Предложения со словом «вышесказанного. Предложения со словом «вышесказанному Вышесказанного можно сделать вывод что

Прочитав эту статью Вы узнаете как написать заключение.

Вы написали и и Вам надо написать заключение. Как это сделать читаем далее...

Первое что следует отметить, что по общему правилу оптимальный объем заключения 2-3 страницы.

Начать следует с такой фразы: Цель и задачи поставленные в работе выполнены. В частности (далее пишем цель и задачи, которые были определены во введении). (Например: Цель и задачи, поставленные в курсовой работе, выполнены. Исследовано понятие и особенности гражданского правоотношения, рассмотрены элементы гражданских правоотношений, изучены особенности классификации гражданских правоотношений, раскрыты имущественные и личные, относительные и абсолютные, вещные и обязательственные правоотношения. Краткие выводы) .

Итак, можно сделать вывод, что...

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о...

Итак, подводя итоги, можно констатировать следующее: . ...

В заключение отметим, что...

Резюмируя, можно сказать…

Подводя итоги анализа, следует отметить...

Из всего сказанного следует вывод о...

Таким образом, можно сделать вывод...

Следовательно, мы приходим к выводу...

... работа позволяет сделать вывод, что...

Страница 6

Из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. Поэтому самооценка отвечает на вопрос: не что Я имею, а чего это стоит, что это значит, означает? По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия. Понятно, что знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, которая в свою очередь способна задать модус самоотношения. Таким образом, самооценка как таковая автономно является очень важным, если не ключевым, элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самоприятия субъекта, его удовлетворения самим собой. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе.

Становление самооценки в возрастном аспекте связано с овладением ребенком более совершенными способами самооценивания, с расширением и углублением знаний о себе, с их обобщением и наполнением «личностными смыслами», с усилением их побудительно-мотивационной роли. Эмоционально-ценностное отношение к себе с возрастом так же постепенно дифференцируется и обобщается. К началу подросткового возраста роль самооценки в жизни ребенка заметно усиливается, начинается переориентация с внешних оценок на самооценку. Усложняется содержание самооценки, в нее включаются нравственные проявления, отношения с окружающими, собственные возможности. В подростковом возрасте более выраженные темпы наблюдаются в развитии эмоционального компонента самооценки; эмоционально-ценностное отношение к себе становится ведущим переживанием внутренней жизни подростка. Обостряется восприятие внешних оценок и самовосприятие, оценка собственных качеств становится насущной задачей подростка. Повышенная эмоциональность в отношении к себе замедляет совершенствование когнитивного компонента самооценки. Переход в юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «я». Складываются относительно устойчивые представления о себе как целостной личности, отличной от других людей. Ведущим новообразованием юношеского возраста считается потребность в самоопределении, в осознании себя как члена общества.

Итак, в дошкольном возрасте более быстрыми темпами развивается и более выражено функционирует эмоциональный компонент самооценки; в младшем школьном возрасте – когнитивный; в подростковом – снова ведущую роль приобретает эмоциональный компонент; в юношеском возрасте на первый план выступает когнитивный компонент, принимающий на себя функцию регулятора эмоций .

Нельзя однозначно ответить на вопрос, какая самооценка лучше – высокая или низкая, стабильная или динамичная, адекватная или критичная. Эти вопросы решаются в общем контексте развития личности и применительно к конкретным ситуациям оценивания. Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время многоаспектна, имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности.

Так как мы говорим о подростках, а в подростковом возрасте ведущую роль приобретает эмоциональный компонент нам необходимо исследовать влияние эмоционального состояния на самооценку подростка.

Практические рекомендации по коррекции агрессивного поведения мальчиков и девочек подросткового возраста
Коррекция агрессивного поведения подростков в учебном процессе. Исходной точкой педагогической коррекции отклоняющегося поведения подростков в учебной деятельности является глубокая диагностика их познавательных возможностей, мотивации у...

Классификация групп
Показательно, что содержание, способ возникновения, форма осуществления, длительность существования совместной деятельности, количество и характер взаимосвязей ее участников являются главными основаниями классификации групп. По числу учас...

Посттравматические стрессовые расстройства, пути и средства купирования
Проблема психологических травм и их последствий является особо актуальной для практической деятельности войск, в особенности в связи с усилением стрессогенности общих условий жизнедеятельности в современных условиях. Очень долго в нашей п...

