Защита ми 35 м от ракет. Сравнение с западными вертолетами

Вертолет Ми-35М является экспортной версией российского вертолета Ми-24. Обе машины являются разработками конструкторского бюро имени Миля. Данная машина изготовляется для Министерства обороны и на экспорт. Основной задачей Ми35М является уничтожение вражеской бронированной техники, а также проведение огневой поддержки для сухопутных войск. Вертолет можно использовать как машину десанта и для перевозок различных грузов. Часто такой аппарат используют и в спасательных операциях.

Название вертолета Ми-35М впервые было использовано для обозначения машины Ми-24В, которую экспортировали за кордон с 1976 года. Под маркой Ми-35 существует множество экспортных модификаций. Они имели свои особенности и были проработаны для выполнения разных задач. Стандартная машина Ми-35 имела особый прицел и оснащалась двигателем, который был изготовлен на заводе «Мотор Сич».

Существует множество других аппаратов, которые оснащены оборудованием для спецопераций: разнообразным вооружением и специальными системами боя, которые производят прицельный огонь по противнику, независимо от времени суток и видимости. Что касается машины Ми-35М, то она имеет три варианта своей конструкции и компоновки. Прототип вертела был изготовлен в начале 1995 года.

Вертолет Ми-35М является глубокой модернизацией вертолета Ми-24, который имеет славу надежной боевой машины. Она давала надежную помощь нашим бойцам при боевых операциях, за счет этого вертолет окрестили «Крокодилом». На сегодняшний день изготовлением вертолета Ми-35М занимается вертолетный завод в Ростове, который называется «Росвертол».

Существует много заказов от иностранных и российских клиентов. Министерство обороны нашего государства в начале 2010 года заказало 22 боевые машины данного класса, все эти аппараты планируется изготовить до 2015 года. Уже через два года после министерского заказа были готовы 12 машин. После чего был заключен еще один контракт о поставке 27 машин данного типа. По этим контрактам все аппараты должны быть готовы к концу 2014 года. Кроме РФ, вертолет Ми-34М используют и другие страны мира. Основными партнерами являются Азербайджан, который заказал 24 вертолета, также Бразилия, которая давно закупает вертолеты нашей страны и снова сделала заказ на изготовление 12 машин. Давним и надежным партнером является и Венесуэла, которая договорилась о поставке 10 вертолетов.

Особенности конструкции вертолета Ми-35М

Данная машина была изготовлена для поражения сил противника за счет использования новейших технологий и разработок, причем данная боевая единица может работать в круглосуточном режиме и при любых погодных условиях. За счет модернизации этой машины удалось достичь значительно лучших летных качеств, чем у ее предшественницы. Ми-35М сохраняет высокие летные качества в жарких климатических условиях и при полетах на больших высотах.

Для того чтобы вертолет мог выполнять задания на протяжении суток, на нем были установлены такие системы и агрегаты:

    принципиально новая прицельная система, в которую входит новая оптика с гидростабилизаторами;

    вычислительный комплекс для прицела модели ПрВк;

    навигационный комплекс, который работал по принципу электронной индикации;

    система ночного видения.

Все эти системы и новшества позволили использовать вертолет в любое время суток и на протяжении долгого времени. Система ночного обнаружения целей дает возможность производить прицельный огонь в полной темноте. Вертолет оснащен управляемым оружием, а именно ракетами разного типа. Лазерное оборудование позволяет рассчитать точное расстояние до цели. Кроме всего этого, машина обеспечена стрелковым оружием подвижного и неподвижного типа. Полет по маршруту может осуществлять с помощью автопилота в полуавтоматическом типе, эта система позволит разгрузить работу пилотов и дать больше времени для нацеливания и огня.

Для эффективного использования приборов ночного видения вертолет оснащен специальным световым оборудованием как внутри кабины, так и снаружи. Применяя очки для ночного видения, пилоты могут обнаружить объекты при использовании минимального освещения. Данный прибор работает в специальном диапазоне волн, а именно от 640 до 900 нм.

При использовании системы ночного видения пилоты получают следующие преимущества:

    возможность контролировать ситуацию на земле с высоты 50−200 метров;

    могут различать вражескую технику и ориентироваться за счет наземных объектов, таких как дороги или река;

    кроме пилотирования, предоставляется возможность производить посадку и взлет машины с площадок, которые не имеют освещения;

    возможность проводить патрулирование или спасательные операции в кромешной тьме.

Конструкторы вертолета Ми-35М хорошо продумали и усовершенствовали его летные и технические характеристики. За счет конструкции и обтекаемой формы фюзеляжа машина имеет великолепные аэродинамические свойства. Для данного аппарата была разработана полностью новая и более качественная несущая система. Главный винт был полностью переделан и оснащен новым, более эффективным аэродинамическим профилем. Лопасти несущего винта изготовлены из новых композиционных материалов, за счет этого лопасти стали легче и при этом не потеряли в прочности и надежности. На практике новые лопасти отличались еще большей живучестью и выносливостью в боевых условиях, чем прежние.

Втулка винта была заменена на более прогрессивную и надежную, которая имела эластомерный шарнир. Данная конструкция втулки не требует постоянной смазки, изготовлена из титана. Рулевой винт имеет двухъярусное размещение и состоит из четырех лопастей, которые управляются торсионной системой. Новый рулевой винт тоже требует меньше смазочных материалов, чем это нужно было для предыдущих машин.

