Методы и особенности самоменеджмента в организации.

1. К приемам самоменеджмента относятся …

2. К приемам самоменеджмента относятся …

3. Руководитель должен в любом случае делегировать …

4. К целям самопознания как составляющей самоменеджмента относятся …

5. Главными целями самообразования для менеджера являются …

6. Недельный план менеджера должен отвечать таким основным требованиям, как …

7. Руководитель ни в коем случае не должен делегировать …

8. К принципам делегирования полномочий как элемента самоменеджмента относятся …



9. Согласно правилам эффективного планирования личного времени руководителя планирование должно …

10. Менеджер, выкладывающий на рабочий стол всю имеющуюся документацию, совершает такие ошибки в организации рабочего места, как …

11. Основными целями самоорганизации как составляющей самоменеджмента являются …

12.К инструментам самопознания относятся…

1. Концентрация

2. Созерцание

3. Анкетирование

4. Интервьюирование

13.Борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы относится к такой стадии развития группы, как....

1) внутригрупповой конфликт

14.К инструментами самоорганизации относится...

1) самоанализ

2) самоубеждение

4) интуиция

15.К основным составляющим самоменеджмента в деятельности руководителя относятся:

1.самоорганизация

2.самоконтроль

3.самоограничение

4.самоустранение.

16.Установите соответствие между понятием и его определением.

1.Процесс передачи идей, мыслей и чувств, доведение их до понимания другими людьми

2.Процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг к другу

3. Процесс обмена информацией, на основе которого руководитель получает сведения, необходимые для принятия эфффективных решений, и доводит принятые решения до работников организации

1.общение

2.форма общения

3.коммуникация

4.передача информации

5.решение

17.Установите соответствие между характеристикой слушателя и его типом.

1.Слушатель правильно оценивает ситуацию, создает атмосферу беседы и тем самым располагает собеседника к высказыванию.

2.Слушатель свои внешним видом и внутренним безучастием к беседе вызывает у собеседника апатию и побуждает его к уклонению от основных идей беседы.

3.Слушатель своим поведением не только закрывает себе доступ к пониманию собеседника, но и возбуждает у него негативные реакции, наталкивающие последнего на ответные негативные действия

1 - 1.внимательный

2 - 2.пассивный

3 - 3.агрессивный

4.активный

5.интересный

18.Определите, что из вышеперечисленного не является самостоятельным методом управления?

а) административный метод;

б) информационный метод;

в) социологический метод;

г) метод принуждения;

д) психологический метод.

19.Какая позиция менеджера, на ваш взгляд, наиболее предпочтительна при надвигающемся кризисе?

а) укрепление деловой дисциплины;

б) изменение стратегии на основе анализа ситуации;

в) мотивация инновационной деятельности персонала.

20.В чем заключается феномен лидерства?

а) способность лидера заставить подчиненных работать;

б) выделение из « толпы» наиболее сильного, умного и решительного представителя коллектива;

в) поддержание хороших доверительных отношений с коллективом, не смотря на более высокую должность.

21.Какие качества более относятся к лидеру, нежели менеджеру?

а) действует по плану, профессионален, администратор;

б) контролирует, энтузиаст, работает по целям других;

в) инноватор, полагается на людей, вдохновляет.

22.Для демократического стиля лидерства характерно:

а) создание атмосферы сотрудничества, тактичность, уважение и объективность в общении с членами группы;

б) избегание конфликтов с людьми, незаметное пребывание в стороне, перекладывание ответственности на подчиненных;

в) повышение активности подчиненных административными методами, властность, сведение до минимума связи между членами группы.

23.Какие особенности управления более характерны для эдхократической организационной культуры:

а) управление межличностными отношениями, командами;

б) управление конкуренцией, услугами»

в) управление совершенствованием, будущим.

24.Какой тактике необходимо придерживаться лидеру на второй стадии группового развития-стадии взрыва не довольства, для успешного управления группой:

а) признать законность критики, сменить тактику и задачи группы;

б) воздействовать на членов группы, контролировать ситуацию;

в) отойти от дел, передать полномочия заместителям.

25.При организации рабочего места руководителя необходимо соблюдать требования…

1)наличия средств оргтехники

2)минимума мебели

3)отсутствие бумажных носителей информации

4)удобства мебели

26.Борьба за лидерство и распределение ролей между членами группы относится к такой стадии развития группы, как....

