Сценарий классного часа "Письма с фронта" методическая разработка (8 класс) на тему. Военные письма "треугольники": история Как написать письмо на войну

Старая бумага упорно заворачивается по сгибам, продавленным больше шестидесяти лет назад. Выцвели чернила, поблекла типографская краска на почтовых открытках. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали — годами, десятилетиями.
Письма с фронтов Великой Отечественной войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу…
Важное значение в годы войны придавалось художественному оформлению связывающей фронт и тыл почтовой корреспонденции — конвертов, открыток, бумаги.
Это своеобразная художественная летопись времен военного лихолетья, обращение к героическому прошлому наших предков, призыв к беспощадной борьбе с захватчиками.
16-летняя Соня Степина не сразу решилась написать бывшему учителю математики Михаилу Еськину письмо на фронт и признаться ему в любви. И только после нескольких писем, которые получил от него коллектив школы, Соня послала Михаилу весточку. В ней девушка писала: «Часто вспоминаю ваши уроки, Михаил Петрович. Помню, как дрожала и трепетала при каждом звуке вашего голоса…»
И вскоре командир взвода Михаил Еськин ответил Соне: «Я прочитал твое письмо с большой радостью. Ты не представляешь, как счастливы здесь люди, читая письма от знакомых и близких». Переписка стала постоянной. Когда Михаил сообщил Соне, что «немного поцарапан и теперь отлеживается в медсанбате», девушка с горячностью ответила: «Я бы прилетела, будь у меня крылья…» Молодые люди полюбили друг друга.
Почти три года длилась эта переписка. В 1944 году Михаил и Соня поженились.

С началом военных действий миллионы людей оказались в действующей армии. Шла массовая эвакуация из прифронтовой полосы. Многие люди поменяли адреса, место жительства. Война разлучила тысячи семей. Вся надежда была на почту, которая помогала найти близких — в тылу и на фронте. Ежедневно уходили на фронт тысячи писем, открыток, газет и журналов. Не меньше шло писем с фронта — в разные города, поселки и села, туда, где были оставлены родные люди.


Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Василий Иванович Волков, житель Алтая, где осталась его семья, в письме обращается к жене: «Многоуважаемая Маня! Шлю привет детям — Зое, Коле и Вале. Я жив-здоров. Манечка, береги детей. Обрати внимание на здоровье Зои. Она у нас слабенькая. Ей нужно пить молоко».
Война никого не щадила. Жестоко она обошлась и с этой семьей. У Василия Волкова в годы войны погибли два брата. Его сестра Мария жила в Ленинграде, где заведовала детским садом. Во время переправы по «Дороге жизни» машина с детьми от артобстрела на ее глазах ушла под лед. Потрясенная увиденным, Мария тяжело заболела, а в 1947 году умерла. Погибли в боях и братья жены Василия Волкова. Сам старший лейтенант Василий Волков пал смертью храбрых в 1943 году. Трудно пришлось Мане Волковой. Зое в это время только исполнилось 10 лет, ее сестре Вале — 7, братику Коле — 3 года.

Сегодня почти невозможно найти музей или архив, где бы не хранились письма фронтовиков, до которых подчас у исследователей «не доходят руки». А ведь история Второй мировой войны глазами ее участников — важный исторический источник. И специалисты считают, что работу по сбору писем с фронта надо продолжать, ибо уходят из жизни хранители солдатских писем.
Без малого 60 с лишним лет собирает письма фронтовиков москвич, майор в отставке Юлий Соломонович Лурье. Первым письмом в этой большой коллекции стало письмо отца с фронта, которое семья Юлия получила в 1941 году. Сам Юлий в ту пору был подростком. В большом собрании писем Лурье фронтовые вести воинов — от солдата до маршала. Так, рядовой Виталий Ярошевский, обращаясь к матери, писал: «Если погибну, то погибну за нашу родину и за тебя». Петр Сорокин, пропавший без вести в 1941 году, успел написать всего несколько писем своим родным. Вот строки одного из последнего.
«Здравствуй, мамочка! Не беспокойся обо мне… Я уже прошел боевое крещение. Будем в Кронштадте, обязательно пошлю тебе шелк на платье». Но не успел.


В родной город слал свои весточки жене и маленькому сыну Алексей Рогов, командир эскадрильи авиаполка, совершивший более 60 вылетов. В каждом его обращении к жене чувствуется неподдельная любовь и тревога за близких. «Девочка моя, — писал Алексей жене из Новочеркасска, — приготовь себя к разлуке. Впереди 1942 год. Живи, как и я, надеждой на встречу». Следующее письмо он отправил домой из Московской области: «Здравствуй, Верусинька, и сынулька Эдинька! Верушечка, не грусти. Готовься к зиме. Купи сыну валенки и сшей ему шубку. Люблю вас. Алексей». Последнее письмо датировано началом октября 1941 года. Его Алексей написал за несколько дней до своей гибели. Звание Героя Советского Союза он получил посмертно.
Дожить до победы мечтал Николай Дронов, погибший под Керчью в 1942 году. «…Свободного времени мало. Многому приходиться учиться на ходу. Но не стоит унывать. Мы победим. Мама, папа и бабушка, за меня не беспокойтесь. Не плачьте. Все хорошо. Ваш сын Коля».

Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Маша» и т.д. Как правило, в письмах бойцов встречаются короткие повествования о войне. Отправляли родным стихи, фотографии, вырезки из газет-листовок. Поскольку письма писали прямо с поля боя, «с переднего края», фронтовики по мере того, как шла война, все чаще указывали места, где шел бой. Обычно всего одной строкой: «пишу из Пруссии», «отстояли Одер», «привет из Беларуси».
До самой победы воевала гвардии старшина Наталья Черняк. В своем письме матери она писала: «Милая, мама! Вчера у нас в части был большой праздник. Нашему корпусу вручили Гвардейское знамя. Мамочка, мне выдали новые сапоги. Мой 36-й размер. Представляешь, как я довольна. Сейчас 3 часа ночи. Сижу на дежурстве и пишу тебе. Читаю в свободное время Маяковского. Да, чуть не забыла, мамочка, пришли мне ноты: вальсы Штрауса «Весенние голоса», «На голубом Дунае», украинские и русские песни. Это нужно для нашего оркестра».
Долго хранились в семье москвичей Зенько письма с фронта Фадея Фадеевича Зенько, пока его родственники не передали их в музей. Фадей Зенько незадолго по победы погиб. Его письма адресованы жене Анне и детям. Вместе с сотрудниками института инженеров железнодорожного транспорта она была эвакуирована на Урал. Анна Ивановна с двумя детьми поселилась в селе, где ее избрали заместителем председателя колхоза.


