Синдром эмоционального выгорания педагог дополнительного образования моу дод цдютиэ степанова марина леонидовна. Презентация на тему "эмоциональное выгорание" Презентация на тему

«Эмоциональное выгорание» Термин введен американским психиатром Х. Дж. Фрейзенбергером в 1974 году. Первоначально этот термин определялся, как состояние изнеможения, истощения, возникающего вследствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения в процессе профессиональной работы с клиентами, пациентами, учениками. «Эмоциональное выгорание» - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.» В.Бойко


В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.


«Группа риска» В группе риска СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, социальные работники). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый лимит общения, то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.


Синдром включает в себя 3 компонента: Эмоциональное истощение - чувство опустошенности, усталости, вызванное собственной работой, перенапряжения, исчерпанности. Деперсонализация – чувства равнодушия и негативного отношения к людям, циничное отношение к труду и объектам труда. Редукция профессиональных достижений - недовольство собой, чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.


Три стадии синдрома эмоционального выгорания: 1 нервное (тревожное) напряжение его создают хроническая психоэмоциона льная атмосфера, дестабилизиру ющая обстановка, повышенная ответственност ь, трудность контингента 2 резистенция (сопротив- ление) человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений; 3 Истощение оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным.




Группа внешних факторов: Хроническая напряженность психоэмоциональной деятельности (активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию); Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования); Повышенная ответственность за исполняемые функции (самоотдача и самоконтроль столь высоки, что к следующему рабочему дню психические ресурсы не восстанавливаются) Неблагополучная психологическая атмосфера (конфликтность по вертикали «руководитель- подчинённый», и по горизонтали «коллега- коллега»); Психологически трудный контингент (дети с аномалиями в развитии, нервной системе и т.д).


Группа внутренних факторов Склонность к эмоциональной ригидности (кто неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан); Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (повышенная ответственность за порученное дело, «отдаётся делу без остатка») Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности. Не привык и не умеет поощрять себя за проделанную работу. Нравственные дефекты и дезориентация личности. В ключ енность при работе такие моральны х аспект ов, как совесть, честность, уважение прав и достоинств других, добропорядочность.






К поведенческим и психологическим: Работа становится все тяжелее, а способности выполнять её – всё меньше; Рано приходит на работу и остается надолго; Поздно появляется на работе и рано уходит; Берёт работу на дом; Чувство неосознанного беспокойства, скуки; Чувство обиды, разочарования; Неуверенность; Чувство вины, невостребованности; Раздражительность, подозрительность; Неспособность принимать решение; Дистанционирование от коллег; Повышенное чувство ответственности за учеников; Общая негативная установка на жизненные перспективы; Легко возникающее чувство гнева.


Как восстановить эмоционально- психологический баланс? психотренинг, психотерапия, арт-терапия, визуализация, музыкотерапия, ароматерапия; соблюдение психогигиены (настрой на позитив, расчет и обдуманное распределение своих нагрузок; переключение с одного вида деятельности на другой; конструктивное разрешение конфликтов; создание на рабочем месте ощущения безопасности и уюта, визуального и акустического комфорта); профессиональное развитие и самосовершенствование уход от ненужной конкуренции; эмоциональное общение поддержание хорошей физической формы (правильное питание, активный образ жизни, занятия спортом); овладение умениями и навыками саморегуляции;




Экспресс-опросник выгорания Ответьте на вопросы «да» или «нет». За каждый положительный ответ начислите себе 1 балл. 1. Когда в воскресенье я вспоминаю о том, что завтра снова идти на работу, то остаток дня уже испорчен. 2. Если бы у меня была возможность уйти на пенсию, я сделал бы это без промедления. 3. Коллеги на работе раздражают меня. Невозможно терпеть их одни и те же разговоры. 4. То, насколько меня раздражают коллеги, еще мелочи по сравнению с тем, как выводят меня из равновесия дети. 5. На протяжении последних трех месяцев я отказывался от курсов повышения квалификации, от участия в конференциях. 6. Придя с работы я чувствую себя, как выжатый лимон. 7. С делами по службе я справляюсь «одной левой». Нет ничего такого, что могло бы удивить меня в ней своей новизной. 8. О моей работе мне едва ли кто скажет что-нибудь новое. 9. Стоит мне только вспомнить о своей работе, как хочется взять и послать ее ко всем чертям 10. За последние 3 месяца мне не попала в руки ни одна специальная книга, из которой я почерпнул бы что-нибудь новенькое.


Оценка результатов: 0 – 1 балл. Синдром выгорания вам не грозит. 2 –6 баллов. Вам необходимо взять отпуск, отключиться от рабочих дел. 7 –9 баллов. Пришло время решать: либо сменить работу, либо, что лучше, переменить стиль жизни. 10 баллов. Налицо синдром эмоционального выгорания.


