Социальное партнерство учебного заведения. Социальное партнерство в образовании: примеры

УЭ-2.5.

Лабораторная работа № 8

Тема: Социальное партнерство

Задание 1 . Задание 1. Изучите предложенные тексты и составьте тезаурус по теме «социальное партнерство».

Задание 2 . Разработайте «Карту района», в котором вы живете, с целью определения потенциальных социальных партнеров школы (работа в группах).

Задание 3 . Групповая дискуссия на тему «С какими учреждениями нашего города необходимо развивать партнерские отношения ОмГПУ?»

Задание 4 . Разработайте сценарий поиска и привлечения к сотрудничеству социальных партнеров конкретного ОУ.

Формы и технологии проведения занятия : индивидуальная и групповая работа. Технология дискуссии. Информационные технологии.

Результаты лабораторной работы:

    Тезаурус темы

    Карта района

    Сценарий (алгоритм) поиска и привлечения партнеров образовательного учреждения.

Информационный материал

Задание 1.

Социальное партнёрство и профессиональное сотрудничество

В начале 21 века достаточно чётко обозначилась потребность человека и общества в принципиально иных информационно-эмоциональных, мыслительных и поведенческих стратегиях, информационном и этическом поведении как на уровне своего внутреннего мира человека, так и на уровне социальных отношений. Современные тенденции развития образования определены процессами изменения основных парадигм восприятия мира: вместо относительной стабильности – перманентные изменения, географическая удалённость не является препятствием для общения; местные практики впитывают глобальные и рождают новые поликультурные традиции.

Следуя тенденциям мирового развития, образовательные учреждения Центрального района, ЦФГЦРО осознают необходимость существенных изменений в образовании, способствующих формированию готовности педагогических работников к осознанному политическому и социальному выбору, позволяющих сформировать в учителе системное синергетическое мышление, потребность в постоянном повышении образовательного уровня и росте профессиональной мобильности. Эффективность и сама возможность инновационной деятельности определяются прямыми и обратными системными связями между ОУ, ЦФГЦРО и социальными партнёрами. Специфика образовательной парадигмы заключается в том, что это целая область с особыми отношениями, особой образовательной мотивацией, особыми целями.

Методисты, педагоги сами определяют, какая информация им необходима для решения методических, учебных задач, профессиональных проектов, сами определяют социальных партнёров. Формирование мотивации педагогов к творческому труду, создание эффективного механизма взаимовыгодных отношений превращает профессиональное образование взрослых в один из мощных факторов социального партнёрства. Социальное партнёрство в широком смысле – это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, получаемые всеми участниками этой деятельности. Социальное партнёрство в образовании мы понимаем как совместное участие различных сторон в выработке и реализации программ, интеллектуальных продуктов для обучения и воспитания детей.

Социальное партнёрство, построенное на принципах взаимной заинтересованности сторон и добровольности принятия ими обязательств, ответственности за результат деятельности, становится экономически значимой сферой образования.

Социальное партнёрство в образовании ещё мало освоено, с другой стороны - разные виды были в практике всегда. Среди разных видов социального взаимодействия различают такие, как благотворительность, сотрудничество, инвестиции, собственно партнёрство. Все эти понятия пришли в образование из социально-экономической сферы и всё прочнее занимают здесь место. Направления работы с социумом, это: благотворительность, спонсорство, кооперация (сотрудничество), инвестиция.

Благотворительность – добровольные безвозмездные и бескорыстные вложения труда или материально-финансовых ресурсов.

Спонсорство отличается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передаёт именно те средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность, известную обеим сторонам. В отличие от благотворительности, которая носит, как правило, разовый характер, это взаимодействие может быть периодическим и даже систематическим.

Кооперация, то есть совместная деятельность в одном и том же или разных, но связанных между собой процессах труда, в переводе с латыни означает сотрудничество. В сотрудничество стороны включаются по обоюдному согласию. Возможность и мера участия определяются каждой стороной самостоятельно, определяются мерой её заинтересованности и, как правило, закреплены устным соглашением. Взаимодействие носит разовый или периодический характер, однако, становясь регулярным, служит основой для дальнейших партнёрских отношений.

Инвестиция – это вклад физических или юридических лиц по собственному усмотрению в соответствии с собственным видением и исходя из личных интересов. Договор или контракт – обязательная составляющая. Сегодня достаточно часто инвесторами образовательного учреждения становятся родители, которые создают фонд, направляя собранные средства на развитие образовательных учреждений. Например, они решают создать в учреждении современный специализированный кабинет, логопедический и другие.

Социальное партнёрство в образовании – это путь его демократизации и обновления. В современных условиях в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, но очевидно, что именно партнёрство даёт наибольший эффект, так как предполагает более полное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально-образовательных проблем. Партнёрство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, позволяет изменять, проектировать, устанавливать новые общественно значимые функции. Остальные виды работы с социумом также весьма полезны в конкретной ситуации, но более локально.

Социальное партнёрство с научными и культурными организациями города проявляется в совместной взаимовыгодной проектной деятельности. В основе каждого проекта лежат многолетние научные практические и теоретические исследования, информационные и методические сборники, а также разрешённые к копированию редкие книжные и журнальные материалы. На российском рынке представлено множество образовательных электронных пособий и приложений к действующим учебникам, поэтому в нашем филиале выбрано направление по разработке электронных библиотек дополнительных материалов для проведения учебных и внеклассных занятий. Каждая из электронных библиотек содержит тысячи высококачественных иллюстраций, объёмные текстовые материалы, аудио- и видеофрагменты. Тиражи электронных библиотек на компакт-дисках передаются в медиатеки всех ОУ района.

Очевидно, что до партнёрства социальные контакты должны «дорасти». Для проведения экспертизы социального партнёрства в образовании можно провести оценку уровня развития социального партнёрства через определение параметров взаимодействия, критериев результативности, показателей. Для этого необходимо:

Провести анализ мотивов и «выгод» сторон, ответить на вопрос: зачем нам потенциальные партнёры, важно понять и зачем мы им.

Найти общие интересы, мотивы, цели, которые могли бы стать основой практических совместных действий сторон.

Согласовать позиции, определить роли и место каждого участника во взаимодействии, ожидаемые результаты общей деятельности.

Выявить потребности в новых организационных формах, координирующих органах.

Документально оформить отношения, спланировать деятельность, определить меры ответственности каждой стороны.

Таким образом, опираясь на представленные уровни работы с социумом как на позиции, образовательное учреждение, выбирающее путь формирования партнёрских отношений, может проанализировать и выстроить план дальнейших действий, направленный на их коррекцию и развитие перехода на новый уровень, сформировать единое информационно-смысловое пространство, как у администрации учреждения, так и социальных партнёров.

Объективные причины развития социального партнерства в современной системе российского образования.

Термин «социальное партнерство в образовании» – как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад. Мало кто сомневается, что образование является одной из наиболее значимых ценностей в обществе. Однако всем известно и то, что общество неоднородно, а, значит, не всегда партнерские отношения возможны между образованием и различными секторами общества. Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих – государства.

Эффективное социальное партнерство в образовании предполагает

а)наличие общественной потребности включаться в реализацию ценностей образования;

б)готовность к такому сотрудничеству школы;

в)потребность школы;

г)инициатива школы;

д)инициатива негосударственного сектора.

Основные направления совместной деятельности социальных партнеров в рамках корпоративной системы:

Маркетинг образовательных услуг;

Выстраивание стратегии сотрудничества;

Выполнение совместных проектных разработок;

Организация единой информационно-образовательной среды, обеспечивающей открытость, непрерывность, доступность образования;

Разработка содержания интегрированных программ, обеспечивающих непрерывность и преемственность профильной и далее профессиональной подготовки учащихся;

Реализация комплексного подхода к воспитанию как неотъемлемой составляющей образовательного процесса, организация конкурсов, олимпиад, смотров и совместное участие в них всех заинтересованных сторон сотрудничества.

Социальное партнёрство – это реальность или необходимость? Кто наши партнеры? Легко ли быть партнером школы? А мы готовы быть партнерами и в чем может проявиться наше партнерство?

В выборе социальных партнеров школы необходимо ориентироваться:

во-первых, на создание условий для реализации образовательных проектов и социальных инициатив;

во-вторых, на повышение квалификации педагогических работников;

в-третьих, на материально-финансовую поддержку школы.

Мы осуществляем совместную деятельность на основе договоров о социальном партнерстве.

Социальное партнерство как средство повышения качества образования

В условиях перехода к рыночной экономике образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества. В тоже время, меняется характер действия экономических и социальных факторов на состояние образования.

В этих условиях становится актуальной новая система отношений между образовательными учреждениями, союзами работодателей, объединениями трудящихся, службами занятости - всеми, кто становится не только потребителями «продукции» образовательного учреждения, но и источником его финансового благополучия.