ДЕЛАЕМ ВЫВОД-ЗАКЛЮЧЕНИЕ Задание 25 ЕГЭ

Заключение должно подвести итог рассуждениям пишущего по поводу проблемы, поставленной автором исходного текста и придать сочинению-рассуждению целостный вид

Типичные цели заключения

  • 1.Суммировать итоги размышлений над поднятой проблемой, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении.
  • важно не только своевременное раскаяние за зло, причинённое своим близким, но и конкретные поступки, которыми каждый из нас своевременно загладит свою вину перед ними.
2. Дать оценку сказанному, чётко обозначив своё мнение.
  • 2. Дать оценку сказанному, чётко обозначив своё мнение.
  • Всё вышесказанное позволяет сделать следующий вывод: русский язык несёт в себе уникальный культурный и интеллектуальный потенциал России. Поэтому задача государства, школы, семьи - сформировать у подрастающего поколения бережное отношение к слову, не допустить обеднения и разрушения русского языка.
3. Сделать прогноз каких-то событий или явлений, высказать предположение.
  • 3. Сделать прогноз каких-то событий или явлений, высказать предположение.
  • Хочется верить . что читатели задумаются: над проблемой, затронитой в тексте
  • Ц. Шеварова, расставят приоритеты в своей жизни и станут жить не только исключительно для себя но и для других людей, пробуя повторить подвиг русских подвижников.
4. Призвать читателя к выполнению тех или иных задач, закончить сочинение призывом к действию, пожеланием.
  • 4. Призвать читателя к выполнению тех или иных задач, закончить сочинение призывом к действию, пожеланием.
  • В заключениЕ ешё раз подчеркну: как не удастся человеку обновить слишком изношенное платье, так и, часто поступая вопреки понятиям чести, не сможет он впоследствии исправить свою исковерканную душу. Об этом надо помнить каждому из нас, осуществляя тот или иной нравственный выбор. Утрата моральных ценностей может привести к потере способности различать добро и зло, истину и ложь, а следовательно, способствовать деградации человеческой личности.
Речевые клише, помогающие ввести заключение в текст сочинения

В заключениЕ ещё раз подчеркну:...

В заключениЕ важно отметить:...

Обобщая сказанное, хочется подчеркнуть:...

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой NN, и поймут, насколько...

Обобщая сказанное, можно сделать вывод о том, что

Итак, всё вышесказанное, как мне кажется, позволяет сделать вывод о том, что...

Например:

В заключение хотелось бы выразить надежду на то . что в скором времени люди поймут, даря свою любовь окружающим, творя добрые дела, человек лишает себя возможности унывать из-за чувства одиночества и привносит в свою жизнь счастье.

Хочется, верить, что люди, прочитавшие этот, на мой взгляд, очень поичительный рассказ, сделают для себя правильные выводы и поймут: бескорыстное и доброжелательное отношение к миру приводит человека к обретению счастья и гармонии и помогает избавиться от тягостного чувства одиночества.

Завершить экзаменационное сочинение можно, используя цитату, принадлежащую известному человеку. Надо помнить о том, что это должно быть афористичное высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора исходного текста по поднятой проблеме и логично завершающее доказательную базу пишущего.

Пример итогового вывода к экзаменационному сочинению, включающего в себя цитату:

