Лучше малый ракетный корабль в строю, чем эсминец в проекте. Дивизион плохой погоды

Неоднократно замечено, что в Военно-морском флоте СССР существовала удивительная зависимость: чем меньше был боевой корабль, тем больше от него было пользы.
До сих пор не ясно, что же представляли собой тяжелые авианесущие крейсера ВМФ СССР. Огромные корабли водоизмещением под 50 тысяч тонн оставили после себя лишь горькую досаду: высокая сложность и дороговизна, отсутствие береговой инфраструктуры для их базирования и, в общем, неясное предназначение сделали ТАВКРы неэффективными и, попросту говоря, бесполезными – ни одну из первоначально возлагаемых на них задач ТАВКРы решать не могли, а те, задачи, которые были им по силам, решались куда более дешевыми и эффективными способами.

Советские крейсера и БПК действовали значительно увереннее. Корабли несли боевую службу во всех уголках Мирового океана, регулярно находились в зонах боевых действий и зорко следили за силами «вероятного противника». Некоторым даже удавалось «потрогать» врага вживую: в 1988 году скромный БПК 2 ранга (сторожевик) «Беззаветный» стальным шквалом обрушился на палубу ракетного крейсера USS Yorktown, снес ему половину борта, разъездной катер и установку Мк-141 для запуска ПКР «Гарпун». Американcким морякам пришлось отложить круизы по Черному морю до лучших времен.

В наши дни «Беззаветный» покоится на дне, и корабли ВМС США могут свободно проводить учения «Sea Breeze» в акватории Черного моря. Конвенция Монтре запрещает нахождение в Черном море военных кораблей нечерноморских государств сроком более 21 суток, но формальность мало смущает американцев – один раз в три недели корабли выходят в Мраморное море, и спустя несколько часов возвращаются назад. Таким образом, спасательное судно «Грэсп» ВМС США проводит водолазные работы в одесском порту с мая 2012 года.

Если корабли основных классов достойно представляли интересы СССР на просторах океана, то ракетные катера советской постройки, выражаясь интернет-жаргоном, просто жгли. В прямом смысле жгли эсминцы, транспортные суда, катера... В расход пускали любого противника. Маленькие кораблики активно поставлялись ВМС стран третьего мира, что еще более увеличивало вероятность их боевого применения.
Иногда мне кажется, что потоплению эсминца «Эйлат» придается слишком много значения – у ракетных катеров есть другие замечательные победы. Например, дерзкие рейды на Карачи ракетных катеров ВМС Индии (советский пр. 205) в декабре 1970 года. Было потоплено несколько пакистанских боевых кораблей и три транспорта. В заключении был дан великолепный фейрверк – ракеты П-15 взорвали 12 огромных резервуаров расположенного на берегу нефтехранилища.
Развитие электроники и ракетных технологий позволило создать еще более грозное . Эволюция ракетных катеров в СССР привела к созданию совершенно нового класса боевых кораблей – проект малого ракетного корабля с легко запоминающимся шифром 1234.

Овод

Сгусток боевой материи полным водоизмещением 700 тонн. Скорость полного хода 35 узлов. Дальность плавания экономическим ходом позволяет пересечь Атлантический океан (4000 миль на 12 узлах). Экипаж – 60 человек.
МРК пр.1234 совсем неслучайно назвали «пистолетом у виска империализма». Главный калибр - шесть пусковых установок противокорабельных ракет П-120 «Малахит»! В названии комплекса прямо указана расчетная дальность стрельбы – 120 км. Стартовый вес чудовищного боеприпаса – 5,4 тонны. Масса боевой части – 500 кг, часть ракет оснащалась специальной боевой частью. Маршевая скорость ракеты – 0,9М.


Также, комплекс вооружения малого ракетного корабля включал:
- ЗРК «Оса-М» для самообороны корабля (20 зенитных ракет, эффективная дальность стрельбы – 10 км, время перезаряжания пусковой установки – 20 секунд. Масса ПУ без боекомплекта – 7 тонн).
- спаренную артиллерийскую систему АК-725 калибра 57 мм (в дальнейшем заменена на 76 мм одноствольную АК-176)
- модернизированные МРК пр.1234.1 дополнительно оснащались 30-мм автоматом АК-630, установленным в кормовой части надстройки.

