Работоспособность организации. Работоспособность человека и методы ее повышения

Работоспособность — потенциальная возможность инди-вида выполнять целесообразную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени.

Объективные показатели: производительность и качество труда;

Субъективные показатели: степень удовлетворенности работника результатами своего труда, вовлеченность разных сторон и уровней психики человека в осуществление деятельности, активизация умственных способностей и мотивационно-волевых компонентов, психологическая цена результата по величине затрат личностных ресурсов.

Виды работоспособности

Предлагается несколько классификаций рабо-тоспособности.

Общая работоспособность отражает способности человека выполнять любую общественно полезную деятельность. Это характеристика устойчивых качеств здоровья человека.

Профессиональная работоспособность отражает характеристики тех систем и функций человека, которые необходимы для выполнения профессиональных задач. Например, в результате заболевания или травмы человек потерял слух, но это может не отразиться существенным образом на выполнении им профессиональных обязанностей, связных с корректировкой текстов в типографии.

Потенциальная работоспособность характеризует максимально возможный объем работы, который способен выполнить данный человек. Это значение близко понятию «экстремальная работоспособность», если имеется в виду объем работы, доступный человеку в экстремальной ситуации при полной мобилизации всех его сил.

Актуальная работоспособность характеризует состояние субъекта деятельности, определяющее уровень его эффективности в данный промежуток времени (например, в начале третьего часа работы). Предполагается, что актуальная работоспособность меняется во времени, и эти изменения закономерны, типичны для большинства людей, выполняющих данную работу.

По отношению к решаемой работником задаче можно выделить максимальную, оптимальную и сниженную ра-ботоспособность. В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью соответству-ющей «кривой» .

Выделяют работоспособность умственную и физическую. При тяжелых физических нагрузках первично страдают мышцы, а при умственной — центральная нервная система. Хотя в спортивной медицине наблюдается ряд противоречий. В частности, при снижении физической работоспособности стра-дают соответствующие группы клеток центральной нервной си-стемы.

В физической работоспособности выделяют силовую, вынос-ливую и скоростную. Эти виды работоспособности изучались, главным образом, в сфере спортивной медицины, ибо представи-тели различных видов спорта достигают наивысших результатов в случае тренировки специфичной для определенного вида спорта работоспособности. Например, стайер и спринтер нуждаются: один — в выносливой работоспособности, а другой — в скорост-ной.

Динамика работоспособности

Показатели работоспособности человека в течение дня изменчивы.

При непрерывной работе в течение 8 часов уровень работоспособности специалиста можно разделить на пять периодов

Период врабатываемости — стадия работоспособности, ха-рактерная для начала работы, когда работник, если можно так вы-разиться, «втягивается» в работу, на начальном этапе еще не обес-печивая максимальных показателей в труде. Такая стадия обычно длится 20…30 мин. По мере приложения волевого усилия работоспособность специалиста нарастает, он сосредотачивается на трудовой Деятельности, у него включаются механизмы автоматический действий и т. д.

Стадия оптимальной работоспособности — период, харак-теризующийся стабильными максимальными показателями про-изводительности, субъективным состоянием комфорта. Может длиться 3-4 часа (величина его зависит от опыта работника, уровня мотивации и отвлекающих факторов). Производительность удерживается на высоком уровне, явления утомления отсутствуют, волевые усилия незначительны и характеризуются стабильностью. Задача ру-ководителей и специалистов, ответственных за организацию труда персонала, состоит в обеспечении максимальной продолжитель-ности этой стадии.

Период полной компенсации — стадия, на которой начина-ет развиваться утомление, так как работник уже израсходовал часть психофизиологических ресурсов. Продолжение работы на задан-ном уровне достигается усилием воли. В начальный период этой стадии качество работы не страдает, поддержание ра-ботоспособности обеспечивается волевой компенсацией. Продолжительность этого периода составляет 1-2 часа.

Период неустойчивой компенсации — снижает-ся и качество деятельности, когда волевые усилия работника не в состоянии компенсировать расходуемые в процессе деятельности психофизиологические ресурсы. Субъективно на этой стадии фор-мируется чувство усталости. Производительность труда постепенно снижается на 20…25%, у человека появляются выраженные субъективные и объективные признаки усталости. Если работу не прекратить, что возрастает количество ошибочных действий и негативных эмоций, связанных с трудовой деятельностью.

Конечный «порыв» — стадия, характерная для высокомоти-вированной работы, на которой волевые усилия позволяют под-нять снижающуюся производительность труда.

Прогрессивное снижение продуктивности при продолжении работы — заключительный период.

В зависимости от вида труда, индивидуальных особенностей, состояния здоровья, профессиональной подготовленности про-должительность, чередование и степень выраженности отдельных стадий могут меняться в значительных пределах вплоть до выпа-дения некоторых из них. Соотношение продолжительности стадий работоспособности — один из показателей оптимальности организации процесса деятельности.

