Международные договоры в сфере образования россии с северными странами. Международное сотрудничество в области образования Проблемы международного сотрудничества в сфере образования

Деятельность в сфере международного сотрудничества в области обра-зования осуществляется в соответствии с рядом международных договоров Республики Беларусь, законами «Об образовании», «О международных до-говорах Республики Беларусь», на основании Положения о Министерстве образования Республики Беларусь, а также в соответствии с иными акта-ми законодательства.

Основные направления международной деятельности в сфере образования направлены на развитие нормативной правовой базы, повышение эконо-мической эффективности международных связей, интеграцию национальной системы образования в образовательное пространство стран СНГ и Европы.

Приоритетными направлениями международного сотрудничества являются подготовка и заключение новых международных договоров в области образования и реализация действующих; работа по выполнению договоренностей, достигнутых в ходе зарубежных визитов Президента Республики Беларусь и правительственных делегаций, а также визитов иностранных делегаций в Республику Беларусь; выполнение между-народных договоренностей по итогам заседаний межправительственных комиссий по торгово-экономическому, научно-техническому и культурно-му сотрудничеству с зарубежными странами; координация международ-ной деятельности учреждений образования республики; участие вузов в международных проектах и программах по линии международных орга-низаций; упорядочение молодежных обменов; совершенствование работы по развитию экспорта образовательных услуг, в первую очередь обучение иностранных граждан в учреждениях образования Республики Беларусь; оказание помощи в области образования соотечественникам зарубежья; организация работы по оздоровлению за рубежом детей на основе безвозмездной иностранной помощи.

Проведенная работа по совершенствованию организации оздоров-ления детей за рубежом позволила закрепить правовую ответственность органов государственного управления и направляющих организаций в вопросах оздоровления детей за рубежом, усилить контроль за процес-сом подбора детей и сопровождающих, обеспечить четкую координа-цию действий заинтересованных органов государственного управления в

части соблюдения прав детей, их безопасного пребывания за рубежом и своевременного возвращения на родину. Создан и развивается информа-ционный банк данных по оздоровлению детей за рубежом. На оздоров-ление за рубеж ежегодно выезжают свыше 55 тыс. белорусских детей в более чем 20 зарубежных стран.

Проводится работа по оказанию помощи белорусской диаспоре в зарубежных странах. В учебные заведения, где обучаются дети белорус-ской диаспоры, направляется учебно-методическая и детская художествен-ная литература, в рамках межведомственных соглашений с отдельными странами осуществляется прием на учебу в вузы республики соотечествен-ников зарубежья, проводятся экскурсии в республике для отличников учебы, участников олимпиад и конкурсов. Детям из числа белорусской диаспоры ежегодно выделяются по 100 путевок в Национальный детский оздоровительный лагерь «Зубренок».

В республике действуют 39 международных договоров в сфере образо-вания и науки, в рамках которых осуществляется обмен информацией по организации учебной и методической работы, установление прямых связей между учреждениями образования, проведение совместных научно-иссле-довательских работ, обмен студентами, аспирантами и преподавателями.

Активная работа ведется с теми зарубежными странами, которые про-являют практический интерес к нашей системе образования, т.е. наме-рены обучать в учреждениях образования Республики Беларусь своих граждан, осуществлять выгодные совместные программы и проекта.

Учебные заведения Беларуси готовят специалистов для зарубежных стран с 1961 г. За 45 лет для 102 стран дальнего зарубежья подготовлено свыше 25 тыс. специалистов с высшим, средним специальным и профес-сионально-техническим образованием.

В 2006 г. в учреждениях образования обучается 6,4 тыс. иностранных граждан из 73 стран, в том числе 3,9 тыс. из стран дальнего зарубежья и 2,5 тыс. из стран СНГ. Наиболее многочисленным контингентом представлены КНР (более 1000 человек), Индия (540), Сирия (354), Ливан (281), Иран (191).