Трудно было, тяжело. Но выжить помогали ей письма от мужа. Он тревожился о том, как его жена и дети перенесут уральские морозы: «Это замечательно, что вы приобрели валенки. Надо сшить шапки-ушанки, чтобы наши малыши не замерзли. Анечка, не забывай думать о себе». Чувствуется огромное желание мужа хоть как-то уберечь от невзгод жену и детей. Дети Фадея Зенько вспоминали, что мать, читая письма с фронта, то плакала, то смеялась. Они заряжали ее своим оптимизмом.
В колхозе не хватало людей, не было в достатке техники, трудности были с семенами. Анне Зенько, вчерашнему инженеру одного из ведущих московских институтов, совсем было непросто приспособиться к сельской жизни. О том, что она трудилась, не покладая руку, говорилось в очередной весточке мужа: «Узнал, Аня, в твоем письме, что отзывы руководителей района о тебе хорошие. Очень рад и горжусь. Ваши успехи — наши успехи».
Многие военные открытки сопровождались не только картинками, но и официальной цитатой Сталина: «Мы можем и должны очистить свою землю от гитлеровской нечисти». Люди писали в письмах и открытках, приближая победу: «Я буду бить врага до последних сил…», «…отомщу за разрушенное село», «Верю, что расквитаемся с фрицами», «Мама, немчура бежит от нас, мы им зубы переломали»…

Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник — это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Уже давно переписка близких людей той поры перестала быть личным делом. Это уже история. В историческом музее города Рославля собрана большая коллекция фронтовых писем. Николай Иевлев написал свое письмо домой за 3 недели до начала войны: «Мама, обо мне не тревожьтесь. Все хорошо. Очень жаль, что нашим садом некому заниматься. У нас ведь чудесные яблони. В месте, где находится наше военное училище, очень красивые леса. По утрам можно увидеть лосей».
Леонид Головлев почти два года не мог отыскать свою семью. Только в 1943 году близкие получили от него письмо: «Ничего не знал о вашей судьбе, тревожился. Не могу представить, как вы пережили оккупацию. Будем надеяться, что теперь все будет хорошо. Что сказать о себе? Воюю. Жив и здоров». Леонид пропал без вести в 1944 году. Отцовской любви полны письма Николая Фескина. В тылу у него остались жена Евдокия и трое детей. Вот несколько фраз из письма фронтовика: «…Целую вас много раз. Очень хочу увидеть. Дети — Валя, Витя и маленькая Мирочка — мне снятся».

В 1995 году дочь Николая Фескина Мира Колобнева передала письма отца в музей.
Человек всегда остается человеком, даже в самых сложных условиях. В годы войны молодые люди часто переписывались заочно. Так, офицер действующей армии прислал незнакомой ему Екатерине Катаевой письмо с фронта. Екатерина Карповна говорила, вспоминая это время: «Наших женихов поубивало на войне. Мой парень погиб под Сталинградом. А тут пришло письмо от Семена Алекимова. Поначалу не хотела отвечать. А подумала о том, как наши солдатики там воюют и ждут писем, решилась на ответ».
Нелегко жилось Кате. Их было пятеро у матери. Отца не стало в 1936 году. Чем больше переписывались молодые люди, тем крепче становились их чувства. Старший лейтенант Алекимов не раз был на волосок от смерти. Помнит, как чудом выжил во время бомбежки, когда их взвод переправлялся через реку Березину, как бывали под обстрелами немецких самолетов. После войны Семен Алекимов скажет: «За один день на войне проживаешь и десять жизней, и десять смертей. Но всегда мечтал о своей Катюше». Катя и Семен сумели пережить все невзгоды, судьба соединила их.

Почти в каждом солдатском письме можно прочесть строки о боевых товарищах, погибших в боях, желании отомстить за них. Кратко, но драматично звучат слова о гибели верных друзей в письме рядового Алексея Петрова: «Наш танковый корпус вышел из боя, а людей погибло много». А вот что писал сын Иван отцу в деревню: «Батя, какие идут тяжелые бои… знал бы ты, как сражаются мои товарищи».
Солдат Владимир Трофименко сообщил своим близким в Сумскую область: «Мы нанесли под Бобруйском тяжелый удар по немцам. Хочется, чтобы 1944 год был последним годом войны. Теперь немцы поднимают руки перед нами, молодыми солдатами в запыленных гимнастерках. Я уже сейчас вижу будущее мирное время, слышу пение девушек, смех детей…» Это письмо, как и другие весточки от Владимира, попали в местный музей. За годы бумага стала совсем прозрачной. Но хорошо видны слова автора. Есть в письме и вычеркнутые строки. Эта цензура постаралась. Везде пометки: «проверено военной цензурой».


Еще в августе 1941 года в газете «Правда» в «передовице» было написано о том, что очень важно, чтобы письма находили своего адресата на фронте. И далее: «Каждое письмо, посылка…. вливают силы в бойцов, вдохновляют на новые подвиги». Не секрет, что немцы уничтожали узлы связи, разрушали телефонные линии. В стране была создана система военно-полевой почты под началом Центрального управления полевой связи.
Только в первый военный год Государственный комитет обороны принял несколько решений, которые касались продвижения корреспонденции между фронтом и тылом. В частности, было запрещено использовать почтовый транспорт для хозяйственных работ. Почтовые вагоны «цепляли» ко всем поездам, даже к военным эшелонам.
Непростая была служба у военных почтальонов. В штатном расписании должность почтальона именовалась как экспедитор. До Берлина дошел почтальон Александр Глухов. Он ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз пришлось побывать в бою. В его огромной сумке всегда находилось место для открыток, бумаги и карандашей для тех, кто не успел запастись этими нужными принадлежностями.

Александр Глухов спустя годы вспоминал, что знал фамилии многих бойцов. Однако почти после каждого боя были потери личного состава. Уже в штабе полка он на письмах, не дошедших до адресатов, ставил пометку «выбыл из части». Сами фронтовики такие письма называли «неврученкой».
Не легче было работать почтальоном и в тылу. Валентину Меркулову «определили» в почтальоны, когда она училась в 4-м классе. До обеда она училась в школе, а после занятий занималась разноской писем. Из поселка Булгаковский, что в Орловской области, где она жила с больной матерью, эта девчушка отправлялась с письмами по близлежащим деревням каждый день, в любую погоду. Позднее Валентина, вспоминая военное время, поделилась с читателями местной газеты впечатлениями: «Теплой одежды у меня не было, но мама раздобыла у кого-то из соседей фуфайку и резиновые калоши. Так я и ходила».
Уже тогда юной Валентине пришлось столкнуться и с горем и с радостью. Некоторые письма люди читали всем деревней или селом. Каждого интересовали вести с фронта. Но немало было и похоронок. Не обошла беда и их семью. Мать Валентины потеряла на войне двух братьев. Валин отец умер позже, когда пришел с фронта.


