Презентация по химии на тему лекарства. Презентация к уроку по химии на тему "лекарства"

Великий древнегреческий врач Гиппократ (460-377 до н. э.) искал причины болезней уже не в злых духах, а в окружающей среде, климате, образе жизни и питания. Именно он «приземлил» медицину, призывая лечить не болезнь, а больного. Он создал учение о четырех жизненных жидкостях - крови, слизи, черной и желтой желчи, преобладание одной из которых в организме и определяет, по Гиппократу, темперамент человека. Так, сангвиник (от лат. sanguinis - кровь) - человек общительный, быстрый, легко меняющийся, подвижный, «текучий», с богатой мимикой и жестами; флегматик (от лат. phlegma - слизь) - медлительный, «вязкий», невозмутимый, спокойный, не проявляющий чувств; холерик (от лат. chole - желчь) - неуравновешенный, вспыльчивый, несдержанный; меланхолик (от лат. melanos - черные, сгоревшие и chole - желчь) - сдержанный и медлительный, быстро утомляющийся и ранимый, замкнутый в себе.

Кроме профилактических мер, причин болезней и их диагностики, Гиппократ описал более двухсот лекарственных растений и способов их употребления. Недаром его называют отцом медицины.

Кроме Гиппократа, огромное влияние на развитие медицины оказал римский врач Клавдий Гален (129-201), положивший основу «аптекарской науке» - фармакологии. Он широко применял различные извлечения (вытяжки) из лекарственных растений, настаивая их на воде, вине или уксусе. Спиртовые вытяжки - экстракты и настойки находят широкое применение и в современной медицине. До сих пор фармацевты называют их «галеновыми препаратами».

Большое количество лекарственных препаратов растительного и минерального происхождения и способов их приготовления описано в сочинениях великого среднеазиатского медика эпохи средневековья Абу Али Ибн Сины - Авиценны (980-1037). Многие из этих средств: камфора, препараты белены, ревеня и др. - с успехом используются до сих пор.

Труды Авиценны заложили основу возникновения иатрохимии (от греч. iatros - врач) - врачебной, медицинской химии, основоположником которой является швейцарский естествоиспытатель Теофраст Парацельс (1493-1541), удивительным образом сочетавший в себе талантливого врача и алхимика.

Всецело полагаясь на свои знания химии, Парацельс резко отказался от классических взглядов на медицину Галена и Авиценны. Он считал, что в основе жизни лежат химические процессы, а заболевания - это результат нарушения их в организме, который Парацельс сравнивал с большой ретортой. Считая организм химическим «реактором», он начал использовать для лечения болезней минеральные воды и многочисленные химические препараты: соединения сурьмы, мышьяка, меди, свинца, ртути и других элементов.

Парацельс заложил основы медицинской химии, открыл новое направление в науке. Актуально до сих пор утверждение Парацель-са об огромной важности количества применяемого препарата: «Все есть яд, ничто не лишено ядовитости, и все есть лекарство. Лишь только доза делает вещество ядом или лекарством».

А что у нас, в России? Из древних рукописей известно, что в 1547 г. царь Иван Грозный направляет посла в «немецкую землю» для привоза «мастера для изготовления квасцов», применявшихся для лечения 01 нестрельных ран, различных болезней и опухолей. При царе Михаиле Федоровиче (1613-1645) врачебный персонал царского двора составлял семь докторов, 13 лекарей, 4 аптекаря и 3 алхимиста. Доктора и лекари определяли болезнь и способ ее лечения, аптекари продавали простые лекарства и по указанию лекарей изготовляли сложные. Алхимисты готовили обычные лекарства в химической лаборатории по указанию аптекарей, принимали участие в «надкушивании» - своеобразной экспертизе и проверке новых лекарств. Через 100 лет название «алхимист» заменили на «химик».

К XIX в. значительно усовершенствовались методы получения, очистки и анализа химических веществ. Все новыми фактами подтверждались идеи Парацельса о химической природе биологических процессов. Так, Гэмфри Дэви, изучая оксид азота(1) N20, обнаружил, что вдыхание небольших количеств этого газообразного вещества вызывает опьянение, беспричинное веселье и судорожный смех, вдыхание больших количеств (вспомните идеи Парацельса о важности дозы!) снимает зубную боль. Еще большие количества оксида азота(1) вводят человека в состояние наркоза - полной потери чувствительности и сознания. Открытие Дэви анестезирующих, т. е. обезболивающих, свойств этого вещества позволило применить его в хирургической практике. Химики же до сих пор называют оксид азота(1) «веселящим газом». Развитие идей Галена и поиск «действующих начал» - активных компонентов лекарственных растений, отвечающих за их целебные свойства, увенчались успехом. В начале XIX в. были открыты первые алкалоиды - биологически активные азотсодержащие органические соединения растительного происхождения.