Даже невооруженным взглядом заметно, насколько корабль перегружен оружием и боевыми системами. Что касается трезвой оценки МРК пр.1234, то моряки двояко относились к этим кораблям: с одной стороны, залп равен по мощности нескольким Хиросимам, с другой стороны – низкая живучесть, плохая мореходность и весьма мало шансов выйти на дистанцию ракетной атаки. Командование ВМС США скептически относилось к «ракетным фрегатам»: авиация АУГ за час обследует 100 тыс. квадратных километров пространства – русские должны быть большими оптимистами, чтобы рассчитывать приблизиться незамеченными. Положение усугубляла стандартная проблема в морском бою – целеуказание и наведение. Собственные радиоэлектронные средства МРК позволяют обнаруживать надводные цели на дальности радиогоризонта (30-40 км). Стрельба ракетами на полную дальность возможна при наличии внешних средств целеуказания (например, самолетов Ту-95РЦ). И, все-таки, огромная мощь этих маленьких корабликов заставляла считаться с ними даже 6-й флот США. С 1975 года малые ракетные корабли стали регулярно включатся в состав 5-й оперативной эскадры Черноморского флота: многочисленные и вездесущие, они создавали немало проблем американским морякам.
Несмотря на свое прямое предназначение – борьбу с кораблями «вероятного противника» в закрытых морях и ближней океанской зоне – МРК пр. 1234 успешно выполняли задачи по охране государственной границы, обеспечивали боевую подготовку авиации и флота, и даже использовались как противолодочные корабли, при этом, не имея на борту специализированных средств для борьбы с субмаринами.


ЗРК "Оса-М"


Всего по проекту 1234 было построено 47 малых ракетных кораблей различных модификаций: 17 по базовому проекту, 19 по усовершенствованному пр. 1234.1, 10 МРК в экспортной версии пр. 1234Э и единственный корабль пр.1234.7 «Накат» (на нем вместо «Малахитов» были установлены ракеты «Оникс»).
Кроме появления новых систем оружия и станции помех, одним из незаметных снаружи отличий МРК пр.1234.1 от базового варианта, было наличие на борту жаровых печей – теперь моряки были обеспечены свежевыпеченным хлебом.

Размерения корпуса экспортных кораблей пр.1234Э остались прежними. ГЭУ состояла из трёх дизелей мощностью по 8600 л. с, обеспечивающих скорость полного хода 34 уз. (на базовом проекте стояли двигатели мощностью 10 тыс. л.с.) Экипаж уменьшился до 49 человек. На экспортных модификациях МРК для улучшения бытовых условий экипажа были впервые установлены кондиционеры и дополнительный холодильник.


МРК ВМС Алжира "Рейс Али" пр. 1234Э


Изменилось ударное вооружение: вместо ПКР «Малахит» корабли получили ПКР П-15 в двух спаренных ПУ, расположенных побортно. Кроме того, для повышения боевой устойчивости были добавлены две ПУ ПК-16 для постановки пассивных помех. Вместо РЛК «Титанит» устанавливалась старая РЛС «Рангоут», в то же время, внушительный колпак от РЛС «Титанит» был сохранен для солидности.
Всем малым ракетным кораблям присваивались «погодные» имена, традиционные для героических сторожевых кораблей Великой Отечественной войны – «Бриз», «Муссон», «Туман» и т.д. За это соединения МРК именовались «дивизионом плохой погоды».

