Презентация по профессии «Машинист локомотива» Всероссийский конкурс учащихся «Моя профессия – мое будущее». Государственное образовательное учреждение

Подробности Обновлено: 04.11.2019 10:33 Опубликовано: 08.05.2017 18:23

Машинист поезда – это специалист, который управляет электро-, грузовыми и пассажирскими поездами.

Они могут двигаться с помощью тепловоза или электровоза. Одни из них служат для перевозки пассажиров или грузов на большие расстояния, другие предназначены для промышленных объектов. В каждом из этих случаев требуется особая подготовка машиниста.

История профессии

Профессия машинист поезда родилась одновременно с железными путями. В Российской империи первые профессионалы, умеющие управлять локомотивами, появились в 1834 году. В то время поезда ездили в основном из Санкт-Петербурга в Москву со скоростью почти 33 км\ч.

В СССР железные дороги активно развивались, возникла необходимость перевозить на дальние расстояние людей и грузы. В связи с этим работа машинистом поезда стала престижной и востребованной. На данный момент квалифицированные машинисты очень востребованы.

Особенности профессии

Машинист поезда – это человек, управляющий локомотивом, но одному справиться с такой ответственной работой непросто, поэтому он работает с помощником.

Профессия подходит тем, кто любит путешествия, управлять транспортными средствами.

Работа машинистом поезда далеко не простая. Смена длится в среднем 13 часов, все это время нужно быть предельно внимательным. Со временем могут возникнуть проблемы со зрением.

Еще один недостаток профессии – длительное отсутствие дома, работать приходится в любое время суток, вне зависимости от праздников и выходных.

Обязанности

В обязанности машиниста входит вести поезд по маршруту, точно следуя графику и соблюдая правила движения. Необходимо уметь стремительно принимать решения, так как ситуация на железной дороге, поведение пассажиров, погодные условия и другие факторы могут меняться быстро и непредсказуемо.

Важные качества

Профессия машинист поезда требует:

  • высокой концентрации внимания;
  • стрессоустойчивости;
  • ответственности;
  • умения быстро принимать решения;
  • оценивать и просчитывать ситуацию.

Также для этой профессии необходимы хорошее зрение и отличный слух.

Машинистом не сможет стать человек, имеющий проблемы с сосудами, сердцем, вестибулярным аппаратом, нервной и опорно-двигательной системами, с бронхиальной астмой.

Навыки и знания

Машинист поезда – это человек, который умеет управлять локомотивом и хорошо знаком с его устройством, способен провести незначительные слесарные и инженерные работы, осуществить техобслуживание состава. Также он должен уметь пользоваться радиосвязью, контролировать толпу и общаться с людьми в стрессовых ситуациях, досконально знать правила движения на железной дороге.

Перспективы и карьера

Машинист может пойти работать на железную дорогу, в метрополитен, на геолого-разведывательный объект, промышленное предприятие, в шахту. Для получения должности необходим опыт работы, поэтому после обучения проще устроиться помощником машиниста.

В зависимости от квалификации машинист получает класс. Новички не имеют никакой категории. После года работы можно сдать экзамен и стать специалистом третьего класса. Еще через год – получить второй класс, а затем и третий. Квалификация влияет на уровень зарплаты.

Обучение

В зависимости от базового образования и формы обучения на овладение профессией уйдет от полугода до пяти лет.

Многие дети в детстве мечтают быть космонавтами, полицейскими, пожарными. Наравне с этими опасными профессиями выбор падает и на машинистов. Многие мечтали управлять огромными составами, доставляя пассажиров или груз в пункт назначения.

Вместе с тем, профессия машиниста достаточно интересна. Это чувство, когда человек понимает, что от его действий зависит очень многое. Кому-то это не по душе. Кто-то наоборот, счастлив, когда может на деле показать свои способности. Для этой профессии нужны люди особого склада характера. Ведь управлять многотонной машиной не так уж и просто. А правильно среагировать на аварийную ситуацию, нужна еще и сила духа. Рассмотрим «плюсы» и «минусы» профессии машиниста.

