Проект «Птицы нашего края! Экологический проект «Птицы — наши друзья Детские проекты по экологии о птицах.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 15 «Ёлочка»

Курского муниципального района Ставропольского края

Утверждаю 2017 г.

Заведующая МДОУ № 15

Антонова И.Н._________________

Познавательно-исследовательский

краткосрочный проект

для детей средней группы «Капелька»

«ПТИЦЫ- НАШИ ДРУЗЬЯ»

Воспитатель: Антышева В.С

пос. Балтийский.

Познавательно-исследовательский краткосрочный проект для детей средней группы детского сада «Птицы - наши друзья»

Подготовила: Антышева В.С.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

По времени проведения: краткосрочный (февраль) .

Участники проекта: дети, родители, воспитатель.

Актуальность: в ходе образовательно-воспитательного процесса выявилось, что дети имеют не достаточно знаний о птицах родного края. Дети часто путают зимующих и перелетных птиц. Поэтому я решила реализовать этот проект. Это позволит расширить знания детей о птицах нашего края. В совместной работе с родителями, мы должны повысить экологическое сознание детей и стимулировать желание помочь зимующим птицам. Важно, чтобы дети могли оценить поведение человека в природе.

Цель: расширить знание детей о птицах родного края, их образе жизни и поведении, а так же воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.

Задачи:

1. Провести наблюдения за птицами нашего края зимой.

2. Развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдения за повадками птиц.

3. Выяснить почему некоторые птицы улетают в теплые края, а остальные остаются зимовать.

4. Вызвать желание помочь крылатым друзьям в зимнее время.

5. Научить правильно подкармливать птиц.

6. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Формы реализации:

1. Изучать познавательную, художественную литературу.

2. Подготовить оборудование для реализации проекта, сделать подборку игр.

3. Совместно с родителями подготовить сообщения о птицах.

4. Разработать план наблюдения за птицами.

5. Подобрать литературу и мультфильмы о птицах.

6. Оформление папок-передвижек.

7. Провести акцию "Подкормите птиц зимой"

8. Конкурс с родителями "Лучшая кормушка"

Планирование работы в рамках проекта "Птицы - наши друзья".

Дата проведения: февраль 2017 г.

Направление: птицы, которые остаются с нами зимовать.

Цели:

1. Довести до понимания детей, что птиц нужно любить.

2. Воспитывать в детях добро, сострадание.

3. Научить детей различать птиц.

Формы работы с детьми:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц нашего края.

2. Художественная литература. Прочитать рассказ о птицах.

3. Наблюдение за птицами в зимнее время года. Беседа "Птицы - наши друзья"

Формы работы с родителями:

1. Подготовить совместно с детьми сообщения о птицах.

2. "Домашняя библиотека" (подбор стихов, рассказов, сказок о птицах)

Дата проведения: февраль 2017 г.

Направление: птицы родного края.

Формы работы с детьми:

1. Конструирование на тему "Птицы".

2. Беседа "Перелет птиц"

3. Наблюдение на площадке за птицами (вороны, скворцы, голуби).

Формы работы с родителями: конкурс на лучшую кормушку для птиц.

Дата проведения: январь 2017 г.

Направление: как помочь птицам зимой.

Формы работы с детьми:

1. Конкурс рисунков о зимующих птицах "Снегири на ветках".

2. Чтение рассказов, стихов, сказок.

3. Игра "Найди свой домик"

Формы работы с родителями:

1. Дети с родителями готовят рассказы или сообщения о птицах.

Дата проведения: февраль 2017 г.

Направление: закрепление материала по тематике, выводы.

Цели: сделать вывод - чем мы можем помочь в трудное время птицам.

Формы работы с детьми:

1. Наблюдение за птицами на новых кормушках.

2. Беседа "Чем можно кормить птиц в их новой столовой".

3. Беседа "Кто где зимует".

Формы работы с родителями:

1. Выпуск экологической газеты "Берегите птиц".

2. Просмотр презинтации: "Птицы - наши друзья".

Экологический проект «Птицы родникового края»

«От того, как прошло детство, кто
вёл ребенка за руку в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из
окружающего мира - от этого в
решающей степени зависит, каким
человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский

