Образовательный портал. Классификация профессий

Ориентация в мире профессий - классификация профессий

Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

В мире существует тысячи различных профессий. Человеку до­вольно трудно ориентироваться в таком количестве, и поэтому разобраться в море профессий без классификации нелегко.

Классификация профессий - объединение сходных профессий в различные группы по каким-либо признакам.

Существует несколько различных классификаций профессий.

1. Профессии можно разделить на две группы по характеру тру­да (физического и умственного, или исполнительского и творче­ского).

2. Профессии различаются также по уровню квалификации , тре­бующемуся от специалиста:

а) профессии, требующие высшего образования (инженер, врач);

б) профессии, требующие высокой квалификации от работни­ка, получаемой в системе среднего специального образова­ния (оператор, бухгалтер);

в) массовые профессии, требующие квалификации (агент, про­давец);

г) профессии, не требующие квалификации (подсобный рабо­чий, грузчик).

3. Существует и классификация профессий по уровню жестко­сти требований, предъявляемых к человеку, когда профессии делятся на массовые (которыми может овладеть практически любой человек) и те, где от человека требуются определенные качества (космонавт, дегустатор, артист).

4. Есть классификация профессий по отраслям хозяйства (на­пример, промышленность, строительство и др.).

5. Наиболее известная и интересная классификация по типам профессий была предложена известным академиком Е. А. Климовым и детально разработана его сотрудниками.

Если представить себе, что весь огромный мир профессий - это как бы географическая карта, то территориями этой карты служат группы сходных по своим характеристикам профессий. Каждая профессия предъявляет определенные требования к человеку. Одни профессии требуют от него силы и ловкости, другие - преимущественно ума и аккуратности, третьи - общительности и сдержанности. Некоторые профессии требуют от человека практически одинаковых качеств, поэтому их можно объединить в группы, которые можно представить в качестве своего рода «профессиональ­ных государств», занимающих на карте определенное положение. Так же как и на настоящей географической карте, положение про­фессии на психологической карте можно описать двумя коорди­натами. Только на психологической карте профессий роль широ­ты играет тип профессии, а роль долготы - класс профессии.

Что же означают эти координаты на карте профессий, что та­кое тип профессий и класс профессий?

Тип профессий - группа профессий, сходных по предмету труда.

Тип профессии указывает на то с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то " есть, на предмет труда. Предмет труда - это то, на что направлен труд человека.

Поскольку профессий в мире огромное множество, то и пред­метов труда большое разнообразие. Все эти предметы труда разделены на пять больших групп. Предметом труда могут быть люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

В соответствии с предметом труда выделяется и пять типов про­фессий.

1 Тип «человек - человек».

Предметом профессий этого типа являются люди. В процессе своей деятельности одни люди постоянно и непосредственно об­щаются с другими людьми, то есть главное содержание труда сво­дится к взаимодействию между людьми. К этому типу относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием, обучением и воспитанием, бытовым обслуживанием, правовой защитой. Это такие профессии, как врач, медсестра, воспитатель, учитель, про­давец, проводник, участковый инспектор.

2. Тип_ «человек -техника»

Он включает в себя профессии, связанные с созданием, монта­жом, сборкой и наладкой, эксплуатацией технических устройств, средств, ремонтом техники. Это могут быть такие профессии, как каменщик, сварщик, инженер, водитель, токарь, швея, слесарь-ре­монтник, электромонтер.

3. Тип «человек - знаковая система».

Этот тип объединяет профессии, связанные со знаковой инфор­мацией (с текстами, с цифрами, формулами и таблицами, с черте­жами, картами, схемами, со звуковыми сигналами). Это такие про­фессии, как переводчик, библиотекарь, программист, бухгалтер, кассир, штурман, радист.

4. Тип «человек – художественный образ

К данному типу можно отнести профессии, связанные с созда­нием, проектированием, моделированием художественных произ­ведений. Профессии - художник, журналист, композитор, ювелир, актер, закройщик, реставратор.

5. Тип «человек -природа».

К нему можно отнести профессии, связанные с изучением жи­вой и неживой природы, с уходом за растениями и животными, с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных. Это такие профессии, как микробиолог, агрохимик, геолог, лесовод, овощевод, зоотехник, ветеринар.

Для того чтобы освоить определенную профессию и затем ус­пешно трудиться, человек должен обладать конкретными качествами, отвечающими тем требованиям, которые предъявляет эта профессия к человеку. Поэтому очень важно, выбирая профессию, знать эти требования.

1) Профессия типа «человек – человек» предъявляет высокие требования к таким качествам работника, как умение устанавливать. и поддерживать деловые контакты, понимать состояние лю­дей, умение разбираться в человеческих взаимоотношениях, на­ходить общий язык с людьми, оказывать влияние на других, иметь хорошую память (имена и лица многих людей), проявлять выдержку, терпение, спокойствие и доброжелательность, обладать развитыми речевыми способностями.

2) Тип профе ссий «человек - техника» требует высокого уровня развития наглядно-образного и практического мышления, прост­ранственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3) Чтобы успешно работать в какой-либо из профессий

типа «челов ек - зна ковая система», н еобходимо уметь мысленно погру­жаться в мир сухих обозначений, символов и сосредотачиваться на них. Поэтому особенные требования профессии этого типа предъявляют к вниманию (длительному и сосредоточенному) и усидчивости. Они требуют от человека также способности к отвле­ченному мышлению, оперированию числами.

4) Важнейшее требование, которые предъявляют профессии

типа «чело век - художественный образ» - это наличие способности к искусствам творческое, богатое и яркое воображение, развитый и художественный вкус, талант, эстетическая чувствительность, об­разное мышление.

5) Человек, работающий в сфере «человек - природа»

должен любить природу, живых существ, быть спокойным и уравновешенным. От него требуется хорошая наблюдательность, выносливость и терпимость к недостатку комфорта.

