз повторим пятое свойство стекла .

Дети : Стекло хрупкое

Воспитатель : Как же надо обращаться со стеклянными изделиями .

Дети : Изделия из стекла нельзя бросать , в стеклянное окно

нельзя бросать камень, мяч.

Воспитатель : Как надо собирать разбитое стекло ?

Дети : Веником на совок смести, в перчатках собирать.

Воспитатель : А если человек в очках, что произойдёт, если разобьется стекло в очках ?

Дети : Может пораниться глаз.

Воспитатель : Правильно ребята со стеклянными изделиями нужно

обращаться очень осторожно. Поэтому, в садике не разрешают использовать стеклянные изделия

Воспитатель : Давайте назовем все свойства стекла .

Дети : - стекло прозрачное , прозрачность.

- стекло не пропускает воду , водонепроницаемость.

- стекло мелодичное

- стекло окрашивается

- стекло хрупкое

Воспитатель : Правильно ребята, вы молодцы и хорошо запомнили

свойства стекла . Зная свойства стекла можно загадать

загадку :

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударюсь- разобьюсь.

Дети : Стекло .

Воспитатель : Теперь вы можете ответить на мой вопрос : что

делают из стекла ?

Дети : (ответы детей) . Из стекла делают посуду… .

Физ. Минутка. «Отражение в стекле » (выполняется стоя)

(Воспитатель показывает различные фигуры, дети как отражение их повторяют.) (дети садятся)

Воспитатель : Молодцы ребята,вы хорошо запомнили свойства стекла . Стекло очень широко применяется в жизни человека :

-стекло применяется в пищевой промышленности

- стекло применяется в медицине

-стекло применяется в строительной промышленности

-стекло применяется в парфюмерии

Воспитатель : (показывает баночку с песком. Что это в баночке?

Дети : Песок.

Воспитатель : А зачем на нужен песок?

Дети : ответы детей

Воспитатель : Я хочу сегодня рассказать вам историю возникновения стекла и вы узнаете зачем нужен песок.

«Всё о стекле » - презентация

Воспитатель : Ну что ребята, теперь вы знаете зачем нужен песок?

Дети : Из песка делают стекло .

Воспитатель : А вот это сода, которую добавляют в песок для

получения стекла . (воспитатель показывает соду)

Воспитатель : Я знаю, что вы выучили стихи про стекло давайте

расскажем их.

Никита Давно уже не каменный мы век,

Все лучшее для жизни изобретает человек.

Дома он строит, города возводит,

И новые технологии нам приводит.

Аня Но без стекла никто не обойдется ,

И несмотря, что часто оно бьется.

Посуда нам нужна всегда и всем,

И окна нам нужны, конечно, насовсем.

Карина Если б не было б стекла бы ,

Очень скучно жизнь текла бы,

Без очков мы стали б слепы.

Дом без стекол - стал бы склепом…

Печально б очень время шло.

Даша А. Какая б жизнь у нас была,

Сегодня и представить сложно.

Такое чувство, без стекла

И жизнь была бы невозможна!

Воспитатель : А я предлагаю рассмотреть

Выставку стеклянных изделий . (пока дети рассматривают выставку воспитатель раскрывает окна.)

Воспитатель : Ребята, что случилось, почему стало светло?

Дети : Потому что стекло пропускает свет .

Воспитатель : А почему стекло пропускает свет ?

Дети : Потому что стекло прозрачное .

Воспитатель : Молодцы, вы хорошо запомнили свойства стекла .


Раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда «закликания» весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами: из белых ниток – символ уходящей зимы, из красных – символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев. Имели эти куколки и второе значение. С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место куколке на родительском плече. С каждым ребенком в семье родительские плечи раздвигались шире. Сколько детей, столько и куклят на плече свадебной пары. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами. В 19 в. в возрасте до 5 лет как девочки так и мальчики носили только длинную полотняую рубаху, поэтому и куколки эти изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище.