Планета Земля - наш общий дом каждый человек, живущей в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Детский сад сегодня – образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно – оздоровительное, познавательно – речевое, художественно – эстетическое, социально - личностное развитие детей. Эколого – ориентированное направление можно выделить отдельно, и в то же время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание формирующее современную образовательную личность. Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования – это организация проектной деятельности. Участие в экологических акциях, субботниках, работа с природоохранными проектами - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста имеет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения словом развивать познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Новизна нашего экологического проекта заключается в использовании ИКТ. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательно - образовательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проект позволяет детям и родителям заниматься любимым делом и одновременно приносит пользу окружающему миру.
Цель: Закрепить представления воспитанников о птицах, и их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц. Привлечь внимание воспитанников и родителей к природоохранной деятельности и научить их, ее организовывать. Воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить быть милосердными.
Задачи:
Расширить представление воспитанников о птицах нашего Удмуртского родникового края.
Обобщить полученные знания воспитанников при наблюдении за поводками птиц.
Расширить представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.
Заинтересовать родителей природоохранной деятельностью, довести до их сознания необходимость воспитания у детей любви и бережного отношения к птицам, формирование сознательного отношения к миру.
Научить воспитанников совместно с родителями организовать природоохранную деятельность.
Научить детей правильно их подкармливать.
Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Актуальность проекта.
Задача взрослых – воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что, делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц.
В собственной работе с родителями создавать условия для общения воспитанников с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Участники проекта:
Дети дошкольного возраста.
Родители, законные представители наших воспитанников.
Педагоги ДОУ.
Население нашего микрорайона.

Срок реализации проекта: сентябрь 2012 года – май 2013 года.

Тип проекта: информационно - практико – ориентированный.

Этапы проведения проекта:

1 этап: подготовительный:
Создание необходимых условий для реализации проекта:
Обсуждение цели и задач с воспитателями и родителями;

Обоснование, предсказание путей реализации проекта;
Подбор познавательной, художественной литературы;
Отгадывание загадки, чтение стихотворений про птиц;
Проведение бесед по проекту;
Оформление консультаций;
Приготовить презентации «Зимующие птицы», «Какие бывают кормушки», «Перелетные птицы»;
Изготовление дидактических игр;
Оформление дидактических игр;
Выставка рисунков «Птичье кафе»;
совместно с родителями изготовление кормушек из разного материала.
2 этап: Основной (практический) этап:
Оформление описательных рассказов о птицах;
Изучение корма для подкормки птиц;
Выставка кормушек;
Выбор места для кормушек;
Наблюдение за птицами;
В течение всего проекта кормление птиц;
Оформление агитационных плакатов «Покормите птиц зимой»;
Оформление буклетов, памяток;
Наблюдение за поведением птиц на кормушках;
Создание дневника наблюдений;
Ежедневное заполнение дневника наблюдений;
Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме.
3 этап: Заключительный
Подведение итогов реализации проекта;
Награждение активных участников проекта;
Организация фотовыставок: «Птичья столовая», «Такие разные кормушки» итд.
Презентация проекта (освещение опыта работы);
Освещение опыта работы в СМИ;
Выступление агитбригады.
Пример планирования за один месяц.
- Непосредственно образовательная деятельность
«О тех, кто умеет летать»
Цель: Уточнить и расширить представления детей о птицах, их характерных признаках, особенностях. Познакомить с интересными фактами из жизни птиц, показать их уникальность. Воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
- Досуг «Вечер загадок» (старший дошкольный возраст).
- Рассматривание иллюстраций Рассматривание иллюстраций «Птицы родникового края».
- беседа Международный день наблюдения осеннего отлета птиц – 23.09
- Наблюдение за птицами:
- какие птицы прилетают на участок (воробей, ворона, голубь,..)
- какие звуки издают птицы?
- сколько ног у птиц и как они ходят?
- Чтение
** Е.Благинина «Стрижи»
** Г.Снегирев «Птицы наших лесов»
** Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилось»
** Ю.Тувин «Птичье радио»
** Е.Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц»
** А.Толстой «Сорока».
** С.Вахринцева «Птицы»
** Г.Х.Адерсен «Дикие лебеди»
** В.Гаршин «Лягушка – путешественница»
- Непосредственно образовательная деятельность *** «Путешествие с птичкой по лесной дорожке» - рисование младшая группа
*** «Сказочная птица» - рисование по мотивам гжельских мастеров.
*** «Птичье семейство» изображение рисунка «Заботливые родители» - старшая группа
*** «Птицы других стран» - «Страус - самая крупная птица на земле - подготовительная группа
- Подвижные игры - «Птички в гнездышках» и «Гуси» - младший дошкольный возраст
- «Сокол и наседка» и «Сова» - старший дошкольный возраст
- Придумывание Придумай чистоговорку связанные с птицами на различные звуки с детьми старшего дошкольного возраста.
- Пальчиковая игра «Птички» - первая и вторая младшая группы
- Разучивание Разучивание скороговорок
- Игровые упражнения «Покажи птичку» (воробья, ворону итд).
- Драматизация «Русские народные потешки о птицах».
- Дидактические игры «Кто где живет?», «Летает, плавает, бежит».
- Сюжетно - ролевая игра «Больница для птиц».
Слушание Слушание в аудио записи «Голоса птиц»
*** Оформление папки «Птицепраздник» (сценарии и развлечения)
*** Оформление папки «С птицами во все времена года» (конспекты непосредственно образовательной деятельности)
*** Составление комплексно – тематического плана психолого – педагогической работы с воспитанниками и узкими специалистами
*** Консультация «Интеграция образовательных областей, как средство развития детей дошкольного возраста»
*** Книжки – малышки «Птицы нашего края» (формат А5) - загадки, стихи, рассказ о птицах.
Экскурсия в библиотеку с детьми старшего дошкольного возраста

