Литературное чтение. Г

Прекрасные стихи об осени от различных детских авторов для детей 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 лет на сайте Твой ребенок.ру!

Осина

В саду осеннем,
У дорожки,
Осина хлопает
В ладошки.
Вот почему
На той неделе
Ее ладошки
Покраснели.

Осень-швея (Татьяна Гусарова)

Чтоб крошка-земля без хлопот зимовала,
Ей осень лоскутное шьет одеяло.
Листок аккуратно к листку пришивает,
Сосновой иголкой стежок подгоняет.
Листочки на выбор - любой пригодится.
Вот рядом с багровым лиловый ложится,
Хоть очень по вкусу швее золотистый,
Сгодится и бурый, и даже пятнистый.
Скрепляет их бережно нить паутины.
Прекрасней, чем эта, не сыщешь картины.

Деревья осенью

Березы косы расплели,
Руками клены хлопали,
Ветра холодные пришли,
И тополи затопали.
Поникли ивы у пруда,
Осины задрожали,
Дубы, огромные всегда,
Как будто меньше стали.
Все присмирело, съежилось,
Поникло, пожелтело.
Лишь елочка пригожая
К зиме похорошела.
М. Садовский

Генрих Сапгир "Четыре конверта"

Вот конверт
Большой и желтый.
Как же нас, конверт,
Нашел ты?
Листья по ветру неслись.
И конверт летел,
Как лист.
Через поле -
Ниже,
Выше,
Прошуршал
По скату крыши,
Соскользнул
Тихонько
Вниз
И улегся на карниз.
Тут на стул Аленка встала
И конверт легко достала.
На конверте адрес мой.
А обратный чей?
Лесной!
Смотрим не без интереса,
Что же пишут нам из леса?
Пишут Лисы,
Пишут Лоси,
Пишут Зайцы:
"Осень! Осень!"
"Пожелтело все вокруг", -
Пишет пестрый Бурундук.
Вот записка и от Белки.
Почерк Белки очень мелкий.
Полчаса мы разбирали,
Над словами хмуря лбы,
Наконец-то прочитали:
"Есть орехи и грибы"
Пишут Утки с озера:
"Ночью подморозило.
Ох, озябли наши лапки.
Наши лапки
Очень зябки.
Рано утром
Мы собрались
И на юг
Лететь собрались.
И решило
Все собранье
Передать вам
"До свиданья".
Пишет Михаил Иваныч:
"Отыскал берлогу на ночь.
Утки тянут
В путь дорогу.
До весны!
Ложусь в берлогу".
Пишет Ежик:
"Листопад.
На пеньке - семья опят.
Тут же под корнями пня
Комнатенка у меня.
На постели
Лист резной…
Ждите весточки - весной!"
Ящерица написала:
"Бегать по лесу устала.
Кто - в берлогу,
Кто - в нору.
Я же прячусь
Под кору".
И еще два ерша
Нацарапали спеша
Извещение о том,
Что река
Покрылась льдом.
Переписка
Прекращается.
До весны
Ерши прощаются.

Октябрь

Листья опали,
Птицы пропали,
Всё, что цвело
Притаилось в опале.
Заняты норы,
Замерли споры,
Заиндевели утром заборы…
Что же так сладко в этой поре,
В сердце сжимающем нам октябре?!
М. Садовский

Осень (В. Авдиенко)

Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди
И нет просвета.
Затерялось где-то лето.
Ходит осень,
Бродит осень.
Ветер с клёна листья
Сбросил.
Под ногами коврик новый,
Жёлто-розовый -
Кленовый.

Осенняя Гамма

Пусто чижика гнездо.
До.
День осенний на дворе.
Ре.
Воет ветер за дверьми.
До. Ре. Ми.
Светлых дней пуста графа.
Фа.
Побелела вся земля.
Ля. Лёд на лужах, словно соль.
Соль.
Шапку тёплую носи.
Си.
До. Ре. Ми. Фа. Соль. Ля. Си. До.
Дождь. Дождь. Дождь. Дождь.
Снег!
Лучезар Станчев

Осень (К. Бальмонт)

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся.
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснётся
И заплачет спросонья.

*** Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....
Алексей Плещеев

Иван Бунин Листопад

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Ёжик

Под кустом свернулся ёжик
Мокрый и колючий.
И косит над лесом дождик,
Разгоняя тучи.
В листья красные одетый
Улыбается пенёк.
Простоял сухой всё лето,
А теперь насквозь промок.
И. Могилевская

С летом год решил проститься
С летом год решил проститься,
Помутнела вдруг река,
Дружной стаей стали птицы
Собираться в отпуска.
И чтоб стало всё как в сказке,
Красоту земле даря,
Год разлил на осень краски
Из коробок сентября!
В. Марахин

Улетает лето

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор, как в солнечных лучах.
Это платье золотое
У березы на плечах...
Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...
Пролетают паутинки
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летят! Должно быть, это
Улетает наше лето.

Воробей

Заглянула осень в сад -
Птицы улетели.
За окном с утра шуршат
Жёлтые метели.
Под ногами первый лёд
Крошится, ломается.
Воробей в саду вздохнёт,
А запеть -
Стесняется.
В. Степанов

2 4 2 2 3 3

Чтение стихотворений.

1. Работа с текстами стихотворений до чтения.

– Нам известна тема стихотворения – осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения?

– Что сейчас хранится в конвертах? Кто их может надписать? Кому они адресованы?

– Что можно предположить о содержании?

2. Работа с текстами во время чтения.

1. Первичное чтение.

Оба стихотворения дети читают про себя.

2.Выявление первичного восприятия .

3.Повторное чтение (дети читают вслух по смысловым частям, учитель комментирует, помогает вести диалог с автором).

Генрих Сапгир

ЧЕТЫРЕ КОНВЕРТА

Вот конверт

Большой и жёлтый.

Как же нас, конверт,

Нашёл ты?

Листья по ветру неслись.

И конверт летел,

Как лист. (Заметили: конверт по цвету – как осенний лист, и летит, как лист. Представили?)

Через поле –

Прошуршал

По скату крыши, (Крыша наклонная.)

Соскользнул

Тихонько

И улёгся на карниз. (Услышали звуки – шуршание листьев, шум ветра? (Да, здесь много звуков [ж] и [ш] .) Что ещё заметили? (В каждой строчке по одному слову – поэт показывает, как летел конверт.) При выразительном чтении нужно передать с помощью интонации это движение .)

Тут на стул Алёнка встала

И конверт легко достала.

На конверте адрес мой.

А обратный чей?

Лесной! (Почему восклицательный знак? Какие эмоции он передаёт?.. Интерес, изумление, радость, восторг. Ещё бы: письмо из леса!)

Смотрим не без интереса,

Что же пишут нам из леса?

Пишут Лисы,

Пишут Лоси,

Пишут Зайцы:

«Осень! Осень!» (Что заметили интересного? (Имена лесных жителей написаны с большой буквы.) Почему?)

«Пожелтело всё вокруг», –

Пишет пёстрый Бурундук. (Вы поняли, почему пёстрый бурундук обратил внимание именно на это?)

Вот записка и от Белки.

Почерк Белки очень мелкий. (Почему? У белки лапки маленькие…)

Полчаса мы разбирали,

Над словами хмуря лбы,

Наконец-то прочитали:

«Есть орехи и грибы». (Что вы прочли между строк в послании белки?

– Приходите за лесным урожаем!)

Пишут Утки с озера:

«Ночью подморозило.

Ox, озябли

Наши лапки.

Наши лапки

Очень зябки. (Озябли – то есть… замёрзли; лапки очень зябки – то есть… слово однокоренное – легко мёрзнут.)

Рано утром

Мы собрались

Лететь собрались.

Всё собранье

Передать вам

«До свиданья». (Каким словом «играет» Генрих Сапгир? Собрались – 1) скопились в одном месте; 2) приняли решение лететь; всё собранье – то есть все утки, которые собрались. Уткам, похоже, нужно ещё поработать над своей речью!)