Положительные стороны

  • Романтика . Именно романтика, любовь к поездам толкает многих молодых людей поступать в дорожно-технические училища. Вечерняя прохлада, кофе чтоб не заснуть, стук колес, дорога, уходящая за горизонт, движение навстречу неизвестному. Все эти романтические мысли и идеи навевают приключения и приоткрывают завесу неизвестного. Ведь работая машинистом, можно вдоль и поперек исколесить страну.
  • Почетная работа . Профессия машиниста достаточно почетна. В табели о рангах работников железной дороги, она стоит на высокой позиции. Так как работа очень ответственная, требует большого внимания, концентрации. Далеко не каждый способен стать машинистом. Во всем локомотиве машинист самый главный. Оттого на него падает еще больший груз ответственности.
  • Льготы . Железнодрожник имеет право пользоваться пакетом льгот. Специальная форма, горячие обеды во время рейсов, средства, выделяемые на лечение. Также, при необходимости, решается вопрос и жилищного фонда. При посещении государственных спортивных секций, работник РЖД выплачивает только половину стоимости занятий. При необходимости покупки топлива для собственных нужд, возможно возмещение стоимости из государственных средств. Также оздоровление работников и их семей, реабилитация и лечение.
  • Материальная помощь . Материальные возможности также достаточно привлекательны. Возможность получить единовременную денежную помощь. Оплачиваемые отпуска, дополнительная оплата перед отпускными на оздоровление. Также выплачивается единоразовая выплата, если работник пострадал из-за ЧП.

Основные минусы профессии

Здоровье

Будущий работник должен быть физически здоров. В машинисты не берут людей с проблемами опорно – двигательного аппарата, болезнями сердца, сосудов, бронхиальной астмой. Никаких отклонений от нормы по зрению быть не может. Люди дальтоники, страдающие близорукостью или дальнозоркостью, здесь не допускаются. Перед каждым выездом, машинистов тестирует врач. Проверяет давление, частоту пульса, температуру тела. Также, врач делает тест на отсутствие алкоголя в крови.

Длительное обучение

Это, пожалуй, одна из самых длительных по обучению профессий. Сначала нужно поступить в дорожно-техническое училище на профессию помощника машиниста. Там, на специальных тренажерах, студент учится управлять поездом. По истечении четырех лет подготовки и успешной сдачи экзаменов, студент проходит двухлетнюю практику. Далее помогает машинисту первого класса в работе. При условии безаварийного труда в течении двух лет, помощник машиниста направляется на учебу курсом девять месяцев.

После удачной сдачи курсов, и безаварийной работы в течении трех месяцев, присваивается звание машиниста. Уже работая машинистом, человек направляется в дорожно-техническую школу на один месяц, где после сдачи экзаменов получает звание машиниста третьего класса.

В ранге «третьеклассника» необходимо проработать минимум два года. Далее, снова работника отправляют на учебу в дорожно-техническую школу (Ростов), где он получает второй класс квалификации.

Для успешного повышения до машиниста первого класса, также необходимо доработать два года, снова пройти переквалификацию в течении месяца. Таким образом, весь срок обучения от стужента дорожно-технического училища до машиниста первого класса занимает приблизительно десять лет. Это дольше, чем даже профессия врача.

Предельная внимательность

Вождение локомотивов очень ответственная профессия . Перед выездом машинист обязательно проверяет свой локомотив. Проверяет автосцепку, тормоза, толщину колодок, пружины, буксы, правильность регулировки воздухораспределителя. Внимательно смотрит на наличие пломб на топливном баке и агрегатах, правильность открытия ручек. Все это залог безаварийной поездки. Вместе с помощником машиниста получает предрейсовый инструктаж. Далее получает документы на рейс.

Во время рейса, машинисту долгое время приходится сидеть за пультом управления. Эти долгие и утомительные часы достаточно изматывают. Чтобы машинист не заснул, через равные промежутки времени подается сигнал, загорается яркая лампочка. Если машинист не нажмет рукоятку бдительности, значит он заснул или потерял сознание. В таком случае срабатывает автостоп поезда.