Светлана Котлярова

Развитие ребенка зависит от того, где и в каком окружении он растет, кто его воспитывает и как организовано воспитание. Окружающая среда, в которой живет ребенок, может быть монотонной, однообразной, бедной, стандартной, но может быть и другой – насыщенной, неординарной, меняющейся. Вокруг можно найти интересные природные объекты для наблюдения – деревья, травы, птицы , насекомые, цветы. Мы выбрали птиц , и наш выбор не случаен. Ведь птицы – друзья нашего детства . Птицы – вестники радости . Каждый год они приносят на крыльях весну. Птицы – верные наши помощники , защитники лесов и полей, садов и огородов. Птицы – это красота и тайна. Птицы дороги нам , как часть чудесной природы нашей Родины. Я предлагаю экологический проект «Птицы – наши друзья » .

Цель проекта : Обогащать и расширять знания и представления детей о птицах , особенностях образа их жизни, жизненных проявлениях, повадках птиц , о роли человека в жизни птиц .

Воспитывать у детей бережное отношение к природе через проявление заботы о птицах : подкармливание их поздней осенью и зимой, изготовление совместно с родителями кормушек, скворечников.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей.

Формировать экологическое сознание детей .

Задачи проекта .

Расширить, обогатить знания детей о жизни птиц .

Активизировать мышление в процессе разрешения проблемных ситуаций, учить устанавливать причинно-следственные связи, способность находить нестандартные решения проблемных ситуаций.

Совершенствовать уровень накопленных навыков.

Углубить знания детей о взаимосвязи, взаимодействии людей и птиц .

Привлечь детей к совместной деятельности с детьми и педагогами.

Воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам , желание узнавать новые факты из их жизни.

Формировать экологическое сознание детей .

Участники проекта . Воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Место проведения проекта МДОУ Д/с №6

1 этап – Выбор темы проекта , обсуждение ее с детьми и родителями

Учебные занятия – развитие речи, изо, ознакомление с окружающим, аппликация, ручной труд по теме проекта .

Чтение художественной литературы по теме проекта , просмотр иллюстраций, документальных фильмов из цикла «Живая природа» .

Наблюдения за птицами на прогулках , экскурсиях.

Оформление впечатлений от общения с птицами (рисунки, природный материал, устные рассказы) .

Выставка книг – подбор познавательного материала совместно с родителями.

2этап Сбор корма для птиц

Акция «Покормите птиц зимой »

Заполнение дневника наблюдений за птицами на территории ДОУ и около дома.

Выставки «Птицы вокруг нас » , «Зимующие птицы » .

Ход проекта

Работу по реализации проекта мы систематически проводим в течении года. Совместно с родителями подготовили выставку книг с целью формирования интереса к теме.

Родители не только приносят познавательную литературу, но и готовят с ребенком краткий пересказ прочитанного рассказа о птице , учат стихи, загадки.

Систематически проводим наблюдения за птицами . Наблюдения направлены на формирование у детей представлений о размерах птиц , их окраски, повадок. Наблюдаем за птицами во время прогулок , экскурсий по селу. В ходе экскурсий по селу наблюдаем за поведением птиц- ворон , воробьев, сорок, рассматриваем гнезда ворон на деревьях. Наблюдения и экскурсии сопровождаем практической деятельностью – сбор семян для подкормки птиц зимой , сбор природного материала для поделок птиц . Результаты наблюдений фиксируются в «Календаре наблюдений» .

В установленном в группе дидактическом «Чудо-дереве» систематически предлагаем детям материал по теме проекта . («Зимующие птицы » , «Перелетные птицы » , «Птицы Красной книги » , «Птичий зоопарк» , «Птицы – герои сказок » ).

Для обогащения знаний детей о птицах в группе созданы макеты - «Зимующие птицы » , «Макет пруда» ,

Работу по теме проекта ведем и во время учебных занятий. На занятиях по математике используем раздаточный материал по теме «Птицы » .

Представления о птицах закрепляем на занятиях по рисованию, лепке, ручному труду.

Для обогащения и закрепления знаний детей используем различные дидактические игры : «Сложи картинку» , «Дорисуй» , лото «Птицы » , «Зимующие-Перелетные» , «Птичий двор» .

Формировать у детей достоверные представления о птицах помогают просмотр видеофильмов и слушание аудиозаписей с голосами птиц .

Для развития мелкой моторики предлагаем детям трафареты и шаблоны с изображением птиц .

Разучиваем с детьми считалки, потешки, загадки о птицах , играем в подвижные игры, сюжет которых связан с темой «Птицы » .

В ходе экологической акции «Подкормите птиц зимой » родители совместно с детьми изготовили кормушки из фанеры, коробок, пакетов из-под молока, затем развесили их на участке и во дворах жилых домов.

