Семейное древо профессий – в помощь будущей карьере школьника. Проектная работа "профессии моей семьи" Древо профессий
Мурашкин Феодосий
Анализируя результаты анкеты «Кем работают мои родители», мы выявили, что из 20 учащихся, обучающих в классе, 9 ребят не смогли назвать профессию своей мамы, 12 ребят не знают, как называется профессия папы. На вопрос «КЕМ МЕЧТАЕШЬ СТАТЬ ТЫ?»
5 – полицейским,
2 – музыкантом,
2 – поваром,
Скачать:
Предварительный просмотр:
Департамент Образования города Москвы
Северо-Западное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы
средняя общеобразовательная школа №828
Окружной конкурс проектных и исследовательских работ
«Будущее Северо-Запада»
Номинация «Совята»
Направление «Образовательные проекты и исследования»
Секция «Семейный проект»
Тема проекта «Профессии моей семьи»
Руководитель проекта: Комарова Светлана Юрьевна, учитель начальных классов
Москва
2012 год
Введение………………………………………………………………….3
Актуальность проблемы………………………………………………....5
Основные цели и задачи проекта……………………………………….6
План работы……………………………………………………………...7
Продукт проекта…………………………………………………………7
Выводы проекта……………………………………………………….…8
Список используемой литературы……………………………………..10
Введение
Пройдёт какое–то время и перед каждым школьником возникнет вопрос о дальнейшем профессиональном обучении. Но ведь для того, чтобы кем-то работать, надо сначала обучиться данной профессии. На свете много разных профессий и все они важны и почётны, начиная от простого дворника и заканчивая учёным академиком. И это действительно так. Вот давайте на минутку представим, что все дворники вдруг не вышли на работу. Что бы случилось с улицами больших посёлков и городов через неделю? К чему бы это привело?
Прекрасных профессий на свете не счесть.
И каждой профессии слава и честь.
Сегодня ты школьник, а завтра рабочий,
Художник, ученый, моряк или зодчий.
Для каждого нужное дело найдётся,
Кто с детства всерьёз за работу берётся.
Выбор будущей профессии - дело нелегкое. Во-первых, по одному названию профессии трудно судить о предстоящем содержании работы: обо всех нюансах деятельности человек, как правило, узнает уже в процессе работы. Да и должностные обязанности для одной и той же профессии могут существенно отличаться на разных предприятиях. Во-вторых, человек может приспосабливаться к различным видам деятельности. Трудно представить себе человека, способного работать исключительно кассиром в супермаркете. К тому же на наш выбор часто влияют всевозможные внешние факторы: например, существующие в обществе мнения о престижных и непрестижных профессиях, выбор будущей специальности под влиянием родителей, за компанию с друзьями, увлечение какой-то одной, внешней стороной профессии и т.д. Как сделать правильный выбор?
Воспитание детей, формирование личности ребёнка с первых лет его жизни – основная обязанность родителей. Семья влияет на ребёнка, приобщает его к окружающей жизни. Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать детям чувство привязанности к семье и дому.
«Профессия» - (лат. professio - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретённых в результате специальной подготовки, опыта и стажа работы.
Если ребенок с детства мечтал стать врачом или космонавтом, и до сих пор не сомневается в правильности своего выбора - у него нет проблем. Что бы ни говорили мама и бабушка, он с упорством фанатика будет штудировать учебники по химии или биологии, или посещаешь кружок "юный физик" и хорошо представлять себе, что будет делать по окончании школы.
Если это так, то он - счастливчик. Потому что многие ребята совершенно не представляют себе, "кем быть" и куда поступать и поступать ли вообще, когда прозвенит долгожданный последний школьный звонок.
Хорошо, когда проблема выбора профессии тревожит - это означает социальную и психологическую зрелость школьника. Хуже, если пока все равно: мама за ручку отведет в юридический институт (потому что "как бы нравится" история), а потом окажется, что терпеть не можешь перебирать нудные бумажки и общаться с людьми.