Алкалоиды являются органическими основаниями, что и определило название этой группы веществ (от лат. alkali - щелочь и греч. eidos - вид). В 1803 г. были открыты алкалоиды опия (лат. opium, греч. opion - маковый сон) - высохшего млечного сока опийного мака. Из этой смеси алкалоидов в 1806 г. был выделен в чистом виде один из них - морфин, названный так по имени бога сна Морфея. По своему болеутоляющему и снотворному действию на организм он сходен с опием. Немногим позднее из листьев чайного дерева был выделен алкалоид, обладающий стимулирующим действием, - кофеин, который содержится также в плодах (бобах) кофейного дерева и в семенах дерева кола, а в 1820 г. из коры хинного дерева был выделен алкалоид хинин - эффективное средство для борьбы с малярией. Из листьев дерева (куста) кока был получен кокаин, проявляющий анестезирующие свойства, а из корня красавки - атропин, купирующий (т. е. прекращающий) приступы бронхиальной астмы.

Выделенные алкалоиды стали все шире применяться в качестве лекарственных, в основном обезболивающих средств. Работы химиков-органиков позволили установить строение алкалоидов и разработать способы их получения.

Были синтезированы и применены для врачебной практики хлороформ (трихлорметан) СНСl3, серный (диэтиловый) эфир С2Н5ОС2Н5, нитроглицерин (тринитрат глицерина), облегчающий страдания при «грудной жабе» - стенокардии, и салициловая (о-гидроксибензойная) кислота, обладающая противовоспалительным действием.

Во второй половине XIX в. в работах выдающегося французского ученого Луи Пастера (1822-1895) нашли блестящее подтверждение идеи Авиценны о «мельчайших животных», вызывающих и переносящих заболевания. В наши дни даже ребенку знакомы слова «бактерия», «микроб», «вирус».

Парацельс “ Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств. ” (1493-1541) Парацельс (настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенхайм (Гогенгейм), так же Хоэнхайм) (родился в конце 1493 г. в городе Эйнзидельн, кантон Швиц, умер 24 сентября 1541 г. в Зальцбурге) - знаменитый алхимик, врач и оккультист. Ему также приписывается именование цинка.

Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов (XVII в. до н. э.) описываются лекарственные препараты растительного происхождения(например, касторовое масло)

Великий древнегреческий ученый Гиппократ (460-377 г. до н. э.) искал причины болезней уже не в злых духах, а в окружающей среде, климате, образе жизни и питания. Именно он «приземлил» медицину, призывая лечить не болезнь, а больного

А что в России? Из древних рукописей известно, что в 1547 г. Царь Иван Грозный направляет посла в «немецкую землю» для привоза «мастера для изготовления квасцов», применявшихся для лечения огнестрельных ран, различных болезней и опухолей

Помните! Взаимодействие с другими лекарствами Может усилить или ослабить действие лекарства. Состояние организма При заболевании печени или почек лекарства применяют с осторожностью. Особенности профессии Могут понизиться внимание, быстрота реакции, появиться сонливость. Водителям, работникам, ответственным за жизнь людей, такие лекарства принимать нельзя.

Лекарственные формы

Вещества, влияющие на психику человека, вовсе не изобретение наших дней. С незапамятных времен опий, а затем и морфин врачи использовали как обезболивающее, снотворное и успокаивающее средство, но с тех же пор было хорошо известно, что применять его надо с большой осмотрительностью. У человека, несколько раз принимавшего морфин, возникает привыкание к нему, он уже не может обходиться без него.

Морфин Морфин - один из главных алкалоидов опия. Морфин имеет низкую (около 26 %) биодоступность при энтеральном (внутрь) приёме. При внутривенном введении морфин интенсивно поглощается тканями, в течение 10 минут после внутривенного введения 96-98 % морфина исчезает из системного кровотока. Пик концентрации при внутримышечном введении отмечается через 7-20 минут. Агонистическое влияние морфина на опиатные рецепторы сопровождается снижением уровня сознания, ощущением тепла, сонливостью и эйфорией (у некоторых лиц при первичном введении препарата развивается дисфория).