Дети познакомлены с правилами подкормки птиц :

Подкармливать птиц каждый день .

Наполнять кормушки кормом утром.

Во время морозов корма насыпают больше.

Кормушку очищают от снега, сора.

Никогда не кормят птиц черным хлебом и солеными семечками.

птицами доставляют детям большое удовольствие и радость. Результаты отмечаем в календаре наблюдений.

Работу по реализации проекта продолжим , но уже сейчас отмечаем, что работа по теме проекта позволяет нам организовывать наблюдения за птицами в любое время года , устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе. Работе способствует большой выбор и доступность детской литературы о птицах , разнообразие видов птиц . Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах .

В ходе работы по проекту дети учатся :

Вести целенаправленные наблюдения, анализировать увиденное, делать выводы и умозаключения.

Понимать, как птицы приспосабливаются к сезонным изменениям в природе.

Замечать экологические проблемы в природном окружении и оказывать посильную помощь.

Приобретают навыки исследовательской работы, осознавать неповторимость и своеобразие каждого живого существа.

Наши воспитанники получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц , вызвали интерес к нашим соседям по планете – птицам .

Экологическая акция

«Подкормите птиц зимой »

Проблема : Как помочь пернатым друзьям зимой ?

Цель акции : Привлечение взрослых и детей к помощи пернатым друзьям в зимнее время , обогатить и расширить знания и представления детей о птицах , особенностях образа их жизни, повадках птиц , о роли человека в жизни зимующих птиц .

Задачи акции :

Воспитание у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах : подкормка птиц зимой , изготовление кормушек.

Активизировать и расширять словарь по теме, развивать связную речь детей, совершенствовать уровень накопленных знаний о взаимодействии людей и птиц в зимнее время .

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми и педагогом.

Формирование экологически грамотного поведения детей по отношению к живому, чувство ответственности за их состояние и стремление помогать птицам в зимних условиях .

Участники акции : воспитатели, дети старшей группы и их родители.

Место проведения акции :МБДОУ детский сад №6

Методическое обеспечение акции

Литература

В. Бианки «Лесные домишки» , «Синичкин календарь» , А. Горький «Воробьишка» , И. Поленов «Синичкины кладовки» , Г. Скребицкий «Берегите птиц » , Т. Шорыгина «Птицы . Какие они?» , Энциклопедия «Азбука природы» .

Фотоаппарат

Иллюстрации, фотографии

Документальные фильмы из цикла «Живая природа» .

Различные материалы для изодеятельности

Кормушки, корм для птиц .

Дидактические игры

Вхождение в проблему- обсуждение темы с детьми и родителями.

Чтение художественной литературы по теме.

Просмотр документальных фильмов из цикла «Живая природа» .

Наблюдения за птицами на прогулке , экскурсии по селу.

Конкурс «Птичья столовая» - изготовление кормушек совместно с родителями.

Сбор корма для птиц .

Ведение наблюдения за птицами на участке и отражение результатов – «Птичье дерево» ежедневно.

Оформление впечатлений от общения с птицами (поделки, рисунки, устные рассказы и сказки) .

Ежедневная подкормка птиц во время прогулки в детском саду и дома.

Продолжение работы по теме – чтение художественной литературы,

Благодарность участникам акции.

Итоги :

В ходе совместной работы дети получили навыки практической деятельности по изучению и охране зимующих птиц , более широкие и разнообразные, чем это возможно в рамках обычных предметных занятий. В ходе экологической акции совместно с детьми родители изготовили 20 кормушек из различных материалов, затем развесили их на участке детского сада и во дворах своих домов.

Дети и родители познакомлены с правилами подкормки птиц , необходимостью подкормки птиц в зимнее время .

Наблюдения за прилетающими к кормушкам птицами доставляют детям и взрослым большое удовольствие и радость.

Мы получаем возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах .

Дети приобретают навыки исследовательской работы, осознают неповторимость и своеобразие каждого живого существа. Мы вместе с воспитанниками получили массу новых впечатлений, мы дали детям возможность узнать новые факты из жизни птиц , вызвали интерес к птицам .

Список используемой литературы :

-Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособия для практических работников ДОУ. Авт. – сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003 год.

Приложение к проекту .










Номинация «Детский проект в начальной школе»

Информационная карта экологического проекта «Зимующие птицы»

Наименование проекта

«Зимующие птицы»

Руководитель проекта

Комлева Наталья Михайловна

Целевая группа

Учащиеся 4 класса МБОУ «Степуринская СОШ»

Количество участников

Миловидова Эльвира

Обоснование актуальности и социальной значимости проекта

Значение птиц в природе и в жизни человека очень велико. Подавляющее большинство их питается насекомыми. При большом количестве потребляемой пищи птицы истребляют бесчисленное множество насекомых-вредителей.