Если в течение рабочей смены работник делает перерыв на обед (длительностью ½-1 час), то динамика изменения работоспособности будет иной. Уже за 25-40 минут до перерыва она начнет падать и фактически достигает неприемлемых значений за 5-10 минут до перерыва. Хотя формально человек продолжает работать, психологически он уже «обедает». После завершения длительного обеденного перерыва работник не сразу выходит в режим оптимальной работоспособности, а снова проходит через стадию врабатываемости. Таким образом, длительный обеденный перерыв может существенно (на 10-20%) снижать общую результативность работы сотрудника. Специалисты так объясняют эти явления:

Методы оценки работоспособности

Выделяют прямые и косвенные методы оценки работоспособности

Элементарные методики оценивают один законченный, но предельно простой элемент операции (скорость и качество компьютерного набора, устный счет, просмотр рядов цифр и букв и т. д.). Их достоинствами являются простота и возможность точного количественного учета, а к недостаткам можно отнести тот, факт, что выполнение одного элемента еще не может полностью характеризовать качество профессиональной деятельности человека в целом.

Операционные методики позволяют вычленить и оценить один участок алгоритма работы, который заключается в выполнении законченного комплекса элементарных действий (начисление зарплаты бухгалтером, редактирование книги редактором и т. д.). Их достоинствами являются возможность количественной и качественной оценки реального сегмента трудовой деятельности, возможность сравнения труда разных специалистов и возможность оценки групповой деятельности. К минусам можно отнести более высокая трудоемкость и сложность стандартизации.

Интегральные методики оценивают законченный алгоритм профессиональной деятельности. Сильными сторонами подобных методик является то, что они направлены на оценку конечной эффективности поставленной перед работником цели и учитывают влияние мотивации работника на результаты его труда, а слабыми - громоздкость данных методик, трудность воспроизведения результатов, сложность методик, необходимость экспертных оценок и пр.

В качестве косвенных показателей работоспособности человека чаще всего используется динамика показателей функционального состояния организма или параметры протекания психологических процессов. Их оценка производится путём объективных измерений с использованием физиологических методов и тестов, а также на основе сбора и анализа данных субъективного состояния психических и соматических функций.

При исследовании физической работоспособности применяют метод дозированных мышечных нагрузок, создаваемых с помощью велоэргометра. В этом случае суждение о работоспособности составляется на основании изучения динамики показателей внешнего дыхания и сердечно-сосудистой системы.

Умственная работоспособность человека отличается большим разнообразием и с трудом поддается оценке. Условно, труд человека-оператора можно разделить на три типа:

Сенсорный

Сенсомоторный

Логический

Детерминанты работоспособности

Работоспособность, как упоминалось, — системное качество, характеризующее субъект труда, уровень которого определяется большим числом факторов, относящихся к особенностям органи-зации работы и самого работника (функциональным состоянием организма и величиной его резервных возможностей; профессио-нальным опытом и подготовленностью; направленностью лично-сти, т.е. характером и степенью выраженности потребностей, ус-тановок и мотивов деятельности и рядом других факторов). Все факторы, влияющие на работоспособность, можно разделить на физиологические, пси-хологические и профессиональные.

Физиологические детерминанты работоспособности. Выде-ляют три таких фактора.

Первый фактор — флуктуации(любое колебание или любое периодическое изменение) параметров функционирования организма, в частности изменения уровня лабильности сложных нервных структур, температуры тела, скорости деления клеток, хи-мических показателей крови (уровня гормонов, ферментов и дру-гих веществ) и т.п. Исходный уровень активности физиологиче-ских систем, обеспечивающих выполнение трудовых операций, претерпевает существенные циклические изменения. Это естественный процесс, в той или иной мере присущий любому живому организму. Периодичность этих изменений различна — от нескольких минут до нескольких лет. Наибольшее значение имеют так называемые циркадианные (от лат. circa около и dies — сутки) (их еще называют циркадными) ритмы активности, отражающие изменения в суточном цик-ле. К этим ритмам, обусловленным сменой дня и ночи, «привяза-на» жизнедеятельность большинства организмов на земле. У че-ловека все психофизиологические системы настроены на работу в светлое время суток и на отдых — в темное. Такая внутренняя биологическая система хронометрирования называется «эндоген-ными часами», или осциллятором.

Циркадианная система достаточно стабильна. Например, че-ловек, находящийся непрерывно в течение нескольких недель без часов и с полной свободой распоряжаться своим временем, выби-рает «свой» ритм, близкий к продолжительности суток. Экспериментально было ус-тановлено, что в суточной активности периоды времени 2 — 4 часа ночи и 3 — 4 часа дня являются наиболее неблагоприятными для трудовой деятельности, так как в это время отмечается наиболее значительное ухудшение работоспособности. В это же время, как показывает практика, отмечаются «пики» ошибочных действий. В других экспериментах было показано, что в ран-ние утренние часы температура тела человека, скорость реакции и задачи на бдительность имеют наименьшие значения в суточ-ном цикле.

Важнейшим естественным «задатчиком» времени для человека является солнечная активность (смена дня и ночи). Поэтому пе-ремещения человека в другие часовые пояса вызывает состояние рассогласования внутреннего ритма и природного (смены дня и ночи), что может негативно отразиться на работоспособности че-ловека. Такое явление называется десинхроноз.