Результаты в тире: Иванов → молоко, Петров → молоко, Сидоров → Петров

Многие из отслуживших свой срок ракет П-15 закончили свою карьеру в виде воздушных мишеней для обеспечения боевой подготовки зенитчиков. При трансформации ракеты в мишень РМ-15М на ней отключалась головка самонаведения, а боевая часть заменялась балластом. 14 апреля 1987 г. Тихоокеанский флот проводил учебно-боевые стрельбы для отработки отражения ракетной атаки. Все происходило на полном серьезе: МРК «Муссон», МРК «Вихрь» и МПК №117 образовали ордер по которому вели огонь ракетные катера с дистанции 21 км.
До сих пор не ясно, как это могло произойти. Средства самообороны не смогли отразить атаку, и ракета-мишень с инертной боевой частью поразила надстройку МРК «Муссон». У некоторых свидетелей трагедии сложилось впечатление, что головка самонаведения ракеты-мишени не была отключена. Об этом говорили траектория полета ракеты и ее «поведение» на конечном учатке. Отсюда делался вывод: на базе допустили преступную халатность, позабыв отключить ГСН ракеты. Официальная же версия гласит, что вот как-то так случайно, летя по баллистической траектории, ракета не целясь попала МРК «Муссон». Невидимая рука провидения, кораблю было суждено умереть в этот день.


Гибель "Муссона"


Компоненты топлива ракеты вызвали объемный взрыв и интенсивный пожар во внутренних помещениях корабля. В первую же секунду были убиты командир и большинство офицеров, а также первый заместитель командующего Приморской флотилией адмирал Р. Темирханов. По мнению многих специалистов, причиной столь яростного пожара и ядовитого задымления стал материал, из которого сделаны конструкции не только "Муссона", но и практически всех современных боевых кораблей. Это алюминиево-магниевый сплав - АМГ. Материал-убийца способствовал быстрому распространению огня. Корабль обесточился, потерял внутрикорабельную и радиосвязь. Остановился пожарный насос. Заклинило почти все люки и двери. Были разрушены пожарная система и системы орошения носового и кормового погребов боезапаса. Во избежание преждевременного взрыва морякам удалось приоткрыть крышки погреба с зенитными ракетами, чтобы снизить внутреннее давление.

Проверив температуру переборок в районе 33-го шпангоута, за которыми находился погреб с зенитными ракетами, и убедившись, что переборки раскалены, моряки поняли, что кораблю уже ничем не помочь.
Ночью МРК «Муссон» затонул в 33 милях к Югу от о. Аскольд, унеся на глубину 3 километра обгоревшие тела 39 человек.

После гибели в 1982 году эсминца УРО "Шеффилд" от неразорвавшейся ракеты «Экзосет» западные военспецы сделали вывод: быстрому распространению огня способствовало большое количество различных горючих материалов, в частности, алюминиевых сплавов. С 1985 года надстройки американских кораблей покрываются изоляцией из силикатного фетра в сочетании со стеклопластиком. Английские инженеры разработали изоляцию под названием "контфлейм" для защиты конструкций от огня. Тем не менее, сплавы из АМГ до сих пор широко применяются в строительстве кораблей.

И это можно было бы назвать случайностью, но одного раза по-видимому оказалось мало. 19 апреля 1990 года на Балтике проводились учебно-боевые стрельбы для отработки отражения ракетной атаки. При аналогичных обстоятельствах ракета-мишень попала в МРК "Метеор", сбив несколько антенн на надстройке корабля. Пролети она немного ниже – и трагедия могла повториться.

«Ракетные корветы» в бою

Во время инцидента в заливе Сидра (1986 год), американский крейсер USS Yorktown (тот самый черноморский «герой») обнаружил малоразмерную цель в 20 милях от Бенгази. Это был ливийский МРК «Эйн Закуит», подкравшийся к американцам в режиме радиомолчания, имитируя рыболовное судно. Даже кратковременное (всего на два оборота антенны) включение РЛС демаскировало малый ракетный корабль и сорвало атаку. Пуском двух ракет «Гарпун» МРК был подожжен и затонул через 15 мин. До сих пор нет точного описания того боя: некоторые источники приписывают гибель МРК успешным действиям палубной авиации. Также американцы называют другой уничтоженный самолетами малый ракетный корабль «Воход». Достоверно известно, что в этом бою пострадал еще один МРК «Эйн Мара» - ему пришлось пройти аварийно-восстановительный ремонт с устранением боевых повреждений на Приморском заводе в Ленинграде, в 1991 г. он вновь вернулся в состав ливийского флота под именем «Тарик ибн Зияд».