Немалую пользу приносят хищные птицы, которые кормятся ослабленными животными и являются санитарами в природе. Многие птицы, питаясь плодами и семенами, способствуют их распространению. Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение.

Птиц необходимо охранять, привлекать в лесопарки, сады, поля и огороды, развешивая искусственные гнездовья весной и подкармливая их зимой.

Цель проекта

Привитие любви и бережного отношения к родной природе, через оказание помощи пернатым зимой.

Ожидаемые результаты

  • воспитание любви к природе, необходимости охраны птиц;
  • приобщение к прекрасному;

Сроки выполнения проекта

Октябрь - февраль 2015-2016 гг.

Введение

ПТИЦЫ - самые замечательные проявления Жизни на нашей планете. Нет на Земле такого уголка, где бы мы не встречали птиц. Всего на земном шаре насчитывается около 9 000 видов пернатых, в России обитает около 800 видов. С незапамятных пор птицы завораживали людей и служили источником вдохновения для художников, поэтов, музыкантов и мечтателей, страстно желавших оторваться от земли и подняться в синее небо. Птицы поражают разнообразием своих форм и красок. Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение.

Сотни видов птиц во всем мире, места их обитания нуждаются в охране. Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их? Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители села - часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.

К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Самый доступный и распространенный вид заботы - развешивание кормушек и подкормка птиц.

Чтобы выяснить, действительно ли эта проблема является актуальной сегодня, инициативная группа решила провести социологический опрос учащихся 1-4 класса МБОУ «Степуринской СОШ». Было опрошено 47 учащихся.

Из полученных результатов мы сделали вывод, что проблема по охране птиц очень актуальна и важна в детской среде.

Гипотеза: включение данной работы в повседневную жизнь позволит привить детям любовь и уважение к природе родного края.

Цель проекта : привитие любви и бережного отношения к родной природе, через оказание помощи пернатым зимой.

Задачи :

  • распространение знаний о природе и её защите;
  • совершенствование знаний о птицах;
  • привлечение внимания учащихся к проблеме зимующих птиц, их выживанию.
  • подготовить материал для практического оказания помощи птицам;
  • провести комплекс мероприятий, направленных на решение данной проблемы;
  • повышение уровня интеллектуального и творческого потенциала личности ребёнка, развитие у детей исследовательских способностей, навыков исследовательского поведения.

Ожидаемые результаты:

  • воспитание любви к природе, необходимости охраны птиц.
  • приобщение к прекрасному.
  • привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе.
  • развитие творческих и натуралистических умений.

Проект имеет практическую ценность , он дает возможность учащимся проводить исследования самостоятельно, учит ставить проблемы, находить пути их решения, развивать навыки работы в группах, умение обсуждать, анализировать, делать выводы, дает возможность выполнять задания в соответствии со способностями, способствует сплочению коллектива.

Методы работы:

  • поиск необходимой информации в разных источниках;
  • визуальное наблюдение;
  • анкетирование;
  • изготовление кормушек.

Продолжительность проекта : октябрь - февраль.

Тип проекта : практико-ориентированный.

Участники проекта : учащиеся 1-4 класса, родители.

Данный проект будет иметь логическое продолжение в акции «Здравствуйте, пернатые» и «Каждому скворцу - по дворцу!» (изготовление и развешивание скворечников на территории села), которая будет приурочена к Международному Дню птиц (1 апреля).

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью природы.

Экологический проект «Зимующие птицы»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Радуга»

Экологический проект

«Покормите птиц зимой»

Составитель: воспитатель

Кузьмина Людмила Петровна

Экологический проект « Покормите птиц зимой».

Пояснительная записка.

Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны, формирование эко культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать именно сейчас, когда мир находится на грани экологической катастрофы. На сегодняшний день экологическая грамотность, любовь к природе и бережное отношение к ней стали залогом выживания человека на нашей планете.

Работа по экологическому воспитанию детей обладает большими воспитательными возможностями и перспективами.

Выбор темы «Покормите птиц зимой» обусловлен пониманием педагога и родителей значимости цели поставленной в этом проекте. В совместной работе с родителями мы должны постепенно повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям,

тем самым, пробуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.

И мы с родителями должны создать условия для общения ребёнка с природой.

Паспорт проекта .

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Продолжительность проекта: 4 неделя ноября – март.

Участники проекта: дети средней группы (4 – 5 лет), воспитатель, родители.

Предмет изучения: зимующие птицы.

Цель проекта: уточнить и расширить представления о зимующих птицах, их питании, повадках.

Задачи проекта:

- формировать интерес к исследовательской деятельности;

Расширять представления о зимующих птицах;

Познакомить детей с условиями их жизни;

Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

Предполагаемый результат.

Расширить и углубить знания детей о зимующих птицах (ворона, сорока, воробей, синица, снегирь, свиристель);

Создание стойкого интереса к проектной деятельности;

Повышение родительской компетентности в формировании экологической культуры;

Воспитать бережное отношение к птицам.