Среди вузов в подготовке специалистов для зарубежных стран лиди-руют Минский, Витебский и Гродненский государственные медицинские университеты, БГУ, Белорусский национальный технический универси-тет, Минский государственный лингвистический университет.

В соответствии с межведомственными соглашениями о сотрудничестве в области образования на эквивалентной основе осуществляется обмен студентами по 20 человек с Китайской Народной Республикой, по 5 чело-век с Республикой Польша и Социалистической Республикой Вьетнам. В результате договоренности между посольствами Республики Беларусь и Турецкой Республики ежегодно на летние курсы в Турцию для изуче-ния турецкого языка направляются по 15-20 студентов белорусских вузов, по 10 турецких студентов приезжают в Республику Беларусь для изуче-ния белорусского языка.

Значительная работа проводится по реализации Национальной про-граммы развития экспорта образовательных услуг. К 2010 г. предполага-ется увеличить прием иностранных граждан в учреждения образования на 56%, усовершенствовать учебно-материальную базу учебных заведений, в которых обучаются иностранные студенты, улучшаются бытовые условия.

Министерством образования и Министерством иностранных дел Рес-публики Беларусь утвержден совместный План мероприятий на 2006-2007 гг. по активизации работы по привлечению иностранных граждан на обучение в вузах Республики Беларусь.

Созданы и постоянно обновляются сайты вузов, в том числе на англий-ском языке, осуществляется реклама национальной системы образования путем участия учреждений образования в образовательных выставках и яр-марках за рубежом, распространения буклетов и иных рекламных материалов.

Учреждения образования республики принимают активное участие в 160 международных проектах и программах, что способствует развитию контактов, совершенствованию научно-исследовательской работы, академи-ческой мобильности преподавателей, научных сотрудников и студентов.

Проводится большая организационная работа по упорядочению моло-дежных студенческих обменов. Ежегодно около 3,5 тыс. ученых и 3 тыс. студентов Беларуси участвуют в международной деятельности за рубежом (конференции, семинары, стажировка, обучение и производственная прак-тика, спортивные и культурные мероприятия). Более 2,5 тыс. преподава-телей и студентов из зарубежных стран принимают участие в проводи-мых в Беларуси международных мероприятиях в области образования.

Действует около 800 прямых межвузовских договоров о сотрудни-честве с учебными заведениями, научными учреждениями и центрами зарубежных стран, в рамках которых осуществляется обмен опытом рабо-ты, рекламирование национальной системы образования и привлечение граждан на учебу в белорусские вузы.

ГЛАВА 3

Международное сотрудничество в сфере образования и экспорт образовательных услуг

В области развития международного сотрудничества основной задачей является осуществление комплекса мер по созданию целостной системы международных связей в области образования, охватывающей как международные так и российский рынок образовательных услуг.
В этой сфере в качестве приоритетных определены следующие направления:

    вхождение России в мировое образовательное сообщество в качестве полноправного партнера;

    развитие международной академической мобильности и обеспечение участия России в подготовки высококвалифицированных специалистов для зарубежных стран;

    разработка и осуществление целевых инновационных программ и участие в международных проектах и программах;

    взаимодействие с государствами - участниками СНГ в вопросах создания общего образовательного пространства, удовлетворение образовательных потребностей соотечественников.

В целях дальнейшего развития международной деятельности в области образования следует осуществить :

    выработку предложений в международные договоры Российской Федерации по вопросам интеграции российского образования в международное образовательное сообщество, расширения международных академических обменов;

    содействие российским образовательным учреждениям в вхождении в международный рынок образовательных услуг, организация выставок-ярмарок достижений российского образования;

    организацию работы по распространению русского языка в зарубежных странах;

    развитие сотрудничества с международными и национальными зарубежными организациями, в первую очередь, с ЮНЕСКО, Советом Европы, Комиссией Европейского Сообщества, ОЭСР.