Методика «10 животных» Уважаемые коллеги! Перечислите, пожалуйста, 10 животных в порядке убывания вашей симпатии к ним. На листочках в столбик запишите этих животных. Есть ли среди них тот, на кого вы похожи? Где он находится в списке? На каком месте? Интерпретация результатов: Если в самом начале, то у вас несколько завышенная самооценка, если в самом конце, вы, скорее всего, недооцениваете себя, если же в середине вы оцениваете себя объективно, знаете свои плюсы и минусы. Адекватная самооценка залог психологического здоровья и барьер для эмоционального выгорания.


Упражнение «Баланс реальный и желательный» Нарисуйте, пожалуйста, круг. В нем, ориентируясь на внутренние психологические ощущения, секторами отметьте, в каком соотношении в настоящее время они находятся: 1.работа (профессиональная жизнь), 2.работа по дому 3.личная жизнь (путешествия, отдых, увлечения). Рядом нарисуйте второй круг. В другом круге – их идеальное соотношение. Обсуждение: -Есть ли различия? В чем они заключаются? Почему так получилось? -Что можно сделать, чтобы приблизить одно к другому? За счет чего? -От кого или от чего это зависит?


Игра «Трудоголики» и «Пофигисты» Двум командам присваивается название: Трудоголики и Пофигисты. Участникам предлагается в режиме мозгового штурма выдвинуть аргументы в поддержку своей позиции Почему хорошо быть трудоголиком? Почему хорошо быть пофигистом? Затем команды по очереди обмениваются тезисами. Побеждает та команда, которая придумает большее количество тезисов в поддержку своей позиции и чьи тезисы будут более убедительными.


Упражнение «16 ассоциаций» 1. Лист делится на 5 равных вертикальных колонок. В первой колонке записывается 16 ассоциаций на слова «моя работа». Во второй колонке пишутся ассоциации на слова из первой колонки, объединяя их попарно: ассоциация на первое и второе слова, ассоциация на третье и четвертое слова, затем на пятое и шестое и т.д. Таким образом, во второй колонке получается уже восемь ассоциаций. В третьей колонке процедура повторяется, с тем лишь различием, что ассоциации находятся на пары из второй колонки, – в третьей колонке получаем 4 слова. Продолжаем до тех пор, пока в последней, пятой, колонке не останется только одна ассоциация. Ее также необходимо изобразить в виде схематического рисунка. Тоже самое записывается к понятию «помехи в работе». 2. Теперь у каждого есть два изображения – рисунок помехи к удовлетворению от работы и образное ассоциативное представление о самой работе. Их необходимо сравнить, выделить общие и различные элементы, проанализировать с точки зрения наличия сильных и слабых черт, возможных направлений роста.


Незаконченные предложения «Жил-был педагог» Ваша задача, не особо задумываясь, закончить предложения. Здесь не может быть правильных и неправильных ответов. Пишите первое, что придет в голову. Время на выполнение 2-3 минуты. 1.По утрам он просыпался и думал___________________ ______________________ 2.Собираясь на работу, он ________________________ ________________________ 3. Весь рабочий день он мечтал__________________ ________________________ __ 4. Придя домой, он______________________ ________________________ _________ 5. Засыпая, он думал___________________ ________________________ __________ ________________________ _______ _______ ________________________ _____ ________________________ ________ ________________________ _______ ______________


Интерпретация: Это проективная методика. Это когда человек рисует или описывает что-либо, на подсознательном уровне имея в виду свои переживания и проблемы. Прочтите, пожалуйста, по очереди только первое предложение. Прочтите еще раз про себя свои ответы. Они Вам нравятся? Если да, то замечательно. Если же что-то вызывает у Вас недовольство – в течение 1-2 минут перечитайте, подумайте и перепишите непонравившиеся предложения так, как бы Вам хотелось. Переведите все на позитив. Вот такими несложными упражнениями можно проработать любую проблему.


Упражнение «Замещение» Часто наше внутренне напряжение связано не с каким-либо фактором реальной жизни, а с тем, что мы сами придумали о себе. Иногда наши собственные мысли заслоняют от нас реальность или искажают ее. Не чувствуя этого, мы принимаем собственные домыслы за реальную ситуацию и начинаем действовать в соответствии со своими установками, попадая в разлад с жизнью и получая довольно болезненный опыт. Это называется психологическим механизмом замещения реальности собственными домыслами. Давайте попробуем проиграть такие ситуации, взятые из жизни. 1 ситуация – Коллега с вами не поздоровалась. 2 ситуация – Ребенок устраивает истерику, капризничает. У частник и сообща ю т о своих домыслах, предположениях, почему с ним так поступают. Остальные предлагают различные варианты мотивов данного поступка, которые могут встречаться в жизни. А теперь выдвинем предположения о реальных мотивах это го поступка. Вывод: Данн ы е упражнени я помогает наглядно увидеть, что наши домыслы часто расходятся с реальностью, это отравляет нашу жизнь, провоцирует ссоры, конфликты, чувство вины, неоправданные страхи, подрывает наше здоровье.