Также, машинисту необходима быстрая реакция на появление нештатных ситуаций . Для этого, еще в дорожно-техническом училище, на специальном тренажере отрабатывается реакция на аварийные ситуации и их предотвращение.

Вывод

Итак, очевидно, что профессия машиниста связана со многими трудностями. Человек, управляющий локомотивом должен быть внимателен, стрессоустойчив, спокоен, технически подкован. Современные поезда имеют ряд преимуществ, облегчающих работу машиниста.

Компьютеризация, шумоизоляция и конционирование воздуха существенно облегчают выполнение задачи. В то же время, сама профессия достаточно востребована и интересна. Она дает ряд преимуществ перед другими профессиями.

Железная дорога – сложный инфраструктурный объект. Он требует неусыпного надзора и ответственности. И наиболее сложные обязанности – у тех, кто водят поезда. То есть у машинистов подвижного состава (локомотивов). Обязанностей у них много и далеко не каждый может справиться с ними в одиночку. Именно поэтому на железной дороге существует должность помощника машиниста.

Обязанности помощника машиниста электровоза

По закону каждый машинист может управлять каким-либо одним видом локомотивов: на электрической тяге, либо на дизельной. Отдельные машинисты также водят электрички или подвижной состав в метро. Впрочем, есть отдельные специалисты с большим стажем и опытом, которые имеют все допуски и умеют управлять любым видом транспорта. Однако их сравнительно немного.

Такая же узкая специализация и у помощника машиниста. Фактически он управляет локомотивом наравне с самим машинистом и должен досконально разбираться в устройстве техники. Поэтому обязанности у помощника машиниста те же, что перечислены в нормативно-производственной документации машиниста электровоза:

    техническое обслуживание механизмов электровоза (тормозной системы, электрического оборудования и т.д.);

    смазка узлов и деталей локомотива, подготовка к рейсу;

    сцепка и расцепка локомотива;

    помощь машинисту в маневровых работах;

    наблюдение за приборами и обстановкой на путях во время движения;

    подача установленных сигналов, выполнение распоряжений диспетчеров по ходу следования поезда;

    работа по устранению неисправностей и поломок электровоза во время пути.

По сути, помощник машиниста электровоза – это полноценный и незаменимый член команды, без которого работа по управлению составом просто невозможна. Далеко не у всех машинистов есть квалификация, чтобы управлять электровозом самостоятельно. Это очень подготовленные и опытные работники с большим стажем, их на железной дороге очень немного.

Условия работы помощником машиниста электровоза


Обязанности помощника машиниста электровоза, как видим, крайне многообразны. При этом сама работа отличается крайней напряженностью и суровыми условиями труда.

Смена экипажа электровоза начинается с приемки подвижного состава. Машинист и его помощник должны осмотреть машину на предмет исправности, подписать акт приемки у предыдущей смены и подготовить её к работе.

Затем локомотив выезжает на маршрут, цепляет состав и выезжает по пути следования. Наиболее трудная часть работы – двигаться по графику, выполняя распоряжения диспетчера, и при этом следить за обстановкой на путях, чтобы не допустить аварии.

Как отмечают помощники машиниста электровоза, работа в экипаже крайне неблагодарная и нервная. Нужно заполнять много бумаг и формуляров, строго соблюдать все должностные инструкции, регулярно посещать курсы и тренинги по безопасности. Кроме того, именно ты несешь личную ответственность за состояние поезда.

Работа на электровозе плохо сказывается на здоровье. В число вредных факторов включаются:

  • электромагнитное воздействие от двигателя, контактных линий;
  • напряженный график (12-часовая смена, постоянные переработки);

    тяжелый трудовой процесс (много физической работы по техобслуживанию и ремонту локомотива).

Что нужно, чтобы устроиться помощником машиниста электровоза


Понятно, что при таких требованиях к соискателям на должность помощника машиниста предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь он должен:

  1. быть годным по состоянию здоровья, пройти медицинскую комиссию и получить положительное заключение. Впоследствии придется регулярно проходить медицинские обследования, в том числе у психиатра;
  2. окончить курс в учебном заведении СПО (колледж, техникум) и сдать квалификационный экзамен. Необходимо свидетельство помощника машиниста электровоза;

    пройти производственную практику по специальности слесаря-ремонтника электровозов;

    пройти обязательную стажировку (как правило 14 дней);

    иметь допуск по электробезопасности V группы.

