Национальная рамка квалификаций российской федерации. «национальная рамка квалификаций российской федерации Квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки квалификаций

Утверждаю

Заместитель Министра

здравоохранения

и социального развития

Российской Федерации

А.Л.САФОНОВ

ПО РАЗРАБОТКЕ ОТРАСЛЕВОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ НА ОСНОВЕ

НАЦИОНАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Общие положения

Термины, их определения и сокращения:

Национальная рамка квалификаций РФ (НРК) - основа национальной системы квалификаций РФ, представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России;

отраслевая рамка квалификаций (ОРК) - составная часть национальной системы квалификаций РФ, представляет собой:

Обобщенное описание по установленным показателям квалификационных уровней в рамках отрасли, признаваемое ведущими в данной отрасли организациями;

Иерархически упорядоченную по квалификационным уровням классификацию видов трудовой деятельности, сформированную по показателям НРК и другим значимым для отрасли показателям;

квалификационный уровень - структурная единица (ступень) НРК, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;

дескриптор - обобщенное описание совокупности требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня НРК, дифференцируемым по параметрам сложности деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;

область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначения, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;

вид трудовой деятельности - составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;

квалификация - готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности.

2. Предназначение отраслевой рамки квалификаций

Используя национально признаваемый словарь для описания системы квалификаций, ОРК призвана обеспечить простоту и ясность связей между различными квалификациями.

ОРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования в конкретной отрасли, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

формировать большую трудовую мобильность;

описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;

разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

создавать тарифные системы, обеспечивать прозрачность и управляемость системы оплаты труда.

3. Принципы разработки отраслевой рамки квалификаций

ОРК разрабатывается на основе НРК с учетом следующих принципов:

отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний;

преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системы образования Российской Федерации;

описание квалификационных уровней ОРК через показатели профессиональной деятельности;

описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества исполнения ими должностных обязанностей.

4. Квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой

рамки квалификаций

ОРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.

Таблица 1

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Показатель профессиональной деятельности

Широта полномочий и ответственность

Определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и т.п. последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства

Сложность деятельности

Определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов; степени неопределенности рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития

Наукоемкость деятельности

Определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объема и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности

При необходимости при разработке ОРК могут быть использованы дополнительные показатели, характеризующие специфику профессиональной деятельности конкретной отрасли.

5. Структура отраслевой рамки квалификаций

Макет ОРК для одного квалификационного уровня представлен в Приложении 1 .

ОРК состоит из следующих элементов:

1) наименование отрасли (области профессиональной деятельности);

2) номер квалификационного уровня - указывается в соответствии с НРК;

3) требования НРК - приводятся дескрипторы НРК для конкретного квалификационного уровня;

4) требования ОРК:

квалификационный подуровень ОРК - приводятся квалификационные подуровни, выделяемые в рамках конкретного квалификационного уровня;

показатели профессиональной деятельности, соответствующие каждому квалификационному подуровню ОРК - приводятся показатели и дескрипторы, отличные или уточняющие дескрипторы конкретного квалификационного уровня НРК;

пути достижения квалификации соответствующего подуровня - приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК;

основные виды трудовой деятельности - приводится перечень видов трудовой деятельности в соответствии с выделяемыми квалификационными подуровнями ОРК;

В соответствии с предложенным макетом формируются все квалификационные уровни ОРК.

6. Общая процедура разработки отраслевой рамки квалификаций

Разработка ОРК является длительным процессом, предполагает привлечение экспертов, обладающих знанием стратегии и приоритетов развития отрасли, специфики конкретных видов трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам, программ и форм профессионального образования и обучения.

Разработку ОРК целесообразно начинать с выделения приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности. Формирование ОРК осуществляется, прежде всего, для данных областей и видов деятельности с последующим расширением рамки на основе уточнения и выявления новых приоритетов.

Основные виды работ по разработке ОРК представлены в Приложении 2 .

Приложение 1

ОТРАСЛЕВАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ

Отрасль (область профессиональной деятельности) ___________

квалификационный уровень ______

Требования Национальной рамки квалификаций

Требования отраслевой рамки квалификаций

Рис. 1. Макет отраслевой рамки квалификаций

< 1 > Указывается в формате "х.у", где Х - номер квалификационного уровня в соответствии с НРК, У - номер квалификационного подуровня в соответствии с ОРК.

< 2 > Приводятся дескрипторы, отличающиеся от дескрипторов НРК.

< 3 > Приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК.

Приложение 2

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗРАБОТКЕ ОРК

Виды работ

Основной результат

Выделение приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности

Анализ нормативных правовых документов, определяющих приоритеты развития и профессионально-квалификационную структуру отрасли, в т.ч. общероссийских классификаторов и корпоративных документов в области труда, профессионального образования и обучения и пр.

Список приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности

Исследование содержания и классификация по квалификационным уровням приоритетных видов трудовой деятельности

Описание и оценка содержания видов трудовой деятельности в соответствии с параметрами основных показателей профессиональной деятельности (широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности), определяемыми НРК. Классификация видов трудовой деятельности по квалификационным уровням НРК

Описания видов трудовой деятельности в терминах дескрипторов НРК

Конкретизация квалификационных границ ОРК и выделение квалификационных подуровней

На основе результатов описания и оценки содержания видов трудовой деятельности определение квалификационных уровней, образующих ОРК.

При необходимости внутри конкретных квалификационных уровней выделение подуровней, дифференцирующих виды трудовой деятельности по анализируемым параметрам

Квалификационные границы ОРК.

