Национальная рамка квалификаций российской федерации. «национальная рамка квалификаций российской федерации Квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой рамки квалификаций
Утверждаю
Заместитель Министра
здравоохранения
и социального развития
Российской Федерации
А.Л.САФОНОВ
ПО РАЗРАБОТКЕ ОТРАСЛЕВОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ НА ОСНОВЕ
НАЦИОНАЛЬНОЙ РАМКИ КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Общие положения
Термины, их определения и сокращения:
Национальная рамка квалификаций РФ (НРК) - основа национальной системы квалификаций РФ, представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней и основных путей их достижения на территории России;
отраслевая рамка квалификаций (ОРК) - составная часть национальной системы квалификаций РФ, представляет собой:
Обобщенное описание по установленным показателям квалификационных уровней в рамках отрасли, признаваемое ведущими в данной отрасли организациями;
Иерархически упорядоченную по квалификационным уровням классификацию видов трудовой деятельности, сформированную по показателям НРК и другим значимым для отрасли показателям;
квалификационный уровень - структурная единица (ступень) НРК, характеризующаяся совокупностью требований к компетенциям, характеру умений и знаний, предъявляемых к работнику и дифференцируемых по параметрам сложности деятельности, а также ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;
дескриптор - обобщенное описание совокупности требований к компетенциям, характеру умений и знаний работника соответствующего квалификационного уровня НРК, дифференцируемым по параметрам сложности деятельности, ответственности и широты полномочий, требующихся в ней;
область профессиональной деятельности - совокупность видов трудовой деятельности, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначения, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их выполнения;
вид трудовой деятельности - составная часть области профессиональной деятельности, образованная целостным набором трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций;
квалификация - готовность к выполнению определенного вида трудовой деятельности.
2. Предназначение отраслевой рамки квалификаций
Используя национально признаваемый словарь для описания системы квалификаций, ОРК призвана обеспечить простоту и ясность связей между различными квалификациями.
ОРК предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, компаний, образовательных организаций, граждан) и позволяет:
формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования в конкретной отрасли, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
формировать большую трудовую мобильность;
описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов, программ профессионального образования;
разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;
создавать тарифные системы, обеспечивать прозрачность и управляемость системы оплаты труда.
3. Принципы разработки отраслевой рамки квалификаций
ОРК разрабатывается на основе НРК с учетом следующих принципов:
отражение приоритетов отрасли и учет бизнес-интересов компаний;
преемственность и непрерывность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;
прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;
соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и системы образования Российской Федерации;
описание квалификационных уровней ОРК через показатели профессиональной деятельности;
описание видов трудовой деятельности, а не работников, их выполняющих, и качества исполнения ими должностных обязанностей.
4. Квалификационные уровни и дескрипторы отраслевой
рамки квалификаций
ОРК образуют представленные в форме таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней и подуровней, раскрываемые через основные показатели профессиональной деятельности: широта полномочий и ответственность, сложность и наукоемкость деятельности.
Таблица 1
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При необходимости при разработке ОРК могут быть использованы дополнительные показатели, характеризующие специфику профессиональной деятельности конкретной отрасли.
5. Структура отраслевой рамки квалификаций
Макет ОРК для одного квалификационного уровня представлен в Приложении 1 .
ОРК состоит из следующих элементов:
1) наименование отрасли (области профессиональной деятельности);
2) номер квалификационного уровня - указывается в соответствии с НРК;
3) требования НРК - приводятся дескрипторы НРК для конкретного квалификационного уровня;
4) требования ОРК:
квалификационный подуровень ОРК - приводятся квалификационные подуровни, выделяемые в рамках конкретного квалификационного уровня;
показатели профессиональной деятельности, соответствующие каждому квалификационному подуровню ОРК - приводятся показатели и дескрипторы, отличные или уточняющие дескрипторы конкретного квалификационного уровня НРК;
пути достижения квалификации соответствующего подуровня - приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК;
основные виды трудовой деятельности - приводится перечень видов трудовой деятельности в соответствии с выделяемыми квалификационными подуровнями ОРК;
В соответствии с предложенным макетом формируются все квалификационные уровни ОРК.