История появления стекла и все сведения о нем Цель: 1. Узнать о теории происхождения стекла. 2..Изучить состав стекла. 3. Ознакомиться со свойствами. 4. Рассмотреть основные виды стекла. 5. Закрепление знаний по теме: «Неметаллические элементы и их соединения




Теория происхождения стекла Наиболее ранняя теория происхождения стекла предложена Плинием Старшим (79 г. н.э.). "Существует предание, - пишет Плиний, - будто бы к устью реки пристал корабль торговцев содой. Рассеявшись по берегу, они готовили обед, и поскольку не оказалось камней, чтобы подставить под котелки, они подложили куски соды; когда эти последние разогрелись и смешались с береговым песком, тогда потекли ручьи новой жидкости, что и явилось началом стекла."


Вполне может быть, что история стеклянных бусин началась в середине III тысячелетия в древнем Египте, где гончары стали перед обжигом покрывать глиняную посуду смесью песка и соды (впоследствии стали прибавлять еще известь). Огонь расплавлял смесь, она растекалась по стенкам посуды, покрывая ее тонкой корочкой. Эту твёрдую, блестящую корочку мы называем глазурью. Но, собственно говоря, мы могли бы ее называть и стеклом; по своему составу она ничем не отличается от стекла.


Реакция получения стекла и его молекулярная формула Состав обычного оконного стекла можно выразить формулой: Na 2 O * CaO *6 SiO 2 Стекло обычно производят из смеси белого песка, соды, известняка, путем сплавления в специальных стекловаренных печах. Процесс получения обычного стекла выражается химическим уравнением: Na 2 CO 3 + CaCO 3 + 6SiO 2 = 2CO 2 + Na 2 O * CaO * 6SiO 2


Состав стекла Стеклоо бразующ ие веществ а Оксиды SiO2B2O3P2O5TeO2GeO2 Фториды AlF3 Базовый метод получения силикатного стекла заключается в плавлении смеси кварцевого песка (SiO 2), соды (Na 2 CO 3) и извести (CaO). В стекловарении используют только самые чистые разновидности кварцевого песка, в которых общее количество загрязнений не превышает 23 %. Особенно нежелательно присутствие железа, которое даже в ничтожных количествах (десятые доли %) окрашивает стекло в зеленоватый цвет.


Окраска стекол Окраску стекла осуществляют введением в него оксидов некоторых металлов или образованием коллоидных частиц определенных элементов: 1. Золото и медь(Au и Cu)при коллоидном распределении окрашивают стекло в красный цвет. Такие стекла называют золотым и медным рубином соответственно. 2.Серебро(Ag)в коллоидном состоянии окрашивает стекло в желтый цвет. 3. Хорошим красителем является селен (Se). В коллоидном состоянии он окрашивает стекло в розовый цвет 4. Оксид кобальта(II) СoO в малых количествах дает голубое стекло 5. Оксид свинца (II) PbO усиливает цвет стекла и придает цвету яркие оттенки.


Свойства Способность пропускать солнечные лучи. Постепенные переход из твердого состояния в жидкое из-за отсутствия постоянной точки кипения и плавления. Стойкость к действию кислот и щелочей. Стекло поддается механической обработке: его можно пилить циркулярными пилами, резать алмазом, шлифовать, полировать. В пластичном состоянии при °С стекло поддается формованию. Его можно выдувать, вытягивать в листы, трубки, волокна, можно сваривать. Выдувание Резка стекла



Интересные факты о стекле Когда разбивается стекло, трещина движется со скоростью 4828 км/ч. Стекло разлагается 1 миллион лет. Стекло это один из немногих материалов, которые могут быть переработаны на 100% при этом не теряя качества. Стекло является аморфным материалом. Это значит, что если чрезвычайно горячее стекло быстро охладить, то оно не затвердеет. Энергия от переработки 1 стеклянной бутылки может питать компьютер в течении 30 минут. Переплавить битое стекло на новые изделия на 40% дешевле, чем произвести новое стекло из первичного сырья. Самое толстое стекло в мире используется в Сиднейском аквариуме. Его толщина 26 сантиметров, а размеры экрана 7 на 4 метра.

Елена Красавина
Конспект занятия «История создания стекла»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СТЕКЛА .