Что же влияет на выбор профессии? Какие факторы обусловливают выбор человеком той или иной профессии? На практике оказывается, что склонности учитываются в последнюю очередь, а вот мнение родителей оказывает огромное влияние. В этом мы и пробовали разобраться, изучая профессии своих родных.
Актуальность проблемы
В начальной школе, когда учебно-познавательная деятельность становится ведущей, важно формировать представления ребят о различных профессиях и о труде. Проблема формирования представлений младших школьников о мире труда и профессий недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна огромная роль представлений о профессиях и труде. В школах формирование представлений о мире труда и профессий подчас осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически. В то время как именно школа должна стать решающим звеном процесса профессионального самоопределения учащихся, оказать действенное влияние на целенаправленное формирование представлений о мире труда и профессий. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, полицейского, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким образом, формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий – это необходимый процесс, который актуален в современном мире.
Основные цели и задачи проекта
Цели:
1. Показать значение семьи в жизни человека, закрепить положительное отношение ко всем членам семьи.
2. Дать детям информацию о том, что всех членов семьи связывает любовь и нежность, забота друг о друге, дружба и взаимопомощь.
3. Показать роль родителей и детей в семье, "профессии", которые выполняют члены семьи (знакомство с историей создания и развития семьи, отвечая на вопросы: «От кого и какие черты характера, особенности и способности вы унаследовали?», «Кем вы хотите стать, когда вырастите?», дети задумываются о себе, о своем будущем).
Задачи:
- обогащение знаний учащихся о мире профессий;
- формировать у детей представления о семье, профессии родителей;
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;
- обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности;
- повышение групповой сплочённости, опыт участия в проектной деятельности, опыт презентации проектов.
План работы
- Сбор и анализ информации.
- Узнаем значение слова профессия.
- Изучаем статью Е.А.Климова о факторах выбора профессии.
- Продумываем шаги к правильному выбору профессии.
- Попытаемся определить профессию для себя (для этого мы провели анкетирование одноклассников).
- Вместе с родителями ведем исследовательскую работу, составляя рассказ о профессиях своей семьи.
- Интервью с представителями разных профессий.
Продукт проекта
Рассказы родителей о своей профессии.
Презентация проекта «Я листаю семейный альбом».
Предполагаемые итоги реализации проекта:
- Знание детьми информации о своей семье.
- Понимание детьми значимости семьи в жизни каждого человека.
- Донести до участников проекта важность данной темы.
- Составить перспективный план мероприятий по этой теме.
Выводы проекта
Анализируя результаты анкеты «Кем работают мои родители», мы выявили, что из 20 учащихся, обучающих в классе, 9 ребят не смогли назвать профессию своей мамы, 12 ребят не знают, как называется профессия папы.
На вопрос «КЕМ МЕЧТАЕШЬ СТАТЬ ТЫ?»
4 человека ответили – учителем,
5 – полицейским,
2 – музыкантом,
2 – поваром,
1 - парикмахером, путешественником, изобретателем, шофёром, дизайнером, олигархом и начальником.
Исходя из этих ответов, стало очевидно, что ребята очень мало знают о том множестве профессий, которое существует в современном мире.
На следующем этапе работы над нашим проектом мы постараемся ответить на основополагающий вопрос: «Все профессии нужны? Все профессии важны?»
Какие профессии наиболее востребованы на рынке труда в современном обществе?
Как сделать правильный выбор?
Кто и что влияет на выбор будущей профессии?
Где и чему учат?
Актуальна ли профессия учителя сегодня?
Игра "Профессия-загадка".
Слушать лёгкие любит он нам
И уколы сделать может.
Градусник поставит сам,
Витаминку в рот положит (врач)
Бегать, прыгать он умеет.
Мяч чеканит очень ловко.
В теннис, в волейбол играет
И в футболе есть сноровка (спортсмен)
Красоту он замечает
И цвета все различает.