Упражнение «Улыбка» Японская пословица гласит: «Сильнейший тот, кто улыбается». Улыбка это эффективный инструмент позитивного воздействия на себя и окружающих. Если мышцы лица «работают на улыбку», то происходит гораздо большее, чем вы можете себе представить: мышцы активизируют нервы, расположенные в них, и тем самым в мозг «посылается» позитивный сигнал. Вы можете это проверить прямо сейчас. Улыбнитесь (неважно, если получится гримаса, вся суть в том, что работают нужные мышцы). Сохраняйте это положение примерно 30 секунд. Если вы честно проделаете этот эксперимент, то сможете однозначно констатировать: что наступило облегчение. И с этого момента все пойдет к лучшему.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Синдром эмоционального выгорания

Термин «burnout» - «выгорание», «сгорание» предложил Г. Фрейденбергер (Н. Freudenberger) в 1974 году для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюдаемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек». Немного истории

В 1981 г. А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «Запах горящей психологической проводки». Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них.

В. В. Бойко под эмоциональным выгоранием понимает "выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия".

Фазы и симптомы стресса (В.В.Бойко) Нервное (тревожное) напряжение Резистенция, то есть сопротивление Истощение

Фаза напряжения. Нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и "запускающим" механизмом в формировании эмоционального выгорания. Фаза резистенции (сопротивление нарастающему стрессу). В этой фазе человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений. Фаза истощения. Фаза истощения сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, оскудением психических ресурсов. Фазы эмоционального выгорания

специфика профессиональной педагогической деятельности (необходимость сопереживания, сочувствия, нравственная ответственность за жизнь и здоровье вверенных ему детей, стаж работы) организационный фактор: перегруженность рабочей недели; низкая оплата труда; напряженный характер работы; служебные неприятности; неудовлетворенность работой: отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; демократические преобразования в области образования, приведшие к изменению взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса. Неблагополучная атмосфера в педагогическом коллективе: однополый состав коллектива, наличие конфликтов по вертикали и горизонтали, нервозная обстановка побуждают одних растрачивать эмоции, а других искать способы экономии своих психических ресурсов. Внешние факторы, провоцирующим выгорание

коммуникативный фактор: отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией; неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации ролевой и личностный фактор (индивидуальный): тяжелые заболевания близких, материальные затруднения, личностная неустроенность, плохие взаимоотношения между супругами, отсутствие нормальных жилищных условий, недостаток внимания, уделяемого домочадцами. Неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Внутренние факторы

" педантичный", характеризующийся добросовестностью, возведенной в абсолют, чрезмерной, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка (даже в ущерб себе) Типы личности, которым угрожает СЭВ

"демонстративный", стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы

" эмотивный", состоящий из впечатлительных и чувствительный людей. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением.

чувство безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); дегуманизация (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); негативное самовосприятии в профессиональном плане (ощущение недостатка чувства профессионального мастерства). Синдром эмоционального выгорания имеет следующие проявления

Резкое повышение утомляемости Хроническая усталость Головные боли Восприимчивость к изменениям внешней среды Изменение артериального давления Астения (бессилие, слабость) Ограничение движений в шее, боли в спине Непроизвольные движения – сжимание кулаков, зажатость Увеличение или потеря веса Одышка Бессонница Половая дисфунцкия физические симптомы

Пессимизм цинизм чёрствость безразличие агрессивность раздражительность тревога, чувство вины эмоциональные

желание отдохнуть безразличие к еде оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств поведенческие

падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам интеллектуальное состояние

низкая социальная активность падение интереса к досугу, увлечениям социальные контакты ограничиваются работой скудные отношения на работе и дома социальные симптомы

снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. Лечение и профилактика синдрома эмоционального выгорания

1.Информирование педагогов Цель: расширение информированности сотрудников о том, как помочь себе сохранить профессиональное здоровье и работоспособность Выпуск буклетов, памяток, постеров Выступление на педсовете, собрании коллектива Этапы психологической профилактики профессиональной деформации педагогов

2.Эмоциональная поддержка и стимулирование Цель: создание х орошего климата внутри коллектива, чувства достаточной эмоциональной поддержки от коллег и администрации Поддержка творчески работающих педагогов: благодарности, грамоты, поощрения, рейтинг «Профессиональные достижения» Вовлечение профессионально успешных педагогов в участие педагогических чтений, конференций, в выступления из опыта работы, участие в конкурсе «Учитель года», показ открытых мероприятий, тьютерство Совместные вечера и отдых, поездки с детьми, участие в спортивной жизни школы, праздники и дни рождения

3.Профессиональная помощь Цель: сохранение качества профессиональной деятельности педагогов Непрерывное психолого- педагогическое образование педагога, повышение его квалификации. Диагностика личностных особенностей и особенности проявления синдрома эмоционального выгорания педагогов. Организация работы творческих групп. Гештальт - супервизия Проведение семинаров-тренингов: -«Коммуникативные игры» -«Обучение способам саморегуляции» -«Профессиональный рост»

Рекомендации педагогам для профилактики и устранения "выгорания" стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ СПОСОБЫ РЕГУЛЯЦИИ ОРГАНИЗМА длительный сон вкусная еда общение с природой и животными баня, массаж, движение, танцы музыка

САМОРЕГУЛЯЦИЯ - смех, улыбка, юмор; – размышления о хорошем, приятном; – различные движения типа потягивания, расслабления мышц; – наблюдение за пейзажем за окном; – рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных или дорогих для человека вещей; – мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее); – «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах; – вдыхание свежего воздуха; – чтение стихов; – высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Если ты подаришь кому-то радость, жизнь подарит тебе счастье ГЛАВНЫЙ СЕКРЕТ – УЛЫБКА!!! .