В заключениЕ ещё раз подчеркну: по отношению человека к своей Родине можно судить о его моральных качествах. Как тут не вспомнить поэтические строки Сергея Есенина:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Примерный список цитат, которые можно использовать при написании итогового вывода к сочинению (Для удобства эти цитаты помещены в рубрики, соответствующе типовым проблемам, часто встречающимся в текстах сочинений ЕГЭ по русскому языку.) 1. Роль чтения в духовном и интеллектуальном развитии личности.
  • Ищите людей, разговор с которыми стоил бы хорошей книги, и книги, чтение которых стоило бы разговора с философом. (П. Буаст)
  • Чтение для ума есть то же самое, что физические упражнения для тела. Это главный источник интеллектуального обогащения личности. (А. Рубакин)
  • Автор пишет только половину книги: другую половину пишет читатель. (Джозеф Конрад)
  • Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)
  • Книга есть альфа и омега всякого знания, начало начал каждой науки. (Стефан Цвейг)
  • Литература - это совесть общества, его душа. (Д.С. Лихачёв)
  • Литература - это новости, которые никогда не устаревают. (Эзра Паунд)
  • Литература как старинная мебель: её можно во время войны сжечь в печке и бить ею своих врагов, но нельзя думать, что это - её назначение. (В. Ерофеев)
  • Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например, не читать их. (Рэй Брэдбери)
  • Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишённому души. (Цицерон)
2. Дружба и друзья в жизни человека.
  • Друг - это одна душа, живущая в двух телах. (Аристотель)
  • У друзей всё общее, и дружба есть равенство. (Пифагор)
  • Смысл истинной дружбы в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам. (Джозеф Аддисон)
  • В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу - всё равно что лишить мир солнечного света. (Цицерон)
  • Только рука друга может вырвать шипы из сердца. (Гельвеций)
  • Дружба любит равенство. (И.А. Гончаров)
3. Патриотизм.
  • Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом. (В. Г. Белинский)
  • Самые большие подвиги добродетели совершены из любви к отечеству. (Ж.-Ж. Руссо)
  • Если крикнет рать святая:
  • «Кинь ты Русь, живи в раю!»

    Я скажу: «Не надо рая,

    Дайте родину мою».

    Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что совершенствование фотоаппаратуры, появление экспрессных методов фотографии, позволяющих без дополнительной обработки получить готовые снимки в ходе осмотра, а также точность изображения и отсутствие какого бы то ни было разрушающего воздействия на фотографируемые объекты сделало фотосъемку весьма популярным средством фиксации доказательственной информации.

    Звукозапись.

    Важными достоинствами для фиксации хода и результатов осмотра обладает и звукозапись. При осмотрах звукозапись применяется в качестве технического средства, заменяющего черновые записи и позволяющего восполнить возможные пробелы в памяти. Доказательственного значения она не имеет. Если в ходе осмотра места происшествия участвующие в проведении этого следственного действия делают какие-либо объяснения наряду с фиксацией их в протоколе, по решению следователя, а также по просьбе этих лиц может быть применена звукозапись. При этом должны соблюдаться требования, установленные ст. 141 УПК РСФСР.

    Однако, несмотря на несомненные достоинства звукозаписи, она имеет и свои недостатки: в ней обычно содержится много лишней, не относящейся к делу информации; пользование звукозаписью, ее длительное хранение затруднено, что делает этот способ фиксации не популярным среди следователей.

    Киносъемка.

    Среди методов фиксации хода и результатов осмотра необходимо упомянуть и о киносъемке. Киносъемка на месте происшествия в отличие от фотографии, способной передавать только отдельные статические элементы при проведении следственных действий, позволяет фиксировать объекты в действии, в динамике и тем самым решать совершенно новые задачи. При осмотре места происшествия целесообразно применение киносъемки для отображения сложной динамики обстановки, которую затруднительно описать в протоколе осмотра. Проведение киносъемки целесообразно поручать специалисту.

    Для фиксации осмотра могут быть использованы:

    · киносъемка с нормальной частотой кадров (16 кадров/1 сек., и 24 кадра/1 сек.);

    · киносъемка ускоренная (частота 32,48 и 64 кадра/1 сек.);

    · киносъемка с замедленной частотой (от 8 до 16 кадров/1 сек.) и покадровая съемка (1 кадр/1 сек и менее);

    · панорамная киносъемка – съемка камерой, находящейся в движении (аналогично панорамной фотосъемке).

    Киносъемка проводится с соблюдением требований ст. 141 УПК.

    Рассмотрение киносъемки свидетельствует о ее больших возможностях фиксации хода осмотра, однако, сейчас такой способ фиксации практически перестал применяться. Связано это с отсутствием надежных портативных камер, необходимостью сложной (особенно при цветной съемке) обработки отснятого материала, а также отсутствием проекторов и специальных условий для демонстрации фильмов, как у следователей, так и в судах. Следует признать: киносъемка стала бесперспективным способом фиксации доказательств. Ее по всем показателям превосходит видеозапись, которой, очевидно, принадлежит будущее.

    Видеозапись.

    Видеозапись имеет явные преимущества перед киносъемкой. Она значительно проще, дешевле. К достоинствам видеозаписи следует отнести также синхронную запись изображения и звука, отсутствие какой то ни было обработки отснятого материала, возможность немедленного его воспроизведения, высокую точность и объективность фиксации. Наиболее эффективно применение видеозаписи при проведении осмотра места происшествия, особенно по пожарам, транспортным катастрофам, когда требуется оперативная фиксация всей возможной информации об обстановке.