Аспирин Аспирин (ацетилсалици́ловая кислота) - лекарственное средство, оказывающее обезболивающее, жаропонижающее, противовоспалительное и антиагрегантное действие. Белые мелкие игольчатые кристаллы или легкий кристаллический порошок, мало растворим в воде при комнатной температуре, растворим в горячей воде, легко растворим в спирте, растворах едких и углекислых щелочей.

Антибиотики - мощное оружие. Попадая в организм, они уничтожают не только патогенные, но и полезные микроорганизмы, например микрофлору кишечника. Кроме того, болезнетворные микробы, в свою очередь, приобретают устойчивость к «знакомым» им антибиотикам, а они активно помогая организму бороться с болезнью, позволяют ему «расслабиться», постепенно снижая уровень иммунитета, ослабляя его собственные защитные реакции.

Пенициллин Пенициллин является одним из главных представителей группы антибиотиков, препарат обладает широким спектром бактериостатического и бактерицидного действия (из препаратов пенициллина наиболее активен бензилпенициллин).

Дело лишь в дозе!!! Лекарства, хоть и полезны, но вредны!

1 слайд

2 слайд

Что мы делаем, если чувствуем недомогание? Иногда идем к врачу, а чаще просто достаём домашнюю аптечку, берём таблетку, глотаем её и ждём результата. Неприятные ощущения, как правило, проходят. От диагноза до таблетки Помните, самолечение опасно для вашей жизни

3 слайд

Цель работы Выяснить как на организм человека влияют лекарственные препараты: обезболивающие (анальгин), жаропонижающие (аспирин), антибиотики (левомицетин); какими побочными эффектами они обладают;

4 слайд

Проблема: если болит голова, повысилась температура тела, что мне делать? Какие выпить таблетки? Как мне помочь? Исследование: можно ли принимать медицинские препараты без совета и назначения врача? проводит учащаяся: МОУ СОШ №8 Попова Валентина под девизом «Я не верю! Я проверю! Я доверяю медицине!»

5 слайд

Собрать общие сведения о лекарственных препаратах (аспирин, анальгин, левомицитин) Химическое и биологическое воздействие на организм человека Какие бывают препараты. Задачи исследования:

6 слайд

Схематическое изображение молекулы аспирина. Ацетиловая группа (справа вверху) соединена через атом кислорода (обозначен красным цветом) с салициловой кислотой. АСПИРИН, общепринятое название ацетилсалициловой кислоты. Химическая формула аспирина

7 слайд

Еще Гиппократ использовал отвар коры белой ивы в сочетании с маковой настойкой как жаропонижающее и обезболивающее средство. А в ХVIII веке британский аббат провел первые в истории «клинические исследования», в которых участвовали 50 больных лихорадкой. Он доказал жаропонижающий эффект экстракта коры белой ивы и сообщил о результатах Королевскому Обществу. ПЕРВЫЙ АСПИРИН

8 слайд

Так выглядела в 1900 году химическая лаборатория компании "Байер", где в конце XIX века был получен аспирин.

9 слайд

Фармакологическое действие Аспирин - оказывает противовоспалительное, анальгезирующее и жаропонижающее действие Показания к применению Ревматизм, лихорадка при инфекционно-воспалительных заболеваниях; головная боль Противопоказания Гиперчувствительность, желудочно-кишечные кровотечения; нарушение свертываемости крови,

10 слайд

Как показали наблюдения, большинство лекарств являются электролитами. Причём в отличие от сильных электролитов, к которым относятся неорганические кислоты, щёлочи и соли, органические вещества ионизируются в водном растворе только частично, образуя слабые кислоты, как аспирин: Как заставить молекулу лекарства работать на благо организма

11 слайд

Весной 2006 г. европейские и американские медики пришли к выводу, что привычный всем аспирин способен справляться с раковыми опухолями. Исследователи не только подтвердили эти предположения, но и выяснили, какие именно типы злокачественных опухолей может уничтожить ацетилсалициловая кислота. Классический аспирин является одним из старейших лекарств против жара и боли – его эффективно применяют уже более ста лет. По мнению экспертов из Лондонского центра онкологических исследований, аспирин является прекрасным средством при борьбе с редкой разновидностью злокачественных образований По мнению ученых, аспирин восполняет дефицит салицилатов в питании современного человека.

