Крестьянское фермерское хозяйство. КФХ: правовые проблемы деятельности и развития (продолжение) Какую социальную ответственность несет кфх

К Варианту 1.

Приложение 2

Поправка № 2 в ГК РФ

(Новый раздел: § 3.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство – юридическое лицо)

§ 3.1. Крестьянское (фермерское) хозяйство – юридическое лицо

Статья 112.1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства – юридическое лицо

1. Крестьянским (фермерским) хозяйством ЮЛ признается малое семейное сельскохозяйственное предприятие, создаваемое гражданами на основе членства и состоящее из членов одной семьи или близких родственников (супруги, их родители, дети, внуки, братья, сестры, бабушки и дедушки каждого из супругов, - но не более чем из трех семей), осуществляющих совместную хозяйственную деятельность по производству сельскохозяйственной продукции, ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, на основе личного участия и объединения имущественных вкладов - имущества крестьянского (фермерского) хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ (сокр. КФХ ЮЛ) является коммерческой организацией .

6. Прием новых членов осуществляется только по взаимному согласию (единогласному решению) всех членов данного хозяйства.

Статья 112.4. Управление в крестьянском (фермерском) хозяйстве ЮЛ

1. Высшим органом крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ является общее собрание его членов.

Единоличным исполнительным органом крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ является его глава. Он осуществляет текущее руководство деятельностью данного хозяйства и подотчетен общему собранию членов.

2. Порядок управления крестьянским (фермерским) хозяйством ЮЛ и порядок принятия решений определяется законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве и уставом данного хозяйства.

3. К исключительной компетенции общего собрания членов крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ относится:

1) изменение устава,

2) прием и исключение, прекращение полномочий членов,

3) принятие единогласного решения о прекращении полномочий главы крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ и о признании новым главой другого члена данного хозяйства в порядке, установленном законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве;


4) утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов хозяйства и распределение его прибыли и убытков;

5) решение о реорганизации и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ.

Статья 112.5. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ

1. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ признается по взаимному согласию один из его членов. Главой крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ не может быть лицо, не являющееся членом данного хозяйства.

2. Руководящие и представительские функции главы крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ не могут делегироваться третьему лицу, не являющемуся членом данного хозяйства.

3. В случае если крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ создано одним гражданином, он является главой этого хозяйства.

4. Права и обязанности главы крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ определяются законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве и уставом данного хозяйства.

Статья 112.6. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, вклады в имущество и уставный капитал крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ

1. Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, созданное за счет вкладов его членов, а также произведенное и приобретенное этим хозяйством в процессе его деятельности, принадлежит крестьянскому (фермерскому) хозяйству ЮЛ на праве собственности.

2. Вкладом в имущество крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ могут быть: земельный участок, хозяйственные, жилые и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь, денежные средства и иное имущество, необходимое для осуществления деятельности хозяйства, а также плоды, продукция и доходы, полученные этим хозяйством в результате хозяйственной деятельности.

3. Уставный капитал крестьянского (фермерского) хозяйства составляется из стоимости вкладов его участников.

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, гарантирующего интересы его кредиторов.

Минимальный размер уставного капитала крестьянского (фермерского) хозяйства устанавливается законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.

4. Уставный капитал крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ должен быть на момент регистрации хозяйства оплачен его членами не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ подлежит оплате его членами в течение первого года деятельности хозяйства.

5. Уменьшение уставного капитала крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ допускается после уведомления всех его кредиторов.

6. Увеличение уставного капитала крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ допускается после внесения всеми его участниками вкладов в полном объеме.

Порядок формирования уставного капитала крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, перечень включаемых объектов устанавливается членами этого хозяйства по взаимному согласию.

Статья 112.7. Реорганизация и ликвидация крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по единогласному решению его членов.

Иные основания реорганизации и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, а также порядок его реорганизации и ликвидации определяются настоящим Кодексом и другими законами.

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ вправе преобразоваться в хозяйственное общество, товарищество или в производственный кооператив.

Статья 112.8. Переход доли в уставном капитале крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ к другому лицу

1. Член крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ вправе продать, подарить или иным образом уступить свою долю в уставном капитале или ее часть одному или нескольким членам данного хозяйства.

2. Отчуждение членом крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ своей доли (ее части) третьим лицам не допускается.

3. Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ обязано выплачивать наследникам (правопреемникам) своего члена действительную стоимость доли или выдать им в натуре имущество на такую же стоимость, в порядке и на условиях, предусмотренных законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве и уставом данного хозяйства.

Статья 112.9. Выход членов крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ из хозяйства

1. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ вправе добровольно выйти из хозяйства.

2. Раздел имущества крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ и выдача его части в натуре допускается только при условии, что это не разрушает целостность функционирующего производственно-хозяйственного комплекса хозяйства.