    Таким образом, на сегодняшний день видеозапись является самым эффективным средством фиксации хода и результатов осмотра. Сдерживает применение видеозаписи лишь относительная дороговизна аппаратуры для съемки и воспроизведения, и связанное с этим отсутствие видеокамер у большинства следователей.

    Консервирование запахов.

    Практикой накоплен немалый положительный опыт использования запаховых следов для изобличения преступников, что сделает такой способ фиксации результатов осмотра, как консервирование запахов, сравнительно распространенным.

    Решающее значение для возможности использования запаховых следов в целях раскрытия преступлений является своевременное изъятие с места происшествия таких следов. Отбор запаховых следов рекомендуется производить в резиновых перчатках на хлопчатобумажные салфетки размером 10х15 см путем приведения их в плотный контакт с предметом на время не менее одного часа. Образцы запаха от проверяемого субъекта берутся с его личных вещей или тела, в последнем случае с выдерживанием в контакте в течение 30 минут. Чтобы лучше сохранить пробы и образцы запахов, изъятые на хлопчатобумажные салфетки, целесообразно упаковать из в 3 – 4 слоя алюминиевой фольги или в стеклянные банки. Помимо образца для сравнительного исследования необходимо изготовить эталонный запаховый след проверяемого лица. Упаковки со следами запаха, отобранного на месте происшествия, образцами для сравнительного исследования и эталонным запаховым следом направляются в одорологическую лабораторию, например, ЭКЦ МВД РФ.

    Отождествление лица по запаху производится обычно в форме экспертизы, путем применения биодетекторов, которыми становятся специально подготовленные собаки. Практика производства такого рода экспертиз позволяет считать точность одорологического отождествления сопоставимой с точностью дактилоскопической идентификации.

    Однако это утверждение далеко не бесспорно, так как в криминалистической литературе высказаны и другие мнения, результаты которых подтверждены практикой. Так, в теории и на практике имеют хождения два мнения: запах человека индивидуален, а второе – запах человека не меняется. Оба эти утверждения не являются несомненными. Теория, утверждающая, что запах человека неповторим, имеет в РФ много сторонников, среди которых недавно умерший профессор А. Винберг и профессор Р. Белкин. Однако были и есть, которые относятся к ней более чем сдержано. Это профессор Строгович и доцент Шиканов, например, первый из них писал, что ничем не доказано, что запах каждого человека совершенно индивидуален. Исследования, проводимые в Болгарии дали следующие результаты: собаки установили качественное различие между исследуемыми парами супругов. В опытах «родители – дети»: собаки приняв запах ребенка, подходили к его отцам или матери, из чего можно сделать вывод, что дети без изменения наследуют характерные особенности запаха своих родителей. Таким образом, результаты подтвердили, что закон о наследственности, выведенный крупным чешским ученым – монахом Грегором Мендалем, в полной мере действителен в отношении человеческих запахов. Согласно этому закону в семье, состоящей из 4-х человек – отец, мать, дочь и сын – при нормальной наследственности дети получают от своих родителей равное количество наследуемой информации, в том числе и запаховой. Но, несмотря на выявленные результаты, отказываться от криминалистической одорологии не стоит. Скорее наоборот, необходимо признать ее большой вклад в дело борьбы с преступностью, так как с ее помощью можно установить, по меньшей мере, двух в отдельных случаях четырех заподозренных лиц, а затем последовательно проверять у них наличие или отсутствие алиби. Теперь, что касается второго принципа криминалистической одорологии, выдвинутого профессором А. Винбергом. Тот считал, что в консервированном запахе, изъятом на месте преступления, не наступают изменения и его, таким образом, можно использовать спустя месяцы и годы. Результаты последних проведенных исследований опровергают утверждения профессора А. Винберга и свидетельствуют о том, что в зависимости от множества факторов внутренних и внешних, биологических и химических, действующих в человеческом теле (или в его части), запах человека изменчив.

      Политическая система - сложное образование, включающее элементы с, часто, противоположной направленностью интересов и целей.

      Возможны несколько подходов к типизации политических систем, которые определяются в зависимости от контекста исследования, интересов и парадигмы исследователя.