Что касается навыков и личных качеств, то от помощника машиниста электровоза требуются дисциплинированность, безукоризненное соблюдение правил на железной дороге, обязательность, выносливость и трудолюбие. Помощник машиниста электровоза также должен отлично разбираться в технике и быть в целом технически подкованным специалистом. От него требуются знания технической документации, нормативно-правовых актов по управлению подвижным составом, инструкций по сигнализации на железной дороге и множество иных навыков.

Вакансии помощников машиниста электровоза и уровень заработной платы

Специальность помощника машиниста электровоза довольно востребована на рынке труда, однако, уровень зарплат оставляет желать лучшего. Квалифицированный работник может рассчитывать в лучшем случае на 30 – 36 тысяч рублей при условии как минимум двухлетнего стажа работы. Также труд на железной дороге предполагает и премиальные выплаты, но выдают их далеко не каждый месяц (как правило, раз в квартал).

Плюсы и минусы работы помощника машиниста электровоза

У данной профессии есть свои плюсы :

    стабильная заработная плата и официальное трудоустройство;

    бесплатное медицинское обслуживание за счет РЖД;

    ранний выход на пенсию;

    льготы при путешествиях по железной дороге.

А вот минусы гораздо более существенны:

  • низкий уровень заработной платы;
  • отсутствие карьерного роста (можно только переучиться в машиниста);

    вредные и тяжелые условия труда;

    напряженный график работы, постоянные переработки;

    высокая ответственность;

    высокие производственные риски (травмы и несчастные случаи при работе с техникой, ДТП).

Машинист – профессия века XX . В ней нет древних корней, философской или творческой основы. Но с появлением первого поезда, человек, который им управляет, стал незаменим.

Сегодня под специальностью машиниста понимают профессионала способного возглавлять все типы железнодорожной техники. К ней относятся паровозы и тепловозы, электровозы и трамваи, и, конечно, метро, в независимости от вида перевозок – грузов или людей.

Специфика профессии машинист

Работа машиниста относится к категории мужских специальностей. И обладает рядом специфических особенностей.

1. Требует выносливости, силы и отменного здоровья . Те, кто работают управляющими железнодорожным транспортом, знают. Труд этот зависит от общей крепости организма и нервной системы. Ведь зачастую машинистам приходится отрабатывать ненормированный день. Начинать его рано и заканчивать поздно – по принципу целой смены. Здесь важно иметь хорошее здоровье, чтобы выдерживать нагрузки и всегда быть сосредоточенным в процессе прохождения пути.

2. Зависит от хороших технических знаний . Современные поезда и локомотивы – это скопление большого количества автоматических устройств, в каждом из которых машинист обязан разбираться идеально, чтобы не допустить ошибок в движении на большой скорости или несчастного случая.

Зато высокие требования к машинистам компенсируются привилегиями, которые они получают от государства. Что, разумеется, стимулирует молодых людей осваивать именно эту профессию!

Почему работа машинистом открывает молодым людям хорошие перспективы?

Россия – железнодорожная страна. Сегодня поезд или метро являются самыми экономичными и популярными видами транспорта, позволяющие людям преодолевать расстояния между городами и непосредственно в них. Поэтому и профессия машинист в последние годы «на коне». Чтобы привлечь в этот сегмент рынка труда молодежь, государство разработало целый социальный пакет с массой манящих перспектив.

Так, например, каждый среднестатистический машинист при достижении стажа имеет возможность выйти на пенсию на 5 лет раньше. Средняя зарплата у водителя поезда составляет 50 000 рублей и выше. А у работников метро, где условия труда считаются наиболее сложными и динамичными, оклад оценивается в районе 100 000 рублей. Также государство стимулирует выбор этой должности выдачей ипотеки на весьма выгодных условиях.