12 слайд

Химическая формула: C13H18N3NaO5S Химическое название: натрия 2,3-диметил-1-фенил- 4-метиламинопиразолон- 5-N-метансульфоната гидрат Молекулярная масса: (в а.е.м.) 351,36 Основные физико-химические свойства: таблетки белого или белого с желтоватым оттенком цвета; бесцветн, горьковатый на вкус, без запаха, игольчатые кристаллы

13 слайд

История: Анальгин был синтезирован очень давно. Еще в 1920 году в ходе поисков легкорастворимой формы амидопирина. Применялся он в качестве доступного обезболивающего средства, поскольку широкого ассортимента средств против боли в то время не было. Дополнительная информация: Водный раствор нейтрален. При длительном стоянии желтеет не утрачивая биологической активности Уже несколько десятилетий анальгин запрещен в Австралии, Великобритании, США, Германии, Англии. Считается, что при регулярном использовании этот препарат дает большую нагрузку на печень и может способствовать нарушению функции кроветворения.

14 слайд

Фармакологические свойства. Препарат оказывает выраженное анальгезирующее и жаропонижающее действие. Анальгин препятствует проведению болевых импульсов нервными волокнами и повышает порог возбудимости. Показания к применению. Болевой синдром различного происхождения (головная, зубная боль, ожоги, боль в послеоперационном периоде, невралгии, радикулиты, лихорадочные состояния (при гриппе, острых респираторных инфекциях и др.); почечная и печеночная колики

15 слайд

Способ применения и дозы. Препарат принимают после еды по 0,25 - 0,5 г 2 - 3 раза в день; при ревматизме дозу можно увеличивать до 1 г 3 раза в день. Побочное действие. Аллергические реакции: бронхоспазм, кожные высыпания, отек Квинке Противопоказания. Индивидуальная повышенная чувствительность к препарату

16 слайд

Фармакологическая группа: Амфениколы Химическое название: -2,2-Дихлор-N- ацетамид

17 слайд

Показания к применению брюшной тиф; дизентерия; коклюш; сыпной тиф; пневмония; менингит; сепсис; остеомиелит. Фармакологические свойства. Левомицетин - является антибиотиком широкого спектра действия, оказывает бактериостатическое действие. Основные физико-химические свойства: Белый или белый со слабым желтовато-зеленым оттенком, кристаллический порошок, горький на вкус. Мало растворим в воде, легко - в спирте.

18 слайд

Как правильно принимать лекарства Лекарства запивают только водой. Все остальное: соки, чай, газированные напитки, и особенно алкоголь – недопустимы. Чай, к примеру, образовывает нерастворимые соединения с лекарствами, и они выпадают в осадок. Соки могут превратить некоторые лекарства в яд, то же, в еще большей степени, касается и алкоголя. Время приема лекарства, разумеется, зависит от данных по этому поводу рекомендаций, но нужно знать, что прием лекарства до еды означает - минут за 40-30 до трапезы. Если же лекарство нужно принять после еды, это значит, что от последнего приема пищи должно пройти не менее двух часов. Прием же натощак означает – минут за 40-20 до завтрака. Лучше не принимать разные лекарства одновременно. Лекарства лучше принимать целиком. Не стоит пытаться их разжевывать, дробить перед приемом, растворять в воде.

19 слайд

Как вывести чужеродное вещество из организма? Лекарственные вещества разрушаются в печени - организм стремится очиститься от чужеродных химикатов сам. При этом сложные соединения превращаются, как правило, в более простые вещества, способные выводиться из организма достаточно легко. Каждый день печень нарабатывает до литра желчи, компоненты которой, особенно желчные кислоты, способствуют разложению и усвоению жиров в кишечнике. При этом более 80% печёночного секрета довольно быстро всасывается в кровь и попадает из кишечника обратно в печень. Таким образом, желчные кислоты совершают циркуляцию и могут использоваться организмом повторно. Вот здесь-то молекула лекарства и попадает иной раз в ловушку. Многие вещества способны образовывать комплексы с компонентами желчи, диффундировать сквозь стенки кишечника в кровь и таким образом участвуют в цикле печень - кишечник - кровь - печень. Процесс продолжается до тех пор, пока лекарственные молекулы не деградируют полностью и не перейдут из крови в мочу. Как долго работает лекарство? Что происходит с ним потом?

21 слайд

В последние годы для создания новых лекарств химики часто используют достижения молекулярной биологии. Поведение клеток под влиянием различных веществ задаёт направление поисков по созданию новых соединений - тех, которые будут действовать с минимальными побочными эффектами. Достижения современной фармацевтики впечатляют. Пока в течение тысячелетий люди лечились отварами трав и прочими народными средствами, средняя продолжительность жизни человека была очень невелика. В средневековой Европе она не достигала и 40 лет, а сегодня, благодаря развитию здравоохранения и, в том числе новым лекарствам, почти удвоилась. Будущее современной фармацевтики

Урок по теме «Лекарства»

Цель урока:

Дидактическая:

Развивающая:

Воспитательная:

Задачи урока:

Познакомить учащихся с научными и практическими достижениями медицинской химии и фармакологии;

Познакомить учащихся с проблемами человечества, которые возникли в результате безконтрольного производства и употребления лекарственных препаратов.