Продукты проекта:

  • Изготовление кормушек для птиц.
  • Сооружение на участке «птичьей столовой».
    • Почему Никита решил, что воробей не настоящий?
    • Где стал жить воробей, когда Никита принес его домой,
    • Почему воробей всё время кричал?
    • Как Никита учил воробья летать?

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный (определение целей и задач проекта, составление плана).

2. Основной (реализация плана проекта).

3. Заключительный (подведение итогов).

Этапы реализации проекта.

Мероприятия

Сроки реализации.

Подготовительный.

Разработка плана реализации проекта.

Составление конспектов мероприятий.

Проектирование и систематизация мероприятий по реализации проекта.

4 неделя ноября.

Подборка иллюстративного материала.

Оснащение предметно-пространственной среды.

1 неделя декабря

Знакомство родителей с планом проекта.

Вовлечение родителей в проектную деятельность.

2 неделя декабря

Основной

Рассматривание иллюстраций.

Чтение стихов про птиц.

Расширить представления о зимующих птицах.

2 неделя декабря

Чтение рассказа Е. Чарухина «Воробей».

Расширять представление о жизни птиц зимой.

2 неделя декабря

Интегрированное занятие «Такие разные птицы».

Формировать у детей обобщённое представление о зимующих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.

3 неделя декабря

Дидактическая игра

«Найди лишнюю птичку».

Закрепление полученных знаний и умение классифицировать птиц на зимующих и перелётных.

4 неделя декабря.

Наблюдения за птицами в «птичьей столовой» на участке и фиксирование результатов наблюдений в журнале.

Расширение представлений о жизни зимующих птиц (кто прилетает к кормушке, что и как едят, как себя ведут).

с 1 недели декабря по март.

Заключительный

Изготовление кормушек и развешивание их на участке детского сада.

Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, желание помочь им, приучать выражать свою заботу в полезной деятельности.

2 неделя декабря.

Приложения проекта.

1. Конспект занятия «Покормите птиц зимой».

2. Конспект интегрированного занятия «Такие разные птицы».

3. Конспект занятия «Чтение рассказа Е. Чарушина «Воробей».

4. Подвижные игры.

5. Картотека стихов о птицах.

6. Картотека загадок о птицах.

7. Картотека пословиц и поговорок о птицах.

8. Картотека народных примет.

Цикл наблюдений за птицами в средней группе .

Цель: продолжить знакомить детей с птицами, прилетающими на участок (воробьи, сороки), закрепить название знакомых птиц.

Методические приёмы:

Чтение “Сорока, сорока, где была? Далёко …”

Рассматривание сороки (внешний вид, как передвигается, чем питается, как кричит-стрекочет (тр-р-р).

Почему сороку называют белобокой?

Словесная игра “Придумай словечко” (сорока-белобока, длиннохвостая, стрекотуха, красавица, модница и т.д.)

“Ты сорока-белобока,

Зря не прыгай, не летай,

Строить домик помогай”

Вспомнить названия другой, прилетевшей птички - воробей:

Как узнали? (Маленький, шустрый, коричневого цвета, клюёт хлебные крошки и зёрна).

Игра “Кто как кричит?”. 1 ч.-воробей, 2 ч.-сороки, 3 ч.-дети. Дети кормят птиц, подражают движениям воробьёв, сорок, чирикают, а потом каждый ребёнок изображает свою птичку.

Скачет, скачет воробей,

Кличет маленьких детей:

Киньте крошек воробью,

Я вам песенку спою,

Чик-чирик!

Зимой чуть жив! Чуть жив! Весной - жив-жив!

Три разные сестрицы.

Цель: учить сравнивать и различать птиц по внешнему виду: галку, сороку, ворону. Расширять представление об особенностях питания этих птиц зимой. Развивать умение различать следы на снегу.

Методические приёмы:

Где чаще всего можно увидеть этих птиц на участке?

Почему они чаще всего бывают на хозяйственном дворе?

Чем питаются галка, ворона, сорока? (Они всеядные).

Как кричат эти птицы?

Описание птиц.

Как отличить галку от вороны?

Чем сорока отличается от галки и вороны?

Поисковое задание.

Рассмотреть следы птиц на снегу и определить, чьи они.

Последующая работа.

Рисование птиц или раскрашивание контуров этих птиц.

Наблюдение за синичками

Цель: познакомить с синичками, учить различать синичек по размеру, внешним особенностям. Расширять преставления об особенностях питания этих птиц зимой, познакомить с повадками. Воспитывать сочувствие, понимание проблем птиц в холодное время года.

Методические приёмы:

Ты с модницей этой конечно знаком.

Вертушке на месте никак не сидится

Всё хвастает синим своим сюртучком

И шапочкой чёрной гордится (синица).

Рассматривание внешнего вида:

Какого цвета спинки, грудки, головки?

Одинаковые ли все они по размеру?

Каков клювик? Как поёт?