Попытаемся проанализировать возможность воздействия социальных партнеров на учреждения образования с целью более полного учёта требований работодателей к кадрам. Для этого рассмотрим на примере туристской отрасли сущность, содержание и этапы развития социального партнерства, основные типы социальных партнеров системы образования и трудности при работе с различными категориями социальных партнеров.

Социальное партнерство в образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса. Социальное партнерство в системе туризма - это важный элемент в формировании современного подхода к отрасли туризма, показатель реальной заинтересованности общества и государства в ее дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в целом.

Понятие "социальное партнерство" рассматривается как участие различных государственных и общественных организаций, индустрии туризма, а также отдельных лиц в совместной деятельности, направленной на решение конкретных задач, стоящих перед отраслью. Опираясь на зарубежный опыт, накопленный в этой области, проведем сравнительный анализ способов решения вопросов о социальном партнерстве.

Макропартнером в системе социальных взаимоотношений является само государство. Как правило, отношения туристской организации с другими социальными партнерами зависят от государственной политики в области туризма. Это положение очень легко проверить на характере отношений, складывающихся у учебных заведений с таким важнейшим и значимым для них партнером, как индустрия.

Во главе предприятий индустрии туризма стоят руководители с самыми различными взглядами на систему профессионального образования. Сотрудничать или не сотрудничать с профессиональными школами зависит от степени их личной заинтересованности. Учебные заведения, естественно, могут мотивировать руководителей объектов индустрии туризма к сотрудничеству высоким качеством подготовки специалистов возможностью предоставления бесплатной и достаточно квалифицированной рабочей силы на определенный период и т.д. Но, к сожалению, возможности образовательных учреждений достаточно ограничены и, к еще большему сожалению, государство ничего не делает для того, чтобы повернуть представителей индустрии лицом к системе профессионального образования. Хотя, в большинстве зарубежных стран такой опыт существует, как правило, - это:

Значительное снижение налогов для тех, кто поддерживает образовательные учреждения в той или иной форме;

Множество поддерживаемых государством программ сотрудничества между образовательными учреждениями и индустрией, которые выгодны обеим сторонам.

Российские образовательные учреждения лишены такой поддержки от своего главного социального партнера - государства, и поэтому вынуждены самостоятельно искать социальных партнеров и налаживать отношения с ними.

Исходя из принятого определения социального партнерства опишем основные типы социальных партнеров системы образования. Прежде всего, отметим тот факт, что рассматривать категорию социального партнерства можно применительно как к системе образования в целом, так и к отдельному учебному заведению. В первом случае стороной, участвующей в социальном партнерстве, выступает, условно говоря, вся совокупность образовательных учреждений вместе с органами управления образованием. Образуя единое целое, они выступают партнером в системе тех отношений, которые складываются на рынке труда. И здесь можно выделить три основные категории социальных партнеров образования: работодателей (индустрию); объединения работников (профсоюзы, общественные организации); государственные органы управления, включая службу занятости. Главным партнером выступает само государство, которое определяет политику в области туризма. Разработку законов и нормативных актов, способствующих развитию туризма, оно поручило государственным органам управления, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти же органы осуществляют финансирование в частности подготовку специалистов через систему профессионального образования, разрабатывают государственные образовательные стандарты, вовлекают образовательные учреждения в сотрудничество с индустрией туризма через участие в конференциях, совещаниях, выставках.

Роль государства на рынке образовательных услуг в настоящее время должна сводиться к выработке и проведению в жизнь концепции реформирования образования, отвечающей интересам всех участников этого процесса. В целом же, политика государства, основанная на включении профессионального образования в систему базовых приоритетов социально-экономического развития, должна быть ориентирована на решение следующих ключевых задач:

1. Создание условий для развития реального сектора экономики, как основного институционального субъекта рынка труда, формирующего профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Устойчиво работающее производство само превратится в мощнейший регулятор системы профессиональной подготовки кадров, выступая одновременно и заказчиком и контролёром качества образовательного продукта.

2. Формирование нормативно-правовой базы для нового типа взаимодействия образовательных учреждений с индустрией, способствующей удовлетворению основных интересов обоих сторон на взаимовыгодной основе.

3. Усиление "прозрачности" информационных потоков о ситуации на рынке труда и образовательных услуг, широкое информирование населения о профессиональной и квалификационной структуре спроса, прогнозе основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, рейтинге образовательных учреждений и т.д.

4. Оптимизация государственной налоговой политики, нацеливающей предприятия на проведение активных программ по переподготовке и повышению квалификации своих кадров. Принятие положений об исключении из налогооблагаемой базы всех видов издержек, связанных с обучением персонала.

5. Усиление регламентирующих и контрольных функций государственных органов в сфере регулирования рынка образовательно-квалификационных услуг. Создание единых для всей страны стандартов образования, приведение их в соответствие с международными стандартами.

6. Создание условий для формирования реальной конкурентной среды для всех без исключения образовательных учреждений, независимо от их формы собственности и административной подчиненности. Прозрачность в распределении и использовании бюджетных средств, оптимизация межбюджетных отношений.

Муниципальные органы управления образованием и экономикой могли бы помочь в вопросе кадрового обеспечения учебных заведений, организовав эту работу по следующим этапам:

Создание перечня профессий, требующихся на местном рынке труда;

Корректировка содержания образовательных программ, путем совместного рецензирования их с участием работодателей;

Формирование муниципальной системы подготовки и повышения квалификации преподавателей для более качественной подготовки специалистов.

Другим немаловажным фактом работы в сфере социального партнерства является проведение тематических, специализированных семинаров, конференций, выставок, на которых представлялась бы возможность установить непосредственные контакты с партнерами, приобрести или заказать учебные пособия по подготовке специалистов различных профилей, а также активно участвовать в них, овладевая необходимыми навыками работы с клиентами.

Плохо налаженные взаимодействия между социальными партнерами приводят к тому, что учреждения образования страдают от элементарной нехватки информации о том, каковы потребности рынка труда, какие направления наиболее перспективны, какие новые тенденции появляются. От отсутствия такой информации ухудшается качество подготовки специалистов.

Органы местного самоуправления вовлекают к сотрудничеству различные категории социальных партнеров (средства массовой информации, издательства, центры профориентации, службы трудоустройства и т.д.), а также финансируют подготовку и переподготовку своих специалистов.

Предприятия индустрии туризма участвуют в реализации образовательных программ через организацию практического обучения студентов на своей базе, их трудоустройстве, финансировании обучения своих сотрудников и управлении учебными центрами через учредительство.

Отношения с работодателями выстраиваются сложно. Необходимо подчеркнуть, что разрушение связей профессионального образования с предприятиями привело к тому, что многие из них перестали уделять должное внимание вопросам переподготовки и повышения квалификации своих кадров. Однако, как показывает опыт, при желании учебное учреждение в состоянии переломить это отношение к себе со стороны бизнеса, доказать свою состоятельность и взять на себя решение вопросов по обеспечению производства квалифицированными кадрами.

Понятен интерес к системе социального партнерства у объединений трудящихся, профсоюзов. Чем качественнее будет профессиональная подготовка, тем меньше окажется социальных проблем, конфликтов с работодателями, социальная напряженность. Не меньший и в чем-то схожий интерес к партнерству с профессиональной школой имеет и служба занятости. Несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводит выпускников на биржу труда. Снизить поток таких безработных, сократить расходы на их переподготовку - в этом и есть практическая заинтересованность в становлении системы социального партнерства в профессиональном образовании.

Формирование системы социального партнерства в современных социально-экономических условиях - достаточно длительный и сложный процесс, зависящий от целого ряда субъективных и объективных причин (состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти и воли, желания и возможности руководителей учебных заведений). Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами определяется степенью реализации своих интересов, заключающихся, прежде всего, в подготовке высококвалифицированных специалистов и оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции.

Государство отвечает за обеспечение единого образовательного пространства в стране (цели, задачи, стандарты) и предоставление системе образования необходимых ресурсов, однако оно вряд ли может охватить и учесть всю сложность задач и условий конкретных сообществ. Это в особенности касается местных отраслевых пропорций в структуре рабочих мест, динамики молодежных групп, безработицы, экологических и исторических обстоятельств, разницы в семейных условиях жизни детей и т.д. Эти различия привели во многих странах к большому разнообразию «политических отношений» в системе образования и вовлечению разнообразных институтов гражданского общества в жизнь образовательных учреждений.

Социальное партнерство означает практику совместной выработки решений и сбалансированной, разделяемой ответственности. Обывателям нередко свойственно мнение, что не так уж важен состав участников в управлении - лишь бы сам менеджер был волевым, а что касается ответственности, - то много ли найдется желающих разделить ее в «бедной » и не очень престижной системе образования? И, тем не менее, они находятся и действуют.