3. Раздел земельного участка крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ при выходе из него члена (членов) допускается при соблюдении требований пункта 2 настоящей статьи и при условии соблюдения требований, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.

4. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ в случае выхода имеют право на получение денежной компенсации, соразмерной их доле в имуществе (уставном капитале) хозяйства.

Сроки и условия выплаты денежной компенсации при выходе члены крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ устанавливают по взаимному согласию.

5. Условия выхода и выплаты выходящим членам стоимости их доли в уставном капитале, а также в составе приобретенного и произведенного имущества крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, предусматриваются уставом данного хозяйства.

Статья 112.10. Ответственность крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ

1. Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Крестьянское (фермерское) хозяйство ЮЛ не отвечает по обязательствам своих членов.

2. Члены крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью своего хозяйства, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

Участники крестьянского (фермерского) хозяйства ЮЛ, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по обязательствам хозяйства в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из членов.

В каждый конкретный момент истории новейшего времени все хозяйствующие субъекты имели конкретно-определённый правовой статус. Заколдованными или засекреченными оставались крестьянские (фермерские) хозяйства. Если кому-то эти слова покажутся ироничными или совсем смешными, то этот человек никогда не вникал в суть правового статуса данного образования.

Краткий экскурс в историю (примечательно, что речь пойдёт лишь о ранее принятых актах, но действующих и сегодня) позволит увидеть суть вопроса.

П. 1 ст. 1 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» определил крестьянское (фермерское) хозяйство в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица , который на основе использования отдельным гражданином, семьей или группой граждан находящейся в их собственности или арендованной ими земли и имущества осуществляет производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции.

Следующая редакция данной нормы несколько изменила дефиницию, но с неизменной сутью крестьянского (фермерского) хозяйства как самостоятельного хозяйствующего субъекта с правами юридического лица, представленного отдельным гражданином, семьей или группой лиц , осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Так определялось рассматриваемое хозяйство до 17 июня 2003 года.

В обоих редакциях речь идёт о самостоятельном хозяйствующем субъекте, то есть, отличном от его субстрата, обособленном в обороте. Представим себе самый простой вариант, вытекающий из понятия, предложенного законодателем: отдельным гражданином представлен самостоятельный (другой, независимый от того же гражданина) хозяйствующий субъект, с правами юридического лица. Такое понятие, предложенное законодателем в 1990 году, можно понять, так как настоящими юридическими лицами признавались лишь социалистические предприятия, учреждения, организации и активно создаваемые кооперативы.

За это время чёткое понятие юридического лица было предложено рядом актов, последним из которых явился Гражданский кодекс РФ, Часть первая (п. 1 ст. 48). Теперь, с 8 декабря 1994 г. (дата вступления в силу главы 4 Кодекса) не имел права на жизнь фразеологизм «с правами юридического лица», так как лица могли быть юридическими и физическими. И при кодификации законодатель не нашёл должного места крестьянскому (фермерскому) хозяйству. Получилось, что основными нормами о хозяйстве стали правила об имуществе, принадлежащем его членам по общему правилу на праве общей совместной собственности (ст.ст. 257 - 259 ГК РФ). Напротив, служебную роль заняли нормы о правовом статусе хозяйства. В частности, п. 2 ст. 23 ГК РФ предусмотрел, что с момента регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства его глава признаётся индивидуальным предпринимателем. Хорошо, хоть о правах юридического лица более не упоминается. Но члены хозяйства, как и само хозяйство, чёткий правовой статус не обрели.

Соответственно, с начала 1995 года крестьянские (фермерские) хозяйства стали регистрироваться в новом статусе. Ранее зарегистрированным хозяйствам было предоставлено право приведения правового статуса в соответствие с новыми нормами. Какие-либо сроки не были установлены.

Стало понятно лишь одно: вновь создаваемые хозяйства - некое договорное объединение, порождающее по общему правилу право общей совместной собственности на имущество (как супруги), регистрируемое в качестве хозяйства, а его главе автоматически присваивается статус индивидуального предпринимателя. Позднее в Постановлении Правительства РФ от 16 октября 2003 г. № 630 будет изложено обратное требование, но абсолютно логичное: государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей. Таким образом, никакой регистрации хозяйства нет, это простая регистрация индивидуального предпринимателя, с выдачей особого свидетельства, где есть слова «глава крестьянского (фермерского) хозяйства», а глава с членами заключает договор.

17 июня 2003 года вступил в силу новый Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который признал утратившим силу прежний Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Новый Закон определил крестьянское (фермерское) хозяйство как объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Далее, на основании положений ГК РФ, уточняется: фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. И снова «хозяйство», но без образования организации.