Данный вид винтов и использованных материалов повысил летные качества машины, а именно выросла маневренность аппарата, и при этом вертолет стал более тихим при полете. Лопасти главного винта настолько качественны и живучи, что дают возможность продолжать полет даже после попадания в них снаряда, который имеет калибр в 30 мм. Оба винта оснащены системой обогрева, что предотвращает их обледенение.

Силовая установка вертолета изготовлена с использованием самых последних технологий и разработок в этой отрасли. На Ми-35М установлены два усиленных двигателя ВК-2500. Они дают возможность осуществлять полеты на больших высотах и производить посадку и взлет в таких условиях. Ресурс силовой установки Ми-35М очень большой и доходит до 60 тысяч часов полета. Этот двигатель можно использовать и при высоких температурах воздуха. Даже при отказе одного из двух двигателей можно продолжать безопасный полет на одном рабочем.

При изготовлении силовой установки конструкторы применили жаропрочные материалы. Работой двигателя управляет автоматическая система. Был усилен диск компрессора, что привело к большей его выносливости. Все эти новшества привели к тому, что газ перед турбиной стал более теплым, что, в свою очередь, увеличило обороты турбокомпрессора. На случай непредвиденной или аварийной ситуации двигатель имеет специальные режимы работы, которые позволяют безопасно управлять машиной даже при поломке одного из агрегатов силовой установки.

Ми-35М отличается от своего предшественника укороченными крыльями, на которых размещены держатели для оружия. На крыльях можно устанавливать пусковые системы типа АПУ, которые служат для крепления ракет. Короткие крылья машины позволяют перевозить грузы, которые крепятся именно к крыльям аппарата. Кроме того, крылья оснащены системами, которые могут поднимать грузы.

Эта машина имеет системы, которые уменьшают нагрузку на весь корпус машины при взлете и посадке. За счет управляемой передней стойки вертолет Ми-35М может осуществлять самостоятельно управляемое передвижение по земле и менять угол клиренса при загрузке. Шасси вертолета не убирается, что придает машине большей безопасности при полетах на низких высотах, а также при аварийных посадках.

В итоге можно сказать, что боевой вертолет модели Ми-35М является очень качественной и надежной машиной. Всего этого удалось достичь за счет грандиозной работы опытных конструкторов и использования последних достижений техники и электроники.

Технические характеристики Ми-38М

    Экипаж: 2 (3)

    Пассажировместимость: 8

    Грузоподъёмность: 2400 кг

    Длина: 17,49 м

    Диаметр несущего винта: 17,2 м

    Диаметр рулевого винта: 3,84 м

    Высота: 4,16 м

    Масса пустого: 8360 кг

    Нормальная взлётная масса: 10900 кг

    Максимальная взлётная масса: 11500 кг

    Силовая установка: 2 × ТВаД «Климов» ВК-2500-02

    Мощность: 2 × 2200 лс (взлётный режим); 2 × 1500 лс (крейсерский режим)

Лётные характеристики Ми-38М

    Максимальная скорость: 300 км/ч

    Крейсерская скорость: 260 км/ч

    Боевой радиус: 450 км

    Перегоночная дальность: до 1000 км с подвесными баками

    Статический потолок: 3150 м

    Динамический потолок: 5100 м

Вооружение Ми-38М

    Стрелково-пушечное: несъёмная подвижная пушечная установка НППУ-24 с двуствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23-мм

    Точки подвески: 4

    Варианты вооружения (в зависимости от задачи):

    Противотанковые ракеты: «Штурм-В» или «Атака-М»

    Неуправляемые ракеты: 2 или 4 блока Б8В20-А с ракетами С-8 калибра 80-мм

    Подвесное пушечное вооружение: 2 контейнера УПК-23-250 с пушками ГШ-23Л

Созданный в СССР ударный и транспортный вертолет Ми-24 за необычную форму прозванный крокодилом, составлял основу вооруженных сил многих, дружественных нам государств, хотя по НАТОвской классификации он Hind - «Лань». Однако просуществовал он не долго, бурное развитие новых видов вооружения и бортовой электроники требовало создания новой техники. Именно такой машиной стал созданный в ОКБ Миля модернизированный вариант вертолета под обозначением Ми-35.

Машина сохранила универсальность и надежность предшественника и может применяться как боевой, транспортный или санитарный вертолет. Производством и модернизацией ранних моделей техники занимается завод корпорации «Росвертол», расположенный в Ростове-на-Дону.

История создания

Разработка улучшенного варианта ударной машины Ми-24В началась в конце прошлого столетия. Целью работ являлось повышение конкурентоспособности вертолета на зарубежных рынках. Новый вариант машины 24В получил обозначение Ми-35, а для доработанной версии 24Д стал применяться индекс Ми-35П. Причем для поставок на внутренний рынок подобные машины не были предназначены.

В 2000-м году по программе модернизации данного вертолета были доработаны первые машины, которые впоследствии поставили для ВВС Зимбабве. Большое внимание при доработке было уделено улучшению электронного оборудования. На вертолетах стали использоваться приборы ночного видения и тепловизорные определители целей, способные выполнять обнаружение объектов на расстоянии до 4000 м.

Оператор бортового вооружения видит объекты вокруг машины Ми-35 в секторе 240 град., что повышает вероятность поражения целей.

Для ориентации применена спутниковая навигационная система с выводом информации на отдельный многофункциональный экран. Дополнительное оборудование позволяет вертолету работать с неподготовленных площадок в любое время суток и при различных погодных условиях.