Следует отметить, что необходимость широкого социального партнерства в образовании предусмотрена и современными теоретическими взглядами на образование. Оно рассматривается как один из ведущих социальных институтов, тесно связанный с основными сферами социума - экономикой, социальной структурой, культурой и политикой. В отечественной социологии разрабатывается концепция функций образования, в определенном смысле опережающая аналогичные представления в зарубежной науке. Формулировки функций в нашей концепции носят системный характер, обладают операциональностью и поддаются эмпирической интерпретации, а потому не только очерчивают области ответственности системы образования, но и яснее обозначают в ней дисфункциональные зоны и уточняют приоритеты отраслевого и макросоциального управления .

Можно ли с позиции науки содействовать становлению социального партнерства в образовании, и каковы основные ориентиры анализа?

В современных развитых индустриальных странах организация систем общего и профессионального образования и выработка образовательной политики все больше опираются на динамичное и удивительно гибкое социальное партнерство. Жизненная необходимость социального партнерства в сфере образования здесь давно никем не оспаривается.

В нашей литературе есть попытки анализа структур социального партнерства в образовании по странам ЕС (см., например, ). В частности, выделяются типы и модели социального партнерства, однако из их описания отнюдь не следует возможность прямой применимости тех или иных образцов иностранного опыта. Такого рода информации оказывается явно недостаточно. Прежде всего, зарубежный опыт отнюдь не универсален, и требуется его более глубокий социальный и историко-сравнительный анализ. В обсуждении данной проблемы также редко учитывается зависимость наличных форм партнерства от достигнутого в зарубежных странах уровня социальной интеграции.



Таким образом, нам предстоит глубже освоить теоретические наработки зарубежных коллег по проблеме социального партнерства в образовании. В свою очередь, большое разнообразие местных условий в современной России потребует привязки любой научно-практической разработки к типичным ситуациям региональных и локальных сообществ. Шаги российских ученых в этой проблематике носят пока недостаточный характер и бесспорно заслуживают особой поддержки.

Еще совсем недавно с позиции ультра реформаторского подхода предполагалось, что в сфере образования удастся быстро выстроить новую систему партнерства взамен старой практики шефских отношений. Со второй половины 1990-х гг. в регионах страны создавались консультативные и координационные советы, однако ситуацию к лучшему они не изменили. В среде образовательного менеджмента коммерческие интересы и стремление к корпоративному выживанию или экспансии оказались сильнее мотивов социальной ответственности. Между тем в системе профобразования в целом продолжались перекосы - дефицит в подготовке рабочих, гипертрофированные объемы контингентов высшего образования на фоне спада контингентов в программах среднего и начального профобразования, низкие показатели трудоустройства по полученной специальности .

Вместе с тем при поддержке международных центров на северо-западе России уже в 1990-х гг. начался эксперимент по «взращиванию» партнерства «снизу» - а локальном отраслевом уровне. Сегодня можно говорить о некоторых признаках устойчивости такого партнерства, но и они обнаружились лишь в рентабельных (чаще всего не системообразующих) отраслях хозяйства. Вряд ли какой-либо регион страны или город может похвастаться наличием отлаженной системы социального партнерства в сфере образования. Так что о достижении социального эффекта партнерства в России пока говорить не приходится. Вероятно, становление систем партнерства займет не одно десятилетие, но общество и государство заинтересованы в том, чтобы стимулировать и корректировать этот процесс, тем более что он входит в число приоритетных национальных проектов.

В западноевропейских странах организационные структуры социального партнерства формировались в основном в послевоенный период и ныне представлены в целом комплексе учреждений, межведомственных организаций, серии документов и нормативных актов. Ключевую ответственность в таких структурах играет так называемое социальное государство, хотя, строго говоря, социальное партнерство базируется на гораздо более сложных, часто неформальных (но оттого не менее влиятельных!) социально-идеологических структурах. Оно сопровождается процессами укрепления гражданского общества, корни которого - в более ранних периодах социально-исторического развития стран ЕС. Социальное партнерство в образовании развивается по мере нарастания социальной интеграции, прежде всего на национальном уровне.

Экономической предпосылкой усиления социальной интеграции многих европейских обществ оказывается специфическая функция государства. Речь идет о масштабном перераспределении общественного продукта через систему налогообложения в гигантские по объемам финансирования социальные программы поддержания занятости, социальной защиты, пенсионного обеспечения, а также в программы в сфере образования. Демократическое перераспределение финансовых ресурсов вовсе не означает, что в западноевропейских экономиках не существует сверхвысоких доходов топ-менеджеров или собственников, однако децильный коэффициент неравенства в развитых странах составляет 5. В России официально он равен 14, а по экспертным оценкам - 25 . При этом исследования говорят о глубоком экономическом расслоении российского населения, при котором большинство ощущает себя «низами» общества . Обстоятельством, которое отчасти смягчает экономическое расслоение и социальный раскол, является сравнительно высокий уровень квалификации (в т. ч. образовательной) в массе взрослого населения. Он позволяет надеяться на эффективное взаимодействие потенциальных внешних социальных партнеров с системой образования в будущем.

Пока же незрелость российских элит, их неготовность к устойчивому социальному партнерству проявляется в том, что они, по существу, не разделяют ответственности за развитие социума, а ориентированы лишь на собственное воспроизводство в экономической и политической жизни страны, даже за счет низкого уровня жизни основных слоев населения.

Столь же медленно развивается и другая составляющая социального партнерства - социальная организация гражданских, профессиональных и поселенческих групп. В случае с системой образования речь идет о слабом участии сообществ граждан в местном самоуправлении, отсутствии в их распоряжении достаточных экономических и правовых ресурсов, о неразвитости и бедности большинства профсоюзов, отсутствии или неустойчивости отраслевых ассоциаций и объединений родителей учащихся. Российское государство в последнее время выделяет на конкурсной основе грантовые средства для общего стимулирования деятельности общественных организаций, но сфера социального партнерства в образовании в этом конкурсе проигрывает другим секторам и в итоге не получает столь нужной целевой поддержки.

Обращение к зарубежному опыту полезно для идентификации действующих субъектов партнерства в сфере образования.

На ее низовом уровне в качестве акторов чаще всего выступают конкретные образовательные учреждения, местные предприятия, особые группы местного населения (этнические, религиозные, возрастные), а также специалисты разных государственных служб (социальной защиты, безопасности, здравоохранения, труда и занятости) и активисты общественных организаций. Здесь типичным является двухстороннее взаимодействие. Партнерство проявляется в совместной постановке задач развития, в подготовке и осуществлении конкретных мероприятий (чаще всего внеучебных), в распределении ответственности и координации усилий в деле оснащения или ремонта учебных помещений, оказания помощи реальным семьям студентов. Трудно найти образовательное учреждение, в котором бы не функционировал попечительский совет, объединяющий специалистов, активистов и представителей местных органов власти, лидеров бизнеса. Исследования показывают, что в распоряжении региональной и федеральной власти есть, как правило, сильные инструменты для влияния на систему образования. Их возможно сгруппировать в два главных направления влияния:

1. Использование институтов гражданского общества для регулирования системы образования (оптимизации ее стандартов и структуры) ради достижения ею социальных целей и удовлетворения специфических потребностей местных сообществ.
2. Обеспечение оптимального функционирования институтов гражданского общества в качестве самостоятельных и социально полезных участников системы партнерства.

В государственном влиянии на систему образования присутствует «прямое» и «косвенное» регулирование. «Прямое» подразумевает наложение организационно-правовых ограничений, установление отраслевых норм и параметров оценивания, осуществление более или менее систематического контроля (проверок), задание определенных условий финансирования и т. п.

«Косвенное» регулирование предусматривает широкое использование институтов гражданского общества, точнее - опору на их заинтересованное отношение к системе образования.

Ряд стран, следуя положительному опыту социального партнерства в системе образования Нидерландов, создали специальные независимые агентства, структурированные по крупным отраслевым секторам, - Национальные организации по вопросам профессионального образования. Они наделены правом (предполагающим ответственность) на экспертизу учебных планов, программ и стандартов профессиональной школы с точки зрения их соответствия требованиям рабочих мест в этих секторах. Такие организации, объединяя на постоянной основе представителей бизнеса, науки, менеджмента, профсоюзов, принимают на себя функцию, ранее традиционно выполняемую министерством образования .

Другой пример непрямого государственного, точнее, общественного регулирования образования - механизмы аккредитации, публичного оценивания. Программы, по которым действует образовательное учреждение, могут подвергаться внешней экспертизе, а учреждение в целом (ее персонал, оборудование, системы безопасности и т.п.) - аккредитации. Комиссии по аккредитации, как правило, включают представителей авторитетных негосударственных организаций, а не только ведомственных инспекторов разных уровней.

Показательно, что в ряде стран ЕС условия оплаты труда персонала государственных (муниципальных) образовательных учреждений больше не устанавливаются национальным правительством. Они определяются в процессе переговоров между учительскими профсоюзами и ассоциациями школьных директоров (или попечительскими советами). Идя по такому пути, учительские профсоюзы приобретают более весомую роль в непрямом регулировании образования (условий оплаты персонала, прав работников и т. п.). Но одновременно они принимают на себя ряд обязательств, ценных для обеспечения общего качества системы образования (взаимный социальный контроль в трудовых коллективах, социальная и моральная взаимная поддержка и сплоченность коллег по работе и др.).