1) внутригрупповой конфликт

2) начальная стадия формирования

3) обеспечение сплоченности членов группы

4) стадия наивысшей работоспособности и производительности

27.К инструментами самоорганизации относится...

1) самоанализ

2) самоубеждение

4) интуиция

28.К основным составляющим самоменеджмента в деятельности руководителя относятся:

1.самоорганизация-

2.самоконтроль-

3.самоограничение

4.самоустранение.

Кроме того, очень часто встречается такая ошибка, как недооценка правильного, регулярного питания. Можно вспомнить, что в некоторых восточных странах процесс принятия пищи – целый ритуал. И завтрак занимает в дневном рационе наиважнейшее место. В нашей стране же зачастую завтрак пропускается, в результате чего продуктивность работы в течение дня неуклонно снижается, не говоря уж о том, что неумение организовать процесс правильного и полноценного питания ведет в дальнейшем к проблемам со здоровьем.

Далее, перейдем к одному из самых ярких показателей самоменеджмента – самомотивации. Изучение мотивации – не просто модная тема. В настоящее время руководитель предоставляет работу - сотрудник должен ее выполнять, и заинтересованностью в надлежащем выполнении своих обязанностей со стороны подчиненного руководитель не озадачен. Сейчас от людей требуется предприимчивость, быстрота мысли, гибкость, и именно самомотивация становится инструментом успеха.

Мотивы же можно перечислять до бесконечности, их очень много:

Человеку это интересно;

В этом состоит его самовыражение;

Для человека это ступенька роста;

Так работник приобретает новый опыт и т. д.

Но мотивация и стимулирование – это разные понятия. Именно мотивация – это создание у работников внутренних побуждений к труду (заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности, переживание чувства удовлетворенности от работы). Стимулирование представляет собой побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материальное и моральное стимулирование).

Существует множество различных теорий мотивации, изучая которые, менеджер использует соответствующие средства побуждения к трудовой деятельности, исходя из потребностей людей. Сомнительно, что эти интересные концепции находят применение в российской практике. И есть ли смысл в исследовании различных высших и низших потребностей, анализе и сопоставлении теорий, способах применения их в рабочей обстановке, если они относятся именно к мотивации, а не к стимулированию? Мотивация как таковая имеет слабое развитие в российском менталитете. Именно удовлетворение материальных потребностей чаще всего выдвигается на первый план при выборе работы, при планировании будущей профессии. Для молодежи также имеет место быть престиж организации, в которой они намерены работать, обретение нужных связей, получение опыта работы. И говорить о заинтересованности в труде, удовлетворении от работы, по-видимому, говорить не приходится. Удовлетворенность диктуется материальным благополучием, для кого-то – дальнейшим продвижением по службе.

Следует сказать, что многие люди недооценивают значимость рабочей атмосферы. Большинство из них вначале готовы работать в условиях, где царят недоброжелательность, нездоровая конкуренция, где каждый сам за себя, где каждый заботится только о самом себе и готов на то, чтобы, образно говоря, идти по головам ради карьеры, либо подставить другого человека во имя денег и поощрения начальства. Все это кажется несерьезным на фоне грядущей солидной зарплаты. Однако проходит не так много времени, и человек сбегает из такого коллектива. Ведь нельзя не принимать во внимание эмоции и чувства человека, нельзя ими пренебрегать.

В общем, российский самоменеджмент нуждается в развитии, формировании мотивации, в определении четких жизненных и рабочих целей, которые играют роль в качественной трудовой деятельности. Нужно учиться самомотивированию, нужно учиться целеполаганию в работе. Не последнюю роль должна играть самореализация в профессиональном плане. Но в силу того, что достаточно большое количество русских не стремится найти ту работу, которая стала бы для них любимой, зачастую не имеет возможностей для ее поиска, самореализация не является одной из главных ценностей. Редкостью для русского работника является удовлетворенность работой и в моральном, и в материальном плане.

В настоящий момент времени большие затраты и проблемы связаны с использованием труда наемных работников, поэтому самоменеджмент предполагает умелое распоряжение людскими ресурсами со стороны руководителя. В наших компаниях, фирмах, учреждениях такое умение ограничено лишь поголовным сокращением работников и перекладыванием функций уволенных сотрудников на специалистов, не имеющих достаточного опыта в выполнении заданной работы. Причем нередки случаи, когда новым обязанностям людей не обучают в надлежащем порядке, что сказывается на качестве общей работы организации. Поэтому в современных условиях человеку необходимо быть быстро обучаемым, приходится учиться ускоренной адаптации в новых рабочих условиях, а также быть специалистом широкого профиля.