Может кистью на бумаге
Твой портрет нарисовать.
И увидев солнце в небе
Радостный пейзаж создать! (художник)
Нитки, ножницы, булавки:
И работа вся кипит.
Создаёт из ткани вещи,
Школьную форму для вас может сшить (швея)
Список используемой литературы
- Е. И. Машукова. Все профессии важны. - Начальная школа, 2008. - № 6, с.91 – 92.
- Л. В. Новоженина. Интегрированные уроки. - Начальная школа, 2007.-№1, с.49-50.
- А. В. Предигер. Кем быть? - Начальная школа, 2007. -№7, с. 87-93.
- Е. Н. Арсенина. Все работы хороши. - Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. - ООО «Глобус», 2007г., с.71-79.
- Энциклопедия.
- Статья Е.А.Климова «Факторы выбора профессии».
Профессии моих родных
Мурашкин Феодосий 4 «А»
- Представление себя: Здравствуйте. Меня зовут Мурашкин Феодосий. Я ученик 4 «А» класса 828 школы.
- Я хочу представить свой проект на тему «Профессии моих родных»
- Цель моей работы: Знакомство с историей создания и развития моей семьи, ответить на вопрос: «От кого и какие черты характера, особенности и способности мы унаследовали?»
- Слово «Профессия» в переводе с латинского означает род трудовой деятельности человека, который владеет специальными теоретическими знаниями и навыками, приобретёнными в результате специальной подготовки
- Проведя анкетирование и анализируя результаты анкеты «Кем работают мои родители», мы выявили, что из 20 учащихся, обучающих в классе, 9 ребят не смогли назвать профессию своей мамы, 12 ребят не знают, как называется профессия папы. Стало очевидно, что ребята очень мало знают о том множестве профессий, которое существует в современном мире.
- Таким образом вопросы о мире труда и профессий актуален в современном мире.
- Моего папу зовут Платон, он - священник
- А раньше он был диаконом
- Чтобы стать священником, папа учился в институте. Он закончил богословский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
- Папа служит в храме Успения Божией Матери в Гончарах
- А еще он преподает в гимназии «Ника» Основы православия и часто ставит с учениками спектакли
- Папа умеет управлять байдаркой и ходит с нами в походы
- Мою маму зовут Елена, она работает литературным редактором
- Она закончила ВГИК (всесоюзный государственный институт культуры), киноведческий факультет
- Мама работает в редакции газет Северного округа
- А еще мама знает немецкий язык и занималась переводом фильмов на кинофестивалях
- Мамин папа дедушка Саша работал на киностудии «Центрнаучфильм»
- Сначала он был кинооператором, потом - кинорежиссером
- Он тоже учился во ВГИКе, на операторском факультете
- А до института дедушка работал на Рижской киностудии осветителем
- Во время Великой Отечественной войны дедушка воевал в партизанском отряде, потом учился в мореходке и плавал
- Сейчас дедушка – председатель Совета кинематографистов – ветеранов Великой Отечественной войны и зампредседателя Объединенного Совета партизан и подпольщиков Московского комитета ветеранов войны.
- Мамина мама бабушка Таня работала инженером в НИИАС (научно-исследовательский институт)
- Она закончила физический факультет МГУ (московский государственный университет)
- Папин папа дедушка Ася работает на ДСК-1 (домостроительный комбинат), а бабушка Мила – многодетная мама
- Но самая главная работа дедушек и бабушек – быть дедушками и бабушками. Сейчас мы уже подросли, но раньше им туго приходилось
- Мамин брат дядя Шурик тоже закончил ВГИК, экономический факультет, но работает он звукорежиссером на рекламных фильмах
- У папиного брата дяди Дениса – свое малое предприятие, он собирает и ремонтирует телефоны и радиотехнику
- Папина сестра тетя Настя работает в том храме, где служит папа
- А наша тетя Оля тоже закончила ПСТГУ (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет), она магистр религиоведения, а сейчас учится в аспирантуре и преподает
- А еще у меня три сестры, Ксюша собирается в хоровой колледж, Лика учится в балетном училище, а Уля – в гимназии 1551
- На следующем этапе работы над нашим проектом мы постараемся ответить на вопрос: «Все профессии нужны? Все профессии важны?»