Квалификационные подуровни в рамках конкретных квалификационных уровней

Конкретизация содержания дескрипторов ОРК

При необходимости конкретизация параметров основных показателей профессиональной деятельности (широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности) в соответствии с отраслевой спецификой.

Введение и описание дополнительных показателей

Уточненное содержание дескрипторов ОРК

Описания видов трудовой деятельности по параметрам ОРК

Описание видов трудовой деятельности через параметры дескрипторов ОРК.

Выделение типичных должностей в видах трудовой деятельности.

Конкретизация привязки видов трудовой деятельности к уровням системы образования России. Уточнение путей достижения конкретной квалификации

Для каждого вида трудовой деятельности приводятся:

Квалификационный уровень (подуровень);

Описания дескрипторов;

Пути достижения квалификации

Классификация видов трудовой деятельности по квалификационным уровням и формирование ОРК

Объединение видов трудовой деятельности в иерархическую структуру в рамках конкретного квалификационного уровня и их объединение в ОРК

Сформированная ОРК

Согласование ОРК

Согласование ОРК с заинтересованными государственными органами и общественными структурами работодателей

Согласованная ОРК

Тема профессиональных стандартов особенно активно обсуждалась в 2015 году в связи с принятием большого количества профстандартов. По итогам 2015 года введено в действие 508 профстандартов, еще 296 стандартов находятся в разработке. Для сравнения, в 2014 году было введено в действие 129 стандартов, а в 2013 - только три. Особенно острым этот вопрос стал, когда стало ясно, что после введения соответствующих поправок в Трудовой Кодекс РФ профстандарты станут обязательными для применения.


Введенные в действие профстандарты, 2013-2015гг.:


Профстандарты, введенные в действие и находящиеся в разработке на 11.01.2016.:

Первые шаги к профстандартам в России

Впервые термин «профессиональный стандарт» был использован в 1997 г . в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов.

Несмотря на то, что Федеральные министерства и ведомства включили разработку профстандартов в свои программы, никаких значимых действий для осуществления поставленной Правительством задачи в последующие десять лет предпринято не было.

Только в 2006 году на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) , который уже тогда возглавлял Шохин Александр Николаевич, появилось Национальное агентство развития квалификаций . Создание агентства стало важным шагом на пути создания национальной системы квалификаций в РФ.

В 2007 году НАРК впервые разработало макет профессионального стандарта, а также Положение о профессиональном стандарте.

Первые профстандарты и Национальная рамка квалификаций

Первые профессиональные стандарты появились в 2007-2008 гг . Вдохновленные успехом, руководители министерств надеялись, что стандарты будут применяться при разработке образовательных стандартов нового поколения (ФГОС). Однако бизнес-сообщество оказалось не заинтересовано в разработке профстандартов, поэтому вузам пришлось разрабатывать образовательные программы самостоятельно.

В 2008 году появляется Проект Национальной рамки квалификаций РФ , основанный на идеях Европейской рамки. В разработке Национальной рамки квалификаций приняли участие Минобразования, Федеральный институт развития образования, РСПП, НАРК.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) - обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.

Отсутствие продуктивного взаимодействия бизнеса при разработке профстандартов привело к несоответствию выпускаемых вузами специалистов реальным требованиям бизнеса. Проблема стыковки академического и бизнес-сообщества отразилась на многих ФГОС и привела к появлению ряда документов, в которых впервые предлагалось частично (а в перспективе полностью) передать вовне право вузов присваивать профессиональные квалификации. Эти документы:

  • «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования»;
  • «Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах».

В том числе, для реализации этой идеи было решено отказаться от специальностей и присвоения соответствующих квалификаций, укрупнить перечень направлений подготовки ФГОС ВПО/ВО, постепенно исключить детальные описания к содержанию подготовки студентов.

В этом же году была создана Межведомственная рабочая группа по разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований) к должностям работников высокотехнологичных отраслей экономики . Рабочей группе, в первую очередь, было необходимо определить методологические подходы к разработке профессиональных стандартов в высокотехнологичных отраслях экономики.

В 2010 году состоялось заседание Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, на котором президент страны Дмитрий Медведев заявил о необходимости завершения разработки профессиональных стандартов, отметив, что профессиональный заказ на будущих специалистов должно формировать бизнес-сообщество. По итогам заседания были определены сроки разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях (энергоэффективность, ядерные технологии, медицинская техника и фармацевтика) - около двух лет.

Новые исполнители, прежние проблемы

В том же 2010 году был создан Общественно-государственный совет Системы независимой оценки качества профессионального образования , председателем Совета стал Шохин Александр Николаевич. Совет утвердил ряд документов:

  • «Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников...»,
  • «Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров (ЭМЦ)»,
  • «Центра оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК)…»,
  • «Общие требования к экспертам…», «Положение о квалификационном сертификате» и т.д.

В 2011 году появился Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части определения понятия профессиональных стандартов, порядка их разработки, утверждения и применения)».

В этом же году Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив (АСИ) , которое принялось за разработку дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций».

Кроме того, Агентство одно из первых стало продвигать идею создания не только системы квалификаций, но и компетенций. Был утвержден новый план разработки профстандартов (на 2012-2015 гг.), а также утвержден очередной макет профстандарта, разработаны нормативные документы и методические рекомендации.

В 2012 году в свое предвыборной статье Путин В.В. отметил, что государство переоценило степень интереса бизнес-сообщества к национальной системе квалификаций.