6. Общая процедура разработки отраслевой рамки квалификаций
Разработка ОРК является длительным процессом, предполагает привлечение экспертов, обладающих знанием стратегии и приоритетов развития отрасли, специфики конкретных видов трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам, программ и форм профессионального образования и обучения.
Разработку ОРК целесообразно начинать с выделения приоритетных областей профессиональной деятельности и видов трудовой деятельности. Формирование ОРК осуществляется, прежде всего, для данных областей и видов деятельности с последующим расширением рамки на основе уточнения и выявления новых приоритетов.
Основные виды работ по разработке ОРК представлены в Приложении 2 .
Приложение 1
ОТРАСЛЕВАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ
Отрасль (область профессиональной деятельности) ___________
квалификационный уровень ______
Требования Национальной рамки квалификаций
Требования отраслевой рамки квалификаций
Рис. 1. Макет отраслевой рамки квалификаций
< 1 > Указывается в формате "х.у", где Х - номер квалификационного уровня в соответствии с НРК, У - номер квалификационного подуровня в соответствии с ОРК.
< 2 > Приводятся дескрипторы, отличающиеся от дескрипторов НРК.
< 3 > Приводятся сведения о путях достижения квалификации, уточняющие пути достижения квалификации соответствующего уровня согласно НРК.
Приложение 2
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗРАБОТКЕ ОРК
Тема профессиональных стандартов особенно активно обсуждалась в 2015 году в связи с принятием большого количества профстандартов. По итогам 2015 года введено в действие 508 профстандартов, еще 296 стандартов находятся в разработке. Для сравнения, в 2014 году было введено в действие 129 стандартов, а в 2013 - только три. Особенно острым этот вопрос стал, когда стало ясно, что после введения соответствующих поправок в Трудовой Кодекс РФ профстандарты станут обязательными для применения.
Введенные в действие профстандарты, 2013-2015гг.:
Профстандарты, введенные в действие и находящиеся в разработке на 11.01.2016.:
Первые шаги к профстандартам в России
Впервые термин «профессиональный стандарт» был использован в 1997 г . в Программе социальных реформ в Российской Федерации на период 1996-2000 годов.
Несмотря на то, что Федеральные министерства и ведомства включили разработку профстандартов в свои программы, никаких значимых действий для осуществления поставленной Правительством задачи в последующие десять лет предпринято не было.
Только в 2006 году на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) , который уже тогда возглавлял Шохин Александр Николаевич, появилось Национальное агентство развития квалификаций . Создание агентства стало важным шагом на пути создания национальной системы квалификаций в РФ.
В 2007 году НАРК впервые разработало макет профессионального стандарта, а также Положение о профессиональном стандарте.
Первые профстандарты и Национальная рамка квалификаций
Первые профессиональные стандарты появились в 2007-2008 гг . Вдохновленные успехом, руководители министерств надеялись, что стандарты будут применяться при разработке образовательных стандартов нового поколения (ФГОС). Однако бизнес-сообщество оказалось не заинтересовано в разработке профстандартов, поэтому вузам пришлось разрабатывать образовательные программы самостоятельно.
В 2008 году появляется Проект Национальной рамки квалификаций РФ , основанный на идеях Европейской рамки. В разработке Национальной рамки квалификаций приняли участие Минобразования, Федеральный институт развития образования, РСПП, НАРК.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) - обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.
Отсутствие продуктивного взаимодействия бизнеса при разработке профстандартов привело к несоответствию выпускаемых вузами специалистов реальным требованиям бизнеса. Проблема стыковки академического и бизнес-сообщества отразилась на многих ФГОС и привела к появлению ряда документов, в которых впервые предлагалось частично (а в перспективе полностью) передать вовне право вузов присваивать профессиональные квалификации. Эти документы:
- «Положение о формировании системы независимой оценки качества профессионального образования»;
- «Положение об оценке и сертификации квалификации выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах».