Пишет Михаил Иваныч:

«Отыскал берлогу на ночь. (Как, всего на одну ночь? Одной ночью покажется медведю зима, ведь он уснёт. Заметили: он Михаил Иваныч, потому что…)

Утки тянут

В путь-дорогу. (То есть утки уже потянулись в тёплые края.)

До весны!

Ложусь в берлогу».

Пишет Ёжик:

«Листопад.

На пеньке – семья опят.

Тут же под корнями пня

Комнатёнка у меня.

На постели –

Лист резной... (Почему многоточие? Кажется, ёж собирался много написать? Засыпает…)

Ждите весточки – весной».

Ящерица написала:

«Бегать по лесу устала.

Кто – в берлогу,

Кто – в нору.

Я же прячусь

Под кору». (Для чего? Чтобы уснуть до весны.)

И ещё два Ерша

Нацарапали спеша

Извещение о том,

Покрылась льдом. (Чем нацарапали и почему спешили?)

Переписка

Прекращается.

Ерши прощаются.

4. Обобщающая беседа .

б) – Это стихотворение-игра, но из него внимательный читатель может многое узнать – что же?

в) – Какое настроение у этого стихотворения? (Совсем не грустное.)

г) – Вернёмся к названию стихотворения. Конверт был только один – жёлтый. А название… Что можно предположить? (У автора есть продолжение.) Какие творческие задания можете предложить? (Придумать письма из леса в белом, голубом и зелёном конвертах; продолжить письмо в жёлтом конверте от имени других обитателей леса.)

5.Выразительное чтение по ролям.

Чтение стихотворения Д. Самойлова «Перед снегом».

Стихотворение вслух читает учитель (комментированное чтение).

Давид Самойлов

ПЕРЕД СНЕГОМ

И начинает уставать вода. (Что это значит? Что вы представляете?)

И это означает близость снега.

Вода устала быть ручьями, быть дождём,

По корню подниматься, падать с неба. (Ручьи уже готовы замёрзнуть, дождь вот-вот сменится снегом, уснут деревья…)

Вода устала петь, устала течь,

Сиять, струиться и переливаться.

Ей хочется утратить речь, (Хочется совсем замолчать: не журчать, не петь, не звенеть…)

И там, где залегла, там оставаться. (Откуда же такая усталость? Вы заметили, это слово в 1-й строфе повторяется много раз?)

Под низким небом, тяжелей свинца,

Усталая вода сияет тускло. (Цвет неба мрачный, синевато-серый, цвет свинца – металла, очень тяжёлого, небо как бы давит сверху.)

Она устала быть самой собой.

Но предстоит ещё утратить чувства,

Но предстоит ещё заледенеть

И уж не петь, а, как броня, звенеть. (Что скоро произойдёт с водой?

– Превратившись в лёд, станет подобием металла – тяжёлой, равнодушной.)

Ну а покуда в мире тишина. (Этого пока не произошло, вода усталая, но пока ещё живая.)

Торчат кустов безлиственные прутья.

Распутица кончается. (Распутица – время поздней осени, когда дороги размокают, становятся почти непроезжими. «Распутица кончается…»)

Распутья

Подмёрзли. (Распутья – перекрёстки дорог.)

Но земля ещё черна.

Вот-вот повалит первый снег. (Повалит… Не закружит, не посыплет, не ляжет – именно повалит. Почему? Нарисуйте словами эту картину.

– Снег падает густо, тяжело, крупными хлопьями…)

1.Обобщающая беседа.

а) – Последняя строчка написана вне рифмы. Почему, как вы думаете?

б) – Каким настроением проникнуто стихотворение?

в) – Это стихотворение не только о поздней осени. О чём ещё? (Это размышление о ходе времени, о человеческой жизни, «осень жизни» – как бы её закат…)

г)– Почему именно осень навевает такие размышления?

2. Творческое задание.

Нарисовать словами картину «Усталая вода».

3.Выразительное чтение .

3. Работа с текстами после чтения .

1. Беседа .

– Что объединяет прочитанные стихотворения? (Обратите внимание на тему урока.) Чем они отличаются?