В 90-е годы появился проект доработанного варианта Ми-24ВМ, который поставлялся на экспорт как Ми-35М. Прототип новой машины появился в 1995 году, но испытания заняли почти 10 лет. Вертолеты модели Ми-35М поступают на внутренний рынок – для Российской армии поставлено не менее 60 единиц.

Вертолеты неплохо поставляются за рубеж – кроме ряда стран СНГ (Азербайджан, Казахстан, Узбекистан), машины имеются в ВВС стран Южной Америки и Ближнего Востока. Завод работает над созданием дальнейших модификаций – Ми-35М2 и М3, отличающихся вооружением и бортовой электроникой. Образец вертолета демонстрировался на выставке МАКС-2017.

Конструкция

Ключевым отличием ударного вертолета Ми-35М является применение неубирающегося шасси с усиленной амортизацией и точками крепления. Такое решение продиктовано спецификой использования вертолета – выполнение ударов с малых высот. При повреждении пилоты Ми-24 зачастую не успевали выпустить стойки, и машина разрушалась при падении.

На машинах Ми-35 применено крыло с уменьшенным размахом, имеющее две точки подвеса вооружения.

Решение несколько сократило перевозимый арсенал, но положительно сказалось на аэродинамике вертолета. На ранних выпусках вертолета применялись турбовальные установки модели ТВ3-117В, которые производились на территории Украины. Вскоре их место заняли российские аналоги ВК-2500-II, разработанные в КБ Климова.

Фактически, новые двигатели представляют собой развитие модели ТВ3-117В и обеспечивают мощность до 2700 л.с. на кратковременном чрезвычайном режиме. В обычной эксплуатации моторы Ми-35 развивают по 1500 л.с. По отзывам летчиков, тональность работы двигателей различна, несмотря на унифицированную конструкцию.

Гидравлика Ми-35 имеет дублированную конструкцию, дополненную вспомогательным контуром. От основной системы запитано управление вертолетом, вспомогательная – применяется для работы демпфера в системе управления. На вертолете имеется пневматическая система, оснащенная индивидуальным компрессором. Сжатый воздух используется для работы тормозов на основных стойках шасси, герметизации проемов дверей кабины экипажа и грузового отсека, а также для подачи незамерзающей жидкости на лобовые стекла кабины.


Запас топлива на машине Ми-35 находится в пяти внутренних баках, общей емкостью 2165 л. Непосредственно в двигатели топливо подается из индивидуальных расходных баков. Все емкости соединены между собой магистралями и оборудованы перекачивающими помпами. Дополнительные баки располагаются на внешних подвесках под крыльями. Двигатели и основной редуктор оборудованы индивидуальными системами смазки с отдельными расходными емкостями.

Вертолет Ми-35 оснастили улучшенным несущим винтом, имеющим лопасти из композитных материалов. Для улучшения эффективности и увеличения срока службы введен доработанный механизм автоматического перекоса и износостойкие подшипники. Рулевой винт машины выполнен по традиционной для современных вертолетов Х-образной схеме, имеет лопасти из композитного материала.

Винты вертолета, ветровые стекла кабин и входные каналы подачи воздуха в двигатели оборудованы системой удаления льда, работающей от электросети. Входные каналы двигателей оборудованы обдувом теплым воздухом, компрессоры подогреваются горячим маслом.

На Ми-35 экипаж состоит из двух человек – командира и летчика-оператора.

По некоторым данным на Ми-35М может быть третий член экипажа – бортовой техник. Для защиты экипажа, элементов силовой установки, ответственных узлов гидравлической системы и основного редуктора привода винта установлены стальные плиты толщиной до 5 мм. В кабинах и дверях установлены бронестекла.

Кабина экипажа герметизирована. Для обеспечения комфортных условий применена система кондиционирования, включающая в себя кабины экипажа и грузовой отсек. На базе версии Ми-35П существует санитарная машина, способная перевозить двух лежачих и двух сидячих раненых, а также сопровождающего. Допускается перевозка десанта, состоящего из восьми человек. Транспортный вариант способен перевозить на внутренней и внешней подвеске 2400 кг груза.


На борту вертолета Ми-35М имеется система тушения пожаров, использующая фреон. Огнетушители установлены в моторных отсеках, около основного редуктора, в зоне установки расходных баков и дополнительной установки. Дополнительные средства тушения имеются в кабинах экипажа и в грузовом отсеке машины.

В носовой части вертолета Ми-35М расположена фиксированная стрелковая точка НППУ-23, оборудованная дистанционно управляемой 23 мм пушкой ГШ-23Л. Боекомплект размещен внутри установки и включает в себя 450 снарядов, установленных в лентах. Отличительной особенностью пушки являются два ствола, что позволило повысить огневую мощь. Пушка применяется для борьбы с бронированными наземными и воздушными целями на малых и средних расстояниях.

Для снижения негативного эффекта отдачи и вывода потока пороховых газов применяется локализатор. В дальнейшем предполагается установка пушки ГШ-23В, оборудованной системой жидкостного охлаждения. Машина с подобным вооружением получит обозначение Ми-35М2.

На версии Ми-35П на правом обтекателе носовой части фюзеляжа устанавливается неподвижная пушка ГШ-30, имеющая калибр 30 мм.

Четыре точки подвески допускают боевую нагрузку весом 1500 кг. На вертолетах могут использоваться свободно летящие ракеты типа С-13 или С-8, установленные в направляющих блоках.