      Определяющим элементом политической системы является политический режим. Понятия тоталитаризма и авторитаризма являются гендерными, не несут морального оценочного компонента. Силь­ная авторитарная власть, ориентирующаяся на демократию, к примеру, может оказаться эффективным средством слома тоталитарных структур, предотвращения анархии и хаоса, проведения радикальных экономических реформ.

    Литература

    Божанов В.А . Политология: мир современной политики. Учеб. Пособие. М., 2005.Гаджиев К.С. Политическая наука. М.,1995. Гл.5, 19.

    Денисюк Н.П. Избирательная система Республики Беларусь. Мн., 1997.

    Мальцев В.А. Основы политологии: Учеб. М., 1997. Гл.13, 14, 18.

    Наумова С.А. Что надо знать о политике. Мн., 1997. Гл. 6. § 21

    Пищулин Н.П Политическое лидерство и электоральный процесс // Полит, исследования 1998. № 5.

    Политология / Под ред. Б Краснова М., 1995 Гл 5.

    Политология / Под ред Г В Полуниной М., 1998 Гл 10.

    Политология. СПб., 1998. Гл.7. § 3; Гл.11. § 3.

    Представительная демократия и электорально-правовая культура. М., 1997.

    Пугачев В.П. Выборы: общая теория в российских иллюстраци­ях// Вести. Моск. ун-та Сер. 12. Полит, науки 1997 № 4.

    Рыбаков А. В Избирательное право и избирательные системы // Соц.-полит, журн. 1998. № 2.

    Селезнев Л.И. Политические системы современности: сравнитель­ный анализ. СПб, 1995.

    Терещенко А. Г С.Липсий о социальных основах политического по­ведения избирателя // Соц -полит, журн. 1996. № 4.

    Тема 4. Политические институты и организации (4 часа).

    Государство, как политический институт.

    Политические партии и партийные системы.

    Особенности становления партийной системы Республики Беларусь.

    Государство, как политический институт.

    Государ­ство является ядром поли­тической системы общества. Это механизм, благодаря ко­торому приходят в движение все звенья политического процесса. Именно поэтому государственная власть дает возможность ее обладателю подчинять своей воле всех граждан страны.

    Термин "государство" стал использоваться в полити­ческой науке примерно со второй половины XVI в. До это­го времени для обозначения государства использовались такие понятия, как "полис", "княжество", "царство", "ко­ролевство", "республика", "империя" и др. Одним из пер­вых в научный оборот термин "государство" ввел Н.Ма­киавелли. Он трактовал его широко - как любую верховную власть над человеком.

    В обыденном сознании государство часто отождествля­ется с определенным этносом (например, белорусское го­сударство, французское государство и т.п.), с админис­тративно-управленческим аппаратом, с правосудием.

    Большинство современных авторов считают, что госу­ дарство - это организация публичной власти, которая об­ладает суверенитетом, действует на определенной террито­рии и подчиняет себе все население, проживающее на этой территории.

    Основными структурными элементами госу­ дарства являются органы законодательной, исполнитель­ной и судебной власти, охраны общественного порядка и государственной безопасности, вооруженные силы и час­ тично средства массовой информации. Из определения ясно, что государство как субъект международного права должно обладать как минимум суверенитетом, террито­рией и населением. Суверенитет означает, что все реше­ ния органов государственной власти принимаются ими самостоятельно, независимо ни от каких внешних сил иобязаны исполняться внутри страны . Иными словами, никакое иное государство не вправе навязывать свою во­лю, оказывать давление или вмешиваться во внутренние дела Однако следует иметь в виду, что страны существу­ют в реальном взаимозависимом мире и поэтому они иног­да сознательно и добровольно ограничивают свой сувере­нитет (разумеется, до определенных пределов), вступая в различные союзы и объединения государств.