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Задачи : познакомить детей со стекольным заводом и его изделиями; расширить и систематизировать знания детей о производстве стекла , особенностях стекла и стеклянной посуды ; формировать умение видеть противоречивость явлений и решать проблемные ситуации; развивать слуховое внимание.

Целевые ориентиры дошкольного образования : выражает положительные эмоции, умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр и экспериментов.

Словарь : стекольный завод , мастер-стеклодув , художник стеклянной посуды ; стеклянная ; стекло тонкое , прозрачное, цветное, легкое, легко бьющееся, хрупкое, разбивается.

Материалы и оборудование : стеклянные изделия , пластмассовая чашечка, бумажный стаканчик. Камушки, металлическая палочка, мыльная вода и соломинки.

организованной деятельности детей

1. Организационный момент.

Звучит музыка. Входит королева.

2. Знакомство с Королевой стеклянной страны .

Королева стеклянной страны :

– Я – Королева стеклянной страны . Хотите знать, в какой стране я живу?

Воспитатель : Ребята, для этого нам необходимо отгадать загадки.

(Королева стеклянной страны загадывает загадки) .

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь – разобьюсь.

(стекло )

Очень хрупко и прозрачно,

В пользу людям предназначено.

(стекло )

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется,

А ударишь – разобьется.

(стекло )

Королева стекла :

–Правильно! Это стекло . Сегодня я приглашаю вас в свою стеклянную страну и расскажу вам о стекле и стеклянной посуде . Какие предметы из стекла вы знаете ? Где можно встретить стекло и стеклянные изделия ? Рассмотрите стеклянные предметы на столе . Какими словами вы можете сказать о стекле и стеклянных предметах ? (Стеклянная , прозрачная, тонкая, хрупкая, цветное стекло , разбивается, легко бьется, бьющееся.)

«Скажи наоборот» : легкий – тяжелый, прозрачный – темный, звонкий – глухой, бьется – не разбивается, стеклянный – деревянный , хрупкий – твердый.

Королева стеклянной страны :

– У всех жителей стеклянной страны есть одна красивая тайна. Они откроют ее, если по стеклянному предмету легонько ударить. И тогда стекло зазвенит .

«Узнай предмет по звону» .

Вначале дети слушают, как звенит каждый предмет, затем воспитатель ударяет по предмету за ширмой. Дети угадывают, какой предмет звенит. После этого воспитатель и дети обсуждают, почему предмет звенит. (От удара стекло начинает мелко и часто дрожать. Эти колебания передаются воздуху вблизи предмета. В конце концов дрожание воздуха доходит до наших ушей и мы слышим : «Дзинь!» )

4. Беседа о стекле .

Королева. Моя страна необычная : все предметы в ней стеклянные . Подумайте, быть стеклянным – это хорошо или плохо? Поиграем в игру «Хорошо – плохо» . «Хорошо» : хорошо пить из стеклянной посуды (она прозрачная, видно, что пьешь) ; гладкая (хорошо моется, не уколешься, красивая, легкая; «плохо» : стеклянные предметы легко бьются, можно пораниться, нельзя ставить на огонь, трескаются от мороза.

– А вы знаете, как делают стекло ?

Воспитатель рассказывает легенду о рождении стекла , в этот момент Королева стеклянной страны присаживается к детям.

Давным-давно шли по пескам пустыни усталые путники. Развели они на привале костер, а чтобы ветер не задул пламя, они обложили его кусками природной соли, которую везли на продажу. Всю ночь полыхал на ветру огонь, а в сердце его свершалось таинство слияния соли с песком. И родилось чудо! Твердый, как камень, прозрачный, как прохладные воды ручья, сверкающий на солнце слиток лежал утром на отгоревшем кострище. Люди впервые увидели стекло…

– Из чего «варят» стекло ? Где делают стекло и стеклянную посуду ? Как называют человека, который создает стеклянные изделия ? Почему его так называют? Произнесите медленно : стеклодув . Из каких частей состоит это слово? Каким инструментом пользуется мастер-стеклодув для выдувания стекла ? Что выпускает стекольный завод ?

– Не хотите ли вы стать мастерами-стеклодувами ?

