Финансирование деятельности некоммерческих организаций. Современные проблемы науки и образования Основные виды финансирования деятельности некоммерческих организаций

Итак, Ваша НКО создана, зарегистрирована в установленном законом порядке и поставлена на учет во всех контролирующих органах. Это значит, что приходит момент поиска финансовых средств, за счет которых и будет производится деятельность (конечно, много мы можем выполнить за счет добровольного труда и собственных ресурсов, но для реализации серьезных проектов финансирование необходимо).

Вопрос «Где и как брать деньги?» один из самых частых и возникает еще на этапе планов по созданию НКО. Как же разобраться в понятиях, как «грант», «субсидия», «пожертвование» и т.п.?

Для начала необходимо обратиться к Законодательству Российской Федерации: законы N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и N 7-ФЗ «о некоммерческих организациях» включают статьи, определяющие возможные для НКО источники формирования имущества организации:

  1. Регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  2. Добровольные взносы и пожертвования;
  3. Выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы от предпринимательской деятельности общественного объединения;
  4. Дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  5. Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  6. Вступительные и членские взносы, если их уплата предусмотрена уставом;
  7. Поступления от проводимых в соответствии с уставом общественного объединения лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;
  8. Внешнеэкономическая деятельность общественного объединения;
  9. Другие не запрещенные законом поступления.

Этот список важен для любой НКО, так как по сути дает список возможных источников финансирования. При этом следует учесть, что есть одно принципиальное различие между общественными объединениями и некоммерческими организациями – первые являются членскими и могут устанавливать вступительные или членские взносы.

ЧЛЕНСКИЕ ВЗНОСЫ

Уставом общественного объединения может быть предусмотрена уплата членами взносов (вступительных или членских). Размер и периодичность уплаты членских взносов устанавливается решением высшего руководящего органа НКО. Денежные средства могут быть приняты от членов в кассу организации, либо перечисляться непосредственно на расчетный счет. Членские взносы не облагаются налогом на прибыль и, соответственно, не включаются в доходы организации (т.е. не включаются в расчет единого налога при применении упрощенной системы налогообложения).

Главный минус использования членских взносов как основного источника финансирования деятельности НКО очевиден – для того, чтобы этих средств хватало, необходимо иметь большое количество членов (либо установить значительную сумму взноса). Арифметика очень проста и наглядна: у одной организации 1000 членов, у другой 100, обе они установили размер членского взноса в размере 100 рублей в год. В результате первая организация имеет на свою деятельность 120 тысяч рублей, а вторая только 12 тысяч в год. И если в первом случае за счет этих средств можно обеспечить хотя бы минимальную заработную плату 1-2 специалистам, то во втором денег хватит разве что на приобретение ограниченного количества канцтоваров и расходных материалов.

Так есть ли смысл устанавливать членские взносы? Однозначного ответа нет, так как всё зависит от содержания деятельности общественного объединения. Кроме этого, следует помнить и о том, что выплачивать регулярные взносы (даже незначительные по размеру) люди предпочитают не просто так, а получая взамен какие-либо услуги. Основные права членов организации устанавливаются Уставом, но могут быть дополнены решениями руководящих органов.

Например, члены организации «Труженики тыла и ветераны труда», уплачивая незначительный взнос (порядка 10 рублей в год), получают помощь в оформлении документов и получении статуса «Ветеран труда», и эта услуга оказалась настолько востребованной, что количество членов организации составляет несколько тысяч человек. Профессиональные общественные объединения, как правило, устанавливают более высокий взнос, но и услуги предоставляемые членам у них более значительны (например, предоставление помещения для профессиональной деятельности на льготных условиях или бесплатно, обучение и т.д.).

Рекомендация только одна: при определении необходимости уплаты и размера членских взносов следует учитывать вашу целевую категорию (её финансовые возможности и потребности) и возможности общественного объединения по предоставлению каких-либо услуг и возможностей её членам.

ПОЖЕРТВОВАНИЯ

Пожертвования от физических и юридических лиц – один из самых распространенных источников финансовых поступлений социально ориентированных НКО. В зарубежной практике (Европа, США) большинство некоммерческих организаций живут исключительно на пожертвования, однако в России это чаще всего нерегулярные разовые поступления, которые не могут обеспечить постоянную и стабильную деятельность.

Все вопросы, связанные с юридическим статусом пожертвования, регламентирует Гражданский Кодекс РФ (статья 582), согласно которой Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях.

Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в статье 124 Гражданского Кодекса РФ.

Одним из самых важных для НКО моментов является следующий: пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению (т.е. являться целевым ). При этом организация, принимающая пожертвование, должна вести обособленный учет всех операций по использованию пожертвованного имущества. Почему это так важно? В первую очередь, потому что данное условие исключает целевые пожертвования из базы для исчисления налога на прибыль (и, соответственно, налога применяемого при применении упрощенной системы налогообложения).

Еще один важный пункт указанной статьи говорит нам, что использование пожертвованного имущества не в соответствии с указанным жертвователем назначением дает право жертвователю, его наследникам или иному правопреемнику требовать отмены пожертвования. Т.е. как любой гражданин, передавший организации имущество либо перечисливший финансовые средства, вправе потребовать их возврата если организация использовала полученное по другому назначению, так и организация может потребовать возврата средств (например, полученных на реализацию конкретного проекта, но использованных на иные, не включенные в него мероприятия).

Избежать сложностей с нецелевым использованием можно только грамотной формулировкой платежных документов и ведением постоянного раздельного учета в организации. Если пожертвования сразу перечисляются на расчетный счет организации (через банки или иным способом), можно рекомендовать жертвователям конкретную формулировку (например, «целевое пожертвование на уставную деятельность организации»).

ГРАНТЫ

Еще недавно слово «грант» четко было связано с некоммерческими организациями, именно гранты являлись основным источником средств для их деятельности. В данный момент ситуация изменилось, и связано это в первую очередь с принятием Бюджетного Кодекса Российской Федерации, в котором такое понятие отсутствует (т.е. органы власти и местного самоуправления, бюджеты различного уровня потеряли право их предоставлять).

Однако Налоговый кодекс это определение всё же содержит. Согласно ему, грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:

  1. Гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан;
  2. Гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.

Обычно гранты предоставляются благотворительными фондами на реализацию конкретных проектов или мероприятий, чаще всего на конкурсной основе. Для получения финансовых средств организация должна подготовить заявку (форма предоставляется грантодателем) и приложить к ней необходимые документы (как правило, это документы, подтверждающие статус, организационно-правовую форму и сферу деятельности организации – копии свидетельств о регистрации, копия устава и другие). Большинство фондов предлагает своим потенциальным заявителям методическую и консультационную помощь в подготовке пакета документов и разработке заявки, но нередко бывает и так, что организация-заявитель должна сделать всё полностью самостоятельно (например, если грантодатель является иностранной организацией и не имеет возможности проконсультировать кого-то в другой стране и т.п.). Часто помощь в подготовке заявки на какой-то грантовый конкурс готовы оказать ресурсные некоммерческие организации региона (в Самаре такие консультации предоставляет СРОО ИЭКА «Поволжье»).