Скинь кафтан,

Скинь, скинь, скинь.

Рван кафтанчик

Скинь, скинь, скинь.

Одинаковы ли все синички? В чём их отличие?

Поисковое задание.

Насыпать семечки, зёрно, хлебные крошки, развесить кусочки сала.

Определить, что любят синички.

Как ведёт себя во время питания?

Наблюдение за дятлом через “Волшебное окно”

Цель: познакомить детей с новой птицей - дятлом: учить узнавать его по внешнему виду, по звукам, которые он издаёт. Дать знания о питании этой красивой птицы и её месте обитания. Воспитывать уважение за пользу, которую она приносит.

Методические приёмы:

Включение грамзаписи: стук дятла в лесу и другие голоса птиц.

Какие звуки вам незнакомы?

Как вы думаете, кто это может так стучать?

А теперь давайте посмотрим с вами в наше волшебное окно и увидим эту птицу.

Рассматривание дятла, его внешнего вида. Как можно отличить дятла от других птиц? Какой клюв у дятла? Как он сидит на дереве? Как передвигается? Что ел дятел на кормушке? Почему дятла называют лесным доктором?

Д/и “Накормим птиц”.

Фотографирование птицы и последующее рассматривание фотографии.

Наблюдение поползня

Цель: познакомить с поползнем, особенностями окраски, способом передвижения, способом её питания. Закрепить названия знакомых птиц, их питание. Воспитывать заботу о птицах.

Методические приёмы:

Рассматривание картины:

Назовите всех знакомых вам птиц.

Как вы их узнали?

Чем питаются эти птицы?

Как они по-разному ведут себя во время еды?

Составление описательного рассказа об одной из птиц или обо всех, которые прилетели на кормушку.

Какая новая птица появилась на участке?

Рассказ воспитателя о поползне. Его название связано с манерой передвигаться по стволу дерева - вниз головой, как будто ползёт. Берёт в клюв не одно семечко, а несколько. Ещё он питается зерном.

Моделирование “Угадай птичку”.

Использование художественного слова детьми о своей птичке.

Цикл занятий «Птицы к югу полетели».

Цель: расширять представления о птицах, показать связь способа питания со строением клюва и сезонной жизнью птиц; воспитывать желание заботиться о птицах.

Методические приёмы:

Вспомнить сказку “Лягушка-путешественница”.

Зачем птицы осенью улетают в тёплые края?

Как называются такие птицы? (Перелётные).

Почему не все птицы улетают на юг?

Кого вы знаете, кто остаётся зимовать?

Как называются такие птицы? (Зимующие).

Логическая цепочка “Отлёт птиц”. Использовать картинки. (Завяли цветы, попрятались насекомые, улетели птицы.)

Д/и “Птицы на кормушке”. Выбрать среди множества птиц тех, кто прилетает к кормушке, что ест каждый из них? Рассматриваем строение клювика. Вывод: от того, какой клюв у птицы, зависит то, чем она питается.

Экологические круги: на классификацию (перелётные - зимующие).

Изготовление кормушек из шишек. Дети выбирают любую шишку и под чешую вставляют кусочки сала.

Чтение стихотворения Яшина “Покормите птиц зимой”.

Последующая работа.

Консультация для родителей “Типы кормушек”.

Заготовка корма.

Изготовление кормушек из шишек, бросового материала и др.

Птицы зимой

Цель: познакомить с особенностями жизни птиц зимой (где ночуют, чем питаются), с трудностями добывания корма; вызвать желание помочь пернатым в трудное зимнее время.

Методические приёмы:

Беседа :

Почему многие из птиц улетают на юг?

Какие птицы остаются у нас? (Вороны, воробьи, сороки, синички).

Как их можно назвать? (Зимующие).

Почему они остаются зимовать?

Просмотр кадров диафильма “Кто как зимует?”

Д/и “Кто прилетел к нам на кормушку”. Описание внешнего вида, приговорки-подражания.

Кого чем накормим?

Чтение рассказа Скребицкого “Зимние гости”.

Где зимой птицы могут добыть себе еду?

Последующая работа.

Изготовление “пирога” для птиц.

Рисование птиц.

Чтение рассказов Сладкова “Синичкин запас”, “Осень на пороге”.

Беседа о зимующих птицах.

Цель: углубить знания о жизни птиц в зимний период, вызвать сочувствие к птицам и желание помогать им.

Методические приёмы:

Игровая ситуация “Посмотрим в наше волшебное окно”.

Почему так много птиц прилетело к нашим кормушкам?

Назовите птиц.

Как вы их различаете?

Д/и “Кто к нам прилетел на кормушку?” Среди разных птиц дети выбирают тех, которые прилетели к кормушке. Один описывает птицу, другой - её угадывает, третий называет корм, который она ест.

Чтение приговорок: “Тук! Тук! Слышен стук.Фырр - фырр, восемь дыр.Тр -р-р!” (Дятел).