На Западе человек, попадая из рабочей обстановки в домашнюю, все рабочие проблемы оставляет за дверьми своей организации. Российским менеджерам стоит использовать на практике такое поведение, следует разграничить домашние и рабочие проблемы, требующие решения.

Самоменеджмент предполагает адаптацию к изменениям. В Японии человек ежегодно изучает различные нововведения, совершенствует свои навыки и знания с отрывом от работы в течение 1-3 месяцев. Причем обучение идет за счет средств организации, то есть здесь мы имеем дело с вложением в человека как в ресурс производства. В нашей стране не так часто встречаются сообщения о приеме на работу, где предусмотрено бесплатное обучение нового сотрудника. Поэтому человеку следует мотивировать себя на постоянное изучение новейших технологий, методик и т.д.

3.3 Практические приемы самоменеджмента

Рассматривая и анализируя теоретические основы самоменеджмента, следует признать, что теоретическая база неотделима от практической, ни в коем случае не стоит умалять практические приемы и методы. В настоящее время существует множество всевозможных методик, тестов, рекомендаций по саморазвитию и совершенствованию навыков, умений, развитию необходимых менеджеру качеств. Остановимся на некоторых, наиболее известных из них.

Во-первых, самоменеджмент предполагает развитие у человека самомотивации. И один из приемов – это рефрейминг. Рефрейминг – это специальный прием, который позволяет увидеть ситуацию, факт, действие под иным, непривычным для человека углом зрения. В классическом примере оптимист видит стакан с водой наполовину заполненным, пессимист же считает его наполовину пустым. Зная, какая установка для сотрудника является приоритетной – позитивная (стремление) или негативная (избегание), – вполне возможно частично спрогнозировать его действия в той или иной ситуации. Руководители с помощью специальных приемов могут влиять на формирование положительного восприятия действительности у подчиненных, развивать у них умение видеть другую сторону событий.

Рефрейминг может строиться по нескольким принципам:

Позитивное переформулирование сообщений: «Мы даем Вам дополнительный проект, чтобы Вы могли проявить себя и доказать свою способность к дальнейшему росту» (вместо: «Вы получаете дополнительную нагрузку за те же деньги»);

Выявление преимуществ любой ситуации или каждого качества человека, использование в формулировках слова «зато»: «Он медлителен, зато тщательно все проверяет и не допускает ошибок»;

Постановка факта или ситуации в выгодный для сравнения ряд: «Наш отдел загружен гораздо меньше, чем бухгалтерия», «Вы сейчас делаете эту работу быстрее, чем три месяца назад»;

Использование контрастов со словом «или»: «Лучше, если я пообещаю Вам необходимые средства, или скажу о реальных ресурсах, которые могу гарантировать?»

Использование рефрейминга ни в коем случае не подразумевает обмана: все факты, характеризующие иную сторону события, явления или качества человека, обязательно должны соответствовать действительности. Желательно, чтобы руководители, рекомендуя этот прием сотрудникам, показывали также его преимущества для самомотивации.

Практика показывает, что люди, которые регулярно используют его, значительно более удовлетворены и счастливы, причем не только на работе, но и в личной жизни.

Следующая практическая составляющая самоменеджмента – это навыки решения проблем. «Problem solver» (в переводе с английского – «решающий проблемы») – это понятие, означающее человека, который из многих различных вариантов действий выбирает именно тот, который приводит к успешному решению стоящей перед ним задачи. К сожалению, некоторые люди предпочитают создавать видимость действий, избегать проблемы или конфликтов; в критической ситуации они начинают паниковать или перекладывать ответственность на других. Но из любой тупиковой ситуации всегда можно найти выход. Склонность человека к самостоятельному, активному и ответственному решению проблем – одно из важнейших качеств, необходимых в бизнесе, которое позволяет руководителю в высокой степени оказывать доверие подчиненному. Это cвойство личности дополнительно мотивирует самого сотрудника благодаря самостоятельности при достижении результата. Чтобы сформировать успешную модель поведения, руководитель в процессе управления и мотивации может предпринять следующие действия:

Делегировать подчиненным полномочия и ответственность и контролировать их дальнейшую деятельность;

Привить работникам необходимые навыки решения сложных и конфликтных ситуаций;

Успехов в бизнесе руководителю невозможно добиться без внутренней самодисциплины. Рациональная организация личного и рабочего времени означает высшую степень подготовленности к решению любых профессиональных задач. Самоменеджмент - это комплекс мер по мобилизации внутренних возможностей саморазвития. Его результатом становится эмоциональная и психическая стабильность, личная подтянутость и собранность.

