Жостовские подносы обычно расписаны. История промысла

Жостовская роспись возникла в XVIII веке на Урале, где в то время были сосредоточены крупные металлургические заводы России, а XIX веке распространилась и в Московскую область, где и получила наибольшее развитие. Традиционно в жостовской росписи расписываются лишь металлические подносы, но в последнее время картинки в жостовском стиле можно встретить как на металлической посуде, так и на стекле, керамике, коже и даже ногтях.

Основной мотив жостовской росписи – это цветы, букеты из них, ветки или венки и гирлянды, преимущественно на черном или красном фоне. Причем роспись ведется сразу на подносе, без использования предварительных эскизов или шаблонов. Можно сказать, что художник «думает кистью», причем достаточно быстро – настоящий мастер за день успевает расписать до десяти подносов. Благодаря этому не существует двух одинаковых подносов, каждая расписанный предмет уникален и неповторим.

Разбираем основы и особенности жостовской росписи

Жостовская роспись многослойна, делается в несколько приемов специальными прозрачными красителями, в результате чего нижние слои краски просвечиваются через верхние, придавая особый эффект свечения и глубины.

Отличительной особенностью росписи является то, что цветы и листья окрашиваются яркими красками – синими, зелеными, красными или желтыми, а их яркость дополнительно выделяется благодаря черному фону, по которому ведется роспись.

Сама роспись ведется масляными красками, причем не важно, в каком виде они производятся – в банках или тюбиках, ведь в любом случае непосредственно перед росписью их разбавляют льняным маслом и скипидаром до нужной консистенции для того. Чтобы краска не выступала за поверхность рисунка после лакирования.

Для росписи, в основном, применяют мягкие беличьи кисти, которые впитывают большое количество краски и в результате дают долгий мазок. При этом в качестве палитры для смешивания различных красок применяют обычную каменную плиту.

Существует два вида композиций жостовской росписи – если основная композиция расположена в центре подноса, то это собранный букет, а если элементы рисунка располагаются по краям изделия, то это венок.

Декоративная роспись в жостовском стиле наносится поэтапно и поэтому она очень сложна и требует не только фантазии, но и твердости руки, скорости рисования, а также знаний о смешивании красителей для получения нужного результата.

Этапы жостовской росписи.

На этом этапе происходит подготовка металлической заготовки под роспись – грунтовка, шпаклевка, шлифовка и лакировка. Также определяются с цветом фона – чаще всего он черный, но в некоторых случаях может быть и белым, красным, бирюзовым, серебристым или любым другим на усмотрение художника.

На подготовленную поверхность подноса разбавленной краской наносится силуэты элементов будущего рисунка. После этого замалевка, поднос сушится в печи еще несколько часов.

С помощью полупрозрачных красок, наносятся цветные тени. Это придает объем цветам, а у остальных растений проявляются теневые места.

На этом этапе уточняются все детали, реализуется контраст и гармонизируется строй всей композиции – это самый ответственный этап росписи.

Этот этап называется бликовка, так ка происходит наложение бликов на весь рисунок, при этом букет становится как бы освещенным разными источниками света с разных сторон.

В завершение работы художник специальной тонкой кистью наносит заключительные штрихи – прожилки на листочках и семенца в центре чашечек цветов.

Это предпоследний этап росписи подноса. На этом этапе дорисовываются травинки, листья и усики, при помощи которых букет становится частью единого букета и связывается с фоном.

На этом этапе украшаются борта подноса. Украшение может быть с помощью растительного или геометрического узора, без него поднос выглядит незаконченным. Без какой-то определенной «изюминки».

В результате таких сложных и трудоемких процессов рождается поистине неповторимое изделие, которое невозможно повторить, даже если изготавливать его будет тот же мастер, так как данный вид росписи сочетает в себе строгую последовательность росписи с импровизацией творческого процесса.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем вам ознакомиться с видео уроками, из которых вы сможете узнать, чем рисуют картины в технике жостовской росписи, а также о том, как рисовать неповторимые изделия для украшения интерьера и прочие вещи в этом стиле.