В том числе, для реализации этой идеи было решено отказаться от специальностей и присвоения соответствующих квалификаций, укрупнить перечень направлений подготовки ФГОС ВПО/ВО, постепенно исключить детальные описания к содержанию подготовки студентов.
В этом же году была создана Межведомственная рабочая группа по разработке профессиональных стандартов (квалификационных требований) к должностям работников высокотехнологичных отраслей экономики . Рабочей группе, в первую очередь, было необходимо определить методологические подходы к разработке профессиональных стандартов в высокотехнологичных отраслях экономики.
В 2010 году состоялось заседание Госсовета РФ и Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России, на котором президент страны Дмитрий Медведев заявил о необходимости завершения разработки профессиональных стандартов, отметив, что профессиональный заказ на будущих специалистов должно формировать бизнес-сообщество. По итогам заседания были определены сроки разработки профстандартов в высокотехнологичных отраслях (энергоэффективность, ядерные технологии, медицинская техника и фармацевтика) - около двух лет.
Новые исполнители, прежние проблемы
В том же 2010 году был создан Общественно-государственный совет Системы независимой оценки качества профессионального образования , председателем Совета стал Шохин Александр Николаевич. Совет утвердил ряд документов:
- «Порядок оценки и сертификации квалификаций выпускников...»,
- «Порядок конкурсного отбора организаций для наделения полномочиями экспертно-методических центров (ЭМЦ)»,
- «Центра оценки и сертификации квалификаций (ЦОСК)…»,
- «Общие требования к экспертам…», «Положение о квалификационном сертификате» и т.д.
В 2011 году появился Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части определения понятия профессиональных стандартов, порядка их разработки, утверждения и применения)».
В этом же году Правительством РФ было учреждено Агентство стратегических инициатив
(АСИ) , которое принялось за разработку дорожной карты «Создание Национальной системы квалификаций и компетенций».
Кроме того, Агентство одно из первых стало продвигать идею создания не только системы квалификаций, но и компетенций. Был утвержден новый план разработки профстандартов (на 2012-2015 гг.), а также утвержден очередной макет профстандарта, разработаны нормативные документы и методические рекомендации.
В 2012 году в свое предвыборной статье Путин В.В. отметил, что государство переоценило степень интереса бизнес-сообщества к национальной системе квалификаций.
Новая волна разработки профстандартов началась после Указа Президента РФ от 07.05.2012 №597 . Именно во исполнения Указа в Трудовой Кодекс РФ было введено понятие профессионального стандарта, разработаны подзаконные акты и методические документы, Министерством труда и социальной защиты РФ было объявлено множество конкурсов на создание профстандартов: были выделены бюджетные средства - порядка 600 тысяч рублей на каждый лот. К концу 2014 планировалось разработать не менее 800 профстандартов.
Национальный совет по профессиональным квалификациям, прямой контроль Президента
Но что-то снова пошло не так. Первые стандарты были разработаны только к октябрю 2013 года. Президент России Путин В.В. решил взять процесс под свой прямой контроль. В конце 2013 года на совещании по вопросам разработки профстандартов он вновь обозначил важность разработки профстандартов и подчеркнул необходимость обязательной экспертизы профессионального сообщества. В ежегодном Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Владимир Путин поставил задачу создать Национальный совет профессиональных квалификаций для разработки профстандартов, по-настоящему востребованных экономикой страны и отечественным бизнесом.
В 2014 году стало ясно, что заинтересованность бизнеса в разработке профстандартов так и осталась на низком уровне. В связи с этим Минтруда решило полностью изменить формат разработки профстандартов и выделить на разработку Российскому союзу промышленников и предпринимателей около 140 миллионов рублей из федерального бюджета.
31 марта 2014 года вышло Постановление Правительства № 487-р, утверждающее комплексный план мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы, а 16 апреля Президент страны подписал Указ о создании Национального совета профессиональных квалификаций при Президенте РФ
.
Эти два документа положили начало новому подходу к решению проблемы, о которой говорилось в течение семнадцати (!) лет.