Самоменеджмент: что подразумевается под этим термином

Для мало знать технологические особенности производства. Недостаточно также владеть методикой грамотного и управленческими навыками. Руководитель должен, прежде всего, иметь способность к самоорганизации.

Способность организовать свой рабочий день таким образом, чтобы он был максимально эффективным, значит, освоить искусство самоменеджмента. На этом пути руководитель относится к рабочему и личному времени, как к высшей ценности.

Он использует его только для плодотворной деятельности и боится растратить на незначительные или второстепенные моменты. Единожды поставленная цель в бизнесе достигается только при бережном уважении к каждому рабочему часу.

Именно организованное время приводит руководителя к успеху в профессии. В рамках этого понятия предполагается планомерное и методическое использование приемов организации своего труда и работы подчиненных.

Главная задача самоменеджмента состоит в выработке осознанного управления всем ходом собственной жизни.

Если на производстве или в учреждении руководитель научился рационально распределять рабочие часы свои и персонала так, чтобы не была попусту потрачена ни одна минута, то это непременно скажется и на его личной жизни. Привычка к самоорганизации - это самая хорошая и полезная привычка. Она делает жизнь управляемой и приятной.

Самоменеджмент: преимущества

Систематизация в планировании предстоящих задач не будет трудной, если оно осуществляется регулярно. Вся эффективность состоит именно в регулярности использования приемов самоорганизации.

Самоменеджмент руководителя оптимизирует имиджевую составляющую компании. Когда руководитель вырабатывает собственный неповторимый стиль, это непременно сказывается на авторитете всего производства. Овладев приемами саморегуляции, менеджер любого звена не позволит обстоятельствам превалировать над собой. Он сам формирует обстоятельства и направляет их в нужное ему русло.

Более того, самоменеджмент как способ организации рабочего личного времени даст возможность повысить нагрузки. Человек успевает делать больше за тот же промежуток времени, что опять-таки сказывается на конечном итоге работы всей компании.

Древняя мудрость, озвученная Корнилием, в полной мере применима к современному понятию самоменеджмента: «Самая трудная победа - это победа над собой». Руководитель, которому удалось искоренить нерациональное, бездумное, не планомерное использование временных ресурсов, способен контролировать все процессы вокруг себя.

Такой человек не стремится изменить события, но он вырабатывает определенное отношение к этим событиям - как у самого себя, так и у подчиненных ему персоналий.

Таким образом, получить контроль над временем возможно только посредством составления графика работы, где предусматривается каждый вид деятельности. При этом каждой трудовой функции должно отводиться строго определенное время и место.

Самоменеджмент как совокупность конкретных функций

Каждодневный труд на производстве - это не что иное, как разнообразные функции, находящиеся между собой в определенной зависимости. Некоторые из них проистекают одна из другой. При этом какие-то более важны, а какие-то можно отнести к второстепенным.

Самоменеджмент включает несколько ступеней, которые преодолеваются руководителем в процессе выполнения любой задачи:

  1. Формирование целей. Необходимо не просто сформулировать поставленную цель, но проанализировать ее и четко выяснить ее конечный результат.
  2. Систематизация действий для достижения цели. На этой ступени требуется разработка графиков и планов. Кроме того, руководитель должен всегда иметь несколько запасных вариантов решения профессиональной задачи. Это даст ему возможность выбрать наиболее оптимальный из них.
  3. Принятие решений по конкретной профессиональной задаче. Решения должны приниматься с учетом интересов компании, а не личных предпочтений руководителя.
  4. Способы реализации цели. Имеется в виду формирование жесткого распорядка дня. В нем должны найти отражение все этапы трудового дня руководителя.
  5. Самоконтроль и корректировка целей. Достижение цели будет более эффективным при самокритичном отношении к каждому принимаемому решению и поступку. Постоянный внутренний контроль - это лучший способ скорректировать поставленные цели и пути их достижения.