Из-за различного калибра (122 и 80 мм соответственно) число блоков для ракет составляет соответственно или два или четыре. Проводились опытные вылеты машин с ракетами С-24, имеющими калибр 240 мм. Для борьбы с бронетехникой применяются управляемые комплексы «Штурм-В», либо «Атака-М».


Всего на борту может быть до восьми подобных ракет. Возможна установка двух дополнительных контейнеров, с двуствольными пушками ГШ-23Л. Боекомплект каждого контейнера состоит из 500 выстрелов. Вариант Ми-35М2 способен нести ракеты класса «воздух-воздух», входящие в состав комплекса «Игла-В».

Летно-технические характеристики и применение в боях

Сравнительная таблица показывает, что, несмотря на самый большой вес в своем классе вертолетов, российская машина уступает только Denel AH-2 по радиусу действия. Но южноафриканская машина выпущена тиражом всего 12 экземпляров, поэтому ее нельзя рассматривать как серьезного соперника.

Параметр Ми-35М Denel AH-2 McDonnell AH-64D Apache
Страна-изготовитель Россия ЮАР США
Длина, мм 17490 18730 17760
Высота, мм 4160 5185 4660
Диаметр основного винта, мм 17200 15580 14630
Диаметр рулевого винта, мм 3840 6355 2790
Предельный вес, кг 11500 8750 9525
Мощность силовой установки на взлете, л.с. 2*2200 2*1845 2*1695
Максимальная скорость, км/час 300 309 365
Боевой радиус, км 550 704 482
Перегоночная дальность, км 1000 (с внешними баками) 1260 1899
Потолок, м до 5400 до 6100 4465
Экипаж, чел 2 2 2
Грузоподъемность 2400 кг или 8 чел. 2032 кг 771 кг

На вертолетах AH-2 используется 20 мм пушка, имеющая значительный (700 выстрелов) боекомплект. Расширенный (до 1200 штук) запас патронов имеет и 30 мм пушка М230, применяемая на Apache. Российская машина Ми-35 может противопоставить зарубежным аналогам подвесные контейнеры со стрелковым вооружением. Перечень ракетного вооружения на вертолетах схожий, включает в себя неуправляемые и управляемые ракеты, предназначенные для борьбы с наземными целями.


Из-за небольшого числа построенных машин, она ограниченно используется в боевых конфликтах. Первая потеря строевого Ми-35М произошла из-за недостаточной квалификации экипажа и ошибочной работы радара. В начале осени 2012 года вертолет врезался в склон горы в Дагестане.

Первым относительно боевым опытом использования техники стало патрулирование приграничных зон России и Украины, выполнявшееся в период присоединения Крыма. Вертолеты Ми-35М вступили в настоящий бой в ходе борьбы с исламскими террористами на территории Ирака. В середине 2014 года две машины были уничтожены огнем с земли, при этом оба экипажа погибли.

На счету иракских вертолетчиков числятся несколько десятков уничтоженных террористов. Машины применяются ВКС России в боевых действиях на территории Сирии. На сегодняшний день официально признана потеря двух российских вертолетов.

Проведенный комплекс доработок позволил вдохнуть жизнь в стареющего «Крокодила».

Кроме того, предприятие продолжает вести модернизацию техники. Минусом является скудное финансирование и одновременный выпуск вертолета Ми-28Н, который требует ресурсов для дальнейшего развития. Несмотря на сложности, коллектив завода выводит машины Ми-35 на новые рынки.

Так, в 2017 году первые машины получил Пакистан, Мали и Нигерия. В текущем году поставки Ми-35 в эти страны продолжатся. В 2018 году планируется передача 12 Узбекистану. Эти факты указывают на то, что техника ОКБ Миля продолжает оставаться востребованной на мировом рынке вооружений.

Видео

Ми-24 ВМ, представляющего собой модификацию знаменитой советской винтокрылой машины. Советские летчики называли его "летающим танком" по аналогии с известным в годы ВОВ штурмовым самолетом Ил-2. Неофициальное прозвище боевого аппарата было "Крокодил" из-за типовой схемы камуфляжа вертолета.

Когда возник предшественник Ми-35М?

В начале 1960 годов советскому конструктору Михаилу Милю стало ясно, что тенденция к всевозрастающей мобильности боя приведет к созданию летающих боевых машин поддержки пехоты, которые могли бы быть использованы для выполнения как боевых, так и транспортных задач. Первый макет вертолета В-24, выражающего эту концепцию, разработанный под руководством Миля, был представлен в 1966 году в экспериментальном цехе Министерства авиапромышленности. Концепция этого изделия была основана на другом проекте - вертолете общего назначения В-22, который самостоятельно никогда не летал. В-24 ​​имел центральный грузопассажирский отсек, который мог вместить восемь человек, сидящих спиной к спине, и маленькие крылья, способные нести до шести ракет и расположенные в верхней задней части вертолета, а также двухствольную пушку.

Принятие решения о начале разработки

Миль предложил свою конструкцию руководителям советских вооруженных сил. В то время как она получила поддержку ряда военачальников, другие из них посчитали, что развитие обычных вооружений было бы лучшим использованием ресурсов. Несмотря на противодействие, Милю удалось убедить первого зама министра обороны, маршала Андрея Гречко, созвать экспертов для изучения этого вопроса. В конечном итоге предложение Миля победило, и запрос Минобороны на разработку вертолета для поддержки пехоты был выдан. Так начал свой долгий путь развития боевой вертолет Ми-35М. История его разработки проходила на фоне развития и использования боевых и ударных вертолетов со стороны армии США во время Практика их применения убедила советское руководство в преимуществах вооруженного вертолета и способствовала поддержке развития проекта Ми-24, который в наше время превратился в вертолет (Миль) Ми-35М.