Информацию о конкурсах и предоставляемых грантах можно найти в различных источниках – на сайтах благотворительных фондов, в специализированных e-mail рассылках, на сайтах ресурсных и информационных центров для НКО, в том числе и на нашем сайте.

СУБСИДИИ

Субсидия отличается от гранта, в первую очередь тем, что это бюджетные средства . В настоящее время определение понятия «субсидия» исключено из Бюджетного Кодекса, но различные финансовые словари (на основе других нормативно-правовых актов) предлагают следующее:

Субсидия в Российской Федерации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

С момента принятия Бюджетного Кодекса, органы власти и местного самоуправления могут предоставлять только субсидии, и не могут предоставлять гранты.

На самом деле, для некоммерческих организаций принципиальной разницы в том, участвует она в конкурсе грантов или конкурсе на предоставление субсидий, нет. Это различие больше важно самим распорядителям бюджетных средств: все документы, положения и т.п. должны утверждаться распоряжением Губернатора области и соответствовать определенным нормам и требованиям (что замедляет и затрудняет их подготовку). Также в бюджете региона или муниципального образования, должно быть предусмотрено специальное расходное обязательство по предоставлению субсидий (в случае его отсутствия, ни один орган власти или местного самоуправления предоставить субсидию не сможет).

Субсидия может предоставляться как на возмещение затрат социально-ориентированной организации (за оплату помещения, выполнение работ или услуг), так и на реализацию конкретных программ и проектов в определенной сфере. Средства субсидий являются строго целевыми, по ним в обязательном порядке предоставляются отчеты и подтверждающие целевое использование документы, ведется раздельный учет.

Получить информацию о субсидиях, предоставляемых тем или иным Министерством или Администрацией муниципального образования можно, как правило, на официальных сайтах, в печатных изданиях, публикующих их распоряжения и приказы («Волжская Коммуна», «Самарская Газета» и др.), в специализированных подразделениях (отделы по работе с общественностью и НКО).

ДОГОВОРЫ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ

Еще одним источником средств для НКО могут являться бюджетные средства, полученные через процедуры торгов и котировок. Этот источник выделен отдельно от деятельности по реализации товаров и услуг по одной причине – средства, поступившие из бюджетов различных уровней при условии их целевого расходования, не облагаются налогом на прибыль (и, следовательно, не облагаются налогом, применяемым при использовании упрощенной системы налогообложения).

Сложностей и препятствий для социально-ориентированных НКО в этой системе очень много.

  • Во первых, это открытые конкурсы. То есть принять участие в них могут не только социально-ориентированные НКО, но и любое юридическое лицо, удовлетворяющее условиям объявленного конкурса. Существует возможность проведения конкурса среди НКО и малого предпринимательства, но в этом случае также остается конкуренция с субъектами малого предпринимательства.
  • Во вторых, в случае размещения заказа на сумму свыше 500 тысяч рублей, организация-заявитель обязана внести залог для участия в конкурсе (определенный объем денежных средств, который потом возвращается организации).
  • В третьих, НКО сложнее подтвердить целевое назначение и расходование средств, так как основным документом отчетности по таким договорам и контрактам являются акты выполненных работ, а смета часто включает расчетную стоимость услуг (а не полный список статей расходов).

Информация о конкурсах размещается на специальном сайте Главного управления по организации торгов http://www.goszakaz.samregion.ru/

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СО НКО

Согласно законодательству РФ, некоммерческие организации имеют право заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что все полученные от неё средства будут направлены на реализацию уставных целей. Это значит, что полученные доходы не могут распределяться между членами или руководителями напрямую. Но они могут быть использованы для выплаты заработной платы сотрудникам организации, приобретения материально-технической базы, организации мероприятий и реализации проектов и программ.

В ряде случаев, предпринимательская деятельность сама по себе может являться проектом или программой некоммерческой организации (например, создание предприятий и рабочих мест для инвалидов или социально-незащищенных категорий населения), однако правило по использованию доходов остается неизменным.

При ведении предпринимательской деятельности СО НКО обязана выполнять все нормы и требования, относящиеся к ней (включая уплату всех налогов, требования по лицензированию и так далее).

Для того, чтобы организация могла вести предпринимательскую деятельность, в ее Устав должен быть включен соответствующий раздел. В нем необходимо не указать сам факт этого, но и перечислить конкретные виды предпринимательской деятельности (формулировки типа «и другие не запрещенные законом виды деятельности» не допускаются).

Одновременно некоммерческая организация может использовать неограниченное число источников финансирования, ключевым условием при этом остается и поступившего из них имущества.

1

Развитие некоммерческого сектора значительно помогает государству в выполнении социальных и культурно-просветительских функций, особенно в условиях российской действительности, когда государство финансирует общественные блага в ограниченных масштабах. При этом следует подчеркнуть, что в настоящее время недостаточно проработаны вопросы влияния внешней среды на структуру источников финансирования некоммерческой организации. Некоторые вопросы управления финансовыми источниками некоммерческой организации являются дискуссионными и требуют углубленного изучения. Целевой капитал, как источник финансирования, чаще всего остается без внимания менеджеров некоммерческих организаций. Хотя именно эффективное управление целевым капиталом гарантирует жизнеспособность некоммерческой организации в течение длительного периода функционирования. В данной статье проведен анализ современного состояния источников финансирования и целевых капиталов некоммерческой организации в российской практике, а также проведено комплексное исследование источников финансирования некоммерческих организаций. Предложена модель управления целевым капиталом некоммерческой организации. Также в статье дается авторское определение целевого капитала некоммерческой организации НКО с целью уточнения экономического содержания категории и обозначения специфической роли в обеспечении деятельности НКО.

целевой капитал некоммерческой организации; модель управления целевым капиталом некоммерческой организации.

некоммерческая организация

1. Миркин Я.М., Миркин В.Я. Англо-русский толковый словарь по банковскому делу, инвестициям и финансовым рынкам. Свыше 10000 терминов. - М.: Альпина бизнес букс, 2006.

2. Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях. Министерство юстиции РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: (http://unro.minjust.ru/NKOs.aspx).

3. Программа «Целевые капиталы» Некоммерческого партнерства грантодающих организаций «Форум Доноров» http://endowment.donorsforum.ru/newstype/6.html

4. Фонд целевого капитала «Урал-Инвест Плюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: бфурал.рф (Благотворительный фонд «Урал») (дата обращения – 25.01.2013)

5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

Некоммерческие организации представляют собой довольно значительный сектор российской экономики. По состоянию на 01.10.2013 г. количество некоммерческих организаций в России составляет 416 380 организации.