Механизм финансирования - другой регулирующий инструмент, который может стимулировать образовательные учреждения адаптироваться к потребностям сообщества. В этот механизм нередко включены институты гражданского общества. Если профессиональные школы, к примеру, получают финансирование в зависимости от числа студентов, то в их интересах увеличение контингента. Именно поэтому они пытаются выглядеть привлекательными, уделяют внимание маркетингу.

Если профессиональная школа финансируется по показателям выпуска (например, когда объем фондов зависит преимущественно от «успешности» выпускников), то она будет стараться усилить успешность в тех параметрах, которые оказываются значимыми для участников системы партнерства. Если же «успех » трактуется как нахождение выпускником рабочего места, то вузы будут стремиться уделять больше внимания отбору абитуриентов и всему тому, что способствует предотвращению отсева и получению достойных рабочих мест. То есть механизм финансирования может стимулировать образовательное учреждение привлекать к участию в учебном процессе гражданские организации, локальные ассоциации работодателей. Анализ показывает, что их вовлечение в сотрудничество (а не только совершенствование методик обучения) помогает снизить отсев в вузах и оптимизировать содержание учебных планов и программ.

Другой инструмент, который может использовать государство, состоит в стимулировании определенных групп гражданского общества путем оказания им финансовой поддержки на цели сотрудничества со школой. Так, в процессе осуществления российско-нидерландского проекта сотрудничества в сфере общего и начального профессионального образования в Новгородской области на уровне муниципальных районов были образованы устойчивые партнерские сети. Они объединили школы, профессиональные лицеи, местные отделы занятости населения, ассоциации товаропроизводителей (или отраслевые организации) для совместного обсуждения проблем и потребностей некоторых профилей подготовки и релевантности их учебных планов/ программ. В некоторых случаях это привело к пересмотру прежних профилей школ и лицеев, к модернизации их учебных планов и программ.

В высшей школе - иная ситуация. Известная автономия вуза объективно ограничивает круг потенциальных партнеров, способных к квалифицированному диалогу по вопросам учебных планов вузов или, скажем, содержания научно-исследовательской подготовки студентов университета. Однако это лишь усиливает необходимость стимулирования существующих партнеров (прежде всего - в лице работодателей) к включению в диалог.

Таковы основные аспекты процесса становления и функционирования социального партнерства в сфере образования. Важно не только удержание в поле зрения управленческого персонала учреждений и органов образования, отмеченных выше граней партнерства, но и создание достаточно чувствительной системы информации, помогающей регулярно анализировать состояние реальных и потенциальных партнеров, выявлять противоречия, возникающие при взаимодействии между ними, осуществлять выбор путей и средств укрепления положения образовательных учреждений в конкретном сообществе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Закон Российской Федерации «Об образовании» / Собрание Законодательства Российской Федерации, 2011гг.

2. Матвиенко В. Образовательная политика России на современном этапе (тезисы доклада) // “Alma Mater (“Вестник высшей школы). – 2001. - № 9. - С. 17-21.

3. Россия и страны мира / Статистический сборник.- М., Госкомстат России. - 2002.

4. Высшее и среднее профессиональное образование в Российской Федерации. - М., 2002. / НИИВО, Лаборатория статистики высшего образования.

5. Садовничий В.А. Высшая школа России: традиции и современность

6. Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу

7. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приложение к приказу Минобразования России от 11.02.2002 N 393 8. См.:

8. Осипов А. М. Социология образования: Очерки теории. - Ростов н/Д, 2006.

9. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионально¬го образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. -2006.-

10. См.: Пруель Н. А. Образование как общественное благо. - СПб., 2001; Пугач В. Ф. Российское студенчество: статистико-социологический анализ. - М., 2001;

11. Образование, которое мы можем потерять / Под ред. акад. В. А. Садовничего. - М., 2002;

12. Плаксий С. И. Блеск и нищета российского высшего образования. М., 2004.

13. См.: Руткевич М. Н. Социальная структура. - М., 2004.

14. Доклады Всероссийского социологического конгресса «Глобализация и социальные изменения в современной России». - М., 2007.

15. Олейникова О., Муравьева А. Социальное партнерство в сфере профессионально¬го образования в странах Европейского Союза // Высшее образование в России. -2006.-№6.


Нормативно-правовая база Конституция РФ (1993) Национальная доктрина образования в РФ (2000 г.) Декларация прав ребенка (1959 г.) Конвенция о правах ребенка (1990 г.) ФЗ «Об образовании в РФ» (2013 г.) Госстандарт образования Муниципальная программа развития образования Устав образовательного учреждения Договор о социальном партнерстве Дорожная карта учреждения образования Административные регламенты Программа развития образования учреждения


Нормативно-правовая база С правовой точки зрения социальное партнерство - это согласование действий всех сторон на определенной законодательной платформе, отражающей его существо, содержание и инструменты регулирования. В Конституции Российской Федерации провозглашаются принципы социального партнерства, определены основные направления сотрудничества в области культуры, образования и информации (ст. 29, 43, 44), трудовых отношений (ст. 7, 37, 72), социального развития и социальной защиты (ст. 7, 39, 40, 71, 72), охраны здоровья и экологии (ст. 41, 42, 114).


Нормативно-правовая база Трудовой кодекс Российской Федерации содержит раздел II «Социальное партнерство в сфере труда» (ст). В нем социальное партнерство рассматривается как система взаимоотношений между работниками (представителями работников) работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений. В Федеральных законах РФ «О профессиональных союзах и гарантиях их деятельности» (1995), «Об объединениях работодателей» (2002), «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995), «О коллективных договорах и соглашениях» (1992) обозначены формы, методы и механизмы правового регулирования социального партнерства на договорной основе.




Актуальность Актуальность обусловлена коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. Позиционирование образования как системы образовательных услуг актуализирует механизм их организации в рамках социального партнерства. В широком смысле социальное партнерство рассматривается как совместная коллективная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками эффектам. Открытость образовательного учреждения выражается в построении системы социального партнерства, кооперативных связей с другими сферами общества: органами власти, бизнесом, учреждениями образования, культуры и науки, направленной на взаимовыгодное сотрудничество в тактическом и стратегическом плане, совместную деятельность образовательного учреждения и социальных партнеров. Таким образом, социальное партнерство образовательного учреждения качественно отличается от иных форм взаимодействия: шефства, спонсорства, попечительства. Его основная идея взаимовыгодная кооперация, в которой образовательное учреждение выступает не в роли просителя, а является полноправным партнером. Это означает непосредственный и прямой обмен ресурсами, привлекаемыми от социальных партнеров, на конкретные результаты деятельности образовательного учреждения. Социальное партнерство не ограничивается разовыми акциями, а строится на долгосрочной основе и взаимном доверии.


Причины Ситуация «минус» Непродуманность муниципальной политики в сфере взаимодействия учебных заведений и социальных партнёров Недостаточная степень разработанности нормативной базы социального партнёрства в образовании; Отсутствие координирующего центра, объединяющего и направляющего усилия сторон, а также отсутствие разнообразных форм и средств взаимодействия социальных партнеров. Неэффективное взаимодействияе коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом Ситуация «плюс» Взаимовыгодное сотрудничество Улучшения качества образования Внесение вклада в развитие гражданского общества




Задачи повысить эффективность взаимодействия коллектива образовательного учреждения с родителями учащихся, общественными организациями, другими образовательными учреждениями, местным социумом; обеспечить общественную поддержку деятельности образовательного учреждения; повысить эффективность использования возможностей сетевого взаимодействия; развивать систему управления учреждения на основе использования принципов государственно-общественного управления образованием; сформировать положительный имиджа образовательного учреждения в местном социуме; развивать ресурсное обеспечение ОУ.


Понятие Социальное партнерство это такая совместно распределенная деятельность социальных элементов – представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности; – это путь построения гражданского общества.




Участники социального партнерства Социальная группа это относительно устойчивая совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Большие группы: общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры). Малые группы, специфический признак которых непосредственные контакты ее членов: семья, школьный класс, производственная бригада, соседские общности, дружеские компании.




Партнерство для образования партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества.


Социальное партнерство в образовании нужно для того, чтобы учителя, ученики и родители вместе управляли школой чтобы учителя, педагоги могли объединиться для борьбы с государством и властью за свои права чтобы социально-экономически развивалась территория чтобы эффективно привлекать средства для развития школы чтобы предложить ресурсы школы заинтересованным сторонам вовсе не нужно социальное партнерство образовательным учреждениям Всероссийский интернет-педсовет 2013


Участники социального партнерства Модель партнерства Государство Местное самоуправление Коммерческий сектор Некоммерческий сектор Предприятия и учебные заведения Родители Модель партнерства Государство Местное самоуправление Коммерческий сектор Некоммерческий сектор Предприятия и учебные заведения Родители




1. Государство Государство - это партнер особого рода. выступает катализатором перемен в социально- экономической жизни, финансово и институционально поддерживает общественные инициативы, на которых основано партнерство. создает законодательные и нормативные условия для реализации инноваций, развития местного самоуправления, некоммерческого сектора, благотворительной деятельности; формирует целевые программы развития социальной сферы и объединяет для их реализации различные ресурсы; привлекает местное самоуправление, некоммерческие организации и бизнес для осуществления целевых программ, используя различные организационные и финансовые механизмы, в том числе социальный заказ.