I. Способы, связанные с управлением дыханием. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10–15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.

II. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением Сядьте удобно, если есть возможность, закройте глаза; – дышите глубоко и медленно; – пройдитесь внутренним взором по всему вашему телу, начиная от макушки до кончиков пальцев ног (либо в обратной последовательности) и найдите места наибольшего напряжения (часто это бывают рот, губы, челюсти, шея, затылок, плечи, живот); – постарайтесь еще сильнее напрячь места зажимов (до дрожания мышц), делайте это на вдохе; – прочувствуйте это напряжение; – резко сбросьте напряжение - делайте это на выдохе; – сделайте так несколько раз. В хорошо расслабленной мышце вы почувствуете появление тепла и приятной тяжести. Если зажим снять не удается, особенно на лице, попробуйте разгладить его с помощью легкого самомассажа круговыми движениями пальцев (можно поделать гримасы - удивления, радости и пр.).

Известно, что «слово может убить, слово может спасти». В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» – Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3–5 раз. III. Способы, связанные с воздействием слова

IV. Способы, связанные с использованием образов Специально запоминайте ситуации, события, в которых вы чувствовали себя комфортно, расслабленно, спокойно, - это ваши ресурсные ситуации. – Делайте это в трех основных модальностях, присущих человеку. Для этого запоминайте: 1) зрительные образы события (что вы видите: облака, цветы, лес); 2) слуховые образы (какие звуки вы слышите: пение птиц, журчание ручья, шум дождя, музыка); 3) ощущения в теле (что вы чувствуете: тепло солнечных лучей на своем лице, брызги воды, запах цветущих яблонь, вкус клубники).

Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. Не залезайте в "долгосрочный кредит" ваших внутренних резервов и возможностей. Не забывайте о том, что не только Ваши подопечные, но и Вы сами в не меньшей степени нуждаетесь в помощи, заботе и внимании по защите и сбережению Вашего здоровья и психоэмоционального ресурса. Выводы

Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, измены, потери. Для этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека. Но не следует считать такие неудачи непоправимыми катастрофами. То, что можно, следует исправить. А на нет - и суда нет, как говорят в народе.

Спасибо за внимание! Пусть в этот год исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года! Пусть снежинки, тая на ладошках, дарят надежду на изменения к лучшему! Пусть свечи, которые вы зажгли в праздничный вечер поддерживают огонь приятных эмоций все 365 дней года, а их тепло согревает сердца и души, день за днем даря улыбки! Всего вам большого и светлого...


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

«Эмоциональное сгорание - плата за сочувствие» Презентацию подготовила: Педагог-психолог МДОАУ № 95 г. Белогорск ТКАЧ ЛАРИСА АЛЕКСАНДРОВНА

Что такое синдром профессионального выгорания? Характеризуется физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, в отдельных случаях – бесчувствием и негуманным отношениям к клиентам и подчиненным, ощущением некомпетентности в профессиональной сфере, неуспеха в ней и в личной жизни, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы и пр. Термин «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ) (burnout – сгорание, выгорание) впервые был введен в 1974 г. американским психиатром Х. Дж. Фрейденбергером. В опубликованных в печати исследованиях чаще всего дается следующее определение СЭВ: это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиональной сфере.

Факторы, определяющие развитие синдрома выгорания «Синдром эмоционального выгорания» характерен только для представителей коммуникативных профессий, или, как еще принято их называть, профессий типа «человек – человек». По данным отечественных и зарубежных исследователей, данный синдром встречается в 30 – 90% случаев всех категорий руководителей, судей, учителей, продавцов, медицинских работников и т.д. в зависимости от конкретной профессиональной деятельности, типа личности, объективных возможностей психологической адаптации к реальным ситуациям. Наиболее ярко выгорание проявляется в случаях, когда коммуникации отягощены эмоциональной насыщенностью, как правило, на почве стресса.

1) субъективные (индивидуальные) связаны: с особенностями личности, возрастом (молодые сотрудники больше подвержены риску «выгорания»), системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты, с личным отношением к выполняемым видам деятельности, взаимоотношениями с коллегами по работе, участниками судебного процесса, членами своей семьи. Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т.п. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники - те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу. Причины синдрома профессионального выгорания 2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями, например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д.