Если о предмете труда говорит тип профессий, то о степени слож­ности и уровне квалификации работника, т. е. о характере труда , свидетельствует класс профессий.

Класс профессий - группа профессий, сходных по характеру труда.

По характеру труда выделяются два класса профессий: испол­нительский и творческий .

Исполнительский класс

Профессии этого класса связаны с выполнением решений, ра­ботой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходом к решению проблем (кассир, телефонист, водитель, продавец, ма­шинист). В большинстве случаев профессии этого класса не требу­ют высшего образования.

Творческий класс

Профессии творческого класса связаны с анализом, исследова­нием, испытанием, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений; они требу­ют независимого и оригинального мышления, высокого уровня умственного развития и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, программист, учитель, юрист).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на осно­вании предмета труда к одному из пяти типов и на основании ха­рактера труда к одному из двух классов, поэтому их можно пред­ставить в табл. 1.

Таблица 1

Классификация профессий

Типы профессий по предмету труда

Классы профессий по характеру труда

Исполнительские

Творческие

«Человек - человек»

Воспитатель д/с

Медсестра

Милиционер

Продавец

Социальный работник

Официант

Менеджер

Психолог

Секретарь-референт

Следователь

«Человек - техника»

Монтажник

Штукатур

Электромонтер

Инженер Конструктор Технолог Космонавт

Бухгалтер

Машинистка

Сейсмолог

Наборщик

Переводчик

Человек - знаковая

Телефонист

Программист

система»

Оператор пейджин-говой связи

Экономист

Стенографистка

Закройщик

Дизайнер

Парикмахер

Архитектор

«Человек -

Повар

Музыкант

художественный образ»

Портной

Хореограф

Фотограф

Художник

Гравер

Скульптор Модельер

Животновод

«Человек -

Садовник

Ветеринар

природа»

Озеленитель

Деление профессий на типы и классы является достаточно условным. Не всегда можно четко, с уверенностью утверждать, к какому именно типу относятся та или иная профессия. Например, профессиональному юристу чаще всего приходится работать с

людьми, поэтому его профессию можно смело отнести к типу «человек - человек». Однако в значительной мере юристу приходится иметь дело с текстовой информацией: документами, законами » т. п. Поэтому деятельности юриста могут быть присущи также особенности профессий типа «человек - знаковая система».

Или медсестра, которая должна прежде всего уметь общаться с боль­ными людьми, но, кроме того, она должна иметь навыки ухода за больными и использования технического оборудования, а также знать основы анатомии, физиологии и патологии человека, химии и фармакологии, быть внимательной при работе с документами, данными анализов, показателями аппаратуры.

Теперь, когда вы познакомились с миром профессий, необхо­димо понять, как и почему люди выбирают ту или иную профессию, т. е. каковы условия и мотивы выбора профессии. (о секретах выбора профессии мы поговорим на следующем уроке ).Исследование

Предметов, услуг . 5.2. Классификация профессий 115 5.2. Классификация профессий Представляя собой сложные социально-технические... труда есть процесс его активной ориентации в мире профессий , сопряженный с поиском смысла трудовой деятельности...

  • Образовательная программа основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Образовательная программа

    ... . Мир профессий . Проблемы выбора профессии . ... Классификация неорганических веществ (6 ч.). Классификация простых веществ. Классификация оксидов. Классификация оснований. Классификация кислот. Классификация ... их внутреннего мира ; - ориентация в культуре...

  • Выбора профессии

    Документ

    Целей. В период ориентации в мире профессий , профессионального самоопределения, «ненавязчивый... Мир профессий и твое место в нем. Обзорная психологическая классификация профессий по Е.А. Климову. Цель: 1) построение классификации профессий ...

  • 2.9 Классификация профессий

    Наиболее известной системой классификации профессий является система Е.А. Климова. В ней все многообразие профессий последовательно делят на типы, классы, отделы и группы . Коротко остановимся на этом подходе к систематике профессий.

    Типы профессий ( по предмету труда).

    1. «Человек - человек» (Ч).

    Главный предмет труда - люди и группы людей. Примеры профессий: официант, продавец, врач, психолог, тренер, следователь.

    2. «Человек - технические системы» (Т).

    Главный предмет труда - технические системы, вещественные предметы, материалы, энергия. Примеры профессий: - токарь, каменщик, слесарь, водитель, архитектор, инженер.

    3. «Человек - природа» (П).

    Главный предмет труда -- живые организмы и биологические процессы. Примеры профессий: ботаник, зоолог, зоотехник, пчеловод, ихтиолог, агроном.

    4. «Человек - знак» (З)

    Главный предмет труда - условные знаки, цифры, шифры, коды, формулы, языки. Примеры профессий: программист, корректор, филолог, математик.

    5. «Человек - художественный образ» (Х)

    Главный предмет труда -- художественные образы. Примеры профессий: поэт, скульптор, дирижер, художник, дизайнер.

    Классы профессий

    (по трудовым операциям или цели труда)

    Согласно подходу Е.А. Климова, в соответствии с преобладающими трудовыми операциями, все профессии делятся на три класса:

    1. Гностические (распознающие) специальности(Гн),

    2. Преобразующие специальности (Пр),

    3. Изыскательские (творческие) специальности (И).

    Покажем, как классы профессий соотносятся с типами профессий (Табл. 2.7).

    Классы

    профессий

    Типы

    профессий

    Гностические

    (Г)

    Преобразующие

    (Пр)

    Изыскательские (творческие)

    (И)

    Человек - Техника

    Работник ОТК

    Слесарь, водитель, монтажник.

    Конструктор, изобретатель.

    Человек - Человек

    Следователь

    Преподаватель, медсестра, врач, продавец.

    Психолог, предприниматель.

    Человек - Природа

    Приемщик с/х продукции

    Полевод, ветеринар.

    Селекционер

    Человек - Знак

    Корректор

    Программист, бухгалтер, шифровальщик

    Физик-теоретик

    Человек - Художественный образ.