Оборудование: компьютер (ноутбук), экран, презентация к уроку, аптечка с лекарственными препаратами, химические реактивы – гидроксид натрия, вода, спирт, ацетилсалициловая кислота, аспирин, держатель для пробирок, спиртовки, спички, глюконат сальция, фенюльс, феррум Лек

Ход урока:

    Орг.момент .

    Изложение нового материала

Я хотела бы на наш урок пригласить змею, так как вы думаете, что она символизирует? (Мудрость, хитрость, смена кожи, регенерация и т.д.)

Демонстрационный опыт: Например, для получения глюконатной змеи достаточно поднести к пламени спиртовки таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Из таблетки выползает змея, объем которой намного превышает объем исходного вещества. Разложение глюконата кальция, имеющего состав Ca(CH2OH(CHOH)4COO)2, приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды (формулы веществ записать на доске). Древним фармацевтическим символом является змея, которая опоясывает чашу познания.

Перед вами имена знаменитых, талантливых людей и причина их смерти:

Шуберт 1797-1828 (31год) - тиф

Вагнер 1747-1779 (32года) – туберкулез

Гауф 1802-1827 (25лет) – тиф

Чайковский 1840-1893 (53года) - холера

Рафаэль 1483-1520 (37лет) – сердечная недостаточность

Учитель : Перед вами различные лекарственные препараты. Как вы думаете, что связывает между собой понятия – змея, болезнь, таблетки.

Учитель: Назовите тему нашего урока.

Учащиес я называют тему урока?

Сформулируйте цели нашего урока.

Отметьте – знал, узнал, хочу узнать.

В далеком прошлом лекарства и яды обозначались одним и тем же словом. Так, древнегреческое слово «фармакон» и древнерусское «зелье» приобрели однозначно ядовитый смысловой оттенок, а лекарства стали называть «снадобья». За многие века значения этих слов не изменились: лекарство – снадобье, дарующее исцеление, яд – зелье, способное убивать. Практически каждое лекарство при определенных условиях может оказывать ядовитое действие, а многие яды находят применение как лекарства. Условность границы между ними определяется общим способом действия на организм.

Учитель : Скажите, какие возникают у вас ассоциации со словом лекарства – аптека, фармацевт, провизор, рецепт, лекарство, врач.

Мы все сегодня находимся в аптеки, и вы все являетесь провизорами. А кто они такие?

Лекарства - это группа веществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своей форме, действию и динамике;

Лекарства (лекарственные средства) - это вещества и продукты, применяемые для профилактики, диагностики и лечения болезней человека и животных.

Лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к применению

Лекарственный препарат – это вещество, изменяющее работу организма. Препараты можно глотать, вдыхать, вводить посредством инъекций, они впитываются через кожу, закапываются в глаза

Для чего применяют лекарства?

Лекарства как химические вещества применяют внутрь или наружно с целью: лечения, диагностирования заболевания или уменьшения боли; оценки физического, функционального или психического состояния больного; восполнения потерь крови или других жидкостей организма; обезвреживания болезнетворных микроорганизмов; влияния на функции организма или психическое состояние человека и т.д.

-- Как называется наука, занимающаяся изучением лекарственных средств? (Наука, которая занимается изучением лекарственных средств, называется фармакологией).

Фармаколо́гия (от греч. φάρμακον - «лекарство», «яд» и λόγος - «слово», «учение») - медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм; в более широком смысле - наука о физиологически активных веществах вообще и их действии на биологические системы. Если вещества используются в фармакотерапии, их называют лекарственные средства.

Учитель : Для того чтобы быть провизором, нужно знать история фармакологии и лекарственных препаратов. Для этого вы будите работать в группах. Работа с учебником и дополнительной литературой по вопросам:

1 группа – Заслуги Гиппократа

Иатрохимия Авицена

Развитие медицины в России

2 группа - Дэви и веселящий газ

Открытие пенициллина.

Вывод:

Учитель: Мы узнали историю фармакологии. Скажите, какие лекарственные препараты выпускаются во всем мире.

Слайд № Лекарственные формы

1. Растворы (водные, спиртовые, масляные, глицериновые).

2. Настои.

3. Отвары.