Самоменеджмент руководителя требует постоянной напряженной аналитической работы. При принятии каких-либо решений руководитель должен уметь выделить жизненно важные проблемы для производства, которые решаются первоочередно.

Расхожая фраза «решать проблемы по мере их поступления» не подходит для самоменеджмента. Она предполагает пассивное движение по течению. Если же руководитель научился упорядочивать задачи, то он попросту не допустит нагромождения проблем друг на друга. Грамотная организация труда автоматически означает планомерное течение рабочих будней.

Роль коммуникаций в вопросе самоменеджмента

На каждой ступени существования в рамках самоменеджмента большую роль играют коммуникации и информативность. Без обмена информацией никакие усилия руководителя не актуальны. Принимаемое решение должно тут же доводиться до сведения персонала.

Для этой цели проводятся совещания, планерки и переговоры. Но даже самое обычное совещание при нерациональном отношении к временным ресурсам можно растянуть на несколько часов.

Организация планерок требует большой подготовительной работы. Чтобы текущие совещания по производственным вопросам проходили с максимальной эффективностью и с минимальными временными затратами, к ним надо готовиться. А для этого руководитель опять-таки должен проявлять аналитический подход в вычленении главных задач, которые он намерен озвучить на рабочем совещании.

Хорошие результаты в этом отношении приносит алгоритмизация проведения совещаний между подразделениями. Если планерка проходит по заданному порядку, она будет более организованной.

Рациональная организация совещаний предполагает использование демонстративных и наглядных материалов, которые могут заменить монотонное чтение с листа профильной информации. Руководителю останется только переключать внимание коллег с одного информативного стенда или с изображения на экране на другое.

При этом использование технических информативных средств упрощает восприятие нужной информации коллегами. Однако для проведения такого экспресс-совещания руководитель должен иметь навыки рациональной подачи материала. И когда этот принцип входит в привычку, совещания проходят легко и становятся плодотворными. С них уходят с чувством качественно сделанного дела.

В опросе рациональной организации внутрикорпоративных совещаний большое значение должно отводиться рациональным диалогам.

В рамках менеджмента посещений руководитель получает следующие преимущества:

  • видит производственную проблему на месте;
  • имеет возможность выслушать ответственного за проблемный участок;
  • на месте озвучивает решение по устранению данной проблемы.

Рациональные диалоги в рамках менеджмента посещений не должны носить спонтанный характер. Любой выход в цех или на производственную площадку должен преследовать определенную цель. Когда рабочие знают, что руководитель хочет видеть то-то и то-то, они, соответственно, настраиваются на сугубо узкий диалог. Тем самым экономится и время рабочих, и время руководителя.

Телефонное внутрикорпоративное общение как составная часть самоменеджмента

Самоменеджмент включает активное телефонное общение. Оно должно быть максимально рациональным, кратким и очень конкретным. Корпоративные шутки, которыми принято сопровождать общение по телефону во время рабочего дня, ни в коем случае не должны исходить от руководителя.

Рациональное использование телефонии предполагает подготовку к разговору. В этом отношении очень помогает голосовое меню, которое распределяет поступающие звонки в разные подразделения конкретным специалистам. Это максимально экономит рабочее время и делает общение более предметным.

В этом отношении роль руководителя должна проявиться в обеспечении технической составляющей. Например, набирающая популярность виртуальная телефония удобна также тем, что она максимально предметно организует телефонное общение. Если руководитель дорожит временными ресурсами, то он обязательно уделит внимание современным способам коммуникации.

Чек лист как способ упорядочивания действий в рамках самоменеджмента

К информативной части коммуникаций относится также использование внутрикорпоративных формуляров и чек листов. Если они составлены подробно, но без воды и многословия, то могут заменить хорошее совещание с утомительным озвучиванием итогов или нормативов.

Чек лист является чрезвычайно эффективным способом контроля. Он содержит перечень предстоящих инспекторских проверок в каком-либо виде деятельности.

Менеджеру тем самым дается возможность спланировать свои профессиональные задачи так, чтобы по каждому пункту списка он всегда был готов отчитаться. Для руководителя перечень действий, которые надо выполнить самому или подчиненному персоналу, - это еще один способ организации рабочего процесса.

При этом он не занимает много времени и практически не требует бюджетных затрат. По сути, это фундаментальный инструмент тестирования, задача которого - не дать забыть о наиболее важных профессиональных делах.