    Контролер-приемщик малярных работ

    Ювелир, маляр, оформитель.

    Композитор, писатель, скульптор.

    Отделы профессий

    (по средствам труда)

    1. Ручной труд (Р) - ручные (простые и слабо механизированные) орудия труда.

    Примеры профессий: ювелир, слесарь-сборщик, автомеханик, хирург, пианист.

    2. Механизированный труд (М) - механическое оборудование с ручным управлением.

    Примеры профессий: шофер, токарь, швея.

    3.Автоматизированный труд (А) - автоматизированное оборудование для обеспечения длительных или непрерывных технологических процессов.

    Примеры профессий: сталевар, пивовар, оператор котельной, оператор атомной станции.

    4. Функциональные орудия труда (Ф). Главное средство труда - функциональные средства организма.

    Примеры профессий: преподаватель, певец, актер, ученый-теоретик, танцор.

    Группы профессий (по условиям труда)

    1. Микроклимат бытового типа (работа в помещениях) (Б).

    Примеры профессий: бухгалтер, учитель, менеджер.

    2. Работа на открытом воздухе (О)

    Примеры профессий: - чабан, полевод, почтальон, егерь, военнослужащий.

    3. Небольшие замкнутые пространства, кабины (К).

    Примеры профессий: водитель, крановщик, кассир обменного пункта.

    4. Необычные условия труда (Н)

    Примеры профессий: водолаз, шахтер, горноспасатель, сталевар, космонавт, каскадер.

    Соответственно данной классификации можно создавать формулы той или иной профессии. Например, формула профессии бухгалтера будет - З: Пр: Р: Б.

    Психолог - Ч: Пр: Ф: Б

    Токарь - Т: Пр: М: Б

    Слесарь - Т: Пр: Р: Б

    Сталевар - Т: Пр: А: Н

    Художник - Х: Тв: Р: Б

    Следователь - Ч: Гн: Ф: Б

    Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

    2. Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

    3. Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

    4. Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

    5. Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

    Второй ярус классификации (классы профессий)

    В пределах каждого типа профессий выделяются следующие три классапо признаку целей , определяемых операционально (т.е. в ответ на вопрос "что делать?" распознавать в принципе известное, преобразовать нечто или изыскать неизвестное, решать нестандартные задачи):

    1. Гностические профессии (Г) (от древнегреч. "гнозис" - знание). Примеры:

    · в типе "человек - природа" – контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая;

    · в типе "человек – техника" – пирометрист, контролер готовой продукции в машиностроении, мастер-диагност сельскохозяйственной техники;

    · в типе "человек – человек" – судебно-медицинский эксперт, врачебно-трудовой эксперт, социолог;

    · в типе "человек – знаковая система" – корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор;

    · в типе "человек – художественный образ" – искусствовед, музыковед, театровед.

    2. Преобразующие профессии (П). Примеры:

    · в типе "человек - природа" – мастер-плодоовощевод, мастер-животновод, аппаратчик по выращиванию дрожжей, агроном по защите растений, зооинженер;

    · в типе "человек - техника" – слесарь-ремонтник, токарь, оператор прокатного стана;

    · в типе "человек - знаковая система" – чертежник-картограф, машинистка-стенографистка, бухгалтер;

    · в типе "человек - художественный образ" – цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

    3. Изыскательские профессии (И). Примеры:

    · в типе "человек - природа" – летчик-наблюдатель рыбного хозяйства, летчик-наблюдатель лесного хозяйства, биолог-исследователь;

    · в типе "человек - техника" – раскройщик верха обуви, раскладчик лекал, инженер-конструктор;

    · в типе "человек - человек" – воспитатель, организатор производства, организатор торговли;

    · в типе "человек - знаковая система" – программист, математик;

    · в типе "человек - художественный образ" – художник по проектированию интерьера, композитор.

    Третий ярус классификации (отделы профессий)

    По признаку основных средств труда в рамках каждого класса могут (но не всегда) выделяться четыре отдела:

    1. Профессии ручного труда (Р). Примеры:

    · в классе гностических профессий – лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант;

    · в классе преобразующих профессий – ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф, художник-живописец.

    · В классе изыскательских профессий ручные средства могут быть, по-видимому, только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

    2. Профессии машинно-ручного труда (М). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

    3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А): оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.

    4. Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф). Здесь имеются в виду психологические средства труда - разного рода мысленные эталоны (например, у акробата - мысленный образец последовательности действий, у дирижера - образные эталоны и т.д.).

    Четвертый ярус классификации (группы профессий)

    По условиям труда (разумеется очень грубо) профессии можно разделить на четыре группы. Выделенные группы являются не взаимоисключающими, но частично совпадающими. Они приведены просто как возможное средство различения профессий по тем признакам, которые человек сочтет для себя важными. 3. Работа в необычных условиях на высоте, под водой, под землей, при повышенных и пониженных температурах и т.п. (н): антенщик-мачтовик, водолаз, машинист горного комбайна, пожарный.

    Работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь, здоровье людей (взрослых или детей), большие материальные ценности (м): воспитатель детского сада, учитель, следователь

    Мир профессий изменчив и многообразен. Для ориентации в мире профессий нужны классификации. Их может быть много, так как для их построения существуют самые разные основания.

    В 1957 году принята Международная стандартная классификация профессий (МСКП), созданная объединенными усилиями представителей ЮНЕСКО, ООН и Всемирной организации здравоохранения. МСКП включает более 7 тыс. наименований профессий. Задача данной классификации состоит в обобщении статистических данных разных стран, построении международных программ, связанных с рабочей силой (с вопросами миграции населения, профтехобразования, анализа заработной платы, размещения рабочей силы и пр.). В этой классификации профессии группируются независимо от отраслей промышленности, главным критерием группировки здесь служат характер работы, используемые орудия и средства производства, используемой сырье, требуемое образование.