Пожалуй, пришло время окончить период существования совершенно разнородных по правовой природе крестьянских (фермерских) хозяйств. Для этого в п. 3 ст. 23 ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» предусмотрели, что крестьянские (фермерские) хозяйства, которые созданы как юридические лица в соответствии с Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», вправе сохранить статус юридического лица на период до 1 января 2010 года. Но на такие крестьянские (фермерские) хозяйства нормы нового законодательства по общему правилу уже распространялись с 2003 года.

Достичь поставленной цели до указанного срока не удалось. Законодатель вынужден был продлить данный срок до 1 января 2013 года (Федеральный закон от 30 октября 2009 г. № 239-ФЗ). В период 2010 - 2012 годов осуществлялась наиболее активная работа по совершенствованию гражданского законодательства России. Конечно, эта деятельность не могла обойти стороной статус крестьянского (фермерского) хозяйства.

Неизбежное ближайшее будущее

30 декабря 2012 года Президентом РФ подписан Федеральный закон № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации». Именно в нём решена судьба рассматриваемого нами правового статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.

Теперь законодатель нашёл место рассматриваемым хозяйствам в числе юридических лиц - коммерческих организаций. Более того, Кодекс обогатился статьёй 86.1 в параграфе 2 главы 4 «Хозяйственные товарищества и общества», заняв промежуточное положение между ними. Соответственно, с 1 марта 2013 года утратит силу пункт 2 ст. 23 ГК РФ, в соответствии с которым глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признаётся предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Такой подход кардинально отличается от концепции, лежащей в основе Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», который довольно успешно работал в практике почти 10 лет. Учитывая последний фактор, законодатель пришёл к парадоксальному выводу. В частности, статья 23 ГК РФ дополнена пунктом 5, признающим основные в настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства - как договорные объединения граждан. Новая норма закрепляет право граждан заниматься производственной или иной хозяйственной деятельностью в области сельского хозяйства без образования юридического лица на основе соглашения о создании крестьянского (фермерского) хозяйства, заключенного в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. Главой такого хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.

Предыдущий абзац предрешает ответ на вопрос о правовой судьбе крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных посредством регистрации главы хозяйства как индивидуального предпринимателя: они продолжают существовать в своём статусе .

Кроме того, почти в такой форме допускается и создание К(Ф)Х - как договорного объединения граждан на основании п. 5 ст. 23 ГК РФ и продолжающего действие Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Правовой основой деятельности таких хозяйств будет договор - соглашение о создании крестьянского (фермерского) хозяйства , заключенное в соответствии с законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве. А главой такого хозяйства может стать гражданин, имеющий статус индивидуального предпринимателя.

Теперь законодатель позволил подвести черту: такое «договорное хозяйство» является первичной формой крестьянского (фермерского) хозяйства. Эта форма может остаться незыблемой, а может стать базой для создания крестьянского (фермерского) хозяйства как юридического лица. Правомерен и обратный вывод: нельзя создать крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо, минуя первичную (договорную) форму.

Итак, любое действующее крестьянское (фермерское) хозяйство, не являющееся юридическим лицом, с 1 марта 2013 года может быть облечено в форму юридического лица по решению его участников.

Такое юридическое лицо определено законодателем как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности в области сельского хозяйства, основанной на их личном участии и объединении членами крестьянского (фермерского) хозяйства имущественных вкладов. Законодатель в очередной раз осторожно отнёсся к правовой природе рассматриваемых хозяйств, расположив нормы о них между хозяйственными товариществами и хозяйственными обществами, имеющими значительные отличия.

Юридические лица названной группы являются собственниками внесённого его членами имущества. Какие-либо особенности для крестьянских (фермерских) хозяйств не устанавливаются.

Примечательно, что гражданин может участвовать одновременно в нескольких хозяйствах первого уровня (договорных); а в юридическом лице - только в одном, что аналогично требованию лишь к полным товарищам во всех хозяйственных товариществах, с тем лишь отличием, что к члену К(Ф)Х не предъявляется требование наличия статуса индивидуального предпринимателя. Последнее не позволяет квалифицировать хозяйство как товарищество. Видимо, действительно, законодатель включил промежуточную (между обществами и товариществами) модель коммерческой организации. А ответственность строится как в хозяйственных товариществах: отвечает по обязательствам само хозяйство, а субсидиарную ответственность (без указания на возможность её ограничения как в обществах с дополнительной ответственностью) по обязательствам хозяйства несут его члены.

В «статусных» нормах статьи 86.1 ГК РФ законодатель решил учесть максимум особенностей крестьянского (фермерского) хозяйства, предусмотрев, что при обращении взыскания кредиторов хозяйства на находящийся в собственности последнего земельный участок, участок подлежит продаже с публичных торгов в пользу лица, которое в соответствии с законом вправе продолжать использование земельного участка по целевому назначению.