Проведенный выше анализ классификаций показывает, что с их помощью не удается достаточно точно и полно определить границы некоммерческого сектора и на этой основе получить о нем достоверную информацию. Автор считает, что объективным в качестве базового критерия классификации следует использовать функциональное назначение основной деятельности некоммерческой организации в современном обществе.

Некоммерческие организации, занимающиеся проведением научных исследований, образованием; обеспечением аналитической информацией, консультирование; социальной работой и воспитанием; издательской, рекламной и информационной работой; общественно-политической работой, содействие развитию МСУ; повышением культуры граждан; организацией досуга; правовой и юридической помощью; благотворительной и гуманитарной помощью; работой с молодежью; помощью в лечении и реабилитации больных; содействием развитию предпринимательства; защитой прав граждан; выдачей сертификатов и проведением экспертизы; охраной природы; помощью людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; содействием развитию гражданского общества; религиозные объединения и ассоциации.

Применяя данную классификацию некоммерческих организаций в обществе, можно увидеть резкое отличие в структуре источников финансирования некоммерческой организации в зависимости от функционального назначения организации. Так, например, основными финансовыми ресурсами некоммерческих организаций работающих в области повышения культуры граждан выступают бюджетные ассигнования и собственные средства. А для некоммерческих организаций занимающихся благотворительной и гуманитарной помощью основным источником выступает целевые средства.

  • политические партии,
  • общественные объединения,
  • государственные компании и корпорации,
  • ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств,
  • ассоциации экономического развития,
  • садоводческие, огороднические, дачные и иные товарищества,
  • советы муниципальных образований,
  • товарищество собственников жилья,
  • религиозные организации и объединения,
  • нотариальные палаты,
  • государственные, муниципальные, частные учреждения,
  • благотворительные и иные фонды,
  • социально- ориентированные некоммерческие партнерства.

Данная авторская классификация позволит подробнее исследовать некоммерческие организации и обозначить социально-ориентированные некоммерческие организации, к которым относятся социальные, благотворительные и иные фонды, религиозные организации и социально-ориентированные некоммерческие партнерства.

В зависимости от источников финансирования некоммерческие организации подразделяются на:

  • осуществляющие свою деятельность за счет членских взносов (общественные организации, нотариальная палата, политические партии, некоммерческие партнерства, потребительские кооперативы);
  • осуществляющие свою деятельность за счет пожертвований, доходов от целевого капитала (религиозные организации, благотворительные организации, общественные организации и фонды);
  • осуществляющие свою деятельность за счет международных и федеральных грантов (некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, общественные организации и фонды);
  • Некоммерческие организации, использующие в качестве основного источника своего развития бюджетные ассигнования (автономные учреждения, бюджетные учреждения, казенные учреждения).

Таблица 1 - Структура финансовых источников некоммерческой организации в зависимости от платности источника

Наименование

Источники финансирования

Признак платности

Собственные средства

Складочный капитал, доходы от предпринимательской деятельности

Безвозмездный источник

Заемные средства

Банковские кредиты, выпуск долговых ценных бумаг

Возмездный источник

Бюджетные ассигнования

Бюджетные субсидии

Безвозмездный

Целевые средства

Спонсорские средства, членские взносы

Возмездный источник

Благотворительные взносы, пожертвования, гранты фондов и др.

Безвозмездный

Для некоммерческой организации привлечение различных источников финансирования связано с некоторыми затратами, возникает возможность выбора этих источников как по объемам, так и по стоимости. В результате привлечения различных источников складывается определенная их структура и возникает общая цена источников финансирования, которую необходимо уплатить за пользование данными источниками финансирования.

Рис. 1 - Модель оптимизации структуры источников финансирования некоммерческой организации

Основным показателем является средневзвешенная цена источников финансирования некоммерческой организации, который характеризует уровень затрат или общую сумму всех расходов, возникающих в связи с привлечением и использованием ресурсов, а исходными являются два показателя - цена возмездных источников и сумма активов некоммерческой организации.

Математическое представление модели имеет следующий вид:

где Сцелев.возмезд. - цена возмездных целевых источников финансирования. Оценить стоимость таких источников возможно по затратам на ответные услуги (реклама, организация пресс-конференций).

vцелев.возмезд. - доля возмездных целевых источников финансирования в общих финансовых поступлениях,

(в формуле отсутствуют собственные средства, бюджетные ассигнования и безвозмездные целевые средства, так как их цена равна нулю).

Из представленной модели видно, что средневзвешенная цена источников финансирования некоммерческой организации находится в прямой зависимости от стоимости возмездных источников и в обратной зависимости от общей суммы активов организации. Построенная модель средневзвешенной цены источников финансирования может быть использована различными некоммерческими организациями в целях совершенствования управления источниками финансирования.

Автор считает целесообразным ввести понятие «капитал» применительно к некоммерческим организациям на основании того, что в современной рыночной экономике некоммерческие организации также выступают субъектами финансовых отношений, могут осуществлять предпринимательскую деятельность, могут получать доход и прибыль, являются налогоплательщиками, также могут учреждать коммерческую организацию. Таким образом, если даже целевой капитал не направлен на извлечение прибыли, фактически его использование может приносить прибыль.

Автор считает необходимым обозначить в условиях российских реалий «целевой капитал некоммерческой организации», как «фонд денежных средств», так как идет процедура распределения ресурсов и продуктов. Фонд подразумевает денежные и материальные средства, сосредоточенные в единую совокупность с целью использования их для определенных целей.

Целевой капитал- фонд денежных средств, сформированный и пополняемый за счет пожертвований и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, с целью аккумулирования, последующего инвестирования и использования в качестве дополнительного дохода от инвестиционных операций. Инвестиционный доход в обязательном порядке используется для финансирования деятельности некоммерческой организации в целях установленных учредительными документами или иных некоммерческих организаций.

Автор обращает внимание на то, что в Российской Федерации формой инвестирования средств в эндаументы выступают только денежные средства, в отличие от зарубежных стран, где в целевой капитал можно инвестировать денежные средства, ценные бумаги, недвижимость и другие активы. Лишь уже существующий целевой капитал, возможно, пополнять за счет ценных бумаг, недвижимого имущества, дивидендов, процентного купонного дохода, иных доходов по ценным бумагам. Но фактически в российских условиях целевые капиталы так и остаются сформированными лишь за счет денежных средств.

Некоммерческая организация может сформировать несколько целевых капиталов, в зависимости от целей определенных договором пожертвования или завещанием. Автор предлагает структуру целевого капитала изобразить следующим образом:

Рис. 2. Структура целевого капитала некоммерческой организации.

На 1 октября 2013г. в России зарегистрировано 110 фондов целевого капитала (из них 50 принадлежат вузам). Общая сумма денежных средств, размещенных в целевых капиталах, составляет 24 млрд. рублей.