    Классификация профессий по отраслям народного хозяйства также является многоцелевой, основу её составляют экономические и технологические критерии. Зная о принадлежности конкретной профессии к некоторой отрасли можно представить характер продукта труда, тип используемых технологий, степень опасности профессии по риску профессиональных заболеваний и травматизму.

    Классификация профессий в целях гигиены и охраны труда необходима врачам для разработки мер профилактики и диагностики случаев профессиональной патологии. В 1913 году на средства Московского земства врач-гигиенист С.М. Богословский опубликовал книгу «Система профессиональной классификации», включавшую семь разновидностей гигиенических группировок профессий.

    В 70-е гг. XX в. в нашей стране была разработана классификация видов работ по степени тяжести , понимаемой как интегральный показатель степени неблагоприятного влияния на здоровье и функционального состояния всего многообразия факторов труда, условий труда и трудовой нагрузки (Славина Э.С., Макушин В.Г., 1974).

    Группировки профессий в целях подбора и рациональной расстановки кадров на отдельном предприятии или в отрасли составляются на основе аттестации трудовых постов (должностей).

    В рамках истории труда, техники может быть разработана историческая классификация как группировка профессий в связи с историческими эпохами, уровнем развития технического прогресса, прогнозом будущих изменений в мире труда.

    Классификация профессий может быть построена на основе психофизиологического подхода , критерием такой классификации оказывается требуемая степень развития психических и психофизиологических функций. Примером может быть классификация видов труда по степени необходимости творческих интеллектуальных функций в работе. В принципе могут быть построены группировки профессий по требованиям к мнемическим функциям, к психомоторной одаренности, типам интеллекта, особенностям профессионального общения и т.д.

    Такого рода классификации предлагались в начале XX века. С. Пиорковский выделял группы профессий: низшие (неквалифицированный труд); средние (специализированные индустриальные профессии с требованиями к сенсомоторной сфере или к интеллекту, но в ограниченных пределах); высшие (требующие самостоятельных решений, развития организационных функций и общего интеллекта). Близкий вариант классификации предлагал и О. Липман, отличие его варианта заключалось в делении профессий высшей группы: на гностические (ученый); технические (инженер); и символизирующие (художник, поэт, музыкант).

    Известный отечественный экономист С.Г. Струмилин считал полезным создать классификацию профессий по разновидностям неприятных сторон труда. Он предполагал учитывать неприятности физического порядка (утомительность труда, физическая боль, сырость, дискомфортные температурные ощущения); неприятности эстетического порядка (дисгармония ритма; световые и звуковые диссонансы, неприятные запахи и пр.); неприятности социального порядка (бесцельность, неинтересность работы; суета, плохая организация совместной деятельности; отсутствие взаимной поддержки в общей работе; оторванность от людей). Эти проявления негативных сторон профессий предполагалось иметь в виду, определяя заработную плату работников, которая должна им компенсировать моральные издержки, вызванные негативными эмоциями.

    В 60-е гг. XX в. Ленинградскими учеными под руководством Е.А. Климова была создана информационно-поисковая система «Профессиография». Эта система предполагала всестороннее изучение профессий (с точки зрения социально-экономической, производственно-технической, санитарно-гигиенической и психофизиологической). Классификационные признаки профессий объединялись в пять групп:

    1) общие сведения о профессии (название профессии, специальности, вида работы; принадлежность к отрасли народного хозяйства, распространенность, численность работников, средний заработок);

    2) подготовка кадров (тип учебного заведения; длительность обучения; условия приема на учебу, уровень итоговой квалификации; перспективы профессионального роста);

    3) типовые производственные показатели работы (виды труда; предмет и цели работы; тип используемых орудий; важнейшие обязанности работника; виды трудностей, ошибок, возможность аварий по вине работника; преобладающий тип деятельности по её содержанию; формы организации труда и характер социальных связей в труде);

    4) санитарно-гигиенические условия труда (профессиональные вредности, медицинские противопоказания);

    5) психофизиологические характеристики труда (120 признаков):

    Сенсорные процессы и перцептивные действия;

    Психические процессы по хранению, переработке информации, принятию решения – наблюдение, память, мышление, речевые функции;

    Моторные компоненты деятельности;

    Эмоциональный фон трудовой деятельности – особенности регуляции трудового поведения, характер нервно-психической напряженности;

    Индивидуально-личностные качества – помехоустойчивость, выносливость, быстродействие, уравновешенность, активность, волевые качества, трудолюбие, коммуникативность, гуманность.

    Каждый признак оценивался по степени выраженности; при этом использовались градации: высокая и постоянная, высокая и периодическая, умеренная. В итоге каждая профессия могла быть представлена в виде графического профиля степени выраженности структурных компонентов профессиональной деятельности, оцененных по девяти шкалам.

    Разнообразие характеристик трудовой деятельности определяют возможности многофакторной классификации её видов по различным классификационным признакам. В качестве примера можно привести один из фрагментов такой классификации.

    1. По характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач выделяют физический и умственный труд.

    2. По характеристикам целей труда, рабочей нагрузки, организации трудового процесса умственный труд подразделяется на:

    Оперативный (управляющий), операторский (информационное взаимодействие с техникой), творческий – (стандартный – преподавание, лечебная работа и др., нестандартный – научная работа, сочинение музыкальных, литературных произведений и др.), эвристический (изобретательство).

    Динамический и статический;

    Однообразный (монотонный) и разнообразный (по содержанию, темпу и т.п.).

    3. В зависимости от условий деятельности выделяют труд в комфортных условиях (гигиенические параметры среды в пределах нормативных значений), в необычных условиях при постоянном воздействии неблагоприятных факторов (повышенное давление – водолазные работы, низкие температуры – полярники, информационные перегрузки – диспетчерская работа и т.д.), в экстремальных условиях (при повышенной ответственности за успех в работе, здоровье людей и сохранность техники, а также при опасности для жизни, вредности для здоровья и т.д.).