Десинхроноз — это состояние человека, связанное с наруше- нием суточной периодики физиологических и психических фун- кций при смене часовых поясов и проявляющееся слабостью, вялостью, бессонницей в ночные и сонливостью в дневные часы, понижением работоспособности . Наиболее час-то это состояние наблюдается у работников транспорта, пересе-кающих несколько часовых поясов (пилотов и стюардесс, маши-нистов и проводников поездов дальнего следования), а также ра-ботников, отправившихся в командировку. Если человек после 1 —2 суток пребывания в измененном часовом поясе возвращается в исходную точку, то это не ведет к развитию адаптационных изме-нений. Если пребывание в условиях «чужого» часового пояса до-статочно продолжительно (более 3-х суток), то это приводит к пе-рестройке биологических ритмов, «подстраивающихся» под новые временные условия. Заканчивается такая «подстройка», в основ-ном, к исходу 5-х суток. Работа, связанная с частыми, даже непро-должительными по времени, сменами часовых поясов, довольно напряженная, сопровождается интенсивным расходованием фун-кциональных ресурсов работника.

Пример влияния годовых ритмов: работоспособность челове-ка в зимний период в целом ниже, чем в летний, что обусловлено многими факторами и, прежде всего, сокращением продолжитель-ности светового дня. Цикличность изменения работоспособнос-ти проявляется также в изменениях, «привязанных» к отпуску. Эти изменения были изучены на примере деятельности летчиков. В период после отпуска (примерно 1 —1,5 месяца) отмечается недостаточная работоспо-собность (своеобразный период «врабатывания»). Известна не-дельная динамика работоспособности — наилучшие показатели труда отмечены в середине недели.

Второй фактор, определяющий преимущественно динамику работоспособности, — скорость расходования энергетических ре-сурсов организма в процессе работы, что обусловлено характером самой выполняемой работы. Понятно, что интенсивная, связан-ная с ускоренным расходованием ресурсов, трудовая деятельность скорее приведет к снижению работоспособности, чем легкая. Ха-рактер выполняемой работы служит основанием для разделения труда по степени тяжести (см. гл. 9). В свою очередь учет показате-лей интенсивности труда, скорости расходования ресурсов явля-ется основой для нормирования труда.

Третий фактор — состояние физиологических систем. Наруше-ния функционирования физиологических систем становятся при-чиной снижения работоспособности. Для характеристики способ-ности функциональных систем организма человека обеспечивать выполнение трудовой деятельности используется понятие «физи- ологические резервы» — выработанная в процессе эволюции адап-тационная способность органа или системы и организма в целом усиливать интенсивность своей деятельности по сравнению с со-стоянием относительного покоя в ответ на рабочую нагрузку.

Многочисленными исследованиями установлено, что сниже-ние работоспособности может быть обусловлено целым рядом функциональных нарушений в организме. К ним относятся бо-лезненные и предболезненные состояния, их остаточные явления, функциональные расстройства, вызванные воздействием неблагоприятных санитарно-гигиенических факторов обитания, хро-ническое утомление и переутомление, нервно-психическая напря-женность, а также ряд психических состояний, таких как доми-нантное, дремотное, состояния преждевременной психической демобилизации, эйфории, фобии и др.

В настоящее время актуальной стала проблема употребления ряда психоактивных веществ (алкоголя, лекарств, наркотиков), что также приводит к снижению работоспособности. Об этом гово-рят, например, судебно-медицинские исследования останков после авиационных катастроф, свидетельствующие о значительной доле пилотов, у которых обнаружены следы употребления психоактив-ных и других лекарственных средств, потенциально снижающих операторские функции человека. К таким веществам относятся, например, некоторые гипотензивные средства (понижающие дав-ление), антигистаминные (используемые при аллергических ре-акциях и состояниях), снотворные и успокоительные. Имеет мес-то употребление алкоголя и наркотических средств работниками на производстве и на транспорте. Притчей во языцех стало упо-требление алкоголя за рулем автомобилей, что многократно по-вышает риск возникновения дорожно-транспортных происше-ствий.

В целях минимизации влияния данного фактора на работоспо-собность работника в некоторых видах трудовой деятельности при-нята система медицинского контроля персонала, заступающего на смену (дежурство). В частности, предрейсовый медицинский ос-мотр проходят водители общественного транспорта, машини-сты, диспетчеры и ряд других категорий работников железнодо-рожного транспорта, пилоты самолетов, операторы электростан-ций, диспетчеры системы управления воздушным движением и др. В тех областях профессиональной деятельности, где цена ошиб-ки человека особенно высока, необходимо минимизировать ве-роятность совершения этой ошибки человеком со сниженной ра-ботоспособностью, что достигается посредством «входного» (пред-сменного, предрейсового, предполетного) контроля персонала.

Порядок проведения таких обследований определяется феде-ральным органом исполнительной власти в области здравоохра-нения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ). Как правило, медицинские обследования включают внешний осмотр (состояние кожных покровов, слизистых), определение па-раметров гемодинамики (частота пульса и величина артериально-го давления), а также в ряде случаев выявление признаков упо-требления алкоголя. Для этих целей используются специальные алкотестеры, определяющие содержание паров алкоголя в выды-хаемом воздухе. Следует подчеркнуть, что использование алкоте-стеров позволяет лишь заподозрить факт употребления алкоголя,

не заменяя наркологической экспертизы, которая должна прово-диться в специализированном лечебном учреждении, имеющем на данный вид деятельности соответствующую лицензию.