Ощущение усталости и опустошённости большую часть времени; Снижение иммунитета и постоянно плохое самочувствие; Частые головные боли, боли в спине и мышцах; Изменение аппетита и привычек сна; Затрудненное дыхание, отдышка; Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание; Гипертензия (повышенное давление); Сердечные болезни Физические признаки и симптомы эмоционального выгорания

Эмоциональные признаки и симптомы эмоционального выгорания Чувство недостатка удачи и неуверенности в себе; Чувство беспомощности, ощущение нахождения в тупике; Отстранённость, ощущение одиночества в мире; Потеря мотивации; Часты циничные и негативные прогнозы; Неудовлетворённость и чувство не выполненного долга. Безразличие и усталость Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность Раздражительность, агрессивность Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться

Поведенческие симптомы и признаки эмоционального выгорания Уход от ответственности; Самоизоляция; Волокита, долгое достижение целей; Всеобщее разочарование в себе и в других; Пропуск работы, приход на работу позднее и уход раньше; Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть; Безразличие к еде, стол скудный, без изысков; Малая физическая нагрузка; Оправдание - употребления табака, алкоголя, лекарств; Несчастные случаи (например: травмы, падения, аварии и т.д.); Импульсивное эмоциональное поведение.

Интеллектуальные симптомы и признаки эмоционального выгорания Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе; Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни; Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям; Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании); Формальное выполнение работы.

Социальные симптомы и признаки эмоционального выгорания Нет времени или энергии для социальной активности; Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби; Социальные контакты ограничиваются работой; Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе; Ощущение изоляции, непонимания других и другими; Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Три стадии синдрома профессионального выгорания (К. Маслач, 1982) ПЕРВАЯ СТАДИЯ: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ: возникают недоразумения с окружающими (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии других людей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень. Три стадии синдрома профессионального выгорания (К. Маслач, 1982)

Три стадии синдрома профессионального выгорания (К. Маслач, 1982) ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

Эмоциональная регуляция Каким же образом мы можем помочь себе избежать выгорания? Наиболее доступным в качестве профилактических мер является использование способов саморегуляции и восстановления себя. Это своего рода техника безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности. Никогда не страдай в одиночку (не держи в себе свои тревоги, проблемы), поговори с тем, кому доверяешь - подругой, котом (молчаливым и благородным слушателем). Прими теплый душ, расслабься и дай волю слезам (вода их смоет, а шум воды успокоит). Тщательно проанализируй ситуацию - там, где нет выхода, должен быть вход (в новую ситуацию жизнь). Используй все виды терапии: - музыка (тихая, негромкая, любимая); природотерапия: полистай альбомы с натюрмортами; прогулки по лесу; приласкай кота, собаку, погуляй на свежем воздухе; трудотерапия: вымой посуду, полы; лечение сном: спи, когда хочется и сколько хочется, спи днем (15-40 минут), дневной сон-сон красоты. помогает частое мытье рук под струей холодной воды; массаж. разрядка эмоций (выразить вслух или письменно все, что вы хотели и хотите сказать). Хочется напомнить о некоторых способах саморегуляции: это способы, связанные с управлением дыханием, способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением. Способы, связанные с воздействием слова: самоприказы, самопрограммирование, вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями; сформулируйте текст программы, для усиления эффекта можно использовать слова «именно сегодня»: Именно сегодня у меня все получится; Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной и т.д. Самоодобрение, самопоощрение: В случае даже незначительных успехов хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!» и т.д.

Чтобы избежать СЭВ, необходимо следовать следующим правилам: стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; научиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т.д.

Эмоциональное выгорание не болезнь и не диагноз, а тем более не приговор. В зависимости от того, как человек относится к себе и к своей жизни, он будет либо «звездой», либо «свечкой», чья участь - гореть и плакать.

http:// newtomorrow.ru/stress/simptomi_vigoraniya.php http:// www.transactional-analysis.ru/methods/141-burnout-syndrome http:// www.openclass.ru/node/106170 https:// festival.1september.ru/articles/578061/ Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. - СПб., 2004. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М., 1996. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания// Медицинские новости.-2002.- №7.- С. 3-9 . Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме//Журнал практического психолога. 1998. N 8. С. 84-89. Источники.


    Слайд 1

    Синдром профессионального выгорания включает в себя примерно сто различных проявлений. а) чувстве безразличия, эмоционального истощения, изнеможения (человек не может отдаваться работе так, как это было прежде); б) дегуманизации (развитие негативного отношения к своим коллегам и клиентам); в) негативном самовосприятии в профессиональном плане - недостаток чувства профессионального мастерства.

    Слайд 2

    Слайд 3

    Определение уровня эмоционального выгорания проводились по методике В.В.Бойко. Эмоциональное выгорание состоит из 3-х фаз:

    «Напряжение» – симптомы: «переживание психотравмирующих обстоятельств», «неудовлетворённость собой», «загнанность в клетку», «тревога и депрессия»; «Резистенция» – симптомы: «неадекватное эмоциональное избирательное реагирование», «редукция профессиональных обязанностей», «эмоционально-нравственная дезориентация», «расширение сферы экономии эмоций»; «Истощение» – симптомы: «психосоматическое и психовегетативное нарушение», «эмоциональный дефицит», «эмоциональная отстранённость», «деперсонализация».

    Слайд 4

    . Формирование фаз эмоционального выгорания у специалистов

  • Слайд 5

    выгорания - три основных фактора, играющие существенную роль в синдроме эмоционального личностный,ролевойи организационный

    Слайд 6

    Личностный фактор.