    4. По форме организации деятельности выделяют следующие виды труда:

    Регламентированный (с определенным распорядком работы), нерегламентированный (со свободным распорядком), смешанный (пересменка, вахта);

    Индивидуальный и коллективный (совместный).

    Е.А. Климовым предложена «четырехярусная классификация профессий», которая построена на основе многофакторного принципа.

    Первый ярус составляют пять типов профессий по признаку различий их объектных систем:

    1) человек – живая природа (Ч-П) – агроном, микробиолог и т.п.;

    2) человек – техника (Ч-Т) – слесарь, механик, оператор ЭВМ;

    3) человек - человек (Ч-Ч) – врач, учитель, продавец и т.п.;

    4) человек – знаковая система (Ч-З) – математик, редактор и т.п.;

    5) человек – художественный образ (Ч-Х) – дирижер, художник, артист и т.п.

    На втором ярусе в пределах каждого типа профессий выделяются три класса по признаку целей труда:

    1) гностические (от греч. – «гносис» – знание) профессии (Г) – дегустатор (Ч-П), контролер (Ч-Т), социолог (Ч-Ч), корректор (Ч-З), искусствовед (Ч-Х);

    2) преобразующие профессии (П) - мастер-животновод (Ч-П), токарь (Ч-Т), учитель (Ч-Ч), бухгалтер (Ч-З), цветовод-декоратор (Ч-Х);

    3) изыскательские профессии (И) – летчик-наблюдатель (Ч-П), инженер-конструктор (Ч-Т), воспитатель (Ч-Ч), программист (Ч-З), композитор (Ч-Х);

    На третьем ярусе каждый из предыдущих трех классов профессий разделяется на четыре отдела по признаку основных орудий (средств) труда:

    1) профессии ручного труда (Р) – контролер слесарных работ (Г-Ч-Т), лаборант химического анализа (Г-Ч-П), ветеринар (П-Ч-П), слесарь (П-Ч-Т);

    2) профессии машинно-ручного труда (М) – токарь, водитель автомобиля, машинист экскаватора и т.п.;

    3) профессии, связанные с применением автоматических и автоматизированных систем (А) – оператор станков с программным управлением, авиадиспетчер, сменный оператор АЭС и т.п.;

    4) профессии, связанные с применением функциональных средств труда (Ф) – актер, акробат и т.п.;

    На четвертом ярусе в каждом из четырех отделов профессий выделяются четыре группы профессий по признаку условий труда (У):

    1) работа в помещении с нормальным микроклиматом (М) – лаборант, бухгалтер и т.д.;

    2) работа на открытом воздухе (О) – агроном, монтажник, инспектор ГИБДД и т.п.;

    3) работа в необычных условиях (Н) – водолаз, высотник, шахтер, пожарный и т.п.;

    4) работа в условиях повышенной ответственности (Т) – воспитатель детского сада, учитель, врач, следователь и т.п.

    Выделенные четыре яруса (группы) признаков являются частично совпадающими. Предложенная классификация позволяет во-первых, дать обзорную схему карты мира профессий и, во-вторых, составить (используя условные литерные обозначения) примерную формулу определенной профессии.

    Профессия – это ограниченная (вследствие разделения труда) область приложения физических и/или духовных сил человека, дающая ему взамен приложенного им труда возможность существования и развития; определенный вид трудовой деятельности, характеризующийся суммой требований к личности .

    Специальность – вид занятий в рамках данной профессии .

    Например, профессия – токарь. Специальности в рамках данной профессии: токарь-карусельщик, токарь-расточник, токарь - полуавтоматчик, токарь-револьверщик. Профессия – учитель. Специальности в рамках данной профессии: учитель физики и информатики, учитель русского языка и литературы, учитель русского и иностранного языков, учитель русского языка как иностранного, учитель иностранного языка и литературы, учитель экономики и права, учитель изобразительного искусства, учитель технологии и предпринимательства и т. д.

    Необходимо отметить, что в настоящее время в обыденной и научной речи используются два понятия – учитель и педагог . Однако традиционно сложилось представление, что последнее гораздо шире. Сравните определения: «Учитель – лицо, передающее другим освоенные им знания, умения, приобретенный опыт, свое понимание жизни и отношение к ней. В более узком смысле – должность преподавателя одного или нескольких учебных предметов в общеобразовательной школе» .

    Педагог – общий термин, употребляемый для обозначения лиц, занимающихся различными видами образовательной деятельности. По социальному статусу педагоги подразделяются на два вида: а) профессионалы, т. е. лица, работающие за плату и обычно имеющие специальную подготовку; б) лица, реально выполняющие обучающие и воспитательные функции, будучи специалистами в иных областях. К числу неформальных педагогов могут быть отнесены родители, разного рода наставники, лидеры малых групп, научных школ и т. д., чьи знания и опыт становятся достоянием других .

    На основании полученной специальности работнику присваивается та или иная квалификация. Так, в соответствии с системой подготовки кадров в РГПУ им. А. И. Герцена выпускникам могут быть присвоены следующие квалификации (степени, если иметь в виду ступенчатую систему образования в вузе): квалификация (степень) бакалавр может быть получена студентом при освоении им основной образовательной программы (ОП) высшего профессионального образования, рассчитанной на четырехлетний срок обучения; квалификация дипломированный специалист (по педагогическим специальностям – это и есть учитель) может быть получена при освоении студентом непрерывной основной образовательной программы высшего профессионального образования, рассчитанной на пятилетний срок обучения или, при освоении ступенчатой основной ОП предыдущей ступени и получении квалификации (степени) бакалавр (программа также рассчитана на пятилетний срок обучения, включая бакалавриат); квалификация (степень) магистр может быть получена при освоении ступенчатой основной ОП высшего профессионального образования при условии успешного выполнения основной ОП предыдущей ступени и получения квалификации (степени) бакалавр (программа рассчитана на шестилетний срок обучения, включая бакалавриат).