Новая волна разработки профстандартов началась после Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 . Именно во исполнения Указа в Трудовой Кодекс РФ было введено понятие профессионального стандарта, разработаны подзаконные акты и методические документы, Министерством труда и социальной защиты РФ было объявлено множество конкурсов на создание профстандартов: были выделены бюджетные средства - порядка 600 тысяч рублей на каждый лот. К концу 2014 планировалось разработать не менее 800 профстандартов.

Национальный совет по профессиональным квалификациям, прямой контроль Президента

Но что-то снова пошло не так. Первые стандарты были разработаны только к октябрю 2013 года. Президент России Путин В.В. решил взять процесс под свой прямой контроль. В конце 2013 года на совещании по вопросам разработки профстандартов он вновь обозначил важность разработки профстандартов и подчеркнул необходимость обязательной экспертизы профессионального сообщества. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Владимир Путин поставил задачу создать Национальный совет профессиональных квалификаций для разработки профстандартов, по-настоящему востребованных экономикой страны и отечественным бизнесом.

В 2014 году стало ясно, что заинтересованность бизнеса в разработке профстандартов так и осталась на низком уровне. В связи с этим Минтруда решило полностью изменить формат разработки профстандартов и выделить на разработку Российскому союзу промышленников и предпринимателей около 140 миллионов рублей из федерального бюджета.

31 марта 2014 года вышло Постановление Правительства № 487-р, утверждающее комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы, а 16 апреля Президент страны подписал Указ о создании Национального совета профессиональных квалификаций при Президенте РФ .

Эти два документа положили начало новому подходу к решению проблемы, о которой говорилось в течение семнадцати (!) лет.

Постановление Правительства вызвало определенный скепсис, так как оно не давало разъяснений, как именно и чего конкретно можно потребовать от «объединений работодателей». РСПП подошел к решению проблемы по-своему: было организовано бесплатное обучение по программе «Разработка профессиональных стандартов», что позволило бы переложить часть ответственности по разработке профстандартов на компании и предприятия. В результате было несколько громких случаев разработки одних и тех же профстандартов двумя конкурирующими организациями, закончившиеся скандалом.

Профстандарт оценщика

В декабре 2014 года была создана Ассоциация участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций» , который уже в мае 2015 года был наделен полномочиями отраслевого совета по профессиональным квалификациям финансовых рынков, куда была отнесена и оценочная деятельность. Ассоциация разработала профстандарт «Специалист в оценочной деятельности», который был утвержден Минтруда и вступил в действие 12 сентября 2015 .

Несмотря на то, что профстандарт не обсуждался широко оценочным сообществом, дальнейшие события развивались стремительно. В октябре 2015 года в Совете создана Комиссия по апробации и применению профессиональных стандартов в сфере труда и образования в оценочной деятельности РФ, а уже в ноябре был зарегистрирован Центр оценки квалификации, уполномоченный проводить оценку квалификации в соответствии с профстандартом «Специалист в оценочной деятельности».

Как только требования к квалификации будут установлены в отраслевом законе (ФЗ №135 «Об оценочной деятельности»), применение профессионального стандарта оценщика станет обязательным. Поэтому оценочному сообществу необходимо как можно активнее участвовать в разработке системы компетенций и квалификаций.

«Если система будет организована неправильно, возможны злоупотребления при оценке квалификаций. Оценочным компаниям придется сокращать штат или вовсе уходить из отрасли», - отметила Елена Петровская, генеральный директор СРО «АРМО».

«Как только эти изменения появятся, мы утратим возможность влиять на ситуацию», - объяснила Наталья Владимирова, Президент НП СОО «СИБИРЬ».




Краткая схема истории профстандартов:


Статью подготовила Наталья Ничкова

ОБРАЗОВАНИЯ

И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ

ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКИЙ

СОЮЗ

ПРОМЫШЛЕННИКОВ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

НАЦИОНАЛЬНОЕ

АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ

НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКВА

УДК 37.001.76

ББК 65.24 – 6

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / ,
[и др.] - М.: Федеральный институт развития образования,
2008. - 14 с.

ISBN 978-5-85630-021-4

Представлен текст Национальной рамки квалификаций Российской Федерации как совместный реко­мендательный документ Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ и Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей. Адресован разработчикам профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования , отраслевых квалификационных и тарифных систем, процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций.

Национальная рамка квалификаций является одним из элементов новой системы нормативно-правового обеспечения сопряжения сфер труда и образования в условиях рыночной экономики.

УДК 37.001.76

ББК 65.24 – 6

ISBN 978-5-85630-021-4 Ó Федеральный институт

Ó Национальное агентство

развития квалификаций, 2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.


Национальная рамка квалификаций Российской Федерации разработана на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей (далее – Соглашение) с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран - участниц Болонского и Копенгагенского процессов. В последующем по инициативе Координационной комиссии, сформированной сторонами Соглашения, в текст НРК могут вноситься изменения, отражающие опыт ее практического использования.

Национальная рамка квалификаций является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую должны войти также отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

Как обобщенное описание квалификационных уровней, НРК может служить базой для создания отраслевых квалификационных рамок, обеспечивая тем самым межотраслевую сопоставимость квалификаций. При этом специфика отраслевых квалификационных требований может быть отражена путем введения дополнительных показателей и подуровней.

Национальная рамка квалификаций предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет:

· формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;

· описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;

· разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;

· создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы.

В основу разработки НРК положены принципы, свойственные аналогичным рамочным структурам стран ЕС и других стран:

· непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;

· прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;

· соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования Российской Федерации;

· учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.

Национальную рамку квалификаций образуют представленные в виде таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.

Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности : широту полномочий и ответственность, сложность деятельности, наукоемкость деятельности (табл. 1).


Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).

Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.

Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).

Таблица 1

ТАБЛИЦА ДЕСКРИПТОРОВ НРК РФ

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Действия под руководством.

Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации

Применение

простейших

фактологических знаний с опорой на обыденный опыт. Получение

информации в

процессе краткосрочного обучения (инструктажа) на рабочем месте или краткосрочных курсов

Деятельность под руководством

с проявлением

самостоятельности только при решении хорошо известных задач.

Индивидуальная ответственность

Решение типовых практических задач. Выбор способа действий из известных по инструкции.

Корректировка действий с учетом условий их выполнения

Применение

фактологических знаний с опорой на практический опыт. Получение информации в процессе

профессиональной подготовки

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Деятельность под руководством

с проявлением

самостоятельности только при решении хорошо известных задач или аналогичных им.

Планирование

Собственной

деятельности,

исходя из

оставленной

руководителем

Индивидуальная

ответственность

Решение типовых практических задач.

Выбор способов

действий из известных на основе знаний и практического опыта.

Корректировка действий

условий их выполнения

Применение

практико-ориентированных профессиональных знаний с опорой на опыт.

Получение

информации

в процессе

профессиональной подготовки

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Деятельность

под руководством, сочетающаяся

с самостоятельностью при выборе

путей ее осуществления из известных.

Планирование

собственной

деятельности и/или деятельности других, исходя из поставленных задач.

Наставничество.

Ответственность за решение поставленных задач

Деятельность, предполагающая решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений.

Выбор путей осуществления деятельности из известных.

Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности

Применение

профессиональных знаний

и информации,

их получение

в процессе

профессионального образования и практического профессионального опыта

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Самостоятельная деятельность.

Постановка задач

подразделения.

в управлении

выполнением

поставленных задач в рамках

подразделения.

Ответственность

на уровне

подразделения

Деятельность, предполагающая решение практических задач на основе

выбора способов решения

в различных условиях рабочей

ситуации.

и итоговый контроль, оценка

и коррекция деятельности

Применение

профессиональных знаний,

полученных

в процессе

профессионального образования

и практического профессионального опыта.

Самостоятельный поиск

информации,

необходимо

для решения

поставленных

профессиональных задач

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Самостоятельная профессиональная деятельность,

предполагающая

постановку целей собственной работы и/или подчиненных.

Обеспечение

взаимодействия

сотрудников

и смежных

подразделений.

Ответственность

за результат

выполнения работ на уровне

подразделения

или организации

Деятельность, направленная на решение задач

технологического или методического характера, предполагающих выбор

и многообразие способов решения.

Разработка, внедрение, контроль, оценка

и коррекция компонентов профессиональной деятельности

профессиональных знаний и опыта

(в том числе,

инновационных).

Самостоятельный поиск,

анализ и оценка

профессиональной информации

Продолжение табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Определение

стратегии,

управление

процессами

и деятельностью

(в том числе

инновационной)

с принятием

решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений

Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки

подходов,

использования разнообразных методов

(в том числе, инновационных)

Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей.

Определение

источников и

поиск информации, необходимой для развития деятельности

Определение

стратегии, управление процессами

и деятельностью

(в том числе

инновационной)

с принятием

решения и ответственности

на уровне крупных институциональных структур

Деятельность, предполагаю­щая решение проблем исследовательского

и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов

Создание и синтез новых знаний междисциплинарного

характера.

Оценка и отбор информации,

необходимой для развития

деятельности

Окончание табл. 1

Широта полномочий и ответственность (общая компетенция)

Сложность
деятельности
(характер умений)

Наукоемкость деятельности
(характер знаний)

Определение

стратегии,

управление

сложными

социальными,

производственными, научными

процессами.

Ответственность

за результат

в масштабе отрасли, страны,

на международном уровне

Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского

и проектного характера,

связанных

с развитием

и повышением эффективности сложных

социальных, производственных, научных процессов

Создание и синтез новых

фундаментальных знаний

междисциплинарного и

межотраслевого

характера.

Оценка и отбор информации,

необходимой

для развития

деятельности.

Управление

информационных потоков

Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта (табл. 2). Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения. Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем. Возможно построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета практического опыта работника, курсов повышения квалификации и т. п., что дает возможность продвигаться как по вертикали уровней квалификации, так и по горизонтали.

Таблица 2

Основные пути достижения

квалификационных уровней

Продолжение табл. 2

Квалификационный уровень

Пути достижения квалификации

соответствующего уровня

Практический опыт / или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже среднего (полного) общего или начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования на базе основного общего образования

Начальное профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования и практический опыт или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года и дополнительные профессиональные образовательные программы), практический опыт

Среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования, практический опыт

Окончание табл. 2

Квалификационный уровень

Пути достижения квалификации

соответствующего уровня

Как правило, бакалавриат. В отдельных случаях возможно среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования, практический опыт

Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Специалитет (на основе освоенной программы среднего (полного) общего образования), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование (программы МВА и др.), практический опыт

В настоящее время процесс разработки или внедрения национальных рамок квалификации (НРК) охватывает уже более 120 стран мира. Осуществляя анализ тенденций в заданной области, следует, прежде всего, отметить концептуальное назначение идеи. Катализатором к созданию единых стандартов в области профессионального образования стали экономические процессы. А именно, процессы экономической унификации, больше известные как глобализация.

Наличие разных стандартов в профессиональном обучении затрудняет перемещение рабочих в рамках регионального, а тем более транснационального рынка. Следовательно, притормаживает и само экономическое развитие, так как сфера производства не получает нужные ей человеческие ресурсы определенной квалификации в оперативные сроки и в достаточном количестве. Иными словами, единый экономический рынок требует единой квалификации рабочего персонала.