    Психолог Фрейденбергописывает «сгорающих» как сочувствующих, гуманных, мягких, увлекающихся, идеалистов, ориентированных на людей, и - одновременно - неустойчивых, интровертированных, одержимых навязчивыми идеями (фанатичные), «пламенных» и легко солидаризирующихся. Махер пополняет этот список «авторитаризмом» (Авторитарным стилем руководства) и низким уровнем эмпатии. В. Бойко указывает следующие личностные факторы, способствующие развитию синдрома эмоционального выгорания: склонность к эмоциональной холодности, склонность к интенсивному переживанию негативных обстоятельств профессиональной деятельности, слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.

    Слайд 7

    Ролевой фактор.

    Установлена связь между ролевой конфликтностью, ролевой неопределенностью и эмоциональным выгоранием. Работа в ситуации распределенной ответственности ограничивает развитие синдрома эмоционального сгорания, а при нечеткой или неравномерно распределенной ответственности за свои профессиональные действия этот фактор резко возрастает даже при существенно низкой рабочей нагрузке. Способствуют развитию эмоционального выгорания те профессиональные ситуации, при которых совместные усилия не согласованы, нет интеграции действий, имеется конкуренция, в то время как успешный результат зависит от слаженных действий.

    Слайд 8

    Организационный фактор

    Развитие синдрома эмоционального выгорания связано с наличием напряженной психоэмоциональной деятельности: интенсивное общение, подкрепление его эмоциями, интенсивное восприятие, переработка и интерпретация получаемой информации и принятие решений. Другой фактор развития эмоционального выгорания - дестабилизирующая организация деятельности и неблагополучная психологическая атмосфера. Это нечеткая организация и планирование труда, недостаточность необходимых средств, наличие бюрократических моментов, многочасовая работа, имеющая трудноизмеримое содержание, наличие конфликтов как в системе «руководитель - подчиненный», так и между коллегами.

    Слайд 9

    Выделяют еще один фактор, обусловливающий синдром эмоционального выгорания - наличие психологически трудного контингента, с которым приходиться иметь дело профессионалу в сфере общения (тяжелые больные, конфликтные покупатели, «трудные» подростки и т.д.)

    Слайд 10

    Общие причины, свойственные появлению «профессионального выгорания» у всех категорий работников, так и специфичные особенности, связанные с характером их деятельности.

    Слайд 11

    К общим причинам относятся:

    Интенсивное общение с разными людьми, в том числе негативно настроенными; работа в меняющихся условиях, столкновение с непредсказуемыми обстоятельствами; особенности жизни в мегаполисах, в условиях навязанного общения и взаимодействия с большим количеством незнакомых людей в общественных местах, отсутствие времени и средств на специальные действия по улучшению собственного здоровья.

    Слайд 12

    К специфичным причинам можно отнести:

    Проблемы профессионального характера (карьерного роста) и условий труда (недостаточный уровень з/п, состояние рабочих мест, отсутствие необходимого оборудования или препаратов для качественного и успешного выполнения своей работы); невозможность оказать помощь в некоторых случаях; более высокая степень негативного результата, чем в большинстве других служб воздействие клиентов и их близких, стремящихся решить свои психологические проблемы за счет общения со специалистом; тенденция последнего времени – угроза обращений клиентов и родственников с юридическими претензиями, исками, жалобами

    Слайд 13

    Профессиональное выгорание меньше касается людей, имеющих опыт успешного преодоления профессионального стресса и способных конструктивно меняться в напряженных условиях. Также ему более стойко противостоят люди, имеющие высокую самооценку и уверенность в себе, своих способностях и возможностях. Важной отличительной чертой людей, устойчивых к профессиональному выгоранию, является их способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще

    Слайд 14

    По данным Н.В. Самоукиной, ведущего научного сотрудника Психологического института РАО, симптомы, составляющие синдром профессионального выгорания, условно можно разделить на три группы: психофизические, социально-психологические поведенческие.

    Слайд 15

    К психофизическим симптомам профессионального выгорания относятся такие, как:

    чувство постоянной, непроходящей усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости); ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности на изменения внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию); общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей); частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

    Слайд 16

    резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница (быстрое засыпание и отсутствие сна ранним утром, начиная с 4 час. утра или, наоборот, неспособность заснуть вечером до 2-3 час. ночи и "тяжелое" пробуждение утром, когда нужно вставать на работу); постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня; одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке; заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

    Слайд 17

    К социально-психологическим симптомам профессионального выгорания относятся такие неприятные ощущения и реакции, как:

    Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные "срывы" (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, "уход в себя"); постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, подозрительности, стыда, скованности); чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что "что-то не так, как надо"); чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что "не получится" или человек "не справится"; общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу "Как ни старайся, все равно ничего не получится").

    Слайд 18

    К поведенческим симптомам профессионального выгорания относятся следующие поступки и формы поведения работника:

    Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее; сотрудник заметно меняет свой рабочий режим дня (рано приходит на работу и поздно уходит либо, наоборот, поздно приходит на работу и рано уходит); вне зависимости от объективной необходимости работник постоянно берет работу домой, но дома ее не делает; руководитель отказывается от принятия решений, формулируя различные причины для объяснений себе и другим; чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам; невыполнение важных, приоритетных задач и "застревание" на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий.