    Сориентироваться в десятках тысяч существующих профессий и специальностей можно с помощью классификации профессий.

    Классификация – это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам. Наиболее известные классификации существуют в ботанике и зоологии, в русском и иностранном языках, в химии и истории и т. д. В основу классификации всегда должен быть положен тот или иной классификационный признак или признаки. Однако разные авторы за основу (признак) классификации могут брать и разные признаки (основания). Классификаций может быть несколько. С данным явлением вы встретитесь и в дальнейшем при изучении курсов теоретической и практической педагогики, когда разные авторы за основу классификаций методов (обучения, воспитания, технологий) будут брать разные основания .

    Классификация профессий по разным основаниям представлена в табл. 2.

    Таблица 2

    Классификация профессий

    № п/п Признак, взятый за основу Недостатки классификации
    Первая буква названия профессии Неудобно пользоваться, длинный перечень профессий.
    Характер труда (умственный или физический) Стирание различий между умственным и физическим трудом.
    Отрасль народного хозяйства (например, промышленность и строительство; транспорт и связь; сельское хозяйство; животноводство и растениеводство; торговля (с общественным питанием и материально-техническим снабжением); наука; просвещение; культура; здравоохранение; аппарат органов управления и т. д. 1. Условна, так как одни отрасли, например, здравоохранение, проникают в другие, например, в науку. 2. Есть профессии межотраслевые, распространенные в ряде отраслей народного хозяйства, например, слесарь.
    Признак материального производства (производят материальные ценности или не производят). Производят: промышленность, сельское хозяйство, строительство, лесное хозяйство, промышленный транспорт, связь. Не производят: здравоохранение, пассажирский транспорт, торговля, система массовой информации, просвещение и пр. Деление не может быть точно, так как любой труд, если он нужен людям, – деятельность созидательная независимо от того, какие ценности – духовные или материальные – получаются («производятся») в результате.

    Компонентами любого вида труда являются предмет труда, цель труда, орудия труда и условия деятельности. Осознание человеком данных компонентов труда влияет на требования, предъявляемые к той или иной профессии.

    Остановимся сначала на классификации профессий, предложенной Е. А. Климовым (по предмету труда ), который все существующие профессии (специальности) разделил на пять типов (групп) .

    Первая группа профессий. Предметом, на который направлен труд, является техника. Условно эту группу профессий называют «человек-техника » и обозначают большой буквой Т .

    К данной группе профессий относятся профессии, связанные с обслуживанием, ремонтом, установкой, наладкой, управлением (слесарь-ремонтник, наладчик технологического оборудования, водитель, техник, механик); профессии по производству и обработке металлов, их механической сборке и монтажу, а также по сборке и монтажу электрооборудования (слесарь-механик, токарь, сталевар, сборщик часов, инженер-физик и т. д.).

    Если труд специалиста направлен на монтаж, ремонт любых сооружений, конструкций, то это профессии – архитектор, строитель, техник-сантехник и др.

    Вторая группа профессий. Это профессии типа «человек-человек Ч . Предметом труда в данной группе профессий является обслуживание другого человека и (или) взаимодействие с ним. Целью труда в данном случае может быть воспитание и обучение, развитие, информирование, обслуживание (бытовое, торговое, медицинское). Эта группа профессий может быть связана с управлением, руководством коллективами людей.

    К этой группе относятся следующие профессии: экскурсовод, продавец, менеджер, учитель, педагог (в широком смысле этого слова – воспитатель детского сада, группы продленного дня, руководитель кружка, педагог-психолог, ассистент, доцент, профессор, методист и пр.). В данном случае речь идет о педагогах не только школы, но и других образовательных учреждений – дома детского творчества, спортивной школы, детской комнаты милиции, центра временного пребывания ребенка, центра психолого-педагогической помощи родителям, вуза, училища, колледжа и др.

    Третья группа профессий. Предметом труда здесь является природа. Эта группа профессий «человек-природа П .

    Любой предмет на земле, включая самого человека, принадлежит природе, но, говоря о профессиях типа «человек-природа», мы под предметом труда подразумеваем живую природу (растения, животные, микроорганизмы). С техникой профессии этого типа могут быть связаны, но она выступает для них не предметом, а средством труда (микробиолог, рыбовод, ветеринарный фельдшер, оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм, цветовод и др.).

    Четвертая группа профессий. Предметом труда здесь являются знаки – устная или письменная речь, цифры, химические и физические символы, ноты, схемы, карты, графики, рисунки, дорожные знаки и т. п. Это профессии типа «человек-знаковая система », обозначаемые большой буквой 3 . К данной группе профессий относятся корректор, редактор, экономист, стенографистка-машинистка, чертежник, нотографик, топограф и др.

    Пятая группа профессий. Предметом труда здесь являются художественные образы, формируемые личностью в изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерской деятельности. Это группа профессий «человек-художественный образ », обозначаемая большой буквой X . Сюда относятся профессии конструктор-модельер одежды, фотограф-художник, музыкант, артист, настройщик музыкальных инструментов, журналист, ковровщица и др.

    В зависимости от цели труда , т. е. от того, что в профессии главное – узнавать, преобразовывать или искать (изыскивать), выделяют, соответственно, три класса профессий – гностические, преобразующие и изыскательские (табл. 3).

    Таблица 3

    Классификация профессий по цели труда

    Классы профессий Профессии Цель труда
    Гностические (познавательные), обозначаются большой буквой Г Корректор – 3 Критик – X Санитарный врач – Ч Лаборант химико-бактериологических анализов – Ч Контролер – приемщик готовых изделий – Т Узнать, распознать, проконтролировать, классифицировать, сортировать, проверять по ранее известным признакам, оценивать, исследовать
    Преобразующие, обозначаются большой буквой П и малой р– Пр Столяр – Т Учитель – Ч Полевод – П Чертежник – 3 Реставратор – X Врач – Ч Педагог – Ч Изменить свойства, состояние предметов труда
    Изыскательские, обозначаются большой буквой И Закройщик в ателье – X Изобрести, найти нетрадиционный вариант решения

    Следующий компонент – орудия труда, средства производства . Что является орудием, а что средством труда для той или иной профессии? В зависимости от орудий труда или средств производства (которые подразделяются на ручные, машинные, автоматизированные и функциональные средства организма человека) профессии подразделяются на четыре отдела (табл. 4).