2. Местное самоуправление Местное самоуправление - явление общественной жизни, а не государственной власти. представляет интересы местного сообщества; в рамках своих полномочий обеспечивает возможность наиболее эффективного решения социальных проблем через реализацию конкретных проектов; действует совместно с общественными объединениями и представителями бизнеса, заинтересованными в развитии местного сообщества.


3. Предприятия и Вузы упрощается доступ к информации о рынке труда и образовательных услугах; обеспечивается учет требований работодателей к содержанию подготовки специалистов; упрощается процедура корректировки старых и разработки новых образовательных программ, отвечающих требованиям Вузов и работодателей; открываются более широкие возможности для профессиональной пробы и самоопределения выпускника; расширяются возможности трудоустройства выпускников.


4. Некоммерческий сектор Некоммерческие организации, профессиональные ассоциации, независимые аналитические центры: предлагают новые идеи и решения, социальные технологии; обеспечивают гражданский контроль за действиями власти; привлекают к работе волонтеров; выражают интересы определенных групп населения (молодежь, инвалиды и др.); выдвигают новые ценностные ориентиры (экологическое движение, движение за восстановительное правосудие, правозащитное движение и др.).




Роли участников партнерства Коммерческие организации- возможности финансирования Государственные структуры- использование властных рычагов Общественные объединения - формируют и организуют социальные инициативы граждан Даже если проблема выявлена и всеми осознается, это еще не означает, что возможно возникновение социального партнерства.


Правила партнерства 1. Это действительно партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. 2. Это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему. Социальное партнерство возникает тогда, когда представители трех секторов (или любая пара из них) начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.


Основа социального партнерства заинтересованность каждой из взаимодействующих сторон в поиске путей решения социальных проблем; объединение усилий и возможностей каждого из партнеров для их реализации; конструктивное сотрудничество между сторонами в разрешении спорных вопросов; стремление к поиску реалистичных решений социальных задач, а не к имитации такого поиска; децентрализация решений, отсутствии государственного патернализма; взаимоприемлемый контроль и учет интересов каждого из партнеров; правовая обоснованность «кооперации», предоставляющей выгодные каждой стороне и обществу в целом условия взаимодействия.


Причина партнерства Социальная проблема возникает при наличии неантагонистического конфликта интересов разных групп населения относительно некоего общего ресурса. Ситуация осложняется, если это группы с неравными возможностями. Проблемой также может быть конфликт интересов населения и властей, когда «спрос» каких-нибудь групп населения на удовлетворение их потребностей, не противоречащих общественным интересам, не обеспечивается «предложением» со стороны органов власти в силу каких-то причин, и возникает серьезная социальная напряженность.


Методы решения (мероприятия) изучение возможностей сетевого взаимодействия для повышения эффективности образовательной деятельности школы, установление партнерских отношений с другими образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и культуры; определение потенциально возможных социальных партнеров, сферы общих интересов, использование различных форматов для проведения переговоров; разработка и презентация открытого информационного доклада образовательного учреждения различным видам общественности;


Методы решения использование возможностей сетевого взаимодействия для повышения качества образовательной деятельности учреждения; формирование пакета информационно-аналитических материалов, подготовка пакета договорных документов, банка данных о возможных форматах ведения переговоров с социальными партнерами; реализация социальных проектов и программ; повышение степени открытости образовательного учреждения за счет использования общественной оценки деятельности образовательного учреждения; использование самооценки педагогического коллектива для дальнейшего совершенствования деятельности образовательного учреждения;


Ресурс Наличие материально-технической базы (техника, оборудованные помещения) Кадры (педагоги, административный персонал, обучающиеся, родители) Информационный (официальный сайт, публичная страничка в соц.сети «ВКонтакте», взаимодействие со СМИ). Финансовый (внебюджетные источник финансирования)


В современной системе образования социальное партнерство представлено как один из аспектов государственно- общественного управления образованием. Он касается преобразования трех средств системы управления: кадры (средство, изменение которого направлено на инициацию активности профессионально-педагогических объединений); финансы (средство, изменение которого направлено на обеспечение открытости и рациональности финансовых потоков); информация (средство, которое направлено на трансляцию общественности позитивных, конструктивных и перспективных представлений об образовании).


Функции субъектов локальный уровень долевое финансирование образовательных программ; формирование заказа на качество образования; квотирование мест для профессиональной пробы; повышение квалификации преподавателей; осуществление функций социальной поддержки обучающихся; трудоустройство выпускников; защита и поддержка прав и интересов ОУ, реклама его деятельности; установление поощрительных стипендий и премий за учебные и педагогические достижения обучающихся, педагогов; содействие установлению и развитию внутрирегионального, межрегионального и международного делового и культурного сотрудничества. Критерии эффективности результаты мониторинговых исследований (по разным направлениям); повышение мотивации педагогов и родителей учащихся к повышению эффективности взаимодействия по вопросам организации и осуществлению образовательного процесса (процент родителей, принимающих участие в жизни школы, количество совместных мероприятий, уменьшение количества конфликтов и др.); количество проектов, реализуемых с участием социальных партнеров; повышение степени открытости образовательного учреждения и ее конкурентоспособности; уровень развития школьной системы государственно-общественного управления; совершенствование материально-технической базы школы; объем привлечения внебюджетных средств.


Актуальные вопросы Каков источник появления образовательной (социальной) инициативы? Какие разные интересы, каких социальных групп при этом реализуются? Возможно сделать открытым процесс реализации интересов? Насколько эффективно скажется реализация инициативы на благополучии ее участников, широкого социального окружения?



1

Статья посвящена актуальной в современных условиях и новой для образования проблеме социального партнерства. Эта проблема связана сегодня с принципиальным изменением характера отношений между субъектами социального пространства в целом и образования в частности в направлении роста субъектности, осознанности, самостоятельности, свободы выбора каждой из сторон взаимодействия. Социальное партнерство рассматривается как взаимовыгодные отношения школы с органами и учреждениями, общественными организациями позволяющее существенно повысить качество образования и создать условия для всестороннего развития школьников. В статье анализируются особенности деятельности образовательного учреждения в условиях социального партнерства, рассматриваются состояние партнерской деятельности в современном образовании и направления его исследования и развития. Также определены формы и критерии, характеризующие эффективность системы социального партнерства в условиях общеобразовательной школы. Вопросы выстраивания системы социального партнерства в школе, показаны в контексте норм, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.

социальное партнерство

сетевое взаимодействие

образовательное пространство

модель успешного выпускника

образовательная траектория

1. Быстрова Н.В., Плотникова Е.Е., Уханов А.Ф. Реализация антропологического подхода в условиях перехода к ФГОС общего образования // Интернет-журнал «Мир науки». – 2016. – Том 4, № 2. http://mir-nauki.com/PDF/62PDMN216.pdf.

2. Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. Концептуальные основы воспитательной системы общеобразовательной школы // Общество: социология, психология, педагогика. – 2015. – № 6. – С. 90–92.

3. Маркова С.М. Проблемы развития профессионального образования в России / С.М. Маркова // Образование и наука. – 2007. – № 2. – С. 36–42.

4. Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Парадеева Н.В. Вебинар как форма сетевого взаимодействия // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 12–7. – С. 1322–1324.

5. Прохорова М.П., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф., Седых Д.В. Инновационная деятельность преподавателя в системе профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. – № 51. – С. 140–146.

Система образования РФ в настоящее время переживает период модернизации, сопровождающей непрерывным поиском новых подходов к повышению качества обучения. Одним из направлений развития системы образования в современных условиях является реализация принципа социального партнерства, которое понимается как целенаправленно организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Создается оно и по той причине, что для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих - школы.

Грамотно выстроенные отношения между школой и обществом (социальным окружением), действительно, позволяют создавать более комфортное пространство, в котором ориентируется и развивается ученик. Это также способствуют тому, чтобы учащийся имел возможность реализовывать свою индивидуальную образовательную программу для осуществления собственной творческой, проектировочной, научно-исследовательской деятельности, охватывая при этом определенные, необходимые ему, виды познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественной, спортивной деятельности. Такие отношения решают проблему личностного самоопределения школьника, которая является одной из главных в условиях введения ФГОС .