Несмотря на тенденцию роста числа фондов целевого капитала, анализ показывает наличие некоторых проблем в развитии российских эндаумент-фондов: закрытость российских эндаумент - фондов, недоступность целевых капиталов для небольших НКО, проблема получения гарантированного дохода от целевого капитала и грамотное распределение дохода, отсутствие в России традиций благотворительности. Для решения всех этих проблем в развитии фондов целевого капитала (особенно касательно Ульяновской области, где пока нет ни одного эндаумент-фонда) автор считает необходимым создать Фонды развития региона.

На сегодняшний день в России преобладающим механизмом благотворительности является прямая передача денежных средств непосредственно нуждающимся в помощи благополучателям. Автор предлагает внедрить новый для потенциальных доноров механизм оказания поддержки - целевые капиталы (эндаументы) в рамках региона. А именно создание структуры в форме специальных Фондов развития некоммерческого сектора региона (Фонда развития спорта, Фонда развития культуры, Фонда развития искусства и т.д.) Через указанные Фонды денежные средства должны будут направляться на поддержку социальной жизни региона.

Использование Фондов развития в регионе даст следующие преимущества:

  • Будет создан единый эндаумент, где будут накапливаться целевые средства. Доходы от них станут существенным дополнением к доходам некоммерческих организаций (театральных коллективов, спортивных команд, других коллективов искусств и т.д.);
  • Данные Фонды будут поддерживать небольшие коллективы (небольшие театральные труппы, спортивные секции и др.), которые не в силах создать собственный целевой капитал;
  • Фонды развития будут осуществлять финансовую поддержку инноваций в культурно-просветительской и образовательной деятельности, спортивной, области театрального искусства, а также ряда других;
  • Данные Фонды будут проводить экспертизу законодательных инициатив некоммерческого сектора;
  • Фонды развития будут консультировать представителей некоммерческих организаций и граждан по вопросам создания, организационного развития и устойчивости НКО;
  • Фонды развития будут осуществлять международное сотрудничество;
  • Также Фонды будут развивать социальное партнерство в регионе.

Рецензенты:

Байгулов Р.М., д.э.н., профессор кафедры финансов и кредита заведующий кафедрой финансов и кредита Ульяновского Государственного Университета, г. Ульяновск.

Коптева Е.П., д.э.н., доцент кафедры финансов и кредита Ульяновского Государственного Университета, г. Ульяновск.

Библиографическая ссылка

Ларина Л.Р. ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ, И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11667 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Поскольку производство любых товаров, услуг, благ связано с издержками, перечисленные виды деятельности должны финансироваться для обеспечения процесса их воспроизводства. Источники финансирования деятельности некоммерческих организаций также разнообразны.

Источники финансирования НКО делятся на три группы:

· привлеченные,

· государственные,

· собственные средства.

К привлеченному финансированию относятся благотворительные, спонсорские средства, гранты фондов, членские взносы и др. Государственное финансирование объединяет прямые и косвенные субсидии государства. Собственные средства включают доходы от основной и коммерческой деятельности.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Привлеченные источники финансирования НКО.

Благотворительность и спонсорство.

Если сущность благотворительности достаточно полно раскрывается в ст. 1 закона РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», как «добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки», то понятие спонсорства очень узко определено ст. 19 закона РФ «О рекламе», как «осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах». Однако спонсор может требовать в качестве ответной услуги не только рекламу, но и другие прямые и косвенные выгоды, например, организацию выставок, пресс-конференций с его участием, что ведет к продвижению в обществе имиджа фирмы.

Пожертвование.

Пожертвованием, согласно ст. 582 части второй Гражданского Кодекса РФ, признается дарение вещи или права в общеполезных целях (т.е. нельзя пожертвовать работы или услуги). Пожертвования могут делаться гражданам; лечебным, воспитательным, благотворительным, научным и учебным учреждениям, учреждениям социальной защиты, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям. Для этих лиц пожертвования не облагаются налогом на прибыль. Во всех остальных случаях (в частности, для таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, ассоциации и союзы и др.), пожертвования расцениваются как обычное дарение и облагаются налогом на прибыль в составе внереализационных доходов.

Патронаж и меценатство.

Патронаж в российском законодательстве определен в отношении только дееспособных граждан. Под ним, согласно ст. 41 ГК РФ, понимается регулярное (постоянное) оказание помощи в осуществлении прав, их защите и исполнении обязанностей совершеннолетнему дееспособному гражданину, нуждающемуся в такой помощи по состоянию своего здоровья. Однако патронаж может быть трактован намного шире, как в отношении физических, так и юридических лиц. Особую актуальность патронаж приобретает для некоммерческих видов деятельности.

Патронаж – это оказание долгосрочной материальной и организационной поддержки некоммерческой деятельности в ответ на получение определенных прав на участие в управлении. Патрон может быть наделен правом участия в разработке стратегии развития, текущем планировании некоммерческой деятельности и т.д.

Патронаж необходимо отличать от меценатства, которое в основном распространяется на сферу культуры и носит просветительский характер.

Меценатство – организация и поддержка общественно-значимых мероприятий в просветительских целях (преимущественно в сфере культуры и искусства).

Членские взносы.

Членские взносы также не имеют однозначной трактовки в российском законодательстве. Закон РФ «О некоммерческих организациях», рассматривая права и обязанности членов некоммерческих организаций, не дает общего определения отношений членства.

Членские взносы – регулярное отчисление средств в некоммерческую организацию с целью получения определенного пакета товаров и услуг.

Грант – средства целевого финансирования (денежные средства или иное имущество), выделяемые на конкурсной основе и предоставляемые безвозмездно и безвозвратно с последующим отчетом об их целевом использовании.

Заемные средства.

В качестве заемных источников финансирования выступают кредиты банков, финансовых институтов, международных организаций и др.

Резервные взносы

Резервные взносы представляют особую форму привлечения средств физических и юридических лиц в НКО. В отличие от других типов взносов, резервные взносы размещаются НКО на счетах банков и инвестиционных институтов с целью получения стабильных процентов. Главной особенностью резервных взносов является запрет на использование самой суммы взноса на финансирование расходов некоммерческой организации. Некоммерческая организация вправе распоряжаться только накопленными процентами с этой суммы, причем сам взнос никогда не возвращается вкладчику.


Похожая информация.


Фирсов А.

В отношении государственной власти к некоммерческим организациям (НКО) и благотворительности как в капле воды отражается отношение власти к собственному народу

Как работают некоммерческие организации (НКО)

Россияне мало знакомы с некоммерческими организациями. А в тех случаях, когда они получают какую-то помощь от НКО, они часто даже не знают об этом.

Некоммерческие организации потому и называются некоммерческими, что их цель – максимально эффективно (с максимальной пользой для граждан) реализовать имеющееся финансирование или гуманитарную помощь.

То есть, главная цель некоммерческой организации – с помощью минимума денежных средств достичь максимальной реализации тех программ, для которых создана эта организация.