Иные особенности правового положения крестьянского (фермерского) хозяйства, созданного в качестве юридического лица, определяются федеральным законом. Полагаю, что плодить количественно законы о крестьянском (фермерском) хозяйстве нет смысла, а более детальные правила составят комплекс изменений в действующий ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», где одновременно будут нормы как о договорных хозяйствах первого уровня, так и о юридических лицах.

Правовая судьба созданных ранее крестьянских (фермерских) хозяйств - юридических лиц

Остался лишь один вопрос - о судьбе крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных ранее и действующих в виде юридических лиц. Напомню, что они должны были привести свой статус в соответствие с ФЗ от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» сначала до 1 января 2010 года, затем - до 1 января 2013 г.

Небывалое внимание законодателя проявлено к ним в декабре ушедшего 2012 года. В соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2012 г. № 263-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"» названный в предыдущем абзаце срок продлён до 1 января 2021 г.

Через неделю после принятия этого Закона принимается Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым новые правила подлежат применению к ранее созданным К(Ф)Х - юридическим лицам и их последующая перерегистрация не требуется.

По каким правилам и законам в настоящее время ведётся фермерское хозяйство? Рассмотрим, какими особенностями обладают КФХ, что требуется для их создания и функционирования, а также кто имеет право организовывать такие объединения и чем они отличаются от личных подсобных хозяйств.

КФХ - что это такое? Этой аббревиатурой в настоящее время принято обозначать «крестьянское фермерское хозяйство» - особую форму предпринимательской деятельности, направленную на создание или выращивание сельскохозяйственных товаров и их реализацию на рынке.

Главная цель любого КФХ - получение прибыли путём выращивания аграрной продукции и продажи её розничным или оптовым покупателям. Для этого в рамках фермерского объединения работают близкие родственники и привлекаются посторонние участники (но не более 5 человек).

Любое такое К Ф Х создаётся исключительно добровольно, а каждый член хозяйства полноценно участвует в его деятельности, но не ранее чем с 16 лет. Состоять одновременно в нескольких подобных объединениях, зарегистрированных как юридические лица, запрещено. КФХ имеют право на государственную поддержку в форме субсидий и грантов, так как работают в стратегически важной отрасли производства продуктов питания.

В настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе.

Особенности юридического оформления КФХ

Теперь, когда вам известна расшифровка данной аббревиатуры, рассмотрим другие важные особенности КФХ. Современные российские фермеры имеют право регистрировать крестьянское фермерское хозяйство как юридическое лицо или отказаться от этой процедуры. К сожалению, в настоящее время в вопросах регистрации КФХ нет ясности в законодательной базе. То есть, хозяйства могут функционировать как юридические лица, так и без регистрации.

Также возможен вариант, когда КФХ регистрирует индивидуальный предприниматель, который планирует работать полностью самостоятельно или с привлечением наёмных работников. С другой стороны, человек, не зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, также имеет право единолично зарегистрировать КФХ и работать единолично.

Как видите, вариантов, кто вправе организовать КФХ несколько. Это может быть:

  • добровольное соглашение нескольких человек с регистрацией юридического лица;
  • добровольное объединение нескольких человек без регистрации юридического лица;
  • индивидуальный предприниматель;
  • гражданин без статуса ИП, регистрирующий и ведущий хозяйство единолично.

Законодательное регулирование фермерских объединений

Такой форме хозяйствования посвящён федеральный закон №74. В нём подробно описан порядок ведения хозяйства, распоряжения имуществом и земельными участками, приём новых членов в КФХ и другие важные нормы. Учтите, что этот закон касается только объединений, оформленных как юридические лица.

Обратите внимание, что если крестьянское хозяйство не зарегистрировано как юридическое лицо, в своей деятельности с точки зрения законодательства оно руководствуется Гражданским кодексом - точнее статьёй 86. Эта статья фиксирует добровольность участия в объединении, возраст, с которого разрешено быть членом КФХ, субсидиарную ответственность участников (рассмотрим ниже).

Юридические нюансы оформления КФХ

При создании фермерского хозяйства группой лиц или членами одной семьи составляется специальное соглашение, в которое вносятся:

  1. Полный перечень участников объединения, с указанием родственных связей (при наличии).
  2. Данные о главе хозяйства.
  3. Права и обязанности участников объединения.
  4. Полный перечень имущества, порядок владения и пользования им в хозяйственных целях.
  5. Порядок вступления в объединение или выхода из него.
  6. Порядок распределения произведённой продукции, основные каналы реализации.
  7. Иные пункты по усмотрению участников хозяйства, не противоречащие российскому законодательству.

Все члены крестьянского хозяйства подписывают соглашение о его создании лично и добровольно (даже несовершеннолетние). Кстати, если планируется, что через несколько лет к объединению присоединится ещё один член семьи (например, достигнет 16-летия), этот пункт можно внести в соглашение . Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

Если КФХ создаётся одной семьёй, к соглашению и уставным документам нужно приложить документы, подтверждающие родство.