Но если экономические стандарты транснационального рынка внедряются достаточно оперативно, поскольку являются понятными и в целом общепризнанными - по крайней мере, в рамках регионального масштаба, - то стандарты в области образования в большей степени обладают национальной ориентированностью. Причина менее слабой мобильности образовательной сферы относительно экономической состоит в том, что она существеннее завязана на традиции и национальной ментальности. Таким образом, процесс унификации сферы образования на региональном уровне является долгим и требует поэтапности 1 .

Примером такой последовательности является опыт внедрения европейской рамки квалификаций (ЕРК), которая представляет собой обобщенную справочную рамку, позволяющую европейским странам связать свои национальные рамки квалификаций друг с другом. Практически ЕРК предстает перед нами в виде своеобразного инструмента перевода национальных квалификаций в более простой и понятный для восприятия национальными субъектами формат, стирающий национальную специфику, а значит, и национальные границы в области образования и, в конечном счете, профессиональной квалификации. Данное упрощение помогает обучающемуся и рабочему персоналу свободно перемещаться в рамках действия ЕРК: менять работу и образовательные учреждения, а образовательной системе в целом придает мобильность и гибкость. Поиск языка описания европейской системы квалификаций осуществлялся в рамках Болонского и Копенгагенского процессов, а также на уровне национальных государств (например, Великобритании, Польши и других).

Следует заметить, что на современном этапе ЕРК не заменяет национальные системы квалификаций и не является автоматическим механизмом для сравнения квалификаций друг с другом. Между тем в перспективе - по мере того как национальные рамки квалификаций будут все более ориентированы на ЕРК ввиду усиления экономической интеграции - вопрос о создании модифицированной, расширенной ЕРК, обязательной для всех членов единого европейского сообщества, непременно актуализируется. Рассмотрим, например, национальные рамки квалификаций России, Казахстана, Польши и Великобритании, при этом выделив их основные сходства и различия, сравнив основные пути достижения квалификационных уровней.

Национальная рамка квалификаций Российской Федерации является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории страны.

НРК разработана на основании соглашения о взаимодействии Минобрнауки РФ и Российского союза промышленников и предпринимателей с учетом опыта построения европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран-участниц Болонского и Копенгагенского процессов. В последующем - по инициативе координационной комиссии, сформированной сторонами соглашения, - в текст НРК могут вноситься изменения, отражающие опыт ее практического использования 2 .

НРК является составной частью и основой разработки национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую, помимо нее, должны войти отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.

Рассмотрение проекта казахстанских квалификационных рамок показывает, что они позволяют гражданам страны выстраивать различные траектории обучения для получения конкретной квалификации и/или повышения квалификационного уровня. Ранее в Республике Казахстан принимались попытки введения такого уровня, но они не имели практического успеха. Однако в связи с присоединением Казахстана к Болонскому процессу возникла необходимость использования такого уровня квалификации на рынке труда страны. Требуется грамотно описать этот квалификационный уровень и дать соответствующее название квалификации: например, сертификат о незаконченном высшем образовании. Социальный эффект от введения 5-го уровня квалификации налицо. Лица, имеющие незаконченное высшее образование, не будут дискриминированы, как было раньше, когда им приходилось довольствоваться квалификациями 3-го (при поступлении в вуз после школы) или 4-го уровня (при поступлении в вуз после колледжа).

Итак, казахстанские квалификационные рамки представляют собой систему, в которой четко взаимосвязаны уровни квалификации и уровни образования, достигаемые на каждом этапе образовательного процесса результаты обучения, получаемые квалификации и основные пути достижения квалификационных уровней, то есть возможные траектории образования.

Предлагаемый проект казахстанских квалификационных рамок соответствует европейским рамкам квалификаций, принятым Европейским парламентом и ЕС в 2008 году 3 . Широкое обсуждение, доработка и принятие проекта казахстанских квалификационных рамок позволит повысить узнаваемость системы образования Казахстана в других странах и тем самым существенно улучшит академическую мобильность студентов и признание их квалификаций.

Как для России, так и для Казахстана интересен опыт Великобритании в реформировании системы профессионального образования, правительство которой поставило цель к 2020 году поднять страну в мировом рейтинге конкурентоспособности с 13-го на 8-е место. Для этого национальной идеей должен стать переход от управления человеческими ресурсами к управлению человеческим капиталом, поскольку именно человек - «собственник» квалификации - становится ключевым фактором развития экономики знаний.

По мнению экспертов, в ситуации ограниченного доступа к природным ресурсам и стремительно изменяющихся экономических условий одним из важнейших условий роста конкурентоспособности является повышение эффективности системы подготовки и постоянного повышения квалификации рабочей силы. Для решения этой задачи в Великобритании на национальном уровне разработана система обеспечения качества рабочей силы, в которую включаются:

  • национальные профессиональные стандарты (National Occupational Standards);
  • сеть советов по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skills Councils);
  • программы профессионального образования и подготовки (для возрастных групп от 14 лет и старше), обеспечивающие взаимосвязь различных уровней и типов обучения;
  • национальная рамка квалификаций, состоящая из восьми уровней и описывающая все возможные виды образования, а также пути получения профессиональной подготовки;
  • система оценки и признания результатов предыдущего образования;
  • сеть автономных колледжей и частных учебных заведений, реализующих программы профессионального обучения в тесном сотрудничестве с региональными организациями работодателей.