Что же такое «партнерство» в отношениях сторон и субъектов сферы образования? Чем оно отличается от других форм взаимодействия? Очевидно, что в содержании соответствующего понятия и деятельности в образовании должны проявиться принципы партнерства, отработанные в других сферах: политической, экономической, социальной. Опыт партнерства в этих сферах говорит о том, что основой партнерских отношений являются: равноправие, добровольность взаимодействия, самостоятельность в выборе и принятии решений каждой из сторон, взаимовыгодность, диалогичность, осознанность.

Партнерские взаимоотношения, связанные с сущностью образовательной деятельности, затрагивающие субъекты образовательного процесса (семью, школу, ребенка), а также партнерство школы с другими (внешними) структурами и организациями как средство повышения качества образования начали рассматриваться в качестве объектов исследования только в последние годы .

В настоящее время существует проблема неэффективности функционирования современной школы, в основе которой не заложена модель социального партнерства, позволяющая формировать социально-правовую, гражданственную компетенцию школьников, будущих активных участников социума, адаптированных к дальнейшей жизни в нем в качестве равноправного социального партнера. Данная компетенция является одной из ключевых, заложенных в модель успешного выпускника, создаваемую в условиях внедрения ФГОС. Модель успешного выпускника предполагает высокий уровень развития личностного потенциала; формирование и становление профессионального самоопределения школьника. Современный выпускник - личность, максимально отвечающей условиям и запросам современного общества, обладающей ценностно-смысловыми установками, способной ставить цели и строить жизненные планы, удовлетворяющей социальному заказу и адаптированной к современной жизни. Согласно модели выпускника, школьник обладает спектром определенных умений:

Умением позиционно действовать в отдельных областях человеческой культуры;

Умением действовать в социуме с учетом позиций других людей;

Умением вступать в коммуникацию и быть понятым;

Умением анализировать определенную проблему, ситуацию, решать ее;

Умением ставить предметные, социально-ориентированные, личностные задачи, выбирать и определять средства и способы их достижения;

Умением творить, исследовать, проектировать;

Умением строить индивидуальную образовательную траекторию и жизненную траекторию.

Достигнуть результатов, по нашему мнению, возможно только посредством выстраивания в рамках общеобразовательной школы эффективно действующей системы социального партнерства.

Процесс формирования системы социального партнерства в условиях общеобразовательной школы, можно разбить на ряд последовательных этапов:

первый этап предполагает создание информационного банка социальных партнеров (с указанием на возможные или имеющиеся ресурсы). В качестве социальных партнеров общеобразовательной школы могут выступать различные органы и учреждения, общественные организации, занимающиеся вопросами обучения и воспитания подрастающего поколения.

Органы и учреждения, выступающие в качестве социальных партнеров школы, можно разделить на несколько групп:

1) образовательные организации (высшего и среднего профессионального, дополнительного образования);

2) органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

3) государственные надзорные и контрольные органы;

4) общественные организации;

5) предприятия и организации различных форм собственности.

Внутри школы принцип социального партнерства реализуется посредством взаимодействия между участниками образовательных отношений (педагогами, родителями и учениками).

Органом, призванным координировать систему социального партнерства в общеобразовательной школе, по нашему мнению, может являться «Общественный (или управляющий) совет школы, состоящий из педагогов школы, учащихся и представителей социальных партнеров.

Второй этап - планирование и реализация сотрудничества между школой и социальными партнерами.

Отношения между общеобразовательной школы и органами и учреждениями, выступающими в качестве социальных партнеров школы, по нашему мнению, должны выстраиваться на основе договорных отношений (договор или соглашение о сотрудничестве). На основе договора о сотрудничестве разрабатывается план совместных мероприятий .

Формами сотрудничества в рамках социального партнерства могут быть:

Совместная организация и проведение внеклассных мероприятий,

Вечера-встречи с интересными людьми,

Совместная исследовательская и диагностическая деятельность,

Консультации,

Круглые столы,

Экскурсии и различные тематические проекты,

Приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия,

Спонсорская помощь школе.

Отдельным направлением сотрудничества в рамках социального партнерства является разработка педагогами совместно с социальными партнерами программ вариативных учебных курсов (курсов по выбору), элективных курсов, учитывающих запросы, склонности, личностные, профессиональные интересы старшеклассников, их познавательные возможности. В числе таких курсов могут быть следующее: «Методология научного исследования», «Информационные технологии в исследовательской деятельности», «Я - исследователь» и другие .

Реализация принципов социального партнерства в школе предполагает не просто выполнение всеми сторонами договорных отношений, но и изменение подхода к осуществлению учебно-воспитательного процесса в школе.

Социальное партнерство позволяет организовать различные формы деятельности учеников не только в стенах школы, но и вне ее, используя ресурсы, предоставляемые социальными партнерами. Для их оптимального использования, необходимо осуществить переход от преимущественно классно-урочной организации образовательной деятельности к пространственной с предоставлением учащимся возможности осуществлять исследовательскую, проектировочную, социальную деятельность в условиях внешкольных пространств, а не только на уроках. Такими внешкольными пространствами становятся библиотеки, вузы, другие школы, образовательные организации, культурно-просветительские, спортивные учреждения. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования муниципального и регионального уровней позволяет также выстраивать и организовывать систему дополнительного образования в школе с учетом запроса школьников и их родителей, склонностей, личностных, профессиональных интересов учеников. Благодаря тесному сотрудничеству предоставляется возможность использования базы материально-технических ресурсов социальных партнеров школы для осуществления предпрофильной и профильной подготовки учащихся, организации эффективной профориентационной работы. Таким образом происходит создание и реализация механизма непрерывности образования (школа-колледж (техникум), школа-вуз) .

Главным результатом социального партнерства в рамках общеобразовательной школы будет эффективно функционирующие отношения между социальными партнерами, которые обеспечивают:

Повышение качества образования;

Обеспечение доступности качественного общего образования;

Укрепление материально-технической базы;

Повышение конкурентоспособности школы;

Повышение инвестиционной привлекательности школы;

Формирование эффективного рынка образовательных услуг.

Сегодня в образовательной практике идут процессы, связанные с расширением сферы партнерских отношений. В условиях растущей актуальности объединения ресурсов общества при решении наиболее сложных социальных проблем партнерство становится важнейшей позитивной тенденцией, формирующей новый тип взаимоотношений в сфере образования личности. Очевидно, что в этой новой для образования сфере пока остается много неразработанных и неисследованных тем, в частности, с точки зрения практической реализации, требуют дополнительного изучения пути, этапы, формы и механизмы социального партнерства (в том числе межсекторного) в образовании как средства повышения его качества.

Библиографическая ссылка

Огородова М.В., Быстрова Н.В., Уханов А.Ф. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 7-5. – С. 888-890;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9981 (дата обращения: 11.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

по образовательной программе дополнительного профессионального РЕФЕРАТ образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно­общественного управления в образовании» «Феномен «социальное партнерство» в образовании» на тему:

Оглавление Оглавление...............................................................................................................2 Введение...................................................................................................................3 1 Особенности социального партнерства в образовании.....................................5 2 Виды и сущность социального партнерства в школе.......................................11 Заключение.............................................................................................................18 Список использованной литературы....................................................................19 2

Введение Прогрессивная школа все более уверенно становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Она отображает сейчас характерные показатели современности ­ широкие способности для личного реализации его профессиональных и прочих выбора человека, необходимостей; вырастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и способностей, многообразие моделей деятельности. Главнейшей задачей прогрессивной школы становится формирование мировоззрения персоны ­ широкой системы ее взоров на мир людей и явлений ­ как база внешней и внутренней культуры. Мировоззрение складывается не столько путем передачи культурного навыка от одного поколения к иному, сколько при помощи приобретения подрастающим человеком общественного и нравственного (многообразного реального) опыта. Решение данной задачи находится в зависимости от множества причин, а именно от становления возможности к активной социокультурной адаптации. При исследовании программы становления ученые столкнулись с задачей не сформированной у детей политической и правовой культуры. Педагогическая практика показывает, что у школьников нет конкретной жизненной позиции, навыка взаимодействия с окружающим миром. При определении цели программы следует учитывать, что нам нужно создать комплекс мер, позволяющих сформировывать у учеников ценностное отношение к миру и общественный опыт. Цель работы заключается в исследовании феномена «социальное партнерство» в сфере образования, а в частности, школы. 3

Исходя из всего вышесказанного, были поставлены следующие задачи работы: ­ изучить особенности социального партнерства в образовании; ­ проанализировать виды и сущность социального партнерства в школе. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы. 4