    Таблица 4

    Классификация профессий по орудию труда

    И, наконец, в зависимости от условий, в которых осуществляется труд (обычные бытовые, условия открытого воздуха, необычные, условия повышенной моральной ответственности), выделяют четыре группы профессий (табл. 5).

    Таблица 5

    Классификация профессий по условиям труда

    Условия труда Профессии
    Обычные бытовые условия – обозначаются малой буквой б Чертежник Бухгалтер Контролер радиоаппаратуры
    Условия открытого воздуха, когда могут быть резкие перепады температуры и влажности, – обозначаются малой буквой о Полевод Тракторист Механизатор широкого профиля
    Необычные условия (под водой, на высоте, под землей, при повышенной температуре) – обозначаются малой буквой и Водолаз Шахтер Монтажник-высотник
    Условия повышенной моральной ответственности (за здоровье и жизнь людей или за большие материальные ценности) – обозначаются малой буквой м Учитель Судья Продавец Прокурор Адвокат Педагог

    Итак, вы познакомились с типами профессий, определяемыми по предмету труда; классами профессий, связанными с целями труда; отделами профессий, зависимыми от орудий труда (или средств производства), с помощью которых осуществляется профессия, и группами профессий, определяемыми условиями труда. Эти знания дают вам возможность представить классификацию профессий в виде табл. 6, а любую профессию, в том числе и профессию учителя, представить в виде «пирамиды» профессии (рис. 2).

    Таблица 6

    Классификация профессий

    Предмет труда (типы профессий) Цель труда (классы профессий) Орудия труда (отделы профессий) Условия труда (группы профессий)
    Человек-техника (Т) Г.Распознать, различить, определить, оценить, разобраться, проверить Р.Ручные (непосредственное выполнение функции) м.Условия повышенной моральной ответственности
    Человек-природа (П) М.Механизированные (управление машинами, механизмами) н.Необычные условия труда
    Человек-человек (Ч) Пр.Преобразовать, обработать, упорядочить, организовать, оказать влияние, обслужить А.Автоматизированные (управление станками, устройствами) б.Условия бытового типа
    Человек-знаковая система (З) И.Изобрести, придумать, найти новый способ решения Ф.Использование функциональных средств организма р.Работа на открытом воздухе
    Человек-художественный образ (X)
    Моя будущая профессия
    Группы профессий (зависят от условий труда – б, о, н, м)
    Отделы профессий (зависят от орудий труда – Р, М, А, Ф)
    Классы профессий (зависят от целей труда – Г, Пр, И)
    Типы (группы) профессий (зависят от предмета труда – П, Т, Ч, 3, X) Рисунок 2 . «Пирамида» профессии (рассматривается снизу вверх)

    Конечно, не всегда удается отнести профессию к одному определенному типу, классу, отделу и т. д. Часто явной оказывается принадлежность профессии к нескольким разновидностям: каждая профессия одного типа обязательно имеет признаки других, поэтому надо понимать, что все классификации условны. Вопрос остается в том, какие из признаков являются доминирующими, а какие – второстепенными. Как уже говорилось, анализируя ту или иную профессию, можно выделить четыре основных признака – предмет труда, цель труда, орудия труда, условия труда – и по их условным обозначениям записать даже формулу профессии, состоящую из нескольких букв.

    В формуле профессии каждой букве соответствует тот или иной тип, класс, отдел, группа профессий. Например, профессия токарь. По предмету труда она относится к типу профессий «человек-техника», по цели – к классу преобразующих, по средствам труда – к отделу профессий, где используются машины, по условиям труда – к группе специалистов, работающих в бытовых условиях. Поэтому формула профессии токаря может выглядеть следующим образом: Т, Пр, М, б (надо записывать Т Пр М б, так как в формуле знаки препинания между буквами не ставятся).

    От формулы профессии можно перейти к требованиям, предъявляемым профессией к личности учителя, имея в виду, что в этой профессии заключен ряд противоречий. Одно из самых важных противоречий – то, что, с одной стороны, профессия «учитель-педагог» одна из самых массовых, а с другой – орудиями труда для данной профессии являются функциональные средства организма. Таким образом, желающим получить профессию учителя надо понимать, что человеку, который на нее претендует, необходимо иметь здоровье на определенном уровне, а также нужные для этой профессии задатки, которые со временем могут развиться в способности, необходимые учителю, и, конечно же, соответствующие знания и умения.

    В своих рассуждениях мы опираемся на структуру качеств личности, разработанную психологом К. К. Платоновым и применяемую в теории развивающего обучения (обучение признается ведущей силой психического развития человека, становления у него совокупности качеств личности) .

    К. К. Платонов имеет в виду четыре уровня развития личности, которые можно представить образно (при желании изобразить графически) в виде известной всем модели строения атома.

    В модели личности К. К. Платонова есть ядро личности, которое составляют наследственно (биологически) обусловленные качества личности. Это своего рода первый уровень в структуре личности – уровень темперамента (или наследственности). Качества первого уровня представляют особенности нервной системы, эмоциональные качества личности, её потребности (половые, возрастные и др.). Второй уровень в модели личности представляют особенности психических процессов . Речь идет об ощущениях, восприятии, воображении, внимании, памяти, чувствах, воле, а в целом о СУДах – способах умственных действий, осуществляемых в процессе обучения, мыслительных и логических операциях, таких как ассоциация, сравнение, абстрагирование, индукция, дедукция. Третий уровень – это уровень опыта личности ; он представлен известными всем ЗУНами (знания, умения, навыки) и СДП (сфера действенно-практическая), т. е. качествами личности, характеризующими действенно-практическую сферу. Эти качества приобретаются только в практической деятельности. И, наконец, четвертый уровень представлен направленностью личности (уровень направленности личности). Это СУМы (самоуправляющиеся механизмы личности), Я-концепция, потребности, направленность в целом и СЭНы (сфера эстетической и нравственной качеств личности), которые образуются на основе и вместе со знаниями, умениями и навыками (ЗУНами).