Психологические детерминанты. Это те факторы, которые характеризуют субъект деятельности и влияют на время поддер-жания высокой способности к труду. К ним относят:

    индивидуально-психологические качества. Н.А.Добролюбов говорил: «Нет людей бесталанных, есть люди неуместные. Те работники, у которых рассогласование требований профессии и собственных качеств выражено наиболее сильно, в работе будут испытывать существенные трудности. Например, работники ло-комотивных бригад, не обладающие достаточной выраженностью такого профессионально-важного качества, как устойчивость к монотонии, быстрее теряют работоспособность, необходимую для эффективного выполнения производственных задач, что выража-ется в большем количестве браков этих работников;

(Связь с темпераментом)

    направленность личности специалиста — характер и степень выраженности потребностей, установок и мотивов деятельности; устойчивость эмоционально-волевой сферы.

Профессиональные детерминанты. Это факторы, характери-зующие процесс, средства и условия профессиональной деятель-ности, а также характеристики субъекта труда, обусловливающие качество выполнения работы в течение заданного времени. Их можно сгруппировать в следующие классы.

Санитарно-гигиенические, микроклиматические условия ра- боты. Чем хуже эти условия, тем быстрее работник расходует необ-ходимые для выполнения деятельности психофизиологические ре-сурсы. Тем быстрее у него развиваются неблагоприятные психиче-ские состояния и соответствующее снижение работоспособности. Именно поэтому для отдельных категорий работников трудовым законодательством установлен сокращенный рабочий день.

Эргономические характеристики рабочего места. Их значе-ние хорошо иллюстрируют различия, которые водители автомо-биля отмечают в длительной поездке в машинах с хорошей и пло-хой эргономикой.

Режим труда и отдыха работника. Традиционным счита-ется такая организация труда, при которой рабочая смена при-ходится на день и длится не более 8 часов (законодательство Рос-сийской Федерации устанавливает продолжительности рабочей недели в 40 часов, в ряде стран Евросоюза — еще меньше). Тем не менее все большее распространение получает организация труда, включающая ночные смены. Например, в США каждая третья семья имеет работника, который трудится на сменной ра-боте, предполагающей выход в вечерние и даже ночные часы. Очевидно, что скользящий график работы, когда работник тру-дится циклами «день — вечер — ночь», вызывает необходимость постоянной перенастройки функциональных систем организма. Многочисленные исследования показали, что при выполнении некоторых заданий, требующих постоянной бдительности (кон-троль качества, мониторинг), отмечается снижение качества при работе в третьей (ночной) смене. Работоспособность в третьей смене может снижаться из-за попадания на соответствующую фазу циркадианного никла, а также в результате нарушений сна, которые практически неизбежны при данной форме организа-ции работы.

Есть и другие формы организации сменной работы (например, работа сутками), когда в силу развития утомления наступает сни-жение работоспособности.

Профессиональный опыт и подготовленность — уровень раз-вития, пластичность, устойчивость специальных знаний, навыков, умений. Новичок, не владеющий твердо навыками трудовых опе-раций, будет уставать существенно больше профессионала со ста-жем, соответственно, темп снижения работоспособности будет у него существенно выше.

Психофизиологические предпосылки поддержания работоспособности

Повышать или поддерживать работоспособность за счет пред-отвращения нарушений функционального состояния организма или нормализации (коррекции) измененного в процессе деятель-ности состояния возможно по трем основным направлениям.

    Проведение профессионального медицинского и психологи- ческого отбора кандидатов на обучение конкретным професси-ям и периодического медико-психологического освидетельство-вания специалистов. В ходе этих мероприятий можно выявить от-рицательно влияющие на работоспособность неблагоприятные индивидуальные особенности организма, выраженные в состоя-нии здоровья, уровне физического развития и подготовленности, чертах характера и темперамента, психических состояниях и т.д.

2. Оптимизация, совершенствование объекта, содержания, условий и организации деятельности за счет учета психологических, физиологических, антропометрических и других особен-ностей и возможностей человека в системе «человек—машина—среда». Рациональная конструкция рабочего места и его элемен-тов, компоновка оборудования с учетом логики процесса управления, хороший обзор приборов и досягаемость органов управле-ния создают благоприятные условия не только для эффективной работы, но и для поддержания нормального функционального со-стояния работника.

Профилактике функциональных нарушений и снижения рабо-тоспособности способствуют создание оптимальных условий оби-тания на рабочем месте, использование эффективных средств за-щиты от воздействия неблагоприятных факторов среды, форми-рование здорового психологического климата в коллективе и т. д. Для предотвращения чрезмерного утомления важное значение имеет достижение рационального уровня автоматизации процес-сов управления, способствующего уменьшению информационной и физической загрузки, снижению темпа работы, т. е. оптимиза-ции процесса деятельности. Большую роль в обеспечении высо-кой работоспособности играет совершенствование организации деятельности, а именно создание рационального режима труда, от-дыха и питания, обеспечение оптимальной рабочей нагрузки, раз-работка программ подготовки с учетом не только обучающего эф-фекта, но и функциональной загрузки обучающихся.

3. Приемы непосредственного, прямого воздействия на че- ловека, такие как индивидуальная регламентация профессиональ-ной деятельности, активный отдых и физическая подготовка, пси-хогенные, физиолого-гигиенические, электрофизиологические, фармакологические, физические средства и методы.