    Слайд 19

    Во время рабочего дня факторами повышения работоспособности могут стать:

    Фотографии близких, памятных вам мест, красивые пейзажи, которые нужно не просто размещать на рабочем месте, но иногда несколько секунд смотреть на них, как бы «уходя» в более комфортную и приятную обстановку; возможность в течение рабочего дня хотя бы 2 раза выйти на 5-10 минут на свежий воздух; запах цитрусовых (он может быть от саше или другого ароматизатора, а может – просто от мандарина, апельсина или стакана сока); прием «белого листа»: сядьте, закройте глаза и представьте белый лист, на котором ничего не написано, постарайтесь удержать перед мысленным взглядом эту картину так долго, как сможете, ни о чем не думая и не представляя других образов; глубокое дыхание, во время которого на несколько секунд перед новым вдохом вы задерживаете следующее движение мышц (лучше, если вы при этом дышите «животом»).

    Слайд 20

    Также важное значение в профилактике синдрома выгорания имеют следующие методы:

    Использование "тайм-аутов", что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей – успех, который повышает степень самовоспитания); овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);

    Слайд 21

    профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома выгорания является обмен профессиональной информацией с коллегами, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы – курсы повышения квалификации, конференции и пр.); уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома выгорания); эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным), кроме этого важно иметь друзей из других профессиональных сфер, чтобы иметь возможность отвлекаться от своей работы; поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком усугубляют проявления синдрома выгорания).

    Слайд 22

    Хотите узнать, не грозит ли вам эмоциональное выгорание?Тогда ответьте на вопросы нашего теста:

    Слайд 23

    Вопрос 1. Вы должны задержаться на работе, но тут вам звонят приятели и предлагают устроить дружескую вечеринку.Каким образом вы отреагируете?

    А) Очень печально вздохнете – 3 Б) Постараетесь отогнать от себя неизвестно откуда взявшуюся мысль: «Не судьба…» - 2 В) Немного погрустите, что не получилось увидеть друзей, но тут же вновь с головой окунетесь в работу – 1 Г) Испытаете самую настоящую ненависть к делу, которым занимаетесь – 4.

    Слайд 24

    Вопрос 2. Вы находитесь в кругу коллег, хотя и в нерабочей обстановке. Разговор перешел на профессиональную сферу. Что вы чувствуете в этот момент?

    А) Принимаете пассивную позицию и без интереса слушаете, что говорят ваши сослуживцы – 2 Б) Вклиниваетесь в беседу только с ироническими репликами – 3 В) Мечтаете только убежать отсюда – 4 Г) Тут же начинаете сплетничать обо всем подряд – 1

    Слайд 25

    Вопрос 3. Вам позвонил секретарь и сказал, что в офисе проблемы с проводкой. Ваша первая мысль:

    А) «Только бы мне это не принесло вреда» - 2 Б) «Отлично! Незапланированный отпуск!» - 3 В) «Жаль! Столько нужно сделать…» - 1 Г) «Гори все синим пламенем!» - 4

    Слайд 26

    Вопрос 4. Завал на работе, у начальника много планов. Вы:

    А) Жалеете, что начальник наверняка отмахнется от ваших предложений – 2 Б) Будете переживать о том, что так ли они хороши, каковыми кажутся – 1 В) Мрачно представляете, сколько вам предстоит работы – 3 Г) Вы чернее тучи и буквально взрываетесь от раздражения – 4

Cлайд 1

Синдром эмоционального выгорания педагогов

Cлайд 2

Синдром эмоционального выгорания - Это долговременная стрессовая реакция, возникающая вследствие продолжительных профессиональных стрессов, полученных на работе, включающая в себя психофизиологические и поведенческие компоненты.

Cлайд 3

Основные факторы, способствующие эмоциональному выгоранию Внешние: хроническая напряженная эмоциональная деятельность; повышенная ответственность; неблагополучная атмосфера профессиональной деятельности; психологически трудный контингент; -небольшая оплата труда; отсутствие выходных, интересов вне работы. Внутренние: повышенная впечатлительность и чувствительность; высокий самоконтроль; волевое подавление отрицательных эмоций; склонность к повышенной тревоги; постоянный анализ мотивов своего поведения.

Cлайд 4

Стрессы современного человека Культурный стресс Когда естественная реакция запрещена нормами трудовой этики и культурными традициями, сложившимися в обществе. 2. Информационный стресс Когда человек не успевает справиться с задачей, нарушает требуемый от него темп. 3. Эмоциональный стресс Возникает в процессе общения, в ответ на обиды и разногласия в коллективе. 4. Стресс бездеятельности Когда человеку настроенному на активное действие нечего делать, когда он не умеет правильно отдыхать.