Ход разработки

Поначалу инженеры КБ Миля подготовили два основных конструктивных варианта: 7-тонный одномоторный и 10,5-тонный двухмоторный. 6 мая 1968 года была выпущена директива приступить к разработке второго варианта. Работа шла под руководством Миля вплоть до его смерти в 1970 году. Началась работа по проектированию в августе 1968 года. Полномасштабный макет вертолета был рассмотрен и утвержден в феврале 1969 года. Летные испытания прототипа, впоследствии превратившегося в вертолет Ми-35М, начались 15 сентября 1969 с привязкой системы наведения, а четыре дня спустя был проведен первый свободный полет. Вскоре был построен и второй экземпляр, а затем выпущена пробная партия из десяти вертолетов.

Доработки по замечаниям военных

Прототипов нынешних Ми-35М - вертолетов Ми-24 - начались в июне 1970 года, продолжаясь в течение 18 месяцев. Изменения, внесенные в конструкцию, были направлены на усиление структурной прочности, устранение проблемы усталости и снижение уровня вибрации. Кроме того, отрицательный 12-градусный уклон был введен в крыльях с целью устранения тенденции вертолета к рысканию из стороны в сторону на скоростях свыше 200 км/ч, а ракетные пилоны комплекса “Фаланга-М» были перенесены из фюзеляжа на законцовки крыльев. Рулевой винт был перемещен с правой на левую сторону хвоста, а направление вращения изменено на обратное. Ряд других конструктивных изменений был сделан до начала производства первой версии Ми-24А в 1970 году. Получив подтверждение своей работоспособности в 1971 году, она через год была официально принята на вооружение.

Общий обзор конструкции

В основном она была заимствована у вертолета Ми-8 (по классификации НАТО "Хип") с двумя турбодвигателями верхнего расположения, пятилопастным главным винтом и трехлопастным хвостовым винтом. Конфигурация двигателей дала вертолету Ми-35М его характерные воздухозаборники с двух сторон фюзеляжа. Оригинальные версии имеют тандемную схему кабины: впереди помещается стрелок, а над ним и несколько позади сидит летчик.

Фюзеляж Ми-24 был сильно бронированным и мог противостоять воздействию от попаданий 12,7 мм пуль со всех направлений. Титановые лопасти также устойчивы к 12,7 мм боеприпасам. Кабина защищена ветровыми бронестеклами и поддоном, армированным титаном. В герметизированной кабине экипажа поддерживается избыточное давление для защиты экипажа в условиях радиоактивного заражения.

Летные характеристики

Значительное внимание было уделено приданию Ми-24 максимально возможной скорости. Фюзеляж был выполнен обтекаемым и оснащен выдвижным шасси, чтобы уменьшить лобовое сопротивление. На высокой скорости крылья обеспечивают значительную подъемную силу (до четверти от общей ее величины). Основной винт наклонен на 2,5° вправо от фюзеляжа, чтобы компенсировать тенденцию к перекосу в неподвижном состоянии. Шасси также наклонено влево, что отклоняет весь боевой вертолет Ми-35 в ту же сторону, когда он находится на земле. При этом основной винт находится в горизонтальной плоскости. Хвост также асимметричный, что создает на него боковое усилие на скорости, таким образом разгружая хвостовой винт.

Модификации основной модели

Первым серийно выпускаемым с 1971 г. вертолетом стал Ми-24А. Он еще не имел тандемной кабины, а его хвостовой винт поначалу располагался справа. После переноса винта на левую сторону он остается там на всех последующих моделях.

Следующий пошедший в серию с 1973 г. вертолет был модели Ми-24Д. На нем впервые появляется тандемная кабина.

С 1976 г. в серийный выпуск пошла модель Ми-24В, на которой впервые появляются противотанковые ракеты системы Штурм-В. До 1986 года их устанавливалось всего 4, а затем их число увеличилось до 16.

Вершиной советского этапа развития бренда Ми-24 стала модель Ми-24 ВП, выпускавшаяся с 1989 года. Кроме противотанковых ракет Ми-24 ВП был оснащен ракетами «воздух-воздух» и зенитными ракетами «Игла-С». Таким образом, он мог поражать как наземные бронированные, так и воздушные цели (вертолеты, самолеты-штурмовики. беспилотники). Его американский аналог AH-64A Apache значительно уступал ему в скорости, боевых возможностях. защищенности.

Российский этап модернизации бренда

С распадом СССР прервалось более чем на 20 лет и развитие знаменитого семейства «милевских» штурмовых вертолетов. Модель Ми-24 ВП была выпущена всего в 30 экземплярах.

Наконец во второй половине 2000 годов появилась и чисто российская Ми-24ВМ. У него неубираемое шасси, он может нести следующие виды ракет: противотанковые типа «воздух-воздух» и зенитные типа «Игла-В». Для защиты от наземных ПЗРК, наводящихся на тепловое излучения он оборудован системой защитных инфракрасных помех.

На экспорт вертолет Ми-24ВМ поставляется под обозначением Ми-35М. Как же он выглядит? Фотографии реальных боевых машин не всегда могут передать все особенности конструкции. Очень наглядно передает их пластиковая модель вертолета Ми-35М (1:72) «Звезда», широко распространенная среди российских и зарубежных любителей авиационной техники и показанная на фото ниже.