Одним из методов психогенного управления функциональным состоянием и соответственно работоспособностью является ауто-генная тренировка, различные варианты которой нашли широ-кое применение в клинической практике, в спортивной медици-не, в физиологии труда. В качестве психогенного средства, спо-собствующего снятию чрезмерного эмоционального напряжения, релаксации или психической активации и в конечном итоге уско-рению «врабатываемости», повышению работоспособности и со-кращению периода восстановления нормального функционально-го состояния, все шире используется на производстве функцио-нальная музыка. В основе благотворного влияния музыки на работоспособность и вообще на жизнедеятельность организма лежит ее способность вызывать положительные эмоции, стиму-лировать ритмику деятельности ряда функций

4. Применение фармакологических средств. Современная фармакология располагает арсеналом средств повышения, сохра-нения и восстановления работоспособности. Как правило, эти ве-щества близки или совпадают по своему составу с биологически активными веществами (нейромедиаторами, гормонами и их ме-таболитами). Все средства можно объединить в несколько групп: а) лекарственное ускорение и повышение адаптации; б) фармако-логическая профилактика и терапия хронического утомления и психической депрессии при длительной работе; в) лечение и про-филактика острого утомления при критических ситуациях.

В настоящее время проводится изыскание стимуляторов в це-лях:

    мобилизации резервных возможностей организма. Это «психоаналептики». Они используются однократно и в особо крити-ческих ситуациях. Например, фенамин, первитин, кофеин и др.;

    восстановления физической и умственной трудоспособно-сти. Это класс препаратов, именуемых «психоэнергизаторы» (гептаминол, деанол и др.);

    сохранения работоспособности в сложных условиях (напри-мер, при кислородной недостаточности, изменении газовой сре-ды, температуры и т. п.) за счет положительного влияния на энер-гетический обмен. Подобные средства получили название «актопротекторы»;

    ускорения и закрепления адаптации и торможения развития утомления. Это группа так называемых «адаптогенов» (например, растительного происхождения: женьшень, элеутерококк и др.).

Please enable JavaScript to view the

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Общая характеристика, понятие и виды работоспособности, характеристика её фаз в динамике. Условия труда водителей и факторы, влияющие на снижение их работоспособности. Характеристика основных методов и направлений поддержания работоспособности персонала.

    курсовая работа , добавлен 23.07.2015

    Закономерности изменения качества деятельности и функционального состояния работника в процессе непрерывной работы. Вероятные причины снижения работоспособности человека. Разработка рациональных алгоритмов деятельности, системы сбалансированного питания.

    презентация , добавлен 19.12.2013

    Определение работоспособности, её уровни, динамика, виды. Психофизиологические основы формирования умственной и физической работоспособности. Оценка влияния работоспособности персонала на эффективность деятельности предприятия СПК "Птицефабрика Гайская".

    курсовая работа , добавлен 10.06.2014

    Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала. Исследование психофизиологических особенностей работников компании ООО "КРОНИКС ПЛЮС" в контексте анализа работоспособности. Анализ кадрового состава.

    дипломная работа , добавлен 26.07.2010

    Материальное стимулирование труда: условия применения и эффективность. Анализ системы мотивация персонала на ООО "Сыктывкарский мясокомбинат". Оценка уровня конкурентоспособности персонала. Разработка методов нематериального стимулирования сотрудников.

    курсовая работа , добавлен 11.06.2014

    Цели и этапы внедрения системы мотивации персонала. Поддерживающие и мотивирующие факторы. Сущность материального стимулирования наемных работников. Критерии отбора в организацию. Основные методы формирования и поддержания организационной культуры.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2013

    Стимулирование труда как важная составляющая структуры мотивации персонала. Наиболее распространенные и нетрадиционные способы материального и нематериального стимулирования труда, их эффективность, взаимосвязь, положительные и отрицательные моменты.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2010

Работоспособность человека - это способность поддержания организма в оптимальном рабочем состоянии для максимизации вносимого вклада в результат рабочей системы благодаря физическому или информационному труду. Этот вклад отдельного работника в общий результат группы согласовывается при этом с требованиями к работоспособности, которые направляют эту группу и окружение, например, семью на его достижение.

Требования к работоспособности человека имеют не только временное и количественное измерение; они охватывают также и блага поставленных результатов. При этом требования к работоспособности не всегда направлены на человека как часть рабочей системы, а на рабочую систему, в общем, с её биологическими, организаторскими, техническими и социальными компонентами.

Требования к работоспособности противостоят предложению работоспособности рабочего, которое состоит из его работоспособности и готовности к труду.

Работоспособность человека охватывает как максимальную работоспособность в кратком отрезке времени, так и не высокую длительную работоспособность, которой можно располагать на протяжении длительного времени. В общем говоря о работоспособности, речь идет об общем уровне располагаемых индивидуальных предпосылок работоспособности, которые могут быть применены для реализации требований к работоспособности. Работоспособность не является постоянной величиной. Она определяется многочисленными условиями, которые изменяются с течением времени, и могут взаимодействовать между собой. Сюда причисляют, например, конституцию тела, пол, опыт, основные способности, знания и приобретенные навыки.