"Эйн Закуит"


Если уважаемые читатели на основании этих данных сделали вывод о слабости и бесполезности МРК пр.1234, то предлагаю ознакомиться со следующей .

Морской бой у побережья Абхазии 10 августа 2008 г. стал первым серьезным боевым столкновением ВМФ России в ХХI веке. Вот краткая хронология тех событий:
В ночь с 7 на 8 августа 2008 года из Севастопольской бухты вышел в море отряд кораблей Черноморского флота и взял курс на Сухуми. В составе отряда находились большой десантный корабль «Цезарь Куников» с усиленной ротой морпехов на борту, и его охранение – МРК «Мираж» и малый противолодочный корабль «Муромец» . Уже в походе к ним присоединился большой десантный корабль «Саратов», отправившийся из Новороссийска.
10 августа из порта Поти навстречу им вышли пять быстроходных грузинских катеров. Их задача – атаковать и потопить наши корабли. Тактика нападения известна: быстроходные малые катера, оснащенные мощными противокорабельными ракетами, внезапно наносят удар по большому десантному кораблю и уходят. При удачном раскладе результат – "шок и трепет". Сотни погибших десантников, сгоревший корабль и победные реляции Саакашвили: «Мы предотвратили интервенцию», «У русских нет флота, они ни на что не способны». Но получилось все наоборот. «Вестям» удалось собрать подробную информацию от участников этого сражения:
18 часов 39 минут. Российской радиолокационной разведкой было обнаружено несколько морских быстроходных целей, идущих боевым курсом на строй наших кораблей.
18.40. Катера противника приблизились на критическое расстояние. Тогда с флагманского корабля «Цезарь Куников» был дан залп из РСЗО А-215 «Град». Это не останавливает грузин, они прибавляют скорость и пытаются достичь так называемой «мертвой зоны», где ракетное оружие бесполезно. Малый ракетный корабль «Мираж» получает приказ уничтожить противника. Расстояние до цели – 35 километров. Подготовка к удару, расчеты – все было сделано буквально за несколько минут. Морской бой всегда скоротечен.
18.41. Командир «Миража» дает команду «Залп!». Первая ракета пошла к цели. Через несколько секунд – вторая. Подлетное время до грузинского катера «Тбилиси» – всего 1 минута 20 секунд. Расстояние между противниками – около 25 километров.
Попадание первой ракеты в машинное отделение катера «Тбилиси». Через секунду – еще один доклад – попадание второй в ходовую рубку. На радаре нашего корабля в течение 30 секунд была сильная засветка, что означает полное уничтожение цели, сопровождаемое большим выбросом тепловой энергии.
18.50. Командир «Миража» отдает команду на смену позиции. Корабль на большой скорости уходит в сторону берега, совершет разворот и вновь ложится на боевой курс. Радар показывает только 4 цели. Одна из них – грузинский катер, увеличив скорость, снова идет на сближение с нашим кораблем. «Мираж» открывает огонь из ЗРК «Оса».
В это время расстояние сократилось до 15 километров. Ракета попадает в борт грузинского катера, который сразу же задымил, сбавил скорость и попытался уйти с линии огня. Остальные грузинские корабли выходят из боя, резко разворачиваясь в обратную сторону. «Мираж» не преследует подбитого противника, приказа на добивание нет.

Из доклада командира МРК «Мираж» флагману: «Из пяти целей одна уничтожена, одна повреждена, три вышли из боя. Расход ракет: противокорабельных - две, зенитных - одна, потерь среди личного состава нет. Повреждений корабля нет».

По состоянию на 2012 год в составе ВМФ России находятся 10 МРК пр.1234.1 и 1 МРК пр.1234.7. Учитывая непростое состояние отечественного Военно-морского флота, эти скромные корабли являются хорошей поддержкой - их эксплуатация не требует больших затрат, в то же время, они полностью сохранили свои боевые качества, что еще раз подтвердил морской бой у побережья Абхазии.
Главное – не ставить перед малыми ракетными кораблями невыполнимых задач, для противодействия авианосным ударным группировкам должны применяться другие средства.