Постановление Правительства вызвало определенный скепсис, так как оно не давало разъяснений, как именно и чего конкретно можно потребовать от «объединений работодателей». РСПП подошел к решению проблемы по-своему: было организовано бесплатное обучение по программе «Разработка профессиональных стандартов», что позволило бы переложить часть ответственности по разработке профстандартов на компании и предприятия. В результате было несколько громких случаев разработки одних и тех же профстандартов двумя конкурирующими организациями, закончившиеся скандалом.
Профстандарт оценщика
В декабре 2014 года была создана Ассоциация участников финансового рынка «Совет по развитию профессиональных квалификаций»
, который уже в мае 2015 года был наделен полномочиями отраслевого совета по профессиональным квалификациям финансовых рынков, куда была отнесена и оценочная деятельность. Ассоциация разработала профстандарт «Специалист в оценочной деятельности», который был утвержден Минтруда и вступил в действие 12 сентября 2015 .
Несмотря на то, что профстандарт не обсуждался широко оценочным сообществом, дальнейшие события развивались стремительно. В октябре 2015 года в Совете создана Комиссия по апробации и применению профессиональных стандартов в сфере труда и образования в оценочной деятельности РФ, а уже в ноябре был зарегистрирован Центр оценки квалификации, уполномоченный проводить оценку квалификации в соответствии с профстандартом «Специалист в оценочной деятельности».
Как только требования к квалификации будут установлены в отраслевом законе (ФЗ №135 «Об оценочной деятельности»), применение профессионального стандарта оценщика станет обязательным. Поэтому оценочному сообществу необходимо как можно активнее участвовать в разработке системы компетенций и квалификаций.
«Если система будет организована неправильно, возможны злоупотребления при оценке квалификаций. Оценочным компаниям придется сокращать штат или вовсе уходить из отрасли», - отметила Елена Петровская, генеральный директор СРО «АРМО».
«Как только эти изменения появятся, мы утратим возможность влиять на ситуацию», - объяснила Наталья Владимирова, Президент НП СОО «СИБИРЬ».
Краткая схема истории профстандартов:
Статью подготовила Наталья Ничкова
ОБРАЗОВАНИЯ
И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ
СОЮЗ
ПРОМЫШЛЕННИКОВ
И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
НАЦИОНАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО РАЗВИТИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ
НАЦИОНАЛЬНАЯ РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКВА
УДК 37.001.76
ББК 65.24 – 6
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации: Рекомендации / ,
[и др.] - М.: Федеральный институт развития образования,
2008. - 14 с.
ISBN 978-5-85630-021-4
Представлен текст Национальной рамки квалификаций Российской Федерации как совместный рекомендательный документ Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ и Национального агентства развития квалификаций Российского союза промышленников и предпринимателей. Адресован разработчикам профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования , отраслевых квалификационных и тарифных систем, процедур оценки результатов образования и сертификации квалификаций.
Национальная рамка квалификаций является одним из элементов новой системы нормативно-правового обеспечения сопряжения сфер труда и образования в условиях рыночной экономики.
УДК 37.001.76
ББК 65.24 – 6
ISBN 978-5-85630-021-4 Ó Федеральный институт
Ó Национальное агентство
развития квалификаций, 2008
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации (НРК) является инструментом сопряжения сферы труда и сферы образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России.
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации разработана на основании Соглашения о взаимодействии Министерства образования и науки Российской Федерации и Российского союза промышленников и предпринимателей (далее – Соглашение) с учетом опыта построения Европейской рамки квалификаций, национальных рамок стран - участниц Болонского и Копенгагенского процессов. В последующем по инициативе Координационной комиссии, сформированной сторонами Соглашения, в текст НРК могут вноситься изменения, отражающие опыт ее практического использования.
Национальная рамка квалификаций является составной частью и основой разработки Национальной системы квалификаций Российской Федерации, в которую должны войти также отраслевые рамки квалификаций, профессиональные и образовательные стандарты, национальная система оценки результатов образования и сертификации, предусматривающая единые для всех уровней профессионального образования механизмы накопления и признания квалификаций на национальном и международном уровнях.