Работоспособность представляет производительную мощность человека, которой он может располагать. Эта формулировка не описывает в полной мере человеческое предложение работоспособности, поскольку это зависит от того, готов ли человек при данных условиях находится в состоянии применять эти способности полностью или частично. Готовность к труду обозначается как возможность или также готовность реализации этой производительной мощности.

Профессиональная пригодность человека

Профессиональная пригодность человека к проведению работы не постоянная, а переменная величиной, которая указывает, в зависимости от различных факторов влияния, значительное распределение. Это распределение может быть в одном случае интериндивидуальным, т.е. касаться различий между разными людьми; а также речь может идти и об интраиндивидуальном распределении, то есть о распределении признаков профессиональной пригодности одного и того же человека, но только в разные времена.

Принятие во внимание как интериндивидуального, так и интраиндивидуального распределения весьма необходимо при организации рабочих заданий и рабочих процессов. Только в редких случаях, когда, например, проводятся мероприятия по организации труда для приблизительно одинаковых групп лиц, организатор труда может ориентироваться на средние значения. В иных случаях он должен учитывать распределительные области по признакам профессиональной пригодности или личностным признакам.

Целый ряд признаков профессиональной пригодности зависит друг от друга, так, например, размер тела и длина рук, профессиональный опыт и возраст, как и силы тела и пол. Эти зависимости могут служить для того, чтобы уменьшить разброс различий работоспособности вследствие индивидуальных различий и, соответственно, изменений в признаках профессиональной пригодности. Так, например, малая сноровка может быть компенсирована большим рабочим опытом.

Отдача от работоспособности человека зависит от работоспособности и готовности к труду. Работоспособность человека изменяется помимо прочего посредством упражнений и утомления. Тут же существуют автономные, то есть, не подчиняющиеся воле, механизмы регулирования, которые регулярно на протяжении дня переключают функцию тела из «рабочей фазы» в «фазу отдыха» и наоборот. Благодаря этим различным проявлениям человеку становиться возможным по его воле или несознательно приспосабливаться к различным ситуациям, добиваться результатов по возможности более экономно и защищать себя от перегрузок.

Многие функции органов человека изменяются на протяжении дня, и эти изменения повторяются периодически в ритме на протяжении около 24 часов (23 - 26 часов). Сюда причисляют, например, кровяное давление и система кровообращения, температура тела, влажность кожи. Температура тела показывает, например, в первой половине дня, между 8 и 11 часами, её абсолютный максимум и достигает своего относительного минимума между 13 и 15 часами, а абсолютного минимума - на протяжении ночи, между 1 и 4 часами. Этот врождённый дневной ритм синхронизируется на 24-часовой ритм благодаря влиянию окружающей среды.

Для такой синхронизации очень важными на ряду со сменой света и темноты являются, прежде всего, социальные установки времени такие, как установленное рабочее время, время для принятия пищи, время для возможных контактов между людьми и время для привычного проведения свободного времени. Эти отрезки времени относятся к дневному времени. Если все эти установки времени чередуются, человеческий организм может приспосабливаться к такому сдвигу.

После длительного полёта, например, в США человеку требуется 14 дней, чтобы приспособиться к этому сдвигу времени. Если только некоторые установки времени меняют своё место по отношению к кривой дневного ритма, например, рабочее время при сменной работе, в то время как другие установки времени ритма смены света и темноты, как, например, рабочее время и время отдыха других лиц и членов семьи - останутся прежними, организм не сможет себя перестроить либо будет перестраиваться очень тяжело. Это положение вещей нужно учитывать при организации сменной и ночной работы.

Организация труда должна учитывать процесс биологического дневного ритма. Наряду с кривой физиологической готовности к труду существуют области автоматической работоспособности, доступных воле резервов применения, а также недоступных воле экстренных резервов. Чем больше работающий перемещается из области автоматической работоспособности, которая позволяет ему проведение работы с минимальными затратами, в область допустимых резервов применения, тем выше будет находиться ожидаемая усталость.

Второй существенный компонент готовности к труду - это психологическая готовность к труду, а также и трудовая мотивация. В определённых границах слабая физиологическая готовность к труду может быть заменена соответствующей сильной трудовой мотивацией.

При повторяемом выполнении одинаковых или похожих работ это приводит к повышению работоспособности , которое проявляется в снижении напряженности работников, в уменьшении требуемого для работы времени и в улучшении качества работы. Практика включается, не зависимо от обучения работника.

Упражнение, выполняемое сознательно или по плану, является составной частью процесса обучения. Практика происходит также неосознанно и может быть обозначена как спутник человеческой деятельности. Обучение и упражнения являются не механическими, а жизненными и развивающимися процессами.

Колебания уровния работоспособности человека в условных единицах

Изменения, связанные с течением практики, например, время выполнения, очень сильны в начале обучения и упражнения и со временем постепенно уменьшаются. Выигрыш от практики, как правило, также более высокий, это означает, что кривая практики на графике проходит тем более круче, чем ниже практика, которую человек привносит в свое рабочее задание на основе своей предыдущей деятельности (перенос практики). Производственный опыт и научные исследования показывают, что практический выигрыш в основном зависит от:

  • частоты выполнения деятельности и длительности практики,
  • профессиональной пригодности, которую приносит человек благодаря своим задаткам, способностям, и переноса практики со своей предыдущей деятельности,
  • уровня сложности методов труда и
  • методов практики.