Героям Великой Отечественной,
павшим на полях сражений,
посвящается...

Стали тоньше нервы…
Она прошла всего лишь два квартала…
Девчушечка 14-ти лет
Нести устала
с похоронкою конверт.
Нет горше, нет ужасней новостей;
И этот плач невыносимо слушать:
«Зачем господь мне подарил детей?! —
заплачет мама. — Петенька! Петруша!»
Нет горше, нет ужасней новостей,
Ей кажется невыносимой ноша:
«Ну как же мне растить троих детей?! —
жена заплачет. — Мой Алёшенька! Алёша!!!»


Когда ж Раиса треугольники вручала,
Вся улица и пела, и плясала!
И, получив привет с передовой,
Смахнёт слезинку мать:
«Сыночек мой! Живой!»

От гильзы световой поток,
Где в керосине скруток ваты.
Исчадно-дымный фитилёк
Бросает тени в потолок
Штабной землянки в три наката.
Пока затишье и пока
Блестит во мраке капля света
Не спи, солдат, у огонька,
А изложи издалека
Слова любви, слова привета…
Пусть по тетрадке без полей
Сползает исповедь наклонно
В глубь милых дорогих полей
Под парусами тополей,
Не ждущих от тебя поклона.
Ты поздоровайся пером,
Прикрученным к лучинке ниткой,
С родимым домом за бугром,
С рядами яблонь за двором,
С гостеприимною калиткой.
Пока затишье и пока
Фитиль слегка на ладан дышит,
Рождайся за строкой строка:


В канун Дня победы люди с особым чувством ожидали писем.
Армянин Эдуард Симонян воевал в танковой бригаде, которая входила в состав Сталинградского корпуса. В 1944 году в их бригаде осталось только 7 человек. Не раз был ранен, лежал в госпиталях. В конце войны его мать получила извещение о гибели сына. И вдруг неожиданно для нее пришло письмо, заветный треугольник, в котором Эдуард писал: «Милая мама, я получил ранение в Латвии. Лежу в госпитале. Рана моя на левой ноге потихоньку затягивается. Скоро победим немчуру, тогда заживем весело и счастливо».


А это строки из письма Михаила Мартова 9 мая 1945 года, адресованные жене: «Милая Тамара! Всю ночь не спал. Палили из всех видов оружия. Вот она, победа! Свершилось то, о чем мечтали все эти годы… Мы сейчас в Восточной Пруссии. Здесь красиво, весна».
Артиллерист Николай Евсеев сообщил родным в село Новочеркасское: «9 мая вместе с сослуживцами возвращался из Вены, но по дороге сломалась машина. Все вышли из нее. Слышим, где-то вверх стреляют. Пошла трасса по небу, потом — вторая… Вот тогда всем стало ясно — это конец войне!»

Сегодня почти в каждой семье есть шкатулка, где хранятся фронтовые письма, фотографии и боевые награды. У каждой семьи своя история. Но всех объединяет одно — общая причастность к трагическим событиям Второй мировой войны. До сих пор письма с фронта, обожженные, надорванные, полуистлевшие, трогают нас до глубины души.
С годами не забываются уроки той войны — горькие и победные. И всякий раз 9 Мая как-то по-особенному торжественно звучат слова: «Подвиг народа бессмертен».

Сохранилось огромное количество писем, отправленных бойцами с передовой в годы Великой Отечественной войны. Некоторые из них - на diletant.media.

***

Миша, Стюра, Валя!

Живите дружно, не ссорьтесь, не обижайте друг друга, слушайтесь мамы. Летом не забывайте читать и писать, и рисовать. Прежде чем играть, сперва сделай, что тебе поручили сделать, а потом и поиграть можно. Всё, что хотите сделать, всегда спросите мамы разрешения.

Ваш папа, Белоносов В.

***

Любимая дочурка, получил твой платочек и восхищен твоим рукоделием.

Какая ты у меня умница, мама тобой очень довольна.

Будь всегда послушной и трудолюбивой девочкой и крепко люби своего папуську.

Роднушка, что-то ты мне не написала, как тебе понравились мои платочки, они только для твоего носика-курносика.

Девочка моя милая, меня мама приглашает приехать к вам в отпуск. Этого сейчас сделать нельзя, вот скоро кончим с немцами и папа приедет с победой домой.

Катуська, хорошо и во всем слушайся мамочку. И больше не болей.

Кто у тебя подруги, и ходят ли они к тебе?
Есть ли у тебя саночки?
Тепло ли твоим ножкам?
Целую тебя, деточка.

Твой папуська

Михаил Новиков, 1943 г.

***

Дорогие фронтовые товарищи, милая моя подруга Нина. Если я погибну в этом бою, то после смерти сообщи моей маме, что я, ее дочь, честно выполнила свой долг перед Родиной. Да, мне, конечно, жаль, что так рано кончилась моя жизнь, но за меня отомстят другие. Нина, я была медсестрой. Ведь это самое прекрасное — спасать жизнь человеку, который борется за нас, защищает нашу Родину от коварного врага, борется за наше будущее.

Вот и все, что я прошу передать моей маме. Валя Колесникова.

***

Здравствуйте, мама!

Шлю вам горячий, сердечный привет и желаю всего хорошего в вашей одинокой жизни. Сообщаю вам о том, что с госпиталя я выписался. Лежал в г. Смоленске. Оттуда поехал и побывал кое-где. Как, например, в Москве. Был и сейчас, вот, нахожусь в Калуге и пишу вам даже на почте. Отсюда, конечно, не сегодня, то завтра уеду на фронт опять. Близко от вас был, да не пришлось побывать дома. Опять война, но ничего.

Мама, вы получали ли мои письма из госпиталя — я оттуда писал. Пока до свидания. Крепко целую.


***

Здравствуй дорогая сестра Фрося!

Шлю привет с фронта, Ваш брат Михаил. Привет Оле, Толе, Вале.

Фрося, я решил еще написать попытаться письмо Вам, но надежды не имею получить от Вас ответа, так как за все время моей жизни на фронте, я от Вас не получал ответа.

На все мои писанные письма, сообщаю о своей жизни:
Я живу по-прежнему. Беспощадно громим немецких фашистов. За все время был и в настоящее время остаюсь невредим.

Фрося, меня смущает, то что я от Вас ни от кого не получал писем. Фрося, если удастся получить мой адрес, то хотя-бы напиши письмо на имя командира части 24539.

Пока остаюсь жив, здоров.

Сваровский Михаил Г.