В тех отраслях, где советы еще не созданы, эту деятельность берут на себя специальные рабочие группы по разработке стандартов (standards setting bodies). На сегодня в Великобритании действует 23 таких совета, охватывая 90 процентов национальной экономики.

Как правило, советы создают влиятельные объединения работодателей, пользующиеся авторитетом в своей области и имеющие возможности для проведения исследований и анализа проблем профессиональной подготовки, разработки и практической реализации рекомендаций по совершенствованию политики в области развития человеческого потенциала отрасли. К работе советов активно привлекаются практики в сфере управления человеческими ресурсами, эксперты из органов государственного управления, профессиональные союзы, образовательные учреждения. Советы активно взаимодействуют с органами управления на национальном и региональном уровнях. Подготовленные ими рекомендации используются при формировании государственной политики в области повышения качества рабочей силы.

Квалификационный регулятор (национальные квалификационные агентства) устанавливает требования к профессиональным квалификациям, производит аккредитацию органов присвоения квалификаций и мониторинг их деятельности, определяет критерии национальной рамки квалификаций и проверяет соответствие заявленных квалификаций (профессиональных стандартов) требованиям работодателей.

Органы по присвоению квалификаций (всего их насчитывается более 100) проводят экспертизу профессиональных квалификаций и аккредитацию квалификаций для национальной рамки.

Государственная комиссия по занятости и квалификациям формируется с участием организаций работодателей. Она координирует работу по исследованию, анализу и развитию профессиональных стандартов и квалификаций, лицензирует отраслевые советы по развитию отраслевых квалификаций, вырабатывает рекомендации по повышению уровня занятости, квалификациям и производительности.

Особое внимание уделяется оценке и квалификации конечных результатов обучения. Контроль этих результатов играет очень важную роль в системе обеспечения качества рабочей силы, поскольку от качества предоставляемых учебными заведениями образовательных услуг зависит уровень их финансирования.

Система кредитов (единиц оценки полученной квалификации) позволяет фиксировать результаты обучения, которые регистрируются в специальных документах, и «накапливать» квалификации. За успехи в обучении (достижение конкретных результатов) учащимся присваивается определенное количество кредитов - как правило, по завершению определенного учебного блока. Рост квалификации отражается в накоплении кредитов, поскольку унифицированная система оценивания обеспечивает перенос кредитов между квалификациями и органами по присвоению.

Накопление и перевод кредитов регулируются правилами комбинирования квалификаций. Присвоенные кредиты признают все институции, а признание самих институций обеспечивается через процедуру аккредитации квалификационным регулятором, являющимся государственным органом.

Для разработки национальной структуры квалификаций министерством высшего образования Польши в 2006 году была создана рабочая группа в составе экспертов Болонского процесса, представителей государственной комиссии по аккредитации, главного совета по высшему образованию, парламента студентов. При подготовке национальной структуры квалификаций учитывалось, что каждый уровень квалификационной структуры должен максимально отражать квалификации, являющиеся частью структуры, с точки зрения объема проделанной работы, уровня, качества, результатов и направленности обучения.

В этой связи при подготовке проекта особое внимание обращалось на результаты обучения на том или ином уровне и направляется на получение:

  • всесторонней информации, касающейся компетенций выпускников в границах отдельных путей обучения;
  • информации, касающейся возможности продолжения обучения в течение всей жизни;
  • сравнимости результатов обучения (в отечественном и международном измерении);
  • определения стандартов обучения предложенных программ в опоре на результаты обучения 4 .

Группа совместно с заинтересованными структурами начала работу над такими вопросами, как стандарты профессиональной квалификации, стандарты обучения для докторантов, новые стандарты аккредитации учебных заведений, новые программные основы общего образования 5 .

Разработка национальной структуры квалификаций в странах ЕС продлится еще некоторый период, в течение которого предстоит, прежде всего, внести соответствующие изменения в национальные законы о высшем образовании, после чего проекты НРК будут представлены на обсуждение широкой академической общественности.

Принятие национальных структур квалификаций послужит важным средством согласования спроса на квалификации работников со стороны работодателей на основе настоящих и перспективных требований рынка. Это согласование будет осуществляться на основе эффективных механизмов правового и институционального взаимодействия высшего образования и рынка труда. Структура квалификаций и следование ей в практической деятельности позволит полнее реализовать четыре главные цели высшего образования: подготовку к рынку труда, подготовку к жизни активных граждан демократического государства и Европы, личное развитие, развитие и обслуживание широкого спектра основ передового знания современного высокотехнологичного общества.

  1. Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.
  2. Олейникова О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ: учебное пособие /О.Н. Олейникова. - М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2010. - 247 с.
  3. Recommendation of the European Parliament and of the Council on the establishment of the European Qualifications Framework for lifelong learning. // Official Journal of the European Union. С. 111/5, 06.05.2008.
  4. Chmielecka E. Europejskie Ramy Kwalifikacji // Forum akademickie, nr 1/2009.
  5. Батрова О.Ф., Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Сазонов Б.А., Сергеев И.С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / М.:Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.

Сноска. Утратил силу совместным приказом Министра здравоохранения и социального развития РК от 09.11.2015 № 851 и Министра образования и науки РК от 25.11.2015 № 656.