Рядом с «активной практикой» из-за повторяющегося выполнения могут быть введены такие методы практики, как «наблюдательная практика» (наблюдения) и «ментальная практика» повторяемое выполнение в уме рабочего цикла. Комбинация активной и ментальной практики ведет часто к выигрышам от практики.

Достижение определенного времени выполнения, к которому часто прибегают на практике может быть уменьшено тем, что во время практики будут установлены паузы, и что интервалы практик не будут превышать определённой длины. Один раз перед работой появляется, возможно, практический стимул, который слабеет при длительности практики, а после паузы опять достигает определённой высоты. Большое значение имеет отдых во время пауз. Для планомерного обучения с целью как можно более короткого по времени обучения вытекает следующее: общее время практики разделить на отрезки небольшой длительности, которые будут разбавлены перерывами или деятельностями другого вида.

На два типа:
- Ориентация на сам процесс
- Ориентация на результат

Ориентация на рабочий процесс
Этот подход наиболее распространен в России. Главной чертой этого типа является то, что работник фокусирует все свое внимание на ходе выполнения работы, не обращая внимания на конечный результат, который поставил перед ним руководитель. Для работника становится важным осуществление деятельности на определенном отрезке времени. Как ни странно, но такое отношение к работе воспитывается уже с детства различными учреждениями и родителями.

Существует ряд причин, которые заставляют работника ориентироваться на процесс работы:
- Формирование раннего мировоззрения, которое ориентировано на процесс.
- Неверно или нечетко сформированная начальством цель.
- Недостаточность информации о возможностях достижения поставленной цели.

Самое большое на работоспособность подчиненного оказывают второй и третий пункты.

В компании деятельность, которой направлена на процесс, можно увидеть ряд отличительных признаков:
- Частые совещания, после которых нет результата или же незначительный поверхностный результат.
- Руководство часто задает вопрос: «Почему не выполнена работа?»
- В компании нет четкой системы за контролем качества.
- Для выполнения задач ставятся большие сроки, чем реально требуется.
- Отсутствие документированных планов работы.
- Отсутствие документированных отчетов о выполненной работе.

Ориентация на результат
Самом ценным в деятельности каждого человека является результат его работы и не важно, чем этот человек занимается.

Эффективность достигнутого результата можно определить по выполняемым условиям:
- Достижение результата за планируемое время.
- Достижение результата с использованием запланированных ресурсов.
- Четкое достижение запланированного результата.

Для каждого работника, который нацелен на эффективную и продуктивную работу, важным является получение результата и совсем не важно то, что произойдет срыв поставок или другие обстоятельства, которые могут оказать влияние на достижении поставленной цели.

Такой подход к работе имеет множество преимуществ перед первым вариантом работы:
- Удобство при диагностике появившихся проблем
- Быстрое устранение проблем
- Быстрое развитие любой деятельности
- Высвобождение дополнительного времени у каждого работника, занятого в определенной сфере деятельности
- Повышение уровня ответственности
- Улучшение взаимоотношений в коллективе
- Стремление к сотрудничеству
- Увеличение степени самооценки работников
- Повышение интереса к осуществляемой деятельности

Чтобы в организации деятельность, которая будет ориентирована на результат, нужно:
- Руководитель компании должен четко определить цель деятельности фирмы. И в случае непонимания поставленной задачи со стороны работника уметь дать объяснения и правильно направить его.
- Организация планирования деятельности. В плане должны быть четко проставлены сроки выполнения, ресурсы и ожидаемый результат.
- Определение лиц, которые будут ответственными за данные виды работ; тщательный контроль над выполнением каждого этапа плана.
- Разработка системы штрафов и поощрений, чтобы условные рефлексы.

Также надо отдельно , что самую большую ответственность за происходящее несет руководитель компании. И если подчиненный не справился с поставленной целью, то главная вина ложится на руководителя, так как он не смог донести до сотрудника поставленную задачу или же он допустил ошибку при приеме данного сотрудника на работу. А если сама компания ориентирована на процесс, то в первую очередь на процесс ориентирован и сам руководитель фирмы. Рыба гниет с головы!

Основным показателем нашей трудовой деятельности является наша работоспособность, т.е. некий уровень функциональных возможностей организма, который характеризует эффективность работ, выполняемых нами за определенный промежуток времени.

Так как наша работоспособность зависит от множества факторов, таких как: половая принадлежность, возраст, физическое и умственное состояние, настроение, характер питания, знания, умения, навыки и опыт, то в сущности, многими из перечисленного мы умеем управлять. В целом, управлять своей работоспособностью можно научиться.

И хотя работоспособность — величина непостоянная, которая зависит и от влияния погодных условий, времени года и настроения, ученые и исследователи выяснили, что если мы будем лучше знать особенности своего организма и условия, в которых он работает наиболее эффективно, то мы сможет управлять своей работоспособностью в различные периоды времени.

Этапы нашей работоспособности

Для чего, спросите вы? Все очень просто: зная время очередного периода утомления, мы сможем заранее все рассчитать и подготовиться, чтобы работа в целом была выполнена в определенный срок. Полезно знать интересные факты о нескольких этапах, которыми характеризуется работоспособность:

Первый этап: Врабатывание — приходится на первый, и реже на второй час работы.