    Перечисленные уровни (1–4) в модели личности К. К. Платонова помимо представления о личности как о «каркасе» групп её качеств несут в себе представление о личности как о сложнейшей системе, в которой все уровни групп качеств взаимосвязаны «радиусами», как паутина. Радиусы (паутину) могут составлять такие качества, которые автор называет потребностями личности, характером её способностей, Я-концепцией.

    Понятия «профессиограмма» и «психограмма». Типы профессиограмм. Во второй половине 1920-х гг. отечественные психотехники интенсивно разрабатывали принципы и методы анализа профессиональной деятельности. Обобщение этих исследований привело к оформлению специального подхода в психотехнике – профессиографии. Суть данного подхода отражена в самом названии («описание профессий»). В целом понятие профессиография включает процесс изучения, психологическую характеристику и проектирование профессии. При профессиографировании всегда изучаются признаки объектов, являющихся центральными составляющими какого-либо трудового процесса: субъекта труда, предмета, задач, орудий и условий труда.

    Результаты профессиографирования оформляются в профессиограмме, которая включает описание условий труда, прав и обязанностей работника, необходимых знаний, умений и навыков, профессионально важных качеств, а также противопоказаний по состоянию здоровья.

    Современному психологу-практику и профконсультанту важно понимать, каким образом составляется грамотное описание различных видов профессионального труда, какие общие характеристики используются для полного рассмотрения профессий. Помимо использования готовых описаний профессий (профессиограмм) профконсультанту следует быть готовым к самостоятельному выделению и описанию особенностей профессий, характерных для конкретных условий своего города или региона и не представленных в профессиограммах для всеобщего пользования. Кроме того, в ряде случаев возникает необходимость самостоятельно рассмотреть отдельные (особо интересные) профессии совместно с клиентом.

    В самом общем виде профессиограмма – это описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач.

    Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами.

    В современной профессиографии существует еще одно важное понятие – системная профессиограмма (по Е. М. Ивановой), под которой понимается сама технология психологического изучения субъекта труда, в ней как бы соединяются собственно профессиограмма и психограмма (на основе описательно-технологических характеристик профессии по определенной схеме).

    На основании целей и задач , для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, Е. М. Иванова выделяет следующие типы профессиограмм :

    · информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес);

    · показ возможных перспектив изменения в самой профессии;

    · направленность профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профессионального обучения, рационализации труда и др.);

    · выделение и описание различных некомпенсируемых профессиональных психологических качеств (ППК), а также тех качеств, которые могут быть компенсированы .

    Варианты составления профессиограмм. А. К. Маркова анализирует и выделяет следующие основные виды профессиограмм по их содержанию и структуре:

    · комплексная профессиограмма (по К. К. Платонову, Ю. В. Котеловой и др.), где учитывается широкий круг характеристик (социальных, технических, экономических, медико-гигиенических и др.), а также указываются предмет, цели, способ, критерии оценки результатов и т. п.;

    · аналитическая профессиограмма (по Е. М. Ивановой), где раскрываются не отдельные характеристики компонентов профессии, а обобщенные нормативные показатели профессии и показатели психологической структуры профессиональной деятельности. При этом специально анализируются объективные характеристики труда и психологическая характеристика труда, что в итоге и позволяет выделять ПВК, соответствующие данным задачам;

    · психологически ориентированная профессиограмма (по Е. И. Гарберу), где выделяются: 1) описание внешней картины труда, трудовое поведение – фотография рабочего дня, хронометраж рабочего времени при выполнении конкретных заданий, временная динамика производственной активности, типичные ошибки и др.; 2) внутренняя картина труда – типичные реакции личности на определенные профессиональные ситуации, интегральные образования личности работника (способности, структуры научения и опыт), психические состояния (интеллектуальные и эмоциональные процессы, эмоции, воля, внимание, память, психомоторика);

    · «модульный подход» в профессиографировании (по В. Е. Гаврилову). Сам психологический модуль – это «типовой элемент профессиональной деятельности, присущий ряду профессий и выделяемый на основе общности требований к человеку». Структура модуля: 1) объективные характеристики типового элемента (например, для рабочего – измерение объектов без помощи инструментов и приборов – это первая, левая, часть модуля); 2) психологические характеристики требований к человеку, предъявляемые этим элементом (например, для рабочего – объемный и линейный глазомер, точность – другая, правая, часть модуля). Каждая профессия состоит из нескольких модулей. Число возможных модулей меньше, чем число всех профессий, поэтому целесообразнее (и экономичнее) изучать эти модули и уже из них составлять описание самих профессий ;

    · «задачно-личностный модульный подход» к профессиографированию . Общая схема задачно-личностного профессиографирования предполагает анализ профессии (на основе выделения профессиональных задач). Сам «модуль профессии» понимается в данном случае как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности». В состав модуля входит, таким образом, «соединение не просто отдельного нормативного трудового действия и желательного психологического качества, а сочетание определенной задачи труда и связанных с ней предмета, условий, действий, результатов (левая часть модуля) с рядом психологических качеств (правая часть модуля)». При этом целесообразно выделять: 1) приоритетные, ядерные, стержневые профессиональные задачи и 2) производные, вспомогательные задачи.

    А. К. Маркова перечисляет основные требования к профессиограмме :

    · четкое выделение предмета и результата труда (на что направлены главные усилия человека);

    · выделение не отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности;

    · демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии .

    Похожие статьи

    © 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.