Такие организации создаются и регистрируются в государственных органах для реализации определенных общественно-значимых целей, которые по тем или иным причинам нуждаются в отдельном финансировании, или до которых централизованная помощь еще не дошла:

Беженцы,
- пострадавшие от стихийных бедствий,
- беспризорные дети,
- инвалиды,
- памятники культуры и искусства,
- экологически грязные зоны,
- новые научные разработки,
- заключенные,
- правозащитники,
- военнопленные и т.п.

Объединения по защите прав животных,
Наблюдатели на выборах,
Экологические организации,
Программы по тестированию товаров и продуктов,
Социальные программы для отдельных категорий граждан,

И многое другое.

Такие организации могут получать средства от граждан и юридических лиц, иностранных фондов и под контролем попечительских советов (работающих на безвозмездной основе) максимально эффективно реализовывать нужные обществу программы.

В мире количество некоммерческих организаций постоянно растет, поскольку это –быстрый и эффективный способ решить наиболее сложные проблемы. Такой способ помощи гораздо более эффективен, чем финансирование из государственного бюджета по определенным, утверждаемым раз в год программам.

Во всем мире это хорошо понимают. И потому в любой цивилизованной стране исполнительная и законодательная ветви власти делают все возможное, чтобы упростить работу НКО и помощь своим гражданам.

НКО никогда не существуют сами для себя. За ними всегда стоят определенные люди, для которых это НКО создано, и которым оно помогает. И эти люди, как правило, нуждаются в конкретной целевой помощи или финансировании.

Кто финансирует НКО

Теоретически, НКО могут получать средства из разных источников:

От юридических лиц в своей стране,
- от своих и иностранных граждан,
- от других НКО,
- от иностранных фондов.

Государство, которое является формой самоуправления людей, на практике не может управлять всем, что только существует в современной жизни. Это просто нецелесообразно. Не все проекты заслуживают того, чтобы осуществлять их за счет государственного бюджета. Но государство должно оставлять возможность для реализации отдельных проектов за счет инициативы отдельных лиц. Как это будет происходить и за счет каких средств – это не дело государства. В идеале оно устанавливает рамки для получения средств некоммерческими организациями на осуществление своих уставных целей, предполагая определенный контроль для того, чтобы НКО не использовались для отмывания доходов, подрывной деятельности, получения определенных привилегий для своего руководства, и т.п.

Фактически, если посмотреть на то, как государственная власть относится к НКО, можно понять, как власть относится к своему народу.

НКО и налог на прибыль/доходы

В западных странах получение некоммерческой организацией денежных средств освобождается он налога на прибыль по определению.
В России все сделано с точностью до наоборот. От налога на прибыль освобождаются только те организации, которые оказывают помощь только по одному из трех направлений: культура, наука, здравоохранение.

Причем освобождаются только те организации, которым это разрешит соответствующее министерство. И не просто разрешит, а внесет в соответствующий список, утверждаемый в высших эшелонах власти.
И чтобы получить это освобождение, организация должна задолго до получения какой-либо помощи:

Доказать свою преданность действующей власти,
- подать заявление в соответствующее министерство,
- приложить к заявлению большой пакет документов, доказывающий, что деньги будут расходоваться только на такие программы, которые уже реализуются в рамках бюджета, т.е. доказывающий, что иностранная помощь будет дополнять финансирование из российского бюджета и не выделяться на его фоне.

В результате, получение гранта из-за рубежа российской некоммерческой организацией в ста случаях из ста попадает под 25% налогообложение налогом на прибыль.

Но это не все. На западе, грант, выделенный некоммерческой организацией физическому лицу освобождает это лицо от налога на доходы физического лица. Если налог на доходы составляет, скажем, 13%, как в России, то государство не берет с людей, получающих гранты, соответствующие налоги, таким образом, государство делает все возможное, чтобы целенаправленная помощь в максимальном объеме дошла до тех людей, кто гранты получает (ученые, писатели, правозащитники, врачи, археологи, художники, артисты). В России такое освобождение не предоставляется. И люди, получающие гранты, вынуждены платить подоходный налог с полученных сумм.

Поскольку законопроекты в России пишут не депутаты Госдумы, а профильное министерство, то в этом случае, видимо, бумага родилась в соответствующем подразделении Администрации президента, потом перекочевала в Минфин, после чего была проштемпелевана в Госдуме и Совете федерации, и потом попала на подпись к Путину. Любопытно, что с «субъектом регулирования», т.е., с некоммерческими организациями, никто встречаться и не подумал. Да и зачем?

Если у МВД есть цель собрать дополнительные деньги или просто сократить количество машин на дорогах, оно присылает в Госдуму законопроект о том, что теперь все машины и днем должны ездить с включенными фарами. С этого дня можно штрафовать всех, кто ездит без фар, или с габаритами, или с дальним светом. Также и с законом о налогообложении НКО. Если была цель прекратить безобразие с финансированием какой-то деятельности, неподконтрольной тем, кто за нее не платит, не осуществляет, и не несет ответственности, то она сразу же достигнута.

Потому что если бабушка отдаст своих 30 рублей (с которых уплачены все налоги) на то, чтобы оплатить телефон группе активистов, которые хотят заселить белок в городской парк (или помочь семьям, оставшимся без кормильца, или купить Оку инвалиду), то активистам нужно будет отчислить государству долю в виде налогов. На прибыль. Поскольку в России все денежные средства, получаемые НКО, попадают под налогообложение по налогу на прибыль.

НКО и отчетность

В западных странах НКО освобождаются от излишней отчетности и подают в государственные органы только упрощенную отчетность о полученных и израсходованных средствах. В России под нажимом международных организаций ввели такую отчетность для НКО. При этом, однако, забыли законодательно отменить необходимость подавать в Налоговую отчетность в соответствии с обычным российским законодательством.

В результате российские НКО подают в налоговые инспекции два комплекта отчетности: отдельно упрощенную, о полученных и израсходованных средствах, и отдельно стандартную российскую отчетность по всем видам российских налогов (в том числе с привлечением организаций, оказывающих бухгалтерские услуги в Санкт Петербурге).

Налог на тех, кто осуществляет пожертвования

В западных странах государство поощряет пожертвования в некоммерческие организации и фонды, освобождая жертвующих от подоходного налога.
Если иностранный гражданин или юридическое лицо делает пожертвование в некоммерческую организацию или фонд своей страны, то государство с помощью налога поощряет тех, кто это делает.

Простой пример. Гражданин, выходя за рубежом из театра после спектакля, практически в любой цивилизованной стране может пожертвовать деньги в НКО, фонд культуры или конкретного театра. Если он дает деньги НКО, скажем 100 долларов, то на месте получает соответствующую номерную бумажку с указанием того, куда, когда и сколько было пожертвовано. Этот документ является официальным освобождением от налога на доходы. Он позволяет гражданину не платить налоги с этой суммы, т.е. уменьшить свой налогооблагаемый доход. Т.е., если доход гражданина в месяц равен 1000 долларов, его налог должен быть 130 долларов (если считать, что налог – 13%, как в случае России). Если же он документально подтвердил, что он пожертвовал 100 долларов, то налогом облагаются только 900 долларов, полученные им в этом месяце (т.е. 117 долларов).