В реализуемой в настоящее время Концепции модернизации российского образования впервые на государственном уровне обозначена важность развития международной деятельности российской высшей профессиональной школы в области подготовки кадров для зарубежных стран и экспорта образовательных услуг.
Российская Федерация обладает реальным потенциалом, позволяющим ей занимать достойное место в мировом образовательном сообществе. Определяющее значение здесь имеет высокое качество российского образования и широкий спектр предоставляемых образовательных услуг. В интересах России эффективное использование своего образовательного потенциала, являющегося одним из экспортных ресурсов нашей страны.
Обучение иностранных граждан в вузах Российской Федерации является важной составной частью всего комплекса экспорта образовательных услуг российской системы образования. В сфере подготовки национальных кадров для зарубежных стран государственной задачей должна стать конкурентоспособность иностранных выпускников российских вузов на мировых рынках образования и труда. В 2002 году Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации одобрили разработанную Концепцию государственной политики в области подготовки национальных кадров для зарубежных государств в российских образовательных учреждениях. В целях ее реализации Министерством образования России осуществлен комплекс мероприятий по расширению приема зарубежных студентов в вузы и техникумы Российской Федерации, увеличению числа студентов из государств-участников СНГ в российских вузах, развитию деятельности совместных российско-национальных образовательных учреждений, содействию изучения русского языка в зарубежных учебных заведениях. В российских вузах в 2003-2004 учебном году обучается около 25 тысяч иностранных граждан за счет средств федерального бюджета.
В последние годы резко возросло число граждан зарубежных стран, обучающихся или повышающих квалификацию в образовательных учреждениях Российской Федерации на компенсационной основе. В настоящее время на компенсационной основе в России обучаются свыше 80 тысяч иностранных граждан. Вместе с тем, Российская Федерация оказывает содействие зарубежным странам в подготовке национальных кадров в рамках выполнения договоренностей, закрепленных в международных договорах, а также путем предоставления государственных стипендий.