Совместно с одноклассниками постараемся найти ответ на проблемный вопрос: «Много профессий! Какая моя?»
Проведем диспут - «Что влияет на выбор профессии»:
Какие профессии наиболее востребованы на рынке труда в современном обществе?
Как сделать правильный выбор?
Кто и что влияет на выбор будущей профессии?
Где и чему учат?
Актуальна ли профессия учителя сегодня?
Проведем классный час на тему: «Кем работают мои родители?»
Выпуск газеты: «Кем я хочу стать»
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
ДРЕВО ПРОФЕССИЙ МОЕЙ СЕМЬИ Я Автомеханик Папа Машинист поезда Мама Парикмахер Бабушка Повар Дедушка Машинист Бульдозера Прабабушка Парикмахер Прадедушка Тракторист Бабушка Швея Дедушка Музыкант Прадедушка Строитель Прабабушка Врач
2 слайд
Описание слайда:
МАМА Моя мама парикмахер.Парикмахеры много трудятся руками. Но помимо знания технологий и практических навыков, одним из основных видов труда является творчество. Ведь только креативный мастер сможет создать новый имидж, просто изменив прическу.
3 слайд
Описание слайда:
папа Мой папа машинист электропоезда. Профессия машиниста электропоезда строго мужская. Требует огромных физических и психических затрат. Вред здоровью машиниста электропоезда наносят электромагнитные излучения и вибрации, пыльный воздух. Так что стабильная и приличная зарплата - весьма скромное вознаграждение за нелегкий труд. Машинистами работают люди здоровые и физически выносливые: каждый их рабочий день начинается с прохождения медосмотра. Работа посменная.
4 слайд
Описание слайда:
По маминой линии Бабушка Повар должен знать, для кого какие блюда может быть вредным и, в зависимости от особенностей организма того или иного человека, уметь создать для него индивидуальное меню, которое будет не только вкусным, но и благотворно влияющим на здоровье.
5 слайд
Описание слайда:
дедушка Мой дедушка машинист бульдозера. Машинист бульдозера довольно распространенная профессия в строительстве. При его непосредственном участии создаются железные и автомобильные дороги, земляные дамбы и водные каналы, а также траншеи для прокладки различных коммуникаций. Сам бульдозер представляет собой машину, в основу конструкции которой положен гусеничный или колесный трактор, снабженный специальным ножом (отвалом).
6 слайд
Описание слайда:
прабабушка Моя прабабушка парикмахер. Данная профессия подходит творческим и усидчивым людям. Далеко не каждый сможет простоять час, подстригая или окрашивая одного клиента. Коммуникабельность поможет наработать постоянных клиентов. Стрессоустойчивость – лучший способ выходить из конфликтных ситуаций. Клиенты часто сами не знают, чего хотят и называют вовсе не те прически. Важно найти точки соприкосновения и научиться понимать заказчиков.
7 слайд
Описание слайда:
прадедушка Мой прадедушка тракторист. Профессия тракторист - одна из наиболее известных рабочих специальностей. При этом немногие знакомы со спецификой данной работы. Трактор - непростая машина, для работы с которой работник, кроме выполнения огромного перечня определенных задач, должен уметь ремонтировать трактор, настраивать его различные узлы, а также проводить сборку и ремонт электроприборов.
8 слайд
Описание слайда:
По папиной линии Бабушка Моя бабушка швея. Швея - профессия женская. Аккуратность, вкус, строгость к мельчайшим деталям и подробностям, выверенность каждого движения, усидчивость. Редкий мужчина совмещает в себе эти качества, а в каждой женщине они всегда присутствуют. Любая женщина по определению прирождённая швея.