***

Здравствуйте, незнакомая мамаша Баландова Александра Петровича.

Козленко Федор Никифорович, товарищ вашего сына, и хочу сообщить, если вы не знаете это сообщение, для вас будет большим несчастьем — ваш сын Баландов Александр Петрович погиб за Родину 11-го сентября 1944 г.

Похоронен в городе Радзымин, Польша. Я вам в этом письме посылаю сообщить, что вашего сына, мы его похоронили хорошо и поклялись над могилой отомстить врагу за его смерть. Вот что я могу сообщить про вашего сына, с которым я долгое время служил и хорошо знал.

Мамаша, я буду ждать письмо от вас, а сейчас до свидания, шлю вам низкий поклон.

Козленко Фёдор Никифорович


***

Здравствуй, моя Варя!

Нет, не встретимся мы с тобой. Вчера мы в полдень громили еще одну гитлеровскую колонну. Фашистский снаряд пробил боковую броню и разорвался внутри. Пока уводил я машину в лес, Василий умер. Рана моя жестока. Похоронил я Василия Орлова в березовой роще. В ней было светло. Василий умер, не успев сказать мне ни единого слова, ничего не передал своей красивой Зое и беловолосой Машеньке, похожей на одуванчик в пуху.

Вот так из трех танкистов остался один. В сутемени въехал я в лес. Ночь прошла в муках, потеряно много крови. Сейчас почему-то боль, прожигающая всю грудь, улеглась и на душе тихо. Очень обидно, что мы не все сделали. Но мы сделали все, что смогли. Наши товарищи погонят врага, который не должен ходить по нашим полям и лесам.

Никогда я не прожил бы жизнь так, если бы не ты, Варя. Ты помогала мне всегда: на Халхин-Голе и здесь. Наверное, все-таки, кто любит, тот добрее к людям. Спасибо тебе, родная! Человек стареет, а небо вечно молодое, как твои глаза, в которые только смотреть да любоваться. Они никогда не постареют, не поблекнут.

Пройдет время, люди залечат раны, люди построят новые города, вырастят новые сады. Наступит другая жизнь, другие песни будут петь. Но никогда не забывайте песню про нас, про трех танкистов. У тебя будут расти красивые дети, ты еще будешь любить.

А я счастлив, что ухожу от вас с великой любовью к тебе.

Твой Иван Колосов

***

Здравствуй Тасенька!

Твои письма получил. Писать широко нет времени, сама знаешь.

Жив, здоров.

Говорят, война кончается. Сегодня мы встретились с войсками наших союзников на р. Ельба. Мы все время в пути по Германии, последнее время совсем без боев.

Да, сейчас самая интересная, не весьма ясная, политическая обстановка в мировом масштабе.

Письмо Ване, писанное мной на госпиталь, возвратилось.

Привет всем.

Любящий вас

Тимофей Шугалий

Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для 3-6 классов

Внеклассное мероприятие по теме "Письма в Великой Отечественной войне"

Ёлгина Елена Степановна, учитель начальных классов, НОУ "Русская гимназия полного дня", г. Чита
Описание: мероприятие рассчитано на учащихся 3-6 классов, направлено на патриотическое воспитание подрастающего поколения. Материал будет полезен учителям начальных классов, классным руководителям 5-6 классов, внеклассное занятие прошло апробацию в 3-4 и 5 классах, рассчитано на 45 минут- 60 минут.
Цель: помочь учащимся осознать важность полевой почты во время Великой Отечественной войны, способствовать формированию чувства патриотизма через знакомство с письмами Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Помочь вспомнить период 1941-1945 годов в Отечественной истории методом ассоциации;
2. Организовать беседу о Великой Отечественной войне, используя письма как источники информации;
3. Научить делать конверт, провести мастер-класс;
4. Записать видео-письмо - благодарность ветеранам.
Планируемые результаты
- личностные: воспитание патриотизма и любви к Родине и народу, формирование чувства гордости за свою Родину, историю России, развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
-метапредметные: ставить учебную цель, общение в группе, использование устной речи для своих выводов и умозаключений, овладение навыками смыслового чтения текста (эпистолярный жанр), готовность слушать собеседника и вести диалог, определение общей цели, умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
- предметные: улучшение техники чтения, понимания и осознания текста, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении.
Оборудование: проектор, монитор, конверт с датами 1941-1945, бумага для складывания треугольников, фронтовые письма для чтения в группах, стихотворение Валентина Савина для каждого ребенка, фотоаппарат для записи видео со словами благодарности ветеранам, георгиевская ленточка на груди учителя, фото треугольных конвертов времен Великой Отечественной войны
Ход мероприятия.
1.Постановка цели.
Учитель:
Я принесла с собой конверт. Посмотрите на него внимательно. На нем есть подсказка. О чем мы будем сегодня с вами говорить? Что это за годы?
1941-1945. (Записываю на доске). Сколько лет длилась эта война? Началась она когда? Когда закончилась? (подписать к дате). Сколько лет прошло после того, как она закончилась?
Письмо, Великая Отечественная война. Значит, мы поговорим...
Вы верно догадались, мы поговорим о письмах, написанных в годы Великой Отечественной войны и их значении для людей.
2. Актуализация знаний.
Учитель:
Война...Что вы себе представляете, когда слышите это слово. (Записать на доску ответы детей)
Во время Великой Отечественной войны люди сполна испытали страха и боли, было много смерти и страданий.
Кто знает, как называлась наша страна в то время? (Советский Союз)
Наша страна была не готова к войне, поэтому немецко-фашистские войска быстро продвигались по нашей территории, захватывая город за городом, деревню за деревней, убивая наших людей, в том числе детей. До того, как фашистские войска напали на Советский Союз, ни одна страна не оказала им должного сопротивления. И их армия считалась непобедимой. У Гитлера был план захвата нашей страны. Кто такой Гитлер? (Глава фашистской Германии). Он планировал захватить нашу страну за несколько месяцев. Но в течение первых же дней стало понятно, что этот план не сработает.
3. Учитель: С первых же дней войны была организована военно-полевая почта. Такая почта организуется во время войн. У каждой войсковой части свой, обычно пятизначный номер, так как воинское подразделение постоянно передвигается и у части нет постоянного адреса. Почте придавалось большое значение. Почему?


Люди писали друг другу письма. Полевая почта ВОв в месяц доставляла в армию 70 млн писем.
Кто разносит письма?


Работа почтальона на фронте была опасна и трудна. Почтальоны под пулями с риском для жизни доносили письма бойцам в действующую армию.


Попросить прочитать желающего
Какое настроение у письма?
Тем не менее войска мужественно сражались, а что делали в тылу? Что такое тыл?