    Территория, отмеченная границей, - также неотъем­лемый атрибут государства. Она включает землю и ее нед­ра, воздушное пространство По разным причинам терри­тория может уменьшаться, увеличиваться, менять свои контуры Утрата территории означает исчезновение госу­дарства

    Без населения, подчиняющегося органам власти, так­же не может быть государства Принадлежность лица к данному государству характеризуется понятием граждан­ства, которое обеспечивает наличие и защиту его прав и свобод. Лица, не имеющие гражданства, называются апат­ридами Они обязаны выполнять законы государства, но во многом ущемлены в правах (например, лишены права голоса, занятия некоторых должностей, приобретения собственности и т д.). Яркое подтверждение тому - поло­жение таких лиц в Эстонии, Латвии после распада СССР Отметим, что в мире немало народов, не имеющих своей государственности (цыгане, палестинцы, до 1948 г евреи)

    Отличительными признаками государства явля­ются:

      наличие публичной власти, отделенной от общества и осуществляемой профессионалами-управленцами,

      монопольное право на взимание налогов, формирование бюджета, издание законов, регулирующих жизнь общества, легитимное физическое насилие.

    М Вебер рассматривал государство как "отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитим­ное (т е. считающееся легитимным) насилие как сред­ство". Вместе с тем, современные исследователи подчерки­вают, что верховная государственная власть не должна преступать определенные границы, позволяющие ей нару­шать права личности на жизнь и свободу мысли. Кроме то­го, она должна быть устроена таким образом, чтобы не пе­рерасти в тиранию или диктатуру. Реальное воплощение эти идеи получают в ходе реализации принципа разделения государственной власти на законодательную, испол­нительную и судебную.

    Вопрос образования государства является едва ли не са­мым дискуссионным в политической науке На сей счет су­ществует множество мнений и теорий:

    Аристотель высказал мысль о естественном происхождении государства (т е государственная форма организации коренится в самой природе человека). По его мнению, вначале возникает семья, затем из нескольких се­мей возникает селение или род, наконец, объединение нес­кольких селений составляет государство - высшую фор­му человеческого общения Цель создания государства - общение между семьями и родами ради благой жизни.

      Договорная концепция, разработана Т Гоббсом, Д Локком, Ж.-Ж.Руссо, Н.Ра­дищевым и др. Государство, по их мнению, возникло как результат договора между правителем и подданными с целью обеспечения и соблюдения прав граждан.

      Теории завоевания (Л.Гумпилович, Ф Оппен-геймер, К.Каутский) гласит, что первые государства воз­никли под воздействием внешних факторов - насилия и завоевания воинственными кочевниками или викингами земледельческих, плохо организованных групп людей. Государство они рассматривали как форму господства по­бедителей над побежденными.

      Следует особо выделить социально экономическую концепцию происхождения государства. Первым филосо­фом, считавшим, что государство возникло благодаря раз­делению труда (каждый занимается своим делом: филосо­фы управляют, воины защищают государство, крестьяне и ремесленники работают), был Платон. Более завершенный вид эта концепция приобрела в ра­ботах К.Маркса, Ф.Энгельса, В И.Ленина.

    Надо сказать, что роли насилия в возникновении государства они не от­рицали, но отводили ему вторичную роль На первый же план они ставили разделение труда в обществе, возникно­вение частной собственности на средства производства и последовавшее за этим деление общества на антагонисти­ческие классы Экономически господствующий класс для охраны и защиты своей собственности изобретает государ­ство Поэтому марксизм определяет государство как аппарат насилия, машину для подавления эксплуатируемого класса классом эксплуататоров Такое положение, по мнению марксистов, должно сохраниться до победы рабочего класса в социалистической революции, а затем по мере строительства коммунизма государство постепенно отми­рает, перерастая в коммунистическое общественное само­управление.

    Существуют теории, объясняющие происхождение го­сударства и другими факторами, например необходимос­тью совместного строительства оросительных сооруже­ний, влиянием других государств и т.д.

    Социальное назначение государства определяется выполняемыми им функциями. Общепринятым является деление функций на внут­ренние и внешние. К основным внутренним функциям от­носятся:

      регулирование социальной жизни; разрешение конфликтов, поиск путей компромисса и консенсуса в обществе;

      охрана общественного порядка;

      создание законодательной базы для функциониро­вания общественной системы;

      выработка стратегии экономического развития;

      защита прав и свобод граждан;

      обеспечение социальных гарантий своим гражданам;

      обеспечение развития науки, культуры, образования;

      деятельность по защите окружающей среды.

    Внешние функции направлены на обеспечение безопас­ности, целостности и суверенитета государства, защиту на­циональных интересов на международной арене, развитие взаимовыгодного сотрудничества между странами, решение глобальных проблем человеческой цивилизации и др.