4. Настойки.

5. Микстуры.

7. Эмульсии.

8. Суспензии.

1. Порошки.

2. Гранулы.

3. Таблетки.

5. Пилюли.

6. Капсулы.

7. Смеси нарезанного или крупно измельченного растительного сырья.

4. Стерильные порошки и таблетки для инъекций, растворяемые непосредственно перед введением.

Лекарственных препаратов очень много. 1891 году русским ученым Д.Л. Романовским был сформулирован принцип: «вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему и вызовет наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте».

В медицинской практике используются около 25 тыс. лекарственных препаратов. При этом почти 90 % лекарств разработаны в последние десятилетия, что позволяет говорить о «фармацевтическом взрыве». Растет не только число лекарственных средств, но и сила их воздействия на организм. Различные государства, фармакологические заводы выпускают разные лекарственные препараты. Как вы считаете, одинаковые ли все они. Разные цены, а каково их действие. Вот это мы сейчас с вами и определим.

Лабораторный практикум.

Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты .

    Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. Добавьте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается?

    Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле.

    Взболтайте по 0.1 г препарата с 2-3 мл воды и добавьте по 2-3 мл разбавленного раствора NaOH. Изменилась ли растворимость веществ?

Лабораторный опыт 2:

2. Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария,

Пояснения: Fe +2 , Fe +3 и анионов SO 4 -2 , Cl - FeSO 4 .

Учитель: изучив химический состав лекарственных препаратов, к какому выводу вы пришли? Лекарства может быть как лекарственным препаратом, так и ядом в большом количестве.

    VI . Обобщение знаний

Давайте попытаемся обобщить полученные знания и сделать основные выводы

(в предложении вставить пропущенные слова или словосочетания )

6. Подведение итогов урока

Английский врач Дэвид Уильямс высказал мысль: «Сегодня рядовой Homosapiens обладает значительной свободой определять собственную судьбу. Поэтому его следует ознакомить с химией в достаточной мере, чтобы он представлял результаты применения лекарственных препаратов или их комбинаций»

Мне открылось в результате урока:

- Три самых важных имени –

- Три самых важных события –

- Урок навёл меня на размышления-

--оценки за урок

VIII. Рефлексия

IХ. Домашнее задание параграф параграф 20, стр 155

Рецепт «идеального лекарства»: возьмите синеву неба, тихий шелест ветра, добавьте пение жаворонка, бабочку на цветке. Разбавьте водой чистого озера, подогрейте на лучах солнца, дайте настоятся в течение всех времен года. Принимай вместе со свежим воздухом и хорошим настроением 3 раза в день курсом 365 дней. Крепкое здоровье в этом случае гарантируется. И вам не нужны ни какие лекарства.

Маршрутный лист

1 группа – Заслуги Гиппократа

Аптекарская наука Клавдия Галена

Иатрохимия Авицена

– Основы медицинской химии Парацельса

Развитие медицины в России

Лабораторный практикум.

Для работы вам необходимо взять салициловую кислоту, аспирин.

Вывод .

2. Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле. Результаты эксперимента показали , что АСПИРИН (Российского производства) лучше растворяется в этаноле, чем в воде, но выпадает в осадок в виде игольчатых кристаллов, АСПИРИН (производство - Германия) частично растворился, а часть лекарства образовала хорошо различимый белый осадок, так же белый осадок, мы наблюдали в пробирке. Следует сделать вывод о недопустимости применения алкоголь содержащих лекарств совместно с аспирином, а тем более с алкоголем.

4. Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавьте несколько капель раствора хлорида железа. Что наблюдается? В результате, было выявлено, что при гидролизе российского аспирина образуется больше уксусной кислоты, чем фенолпроизводных, вследствие того, что фиолетовой окраски не появилось. А при гидролизе АСПИРИНА С(Германия) наоборот, больше образуется фенолпроизводных, чем уксусной кислоты. Затем мы выяснили, что фенолпроизводное, это очень опасное для здоровья человека вещество, и предположили, что возможно, фенольное соединение влияет на появление побочных эффектов на организм человека.

Лабораторный опыт 2: Определение качественного состава препарата.

Измельчите таблетку феррум Лек и фенюльс (этот препарат содержит соли железа и применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде (5-10 мл). Разделить смесь на 2 пробирки.

1. Проведите качественные реакции.

2. Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра

3. Сделайте вывод о качественном составе препарата.