Ответственность членов крестьянского хозяйства

Статья 86.1 ГК РФ фиксирует субсидиарную ответственность для членов фермерского хозяйства. Что это значит? В связи с тем, что любое КФХ ведёт предпринимательскую деятельность, то есть пытается получать систематическую прибыль, оно рискует потерей части капитала или имущества.

Если хозяйство задолжает по кредитам или другим финансовым обязательствам, его имущество будет пущено с публичных торгов. Если этого окажется недостаточно, возможно взыскание долгов не только засчёт личного имущества главы хозяйства, но и всех остальных членов КФХ в равной степени.

Что делает глава фермерского хозяйства

У любого хозяйства должен быть глава КФХ. В этом качестве выступает либо один из членов объединения, либо единоличный хозяин. В связи с тем, что любое крестьянское хозяйство по сути является добровольным объединением равноправных работников, никаких особенных полномочий, равно как и особенной ответственности у главы нет.

Это во многом формальная должность, предполагающая представительские функции , например, при получении субсидий, взаимодействии с контрагентами и государственными органами. Интересно, что создавать КФХ и возглавлять его вправе не только граждане России, но также граждане других стран и даже лица без гражданства.

Статистика: как много КФХ в России

Сколько таких хозяйств действует на территории России в настоящее время? Может быть странно, но точного ответа на этот вопрос сейчас ещё нет. Дело в том, что результаты последней сельскохозяйственной переписи (2016 год) ещё не подведены. Их опубликование планируется в конце 2018 года.

Если учесть более старые данные переписи 2006 года, можно сказать, что в стране действует не менее 170 тысяч крестьянских хозяйств. В рамках огромного государства это очень небольшое число. Однако учитывая с 2012 года реализуется государственная программа поддержки фермеров, можно предположить, что сейчас КФХ стало значительно больше.

Чем и каким образом владеет крестьянское фермерское хозяйство

В рамках своей деятельности любое фермерское объединение вправе владеть и использовать:

  • земельные угодья;
  • объекты капитального строительства и иные сооружения;
  • сельскохозяйственную технику, оборудование и любой инвентарь;
  • финансовые средства, полученные в ходе предпринимательства;
  • сооружения для мелиорации;
  • транспортные средства, включая грузовые;
  • племенных животных;
  • семена и другие сырьевые ресурсы.

Важно помнить, что перечень имущества (по крайней мере такого как земля и техника) обязательно должен быть указан в соглашении. Все члены владеют собственностью сообща, на равных правах. Поэтому нельзя утверждать, что земельное угодье принадлежит, например, главе КФХ, а грузовик - его брату.

После подписания соглашения перечисленная в нём собственность становится общей. При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства, а после смерти переходит по наследству в соответствии с требованиями российского законодательства, в частности Гражданского Кодекса.

При прекращении деятельности имущество делится между участниками хозяйства.

Чем КФХ отличается от ЛПХ

Иногда люди, ещё не владеющие понятийным аппаратом в данной области, путают понятие КФХ с «личным подсобным хозяйством» или сокращённо ЛПХ. Отличаются ли чем-либо эти термины? Ответ на этот вопрос довольно прост. Основное отличие состоит в цели деятельности: у КФХ - это предпринимательство и получение прибыли, у ЛПХ - производство продукции для личных нужд.

То есть, члены крестьянских объединений выращивают и производят продукцию на продажу, а хозяева ЛПХ - только для себя. Личное подсобное хозяйство не требует регистрации и уплаты налогов, в то время как на КФХ налагаются такие обязательства.

Уплата налогов фермерскими хозяйствами

КФХ занимаются предпринимательской деятельностью, поэтому обязаны уплачивать в бюджет налог на прибыль. Большинство таких объединений используют упрощённую систему налогообложения со ставкой 6% от прибыли. В таком случае декларация в ФНС подаётся всего 1 раз в год, что существенно экономит время. Другие режимы (УСН с 15%, ОСНО и ЕВНД) не запрещены законом, но считаются менее выгодными.

Следить за своевременной уплатой налогов в полном объёме обязан глава хозяйства. Помимо налогов за всех членов КФХ нужно уплачивать страховые и пенсионные взносы, а за наёмных работников - обязательные взносы и подоходные налоги.

Стоит ли создавать КФХ: плюсы и минусы

Какие преимущества и недостатки есть у такой формы сельскохозяйственного объединения? Многие аграрии, работающие в профильной сфере долго не могут решить, нужно ли регистрировать такой вид хозяйства. Его выгодные стороны во многом не очевидны. Равно как и «подводные камни», проявляющиеся уже только после начала работы. Рассмотрим, какой положительный и отрицательный опыт накоплен российскими фермерами.