    В зависимости от предмета рассмотрения, к государству можно применить несколько типологий:

    1) по политическому режиму (тоталитарные, авторитарные, демократические);

    2) по форме правления (абсолютные монархии, конституционные монархии, президентская и парламентская республики, полупрезидентская республика);

    По территориальному устройству (конфедерации, федерации, унитарные) и т.д.

    Гражданское общество и правовое государство.

    По­нятия "гражданское общество" и "правовое государство" появились еще в XVIIIв. Ими разграничивались две сфе­ры жизнедеятельности людей: частных интересов, иници­ативы, предприимчивости и самодеятельности граждан, с одной стороны, и публичной власти - с другой.

    Что же следует понимать под гражданским общес­твом? В широком смысле слова "гражданское общес­тво" - это все, что не является государством.

    В узком смысле слова под гражданским обществом чаще всего понимают независимую от государства, существую­щую наряду с ним и взаимодействующую с ним особую сфе­ру социальной жизни, представленную общественными группами, движениями, партиями, ассоциациями и иными объединениями, служащую формой выражения многооб­разных интересов личности. Гражданское общество имеет сложную структуру, включающую различные, не опосредо­ванные государством отношения: хозяйственные, экономи­ческие, семейно-родственные, этнические, религиозные, правовые и др. Идеи разграничения государства и общества высказы­вались Дж.Локком, Ш.Л Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Г.Ге­гелем, К.Марксом и др.

    Основные выводы, к которым приходили мыслители прошлого и приходят современные политологи, заключа­ ются в следующем.

      гражданское общество существовало не всегда. Оно появилось в период перехода к индустриальной стадии раз­вития и капиталистической системе хозяйствования, когда стало возможно освобождение частной жизни граждан от мелочной опеки и регламентации со стороны государства Гражданское общество формировалось спонтанно, снизу, в результате превращения индивидов из подданных государ­ства в свободных граждан-собственников;

      основная социальная функция гражданского общес­тва - создание условий для удовлетворения базовых че­ловеческих потребностей, выражения самых различных интересов индивидов и переадресовки их органам государственной власти;

    3) взаимоотношения между государством и граждан­ским обществом достаточно сложны, часто носят конфлик­тный характер Гражданское общество постоянно испыты­вает на себе давление со стороны государства, и если оно недостаточно развито, то государство узурпирует его права.

    По этой причине при тоталитарных режимах происхо­дит поглощение гражданского общества государством, а при авторитарных существуют лишь некоторые его эле­менты. И только демократия создает режим наибольшего благоприятствования для возникновения и функциониро­вания гражданского общества. Этому способствуют сво­бодное развитие гражданских инициатив, создание раз­личных партий, массовых общественных движений, организаций, групп по интересам, убеждениям и другим признакам, деятельность свободной и независимой пре­ссы, самоуправление на различных уровнях и т.д. В ре­зультате именно гражданское общество обусловливает и определяет функции государства. Государство же, в свою очередь, обеспечивает условия существования и функцио­нирования гражданского общества. Таким образом, в ус­ловиях демократии государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры.

    Перечислим условия для возникнове­ ния и развития гражданского общества:

    В экономической сфере - это частная собственность и многоукладная рыночная экономика. Исторический опыт свидетельствует о том, что частная собственность создает необходимые условия для свободной и независимой тру­довой деятельности и она хорошо приспособлена для орга­низации мелкого бизнеса. Однако в современных услови­ях частная собственность не является превалирующей и в развитых странах. Так, в США, Англии, Франции значи­тельный процент составляет государственная собствен­ность, в Швеции до 70 % - кооперативная. Различные формы собственности, находясь в равных условиях и кон­курируя друг с другом, создают экономический фунда­мент гражданского общества.

    В социальной сфере - это наличие мощного среднего класса, составляющего в демократических обществах до 60 - 70 % населения. Можно с сожалением констатиро­вать, что в странах СНГ процент этого слоя весьма незна­чителен В перспективе с переходом к рынку его удельный вес должен возрастать.

    В политической сфере основой гражданского общес­тва является многопартийность, наличие массовых демок­ратических движений, организаций, ассоциаций и других групп по интересам. Все эти силы создают механизм об­ратной связи между населением и государством, контро­лируют деятельность государственных органов

    В сфере духовной жизни необходим высокий уровень гражданского сознания и культуры, наличие плюрализма и свобод в области идеологии.