Ежегодные заявки зарубежных партнеров на расширение подготовки национальных кадров в российских вузах свидетельствуют о высоком международном авторитете российского образования. Это продемонстрировал также Всемирный форум иностранных выпускников российских и советских вузов (Москва, 14-16 мая 2003 г.), на котором свыше 800 участников из 119 стран мира обратились к Правительству Российской Федерации с просьбой увеличить прием граждан своих стран на учебу в российские высшие учебные заведения, шире привлекать иностранных выпускников к реализации мероприятий делового сотрудничества России с другими странами.
В последние годы с государствами-участниками СНГ активно развивается направление сотрудничества, обеспечивающее получение образования на русском языке как титульным населением, так и соотечественниками. Непосредственно в странах эту задачу выполняют созданные совместно с правительствами Армении, Белоруссии, Киргизии, Таджикистана российско-национальные университеты и русская школа в Туркменистане, в которых обучаются свыше 10 тысяч граждан СНГ и соотечественников. Всего за рубежом создано свыше 70 филиалов высших учебных заведений.
Свыше 2 тысяч российских граждан: студенты, аспиранты, преподаватели и научные работники ежегодно проходят обучение в более чем 30 странах мира на основе международных договоров Российской Федерации, а также прямых партнерских связей российских и зарубежных учебных заведений по следующим формам: полный курс обучения, стажировка (в т.ч. языковая), научная работа, повышение квалификации.
Ежегодно проводятся курсы русского языка для студентов и преподавателей из государств СНГ, Европы и Азии. Школьникам-победителям олимпиад по русскому языку выделяются стипендии на учебу в российских вузах.
В истекшем году подписаны межправительственные соглашения с Германией, Италией о сотрудничестве в области изучения и преподавания русского языка, а также с Италией, Молдовой, Францией и Украиной о взаимном признании документов об образовании, внесены на согласование проекты Концепции развития дистанционного образования, Концепции развития образования взрослых в государствах-участниках СНГ.
Закон Российской Федерации "Об образовании" предоставил право внешнеэкономической деятельности образовательным учреждениям России.
Участие в экспорте образовательных услуг предоставляет большие возможности российским учебным заведениям для расширения их деятельности и совершенствования профессионального уровня подготовки специалистов, продвижения образовательных технологий и программ на международный рынок образования.
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обуславливающие необходимость существенных изменений в системе образования. В качестве одного из приоритетов международного сотрудничества можно также выделить подготовку и реализацию целевых программ участия в международных проектах и программах.
В настоящее время российские образовательные учреждения принимают активное участие в реализации более 70 проектов и программ. В качестве основных программ оказания содействия модернизации российской системы образования могут быть выделены следующие: программа технического содействия ТАСИС и программы межуниверситетского сотрудничества ТЕМПУС-ТАСИС (Европейская Комиссия); программы российско-британского сотрудничества в области общего среднего и профессионального образования (Британский Совет); программы российско-нидерландского сотрудничества (Бюро КРОСС); рабочая программа сотрудничества с Советом Европы.
Основные положения Концепции модернизации российского образования учитываются как при оценке и мониторинге действующих программ и проектов, так и при инициировании новых. Встречи и переговоры, проведенные с основными партнерами (ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ, Совет Европы, Европейская Комиссия, Британский Совет, Совет государств Балтийского моря, Баренц-Евроарктический Совет, Форум АТЭС, национальные Министерства образования Нидерландов, Франции, Австрии, Финляндии и др.), продемонстрировали их поддержку новым подходам российской стороны к вопросам реализации международного сотрудничества.
В целях содействия процессу модернизации российского образования и успешной реализации реформ были проведены переговоры по созданию международной стратегической группы экспертов (МСГЭ) из числа зарубежных и российских специалистов в области проведения крупномасштабных реформ в сфере образования. Одной из целей создания МСГЭ является оказание поддержки по различным аспектам наиболее важных направлений модернизации образования.
Российская Федерация выражает большую заинтересованность в развитии Болонского процесса как движения, направленного на гармонизацию европейских образовательных систем и создание общеевропейского образовательного пространства.
В условиях нарастающей академической мобильности сотрудничество с европейскими партнерами становится неотъемлемой частью российской образовательной системы. Система образования Российской Федерации за последние годы претерпела ряд изменений, существенно приближающих ее к модели, предусмотренной Болонской декларацией.

В настоящее время российские университеты активно взаимодействуют в мировом образовательном пространстве с ведущими научными и образовательными центрами США, Европы, стран Азиатского региона, Латинской Америки: создаются совместные образовательные программы, выполняются научно-исследовательские проекты с использованием возможностей российских и зарубежных научных фондов.
С 2003 г. Россия присоединилась к Болонской декларации, войдя в качестве полноправного члена в общеевропейскую систему высшего образования и получив возможность активного влияния на ее развитие. Переход на многоуровневое образование со всеми элементами, обусловленными Болонскими требованиями, должен осуществляться эволюционно с сохранением лучших традиций высшего образования России.
Долгосрочные национальные геополитические интересы России, многовековые традиции культурного взаимодействия ставят задачу сохранения функции лидера на постсоветском образовательном пространстве.
Интеграция России в мировое образовательное пространство в условиях присоединения к ВТО должна сопровождаться формированием цельной внешнеэкономической политики, охватывающей как экспорт образовательных услуг, так и их импорт, а также защищающей некоммерческий характер деятельности в сфере образования внутри России.
Экспорт образовательных услуг в разных формах (развитие образовательных связей, международных обменов, привлечение на учебу в российские вузы, создание филиалов за рубежом, дистанционное обучение, развитие гуманитарного сотрудничества, имеющего большое влияние на широкие слои населения) обеспечивает расширение сферы долговременного влияния России на зарубежье и интеграцию страны в мировое образовательное пространство, способствует сохранению и распространению влияния русского языка. Особое значение имеет расширение экспорта образовательных услуг в страны СНГ. В настоящее время в Российской Федерации обучается 57,2 тыс. учащихся из стран СНГ (в том числе 23,9 тыс. по бюджету), что составляет 56% от общего числа иностранных учащихся.