В тылу были заводы и фабрики, люди самоотверженно трудились для фронта, для победы, не жалея себя, поддерживали своих родственников письмами.
Как вы думаете, какой город хотел Гитлер завоевать больше всего?
Действительно, немецко-фашистские войска двигались к Москве. Все люди очень переживали, по радио регулярно объявляли о положении дел на фронте. К ноябрю 1941 г. враг был уже под Москвой. 7 ноября 1941 года в Москве состоялся парад войск.


Наши воины сразу с парада шли на передовую, то есть там, где идут бои. И защищали Москву.


Давайте встанем, представим, как себя чувствовали воины и так же красиво, как защитники Москвы, промаршируем под песню "Прощание славянки", автор музыки Василий Иванович Агапкин.

Впервые немецко-фашистские войска потерпели поражение и все поняли, что их можно победить. Это осознание было очень-очень важно для всех советских людей. Люди поняли, что они могут выиграть эту войну. По сохранившимся письмам можно отследить, как поменялось настроение бойцов, они стали уверены в своей победе. Вот одно письмо бойца маме. Это письмо переложил на стихи поэт Валентин Савин.
(У вас на парте текст этого письма, вы можете его прочитать вместе со мной).
Ты спрашиваешь, что со мной,
Здоров ли, жив и что молчу?
Ну что сказать тебе, родной.
Я жив, здоров, домой хочу.

Ты знаешь, немец под Москвой.
Он рвется праздновать победу.
Мы с ним ведём жестокий бой.
Вот победим, и я приеду.

Порой здесь хуже, чем в аду.
Ты верь, мамуленька моя,
Не сгину я, не пропаду.
Меня хранит любовь твоя.

Будь проклята сия война!

О чем еще тебе писать?
Одно и тоже, день и ночь.
Одно могу тебе сказать,
Мы гоним оккупантов прочь.

Вы видите, на стенде вот такие треугольники? Кто знает, что это такое?
Почему эти письма не в конвертах? Все объясняется просто: не хватало конвертов, марок. Письма из дома имели огромное значение для поддержания боевого духа солдат. Они являли собой единственную связующую нить с родными и близкими бойцам людьми. Бойцы писали, что письма для них, как хлеб.
Как вы думаете, когда бойцы могли писать письма?


Если раненый солдат попадал в госпиталь и писать не мог, то что делал? Кто мог под его диктовку писать?


Конечно, не все письма дошли до адресата. Почему?
У каждого письма своя судьба. Чаще всего сохранились письма, авторы которых погибли на войне. А вот если человек пришел живым, то писем, как правило, не осталось. Не так много сохранили солдаты писем из дома. Почему?
У них просто не было условий для хранения, письма шли подолгу, а потом от постоянного чтения и лежания где-нибудь в нагрудном кармане постепенно истирались.
4. Складывание бумаги в виде "солдатского треугольника"
Учитель:
Вы бы хотели научиться складывать такой солдатский треугольник?
Давайте поучимся складывать бумагу таким образом, чтобы получился солдатский конверт. Может, кто-то умеет делать. Положим лист вертикально. Верхний правый угол подтягиваем к противоположной стороне, ближе к низу листа. Теперь верхний угол подтягиваем. Нижнюю часть как клапан вставляем внутрь треугольника.
У всех получилось? Если захотите, то ко дню победы сможете сделать такой треугольный конверт, красиво его оформить, написать пожелания и вручить участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла.
5. Работа с письмами участников войны.
Учитель:
Сейчас мы прочитаем несколько писем. Для этого разделимся на группы по 5 человек. Каждая группа получит конверт. В нем лежит письмо. Вам нужно ознакомиться с ним, отметить, кто пишет и кому, дата написания, потом выбрать одного из группы, который бы зачитал письмо всем нам. (1-2 минуты).
Готовы? Кто будет в вашей группе читать вслух? Остальные внимательно слушают. Что самое важное в строках? Что вас заинтересовало? или взволновало?
5. Минута молчания.
Учитель:
Мы уже говорили, что в сохранились письма погибших. Давайте почтим их память минутой молчания.

6. Видео-письмо с благодарностями ветеранам.
Учитель:
Про Великую Отечественную войну можно говорить много. Нельзя забывать, скольким мы обязаны тем людям, которые победили фашизм, не позволили нам стать рабами, благодаря им мы вообще родились. К счастью, не все погибли. Тех, кто участвовал в Вов, все меньше и меньше остается. 70 лет уже прошло с тех пор. Давайте поблагодарим наших ветеранов. Любой желающий из вас может сказать слова благодарности. А я запишу ваше видео-письмо. Наше видео-письмо я передам в Совет ветеранов г. Читы, его покажут ветеранам на мероприятии, посвященном 70-летию Великой Отечественной войны. Подумайте, что вы скажете ветеранам, как поблагодарите, какими словами.
7.Рефлексия.
Учитель:
Наше занятие подходит к концу. Мысленно вернитесь к тому, о чем мы говорили. Что вы запомнили, что было для вас интересным? Были ли письма нужны на войне?
Помогали ли письма побеждать?
Спасибо всем за занятие. Желаю вам никогда не узнать в реальной жизни, что такое война.

XVIII районная олимпиада по научному краеведению «Мир через культуру»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Васильевская средняя общеобразовательная школа»

Великоустюгский район

Вологодская область

«Поклонимся великим тем годам …»

(Военные реликвии – фронтовые письма)

Работу выполнила:

Кузинская Елена Владимировна, 10 класс

Руководитель:

Нелаева Валентина Михайловна, учитель истории

Цель:

  1. Изучение новых страниц истории Великой Отечественной войны, показывающих величие победы народа над фашизмом.
  2. Развитие навыков поисковой, исследовательской работы, умения анализировать исторические документы.
  3. Воспитание патриотизма, уважения и восхищения подвигами советских людей на фронте и в тылу.
  4. Отражение большого вклада наших земляков в победу над фашизмом.

Задачи:

  1. Провести встречи с ветеранами войны и труда Красавинского поселения, записать воспоминания фронтовиков и тружеников тыла.
  2. Изучить краеведческую литературу по данной теме.
  3. Собрать документальные материалы и фотографии времен Великой Отечественной войны.
  4. Провести исследование, изучение полученных документов.
  5. Использовать материалы о Великой Отечественной войне, находящиеся в школьном краеведческом музее.

Наша благодарность:

  1. Деревниной Надежде Алексеевне, 1920 года рождения, с. Васильевское.
  2. Деревниной Марине Николаевне, 1960 года рождения, с. Васильевское.
  3. Совету ветеранов войны и труда Красавинского поселения.

Содержание

Живые, пойте о нас!