2.– Какое творческое задание вы бы предложили после чтения стихотворения «Перед снегом»? (Иллюстрирование, устное словесное рисование.)

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

– Какое умение формировали?

Тема урока: Генрих Сапгир «Четыре конверта»

Цели:

*познакомить детей с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта»;

*отрабатывать навыки выразительного чтения;

*развивать память, речь, внимание;

*воспитывать берёжное отношение к природе, прививать любовь к поэтическим произведениям.

Развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, обучающихся;

Развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

Развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

По ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

Высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Ход урока

I .Организационный момент

1.Прозвенел звонок для нас

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво

Тихо сели, спинки прямо

Все с улыбкою вдохнем

Наш урок начнём.

2.Психологический настрой

А начнем урок наш с настроя.

Какое настроение выбираем мы на данный урок?

Покажите, пожалуйста, смайликом.

Кроме радостного настроения возьмём и рабочий настрой.

II . Актуализация знаний.

(Под музыку П.И.Чайковского учитель читает стихотворение Ивана Бунина).

1. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

Что вы сейчас прослушали?

(Ответы детей)

(Ответы детей)

О чем было это стихотворение?

(Ответы детей)

Ребята, а кто ещё из поэтов писал об осени?

(Александр Пушкин, Константин Бальмонт, Фёдор Тютчев)

О них мы с вами говорили на прошлом уроке.

2.Проверка домашнего задания.

Какое было домашнее задание?

(Выучить одно из стихотворений наизусть.)

Сегодня мы начнем прослушивание, а остальных – на последующих уроках.

4 ученика

(Оценивание сразу)

Ребята, скажите, у кого осень является любимым временем года?

(Ответы детей)

А за что вы любите это время года? Кто может рассказать?

Слушая стихотворения об осени невозможно не обратиться к картинам осени. Каждый из вас нарисовал осень, как её себе представляет. Покажите, пожалуйста, ваши рисунки. И теперь давайте устроим выставку для всех, расположив их на доске.

(Дети вывешивают свои работы на доску)

III .Сообщение темы урока

Сегодня мы продолжим чтение произведений о природе осенью.

IV . Изучение нового материала.

А сейчас проведем речевую минутку.

Чтение скороговорок на слайде.

    Все клёны рыжие,

И не один не дразнится.

Раз всё равно все рыжие

Кому какая разница?

    Гроздья рябины

На солнце горят,

Рябит от рябины

В глазах у ребят.

(Дети читают 30 секунд, прослушивание троих)

2.Работа с текстом до чтения.

Открываем учебники на странице 182. Прочитайте название произведения.

Как оно называется?

(«Четыре конверта»)

А кто из вас, ребята, знает, что такое конверт?

(Ответы детей)

Конверт – это заклеивающаяся бумажная упаковка для писем, бумаг.

(Показ учителем конверта)

(Генрих Сапгир)

Знакомо ли нам это имя?

(Ответы детей)

С каким произведением этого автора мы уже знакомы?

(«Нарисованное солнце»)

Рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, о чем будем читать?

Кто будет героем этого произведения?

(…Ответы детей)

    Работа с текстом во время чтения.

1)Первичное чтение

3 ученика читают стихотворение наизусть.

(Поощрение, оценивание)

Ребята, а кто сможет объяснить название стихотворения?

(«Четыре конверта» - четыре времени года.)

Какого цвета конверт?

Почему конверт желтого цвета?

2)Словарная работа

Скат крыши – наклонная поверхность крыши

Карниз – продольный выступ над окном вдоль верхней части стены

Адресат – то, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление.

Обратный адрес – адрес отправителя

Озябли – замёрзли

Берлога – зимнее логовище медведя

Собранье – место решения важных вопросов

Косяк – стая птиц

3)Чтение стихотворение вслух по строфам с карандашом в руках.

1-я строфа.
- К кому обращён вопрос?

2-я строфа.
- Что интересного заметили? (
В строчках по одному слову. )
- Как вы думаете, для чего автор использует такой приём? (
Показывает, как летел конверт. )
3-я строфа.
- Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?
-Кто такая Алёнка?
4-я строфа.
- Что необычного заметили? Почему автор так пишет?
(
Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает… )
- О чём же сообщают обитатели леса?