Где обучают на машиниста, и как подготовиться к поступлению на эту профессию?

Прежде чем стать квалифицированным машинистом вам предстоит обучение. А затем и стажировка в качества младшего помощника. И только потом прошедшему опыт специалисту доверяют ответственную и очень важную работу. Получают образование машиниста в колледже или техникуме по специальности «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог». Дальнейшее же обучение зависит от места работы. Например, работники метро проходят дополнительную практику с занятиями на специальных тренажерах.


Но какое бы направление ни выбирал будущий машинист, он просто обязан отлично разбираться в физике и математических дисциплинах для удачной сдачи вступительных экзаменов. И если вы имеете потенциал к исполнению такой ответственной работы в будущем, то уже сегодня профессиональные дистанционные педагоги
Tutoronline.ru оперативно и результативно подготовят вас по точным дисциплинам к поступлению и в среднее, и в высшее учебное заведение. Оперативно, доступно, в удобном для вас режиме.

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Помимо машиниста в локомотивную бригаду обычно входит помощник машиниста , а на паровозе - ещё и кочегар . В некоторых случаях (например, на маневровых локомотивах и в поездах метро) локомотивная бригада может состоять только из машиниста - так называемое «управление в одно лицо».

В первое время, после перехода с паровозной на тепловозную тягу в состав локомотивной бригады помимо машиниста и помощника машиниста входил ещё и дизелист, отвечающий за исправную работу дизелей.

Первоначально обозначение на железной дороги специальности по управлению локомотивом, было механик, в дальнейшем после распространения термина машинист, термин механик оставался неофициальным, и даже более распространенным термином для обозначения специальности машиниста локомотива.

Знаки различия - лычка, обращенная углом от плеча и одна звезда - соответствие четвертому или третьему классу квалификации; две звезды - второму классу квалификации; три звезды - первому классу квалификации; четыре звезды - первому классу и должности машиниста-инструктора

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Машинист локомотива" в других словарях:

    Машинист лицо, основным видом профессиональной деятельности которого является управление различного рода машинами. Соответственно, термин машинист всегда уточняется типом машин. Машинист локомотива Машинист турбогенератора Машинист… … Википедия

    - (лат.). Механик, машинный мастер, человек хорошо знакомый с устройством машины и приставленный к ней для присмотра, пускания её в ход, по мере надобности, а также и для исправления. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    МАШИНИСТ, а, муж. 1. Механик, управляющий транспортной или другой самодвижущейся машиной, механическим устройством. М. горного комбайна. М. сцены (в театре). 2. Специалист по вождению поездов. М. локомотива. 3. Специалист, печатающий на машинке.… … Толковый словарь Ожегова

    Борис Фёдорович Громов Род деятельности: машинист локомотива Дата рождения: 23 ноября 1927(1927 11 23) (85 лет) Граж … Википедия

    Машинист локомотива Железнодорожник человек, чьей сферой профессиональной деятельности является железнодорожный транспорт … Википедия

    Сигналы на железной дороге служат для обеспечения безопасности движения и чёткой организации поездной и маневровой работы. По способу восприятия сигналы подразделяются на видимые и звуковые. Для подачи видимых сигналов используются светофоры,… … Википедия

    Англ. Unstoppable … Википедия

    ЧС200 011 с поездом «Невский экспресс» на Московском вокзале Санкт Петербурга Вагон поезда «Невский экспресс» Авария «Невского экспресса» происшествие, произошедшее 13 августа 2007 года со скоростным фирменным поездом «Невский Экспресс» на… … Википедия

    ЧС200 011 с поездом «Невский экспресс» на Московском вокзале Санкт Петербурга Вагон поезда «Невский экспресс» Авария «Невского экспресса» происшествие, произошедшее 13 августа 2007 года со скоростным фирменным поездом «Невский Экспресс» на… … Википедия

Книги

  • Техническое обслуживание и ремонт локомотива. Электровоз серий ВЛ 10, ВЛ 10 у. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования , Васильева Наталия Евгеньевна. Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии&171;Машинист локомотива&187;, ПМ. 01&171;Техническое…
Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.