Публикации раздела Традиции

Загадки узоров русских росписей

В сегда ли гжельская посуда была сине-белой, какая традиционная роспись родилась после Октябрьской революции и почему расписные шкатулки светятся? Разбираемся в секретах народных художественных промыслов.

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Золотые чаши. Хохломская роспись

Мастер начинал работу с битья баклуш - готовил деревянные бруски (баклуши) из липы, осины или березы. Из них вытачивали деревянные ложки и ковши, чашки и солонки. Еще не украшенную росписью посуду называли бельем. Белье несколько раз грунтовали и просушивали, а потом расписывали в желтых, красных и черных тонах. Популярными мотивами были растительные орнаменты, цветы, ягоды, кружевные веточки. Лесные птицы на хохломской посуде напоминали крестьянам Жар-птицу из русских сказок , они говорили: «Пролетала Жар-птица мимо дома и задела крылом чашу, и стала чаша золотой» .

После нанесения рисунка изделия два-три раза покрывали олифой, втирали в поверхность оловянный или алюминиевый порошок и сушили в печи. После закалки жаром они приобретали медовый оттенок и действительно сияли, словно золотые.

В начале XVIII века посуду стали привозить на Макарьевскую ярмарку , куда съезжались продавцы и покупатели со всей России. Хохломские изделия оказались известны всей стране. С XIX века, когда на нижегородскую ярмарку начали съезжаться гости со всей Европы и Азии, расписная посуда появилась во многих уголках мира. Русские купцы продавали изделия в Индии и Турции.

Снежный фон и синие узоры. Гжель

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: rusnardom.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: gzhel-spb.ru

Снежный фон и синие узоры. Гжель. Фотография: Сергей Лаврентьев / Фотобанк Лори

Гжельская глина известна со времен Ивана Калиты - с XIV века. Местные мастера создавали из нее «сосуды для аптекарских нужд», посуду и детские игрушки. В начале XIX века в Гжельской волости появились заводы, на которых изготавливали фарфор . Первое предприятие здесь основал в 1810 году купец Павел Куличков. Сначала роспись по фарфоровой посуде была цветной, но в середине XIX века в Россию пришла мода на бело-голубые голландские изразцы и китайский фарфор тех же оттенков. Вскоре синие узоры на снежном фоне стали отличительной чертой гжельской росписи .

Чтобы проверить качество фарфора, перед росписью изделие окунали в фуксин - красную анилиновую краску. Фарфор окрашивался в ровный розовый цвет, и на нем была заметна любая трещинка. Мастера рисовали кобальтовой краской - до обжига она выглядит черной. С помощью особых техник, работая только кистью и краской, художники создавали более 20 оттенков синего цвета.

Гжельские сюжеты - это пышные розы (их здесь называли «агашками»), зимние пейзажи, сцены из народных сказок . Дети катаются на санках, Емеля ловит щуку в пруду, деревенские жители празднуют Масленицу ... После нанесения рисунка посуду покрывали глазурью и обжигали. Розовые изделия с черными узорами приобретали свой традиционный вид.

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

Светящиеся броши и шкатулки. Федоскинская лаковая миниатюра

«Когда мы организовывали артель, у нас на семь человек было только одно собрание сочинений Пушкина … Этим в значительной степени объясняется тот факт, что большинство своих миниатюр мы писали на пушкинские сюжеты».

Александр Котухин, миниатюрист

В 1932 году палехские художники встретились с Максимом Горьким , который назвал палехскую лаковую миниатюру «одним из чудес, созданных Октябрьской революцией» . По его просьбе Иван Голиков нарисовал миниатюры для подарочного издания «Слова о полку Игореве» .