Рекорды скорости полета на Ми-24В

Он был самой распространенной моделью данной боевой машины. На Ми-24В было установлено несколько мировых рекордов скорости полета и времени подъема на заданную высоту. Вертолет был модифицирован, чтобы как можно больше уменьшить его вес - одной из доработок стало удаление заглушек крыльев.

Несколько официальных рекордов в различных номинациях на Ми-24В были установлены женским экипажем в составе Галины Расторгуевой и Людмилы Полянской в 70-е годы прошлого века. Так 16 июля 1975 г. ими была достигнута скорость 341,32 км/ч при полете по прямой на расстояние 15/25 км, а 18 июля 1975 г. установлен скоростной рекорд в 334,46 км/ч при движении по кругу в 100 км. 1 августа 1975 г. при полете по кругу в 500 км эта величина составила 331,02 км/ч, а 13 августа 1975 г. при движении без полезной нагрузки по замкнутой траектории длиной 1000 км вертолет разогнался до 332,65 км / ч. Эти рекорды держатся до настоящего времени.

Сравнение с западными вертолетами

Чем отличается вертолет Ми-35М? Характеристики его сочетают качества бронированной боевой машины и Он не имеет прямого аналога в армиях стран НАТО. Известно, что вертолеты UH-1 ("Хьюи") использовались во время войне во Вьетнаме либо для переброски войск, либо как боевые машины, но они не были в состоянии выполнять обе эти задачи параллельно. Преобразование UH-1 в боевой вертолет означало зачистку всего отсека для размещения пассажиров под дополнительное топливо и боеприпасы, и как следствие, утрату возможности использовать его как транспортное средство. Ми-24 и все его последующие модификации, включая и Ми-35М, был разработан для выполнения обеих задач, и его возможности подтвердились во время войны в Афганистане в 1980-1989 гг.

Ближайшим западным эквивалентом его был Sikorsky S-67 Blackhawk, который использовал многие из тех же принципов проектирования и был построен как высокоскоростной и высокоманевренный штурмовой вертолет с ограниченными транспортировочными возможностями и использованием множества узлов от более ранней модели Sikorsky S-61. S-67, однако, не был принят на вооружение. Ми-24 был назван единственным в мире "штурмовым вертолетом" благодаря сочетанию огневой мощи и способности к переброске войск.


Вертолёт Ми-35М / Фото Григория Беденко

На военной авиационной базе ВВС СВО в Шымкенте (в/ч 55652) торжественно встретили звено - четыре борта - новейших ударных вертолётов Ми-35М.

Новые вертолёты куплены в России в рамках программы перевооружения казахстанских Военно-воздушных сил. Техника такого уровня поступила в нашу страну после довольно продолжительного перерыва, связанного с выводом из эксплуатации сразу всего парка штурмовиков Ми-24B, ещё советской постройки, в связи с выработкой ресурса. Наш корреспондент детально изучил особенности новых боевых машин и даже поднялся на одной из них в воздух во время тренировочных полётов на авиабазе "Первомайская" под Алматы.

В наследство от Советского Союза Казахстану досталась весьма приличная группировка ударных вертолётов Ми-24B (по классификации НАТО - Hind ("Лань"). По данным из открытых источников, казахстанская группировка насчитывала около 40 бортов, из которых к 2016 году в состоянии лётной годности оставалась половина - около 20 машин. Большая часть из них базировалась на военном аэродроме в Учарале, прикрывая восточное стратегическое направление, и до сих пор остаётся там на хранении.


Ми-24B ВВС СВО РК на учениях в Алматинской области (19 апреля 2014 г.)

О достоинствах этой замечательной винтокрылой машины, во многом определившей ход локальных конфликтов последних десятилетий, написано огромное количество всевозможных трактатов. Достаточно упомянуть лишь некоторые факты. На сегодня Ми-24 остаётся самым распространённым ударным вертолётом в мире (произведено более 3500 экземпляров). На втором месте - американский AH-64 Apache (около 2000 экземпляров). Ми-24 стоит на вооружении в национальных армиях 63 стран мира - это третья часть всех государств, которые входят в ООН. Сегодня Ми-24 летают на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Впрочем, не исключено, что и в Австралии они есть, в частных коллекциях. А в Советской армии вертолёт получил неофициальное название "крокодил" за свой достаточно агрессивный дизайн и огромную ударную мощь.


Казахстанский Ми-24B на учебных полётах

Жизнь не стоит на месте, и российским авиаконструкторам из ОКБ Миля было бы просто непозволительно не попытаться создать на базе советской боевой машины, имеющей столь внушительный потенциал, суперсовременное изделие. Так и появился Ми-35М. Выпускается он серийно с 2005 года на авиазаводе "Росвертол" в Ростове-на-Дону, входящем в холдинг "Вертолёты России". "Тридцать пятый" является глубокой модернизацией своих предшественников Ми-24B/BП и носит индекс Ми-24BМ. На экспорт вертолёт поставляется под индексом Ми-35М. В Казахстан прибыли машины в той же комплектации, что разработана для российских Вооружённых сил, и здесь во многом сыграла роль политическая составляющая (об этом чуть позже).