(Какие же перемены могут произойти в лесу)

Как встречают осень жители леса?

(Ответы детей)

5-я строфа.
- Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени?
(
Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже можно назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками. )

6-я строфа.
- Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать?

(
Маленькие лапки, петляет. )
- Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться?
(
Приглашает за лесным урожаем. )
7-я и 8-я строфы.
- Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова?
(
Собрались рано утром – скопились в одном месте у озера. Лететь собрались – решили, приготовились к отлёту. )

Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (Собранье – все присутствующие (все утки), что собрались вместе. )
- Как летят утки в тёплые страны? (
Косяком. )
9-я строфа.
- Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (
Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт. )
- Как вы поняли предложение:
Утки тянут В путь-дорогу?
(
Приглашают с собой в тёплые края. )
10-я строфа.
- О чём решил поведать Ёжик?
- Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (
Засыпает уже, нет сил. )

Ребята, а что такое многоточие?

(Знак препинания в виде трёх рядом поставленных точек, означает недоговоренность, возможность продолжения текста)
- Для чего же ящерица прячется под кору? (Уснёт до весны. )
11-я строфа.
- Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (
Острые плавники, колючие иголки. )
- Почему же они спешили? (
Река покрылась льдом. )
- Перечислите, кто же были авторами письма.

    Выборочное чтение стихотворения.

А сейчас мы проведем выборочное чтение и постараемся голосом, интонацией, движениями передать повадки и звуки собеседников.

Вернемся к названию стихотворения. Конверт был только один – желтый. А название…Что можно предположить?

(Мы прочитали только отрывок стихотворения)

Выставка книг

5)Творческие минутки.

А сейчас задание по парам.

О каком времени года мы сегодня говорили?

(Об осени)

Давайте сейчас сочиним синквейн об этом времени года. Тема синквйна – осень.

Времени на это отводится 3 минуты.

Прослушивание по одному синквейну с каждого ряда.

Устное поощрение.

V . Итог урока

О каких признаках наступления осени в лесу вы узнали?

В какой форме поэт знакомит с жизнью лесных обитателей осенью? (В игровой.)

Можно ли это стихотворение назвать познавательным? Почему?

VI .Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Покажите смайликом ребята, какое настроение у вас в конце урока.

VII . Домашнее задание.

- Напоминаю вам домашнее задание.

1.Чтение по ролям.

2.По желанию можно выучить стихотворение наизусть.

3.Подготовить сообщение о любом жителе леса (упомянутого в этом стихотворении).

Урок окончен. Я вас благодарю за работу на уроке.