Поражая разнообразием и разноцветьем, расплескиваясь на черной или цветной глади роспись образует яркие цветочные узоры, украшенные тончайшими деталями. Изысканные розы и алые маки, простые ромашки и трогательные васильки, помпезные пионы и лучистые астры сочетаются с неизвестными, но от этого не менее прекрасными цветами. Птицы и бабочки, различные ягоды и фрукты выглядят как живые на таких простых и обыденных предметах, как подносы. Сколько не ищи, не найдешь ни одного одинакового подноса - каждый из них уникален! Откуда к нам пришло подобное искусство, как делают такие прекрасные вещи, где можно взять уроки жостовской росписи? Об этом и об особенностях росписи по металлу, характерных для мастеров из подмосковного Жостова, расскажет эта статья.

История возникновения лаковой живописи

Самыми первыми, согласно историческим и археологическим данным, искусство лаковой росписи освоили китайцы. Несколько тысячелетий назад, в эпоху Шань Инь, жители Китая украшали лаковыми рисунками и предметы повседневного обихода, оружие и ритуальные сосуды.

Вслед за Китаем искусство росписи лаком покорило страны Индокитая, Персию и Индию, Японию и Корею. В каждом из регионов техника лаковой живописи развивалась самостоятельно, базируясь на традициях народных промыслов, но и заимствуя опыт мастеров из других стран.

Как лаковая роспись попала в Россию?

Европейские купцы в XVI-XVII веках, торговавшие со странами Юго-Восточной Азии, привозили прекрасные образцы расписных лакированных изделий к себе на родину. Вдохновленные красотой и оригинальностью разнообразных по форме и назначению восточных предметов, украшенных лаковыми изображениями, мастера многих европейских государств начинают изготавливать и украшать различные вещи в «китайском» стиле.

Серьезное развитие производства предметов, украшенных лаковой росписью, в таких европейских странах, как Голландия, Англия, Германия и Франция, произошло лишь в XVIII веке.

Уральский промышленник Никита Акинфиевич Демидов много путешествовал по Европе, где и заинтересовался идеей лаковой росписи. В 1778 году на Урале, в Нижнем Тагиле, начал зарождаться промысел уральской цветочной росписи по металлу.

Возникновение жостовской лаковой росписи по металлу

Изготовленные на Урале и украшенные лаковой росписью металлические сундуки и подносы, кувшины и ведра, а также другие предметы повседневного обихода продавались не только на местных Ирбитской и Крестовской ярмарках, но и на Всероссийской Макарьевской ярмарке в Нижнем Новгороде.

Возможно, именно увиденные здесь изделия уральских мастеров вдохновили братьев Вишняковых на лаковую роспись металлических подносов. Семейное дело Вишняковых с 1825 года развивалось в основном как роспись лаком различных изделий из папье-маше - табакерок, портсигаров, альбомов, сухарниц и шкатулок.

С 1830 года большинство мастерских, расположенных в селах и деревнях Троицкой волости, таких как Троицкое, Хлебниково и Жостово, перестали изготавливать предметы из папье-маше, а перешли на производство и роспись металлических подносов.

Близость к столице позволяла промыслу обходиться без посредников и иметь постоянный рынок сбыта, а также по приемлемым ценам закупать необходимые материалы.

История развития промысла

Начиная с 30-х годов XIX века изготавливать и украшать лаком металлические подносы стали практически во всех окрестных деревнях. В это время жостовская роспись переживала пик своей популярности. В послереволюционные годы спрос на продукцию жостовских мастеров резко снизился, что привело к объединению разрозненных художников в небольшие профессиональные артели.

В 1928 году все небольшие артели из Троицкого, Новосильцева, Жостова и других окрестных селений объединились в специализированную артель «Металлоподнос» с управляющим центром в Жостово.