Культура приобретает 100 долларов. Получивший деньги фонд государству налоги не платит. Гражданин теряет 87 долларов (платит 100 долларов, уменьшает налог на 13 долларов). Государство теряет 13 долларов.

Из этих 100 долларов иностранный фонд может с разрешения своего попечительского совета выделить грант не только своим культурным центрам, но и дать грант нуждающимся театрам за рубежом, например, театру Константина Райкина.

На практике в России происходит следующее. Я, как гражданин России, плачу государству 13 процентов налога из своих заработанных 100 долларов. Государство из полученных 13 долларов выделяет 1% бюджета, т.е. 0.13 доллара на культуру. Театр Райкина из этих 13 центов получает после распределения хрен на палочке.

В России благотворительность фактически запрещена.

Например, если российское юридическое лицо на свой страх и риск решится заняться благотворительностью, скажем, начав систематическую раздачу супа бездомным, то оно должно будет зарегистрировать всех, кто воспользовался благотворительностью., заплатить с розданного супа подоходный налог, и, самое главное, в конце года подать в налоговую инспекцию подробную информацию о тех, кому досталость благотворительности больше чем на 2000 руб.

В подаваемых сведениях необходимо указать на каждого человека следующее:

Фамилия, Имя, Отчество,
- Дата рождения,
- Место рождения,
- Место жительства,
- Паспортные данные,
- Индекс место жительства,
- Номер ИНН,
- Номер пенсионного свидетельства.

Неподача сведений ведет к штрафам.

Потраченные средства не будут освобождены от налога на прибыль (с них придется заплатить не только подоходный налог в размере 13%, но и налог на прибыль в размере 25%).

Аналогичная ситуация происходит в случае, если юридическое лицо осуществляет пожертвования в фонд или НКО. В этом случае благотворитель не получает освобождения от 25% налога на прибыль (заплатит 25% с благотворительных сумм). Кроме того, 25% налога на прибыль заплатит НКО со стоимости бесплатно раздаваемого, и, высока вероятность, что НКО предъявят претензии о неподаче индивидуальных сведений о тех, кто воспользовался благотворительностью.

Расходы НКО

Вы можете себе представить, чтобы, скажем, фирма, продавшая или подарившая НКО мебель или компьютеры, заплатила налог на прибыль со стоимости проданного/подаренного, но не заплатила государству налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 18% от стоимости проданного или подаренного?

В России такая неуплата - преступление. В Западных странах это – норма.

НКО в западных странах приобретают товары и услуги. И те, кто продает им эти товары или оказывает услуги, освобождаются от уплаты НДС государству с сумм продажи/стоимости услуг. Таким образом, НКО имеют возможность приобретать для своих программ оборудование и материалы дешевле, чем они продаются на рынке.

В западных странах государство заботится о том, чтобы это правило соблюдалось, и с помощью НДС помогает НКО уменьшить свои расходы.

Почему Путин борется с НКО

Однажды по РТР была передача про то, как группа молодых немцев выбрала (добровольно) альтернативную службу вместо военной, и поехала работать в гуманитарную организацию, которая занималась тем, что помогала бомжам в Петербурге (Россия) не умереть от холода и голода. Они приезжали с передвижной кухней и кормили бомжей горячим супом. Корреспондент сунул микрофон довольному бомжу с тарелкой супа, и тот сказал: «Я не знаю, кто это и почему тут помогает, но большое спасибо Путину!!!»

Вот вам и НКО. Немецкий призывник кормит в зимнем Петербурге бомжей, а спасибо Путину. Кстати, есть ли хоть в одном российском городе хоть одна социальная программа, которая нацелена на то, чтобы накормить бомжей супом, а не их отлов и кастрацию?

К сожалению, даже от такой помощи Путин старается отказаться всеми силами. Почему?

От помощи можно отказываться по разным причинам.

Так, в фильме «Девчата» бригадир лесорубов (в исполнении Николая Рыбникова) отказывался от обедов в столовой, для того, чтобы наказать повариху, отказавшуюся с ним потанцевать, а вовсе не потому, что обеды были невкусными.

Из-за личной обиды герой фильма наказывает всю свою бригаду.

Контрразведка различных стран старается предотвратить нелегальное поступление денежных средств в свою страну, передаваемых резидентам на их подпольную деятельность. Чтобы купленные на эти деньги оружие, боеприпасы и оборудование не могли быть использованы для диверсионной деятельности, разведки и подкупа.

И это понятно. Нелегельные средства – основной источник финансирования противоправной деятельности.

В России же Путин борется с официально оформляемым и легальным финансированием НКО из-за рубежа не потому, что на шпионские деньги будут реализовываться политические программы, и не потому, что хочет наказать иностранные фонды.

К сожалению, он борется с ними потому, что фонды эти оказывают помощь гражданам России.

Он борется с ними просто потому, что они есть. Что они действительно оказывают помощь.

И помощь эта:
- не уходит полностью в карман чиновников,
- адресно доходит до нуждающихся,
- не дает откатов тем чиновникам, кто контролирует расходы бюджета,
- не разворовывается, а целевым методом распределяется под контролем добровольцев, попечительского совета, грантодателей и государственных органов,
- оказывается очень эффективной,
- дает людям возможность почувствовать реальную заботу о себе.

Но, в результате оказывается, что помощь от какого-то мецената Сороса на восстановление культурных памятников России в десятки и сотни раз превышает то, что выделяется на те же цели в бюджете России. Что инвалидных колясок в России на деньги иностранцев делается в десяток раз больше, чем на деньги из бюджета, что иностранные инвалидные коляски гораздо лучше отечественных, что их раздают бесплатно, а не продают из бюджета инвалидам за деньги.

И российские граждане начинают задавать непростые вопросы о том, почему это какой-то иностранец из своего кармана может помогать бездомным детям, инвалидам, деятелям культуры и искусства, очищать от мусора российские парки, реставрировать памятнику культуры, финансировать российские научные разработки, проводить интернет в ВУЗы, помогать исчезающим народам Севера, строить дома для военнослужащих, лечить больных СПИДом, и наркоманов, а Путину и его окружению до этого дела нет.

Когда-то наше государство раздавало социальную помощь из-за рубежа самостоятельно. Но вскоре иностранцы поняли, что НКО справляются с помощью гораздо лучше, поскольку:
- быстрее работают,
- меньше воруют и не оставляют часть помощи себе или своим близким,
- действуют точечно,
- легче контролируются,
- несут меньшие издержки,
- своевременно и в необходимом объеме представляют отчетность грантодателям и меценатам.

Помощь из-за рубежа стала поступать в различные российские НКО.
Были созданы массы примеров того, как можно работать не для себя, а для общества и без помощи государства.