9 слайд
Описание слайда:
дедушка Мой дедушка музыкант. Профессия музыкант – работа не обычная, это искусство, предполагающее творческое начало. Од таких людей практически не возможно что-либо требовать, полет их фантазии ничем не ограничивается. Именно поэтому каких-то жестких критериев и рамок профессии музыкант не существует. Безусловно, нужно непрерывно развивать слух, ритм, распознавать мотив без нот. Мелодия должна звучать легко и непринужденно, лишь профессионалы поймут, какой титанический труд был затрачен на ее создание. Обычный слушатель должен просто наслаждаться музыкой.
10 слайд
Описание слайда:
прабабушка Моя прабабушка врач. Врач – это в первую очередь умный человек, обладающей хорошей памятью. Он всегда стремится к совершенству и получает новые знания. Ведь медицина не стоит на месте. Важно, чтобы врач обладал высокой стрессоустойчивостью, особенно, если вы выбрали хирургию, акушерство, педиатрию или психиатрию. Врач должен быть честным и уметь быстро принимать решения в критических ситуациях. Ведь промедление может стоить больному жизни. Также медик должен уметь объяснить больному суть проблемы, успокоить и истолковать важность лечения.
Одной из важнейших задач воспитания подростков 12-15 лет является развитие у них способности делать выбор. Уже в 9 классе им, пятнадцатилетним, придется делать выбор, который на несколько ближайших лет определит их жизнь. Как же помочь подростку? Что могут сделать родители? Разобраться в этих вопросах поможет психолог Школы Сотрудничества , кандидат психологических наук Татьяна Борисовна Киселева.
Начнем издалека. Часто родители не осознают, что жизненный опыт их детей очень ограничен. Подростки мало знают о профессиях и плохо представляют, что делают специалисты в той или иной области.
Откуда школьник получает информацию
С представителями некоторых профессий можно столкнуться в повседневной жизни: врач, учитель, продавец. Какие-то профессии довольно колоритно показаны в фильмах. Особенно ярко современная киноиндустрия обрисовала работу киллера, тайного агента, обязательно сумасшедшего ученого, следователя по особо важным делам, который ловит киллера, и, конечно, опять врача в лице доктора Хауса.
Нередко о профессии судят по содержанию школьных дисциплин, в которых даются только упрощенные представления о науке. А такие востребованные профессии как фармацевт, экономист, логистик, менеджер по персоналу, оказываются для современного школьника совершенно не наполнены содержанием. Но ребенок не растет в вакууме. Каждый день дома он встречается с членами своей семьи, которые возвращаются с работы.
Однако, часто ребята плохо себе представляют даже то, чем занимаются на работе их мама и папа, дедушка и бабушка. Как показали беседы с родителями, существуют действительно объективные трудности на пути к тому, чтобы объяснить ребенку, чем взрослый занимается на работе. Не все обладает даром рассказчика. Трудно найти понятные слова, заменяющие специальные термины.
С чего начать
Рассказать про дедушек и бабушек. И даже прадедушек и прабабушек. Как они учились. Если есть аттестаты и дипломы, обязательно рассмотреть их вместе с подростком.
Моя коллега позволила записать свой рассказ, обращенный к сыну-подростку. «Моя бабушка, а твоя прабабушка, в 30-х годах мечтала стать летчицей, есть ее фотография в летном шлеме. Это она участвовала в тренировочных полетах. Однако, комиссия по здоровью не пропустила ее в училище. Бабушка поступила в педагогический институт и стала учителем физики. Она была очень ответственным и добросовестным человеком, ее уважали коллеги и любили школьники. В нашем буфете стоит ваза с дарственной надписью, подаренная ее учениками. А способности к преподаванию были еще у отца бабушки. Он был педагогом реального училища. Документы, подтверждающие это, передала мне бабушка, когда я была уже взрослой и сама преподавала. Получается, я педагог в 4-м поколении, а ты можешь стать им в 5-м».