В черном пласту петергофской земли
Матросскую флягу как-то нашли.
Была в ней записка в несколько строк:
«Бились… Погибли …» А поперек

«Живые, пойте о нас!»

Знаем, как в воздухе пули снуют.
Взрывы фонтанами в парке встают.
Вот захлебнулся злой пулемет,
Флягу балтиец в руки берет.
Море колотит о берег баркас…
«Живые, пойте о нас!»

Я этих слов позабыть не могу.
Всегда мы у них в неоплатном долгу.
Слова, что огнем обжигают сейчас:
«Живые, пойте о нас!»
Это не просьба, это приказ:
«Живые, пойте о нас!»

Л. Хаустов.

1. Введение.

Письма с фронта – свидетельство мужества и героизма народа в годы Великой Отечественной войны

В 2010 году наша страна торжественно отметила 65-летие Великой Победы над фашизмом.

Интерес к истории Великой Отечественной войны не ослабевает со временем, потому что бессмертна сама память людская о великом подвиге народа во имя Родины.

Время неумолимо. Мужественные солдаты, громившие врага под Москвой и Тулой, Орлом и Белгородом, штурмовавшие рейхстаг и освободившие Западную Европу – сегодня люди преклонных лет.

Как же мало их осталось – тех, кто вынес на своих плечах неимоверную тяжесть потерь, поражений, отступлений, не дрогнул, не сдался, переломил ход войны, принес народам долгожданный мир.

Сегодня в Красавинском поселении в живых осталось только два участника Великой Отечественной войны – Опалихин Геннадий Александрович и Пивоваров Александр Ефимович.

Тем ценнее для нас свидетельства участников войны, найденные неизвестные ранее документы, военные фотографии.

Самые дорогие реликвии – фронтовые письма, которые бережно хранились в семье солдата, воюющего с врагом.

Письма с фронта, как исторические документы, имеют ряд особенностей.

  1. Боец, отправляющий весточку домой, и не помышлял о том, что, спустя десятилетия, его послание будут читать и изучать посторонние люди. Поэтому он писал просто, откровенно, порой незатейливо, передавая многочисленные приветы родным и близким. Солдату были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, о которой он так тосковал.
  2. Многие письма очень короткие, сдержанные. Они написаны в перерывах между боями, накануне сражения. Несколько строчек такого письма заканчиваются фразой: «Ухожу в бой».
  3. Находясь в страшном аду войны, солдат стремился в своем письме успокоить, подбодрить родных. Поэтому письма полны оптимизма, надежды на возвращение, веры в Победу.
  4. Фронтовики постоянно смотрели смерти в глаза: вокруг погибали друзья, однополчане, каждый из них сам был «на волосок» от смерти. Поэтому мужество, героизм стали повседневными, будничными. О своих подвигах писали скромно, как о само собой разумеющемся.
  5. Не секрет, что письма просматривались военной цензурой. Строчки, содержащие важную информацию, военные данные, зачеркивались, закрашивались черной тушью. На фронтовом треугольнике ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».
  6. Материалом для письма часто было то, что попадалось под руку: папиросная бумага, тетрадный лист, кусок плаката, канцелярский бланк. Письма из госпиталя писали чернилами и перьевой ручкой. В полевых условиях её заменял карандаш.
  7. Письма с фронта приходили без конвертов, их и купить в полевых условиях было невозможно. Листок бумаги сворачивали в треугольник, на нем писали адрес. Марка на треугольник не приклеивалась.
  8. Определить местонахождение солдата было нельзя, в обратном адресе указывалась Действующая Армия, № полевой почты и части.
  9. В каждой строчке фронтовых писем видна любовь к своим родным, близким людям, к родной деревне, городу, в котором вырос, к Родине, которая находится в опасности и ждет победы над врагом.

В школьном краеведческом музее хранятся фронтовые письма, переданные в дар ветераном педагогического труда Н. А. Деревниной, жительницей с. Васильевское.

2. Н. А. Деревнина – ветеран войны и труда

У Надежды Алексеевны, как и у миллионов ее ровесников, юность была опалена войной. Она родилась в 1920 году в деревне Пакшинская Архангельской области. Окончила Шенкурское педучилище, работала учителем начальных классов.

В годы войны Надежда Алексеевна преподавала историю и Конституцию СССР в Лальской школе, была секретарем комсомольской организации.

«Проводили субботники, собирали посылки, писали письма на фронт, готовили концерты для раненых. Вместе с учениками я оказывала помощь вдовам и сиротам: кому огород вскопать, кому дров наколоть, кого добрым словом поддержать», – рассказывает учительница.

Надежда Алексеевна награждена медалью «За доблестный самоотверженный труд в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.»

В школьный краеведческий музей Н. А. Деревнина передала 8 фронтовых писем. «Сначала я сама их все читала и перечитывала, потом дети подросли и тоже с интересом знакомились с ними. Теперь уже и взрослые внуки знают об участии родственников в боях по письмам из далекой войны», – рассказывает Надежда Алексеевна. «Хочу передать эти письма в дар музею. Пусть ребята знают, какой страшной была эта война и какой огромной ценой завоевали мы Победу. Пусть растут патриотами».

В войну три брата Надежды Алексеевны защищали Родину, первым ушел на фронт старший – Константин.

3. «Здравствуй, дорогая сестра!» (Письма К.А.Кукина)

Константин Алексеевич Кукин родился в 1904 году. Окончил 4 класса начальной школы, дальше учиться не пришлось. Но читать очень любил, одно время даже заведовал «избой-читальней», разносил по домам книги и газеты.

До 1929 года семья жила единоличным хозяйством, отец был смолокуром, сыновья рано начинали работать с отцом в лесу.

В 1929 году вступили в колхоз. Константин работал бригадиром, учетчиком, а затем – председателем колхоза.

В 1941 году мобилизован на фронт, был пулеметчиком.

В 1942 году после ранения он находился в госпитале №224 г. Иваново.

Сестре он писал: «Я вот скоро совсем поправлюсь и опять пойду на фронт. Теперь еще злее буду сражаться с фашистами. Ты знаешь, Надя, где мы находимся; так что смерть получить – ничего удивительного нет, у кого какое счастье. Со мной воевал товарищ из Череповецкого района, славный боец; мы с ним суп получали в одном котелке. В бою он погиб, а я получил легкое ранение… Крепи, Надя, тыл, вы большую роль можете сыграть. Воспитывай школьников любить своих товарищей и свою Родину, возненавидеть врагов народа как, например, Гитлера. Пусть они многих из нас побьют, но все равно Победа будет за нами. У них не хватит столько духу и силы, чтобы истребить весь народ».