Самоменеджмент руководителя обязательно должен включать в себя составление чек листов. Это лучший способ определить последовательность действий и повысить надежность заключений, которые получаются на выходе.

Самоменеджмент: цель оправдывает средства

Главным мотивом, определяющим активность менеджера в профессии, должна стать цель, которую он перед собой ставит. Именно четко сформулированная цель формирует итог работы. Профессиональная цель руководителя может быть ориентирована на увеличение продаж или на расширение производственных мощностей.

Но в любом случае она должна удовлетворять следующим критериям:

  1. Быть реальной. Завышать профессиональную или личную планку неразумно. Недостижение цели может не только понизить самооценку, но и привести к краху всего производства.
  2. Соотноситься со временем. У любой цели есть измеримость. Бессмысленно ставить цели, которые не имеют конкретного временного интервала.
  3. Совместимость с второстепенными целями. Комплекс направлений в работе целей должны дополнять друг друга. Однако из них должно выделяться основное направление.

Желательно, если руководитель сам дифференцируют цели на долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные. Их распределение - это не что иное, как рабочее планирование. Оно помогает выделить главные профессиональные ориентиры и тем самым увеличить трудовую мотивацию.

Самоменеджмент: личные ресурсы

Если руководитель хочет достигнуть высот мастерства в своей профессии, он должен объективно оценивать собственные возможности. Самокритика - лучший способ самовоспитания.

Определение личных ресурсов предполагает:

Наконец, каждый менеджер или руководитель должен отдавать себе отчет в том, что формирование целей - это перманентный процесс. Цель не может быть статичной. Как только она достигнута, необходимо двигаться дальше. Самоменеджмент включает в себя постоянное самосовершенствование и развитие.

В настоящее время существует множество всевозможных методик, тестов, рекомендаций по саморазвитию и совершенствованию навыков, умений, развитию необходимых менеджеру качеств. Я остановлюсь на таких как:

Во-первых, самоменеджмент предполагает развитие у человека самомотивации. И один из приемов - это рефрейминг. Рефрейминг - это специальный прием, который позволяет увидеть ситуацию, факт, действие под иным, непривычным для человека углом зрения. В классическом примере оптимист видит стакан с водой наполовину заполненным, пессимист же считает его наполовину пустым. Зная, какая установка для сотрудника является приоритетной - позитивная (стремление) или негативная (избегание), - вполне возможно частично спрогнозировать его действия в той или иной ситуации. Руководители с помощью специальных приемов могут влиять на формирование положительного восприятия действительности у подчиненных, развивать у них умение видеть другую сторону событий.

Рефрейминг может строиться по нескольким принципам:

  • - позитивное переформулирование сообщений: «Мы даем Вам дополнительный проект, чтобы Вы могли проявить себя и доказать свою способность к дальнейшему росту» (вместо: «Вы получаете дополнительную нагрузку за те же деньги»);
  • - выявление преимуществ любой ситуации или каждого качества человека, использование в формулировках слова «зато»: «Он медлителен, зато тщательно все проверяет и не допускает ошибок»;
  • - постановка факта или ситуации в выгодный для сравнения ряд: «Наш отдел загружен гораздо меньше, чем бухгалтерия», «Вы сейчас делаете эту работу быстрее, чем три месяца назад»;
  • - использование контрастов со словом «или»: «Лучше, если я пообещаю Вам необходимые средства, или скажу о реальных ресурсах, которые могу гарантировать?»

Использование рефрейминга ни в коем случае не подразумевает обмана: все факты, характеризующие иную сторону события, явления или качества человека, обязательно должны соответствовать действительности. Желательно, чтобы руководители, рекомендуя этот прием сотрудникам, показывали также его преимущества для самомотивации.

Практика показывает, что люди, которые регулярно используют его, значительно более удовлетворены и счастливы, причем не только на работе, но и в личной жизни.

Следующая практическая составляющая самоменеджмента - это навыки решения проблем. Склонность человека к самостоятельному, активному и ответственному решению проблем - одно из важнейших качеств, необходимых в бизнесе, которое позволяет руководителю в высокой степени оказывать доверие подчиненному. Чтобы сформировать успешную модель поведения, руководитель в процессе управления и мотивации может предпринять следующие действия:

  • - делегировать подчиненным полномочия и ответственность и контролировать их дальнейшую деятельность;
  • - привить работникам необходимые навыки решения сложных и конфликтных ситуаций;
  • - зная мотивы каждого сотрудника, «привязать» самостоятельное решение возникающих проблем к одному или нескольким из них. Например, для человека стимулом является похвала, следовательно, руководителю нужно одобрять действия сотрудника больше всего именно тогда, когда он берет на себя инициативу в решении проблемы.