Cлайд 5

Симптомы эмоционального выгорания: - физические (усталость, утомление, истощение, изменение веса, плохой сон, одышка, головные боли, болезни сердечно-сосудистой системы; - эмоциональные (пессимизм, - безразличие, агрессивность, раздражительность, преобладает чувство одиночества, потеря надежд и перспектив; - поведенческие (безразличие к еде, появляется желание отдохнуть, оправдание употребление табака, алкоголя, лекарств); - интеллектуальные (падение интереса к новым идеям в работе, скука, апатия, тоска, формальное выполнение работы, малое участие в коллективных делах); - социальные (низкая активность, падение интереса к досугу, непонимание других людей, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег).

Cлайд 6

В 2009-2010 учебном году было проведено анонимное анкетирование В нем приняли участие 29 человек.

Cлайд 7

ПЕРВАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания Снижение самооценки. исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!» Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.

Cлайд 8

ВТОРАЯ СТАДИЯ профессионального выгорания Одиночество. - возникают недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

Cлайд 9

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ профессионального выгорания Эмоциональное истощение, соматизация. притупляются представления о ценностях жизни, человек становится равнодушным ко всему; глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям - гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости

Cлайд 10

Тест на стрессоустойчивость 3 – очень часто 2 – время от времени 1 – редко 0 – никогда

Cлайд 11

Часть 2 3 - в большой степени, 2 - в небольшой степени, 1 - незначительно, 0 - не свойственно. Нервозность 3 2 1 0 Ухудшение самочувствия 3 2 1 0 Ухудшение результатов своей деятельности 3 2 1 0 Понижение работоспособности 3 2 1 0 Появление нехарактерных ошибок 3 2 1 0 Изменения в мимике (частые моргания, поднятие бровей, движения губ, “шмыгание” носом) 3 2 1 0 Изменение обычной, привычной позы 3 2 10 Изменение цвета кожи лица (покраснение, побледнение) 3 2 10 Изменения в речи 3 2 1 0 Ухудшение памяти (что-то забываю) 3 2 1 0 Ухудшение внимания (невнимательность) 3 2 1 0 Ухудшение мышления (замедление темпа мыслительной деятельности) 3 2 1 0

Cлайд 12

Обработка результатов Подсчитайте суммарный показатель по двум частям методики и сравните результаты с критериями теста: 0–35 баллов - высокая стрессоустойчивость; 36–70 баллов - средняя стрессоустойчивость; 71–105 баллов - низкая стрессоустойчивость.

Cлайд 13

Практический блок Профилактика стресса Средства и методы борьбы со стрессом: арт-терапия; визуализация; музыкотерапия; соблюдение психогигиены (настрой на позитив, умение обращать на 95% плюсов, переключение внимания с одного вида деятельности на другой, создание на рабочем месте уюта, распределение своих нагрузок); саморегуляция; уход от ненужной конкуренции; эмоциональное общение; поддерживание физической формы.

Cлайд 14

Физиологическая саморегуляция «Болезни души неотделимы от болезней тела» Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из-за отрицательных эмоций и нереализованных желаний. «мышечный панцирь». Он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.

Cлайд 15

Упражнение «Спать хочется» Представьте себе, что вам очень хочется спать и ваша голова склоняется то на правое плечо, то на левое. Положите голову на правое плечо. Мышцы шеи слева напряглись. Напряглись мышцы плеча и верхней части груди. Трудно дышать, долго удерживать это положение неудобно, неприятно. Выпрямились. Мышцы шеи естественно расслабились. Легко дышится. Отдыхайте. Положите голову на левое плечо. Напряглись мышцы шеи, правого плеча, а также мышцы верхней части груди. Удерживайте это положение некоторое время. Почувствуйте напряжение. Долго удерживать неудобно. Трудно дышать. Выпрямились! Мышцы шеи естественно расслабились. Отдыхайте. Мышцы шеи полностью расслабились. Легко и свободно дышится. (Выполните упражнение по 2 раза в каждую сторону).

Cлайд 16

Упражнение «Не урони вазу» - Представьте себе, что вы несете тяжелую вазу с большим букетом. Чтобы не уронить вазу и не испортить букет, руки у вас вытянуты вперед. Так держать вазу неудобно, тяжело, и руки напрягаются. - Напрягите пальцы и полностью обе руки. Еще больше напрягите! Подержите так. Вам тяжело удерживать руки в таком положении, но вазу уронить нельзя. Напряжены руки от кончиков пальцев до самых плеч. - Аккуратно поставьте вазу на пол и уроните руки на колени. Отдохните. Прислушайтесь к своим ощущениям Ваши руки тяжелые, приятно расслаблены и теплые. (Упражнение выполняется 2 раза).

Cлайд 17

Cлайд 18

«Продукты счастья» Фрукты. Кисло-сладкий вкус фруктов рождает бурю положительных эмоций, а витамин-С защищает организм, повышая его сопротивляемость болезням.

Cлайд 19

Овощи Они богаты витаминно-минеральном составом. Содержат: каротин, витамины А и Е, магний, йод, железо, медь, кальций. Лечат исстрадавшуюся душу. В них есть серотонин - гормон счастья, и тирамин - органическое соединение, которое превращается в серотонин в организме. Благодаря этому улучшается настроение, а в стрессовых ситуациях работают как антидепрессанты.
Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.