Константин подробно описывал солдатский быт, радуясь небольшой мирной передышке.

«Сейчас я, Надя, в госпитале, живу очень хорошо, отдохнул крепко, за всю жизнь не имел такого отдыха. Майские дни проводили хорошо, получили подарки. Я получил носки, платок носовой и пряников граммов 200 или 300…»

После госпиталя Константин был отправлен на курсы связистов, находился в г. Вышний Волочек Калининской области.

В июне 1942 года он писал: «Думается, что недалек тот день, когда враг наш, Гитлер, должен быть разгромлен. Как он не рвется, но все равно ему не устоять против нашей доблестной Красной Армии. Настроение у бойцов хорошее». Это было последнее письмо Надежде Алексеевне от брата.

В 1943 году Константин Алексеевич Кукин пропал без вести.



*Щелкните правой кнопкой мыши на изображении письма и выберите "Открыть изображение", чтобы просмотреть в большом масштабе.

4. «Напишу ответ из Берлина…» (Памяти фронтовика Б.И.Фурсова)

Жительница села Васильевское М. Н. Деревнина передала в школьный музей фронтовые письма своего дяди Бориса Ильича Фурсова.

Он родился в 1924 году в деревне Терехино. Окончил Малодвинскую начальную школу. Дальше учиться не пришлось. В семье было 8 детей, отцу нужен помощник, чтобы прокормить младших.

В 1944 году Борис был мобилизован на фронт. В одном из первых писем домой он писал:

«Я нахожусь в КФССР…, живем в лесу, там мы обучаемся военному делу и работаем».

С боями Б. И. Фурсов прошел Польшу, воевал на Берлинском направлении.

В январе 1945 года он писал родным: «Готовимся к решающему удару по немецким войскам. Вы услышите, как слава 3-го Белорусского фронта будет греметь по всему Советскому Союзу, когда будем бить немцев на его собственной земле. В этом разгроме немцев буду участвовать и я».

В начале февраля 1945 года Борис Фурсов сообщал: «Давно не писал, потому что нет времени, все идем вперед, вглубь Германии и громим врага. Сейчас идем штурмовать. Погода здесь теплая, снегу очень мало. Когда хочется пить, то и взять нечего».

В конце февраля 1945 года от него пришла родным последняя весточка: «… письмо получил, напишу ответ из Берлина».

Весной 1945 года шли тяжелые бои в Восточной Пруссии. 13 марта 1945 года ефрейтор Борис Ильич Фурсов погиб в бою. Похоронен в местечке Весминск (Восточная Пруссия).

5. «Жди меня и я вернусь…»

(Фронтовые письма А. Г. Олешева)

В музее школы находятся 8 фронтовых писем и открыток Александра Григорьевича Олешева. Долгие годы они бережно хранились Н. А. Деревниной как память о друге юности.

А. Г. Олешев родился в 1919 году в деревне Тужилово Архангельской области.

Во время учебы в Шенкурском педучилище Александр и познакомился с юной Надей Кукиной, у них возникло взаимное чувство.


Н. А. Деревнина с другом юности А. Г. Олешевым. 1937 г. Из архива Н. А. Деревниной.

В 1938 году А. Олешев окончил педучилище, через год был призван в армию.

В 1939 году он начал учебу в пехотном военном училище в г. Тюмень, и в далекую архангельскую деревню полетели письма, полные грусти по дому и любимой девушке.

Война застала его далеко от фронта – в Сибири, в Томской области, а он рвался на передовую. В ноябре 1941 года писал:

«Писем, Наденька, пока не пиши, что-то на днях предвидится о движении на фронт. Жди меня. А в борьбе с врагом я буду беспощаден всегда. Кровь за кровь!»


А. Г. Олешев – выпускник педучилища. 1938 г. Из архива Н. А. Деревниной.

После окончания училища А. Г. Олешев был направлен на фронт. В первом же письме он пишет: «Нахожусь в Действующей армии. Уже 14 дней в бою. Бьем немецкую гадину. Жив. Здоров. Надя! Работай на пользу фронта не жалея сил».

Александр воевал в 1234 стрелковом полку, был заместителем политрука батареи. В ноябре 1942 года младший политрук Олешев участвовал тяжелых в боях. В письме он писал: «Если бы вы знали и видели перед собой картину войны! Знали бы, в каких я был переплетах! Там было время думать только о судьбе матери-Родины».

Осенью 1942 года он был ранен, а после госпиталя - вновь в действующей армии, воюет на Белорусском направлении.

В одном из последних писем Александр писал: «По гармошке скучаю, уже давно в руки не брал. Вот закончим с гитлеровской армией, тогда сыграем им похоронный марш, а себе - веселую музыку, трепещущую в сердцах молодых людей».

В письме он написал строки известного стихотворения К. Симонова.

Жди меня и я вернусь
Всем смертям назло,
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: «Повезло».

Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,
Просто ты умела ждать
Как никто другой.

«О себе: Жив, здоров. Нахожусь на старой службе. Бьем немчуру».

Последнюю весточку Надежда Алексеевна получила в сентябре 1943 г.

Вскоре в тяжелом бою недалеко от Минска в конце 1943 года А. Г. Олешев погиб. Похоронен в братской могиле в деревне Красный лужок Смолевичского района Минской области.

Спустя 40 лет после войны Н. А. Деревнина ездила в Белоруссию, побывала на могиле друга своей юности.


Н. А. Деревнина на могиле А. Г. Олешева. Белоруссия, 1985 г. Из архива Н. А. Деревниной.


*Щелкните правой кнопкой мыши на изображении письма и выберите "Открыть изображение", чтобы просмотреть в большом масштабе.


*Щелкните правой кнопкой мыши на изображении письма и выберите "Открыть изображение", чтобы просмотреть в большом масштабе.


*Щелкните правой кнопкой мыши на изображении письма и выберите "Открыть изображение", чтобы просмотреть в большом масштабе.


*Щелкните правой кнопкой мыши на изображении письма и выберите "Открыть изображение", чтобы просмотреть в большом масштабе.

6. Заключение.

«Нам дороги эти позабыть нельзя…»

Спустя многие годы после войны, среди множества мирных дел и забот мы должны всегда помнить о том поколении, которое прошло войну, встретилось в смертельной схватке с фашизмом и победило.

Большой вклад в победу над врагом внесли наши земляки. На фронт из Красавинского сельсовета ушло 841 человек. 397 погибло, 117 пропали без вести. Вернулось 327 человек. В войну народ не дал развалиться ни одному из 6 колхозов нашего сельсовета. Все 35 деревень выстояли. Но война забрала самое дорогое – людские жизни.