    И наконец, гражданское общество может существовать только там, где государство в целом и каждый гражданин в отдельности находятся в одинаковом положении перед законом. Иными словами, гражданское общество может существовать только в связке с правовым государством. Только в таком случае государство займет отведенное ему место - быть лишь механизмом общества, функциониру­ющим под его всесторонним контролем

    В основе правового государства лежат два основопола­ гающих принципа:

    1) порядок и стабильность в государ­стве;

    2) защищенность человека. Власть должна осущес­твляться во имя всеобщего блага и опираться на право. Следовательно, в самом общем виде правовое государ­ ство - это государство, основывающееся на правовом за­коне, перед которым равны все: и правители, и рядовые граждане. Право не тождественно закону. Его следует по­нимать как некую справедливую, исторически изменяю­щуюся, объективную меру (норму) свободы и справедли­вости. Следовательно, движение в сторону правового государства предполагает наполнение законов правовым содержанием.

    Термин "правовое государство" был введен в научный обиход лишь в первой половине XIXв. немецкими юрис­тами Р. фон Молем и Т.К Велькером, хотя его идея воз­никла в глубокой древности.

    Философское обоснование теории правового государ­ства наиболее полно представлено в трудах И.Канта, рас­сматривавшего государство как объединение множества людей, подчиненных праву. Им выдвинута идея "катего­рического императива", который понимается как всеоб­щий обязательный нравственный закон, которому все люди, независимо от их происхождения, социального по­ложения должны подчиняться. Категорический импера­тив предписывает: поступай так, чтобы твое поведение могло служить образцом всеобщего законодательства. Только соединенная воля всех лиц, образующих народ, по мнению И.Канта, может быть источником закона в право­вом государстве.

    Очень точно суть правового государства отразил не­мецкий философ К.Ясперс, охарактеризовав его как госу­дарство, где власть преодолевается правом и в конечном итоге служит праву.

    Выделим отличительные черты правового государ­ ства :

      приоритет права, закона во всех сферах общества. Это находит юридическое закреп­ление в Конституции (Основном Законе) страны. Конституция является как бы текстом общественного договора между гражданами и государством. Этот доку­мент регулирует всю общественную жизнь, имеет высшую юридическую силу и обязателен к исполнению для всех.

      незыблемость свободы личности, ее прав и свобод, чести и достоинства, их охрана и гарантированность. Причем неверно думать, что пра­ва и свободы гражданам дарованы государством. Человек от природы обладает правом на жизнь, на достойное су­ществование, на личную безопасность, на защиту чести и доброго имени и т.д., а государство обязано гарантировать их соблюдение

      В правах человека выражаются возможности его дей­ствий в различных сферах: политической, экономической, социальной, культурной. В правовом государстве все за­конодательные акты согласуются с правами человека, подчинены принципу их нерушимости. Разумеется, про­стое декларирование прав и свобод граждан еще не озна­чает соблюдение их в реальной жизни.

      раз­ деление властей на три ветви - законодательную, ис­ полнительную и судебную. Каждая из них выполняет свои строго оговоренные функции. Сдерживая и уравно­вешивая друг друга, они тем самым выступают гарантом соблюдения прав и свобод граждан. Кроме того, форми­руя представительные органы через всеобщее избиратель­ное право, граждане имеют возможность контролировать власть и в случае необходимости вносить коррективы в их политику.

      нали­чие эффективных форм контроля за соблюдением закон­ности прав и свобод граждан как на внутригосударствен­ном, так и международном уровне. Такими формами являются судебные органы разных уровней, главными из которых являются верховные и конституционные суды. Основное требование к такого рода институтам - их неза­висимость в принятии решений и подчинение только Зако­ну.

      взаимная ответственность личности и государства. Это означает, что в правовом государстве весь властный механизм функционирует в инте­ресах человека, что государство, издавая законы, прини­мает на себя конкретные обязанности перед гражданами по защите их прав Однако следует иметь в виду, что предоставление прав предполагает и выполнение гражда­нином определенных обязанностей, например соблюдать законы, уважать права и свободы других лиц, платить на­логи и т д. Причем, чем ответственнее люди к этому подхо­дят, тем более широким диапазоном прав они обладают.

    Значит, первооснова правового государства в его сов­ременном понимании не столько в законах, которые есть и при тоталитарных режимах, сколько в их уважении и соб­людении прав граждан со стороны государства.

    Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.