Тема:
Цель:
Н. Носов «Заплатка».научить работать над правильным и выразительным чтением, через развитие понимания содержания и понимания эмоционального настроения; учить делить текст на части и составлять план рассказа; воспитывать трудолюбие, умение преодолевать трудности; прививать интерес к чтению.
Ход урока
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Рассказ детей о Н. Н. Носове и выставка книг, которые они прочитали.Николай Николаевич Носов - детский писатель. Родился в городе Киеве в семье актера. Прежде чем стать писателем, он был продавцом газет, землекопом, возчиком бревен, чернорабочим. После окончания института кинематографии, он почти 20 лет работал режиссером, поставил немало научных и мультипликационных фильмов. Он писал рассказы о детях вашего возраста. Они рождают веселое настроение и заставляют задуматься о своем поведении.
Николай Николаевич Носов не собирался становиться писателем. Он работал в кино. Но однажды он сочинил для сына-дошкольника и его друзей маленькие забавные рассказы. Детям нравились эти рассказы, и с этого времени он стал служить литературе.
Книги Николая Николаевича Носова называют энциклопедией детской жизни.
Посмотрите на выставку книг. В этих книгах живут фокусники и фантазеры, изобретатели и простофили. Мягким юмором проникнуты рассказы «Живая шляпа», «Огурцы», «Клякса»,«Бобик в гостях у Барбоса» и другие.
III. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Одна из книг писателя так и называется "Заплатка". С этим замечательным произведением мы познакомимся сегодня на уроке.
А что такое заплатка? (Лоскут ткани, пришиваемый на порванное место.)
Вы когда-нибудь пришивали заплатку? А как вы думаете, легко ли это сделать?
IV. Ознакомление с текстом
1 Чтение рассказа учителем.2 Беседа по тексту.
Понравился ли вам рассказ? О чем узнали прослушав его?
На сколько законченных частей вы разделили бы текст? Обоснуйте свой ответ.
3 Чтение рассказа детьми.4 Работа над текстом
5 Словарная работа
Заплатка - в основе слова лежит древнерусское слово плат, что означает кусок материи, от этого слова образовались слова плавок, платье, заплатка.
Защитный цвет - цвет серовато-зеленый (военная форма).
Чернильный карандаш- карандаш, который при смачивании пишет как чернила.
Досада - чувство раздражения, недовольствия вследствие неудачи, обиды.
6 Составление плана
сейчас мы с вами будем читать по частям и озаглавливать каждую часть.
1 часть:
Почему зеленые штаны так нравились мальчику? (Ни у кого таких штанов не было.)
Как можно озаглавить? («Замечательные штаны».)
часть:
Какое настроение было у Бобки, когда он порвал штаны?
Как встретила его мама? Почему?
Что решил делать Бобка? Как озаглавим? («Дырка».)
часть:
Как Бобка вел себя с ребятами?
Кого он винил во всем?
Почему же Бобке стало стыдно?
Как озаглавим эту часть? («Бобке стало стыдно».)
часть:
Как Бобка пришил заплатку в первый раз?
С чем сравнивает автор?
Почему Бобка стал переделывать?
Как это может охарактеризовать Бобку?
Как выглядела заплатка во второй раз?
Назовите эту часть. («Нелегкое дело заплатка».)
часть:
Почему ребята похвалили мальчика?
Понравилось ли Бобке все делать самому?
Как назовем эту часть? («Хорошая работа».)
План рассказа
Замечательные штаны.
Дырка.
Бобке стало стыдно.
Нелегкое дело заплатка.
Хорошая работа.
Какой вывод можно сделать? (Ценят тех людей, которые умеют делать все самостоятельно, хорошо и красиво, а не кое-как.)
7 Физкультминутка
V СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ
Работа в группах
группа: составьте пиктограммы к плану текста.
группа: подберите пословицу, которая подходит по смыслу к содержанию рассказа.
группа: подберите слова, характеризующие Бобку в начале рассказа и в конце.
VI ИТОГ УРОКА
Чему учат рассказы Носова? (Ответы учащихся.)
(Учащиеся подводят итог урока, дополняя предложения.)
Мне понравилось...
За что бы я себя похвалил...

Здравствуй, Страна!

Я решила попробовать 2 новых жанра стихов (если это можно так назвать) - авторское продолжение и стихи для детей. Источником вдохновение мне служило стихотворение Г. Сапгира "Четыре конверта". Прочитав отрывок из стиха, в котором говорилось про осень, я решила самостоятельно написать продолжение. Вот, что получилось:

Г. Сапгир. Четыре конверта. Авторское продолжение

… А зимою прилетели
Снегири и свиристели.
Написала свиристель,
Как украсил заяц ель.
Скоро будет Новый Год,
Звери встанут в хоровод.
Нам сорока пишет тоже,
Что уснул под снегом ёжик,
Крепко спит барсук, енот,
Ящерица, серый крот.
А медведь так и храпит –
Притворяется, что спит.
Но сорока по секрету
Рассказала всему свету,
Что в берлоге у медведя
Родились зимою дети.
Вот Аленке пишет белка
(Как обычно – почерк мелкий) :
«Запасли орехов много,
Хватит их для всей семьи.
А в лесу сейчас красиво,
Все в снегу – земля, кусты,
И озера все замерзли,
Рыбы спят и видят сны.
Все мы очень ждем весны!»
-----------
15.03.2014 г.
San Sandra
-------
На иллюстрации: Художник - Юрий Мацик

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.