В соответствии со статьей 138-3 Трудового кодекса Республики Казахстан, ПРИКАЗЫВАЕМ:
1. Утвердить прилагаемую Национальную рамку квалификаций.
2. Департаменту труда и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан (Сарбасов А.А.) в установленном законодательством порядке обеспечить государственную регистрацию настоящего совместного приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан и его официальное опубликование.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на вице-министра труда и социальной защиты населения Республики Казахстан Нурымбетова Б.Б. и вице-министра образования и науки Республики Казахстан Орунханова М.К.
4. Настоящий совместный приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр И.О. Министра труда и
образования и науки социальной защиты
Республики Казахстан населения
Республики Казахстан
_______ Б. Жумагулов ______ Т. Абылкаликова

Утверждена
совместным приказом
Министра образования и науки
Республики Казахстан
от 28 сентября 2012 года № 444
и исполняющего обязанности
Министра труда
и социальной защиты населения
Республики Казахстан
от 24 сентября 2012 года № 373-ө-м

Национальная рамка квалификаций

Сноска. Национальная рамка квалификаций в редакции совместного приказа Министра труда и социальной защиты населения РК от 18.12.2013 № 665-ө-м и Министра образования и науки РК от 10.01.2014 № 6 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

1. Общие положения

1. Национальная рамка квалификаций (далее – НРК) содержит восемь уровней квалификации, что соответствует Европейской рамке квалификаций и уровням образования, определенным Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании».
2. НРК определяет единую шкалу уровней квалификации общепрофессиональных компетенций для разработки отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов. НРК обеспечивает межотраслевую сопоставимость квалификаций и компетенций, является основой для системы подтверждения соответствия и присуждения квалификаций специалистов.
3. Национальная рамка квалификаций состоит из описания для каждого квалификационного уровня общих характеристик профессиональной деятельности.
4. НРК предназначена для различных групп пользователей (граждан, работодателей, органов образования) и позволяет:
1) разрабатывать на единой методологической основе профессиональные и образовательные стандарты;
2) описывать с единых позиций требования к квалификации и компетенциям специалистов и выпускников учебных заведений;
3) разрабатывать оценочные материалы и процедуры определения квалификации выпускников всех уровней профессионального образования.
5. Основные термины и понятия используемые в настоящей НРК:
1) квалификация – степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы;
2) уровень квалификации – уровень требований к квалификации (компетенциям) работника, отражающий сложность, самостоятельность и ответственность выполняемых работ;
3) знание – результат усвоения информации посредством обучения и личного опыта, совокупность фактов, принципов, теории и практики, относящиеся к сфере обучения или работы, компонент квалификации, который должен подвергаться оценке;
4) умение – способность применять знания и проявлять компетентность с целью осуществления трудовой деятельности и решения задач (применение логического, творческого и практического мышления);
5) вид трудовой деятельности – часть области профессиональной деятельности, сформированная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
6) область профессиональной деятельности – совокупность видов трудовой деятельности отрасли, имеющая общую интеграционную основу и предполагающая схожий набор трудовых функций и компетенций для их выполнения;
7) трудовая функция - интегрированный и относительно автономный набор трудовых действий, определяемых бизнес-процессом и предполагающий наличие необходимых компетенций для их выполнения в рамках конкретного вида трудовой деятельности;
8) профессиональная задача – нормативное представление о действиях, связанных с реализацией трудовой функции и достижением необходимого результата в определенной области профессиональной деятельности;
9) профессиональный стандарт – стандарт, определяющий в конкретной области профессиональной деятельности требования к уровню квалификации и компетентности, к содержанию, качеству и условиям труда;
10) профессия – основной род занятий трудовой деятельности человека, требующий определенных знаний, умений и практических навыков, приобретаемых в результате специальной подготовки и подтверждаемых соответствующими документами об образовании;
11) компетенция - способность работника применять в профессиональной деятельности знания и умения;
12) НРК - структурированное описание уровней квалификации, признаваемых на рынке труда;
13) отраслевая рамка квалификаций - структурированное описание уровней квалификации, признаваемых в отрасли;
14) функциональная карта – структурированное описание трудовых функций и профессиональных задач, выполняемых работником определенного вида трудовой деятельности в рамках той или иной области профессиональной деятельности.

2. Структура Национальной рамки квалификаций

6. НРК представляет собой рамочную конструкцию, оформленную по структуре Национальной рамки квалификаций согласно приложению 1 к Национальной рамке квалификаций.
7. При разработке НРК использованы принципы непрерывности, преемственности и последовательного повышения требований к компетенциям, умениям и знаниям работников (от первого к восьмому уровню квалификации).
8. Умения и знания работника определяют уровень качества и результаты выполняемой деятельности.
В зависимости от места в системе профессиональной деятельности работники обладают различной широтой полномочий и ответственности. Деятельность работников осуществляется под руководством, самостоятельно (исполнительская деятельность) или предполагает управление деятельностью других работников.
Умения и знания относятся к характеристикам, конкретизирующим те или иные компетенции работника в определенных ситуациях взаимодействия, профессиональной деятельности.
Компетенции каждого уровня квалификации оцениваются по основным критериям: степеням самостоятельности, ответственности и сложности выполняемой работы.
Основу профессиональной деятельности составляют профессиональные компетенции работника, обусловливающие его адаптацию к изменяющейся ситуации в обществе и на рынке труда, обновление имеющихся или формирование новых компетенций. В условиях рыночных отношений работники должны иметь такие общие профессиональные компетенции, как самостоятельное наблюдение, контроль, дисциплина, оценка, организация, управление, обеспечение.
9. Квалификации и компетенции являются результатом освоения человеком определенной образовательной программы и (или) приобретения профессионального практического опыта. Для повышения квалификации или изменения профиля деятельности (профессии) работники имеют возможность пройти обучение по дополнительным образовательным программам в различных учебных заведениях. По окончании учебных заведений, курсов переподготовки или повышения квалификации работники проходят процедуры практической проверки своего профессионального уровня в независимых центрах подтверждения и присуждения квалификаций.
Варианты путей достижения уровня квалификации, связанные с обучением, образованием, практическим опытом работы, представлены в приложении 2 к Национальной рамки квалификаций.