Деревня Королево – ушло 22 человека, вернулось 5;

деревня Ошарово – ушло 17 человек, вернулось 13;

деревня Синега – ушло 26 человек, вернулось 5;

деревня Волосово – ушло 30 человек, вернулось 9;

деревня Боровинка – ушло 21 человек, вернулось 9…

В центре нашего села Васильевского в небольшом парке установлен памятник погибшим в годы войны односельчанам. Здесь каждый год в День Победы проходит митинг, возлагаются цветы к подножию памятника.

Мы вспоминаем тех, кто не щадил своей жизни за Родину, за будущее, а, значит, за нас.

Война… Сколько лет прошло с тех пор, сколько воды утекло. Все меньше и меньше остается свидетелей тех событий. Уходят из жизни ветераны. Тихо, незаметно, без пафоса и громких слов, ни на что не жалуясь, ничего не прося. Тем бесценнее для нас их воспоминания, фронтовые письма и фотографии, военные документы.

Мы, члены краеведческого кружка Васильевской школы, постоянно проводим встречи с ветеранами войны и тружениками тыла. В музее школы собран о них богатый материал.

Они с удовольствием приходят на встречи, делятся с нами своими воспоминаниями, переживая еще раз потери и тяготы войны.

7. Опись документов, использованных в работе.

Наименование документа

Количество

1

Письмо Олешева А. Г.

2

Фронтовые письма Олешева А. Г.

3

Фронтовые письма Кукина К. А.

4

Фронтовое письмо Фурсова Б. И.

5

Почтовая карточка Олешева А. Г.

6

Фотографии

1937, 1938, 1940, 1985

Письма с фронта – документальные свидетели войны. Простые, бесхитростные строки, полные любви к жизни, они напоминают нам о том, что нельзя забывать в суете повседневных буден. Письма с фронта – живые строки войны, это голос издалека, голос, который отзывается в наших сердцах.

«Кому война тяжелее?
Странный разговор: кому война тяжелее – нам или немцу? По всем резонам вроде бы нам. У нас вон сколько земли забрано, сколько народу подневолено…

И с харчами, что ни говори, у него – по всему видно – лучше. У Вальки Сокольского, наводчика второго орудия, свое мнение: — А все ж я так думаю, что ему, фрицу, война тягостнее. Мы — что? Мы свое защищаем, куда нам деться. А он, немец, за какой-такой надобностью смерть на Дону принимает? Или тот же итальянец. За сколько-то километров от своих фрау и киндеров!
Не-е, что ни говори, а тяжельше ему эта война, безнадежнее ».
Июль 1942 года, Брянский фронт

«…Знаешь, папа, я счастлива, что в дело великой освободительной войны и я вношу свою долю страданий. Представь, что после войны я смогу честно, спокойно смотреть в глаза человеку, смогу с гордостью сказать, что и я сберегала радостную жизнь своей сестрёнки. А ведь будущее принадлежит нам. Я своей кровью защищаю и отстаиваю эту жизнь …»
Ефрейтор медицинской службы Меньшикова А.Ф.

«…Я знаю, что тебя очень интересует и волнует вопрос о войне. Отвечаю тебе, да ты и сама слышишь по радио и читаешь в газетах, что наша Красная Армия перешла в контрнаступление и гонит проклятого врага, очищая нашу землю от изверга, ежедневно освобождает сотни сёл, освобождает города… А коли враг бежит, следовательно, он слаб, а раз мы бьём его, следовательно, мы сильны. Скоро придёт этот день, когда радио передаст нам: «Враг разбит, фашизм уничтожен…» Скоро, мама, мы все – твои дети соберемся в наш дом к тебе и отпразднуем нашу победу…К »
Младший техник-лейтенант Петропавловский Н.В.

«…Умудрился прочитать несколько попавшихся под руку книг, в том числе и Достоевского. Помню, под Болховом вместе с другими бежал в укрытие от налетавших немецких самолётов и по дороге захватил несколько книг. Избранные произведения А.К.Толстого читал с великим удовольствием и пожалел, что не попались мне раньше эти замечательные стихи.
Когда я был гражданским человеком, то иногда на заводе было так тяжело, что думалось: пропадёшь, не вытерпишь. А вот теперь видно, что это всё были цветики, ну, а ягодки…
И здесь приходит весна, правда, робко: днём оттает, затем – снег, и снова всё скуёт. Радуемся мы весне – раз весна, значит, тепло и солдату лучше станет!
Младший лейтенант, артиллерист Чемпалов И.Н.

«…Вы считаете меня погибшим, а я жив. В 1941 году, осенью, я был тяжело ранен и попал в плен к немцам. Был в плену, потом бежал. Теперь я снова в Красной Армии, но теперь я пока боец, а не командир, все хорошо.
Я счастлив, что имею возможность писать вам. Будет время, напишу подробно …»
Рядовой Худорожков Е.Н.

Палатки полевого подвижного госпиталя. У стен рубленного дома, крытого соломой, стоят только что прибывшие из медсанбатов и медсанрот санитарные автомашины…В маленькие оконца операционной вливаются лучи холодного солнца. Перевязочный столик, на нем человек. Гвардеец Поплавский потерял очень много крови, его жизнь висит на волоске…Бесшумно двигаются сестры и врачи. В руке у высокой круглолицей сестры стеклянная ампула, от нее тонкая резиновая трубка с иглой на конце. Ещё немного и глаза раненого оживились. Он удивлённо посмотрел на сестру. А она деловито взглянула на опустевшую ампулу и достала из ящика сложенный вчетверо лист бумаги. Тихо прочла: «Дорогой товарищ, я дала свою кровь, так как знаю, что на фронте она будет нужна. Всё равно, кто ты, боец или офицер, твоя жизнь нужна Родине. Возьми мою кровь и поправляйся поскорей, дорогой. Тося Иванова». Гвардеец чуть приподнялся, слабой рукой взял листок и бережно спрятал его в нагрудный карман.
Младший лейтенант, командир санитарного взвода Верников С.М.

«Мы в Берлине!
Величественное событие свершилось. Века переживёт этот день – 2 мая 1945 года. Внуки и правнуки наши будут с гордостью вспоминать об этом красивом майском дне. Родина будет с любовью передавать из поколения в поколение имена героев-богатырей. Люди на всех языках начертают имена победителей. Пройдут годы, зарубцуются раны, а народ никогда не забудет людей, водрузивших алое полотнище – Знамя Победы – над столицей Германии.
Потомки наши откроют торжественную книгу побед и увидят в ней выведенные золотыми буквами имена героев, принесших человечеству свободу и счастье, спокойствие и мир …» — листовка, изданная в Берлине
Капитан, командир стрелкового батальона Неустроев С.А.

*По материалам книги «Живые строки войны»

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.