МРК "Зыбь" на параде в Санкт-Петербурге


Традиции создания высокоэффективного морского оружия не забыты – в России планируется к постройке серия из 10 малых ракетных кораблей пр. 21631 «Буян». Полное водоизмещение МРК нового типа увеличится до 950 тонн. Водометный движитель обеспечивает скорость 25 узлов. Ударное вооружение нового корабля усилится за счет появления Универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК) – 8 пусковых ячеек для запуска ракет семейства «Калибр». Головной МРК пр.21631 «Град Свияжск» был уже спущен на воду, в 2013 году он пополнит боевой состав Каспийской флотилии.

Малые противолодочные и малые ракетные корабли (по IVIзападной классификации – корветы) – важная составная часть отечественного флота. Их основное предназначение – противолодочная оборона и нанесение ракетных ударов по надводным силам неприятеля в ближней морской зоне. В настоящий справочник включены все представители классов МПК и МРК ВМФ СССР и России, а также являющиеся их модификациями ПСКР проектов 1124МП и 12412. В справочник не вошли большие охотники проектов 122-а и 122-бис, а также малые противолодочные катера проекта 201.

Малые ракетные корабли проектов 1234, 12341, 1234Э и 12347 – 48 ед.



Появление класса МРК определялось необходимостью создания ударных кораблей небольшого водоизмещения, отличающихся от ракетных катеров увеличенной дальностью плавания, лучшей мореходностью и обладающих более эффективным оружием. МРК проекта 1234 (кодовое наименование «Овод») стали первыми кораблями такого типа, не имевшими аналогов в зарубежных флотах. В 1974 г. проект был усовершенствован: 57-мм АУ заменили более мощной 76-мм АК-176, а также добавили 30-мм автомат АК-630 (проект 12341, в перечне отмечены знаком *). Полное водоизмещение при этом выросло до 730 т, осадка – до 3,08 м, экипаж увеличился до 65 человек. Для зарубежных заказчиков строился экспортный вариант МРК проекта 1234Э (отмечены знаком **), на которых вместо ПКР «Малахит» устанавливались 4 ПКР П-20 (экспортная модификация П-15М). МРК «Накат» (отмечен знаком ***) в экспериментальном порядке был оснащен двумя шестиствольными ПУ ПКР «Оникс» (проект 12347).

МРК-3, с 25.4.1970 -«Буря» (зав. № 51). 13.1.1967 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 24.6.1967 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 18.10.1968 и в 1969 г. переведен из Ленинграда по внутренним водным системам в Севастополь для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1970 и 24.11.1970 включен в состав КЧФ. 11.2.1991 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 24.6.1991 расформирован и вскоре разделан на металл в Севастополе.

МРК-7, с 25.4.1970-«Бриз» (зав. № 52). 5.11.1967 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 15.6.1968 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 10.10.1969 и весной 1970 г. переведен из Ленинграда по внутренним водным системам в Севастополь для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1970 и 9.2.1971 включен в состав КЧФ. В начале 1984 г. переведен на буксире из Севастополя через пролив Гибралтар вокруг Африки в порт Камрань (Вьетнам) и 10.5.1984 перечислен в состав ОПЭСК, а 1.8.1986 по прибытии во Владивосток – в состав КТОФ. В 1981 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 1.8.1986 по 4.7.1987 на «Дальзаводе» прошел средний ремонт, по окончании которого переведен в состав КамФлРС КТОФ. 29.10.1992 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения, демонтажа и реализации, 31.12.1992 расформирован и в 1998 г. на СРЗ-49 в бухте Сельдевая (г. Вилючинск) разделан на металл.

«ВИХРЬ» (зав. № 53). 21.8.1967 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 25.4.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 22.7.1970 и вскоре переведен из Ленинграда по внутренним водным системам в Севастополь для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.9.1971 и 1.11.1971 включен в состав КЧФ. Летом 1977 г. переведен на буксире из Севастополя через пролив Гибралтар вокруг Африки во Владивосток и 31.8.1977 перечислен в состав КТОФ. С 4.7.1987 входил в состав КамФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг на Андреевский. 5.7.1994 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.9.1994 расформирован.