Проход над аэродромом

Ми-35M предназначен для уничтожения бронетанкового вооружения и техники, огневой поддержки подразделений сухопутных войск, десантирования, эвакуации раненых, а также для перевозки грузов в кабине и на внешней подвеске. Как следует из анонса вертолёта разработчиком, модернизация проведена с целью улучшения лётно-технических и эксплуатационных характеристик, повышения унификации вертолётов ОКБ Миля, а также обеспечения круглосуточного выполнения боевых задач и более эффективного применения всех видов вооружения в различных физико-географических условиях, в том числе в условиях высокогорья и жаркого климата.

Что же нового было внесено в конструкцию вертолёта? Во-первых, существенно расширена номенклатура применяемого вооружения. Теперь есть возможность использования высокоточных боеприпасов. Вертолёт оснащён современным БРЭО с комплексом навигации и электронной индикации с цветными многофункциональными дисплеями, обзорно-прицельной системой ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-324, включающей в себя тепловизионный и телевизионный каналы, лазерный дальномер и пеленгатор. Говоря простыми словами, теперь оператор бортового вооружения видит картинку вокруг вертолёта на 240 градусов, и у него значительно больше возможностей гарантированного уничтожения целей противника. Обновление оборудования позволило не только снизить нагрузку на экипаж и применять управляемое и неуправляемое вооружение в любое время суток, но и выполнять взлёт и посадку на неподготовленные и необорудованные площадки.


Цифровая приборная панель командира экипажа

В отличие от предыдущих модификаций у Ми-35М не убираются шасси, что обеспечивает смягчение удара при падении. Опыт боевой эксплуатации Ми-24 показал, что в случае огневого поражения экипаж не успевает или не может выпустить шасси. Новый вертолёт имеет укороченное крыло с двумя вместо трёх подвесками для вооружения, что улучшает аэродинамику. Существенно изменена конструкция рулевого винта - он стал Х-образным, с лопастями из композитного материала. На несущем винте, также выполненном из композитов, установлен новый автомат перекоса и эластомерные подшипники. Силовая установка принципиально новая - турбовальные двигатели "Климов" ВК-2500-II. Что интересно, у 35-го даже изменился звук двигателей по сравнению с 24-м.

Сегодня вертолёт состоит на вооружении в ВВС Чехии, Азербайджана и Венесуэлы. Подписаны контракты на его поставку в Ирак и Бразилию.



Перед вылетом

Впервые о том, что Казахстан получит четыре новых вертолёта, объявил главнокомандующий Сил воздушной обороны Казахстана, генерал-лейтенант Нурлан Орманбетов на международной военной выставке КADEX-2016 в июне прошлого года. Поставка осуществлена в рамках военно-технического сотрудничества между РК и РФ и договора между МО РК и Рособоронэкспортом. Стоимость партии вертолётов не разглашается, однако источники в Минобороны утверждают, что она такая же, как и для российской армии. Казахстан является активным участником ОДКБ и несёт ответственность за укрепление южного стратегического направления. Поэтому вертолёты и направлены в Шымкент. Кстати, 602-я авиабаза СВО РК (в/ч 55652) в последнее время активно расширяется. Сюда уже прибыли новые транспортно-боевые вертолёты Ми-171Ш, которые наряду с истребителями МиГ-29 и фронтовыми штурмовиками Су-25 составляют ударную часть достаточно серьёзной авиационной группировки. Можно предположить, что наращивание авиационных средств проводится прежде всего в целях усиления границы с Узбекистаном, имеющим на юге опасного соседа - Афганистан, а внутри - перенаселённую, склонную к социальным потрясениям и исламскому экстремизму Ферганскую долину. Да и с остальными соседями по региону - Таджикистаном и Киргизией - не все абсолютно безоблачно. Регион не раз называли потенциально взрывоопасным.


Транспортно-боевой Ми-17 на авиабазе "Первомайская"

Экипаж Ми-35M состоит из трёх человек - командира, лётчика-оператора бортового вооружения и борттехника. Ещё в начале 2016 года в Россию была отправлена группа казахстанских лётчиков и технического персонала для переобучения. На сегодня подготовлено 12 человек - четыре экипажа.



Экипаж перед тренировочным вылетом

"Переобучение на этот тип вертолёта мы проходили в Российской Федерации, в городе Торжке", - рассказывает начальник штаба авиационной эскадрильи в/ч 55652 майор Казбек Рабаев. - Там находится центр боевого применения и переучивания армейской авиации. Сначала была теоретическая подготовка, далее тренажная подготовка, а потом приступили непосредственно к полётам. Это все заняло у нас два месяца. На переобучение отправили лётчиков, у которых есть опыт полётов на Ми-24".


Начальник штаба авиационной эскадрильи в/ч 55652 майор Казбек Рабаев

Сами вертолёты пришли в Казахстан из Ростова-на-Дону в ноябре 2016-го в сегментированном состоянии. Их сборка и обкатка производилась на 405-м авиазаводе, который расположен на территории Алматинского международного аэропорта. Затем боевые машины перегнали на авиабазу армейской военно-транспортной авиации "Первомайская" (в/ч 53975), которая находится в нескольких километрах от аэропорта. Здесь шымкентские лётчики несколько дней проводили на них тренировочные полёты.


Транспортно-боевой Ми-17 и ударный Ми-35M на авиабазе "Первомайская"

Казбек, Ваши впечатления о вертолёте?