При решении тяжелых ситуаций главной установкой, руководством к действию, должна быть «обращенность к будущему». Нет смысла задаваться вопросом, касающимся прошлого: «Кто виноват?»; гораздо важнее и продуктивнее спрашивать себя: «Что делать?». Одна из типичных ошибок людей, находящихся в сложном положении, - длительный анализ прошлого. Прошлое должно интересовать ровно настолько, насколько оно может повлиять на будущее: важно не искать причину неправильных действий сотрудника и осуждать его за это, а все усилия направлять на анализ и улучшение ситуации, на формирование таких обстоятельств, при которых не возникнет оснований для плохого поступка и повторение ошибки будет невозможным.

Далее очень важный момент - как справляться с негативной информацией? Большинство из нас каждый день сталкиваются с негативом, сложностями, нерешенными проблемами. Как успешно справляться со всем этим потоком, избегая стресса? Есть несколько правил и приемов, которые позволяют повысить собственную мотивацию и эффективность.

  • 1) В любой негативной ситуации находить как минимум три позитивных последствия для себя. Если недостаток мешает человеку достигать успехов, то, признавая его в себе, нужно искать возможности максимально нейтрализовать его. Например, если основной вид деятельности не требует от некоммуникабельного человека обязательной общительности (как в сфере продаж), то можно вести переписку по электронной почте, сводя к минимуму личное взаимодействие.
  • 2) Развивать свои достоинства, а недостатки нейтрализовать, т.е. стараться моделировать ситуацию таким образом, чтобы они в ней не были значимы. Есть общепринятые представления о достоинствах и недостатках. Недостатки - это не те качества, которые принято считать таковыми, а только те, которые реально мешают человеку. Для развития достоинств, напротив, необходимо частое выстраивание ситуаций, в которых положительные качества проявляются особенно ярко и наглядно.
  • 3) Определить круг людей, мнение которых важно для человека (референтную группу). К примеру, если человек расстроился из-за неприятного комментария незнакомца на улице в отношении своего внешнего вида, то ему необходимо работать над самомотивацией и четким определением референтной группы. Неразумно болезненно реагировать и обижаться на людей, оценка которых никак не влияет на нашу жизнь. Если же человек чувствует отрицательное отношение к себе того, кто входит в его референтную группу, возможно, он находится под воздействием манипулятора и не факт, что дальнейшее общение с ним пойдет на пользу.
  • 4) Положительно настроиться, приступая к решению сложной задачи. Есть мнение о том, что мысли материальны, мы можем сами программировать себя на удачу или невезение. К примеру, успешный в продажах сотрудник рассуждает так: «Я могу предложить клиенту то, что даст ему возможность получить выгоду для себя (заработать, улучшить качество жизни и т. д.)». Слабый продавец думает так: «Приходиться отвлекать человека от дел, надоедать ему, пытаться заставить его купить то, что ему не особенно и нужно». Необходимо постоянно контролировать себя, поддерживать положительный настрой.
  • 5) Моделировать успешное будущее. Один из важнейших факторов удачи в жизни и карьере - определение имеющихся ресурсов. Это означает не самообман, а честную оценку реальных внутренних и внешних возможностей для достижения успеха задуманного.

Рассматривая и анализируя теоретические основы самоменеджмента, следует признать, что теоретическая база неотделима от практической, ни в коем случае не стоит умалять практические приемы и методы.

«Сознательно управляйте своим временем,
и ваш жизненный путь сложится успешно».
Лотар Зайверт

Управление рабочим временем есть не что иное, как умение грамотно планировать свой рабочий график и не менее важное умение - точно следовать намеченному расписанию. Делается все это с целью повышения производительности, а, следовательно - достижения наивысших результатов.

Что же включает в себя «стратегия управления временем»?