Психологическая ситуация: “Если бы вы были птичкой (синицей, воробьём, снегирём и т.д.), то что бы вы сказали детям, которые вас каждый день подкармливают?”

Чтение стихов о птицах.

Конспект занятия с детьми средней группы

Тема: «Покормите птиц зимой»

Цель : формировать у детей обобщенное представление о зимую­щих птицах; развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое отноше­ние к птицам, желание помогать им в трудных зимних ус­ловиях.

Ход занятия

Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые дере­вья скрипят от холода.

А как живется зимой птицам? (Холодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав - под снегам. Мало корма находят пти­цы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теп­лые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)

В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Де­вять погибают от голода.

Жалко? (Очень жалко!)

- Послушайте стихотворение Н. Грибачева

Ну, морозы, ну, морозы.

Нос наружу - ой-ой-ой!

Даже белые березы

В серой корке ледяной.

Даже белки-непоседки

В ожидании тепла

Не снуют на ветку с ветки,

Не вылазят из дупла.

И голодная синица

Тихо плачет у окна:

«Негде греться и кормиться,

Ни козявки, ни зерна.

День дымит морозной далью,

Ночи стылы и темны,

Замерзаю, голодаю.

Не дожить мне до весны!»

Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спе­шить! Дорог каждый час!

Послушайте продолжение стихотворения.

И сказал Сережа: «Ладно!

Потерпи недолгий срок…»

И достал он из чулана

Длинный гвоздь и молоток.

Похрустев по снежной корке,

Где петлял следами лис,

Закрепил у старой елки

На пеньке фанерный лист.

А на лист - зерна.

А на лист - пшена.

Конопли две горсти -

Собирайтесь, гости!

Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены раз­ные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, де­лятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилегали, каким кормом кормили птиц.

Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармли­вать птиц.

Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи крупу, семена, хлеб. Снегири -семечки арбуза, тыквы; свиристели - рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб.

- Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтилено­вые пакеты, жестяные банки, коробки;

Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилегать к этому времени;

Кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы пти­цам выжить;

Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддер­жать в трудное время.

Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.

Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?

Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.

Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Небогаты их корма,

Горсть одна нужна,

Горсть одна - и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их -

Не счесть, видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми…

Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.

Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т.д.)

Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …

По небу весело скользя,

Летят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

«Спасибо вам великое!»

Конспект занятия .

Тема: Чтение Рассказа Е. Чарушина «Воробей»

Цель : приобщать детей к рассказам.

Задачи:

учить слушать, оценивать поступки героев;

развивать память, мышление, внимание;

воспитывать любовь к птицам;

активизировать словарь детей: воробей, птенчик, летать.

Материалы и оборудование : иллюстрации к рассказу «Воробей»

Воробей.

Пошёл Никита с папой гулять. Гулял он, гулял и вдруг слышит – кто-то чирикает:

Чилик-чилик! Чилик-чилик! Чилик-чилик!

И видит Никита, что это маленький воробушек прыгает по дороге. Нахохленный такой, прямо как шарик катится. Хвостик у него коротенький, клюв жёлтый, и никуда он не улетает. Видно, ещё не умеет.

Смотри-ка, папа, – закричал Никита, – воробей не настоящий!

А папа говорит:

Нет, это настоящий воробей, да только маленький. Это, наверно, птенчик выпал из своего гнезда.

Тут побежал Никита ловить воробья и поймал.

И стал этот воробушек жить у нас дома в клетке, а Никита кормил его мухами, червяками и булкой с молоком.

Вот живёт воробей у Никиты. Всё время кричит – есть просит. Ну и обжора какой! Чуть утром солнце покажется, – он зачирикает и всех разбудит.

Тогда Никита сказал:

Я научу его летать и выпущу.

Достал воробья из клетки, посадил на пол и стал учить.

Ты крыльями вот так маши, – сказал Никита и показал руками, как надо летать.

А воробей ускакал под комод.

Покормили воробья ещё денёк. Опять его посадил Никита на пол учить летать.

Никита замахал руками, и воробей замахал крыльями. Полетел воробей!

Вот он через карандаш перелетел.

Вот через красный пожарный автомобиль перелетел. А как стал через неживую кошку-игрушку перелетать, наткнулся на неё и упал.

Плохо ты ещё летаешь, – говорит ему Никита. – Давай-ка я тебя ещё денёк покормлю.

Покормил, покормил, а назавтра воробушек через Никитину скамейку перелетел.

Через стул перелетел.

Через стол с кувшином перелетел.

Вот только через комод не мог перелететь – свалился.

Видно, надо его ещё кормить.

На другой день Никита взял воробья с собой в сад, да там и выпустил.

Воробей через кирпич перелетел.

Через пенёк перелетел.

И стал уж через забор перелетать, да об него стукнулся и повалился.

А на следующий день он и через забор перелетел.

И через дерево перелетел.

И через дом перелетел.

И совсем от Никиты улетел.

Вот как здорово научился летать!

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.