Преимущества создания КФХ

  1. Для создания такой формы хозяйствования отсутствуют требования к минимальному уставному капиталу (для обычных юридических лиц - от 10 тысяч рублей).
  2. Зарегистрированные КФХ с большей вероятностью получат государственные или муниципальные субсидии.
  3. КФХ могут получать землю для деятельности на льготных условиях.
  4. Значительно меньший объём отчётности, по сравнению с ООО.

Недостатки регистрации фермерского хозяйства

  1. Возможность привлечь в объединение только 5 человек, не являющихся родственниками.
  2. Для всех членов хозяйства обязательно личное участие в сельскохозяйственных работах, что затрудняет привлечение новых членов и тем более инвесторов.
  3. В случае финансовых проблем у хозяйства его членам придётся нести личную ответственность, в том числе за счёт частной собственности.
  4. Законодательство в отношении крестьянских хозяйств проработано недостаточно, многие сферы не урегулированы вовсе.

КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле.

Перспективы фермерских хозяйств

В настоящее время назвать российское сельское хозяйство современным и преуспевающим довольно трудно. Несмотря на постоянный высокий спрос на продукты питания среди населения, организация производства и выход на рынок требуют существенных затрат.

Такая форма ведения сельского хозяйства подходит большим семьям, живущим в сельской местности. Она даёт возможность рассчитывать на государственную помощь, в том числе выделение земельных угодий и в то же время не отягощает владельцев бумажной волокитой.

КФХ подходит фермерам, уже имеющим опыт в аграрной сфере и желательно в торговле. Помните, что цель такого объединения - производство товаров на продажу, а не только личное пользование. Поэтому не лишним будет составление бизнес-плана и заблаговременное продумывание порядка реализации продукции.

Ответственность крестьянского (фермерского) хозяйства по своим обязательствам

Неопределенность правового статуса крестьянского хозяйства порождает различные точки зрения и по доводу того, каким имуществом крестьянское хозяйство отвечает по своим обязательствам. Так, Ю. Вольдман пишет, что в случае признания главы крестьянского хозяйства банкротом, согласно п.3 ст.25 ГК РФ, требования кредиторов "удовлетворяются не за счет имущества крестьянского хозяйства, то есть всех его членов, а только за счет имущества, принадлежащего главе крестьянского хозяйства - индивидуальному предпринимателю" Вольдман Ю. Об особенностях правового регулирования труда в крестьянском (фермерском) хозяйстве.//Хозяйство и право.-2002.-№4.-С.40..

О.А. Макарова занимает по данному вопросу во многом сходную, но довольно противоречивую позицию. С одной стороны, она признает, то "крестьянское хозяйство - это гражданин, семья или группа граждан, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность в предпринимательских целях и за регистрированных в порядке, определенном законами Макарова О.А. Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяй-ства//Кодекс-info.-2000. -№ 1.- С. 10., и неоднократно называет его то "специфической формой предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве", то "особым хозяйствующим субъектом". По ее мнению, Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" не учитывает специфику крестьянского хозяйства. Однако тут же О.А. Макарова указывает, что речь должна идти о признании банкротом не крестьянского хозяйства, а его главы, и, стало быть, отвечать он должен всем своим имуществом в соответствии со ст.24 ГК РФ (т.е. она не учитывает специфику, о которой сама говорила выше) Там же. - С 10..

Все обстоит как раз наоборот: Закон о банкротстве гораздо лучше, чем ГК РФ, отражает специфику крестьянского хозяйства как особого субъекта предпринимательской деятельности, хотя следует согласиться с Е.П. Горбуновой в том, что в данном Законе не следовало бы так упорно называть главу крестьянского хозяйства индивидуальным предпринимателем Горбунова Е.П. Особенности правового положения и государственной регистрации крестьянских (фермерских) хозяйств // Кодекс-info. -2000.- № 1.- С. 7..

Если рассматривать главу хозяйства как индивидуального предпринимателя, то, вероятно, действительно должны применяться нормы ст.24,25 ГК РФ. Однако представляется, что в самом ГК заложены внутренние противоречия, поскольку специальное выделение в нем норм о регистрации крестьянского хозяйства как хозяйствующего субъекта (п.2 ст.23) и об общей собственности членов крестьянского хозяйства (ст.257, 258) должно влечь за собой и закрепление в Кодексе правила о том, что взыскание кредиторов по обязательствам такого субъекта обращается в первую очередь на это общее имущество.

В противном случае получается абсурдная ситуация: крестьянское хозяйство сообща ведут все его члены, но когда дело доходит до ответственности, то в соответствии со ст.255 ГК РФ взыскание обращается на личное имущество главы хозяйства и лишь при его недостаточности оно может быть обращено на долю главы в праве общей собственности крестьянского хозяйства. Члены же крестьянского хозяйства остаются в стороне.

В Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве)" вопросы ответственности крестьянского хозяйства решены в основном правильно. В ст.171 данного Закона сказано, что по обязательствам крестьянского хозяйства отвечают все его члены имуществом, находящимся в их общей собственности или приобретенным для хозяйства на общие средства его членов. Некорректным представляется лишь употребление союза "или". Ведь если имущество приобретено членами хозяйства на их общие средства, то оно уже является их общей собственностью; в приведенной же редакции это имущество противопоставляется общей собственности, что неверно. Ключевыми же в данной статье следует считать указание на то, что члены хозяйства отвечают имуществом, "приобретенным для хозяйства", т.е. имуществом производственно-хозяйственного назначения, перечисленным в ст.257 ГК РФ. Это означает, что крестьянское хозяйство несет по своим обязательствам ограниченную ответственность.

Важно подчеркнуть, что сказанное должно относиться и к крестьянским хозяйствам, состоящим из одного члена (главы). Возлагать в этом случае на главу хозяйства полную ответственность всем имуществом только на том основании, что он - единственный член хозяйства, было бы нелогично. Действительно, если супруги - члены крестьянского хозяйства не отвечают по обязательствам хозяйства имуществом культурно-бытового назначения (поскольку оно приобретено не для хозяйства, а для обеспечения потребительских нужд семьи), для единственного члена крестьянского хозяйства другого подхода быть не может. Отношения ответственности крестьянского хозяйства как особой формы предпринимательства граждан включаются в его правосубьектность, и в данном случае количественный состав хозяйства не может иметь существенного значения.

В п.3 ст.171 Закона о банкротстве специально подчеркивается, что имущество, принадлежащее главе или членам хозяйства на праве собственности, а также иное имущество, в отношении которого доказано, что оно приобретено на доходы, не являющиеся общими средствами крестьянского хозяйства, не включается в конкурсную массу. Применительно к земельному участку крестьянского хозяйства, признанного банкротом, в Законе повторена формула ст.129 ГК РФ о том, что он может отчуждаться или переходить к другому лицу, Российской Федерации, субъекту РФ или муниципальному образованию в той мере, в какой его оборот допускается земельным законодательством. Однако здесь должно приниматься во внимание не только земельное, но и гражданско-процессуальное законодательство.

Договорные обязательства хозяйство принимает на себя через главу КФХ или через представителей по выданными им доверенностям (ст.17 комментируемого Закона). И он должен, во-первых, соизмерять возможности хозяйства с принимаемыми обязательствами и, во-вторых, после принятия таких обязательств обязан принять все меры к тому, чтобы они были исполнены и притом надлежащим образом.

Двухгодичный срок, видимо, "подогнан" законодателем под общий трехгодичный срок исковой давности (ст. 196 ГК РФ), с учетом того, что обычный срок исполнения сделок, как правило, не превышает одного года с момента их заключения.

Вышедший из КФХ гражданин отвечает субсидиарно по отношению к ответственности главы КФХ, действующего на момент обращения кредитора с соответствующим иском.

Законодатель не случайно говорит фактически не только о сделках (обязательства из сделок подразумеваются), совершенных до момента выхода его из КФХ, но и об обязательствах вообще (включая обязательства из причинения вреда и из неосновательного обогащения). Это сделано в целях обеспечения защиты прав и законных интересов кредиторов КФХ.

Размер субсидиарной ответственности определен в пределах рыночной стоимости доли в имуществе КФХ, имевшейся у вышедшего из состава членов хозяйства гражданина на момент его выхода. Истец не лишен права доказывать, что сторонами (КФХ и вышедшим членом) эта стоимость была при выходе указанного лица из хозяйства занижена или завышена. Суд может назначить оценочную экспертизу.

Если вышедший из КФХ член получил при выходе денежную компенсацию, его ответственность по п.3 комментируемой статьи не может превышать суммы этой компенсации.

Но вернемся к норме, согласно которой соответствующую субсидиарную ответственность несет не только бывший глава КФХ, вышедший из хозяйства, но и всякий гражданин, вышедший из КФХ. Можно рассуждать о справедливости или несправедливости этой нормы, но определенная логика в ней, безусловно, есть.

Видя, как в результате чересчур рискованной договорной политики главы КФХ нарастают долги, любой член хозяйства мог выйти из него, и если он этого не сделал, то справедливо, что он несет ответственность за последствия такой политики.

Логично то, что ответственность на выходящих из КФХ членов ложится только по тем обязательствам, которые возникли до их выхода из хозяйства. Однако срок исполнения рассматриваемых обязательств, возникших до момента выхода соответствующего члена из КФХ, можно было бы ограничить одним годом с момента выхода такого члена из КФХ (имеется в виду один сельскохозяйственный цикл).