Как обобщенное описание квалификационных уровней, НРК может служить базой для создания отраслевых квалификационных рамок, обеспечивая тем самым межотраслевую сопоставимость квалификаций. При этом специфика отраслевых квалификационных требований может быть отражена путем введения дополнительных показателей и подуровней.
Национальная рамка квалификаций предназначена для различных групп пользователей (объединений работодателей, органов управления образованием, предприятий, образовательных организаций, граждан) и позволяет:
· формировать общую стратегию развития рынка труда и системы образования, в том числе планировать различные траектории образования, ведущие к получению конкретной квалификации, повышению квалификационного уровня, карьерному росту;
· описывать с единых позиций требования к квалификации работников и выпускников при разработке профессиональных и образовательных стандартов;
· разрабатывать процедуры оценки результатов образования и сертификации квалификаций, формировать систему сертификатов;
· создавать отраслевые квалификационные и тарифные системы.
В основу разработки НРК положены принципы, свойственные аналогичным рамочным структурам стран ЕС и других стран:
· непрерывность и преемственность развития квалификационных уровней от низшего к высшему;
· прозрачность описания квалификационных уровней для всех пользователей;
· соответствие иерархии квалификационных уровней структуре разделения труда и национальной системы образования Российской Федерации;
· учет мирового опыта при разработке структуры и содержания НРК.
Национальную рамку квалификаций образуют представленные в виде таблицы характеристики (дескрипторы) квалификационных уровней, раскрытые через ряд обобщенных показателей.
Аналогично Европейской рамке квалификаций в НРК включены дескрипторы общей компетенции, умений и знаний, которые раскрываются через соответствующие показатели профессиональной деятельности : широту полномочий и ответственность, сложность деятельности, наукоемкость деятельности (табл. 1).
Показатель «Широта полномочий и ответственность» определяет общую компетенцию работника и связан с масштабом деятельности, ценой возможной ошибки, ее социальными, экологическими, экономическими и другими последствиями, а также с полнотой реализации в профессиональной деятельности основных функций руководства (целеполагание, организация, контроль, мотивация исполнителей).
Показатель «Сложность деятельности» определяет требования к умениям и зависит от ряда особенностей профессиональной деятельности: множественности (вариативности) способов решения профессиональных задач, необходимости выбора или разработки этих способов, степени неопределённости рабочей ситуации и непредсказуемости ее развития.
Показатель «Наукоемкость деятельности» определяет требования к знаниям, используемым в профессиональной деятельности, зависит от объёма и сложности используемой информации, инновационности применяемых знаний и степени их абстрактности (соотношения теоретических и практических знаний).
Таблица 1
ТАБЛИЦА ДЕСКРИПТОРОВ НРК РФ
Сложность | Наукоемкость деятельности |
||
Действия под руководством. | Выполнение стандартных практических заданий в известной ситуации | Применение простейших фактологических знаний с опорой на обыденный опыт. Получение информации в процессе краткосрочного обучения (инструктажа) на рабочем месте или краткосрочных курсов |
|
Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности только при решении хорошо известных задач. Индивидуальная ответственность | Решение типовых практических задач. Выбор способа действий из известных по инструкции. Корректировка действий с учетом условий их выполнения | Применение фактологических знаний с опорой на практический опыт. Получение информации в процессе профессиональной подготовки |
Продолжение табл. 1
Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) | Сложность | Наукоемкость деятельности |
|
Деятельность под руководством с проявлением самостоятельности только при решении хорошо известных задач или аналогичных им. Планирование Собственной деятельности, исходя из оставленной руководителем Индивидуальная ответственность | Решение типовых практических задач. Выбор способов действий из известных на основе знаний и практического опыта. Корректировка действий условий их выполнения | Применение практико-ориентированных профессиональных знаний с опорой на опыт. Получение информации в процессе профессиональной подготовки |
Продолжение табл. 1
Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) | Сложность | Наукоемкость деятельности |
|
Деятельность под руководством, сочетающаяся с самостоятельностью при выборе путей ее осуществления из известных. Планирование собственной деятельности и/или деятельности других, исходя из поставленных задач. Наставничество. Ответственность за решение поставленных задач | Деятельность, предполагающая решение различных типов практических задач, требующих самостоятельного анализа рабочей ситуации и ее предсказуемых изменений. Выбор путей осуществления деятельности из известных. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности | Применение профессиональных знаний и информации, их получение в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта |
Продолжение табл. 1
Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) | Сложность | Наукоемкость деятельности |
|
Самостоятельная деятельность. Постановка задач подразделения. в управлении выполнением поставленных задач в рамках подразделения. Ответственность на уровне подразделения | Деятельность, предполагающая решение практических задач на основе выбора способов решения в различных условиях рабочей ситуации. и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности | Применение профессиональных знаний, полученных в процессе профессионального образования и практического профессионального опыта. Самостоятельный поиск информации, необходимо для решения поставленных профессиональных задач |
Продолжение табл. 1
Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) | Сложность | Наукоемкость деятельности |
|
Самостоятельная профессиональная деятельность, предполагающая постановку целей собственной работы и/или подчиненных. Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации | Деятельность, направленная на решение задач технологического или методического характера, предполагающих выбор и многообразие способов решения. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности |
профессиональных знаний и опыта (в том числе, инновационных). Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации |
Продолжение табл. 1
Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) | Сложность | Наукоемкость деятельности |
|
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения на уровне крупных институциональных структур и их подразделений | Деятельность, предполагающая решение задач развития, разработки подходов, использования разнообразных методов (в том числе, инновационных) | Синтез профессиональных знаний и опыта. Создание новых знаний прикладного характера в определенной области и/или на стыке областей. Определение источников и поиск информации, необходимой для развития деятельности |
|
Определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе инновационной) с принятием решения и ответственности на уровне крупных институциональных структур | Деятельность, предполагающая решение проблем исследовательского и проектного характера, связанных с повышением эффективности управляемых процессов | Создание и синтез новых знаний междисциплинарного характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности |
Окончание табл. 1
Широта полномочий и ответственность (общая компетенция) | Сложность | Наукоемкость деятельности |
|
Определение стратегии, управление сложными социальными, производственными, научными процессами. Ответственность за результат в масштабе отрасли, страны, на международном уровне | Деятельность, предполагающая решение проблем методологического, исследовательского и проектного характера, связанных с развитием и повышением эффективности сложных социальных, производственных, научных процессов | Создание и синтез новых фундаментальных знаний междисциплинарного и межотраслевого характера. Оценка и отбор информации, необходимой для развития деятельности. Управление информационных потоков |
Квалификация всегда является результатом освоения определенной образовательной программы и/или практического опыта (табл. 2). Для приращения квалификации или изменения ее профиля на каждом уровне возможно обучение по дополнительным образовательным программам системы повышения квалификации и переподготовки кадров в учреждениях, имеющих соответствующие лицензии. Уровень квалификации может нарастать по мере обретения практического опыта работы, самообразования и обучения. Учет различных форм образования и обучения будет происходить внутри отраслевых квалификационных систем. Возможно построение индивидуальной образовательной траектории посредством учета практического опыта работника, курсов повышения квалификации и т. п., что дает возможность продвигаться как по вертикали уровней квалификации, так и по горизонтали.
Таблица 2
Основные пути достижения
квалификационных уровней
Продолжение табл. 2
Квалификационный уровень | Пути достижения квалификации соответствующего уровня |
Практический опыт / или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года или корпоративное обучение) при наличии общего образования не ниже среднего (полного) общего или начальное профессиональное образование без получения среднего (полного) общего образования на базе основного общего образования |
|
Начальное профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования и практический опыт или профессиональная подготовка (курсы на базе образовательного учреждения по программам профессиональной подготовки до одного года и дополнительные профессиональные образовательные программы), практический опыт |
|
Среднее профессиональное образование с получением или на базе среднего (полного) общего образования или начального профессионального образования, практический опыт |