Приложение 1

Структура Национальной рамки квалификаций

Уровень квалификации

Требования к трудовым функциям

Требования к умениям

Требования к знаниям

Исполнительские действия по реализации нормы под руководством специалиста более высокого уровня квалификации (наставника)

Слушает, понимает и выполняет простые практические задания, наблюдает за работой наставника, оказывает наставнику вспомогательные работы.

Базовые знания о предмете труда, процессе его преобразования и цикле соответствующих исполнительских действий

Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предполагающая ограниченную ответственность и определенную степень самостоятельности

Выбирает способ работы на основании рабочих инструкций и карт, выполняет простые типовые практические задания и работы.

Базовые знания о предмете труда, средствах и способах достижения результата при выполнении простых типовых задач, о рефлексии исполнительской деятельности

Исполнительская деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное планирование, ответственность за выполнение поставленных задач

Самостоятельно определяет способ выполнения установленной нормы, применяет предметы и средства труда, принимает решения по выполнению простейших задач.

Знания о технологиях преобразования предмета, планировании и организации труда, самостоятельном выполнении задач в типовых ситуациях профессиональной деятельности

Исполнительско-управленческая деятельность по реализации нормы под руководством, предусматривающая самостоятельное определение задач, организацию и контроль реализации нормы подчиненными работниками, ответственность за результат

Конкретизирует полученные задания, ставит задачи подчиненным, оценивает их результаты деятельности, определяет недостаточность их знаний и умений, мотивирует повышение профессионализма подчиненных работников.

Знания о подходах, принципах и способах постановки и решения профессиональных задач, об этике и психологии отношений, рефлексии мышления и деятельности, способах мотивации и стимулирования труда

Управленческая деятельность в рамках участка технологического процесса и стратегии деятельности предприятия, предполагающая ответственность за достижение конечного результата

Самостоятельно анализирует ситуации, принимает решения и создает условия их реализации, контролирует и корректирует деятельность в контексте командной работы, опережающего повышения управленческого и исполнительского профессионализма

Знания о методологии системного анализа и проектирования профессиональных ситуаций, способах принятия управленческих решений, о коллективо- и командообразовании

Управленческая деятельность в рамках стратегии деятельности предприятия, предполагающая согласование работ с другими участками, ответственность за повышение профессионализма работников и достижение результата

Принимает решения в сложных ситуациях трудовой деятельности, соблюдает культуру самостоятельного управления, организацию коммуникабельности и согласованности точек зрения, оформления и презентации результатов, использует современные программные продукты и технические средства

Знания о методологии совместного анализа, проектирования и принятия решений в сложных социальных и профессиональных ситуациях, способах коммуникации и согласования точек зрения, оформления и презентации аналитической и проектной документации

Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития структур регионального и отраслевого масштаба, организацию условий ее реализации, ответственность за достижение результата

Принимает и несет ответственность за решения задач и проблем с применением инновационных подходов, методов построения концепций и стратегий деятельности

Знания о методологии построения концепций, стратегий, функциональных моделей деятельности и взаимодействия работников, о способах постановки и системного решения задач и проблем с применением акмеологических подходов

Управленческая деятельность, предполагающая создание стратегии функционирования и развития крупных институциональных структур государственного масштаба, организацию условий ее реализации, ответственность за достижение результата

Принимает на себя и несет ответственность за принятия согласованных решений с использованием логических методов, построения и проигрывания моделей профессиональной деятельности и взаимодействия

Знания о построении кооперативных систем деятельности и взаимодействия, методологии моделирования и управления макросоциальными и макроэкономическими системами

Приложение 2
к Национальной рамке квалификаций

Варианты путей достижения уровня квалификации

Уровень квалификации

Пути достижения квалификации соответствующего уровня

Наличие основного среднего образования, но не ниже начального образования и/или краткосрочное обучение (инструктаж) на рабочем месте и/или краткосрочные курсы.

Наличие общего среднего образования, но не ниже основного среднего, практический опыт и/или профессиональная подготовка (краткосрочные курсы на базе организации образования или обучение на предприятии).

Практический опыт и/или профессиональная подготовка (курсы на базе организации образования по программам профессиональной подготовки до одного года или обучение на предприятии).
При наличии технического и профессионального образования на базе основного среднего образования или общего среднего образования без практического опыта.

При наличии технического и профессионального образования на базе основного среднего образования и практический опыт не менее трех лет.
При наличии технического и профессионального образования повышенного уровня (дополнительная профессиональная подготовка или послесреднее образование) без практического опыта.

Техническое и профессиональное образование (или послесреднее образование), практический опыт или высшее образование, дополнительные профессиональные образовательные программы без практического опыта.

Высшее образование. Бакалавриат, резидентура, практический опыт.

Послевузовское образование. Магистратура (на основе освоенной программы бакалавриата), практический опыт. Бакалавриат и дополнительное профессиональное образование, практический опыт.

Послевузовское образование (программы, ведущие к получению академической степени магистра по соответствующей специальности, доктора философии (PhD) и докторов по профилю и/или практический опыт). Освоенная программа подготовки магистра или специалиста, дополнительное профессиональное образование, практический опыт и общественно-профессиональное признание на отраслевом, межотраслевом, международном уровне. Докторантура PhD, ученая степень доктора PhD, кандидат наук, доктор наук, практический опыт.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.