Пояснения: Основываясь на предложенной информации, исходя из названия препарата и используя метод исключения, учащиеся делают предположение о наличии в составе соли катионов Fe +2 , Fe +3 и анионов SO 4 -2 , Cl - . Экспериментальная проверка гипотезы позволяет сделать вывод, что состав соли – FeSO 4

    Опыты с раствором иода Получение иодоформа.

2NaOH + I 2 = NaI + NaIO + H 2 O;

CH 3 -CH 2 -OH + NaIO = CH 3 -CHO + NaI + H 2 O;

CH 3 -CHO + 3I 2 + 3NaOH = I 3 -CHO + 3NaI = 3H 2 O;

I 3 -CHO + NaOH = CHI 3 ↓ + HCOONa.

Ощущается резкий неприятный запах иодоформа.

Обобщение знаний

Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.

слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.

Маршрутный лист

Работа группы 2 группа

Дэви и веселящий газ

Открытия Луи Пастера и Пауля Эрлиха, ставших нобелевскими лауреатами.

Открытие пенициллина.

Вывод: Какой вклад внесли выдающиеся деятели каждого исторического периода?

Лабораторный практикум.

Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты.

Для работы вам необходимо взять салициловую кислоту, аспирин.

1. Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. Добавьте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается? Вывод : результат данного опыта показывает, что среди выбранных для исследования лекарств, содержащих ацетилсалициловую кислоту, аспирин российского производства малорастворимый в воде, поэтому попав в желудок, есть риск того что он прикрепится к стенкам желудка, что может вызвать эрозивно-язвенные поражения и желудочно-кишечные кровотечения.

2. Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле. Результаты эксперимента показали, что АСПИРИН (Российского производства) лучше растворяется в этаноле, чем в воде, но выпадает в осадок в виде игольчатых кристаллов, АСПИРИН (производство - Германия) частично растворился, а часть лекарства образовала хорошо различимый белый осадок, так же белый осадок, мы наблюдали в пробирке. Следует сделать вывод о недопустимости применения алкоголь содержащих лекарств совместно с аспирином, а тем более с алкоголем.

3. Взболтайте по 0.1 г препарата с 2-3 мл воды и добавьте по 2-3 мл разбавленного раствора NaOH. Изменилась ли растворимость веществ?

    Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавьте несколько капель раствора хлорида железа. Что наблюдается?

В результате, было выявлено, что при гидролизе российского аспирина образуется больше уксусной кислоты, чем фенолпроизводных, вследствие того, что фиолетовой окраски не появилось. А при гидролизе АСПИРИНА С(Германия) наоборот, больше образуется фенолпроизводных, чем уксусной кислоты. Затем мы выяснили, что фенолпроизводное, это очень опасное для здоровья человека вещество, и предположили, что возможно, фенольное соединение влияет на появление побочных эффектов на организм человека.

Лабораторный опыт 2: Определение качественного состава препарата.

Измельчите таблетку феррум Лек (этот препарат содержит соли железа и применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде (5-10 мл).

1. Проведите качественные реакции. В две пробирки налить данного раствора и добавить + Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра.

2. Сделайте вывод о качественном составе препарата.

Пояснения: Основываясь на предложенной информации, исходя из названия препарата и используя метод исключения, учащиеся делают предположение о наличии в составе соли катионов Fe +2 , Fe +3 и анионов SO 4 -2 , Cl - . Экспериментальная проверка гипотезы позволяет сделать вывод, что состав соли – FeSO 4

3. Опыты с раствором иода

Получение иодоформа.

В пробирку наливают 1 мл спиртового раствора иода и приливают к нему 2 М (8%) раствор NаОН до обесцвечивания. Выпадают характерные светло-желтые кристаллы иодоформа:

2NaOH + I2 = NaI + NaIO + H2O;

CH3-CH2-OH + NaIO = CH3-CHO + NaI + H2O;

CH3-CHO + 3I2 + 3NaOH = I3-CHO + 3NaI = 3H2O;

I3-CHO + NaOH = CHI3↓ + HCOONa.

Ощущается резкий неприятный запах иодоформа

Обобщение знаний

Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.

слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.

Анализ урока

Данный урок разработан в соответствие программой О.С.Габриеляна, проводится в 10 классе. Комбинированный метод обучения (словесно-наглядный) с использованием проблемного изложения и информационных технологий, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, их самостоятельности и творчеству, прививает интерес к предмету. На уроке представлена технология проблемного и критического мышления, которая рассматривается в педагогике как наиболее успешная. А использование в учебном процессе практических работ и заданий исследовательского характера способствует мотивации для обобщения учебного материала, расширяет возможности для индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, повышает творческую активность, позволяет расширить кругозор учащихся. Прикладная направленность создает условия для выработки у учащихся умений применять полученные знания при решении реальных задач повседневной жизни и грамотно обращаться с лекарственными препаратами.