Наиболее тяжелым временем для жостовской росписи, как и для большинства других народных промыслов, стали 40-50-е годы прошлого века. Именно в это время значительно уменьшился выпуск подносов, но в несколько раз увеличилось производство несвойственных промыслу детских товаров. Жостовская роспись для детей - это маленькие деревянные и металлические подносики, ведерки и лопатки, украшенные отдельными элементами.

Современная история

Хрущевская «оттепель» внесла позитивные изменения в жизнь промысла. В 1960 году артель «Металлоподнос» была реорганизована и получила свое сегодняшнее название — Жостовская фабрика декоративной росписи. Внимание со стороны правительства, активная совместная работа мастеров и ученых, участие на различных как отечественных, так и зарубежных выставках позволили промыслу выйти из многолетнего кризиса.

Особенности становления

Как уже говорилось, жостовская роспись развивалась под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Но жостовские мастера, первоначально обрабатывавшие и украшавшие различные предметы из папье-маше, сумели перенести все свои технологические находки на металлические подносы. Для их грунтовки они использовали собственные составы, а также особенные копаловые лаки.

Не меньшее влияние на развитие промысла оказал и расположенный неподалеку центр лукутинской лаковой миниатюры. На дальнейшее стилистическое становление жостовской росписи оказали влияние ростовская финифть и цветочные мотивы ивановских ситцев, а также росписи по фарфору, выполнявшиеся на подмосковных фабриках.

Из чего и как делают подносы?

Современные жостовские подносы производятся двумя способами: методом штамповки и ковки.

Из обычного листового железа на специальных механических прессах делают заготовки для подносов стандартных форм и размеров. Затем на электрическом прессе посредством специальных пресс-форм и комбинированного штампа проводят закатку краев - бортовку. А чтобы борта подноса стали жесткими, выполняется их вальцовка.

Художники жостовской росписи могут работать не только со стандартными формами подносов. На их выбор существует 26 типовых форм, из которых подбирается наиболее соответствующая замыслу. Затем, если она уникальна, за дело принимается коваль (кузнец), изготавливающий кованый поднос. Для этого из нескольких металлических листов ручными ножницами вырезается скобка, которая в последующем, под воздействием молота, вытягивается и выбивается. При закатке в края подноса вкладывают специальную проволоку, которая обеспечивает его прочность, а затем сам край выравнивают молотом.

Как подносы готовят к росписи?

После того как подносы обрели форму и были завальцованы, их грунтуют с обеих сторон замазкой, состоящей из мела, разведенного в олифе. Как только загрунтованный поднос высушится в специальном шкафу, мастер-грунтовщик шлифует его поверхность наждачной бумагой, а затем наносит еще один слой замазки. Раньше поднос покрывали в два слоя черным грунтом, состоящим из каолиновой глины, керосина, голландской сажи и растительного масла. Каждый слой обязательно высушивался и шлифовался. Сегодня традиционный способ грунтовки не применяется, вместо него используется наносимый из пульверизатора коричневый фабричный грунт. После просушки загрунтованный поднос шпаклюют и высушивают. Затем зашпаклеванный поднос вручную шлифуется пемзой.

Только после этого на поднос наносится черная краска на скипидарной основе, а после очередной просушки его покрывают в 2-3 слоя черным масляным лаком. Высушенный и очищенный поднос передают художнику на роспись.

Как делают цветные фоны на подносах?

Жостовская фабрика декоративной росписи, кроме подносов с традиционным черным фоном, выпускает изделия, на которых имеются красные, синие, зеленые и голубые фоны. Для их создания на поверхность подноса наносят тонкий слой светлого лака. Пока он не просох, присыпают его бронзовым или алюминиевым порошком. После того как металлизированный фон просохнет, его окрашивают лессировочными красками нужного цвета, благодаря чему получается интенсивный и насыщенный, но и одновременно мерцающий, как бы просвечивающий, фон.

Роспись по цветному фону требует изменения как колористических особенностей, так и технических приемов. Так, блики лишь слегка обозначаются, а тени немного прорисовываются.