Такой рассказ позволяет подростку многое узнать. Например, то, чем различаются профессия и специальность. Что бывают профессии модные, а бывают востребованные. Узнать, что не всегда способности проявляются рано, иногда надо поменять несколько работ, чтобы найти ту, что станет твоей.
Семейное древо профессий
Чтобы помочь ребенку сориентироваться в разнообразии профессий и ощутить свои «корни», мы советуем построить семейное древо профессий, по аналогии с генеалогическим древом. Вы увидите, что на этом пути вас поджидают неожиданные открытия.
«Вау, папа, я не знал, что ты инженер-электронщик по образованию! А почему ты никогда не работал по специальности? Мам, а ты, оказывается, дважды специалист. А что такое патентное дело? А дед вообще самый крутой, кроме ВУЗа закончил Высшую партийную школу, а чему там учили? Это как менеджмент персонала, да?». Способности нередко передаются по наследству, но не всегда по прямой линии. Девочка из семьи музыкантов увлекается шахматами и математикой. Оказывается, она идет по стопам деда со стороны отца, доктора физмат наук.
Помогите подростку ощутить свои корни
Понять себя можно, только если ты научился понимать других. Ошибки и открытия предыдущих поколений помогут новым поколениям расширить свои представления о мире. Очень важно, чтобы подросток не боялся делать ошибки, понимал, что редко получается выбрать профессию раз и на всю жизнь. А в настоящее время учиться и менять профиль приходится постоянно.
Развиваются и меняются уже известные профессии. Постоянно появляются новые технологии, которые преображают прежние специальности. Рассказ о том, что было давным-давно, помогают сделать шаг в будущее. Опыт прежних поколений как фонарик освещает дорогу тем, кто идет вперед. Удачи всем на этом пути!
Афанасьева Ксения
Исследовательская работа по теме "Моя семейная профессия"
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Моя семейная профессия»
Исследовательская работа
Естествознание.
Выполнила: Афанасьева Ксения,
ученица 2В класса
Руководитель: Чурсина Марина Васильевна,
учитель начальных классов
2016
Введение. 3
Глава 1. Основная часть
1.1. Что такое родословная. 4
1.2. Как составить родословную 4
1.3. Что такое династия. 5
Глава 2. Исследовательская часть.
2.1. Моя родословная. 5
2.2. Дерево профессий моей семьи 5
Заключение. 6
Список литературы. 7
Приложение 1 «Виды родословного дерева» 8
Приложение 2 «Моя родословная» 10
Приложение 2 «»Дерево семейных профессий» 11
Введение.
Мне стало интересно, сколько поколений помнят в нашей семье, есть ли какие-то интересные факты в истории нашей семьи. А больше всего мне захотелось узнать, есть ли в нашей семье семейная профессия.
Так как моя бабушка и мама по образованию учителя мы предположили, что в нашей семье есть династия.
В связи с этим, мы решили провести исследование. Цель нашего исследования составить родословную семьи Афанасьевых и выяснить, есть ли у нас «семейная профессия».
Для этого нам пришлось решить ряд задач:
1) узнать, что такое родословная;
2) выяснить, как можно составить свою родословную;
3) составить родословную семьи Афанасьевых;
4) узнать, что такое «династия»;
5) проверить, есть ли в нашей семье династия.
Тема данного проекта является актуальной не только для учащихся, но и для родителей. Сегодня проблема изучения истории своей семьи особенно важна, потому что современные семьи теряют связь поколений, мало общаются не только дальние, но и близкие родственники.
Глава 1. Основная часть.
- Что такое родословная.
В словаре С.И.Ожегова «родословие» трактуется как ряд поколений, происходящих от одного предка.
В современной энциклопедии «родословная» - перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства.
В учебнике А.А.Плешакова «Окружающий мир» сказано, что слова «родные», «родственники», «родня» имеют общий корень. Все они от слова «род». От него же слово «родословная» - история семьи в нескольких поколениях. Этим определением мы и будем пользоваться.