1 Особенности социального партнерства в образовании Современные тенденции социально­экономического развития, связанные с появлением новых рынков труда, глобализации экономики, трансформации традиционных форматов использования трудовых ресурсов, более широкое обращение к интеллектуальным и информационным технологиям, ориентация на развитие человеческого капитала, активизируют процессы создания и поддержки в различных сферах систем социального партнерства. Данное понятие первоначально использовалось только в социологии и экономике, описывая процесс взаимодействия работников и работодателей, в силу этого в качестве основных партнеров выдвигались органы власти, представители бизнеса и профсоюзные организации. В настоящее время все чаще указанное явление рассматривается шире и представляется как сложный, многоплановый общественный процесс, где осуществляется совместно распределенная деятельность социальных элементов в лице представителей различных социальных групп, результатом которой являются позитивные эффекты, принимаемые всеми участниками этой деятельности. В этой логике социальное партнерство ­ это определенный тип взаимодействия субъектов, объединенных общими усилиями, способами решения актуальных проблем совместной жизни, нацеленный на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Партнерство обеспечивает преодоление имеющихся у субъектов различий в представлении о методах решения общих проблем, гармонизацию общественных отношений, предотвращение конфликтов, согласование и повышение результативности действий. 5

Социальное партнерство ­ продуктивная кооперация всех субъектов развития территории для ее устойчивого социально­экономического развития и сопутствующего повышения качества жизни населения, совершенствования социальной и производственной инфраструктуры, системы муниципального управления и местного самоуправления и свободы личности. Рассматривая социальное партнерство в расширенном контексте, можно получить значимый инструмент, позволяющий проектировать, апробировать и устанавливать новую, современную систему образования, отвечающую требованиям времени. В контексте образовательной политики «социальное партнерство трактуется как: ­ особый тип взаимодействия образовательных учреждений с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными нацеленный на органами власти, общественными организациями, максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса ; ­ особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития . По мнению И.М. Реморенко, социальное партнерство по отношению к образованию следует понимать, как: ­ партнерство внутри системы образования между социальными группами данной профессиональной общности; ­ партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями иных сфер общественного воспроизводства; 6

­ партнерство, которое инициирует система образования как особая сфера социальной жизни, делающая вклад в становление гражданского общества . На современном рубеже роль образования в России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике. Развивающемуся обществу необходимы современно образованные, предприимчивые люди, которые могут без помощи других брать на себя серьезные решения в ситуации выбора, прогнозируя их вероятные результаты, могут обнаружить конструктивное решение трудности, готовы к совместной работе, выделяются мобильностью, владеют развитым чувством ответственности за происходящее. В связи с этим нужно преодолеть назревшие общественные и финансовые трудности на базе опережающего становления образования, рассматриваемого как вложение средств в будущее державы, в котором примут участие государство и общество, компании и организации, жители ­ все заинтригованные в качественном образовании. Предстоит обеспечить опережающий подъем расходов на образование, значительное повышение заработной платы сотрудникам образования и усиление стимулирования качества и результативности педагогического труда. Меры государственной помощи образования будут сочетаться с усилением роли государственной власти и управления образованием в обеспечении в сочетании с населением достойного уровня образования на базе сохранения его фундаментальности и соответствия своевременным и перспективным нуждам персоны. Модернизация образования не должна, и не может исполняться как ведомственный проект. Активными субъектами образовательной политики должны быть все жители России, семья и родительская общественность, федеральные и региональные университеты власти, органы местного 7

самоуправления, профессионально­педагогическое сообщество, научные, культурные, коммерческие и общественные институты. Задача модернизации образования состоит в создании приспособления стабильного становления системы образования. Главная проблема изыскания понятийного пространства вытекает из трудной комплексной природы социального партнерства, связанной с различными видами человеческой деятельности и отраслями научного познания и черпающей оттуда составляющие личного понятийного аппарата. Наиболее часто общественное партнерство рассматривается в фокусе социально­трудовых взаимоотношений. В данной сфере оно понимается как способ и механизм регулирования социально­трудовых взаимоотношений, разрешения противоречий между сотрудниками и работодателями, как отношения представителей бизнеса, профсоюзов и государства, как сложное социальное явление, разносторонний противоречивый процесс. Роль трех сторон в вопросах разрешения трудового законодательства, примирения интересов в области труда является традиционной формой общественного партнерства. К крупным отечественным исследованиям проблемы общественного партнерства в области социально­трудовых взаимоотношений возможно отнести работы Киселева В.Н., Михеева В.А. Гордон Л.А., Клопова Э.В., Ветрова А.В. В ряде экономических трудов общественное партнерство характеризуется как юридическая форма организации совместной финансовой деятельности нескольких физических либо юридических лиц, являет из себя переходную форму между частным, семейным предприятием и фирмой с ограниченной ответственностью. Оно создается на базе договора, которым регулируются права и обязанности партнеров, участие в единых затратах, распределение прибыли, раздел имущества. Именно в данный 8

момент партнерство распространено в сфере мелкого бизнеса и услуг. Если взглянуть под другим углом, партнерство является фактической формой совместной работы фирм и компаний. Документом, подтверждающим эти отношения, традиционно является договор о кооперативном партнерстве. Социальное партнерство представляет собой сопряжение действий разных общественных институтов, которое выражается в самоактуализации участников образовательного процесса, добивающихся положительных перемен в образовательной сфере, другими словами перевода возможных форм системы образования в их важное состояние. При всем этом степень и процесс таковой самоактуализации у разных социальных институтов могут быть разными. У образовательных институтов они носят более целенаправленный, разумный и профессионально выверенный нрав, в то время как иным участникам партнерских взаимоотношений в большей степени присущи составляющие стихийности, непредвиденности и вмести с этим специфических раскладов и решений. Чем в большей степени получается согласование целей общественных партнеров, тем более действенными становятся их практические воздействия по решению образовательно­ воспитательных задач. Для эффективного общественного взаимодействия, с одной стороны, нужно формирование общего «пространства смыслов», касающегося целей и возможностей образования, если взглянуть под другим углом, в ходе самого действия происходит перемена «ментальности» отдельных социальных институтов, которые все более приближаются к пониманию и осмыслению задач образования, показывают готовность к содействию их разрешению и совместной работе в целом. Вмести с этим социальное партнерство в образовании, с нашей точки зрения, имеет ряд свежих черт, отражающих прогрессивные социально­ 9

экономические и политические особенности. Социальное партнерство инициирует активность профессионально­педагогических объединений, содействует открытости и рациональности финансовых потоков в образовании. Социальное партнерство ­ это средство, которое ориентировано на трансляцию населению положительных, плодотворных и многообещающих представлений об образовании. Следовательно, социальное партнерство в образовании подразумевает свободное выражение собственных интересов и нахождение взаимоприемлемых приемов их реализации институтами, группами, индивидами. 10

2 Виды и сущность социального партнерства в школе В начале 21 века довольно четко обозначилась потребность человека и общества в сознательно других информационно­эмоциональных, мыслительных и поведенческих стратегиях, информационном и этическом поведении как на уровне собственного внутреннего мира человека, так и на уровне социальных взаимоотношений. Прогрессивные тенденции становления образования определены процессами конфигурации ключевых парадигм восприятия мира: взамен условной стабильности ­ перманентные перемены, географическая удаленность не является преградой для общения; местные практики впитывают глобальные и рождают новейшие поликультурные традиции. Термин «партнерство» в образовании представляет упор на равноправии участников взаимодействия. Из этого можно сделать вывод, что единая задача деятельности не ущемляет персональных потребностей ее участников, а наоборот, полно отображает их. Другими словами, для вступления в партнерские отношения заинтересованному в партнерстве лицу нужно будет уверить иного в том, что предполагаемое взаимодействие даст возможность решить его трудности и, более того, в отсутствии такового взаимодействия они не имеют возможности быть разрешены. 11

А значит, идет речь о равновыгодности взаимодействия, что является, с нашей точки зрения, значимой особенностью социального партнерства в образовании. Учитывая мнение Гончар М., социальное партнерство представляет собой межгрупповую форму взаимодействия. И возникает в тех когда общественные категории понимают невозможность случаях, достижения массовых целей в отсутствии кооперации с иными обществами. Главную роль в партнерстве играет взаимоподдержка субъектов. Можно предположить, что социальное партнерство есть межгрупповое взаимодействие по реализации совместно произведенных целей, объединяющих на новом качественном уровне цели групп­участников взаимодействия. Следовательно, раз классическое взаимодействие школы с социумом различалось значительной степенью директивности, пребыванием внешнего идеологического и политического давления, то социальное партнерство характеризуется, прежде всего, добровольностью, паритетным характером взаимоотношений, равновесием интересов институтов, групп, индивидов, вступающих в партнерские взаимосвязи. Вследствие этого в процессе изыскания мы будем держаться позиции, что социальное партнерство в сфере образования имеет возможность рассматриваться как добровольные и равновыгодные взаимодействия и обоюдная поддержка всевозможных субъектов, исполняемые на базе межведомственных взаимосвязей, исключающих ведомственную замкнутость и изолированность. Структура основополагающих стратегии социального партнерства чрезвычайно идентична с основополагающими образовательных систем. Социальное партнерство, построенное на принципах обоюдной заинтересованности сторон и добровольности принятия ими обязанностей, ответственности за итог работы, становится экономически важной сферой образования. 12