Если пример присутствует перед глазами, то со временем могут произойти перемены в сознани не только у тех, кто получает помощь, но и у тех, кто обладает достаточной властью, и может распоряжаться аналогичными государственными финансами. Многие из тех представителей российской власти, кто впервые столкнулся с малой, но эффективной помощью от негосударственной (некоммерческой) организации, делают довольно неожиданные выводы – в первую очередь, их это озлобляет. Они не хотят, чтобы о наших проблемах стало известно там, «на Западе». Если мы тут сами справиться не можем со своими беженцами, голодающими и беспризорными, так лучше сдохнут пусть, но останутся без помощи. Так думают не те, кто эту помощь получает, а те, кто наблюдает, ничего не делая. Однако есть и такие люди с гражданской позицией, кто находит в себе силы задавать вопросы о том, почему практически все культурные, экологические, некоммерческие научные, правозащитные, медицинские центры финансируются из-за рубежа, а не из России.

Вот этих то российских граждан с их проблемами, с их непростыми вопросами больше всего и боятся Путин с окружением. Боятся, что в стране все больше становится людей, которые могут прийти к власти и спросить с нее за все: за перекрытые для эскортов дороги, за голод и холод, за нищету и бесправие, за мизерные зарплаты и пенсии, за подтасованные результаты выборов, за отсутствие финансирования культуры и здравоохранения

Путинская команда изо всех сил борется с теми, кто понимает ситуацию, кто пытается ее улучшить, кто реально помогает гражданам России. И не иностранных фондов она боится, не их денег, а своего народа.

Путь разрешения и путь запрета

В тех странах, где власть действует для своего народа, деятельность НКО всячески поощряется, этой деятельности оказывается всемерное содействие. Государство верит своим гражданам и присоединяется к тем пожертвованиям, которые делают граждане. Политические деятели, думающие о благе своего народа всеми силами развивают НКО, содействуют их деятельности и всемерно им помогают. Там отношения с НКО строятся по пути РАЗРЕШЕНИЯ.

В тех странах, где народ только мешает государственной власти осуществлять свою деятельность (выкачивать за рубеж природные ресурсы, превращать свою страну в мировую свалку, перекачивать государственный бюджет в свой карман через локальные войны и конфликты), руководство стран идет по пути ЗАПРЕТА и всяческих помех в деятельности НКО, перекрывая им любой «кислород», как в виде финансирования от своих граждан и юридических лиц, так и из-за рубежа.

Если бы российская власть заботилась о своем народе, она бы сделала все возможное, чтобы российские НКО могли существовать на пожертвования от своих граждан и юридических лиц. Чтобы эти пожертвования были максимально беспрепятственны.

Если бы российское руководство реально беспокоилось о своем народе, а не о сохранении своей власти, то оно сделало бы все возможное, чтобы российское финансирование НКО было настолько простым, доступным и объемным, чтобы российским НКО и в голову не приходило идти выпрашивать гранты у зарубежных спонсоров.

Послесловие.

Путину не нравятся российские НКО. Особенно ему не нравятся те из них, которые получают финансовую поддержку из-за рубежа (увы, из-за определенной внутренней политики России, таких в России из ста – сто). Из зарубежной финансовой поддержки ему больше всего не нравится поддержка из Соединенных Штатов Америки. Из американской поддержки он больше всего не любит Агентство по международному развитию США (US AID), потому что эта организация получает деньги от Государственного департамента США. Путин не может себе представить, чтобы деньги американского бюджета шли не во вред России, а на благое дело или на пользу России.

Может быть, он и прав.
Но, поскольку я иногда выглядываю на улицу, эта мысль у меня в голове не приживается.
Проезжая часть моей улицы и многих соседних уже много лет освещается фонарями, на которых наклеен значок US AID.

Это значит, что освещение улиц делалось не за счет московских властей, а благотворительной некоммерческой организацией за счет средств, полученных по гранту от Агентства по международному развитию США (US AID). Фактически на деньги того самого агентства, которое Путин считает виновным в существовании российской оппозиции.

Каждый раз, когда я задумываюсь о путинской политике по отношению к российским НКО и их зарубежному финансированию, меня мучает вопрос: к чему мы идем, и остановится ли Путин на достигнутом или пойдет дальше?

Он будет бороться только с помощью россиянам из-за рубежа? Или он будет чуть более последователен, и будет бороться не только с тем, что сейчас делается на иностранные гранты, но и перейдет к уничтожению того, что уже сделано? Т.е. перейдет к разбиванию уличный фонарей, установленных за счет иностранной помощи.

Или, может быть, он будет последователен до конца в своей борьбе и снесет все уличные фонари в России?

Юридические лица принципиально различаются в зависимости от целевой предназначения организации, хоть и деление на коммерческие и некоммерческие юридические лица кажется критерием формальным, так как некоммерческим организациям не запрещено извлекать прибыль, в то же время коммерческие организации могут преследовать иные отличные от коммерческих цели.

Одним из кардинальных различий в деятельности некоммерческих организаций является их финансирование, которое регулируется ФЗ «О деятельности некоммерческих организаций». В соответствии со ст. 26 можно выделить следующую классификацию источников формирования имущества:

  1. Внутренние - взносы учредителей, выручка от реализации товаров, работ, услуг, доходы от использования имущества, дивиденды по акциям, ценным бумагам и т.д.
  2. Внешние - пожертвования, гранты, субсидии, дотации и т.д.

Отметим, что перечень источников финансирования не является закрытым, основное требование, которое предъявляется к источникам финансирования - законность и разрешенность такого источника. Следовательно, существуют ограничения и особенности финансирования некоммерческих организаций.

Внутренние источники финансирования деятельности

В первую очередь, некоммерческие организации должны получать финансирование из средств учредителей и участников. Законом четко не регламентирован закрытый перечень этих источников, в решении данного вопроса стоит исходить из указанных целей деятельности организации в уставе. Имущество некоммерческой организации, прежде всего, формируется за счет следующих источников:

  1. Единовременные или регулярные взносы учредителей. Порядок выплаты взносов учредителями определяется учредительными документами. При этом обязанность вносить взносы в уставный капитал на сегодняшний день отсутствует, этот вопрос регулируется локальными актами.
  2. Доходы от реализации товаров, работ и услуг. Следует учесть, что такие доходы возможны лишь в организациях, предусмотревших в качестве одной из целей организации извлечение прибыли. Аналогичным образом возможно иметь такой источник финансирования, как доходы, от использования собственности организации.
  3. Дивиденды по акциям, ценным бумагам. Такой вид финансирования собственного юридического лица предполагает участие в акционерном обществе. Чаще всего это происходит вследствие создания акционерного общества, что законом дозволено ограниченному кругу лиц: фондам, учреждениям, некоторым государственным корпорациям (например, Росатом, Внешэкономбанк).