жостовских подносов

Жостовские мастера выполняют роспись специальными беличьими кисточками и масляными красками, разведенными скипидаром и льняным маслом. Каждый художник одновременно работает над несколькими произведениями. Для выведения орнамента используется белая краска с лаком (гульфарба), присыпаемая порошком из алюминия, либо так называемое твореное золото - разведенный в скипидаре или прозрачном лаке золотой порошок.

Жостовская роспись выполняется в два этапа: замалевка и выправка. На этапе замалевки художник широкой кистью прорисовывает основной силуэт композиции на рабочей поверхности подноса. Для ее выполнения используются разбавленные (разбеленные) краски. Затем поднос с нанесенной замалевкой просушивается в течение 12 часов в

После этого мастер приступает к выправке и прорисовывает светлые места, накладывает цветные тени и прописывает блики, которые придают объем композиции. Тычинки цветков и прожилки листочков вырисовываются тонкими линиями. Крупные элементы жостовской росписи, такие как большие цветы, связывают с более мелкими стеблями, травинками и другими частями композиции. Самым последним наносят орнамент на борта.

Законченную работу трижды полируют бесцветным лаком и просушивают в печах, после чего вручную отполировывают поверхность до зеркального блеска.

Основные мотивы росписи

Наиболее часто художники Жостово выполняют простые цветочные композиции в виде букетов, в которых ритмично чередуются большие садовые и более мелкие полевые цветы. Как правило, основу композиции составляют несколько крупных цветов, таких как роза, астра, пион, георгин или тюльпан, окруженные россыпью небольших цветов и бутонов и связанных между собой тонкими стебельками, веточками и листиками. Кроме крупных садовых цветов, некоторые художники выводят на первый план композиции скромные фиалки, ландыши, вьюнки или анютины глазки.

Букеты как садовых, так и полевых цветов могут дополняться изображением фруктов, ягод, птиц и бабочек. Иногда живописцы изображают на подносах только натюрморты из фруктов или грозди ягод, таких как рябина.

Кроме цветочных композиций, создается и сюжетная жостовская роспись, фото которой вы можете увидеть ниже. Как правило, она изображает сценки из жизни простых людей, пейзажи, ландшафты, а также лошадиные тройки. По большому счету, жостовская роспись (картинки представлены в статье) - это действительно настоящее искусство.

Выразительные средства жостовского прикладного искусства

Первоначально композиции для подносов заимствовались из живописных полотен, но вот их интерпретация у каждого художника была своя. Сегодня мастера реализуют ставшие уже классическими композиции, но и стремятся найти новые.

Следует отметить, что в каждом произведении жостовской росписи композиции вписаны в плоскость и связаны с формой подноса, в них прекрасно переданы условные глубина и объемность нарисованных объектов. Важным выразительным средством жостовского искусства является ритмическое и цветовое равновесие рисунка.

Можно ли научиться?

Узнать что такое жостовская роспись, как рисовать в этой технике, можно в самом Жостово. На фабрике, изделия которой славятся по всему миру, проводятся экскурсии по музею подносов и мастер-классы по лаковому рисунку. Практически в каждом городе есть туристическое агентство, предлагающее экскурсии на фабрику, где можно увидеть, как делается жостовская роспись. Мастер-класс по ней также предусмотрен программой. Поездку на экскурсию в Жостово можно организовать и самостоятельно, предварительно связавшись с музеем и уточнив часы его работы.

История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в нескольких подмосковных селах и деревнях - Жостове, Осташкове, Хлебникове и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
В 1825 г. художник-миниатюрист О.Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.

В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч. существует с 1825 г.".

В начале 20 века спрос на изделия жостовских мастеров сократился, что привело к упадку промысла. В 1928 г. все мелкие артели объединились в специализированную артель "Металлоподнос" с центром в деревне Жостово. Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета.

Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает. Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.




Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи.

Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи - цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями - прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, сте___ми и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.


За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали самостоятельными декоративными предметами, а ремесло обрело статус уникального вида русского народного искусства. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле.


История жостовской росписи

История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости (ныне Мытищинский район Московской области) — Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком — возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.

В прейскуранте Вишняковых значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч... существует с 1825 г.»

Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.

В его основе лежали старые разработки декоративных цветочных композиций с набором садово-полевых цветов («собранный букет», «букет в раскидку», гирлянда, венок.)

Широкой кистью художник набрасывает композицию букета на рабочей поверхности подноса. Создавая букет, художник следит за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен.

Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные, синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.

В Жостовский поднос вложено вдохновение лучших мастеров народного промысла, которые бережно сохраняют исключительные вековые традиции и преемственность. Роскошь, подлинность и чувственность — это уникальный Жостовский букет.

Каждому кованому подносу, изготовленному на фабрике, присваивается специальный номер. Качество кованого подноса подтверждено сертификатом. Кованые подносы упаковываются в фирменную подарочную коробку ручного изготовления и подарочные пакеты. Мы приглашаем открыть для себя таинственный и волнующий мир традиционного Жостовского букета и насладиться красотой и многообразием красок.

Как создается жостовский кованый поднос?

Исторически, производство жостовских подносов - это ручная ковка (холодная выколотка). Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на специальном станке подгибает край.

Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных - «скатертных». Каждая форма выверена по своим пропорциям. Изменчивая мода тоже диктует свои правила - поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса - шире или уже.

В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся - по прежнему - ручной ковкой.

После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный этап - нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется.

Черный лак и роспись, покрытая светлым лаком, пришли в Россию из Японии и Китая более 400 лет назад. Русские мастера приспособили сложную технологию востока к простым, доступным материалам и добились высококачественного технологического производства.

Какой бы поднос не расписывали живописцы - круглый, овальный, фигурный, букетами, в раскидку, венками - все равно мастера ведут свою работу в той последовательности, которая издавна здесь укоренилась. Работают беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Набор кистей большой - от совсем тонких с иголку до крупных. Каждая кисточка подработана под свой мазок. Кисть - это главный инструмент мастера, у каждого своя, под руку и манеру.

Роспись на жостовских подносах многослойная. Первый слой - «замалевка» - приурочивают к концу рабочего дня. Разбеленой краской раскидывают пятна цветов, листья и бутоны в затейливые композиционные решения. Каждое пятно на своем месте гармонично сочетается и с замыслом автора, и формой подноса. Далее сушка.

После сушки художники начинают второй этап росписи - «тенежка». Это нанесение «прозрачной» (лессировочной) краской темных частей цветов и листьев. Третий этап - «прокладка». Плотной, непрозрачной краской выделяют светлые места, кое-где появляются детали и формы цветов, лепестков, бутонов, листьев. Следом идет «бликовка». У каждого мастера она своя: широкая и мягкая, мелкая и дробная. Она подобна музыкальному ритму, похожему то на медленный распев, то на зажигательную пляску.

«Чертежкой» жостовцы называют прочерчивание светлых контуров краев цветов, лепестков, бутонов, листьев. Сделать «семенца» - значит написать пестики-тычинки в цветах и бутонах. И наконец «привязка». Легкая ажурная травка, которая заполняет пустоты между цветами и листьями, и как бы связывает воедино всю композицию. У одних художников привязка обильна, у других - совсем малость. Одни делают ее яркой, другие вписывают в фон подноса. Роспись закончена. Осталось высушить и передать в руки мастеру - орнаменталисту.

У художников и ковалей всегда есть задумка о создании новой формы подноса, которая органично впишется в ряд классических жостовских изделий. Этот постоянный поиск, творческая инициатива художников и ковалей двигает промысел к новому, современному, востребованному художественному продукту, не впадая в китч и безвкусие.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.