Вертолёт прошёл глубокую модернизацию, много чего поменялось. Основные изменения - это вооружение, была улучшена авионика. Его боевые возможности выросли во много раз. Двигатели заменены на более мощные, несущая система заменена - лопасти винтов не металлические, а композитные. Рулевой винт х-образный, не трёхлопастный, как на Ми-24. Неубирающиеся шасси. Из-за этого вертолёт получился более лёгким, так как сама гидросистема весила довольно прилично. С удаления в семь километров можно распознать тип цели, навести на него управляемые ракеты, и с 3-5 километров обстреливать цели со 100-процентным попаданием.



Шаccи у Ми-35М в полёте не убираются

Комплектация устраивает?

Комплектация наших бортов аналогична тем машинам, которые поставляются в российские войска. Мы в Торжке летали точно на таком же типе. Вертолёт отличный, маневренный - все, что необходимо для современного боевого вертолёта, у него есть.


Эффектный проход над аэродромом

Есть ли отличия от Ми-24 по пилотированию?

По пилотированию принципиальных отличий нет. Немного изменилась работа с органами управления, потому что уже новое оборудование стоит, новые приборы. На Ми-24 все было аналоговое, здесь уже стоят МФИ (многофункциональные дисплеи).


Место командира экипажа

Какие планы на ближайшее будущее?

Мы сейчас восстанавливаемся. Потом возвращаемся к себе на базу в Шымкент. Для восстановления и готовности к перелёту нам необходимо отлетать две смены. Полёты на боевое применение начнём уже дома. Там тоже есть личный состав, который необходимо переучивать. Мы уже сами будем этим заниматься. После того как переучим, начнём планировать полигон и боевое применение. Думаю, что к весне мы уже будем готовы. По крайней мере, наше участие в параде в честь 25-летия Вооружённых сил, который пройдёт 7 мая в Астане, уже запланировали.


Лётчики "восстанавливаются"

Перспективы
Можно предположить, что казахстанский генералитет возлагает большие надежды на Ми-35М в плане перевооружения армейской авиации. Очевидно, в ближайшие годы их количество будет расти до полной комплектации эскадрильи. Как известно, современная авиационная эскадрилья составляет от 10 до 30 летательных аппаратов вместе с экипажами и наземным техническим персоналом.


Стоянка временного базирования Ми-35M на авиабазе "Первомайская"

По словам командира Первомайской авиабазы полковника Нурлана Байдуллаева, в составе авиабазы есть вертолёты Ми-17, которые по классу считаются транспортно-боевыми. Ми-35М - это полноценный боевой вертолёт. На нём будет осуществляться воздушное сопровождение, обеспечение высадки десанта с Ми-17, а также нанесение ударов по наземным целям - живой силе и технике противника.


Командир Первомайской авиабазы полковник Нурлан Байдуллаев


"Висение" над площадкой

Госкорпорации Ростех в рамках международного военно-технического форума «Армия-2018», который проходит с 21 по 26 августа в подмосковной Кубинке, впервые представил модернизированные ударные вертолеты Ми-35М и Ми-35П. Гости и участники форума могут ознакомиться с машинами на статической экспозиции форума. Вертолеты отличает существенно обновленный состав бортового радиоэлектронного оборудования и новое боевое оснащение.

«Многоцелевой военно-транспортный вертолет Ми-24 (экспортная версия – Ми-35) стал первым отечественным вертолетом, специально предназначенным для боевых действий. Конструкция оказалась настолько удачной, что сейчас это одна из самых востребованных машин на мировом рынке, высокая эффективность которой многократно доказана в условиях боевых действий. Мы ожидаем, что новые модификации вертолета с улучшенными боевыми возможностями будут пользоваться повышенным спросом у заказчиков во многих странах», – рассказал индустриальный директор авиационного кластера Ростеха Анатолий Сердюков.

Модернизированный Ми-35П получил обзорно-прицельную систему ОПС-24Н-1Л с матричным длинноволновым тепловизором третьего поколения, телевизионной камерой и лазерным дальномером. Новый цифровой пилотажный комплекс на основе автопилота ПКВ-8 улучшит управляемость, повысит устойчивость вертолета, автоматизирует пилотирование, упростив действия летчика, а модернизированный прицельно-вычислительный комплекс повысит точность поражения целей.


На обновленном Ми-35М, в свою очередь, значительно расширены опции по оснащению вертолета. Возможна доработка боевой машины под применение управляемых ракет «Игла-С» класса «воздух-воздух», а также бортового комплекса обороны «Президент-С» с лазерной станцией подавления тепловых головок самонаведения ракет ПЗРК. Кроме того, в качестве дополнительного оборудования на вертолете может устанавливаться аппаратура VOR/ILS, а также радиодальномер для замера дальности между вертолетом и наземными радиомаяками.

«Вертолеты типа Ми-24/35 – одни из самых воюющих в мире, история их боевого применения насчитывает более 30 войн и военных конфликтов. Такой богатый опыт позволил нам довести эту платформу до совершенства, и сейчас мы ведем планомерную работу по ее оснащению новейшим вооружением и бортовым оборудованием. Как только все изменения докажут свою эффективность в ходе испытаний, обновленные машины будут запущены в серийное производство», – отметил генеральный директор «Вертолетов России» Андрей Богинский.

Транспортно-боевой вертолет Ми-35 предназначен для уничтожения бронетанковой техники и огневой поддержки подразделений сухопутных войск. Он оснащен современным высокоточным оружием и способен выполнять боевые задачи круглосуточно в различных метеоусловиях. Одной из наиболее важных особенностей Ми-35 является возможность перевозки личного состава с вооружением, транспортировки до трех раненых с поля боя, а также грузов внутри кабины или на внешней подвеске.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.