Внешние источники финансирования

Категория сторонних источников финансирования характерна нестабильностью и четкой регламентацией, в особенности относительно вопросов целевого назначения и порядка использования. К таковым источникам финансирования относятся: пожертвования, гранты, целевые капиталы, субсидии, дотации и иные.

Пожертвования физических и юридических лиц. Право на получение пожертвований некоммерческие организации могут получать в соответствии с ч. 1 ст. 582 ГК РФ. Основное отличие пожертвования от дарения - общеполезная цель использования имущества, которой обусловлено пожертвование. Такая цель использования накладывает ограничения на распоряжение пожертвованным имуществом: если организация без разрешения жертвователя изменит порядок использования пожертвованного имущества, то жертвователь и его правопреемники получают право на требование отмены пожертвования. На практике часто одна некоммерческая организация перечисляет другой некоммерческой организации денежные средства по договору пожертвования с целью оказания какой-либо организационной или иной помощи жертвователю. В данном случае отношения скорее партнерские, истинная цель которых удовлетворение потребностей жертвователя услуга, работами одаряемого. Соответственно, у сторон могут возникнуть проблемы, присущие контрагентам, однако подобные вопросы нормами ГК РФ о дарении не урегулированы. Например, по делу № А08-1050/2015 жертвователь обязался по договору пожертвования перечислить на счет одаряемого денежные средства, которые предназначались для организации мероприятия. После чего жертвователь отказался от исполнения договора в части, с чем и обратился в суд одаряемый. Решением Арбитражного суда Белградской области от 22 июня 2015 г. исковые требования истца были удовлетворены. Разумеется, в подобных ситуациях возникают сложности с наложением таких финансовых санкций, как неустойка, упущенная выгода, реальный ущерб.

Более того, существуют требования к форме пожертвований: политическим партиям от юридических лиц они перечисляются исключительно в безналичной форме. Существуют ограничения круга жертвователей для отдельных видов некоммерческих организаций. Так, политическим партиям не могут жертвовать имущество иностранные государства и иностранные юридические лица.

Ввиду отсутствия точного понимания правовой природы, особый интерес представляют гранты. Превалирует мнение, согласно которой грант - разновидность дарения, несколько менее распространена теория, согласно которой грант - вид пожертвования. Так или иначе, существуют характерные отличия данного источника финансирования: отсутствие единой регламентации, более широкий круг грантополучателей. Наиболее важное отличие - грант предоставляется по результатам некого конкурса, отбора соответствующих кандидатов на реализацию гранта. Данные отличия отдаляют понятие гранта как от пожертвования, так и от дарения. Но грант все же можно считать самостоятельной разновидностью дарения, осложненного множеством условий. Существуют категории грантов, которые влекут изъятия по налогу на прибыль получающих их организаций (См. Постановление Правительства РФ № 485 от 28 июня 2008 г.). Примечательно, что в решениях судов можно встретить отождествление пожертвования и гранта (например, решение Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга Ленинградской области от 31 марта 2015 г. по делу № А56-71269/2014).

Источник финансирования, формируемый за счет средств, полученных в результате пожертвования, завещания или в счет неиспользованного дохода от доверительного управления - целевой капитал некоммерческой организации. Правила о создании целевого капитала касаются лишь таких организационно-правовых форм некоммерческих организаций, как фонд, автономная некоммерческая организация, общественная организация, общественный фонд, религиозная организация. Закон разграничивает понятие собственников целевого капитала и специализированной организации управления целевым капиталом, которая может создаваться только в форме фонда. Специализированная организация создается и действует исключительно в целях формирования целевого капитала, использования дохода от целевого капитала и распределения его среди иных получателей дохода (к которым относятся все некоммерческие организации, кроме государственных корпораций, политических партий и общественных движений). Специализированную организацию следует отличать от управляющей компании, которая является хозяйственным обществом и осуществляет доверительное управление целевым капиталом на основании лицензии на осуществление управления ценными бумагами или инвестиционными фондами.

Этот источник финансирования имеет существенное преимущество перед иными источниками: имущество, переданное на формирование целевого капитала, не является объектом налогообложения по налогу на прибыль и НДС. Более того, налогоплательщик, перечисляющий в порядке пожертвования определенное имущество некоммерческим организациям, получает социальный налоговый вычет в размере произведенных на пожертвование расходов. Указанное правило касается не только пожертвований на формирование целевого капитала некоммерческой организации, но и на иные виды пожертвования в пользу благотворительных, социально ориентированных, религиозных и других организаций.

Характерный для социально ориентированных некоммерческих организаций источник финансирования - субсидии и дотации. Принципиальное отличие дотаций от иных форм межбюджетных трансфертов - отсутствие целевой направленности. Они выделяются бюджетам бюджетной системы в целях повышения уровня благополучия и бюджетной сбалансированности. Что касается субсидий, то это некое софинансирование, которое ранее могло выделяться сразу на реализацию нескольких проектов, Постановлением правительства РФ № 310 от 15 апреля 2014 г. действует программа « одна государственная программа - одна субсидия». Аналогично предоставляются субсидии по отраслевым направлениям (например, Постановление Правительства РФ № 143 от 19 февраля 2013 г., Постановление Правительства РФ № 1074 от 20 декабря 2010 г.).

Выводы

Таким образом, установленные законами источники формирования финансовой основы деятельности некоммерческих организаций разнообразны и создают возможность раскрытия и реализации уставных целей каждой организации. Наиболее выгодно положение тех некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых позволяет создавать целевой капитал, а цели деятельности признаны социально ориентированными, что позволяет таким организациям получать субсидии из бюджетов различных уровней. Помимо государственной помощи некоммерческим организациям предусмотрены меры, стимулирующие частный сектор предпринимателей к осуществлению пожертвований в пользу некоммерческих организаций, - введение налоговых вычетов по НДС и налогу на прибыль организаций.

Помимо получения внешней финансовой помощи некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность (с учетом законодательных ограничений): получать доходы от реализации производимых ей товаров, работ, услуг, доходы от имущества некоммерческой организации, дивиденды по акциям и иным ценным бумагам. Таким образом, некоммерческая организация может самостоятельно обеспечивать себя средствами для реализации своих уставных целей.

При изучении нормативного материала по внешним и внутренним источникам финансирования деятельности некоммерческих организаций складывается впечатление о том, что законодатель отдает предпочтение внешним источникам формирования имущественной базы: детальное законодательное регулирование и введение стимулирующих мер говорят о повышенном внимании законодателя именно к этим источникам финансирования. Наделение некоммерческих организаций возможностью осуществления предпринимательской деятельности является необходимостью, гарантией функционирования организации и осуществления общественно полезной деятельности даже при отсутствии внешнего финансирования. К сожалению, законодатель установил довольно нечеткие рамки для возможного «самофинансирования» некоммерческой организации, что может приводить к злоупотреблениям или, наоборот, недостаточному использованию этой возможности.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.