Наука, занимающаяся изучением истории происхождения родов и систематизацией родословных, называется Генеалогией (от греч. genos род, происхождение и logos слово, учение).
Генеалогия имеет два направления в исследовании: нисходящее (начинают с самого известного предка в прошлом и от него следуют к его потомкам до наших дней) и восходящее (сведения собираются, начиная от конкретного лица к его предкам: к отцу, деду и тд.)
Восходящие и нисходящие родословия могут быть мужские и смешанные .
Мужское родословие– указывается весь род мужчин, женщины лишь указываются как супруги. Смешанное родословие – указывается все поколения произошедшие от мужчин и женщин. Такое родословие охватывает несколько родов по мужской и женской линии.
- Как составить родословную.
С чего же начать составление родословной?
Алгоритм составления родословной состоит из- 2-х частей: первая часть – это описание живущих сейчас родственников; вторая часть – поиск сведений о предках в архивах и библиотеках.
Начать составление родословной нужно с опроса родственников, а уже затем обратиться в архивы и библиотеки.
Родословную можно оформить по-разному: родословное дерево, родословная таблица, горизонтальная таблица, генеологические росписи и др. (Приложение 1)
- Что такое династия.
В словаре С.И. Ожегова «династия» трактуется следующим образом: ряд последовательно правящих монархов из одного рода: переносном смысле – о тружениках, передающих от поколения к поколению мастерство, трудовые традиции.
Для нас важно второе, переносное значение этого слова. Династия - ряд поколений, передающих из рода в род профессиональное мастерство, традиции и т.п.
Глава 2.Исследовательская часть.
2.1. Моя родословная.
Первым этапом нашего исследования было составление родословной.
С точки зрения генеалогии мою родословную можно считать восходящей, так как мы начали её составление с меня, Афанасьевой Ксении Максимовны, а потом узнавали и записывали моих предков. У нас получилась смешанное родословие, так как охватывает несколько родов мужской (папиной) и женской (маминой) линии.
Изучение родословной мы начали с опроса родственников. В этом мне помогла моя мама. Мы расспросили бабушек и дедушек, посмотрели фотографии наших предков в семейных альбомах. Я узнала о своих предках до шестого поколения. Нашу родословную мы представили в виде родословной таблицы. (Приложение 2)
2.2 Дерево профессий моей семьи.
Вторым этапом в исследовании стало выяснение ответа на вопрос: есть ли в нашей семье династии.
В истории нашей семьи есть много интересных фактов, но больше всего нас интересовал вопрос, кем работали бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки. К сожалению, в этом вопросе удалось узнать не очень много. Кем работали мои предки, удалось выяснить только в трех поколениях: родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
В нашей семье есть люди многих профессий: учителя, водители и трактористы, сварщики. Прабабушка – Афанасьева Вера Сергеевна - была мастером сыроварения. (Приложение3)
Заключение.
Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы:
- В нашей семье помнят о своих предках. Мы смогли составить свою родословную до 6-го поколения.
- О династиях в нашей семье можно говорить с уверенностью. Моя прабабушка Иванова (Ильиных) Ольга Тимофеевна работала учителем начальных классов, моя бабушка Смородская (Иванова) Татьяна Ивановна тоже учитель начальных классов, моя мама Афанасьева (Смородская) Наталья Викторовна – тоже учитель начальных классов и географии. Это по женской линии.
А по мужской линии - прадедушка Афанасьев Николай Ильич – тракторист, дедушка Афанасьев Евгений Николаевич – водитель, папа Афанасьев Максим Евгеньевич – водитель.
Кто знает, может, и я стану учителем или водителем… время покажет.
Список литературы:
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ООО «А Темп», 2010 г.
- Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2/ А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011 г.