Воспитатель раздает трубочки и мыльную воду. Дети пускают пузыри.

5. Физкультминутка :

Вот студеною зимой (дети машут руками)

Дует ветер ледяной,

И вздымает снега тучу (дети выполняют круговые движения руками)

Он суровый и могучий

Зайцы прячутся в кустах, (дети садятся в глубокий присест на несколько минут и встают)

Даже хитрая лиса

Притаилась и сидит,

Ну а снег летит, летит, (дети машут руками)

Но утихла злая вьюга

Солнце светит в небесах (потягивание- руки в стороны)

Скачет по полю лиса (прыжки)

Ну а мы чуть-чуть пройдемся (ходьба)

И домой к себе вернемся. (садятся на свои места)

6. А теперь мы с вами узнаем свойства стекла :

1 эксперимент. Ребята, через стекло проникает свет , значит оно какое? (стекло прозрачное ) .

Давайте скажем : «Стекло прозрачное » . Это будет первое свойство стекла и чтобы убедиться в этом проведем эксперимент. Подойдите ко мне 2 девочки. У вас на столе 2 кружки. Сейчас мы определим какая кружка из стекла . Дети кладут цветные шарики в кружки. Ребята какого цвета шарик в этой кружке (из стекла , правильно, а в другой? Не видно. Значит какая кружка из стекла , скажи Карина? Какой мы делаем вывод? Стекло прозрачное .

Где используют прозрачное стекло ? Для изготовления посуды, окон, стекол для очков…

2 эксперимент. У меня два стакана. Это какой (показываю стеклянный стакан ? Я наливаю в него воду. А этот какой стакан (показываю бумажный стакан? Я наливаю в него воду. Ой, что происходит (вода из бумажного стакана начинает течь? Почему из бумажного стакана течет вода (потому что бумага пропускает воду? Почему из стеклянного стакана не течет вода (потому что он не пропускает воду? Правильно, какой сделаем вывод? Второе свойство стекла водонепроницаемость , стекло не пропускает воду .

3 эксперимент. У меня на столе стоит 3 чашки, из чего они сделаны? (из 3 прозрачных чашек 1- пластмассовая) . Давайте проверим чашки используя свойства стекла . (Воспитатель с детьми, используя свойства стекла определяют , что все чашки стеклянные ). Так что получается, что все чашки стеклянные (да? Сейчас я вот этой палочкой легонько ударю по стеклянным изделиям . Ребята, что вы слышите (мелодичный звук, звук похожий на музыку? Значит 3 свойство стекла – это мелодичность .

4 эксперимент. А вот у меня на столе 3 чашки. Как вы думаете из чего они сделаны? (на столе стоит прозрачная чашка, частично окрашенная, полностью окрашена). Сейчас проверим (воспитатель с детьми, применяя знакомые свойства стекла , рассматривают чашки и доказывают, что они стеклянные ).4 свойство стекла – способность окрашиваться. Ребята, что делают из цветного стекла ?

5 эксперимент. А что произойдет, если я уроню стеклянный предмет (разобьется? Правильно, значит можно сказать, что оно какое (хрупкое? 5 свойство стекла- оно хрупкое . Будем проводить опыт? Конечно нет, будет очень жалко и обидно, если разобьется красивое изделие. Ребята, а у вас дома разбивалось, что-то стеклянное ? Давайте еще раз повторим 5 свойство стекла (стекло хрупкое ) . Как нужно обращаться со стеклянными изделиями ? Как надо собирать разбитое стекло (веником на совок смести, собирать в перчатках? А если человек в очках, что произойдет, если разобьется стекло в очках (может поранить глаз? Правильно ребята, со стеклянными изделиями нужно обращаться очень осторожно. Поэтому в детском саду не разрешается использовать стеклянные изделия .

Давайте вспомним все свойства стекла .

Королева стеклянной страны : Ребята, какие вы молодцы! Как много интересного я узнала! Вот вам волшебный мешочек, я хочу вас угостить за хорошую работу. Спасибо вам! До свидания.

7. Рефлексия.

– С кем вы познакомились на занятии ?

– Что вы узнали о стекле ?

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.