Современное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство­это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости». Кроме того, школа и управляющий совет выступают в роли активного помощника семье в обеспечении единого образовательного пространства «школа ­ семья ­ социум», способствующего качественной подготовке ребенка к обучению в школе, воспитанию, развитию его индивидуальных возможностей и оздоровлению. Современная школа ­ центр социального действия, открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок­педагог­семья», для созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно­интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса. В настоящее время основой обеспечения качества школьного образования могут служить: ­ взаимодействие участников образовательного процесса, которое выступает основным компонентом внутренней среды школьного образовательного учреждения; ­ социальное партнерство в форме разноплановых социокультурных связей. Характер взаимодействия школы и социума зависит от личностных и профессиональных качеств педагогических работников, индивидуальных и возрастных особенностей детей, педагогической культуры родителей. К сожалению, в педагогической практике преобладает ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей. 13

Оно характеризуется четкими границами и формальностью общения, что затрудняет развитие отношений с семьей. Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе. Такая работа способствует разрушению привычного стереотипа и общественного мнения о работе школьного учреждения только с семьями своих воспитанников. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде. Социальное партнерство в образовании еще слишком мало освоено, если взглянуть под другим углом ­ различные виды были в практике постоянно. Из числа разных видов социального взаимодействия распознают такие, как благотворительность, сотрудничество, инвестиции, собственно партнерство. Эти все понятия пришли в образование из социально­экономической сферы и все прочнее занимают тут место. Направления работы с социумом, это: благотворительность, инвестиция. спонсорство, кооперация (совместная работа), Благотворительность ­ добровольные бесплатные и бескорыстные инвестиции труда или же материально­финансовых ресурсов. Спонсорство различается от благотворительности мерой участия сторон. Спонсор передает те самые средства (трудовые, финансовые, материальные), которые запрашивает образовательное учреждение на конкретную деятельность, известную обеим сторонам. В отличие от благотворительности, которая носит, обычно, разовый нрав, данное взаимодействие быть может периодическим причем даже регулярным. 14

Кооперация, другими словами совместная работа в одном и том же либо различных, хотя связанных между собой процессах труда, в переводе с латыни означает сотрудничество. В сотрудничество стороны включаются по обоюдному согласию. Возможность и мера участия определяются каждой стороной лично, определяются мерой ее заинтересованности и, в большинстве случаев, закреплены устным соглашением. Взаимодействие носит разовый или же периодический нрав, впрочем, становясь систематическим, служит основой для последующих партнерских взаимоотношений. Инвестиция ­ это вклад физических или же юридических лиц по личному желанию согласно со своим видением и отталкиваясь от индивидуальных интересов. Договор или же контракт ­ обязательная основополагающая. Сейчас довольно часто инвесторами образовательного учреждения становятся опекуны, которые создают фонд, обращая подобранные средства на становление образовательных учреждений. К они решают сделать в учреждении прогрессивный примеру, специализированный кабинет, логопедический и иные. Социальное партнерство в образовании ­ это путь его демократизации и обновления. В наше время в образовании реализуются все виды социального взаимодействия, хотя неоспоримо, что непосредственно партнерство дает наибольший результат, поскольку подразумевает наиболее абсолютное, заинтересованное и долгосрочное включение в решение социально­ образовательных задач. которое инициирует система образования как отличительная сфера социальной жизни, позволяет изменять, Партнерство, проектировать, устанавливать свежие социально важные функции. Другие виды работы с социумом также весьма могут быть полезны в конкретной ситуации, хотя более локально. Это технология социального партнерства ­ очередность определенных действий соучастников, техники данных воздействия и практики социального 15

партнерства на конкретных территориях, а еще ­ экспертиза и оценка итогов и результатов социального партнерства. Философскими и методологическими основаниями социального партнерства выступает методология, объединяющая, с одной стороны, системный расклад, если взглянуть под другим углом, все, что связано с теорией самоорганизации. Идеология социального партнерства ­ это совокупность следующих основ. Принцип взаимодополнительности: люди объединяются, поскольку каждый отдельно недостаточен, и тогда каждый делает то, что у него есть возможность делать лучше. Принцип границ: умение работать без помощи других, самоопределение в своей позиции, определение в контексте иных позиций. Принцип обмена продуктами деятельности, предъявляемыми в той или иной «товарной» форме. Взаимодействие случается в тех случаях, когда есть чем обмениваться. Когда ставится вопрос о партнерстве между соучастниками, то встает вопрос: а частью какого целого они выступают? От чьего имени провозглашается данное целое? В каком едином контексте они выступают? Конкретное выделение основ, с позиции которых рассматривается социальное партнерство, разрешает переходить к наиболее глубочайшему выявлению составляющих системы социального партнерства в образовании: цели, субъектов, значений, объектов, механизмов, операций реализации. Задача социального партнерства. Целью социального партнерства является составление межсубъектного взаимодействия, приводящей к положительным и прогнозируемым всеми субъектами положительным переменам. Как следует из значимости основных для определения СП понятий «взаимодействие», «субъект­субъектное взаимодействие», «система межсубъектного взаимодействия». 16

Во взаимодействии людей есть и остается активность двух сторон, хотя мера ее проявления различна. Социально­трудовая практика должна быть компонентом демократической школы и демократического уклада, вводимая как самостоятельная образовательная область, самостоятельное образовательное пространство. Общественная практика не столько гарантирует освоение учащимися общественной среды, получения ими настоящего практического навыка социальной деятельности, в том числе работы по оказанию помощи старикам, ветеранам, инвалидам, да и непременно вызывает рост самосознания учеников, их самоопределению в общественном смысле данного слова. Совместные дела коллектива ­ планы, акции, игры, празднички ­ все то, что в последнее время возымело признание как ключевые дела школы. При всем этом школьники должны быть непременно вовлечены в планирование и подготовку таковых событий (создание оргкомитетов, распределение ответственности и т.п.). Объединяя общими целями и общим действием разновозрастные учебные категории, классы, клубы, кружки, научные и прочие общества, основные школьные дела придают отличительный нрав взаимоотношениям в коллективе, формируя его независимый, гуманный толерантный образ жизни ­ бесценный источник настоящего демократического опыта и демократической практики для детей и подростков. Школа вправду преображается в живой общественный организм, чья полнокровная, интенсивная деятельностью жизнь пульсирует, покоряясь собственным внутренним ритмам, обеспечивая практически безграничные способности для саморазвития учеников, освоения ими общественных и гражданских позиций. Носителем уклада школьной жизни является, прежде всего, преподаватель, поэтому от его отношения к этой мысли находится в зависимости возможность ее реализации. 17

Итогом присвоения учителем новейших профессиональных ценностей является личностная вариативность, гибкость. Таким образом, выше перечисленные принципы взаимодействия способствуют формированию мотивационной готовности педагогов и администрации школы к расширению круга субъектов партнерства, благодаря которым школьники могут максимально проявить собственные способности самореализации, а также улучшают организацию подготовки педагогических кадров к решению задач социализации личности на базе идей социального партнерства в образовании. Заключение Образование во все времена являлось непреходящей ценностью, потому как оно является основой экономического развития общества, одним из причин социальной стабильности, источником подъема интеллектуального ресурса и духовно­нравственного потенциала населения. Образовательные потребности народонаселения растут, увеличивается количество кандидатов на получение высшего, специального, профессионального дополнительного образования. Достижение высокого качества образования подразумевает органичное сочетание образовательных традиций и инноваторских направленностей, получивших признание в мировой и отечественной практике, творчески 18

осмысленное сравнительно отечественной педагогической действительности и стратегических целей социокультурного становления общества. Партнерские отношения могут рассматриваться в виде межсубъектных взаимодействий, эффективность которых определяется едиными ценностно­ целевыми устремлениями всех его участников, их взаимообогащением, другими словами ­ совместное становление системы ценностей. Список использованной литературы 1. Концепция гражданского образования. Проект // Гражданское образование в российской школе/ Сост. Т.И. Тюляева. ­ М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2013. ­ 605 с. 2. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. // Гражданское образование в российской школе/ Сост. Т.И. Тюляева. ­ М.: 000 «Издательство Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2013. ­ 605 с. 19

3. Коровкин В.Ю. Совместная деятельность школы и родителей как государственно­общественного управления условие образованием. Автореферат канд. Диссер. ­ СПб, 2012. становления 4. Коровкин Д.В. Педагогические условия включения учителя в управление школой. Автореферат канд. Дис ­ СПб, 2011. 162 5. Корсунов А.В., Литвинова Н.П., Сафина З.Н. Социальное партнерство в образовании взрослых. ­ Великий Новгород ­ СПб ­ Казань, 2012. ­ 188 с. 6. Никитин М.В. Модернизация управления развитием образовательных организаций: монография. ­ М., 2011 7. Пискунова Е.В., Кондракова И.Э., Соловейкина М.П. и др. Технологии социального партнерства в сфере образования: Учебно­ методический комплекс. ­ СПб.: Изд­во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008 8. Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность// Новый город: образование для изменения качества жизни. ­ М.; СПб.: Югорск, 2013 20

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.