Второй этап: Устойчивая работоспособность — длится последующие 2-3 часа работы.

Третий этап: Утомление — когда работоспособность снижается.

За весь рабочий день эти этапы повторяются дважды — до обеденного перерыва и после него. То же самое можно наблюдать и в течение трудовой недели: в понедельник приходится иногда через силу врабатываться, вторник-среда-четверг отмечены устойчивой эффективной деятельностью, а в пятницу-субботу нас подстерегает период утомления (торможения), в воскресенье половина дня приходится на подготовку к первом этапу. Надеюсь, что это хорошо знакомо тем, кто трудится с понедельника по пятницу-субботу.

Важно, не пропустить этап устойчивой работоспособности и научиться оптимально использовать время, попадающее под этот период.

Есть известная поговорка:

«Кто рано встает, тому бог дает».

Признаюсь, будучи по натуре точно не жаворонком, раньше никогда не понимала смысл, заложенный в этой пословице. Однако, жизнь с завидной постоянностью дает свои уроки, и приходится признать, что использовать раннее утреннее время бывает очень полезно. Таким образом, переходя на язык ученых, мы сокращаем период врабатывания, и быстрее приводим свой организм в рабочее состояние.

Учитывая все факторы, влияющие на работоспособность человека, британские ученые определили для усредненного типа человека фазы суток и их основные отличия.

Интересные факты о работоспособности человека

С 6:00 до 7:00 – «окно», когда лучше всего работает долговременная память. Легко усваивается вся информация, полученная в этот временной промежуток.

С 8:00 до 9:00 – это наиболее подходящее время для любой деятельности, связанной одновременно с запоминанием и аналитикой. Все дело в активной работе логического мышления.

С 9:00 до 10:00 – оптимальные часы для работы с информацией и статистикой.

С 11:00 до 12:00 – в это время снижается эффективность интеллектуальных функций. Стало быть, можно переключить внимание на что-нибудь отвлеченное. Например, послушать музыку.

С 11:00 до 14:00 – самое подходящее время для обеда. На эти часы приходится пик, как говорят на Востоке, «огня пищеварения», когда принятая еда переваривается и усваивается наилучшим образом.

С 12:00 до 18:00 – идеальное время для активного труда. Труд в более поздние часы вынуждает мозг работать на износ. Первые признаки такого перенапряжения – сложности с засыпанием.

С 21:00 до 23:00 – происходит наиболее полный отдых ума и нервной системы.

С 23:00 до 1:00 – во сне идет активное восстановление тонкой энергии. В китайской медицине ее именуют «ци», индийские йоги называют ее «праной», современная наука величает нервной и мышечной силой.

С 1:00 до 3:00 – во сне человек восстанавливает эмоциональную энергию.

С 3:00 до 6:00 – спать, спать и еще раз спать! На пользу здоровью, настроению и работоспособности.

Предлагаю прокатиться на горках работоспособности самостоятельно и откорректировать суточные фазы применительно к собственной персоне.

Сколько можно работать? Столько, сколько нужно, но не идти на самоубийство. Изношенный и чересчур нагруженный организм может дать сбой в любое время. Важно об этом знать. Все знают моменты, когда переутомление накапливается и потеря работоспособности неминуема. Помочь в этом случае может только ПЕРЕРЫВ, причем, иногда очень длительный.

Сонливость, вялость, онемение мышц спины или шеи, головная боль, снижение концентрации и ухудшение памяти, глубокое истощение сил — все это и многое другое сигнализирует о стойком нежелании идти даже на любимую на работу и работать в полную силу. Это явные признаки переутомления, и борьба с ним похожа на борьбу с сорняками.

Как восстановить свою работоспособность?

И все же, есть много рецептов для восстановления устойчивой работоспособности. Во всяком случае, наверняка, вы пользуетесь ими:

  • Микроперерывы
  • Короткие остановки
  • Физкультурная зарядка
  • Потягивания
  • Массаж лица и шеи
  • Выпить кружку сладкого чая
  • Съесть шоколадку
  • Умыться холодной водой
  • Сменить вид деятельности, ситуацию
  • Лечь сегодня пораньше и хорошо выспаться
  • В выходные активный отдых предпочесть активному: плавание, лыжи, бег, спортивные игры
  • Взять отпуск и слетать на море
  • Посетить другую страну или другой город для смены впечатлений
  • Хорошо провести время с друзьями
  • Сократить нагрузку, взять тайм-аут

С другой стороны, зная об особенностях, которые влияют на нашу собственную деятельность, и о тех рекомендациях, которыми можно предупредить переутомление, мы сможем управлять собственной работоспособностью, научиться многозадачности и увеличивать эффективность своей деятельности.

Тем более, что главный рецепт прост: изучить свой организм и чутко к нему прислушиваться, понять амплитуду его возможностей и разработать собственный режим труда и отдыха. Вовремя восполнив трату сил, мы сможем увеличить работоспособность , тем самым оставаясь активными, жизнерадостными и полными сил для осуществления всех планов, целей и желаний, испытывая при этом эмоциональный подъем, воодушевление и энтузиазм.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.