По типу - урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

Цель урока:

Дидактическая:

Изучение понятия «лекарственные препараты» и истории их создания;

Дать понятие о классификации лекарственных препаратов и их формах;

Выявить зависимость организма человека от лекарственных препаратов.

Развивающая:

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ и жизнедеятельностью организма;

Выяснить влияние различных лекарственных препаратов на живые организмы и окружающую среду.

Воспитательная:

Показать практическое значение лекарственных препаратов;

Показать результаты работы медицинской химии как науки.

Данный урок способствует формированию учебно-познавательных компетенций.

Групповая форма организации учебной деятельности на уроке исключительно эффективна при проведении практических работ, а также она способствует формированию коммуникативной компетенции.

Фронтальная форма организации способствует установлению особенно доверительных отношений, позволяет учить рассуждать и находить ошибки, активизировать деятельность учащихся.

Практическая работа используется как средство контроля сформированности практических умений и навыков.

  • Шуберт 1797-1828 (31год) - тиф
  • Вагнер 1747-1779 (32года) – туберкулез
  • Гауф 1802-1827 (25лет) – тиф
  • Чайковский 1840-1893 (53года) - холера
  • Рафаэль 1483-1520 (37лет) – сердечная недостаточность

Лекарства


  • Дидактическая:

- изучение понятия «лекарственные препараты» и истории их создания;

- дать понятие о классификации лекарственных препаратов и их формах;

- выявить зависимость организма человека от лекарственных препаратов.

  • Развивающая:

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ и жизнедеятельностью организма;

- выяснить влияние различных лекарственных препаратов на живые организмы и окружающую среду.

  • Воспитательная:

- показать практическое значение лекарственных препаратов;

- показать результаты работы медицинской химии как науки .

Цель урока:


Гиппократ Клавдий

(460 – 377 г. до н. э.) Гален (129 –201)

История создания лекарственных препаратов:


Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах-

ибн Сина – Авиценна

(980 – 1037 г.)

Среднеазиатский медик эпохи Средневековья.

Он описал большое количество лекарственных

препаратов растительного и минерального

происхождения и способы их приготовления.

Его главный труд называется

«Канон врачебной науки».


История создания лекарственных препаратов:


Эдуард Дженнер (английский врач)- привил оспу 8-летнему мальчику Джеймсу Фипсу

Луи Пастер

(французский ученный)

История создания лекарственных препаратов:


Александр Флеминг

Синтезировал антибиотик - пенициллин из грибка рода Penicillum.

Пауль Эрлих

Является основоположником

химиотерапии.

В 1909 г. Синтезировал сальварсан – средство против сифилиса

История создания лекарственных препаратов:


Жидкие

Твердые

1. Растворы (водные, спиртовые, масляные, глицериновые).

Мягкие

2. Настои.

1. Порошки.

2. Гранулы.

3. Отвары.

3. Таблетки.

4. Настойки.

5. Микстуры.

5. Пилюли.

4. Стерильные порошки и таблетки для инъекций, растворяемые непосредственно перед введением.

6. Слизи.

6. Капсулы.

7. Эмульсии.

8. Суспензии.

7. Смеси нарезанного или крупно измельченного растительного сырья.

1891 году русским ученым Д.Л. Романовским был сформулирован принцип: «Вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему и вызовет наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте».

Формы лекарственных препаратов


Практическая часть: «Анализ состава лекарственных препаратов»



П О М Н И Т Е!

Взаимодействие с другими лекарствами

Применять лекарственные препараты можно только по рекомендации лечащего врача.

Может усилить или ослабить действие лекарства

Состояние организма

А приобретать их только в аптеке.

При заболевании печени или почек лекарства применяют с осторожностью

Особенности профессии

НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ САМОЛЕЧЕНИЕМ!

Могут понизиться внимание, быстрота реакции, появиться сонливость. Водителям, работникам ответственным за жизнь людей, такие лекарства принимать нельзя.


  • Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.
  • слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.

Английский врач Дэвид Уильямс высказал мысль: «Сегодня рядовой Homosapiens обладает значительной свободой определять собственную судьбу. Поэтому его следует ознакомить с химией в достаточной мере, чтобы он представлял результаты применения лекарственных препаратов или их комбинаций»


Мне открылось в результате урока:

Три самых важных имени –

Три самых важных события –

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.