Отметим, что вышедшие из КФХ члены не несут ответственности:

а) по дополнительным соглашениям, заключенным после их выхода из КФХ, к сделкам, совершенным до их выхода из КФХ, даже если заключение таких дополнительных соглашений в будущем предусматривалось условиями указанных сделок;

б) по договорам, заключенным после их выхода из КФХ, если предварительные по отношению к ним договоры (ст.429 ГК РФ) были заключены до их выхода из КФХ, что не исключает ответственности по самим предварительным договорам, если их условиями за нарушение (отказ или уклонение от заключения основного договора) была предусмотрена неустойка.

Крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. Его глава зарегистрирован как индивидуальный предприниматель.
Обязан ли он уплачивать страховые взносы в фиксированных размерах дважды: за себя как за индивидуального предпринимателя и за себя как за главу крестьянского (фермерского) хозяйства (иной деятельности, кроме как деятельности в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства, он не осуществляет)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не обязан уплачивать страховые взносы за себя в фиксированных размерах по двум основаниям. За главу крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося индивидуальным предпринимателем, следует уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах: 26 545 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное пенсионное страхование и 5840 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное медицинское страхование.

Обоснование позиции:
Индивидуальные предприниматели (в том числе главы крестьянских (фермерских) хозяйств - НК РФ) признаются плательщиками страховых взносов ( НК РФ).
Следует отметить, что крестьянское (фермерское) хозяйство может существовать в двух формах, отличных друг от друга по своему правовому статусу: в качестве образований, не обладающих статусом юридического лица ( ГК РФ), или в качестве юридических лиц ( ГК РФ).
Крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица подлежит обязательной государственной регистрации путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданина, определенного в соглашении в качестве главы фермерского хозяйства, либо гражданина, создающего такое хозяйство единолично ( ГК РФ, Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", смотрите также следующий материал: . Государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства).
При этом независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство - как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов (смотрите также КС РФ от 24.06.2014 N 1551-О).
Индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя в размерах, которые определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за себя и за каждого члена крестьянского (фермерского) хозяйства в размерах, которые определяются в порядке, предусмотренном НК РФ.
Соответственно, главы крестьянских (фермерских) хозяйств хоть и приравниваются для целей НК РФ к индивидуальными предпринимателем ( НК РФ), но положениями НК РФ для них установлен отдельный порядок определения размера страховых взносов.
Крестьянское (фермерское) хозяйство без образования юридического лица подлежит обязательной государственной регистрации путем регистрации в качестве индивидуального предпринимателя его главы. В этой связи мы полагаем, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, не обязан уплачивать страховые взносы за себя в фиксированных размерах по двум основаниям.
Встречаются примеры судебных споров, в которых контролирующие органы исходили из того, что физическое лицо, зарегистрированное одновременно в качестве главы крестьянского (фермерского) хозяйства и в качестве индивидуального предпринимателя, обязано уплачивать страховые взносы в виде фиксированных платежей по каждому из указанных оснований.
Например, в определении ВС РФ от 01.07.2016 N 309-КГ16-6659, АС Уральского округа от 18.02.2016 N Ф09-12022/15 по делу N А76-32547/2014, от 08.07.2015 N по делу N А76-25022/2014 такой подход поддержки не нашел.
Вместе с тем в ФАС Северо-Кавказского округа от 20.06.2014 N Ф08-3698/14 по делу N А53-15654/2013 судьи исходили из того, что уплата главой крестьянского (фермерского) хозяйства страховых взносов за себя как за индивидуального предпринимателя не является основанием для освобождения его от уплаты страховых взносов за него как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства.
При этом судьи сослались, в частности, на Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 58/13, согласно которому уплата страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства за члена такого хозяйства и этим же членом крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников (не возникает двойного обложения страховыми взносами).
Подобную логику применили и судьи в АС Московского округа от 01.10.2015 N Ф05-13001/15 по делу N А41-56940/2014: уплата страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства и этим же главой крестьянского (фермерского) хозяйства как индивидуальным предпринимателем осуществляется из различных источников.
Между тем необходимо отметить, что в упомянутом постановлении Президиума ВАС РФ спор касался уплаты страховых взносов главой крестьянского (фермерского) хозяйства не за себя, а за другого члена крестьянского (фермерского) хозяйства, который и был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Кроме того, выводы, представленные в упомянутых постановлениях судов Северо-Кавказского и Московского округов, касаются крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированных в качестве юридических лиц.
В рассматриваемой же ситуации крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом. В таком случае, на наш взгляд, уплата главой крестьянского (фермерского) хозяйства страховых взносов в фиксированном размере за себя как за члена крестьянского (фермерского) хозяйства и за себя как за индивидуального предпринимателя будет осуществляться из одного источника, соответственно, должна быть осуществлена только один раз.
Таким образом, считаем, что в рассматриваемой ситуации за главу крестьянского (фермерского) хозяйства, являющегося индивидуальным предпринимателем, следует уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах: 26 545 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное пенсионное страхование и 5840 рублей за расчетный период 2018 года на обязательное медицинское страхование.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.