Прием студентов в государственные высшие учебные заведения на бюджетной основе и с полным возмещением затрат на обучение

Доли бюджета и небюджетного приема



Динамика приема на 1-й курс (в тыс. чел.)


Численность обучающихся в государственных учреждениях профессионального образования
(на 10 ты. человек населения)


Численность преподавателей государственных образовательных учреждений (тыс. чел.)


Доля вузов, в которых в 2004/2005 учебном году обучались иностранные граждане, по типам поселений, %


Доля вузов, в которых в 2004/2005 учебном году обучались иностранные граждане, по типу учебного заведения, %


Численность иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах в 1998-2005 годах

Форма обучения

Учебный год

1998/1999

1999/2000

2000/2001

2001/2002

2002/2003

2003/2004

2004/2005

Слушатели подготовительных отделений

Студенты, из них:

Бакалавры

Дипломированные специалисты

Магистры

Аспиранты

Докторанты

Всего

Доля иностранных граждан из различных стран, обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %


Доля иностранных граждан из стран СНГ, обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %

Доля иностранных граждан из стран Азии, обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %

Доля иностранных граждан из стран Ближнего Востока и Северной Африки, обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %


Доля иностранных граждан из стран Африки (кроме Северной), обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %


Доля иностранных граждан из стран Латинской Америки, обучавшихся в российских вузах в 2004/2005 учебном году, %


Изменение общей численности иностранных граждан, обучавшихся в российских вузах в 1998-2005 годах


Численность иностранных граждан по учебным специализациям в российских вузах в 2003/2004 и в 2004/2005 учебных годах


Специализация

Численность

2003/2004

2004/2005

2003/2004

2004/2005

Русский язык и литература

Гуманитарно-социальные специальности (история, социология, психология, журналистика, философия, политология, международные отношения и др.

Педагогика

Медицина

Фармацевтика

Культура, искусство, музыка, физкультура и спорт

Экономика, финансы, менеджмент

Естественные и точные науки, науки о Земле (математика, физика, метеорология, океанология и др.), геология, геодезия, экология и др.

Робототехника и комплексная автоматика, биомедицина, биотехнология

Горное дело

Энергетика, машиностроение, обработка материалов, металлургия

Авиационная и ракетно-космическая техника

Транспортные средства и их эксплуатация

Электронная техника, радиотехника и связь, оптика

Информатика и вычислительная техника, автоматизированные системы управления

Химическая технология

Технология производства товаров широкого потребления, продовольственных продуктов

Строительство и архитектура

Сельское, лесное и рыбное хозяйство

Ветеринария

Другая специализация

Итого

При любом использовании материалов сайта АКТИВНАЯ ГИПЕРССЫЛКА ОБЯЗАТЕЛЬНА
Все материалы защищены законом об авторском праве

Международное сотрудничество в области образования - реализация (осуществление) прямых связей и совместной деятельности с иностранными и междунарордными учреждениями и организациями в области образования в соответствии с действующим законодательством и национальными интересами страны.

Важную роль в системном расширении международных научно-педагогических контактов российских вузов играет взаимодействие с международными организациями, фондами и программами в области образования и науки. Широкое развитие получило двустороннее и многостороннее научно-педагогическое сотрудничество вузов, в том числе при содействии целевых программ Европейского Союза, при участии национальных организаций и фондов. Существенно возросло число прямых договоров с зарубежными университетами, расположенными во многих странах мира. В 1998-2000 годах Россия ратифицировала количество основополагающие концепции в области образования, принятые под эгидой ЮНЕСКО и Совета Европы. Подписано значительное двусторонних межправительственных договоров о сотрудничестве с высшими школами зарубежных стран. }

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.