  1. Прежде всего, это анализ, позволяющий определить, . Для его проведения можно использовать тестирования, наблюдения, мониторинг и изучение собранного материала.
  2. Составление плана, которому предшествует четкая постановка задачи.
  3. Реализация плана. Данный этап преследует решение двух типов целей - личных и общих. Личные цели - это те задачи и обязанности, которые предстоит выполнить самостоятельно и для решения которых не требуется помощь со стороны. Например, написать заявление или составить отчет о проделанной лично вами работе.
    К общим относят цели, достижение которых требует постороннего вмешательства. К примеру, подготовка корпоративного вечера, ведь кроме вас в ней будут задействованы и другие. Но, главное, осознавать, что и те, и другие цели тесно связаны между собой и важно правильно сочетать их реализацию.
  4. Контроль, аудит, оперативное реагирование и своевременное внесение поправок и дополнений. Заметьте, основная задача не только получить хороший результат, но и затратить при этом минимум времени. А потому ранее намеченные планы должны время от времени пересматриваться и корректироваться, дабы приносить максимальную отдачу.

Определение «самоменеджмента»

Лотар Зайверт – один из лучших европейских экспертов по тайм-менеджменту и руководитель немецкого института «Time Management and Life Leadership» считает, что персональный менеджмент или, как его еще называют - самоменеджмент - это ежедневное применение проверенных методов и приемов, повышающих эффективность, на личной практике.

Его главная задача состоит в том, чтобы научиться максимально использовать свой потенциал и осознанно направлять жизнь в нужное русло.

Функции и методы самоменеджмента

Персональный менеджмент выполняет ряд функций. Вместе эти 5 основных функций составляют «круг правил», который включает: постановку цели, планирование, принятие решений, реализацию планов и контроль. В центре этого круга есть еще одна функция - информация и коммуникации. Но не стоит их разграничивать - ведь все они довольно тесно связаны между собой и часто пересекаются в процессе реализации.

Для достижения целей самоменеджмент использует много различных приемов. Большинство из них нам с вами хорошо знакомы. Давайте рассмотрим самые популярные из них, попытаемся понять, какие функции персонального менеджмента они помогают реализовать, и какие преимущества мы получаем от их использования.

  • Постановка целей. Достичь выполнения данной функции можно благодаря применению таких методов самоменеджмента, как: грамотная формулировка цели, SWOT-анализ, выбор стратегической линии поведения. Использование этих приемов позволяет видеть слабые места и недостатки и сосредоточиваться на их устранении.
  • Планирование. Эффективному выполнению данной функции сопутствует применение следующих приемов самоменеджмента - ежедневного, месячного и годового планирования, составления оперативных и стратегических планов, использование принципов временного менеджмента и системы управления временем Бенджамина Франклина, ведения «Дневников времени» и составления «плана дня» с помощью метода «Альпы». Все это помогает не только правильно перераспределить рабочее время, но и экономить от нескольких минут до нескольких часов ежедневно.
  • Принятие решений. Воплощение этой функции требует применения таких методов, как: делегирование полномочий, расстановка приоритетов, правило 80/20 (закон Парето), метод Эйзенхауэра и АБВ-анализ. Все они нацелены на первоочередное решение наиболее важных задач и позволяют избегать дедлайнов.
  • Реализация и организация. Для выполнения этой функции принято исследовать свои биоритмы и составлять график продуктивности с целью выявления наиболее эффективного времени для работы, а потом, в соответствии с ними, составлять планы на день. Это позволяет добиться лучших результатов за счет правильного перераспределения времени.
  • Контроль. Данная функция требует, как контроля за процессом выполнения, так и контроля конечных результатов. Она позволяет сравнивать намеченное с тем, что выходит в итоге. Со временем это приводит к более четкому выполнению поставленных задач.
  • Информация и коммуникации. На этапе реализации этой функции применяются такие методы, как: использование памяток, грамотное ведение переговоров, рациональное использование средств коммуникаций и оптимально-быстрый поиск требуемой информации.

Прежде чем выбрать методы и приемы, наиболее подходящие вам, следует провести тщательный анализ рабочего дня и определить, на что именно расходуется ваше время.

Рекомендации по повышению эффективности персонального менеджмента

  • Не забывать и передавать часть работы на выполнение сотрудникам и коллегам.
  • Самые трудные и важные дела планировать на первую половину дня и приступать к более легким и приятным только после их успешного завершения.
  • Накидывать 20-30% времени на случай возникновения форс-мажорных обстоятельств или появления срочных дел.

Использование стратегии управления временем и освоение навыков персонального менеджмента поможет правильно организовать свой рабочий день и тем самым заметно улучшить результаты вашего труда.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.