Список интернет ресурсов:
- http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/208994 (современная энциклопедия)
- http://tehread.ru/kak-sostavit-rodoslovnuyu.html (как составить родословную)
- http://ru.bookzz.org/book/780101/5d4275 (виды родословия)
Приложение 1.
«Виды родословного дерева».
Родословное древо.
Родословная таблица.
Горизонтальная таблица.
Кругообразная таблица.
Генеалогические росписи.
Роспись - это словесный пересказ таблицы. В качестве примера родословная роспись А.С.Пушкина (небольшая часть).
1. Александр Сергеевич Пушкин, р. 26.05.1799 в Москве, ум.29.01.1837 в Петербурге от смертельной раны, полученной 27.01.1837 на дуэли с кавалергардом Ж.Дантесом.
2.6. Карточки.
Татьяна Шашкова
А начала я со слов : «На златом крыльце сидели : царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?» Всем вам известна эта детская считалочка. В стародавие времена профессий было мало , и все они вполне могли на одном крыльце поместиться, вместе с царем, сейчас все профессии на одном крыльце не поместятся, их уже много тысяч, и все новые появляются. Какую выбрать?
Меня всегда тянуло к рукоделию. Я сама научилась вязать, если нужно и шить могу. Мне интересна работа с фетром и бисером , начала осваивать технику изготовления брошей в стиле «Бохо» . При всем том, что мои ближайшие родственники не шьют и не вяжут.
Я сгруппировала профессии , обозначив их определенным цветом. Когда я сделала древо «» , то увидела, что вся моя родня по женской линии связана работой с людьми . Это видно по наличию желтого цвета. Я тоже работаю с людьми . А вот откуда тяга к рукоделию? И тут мой взор устремляется к оранжевому цвету, моя прабабушка была рукодельницей – вязала шали, предметы одежды, мастерски владела вязальным крючком, вышивала. Все встало на свои места.
Сегодня я предлагаю вам окунуться в историю своей семьи , а вернее выполнить генеологическое древо «Профессиональные династии в моей семье » .
Кто желает выполнить исследовательскую работу ? Благодаря ей, вы можете не только выявить профдинасии , но и понять, на своем ли вы месте, и, возможно, помочь своему ребенку правильно определиться с выбором профессии .
Условные обозначения для изготовления генеологичесого древа
«Профессиональные династии в моей семье »
Желтый – профессия , связанная общением с людьми : педагог, продавец, судья, прокурор, полицейский, повар, журналист;
Синий – профессия , связанная с транспортом : водным, наземным, воздушным;
Красный- медицина;
Зеленый – профессия , связанная с природой : лесник, инспектор по охране природы, эколог, пастух, коневод, оленевод, кадровый охотник;
Коричневый - военные;
Оранжевый – швея, сапожник, рукодельница;
Если профессии , связанной с вашей семьей в перечне нет , и вы не знаете каким цветом её выделить – не страшно, можно самим определить цвет. Важно, чтобы вам самим было понятно.
Публикации по теме:
«ДРЕВО ГРУППЫ своими руками» Подготовила: Воспитатель I квалификационной категории МДОУ №15 Смирнова Александра Вячеславовна Как известно.
Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать о событии в котором мы приняли непосредственное участие. В нашем детском саду.
Итоговая работа на «Профессиональные компетенции» ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. Профессиональные компетентности. 1.1. Составляющие профессиональной компетентности 1.2 Профессиональная.
Программное содержание. - Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться.
Приближается 8 марта - праздник мам, бабушек и девочек. Все активно готовятся: делают подарки, репетируют танцы, украшают группы. Мы с воспитанниками.
Овчинникова Ирина Николаевна, воспитатель БДОУ г. Омска «Центр развития ребенка – детский сад №37» Я хочу рассказать о своей семье, где.
Проект в старшей группе совместно с детьми и родителями «Генеалогическое древо» Проект в старшей группе совместно с детьми и родителями «Генеалогическое древо» Подготовила воспитатель Апарина А. В. д/с №12 «Золотая рыбка».