«ВОЛНА» (зав. № 54). 27.9.1968 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 25.4.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 20.7.1971, вступил в строй 31.12.1971 и 4.2.1972 включен в состав ДКБФ. 24.4.1974 перечислен в состав КСФ и весной 1974 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского в Белое море. В период с 10.8.1988 по 1.10.1989 на СРЗ-177 в Усть-Двинске (Даугавгрива) прошел средний ремонт, после чего был выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Сайда (г. Гаджиево) поставлен на отстой. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 30.6.1993 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 25.1.1994 расформирован.

«ГРАД» (зав. № 55). 29.11.1967 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 20.10.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 30.4.1972, вступил в строй 30.9.1972 и 31.10.1972 включен в состав ДКБФ. В 1983, 1985 и 1987 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 1.11.1989 по 7.2.1990 на СРЗ-177 в Усть-Двинске (Даугавгрива) прошел средний ремонт. 26.7.1992 сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский. 30.6.1993 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.2.1994 расформирован.

«ГРОЗА» (зав. № 56). 9.1.1969 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 20.10.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 26.7.1972, вступил в строй 26.12.1972 и 31.1.1973 включен в состав ДКБФ. Летом 1973 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное и 4.9.1973 перечислен в состав КЧФ. 1.9.1982 выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Карантинная в Севастополе поставлен на отстой. В 1922 г. исключен из состава ВМФ и в 1993 г. разделан на металл в Севастополе.

«ГРОМ» (зав. № 57). 1.10.1969 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 20.10.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 29.10.1972, вступил в строй 28.12.1972 и 31.1.1973 включен в состав ДКБФ. Летом 1973 г. переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное и 4.9.1973 перечислен в состав КЧФ. 1.9.1988 выведен из боевого состава, законсервирован и в бухте Карантинная в Севастополе поставлен на отстой, но 1.6.1991 расконсервирован и вновь введен в строй. В 1978 и 1992 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). 24.5.1995 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.10.1995 расформирован и вскоре разделан на металл в Севастополе.

«ЗАРНИЦА» (зав. № 58). 27.7.1970 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 20.10.1970 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.4.1973, вступил в строй 18.9.1973 и 26.10.1973 после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное включен в состав КЧФ. В 1978, 1981, 1984, 1988, 1993, 1994 и 1998 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). 12.6.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«МОЛНИЯ» (зав. № 59). 30.9.1971 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 28.3.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 27.8.1973, вступил в строй 28.12.1973 и 7.2.1974 включен в состав ДКБФ. В 1983 и 1985 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 21.10.1987 по 4.3.1988 на СРЗ-179 в Усть-Двинске (Даугавгрива) прошел средний ремонт. 26.7.1992 сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский.

«ШКВАЛ» (зав. № 60). 28.3.1972 зачислен в списки кораблей ВМФ и 17.5.1972 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 28.12.1973, вступил встрой 14.6.1974 и 16.7.1974 включен в состав ДКБФ. В 1978 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 26.9.1978 по 22.2.1980 и с 12.12.1980 по 18.7.1985 на СРЗ-179 в Усть-Двинске (Даугавгрива) проходил средний ремонт. 1.10.1988 выведен из боевого состава, законсервирован и сначала в Лиепае, а с 1992 г. в Балтийске поставлен на отстой. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«ЗАРЯ» (зав. № 61). 18.10.1972 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 4.6.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 18.5.1974, вступил в строй 28.9.1974 и 18.10.1974 после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое включен в состав КСФ. В 1982 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). 11.9.1986 выведен из боевого состава, законсервирован и в губе Долгая Западная (пос. Гранитный), а с 10.8.1988 в губе Сайда (г. Гаджиево) поставлен на отстой. 26.7.1992 сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский. 5.7.1994 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.9.1994 расформирован.

«МЕТЕЛЬ» (зав. № 62). 19.2.1973 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 4.6.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 10.8.1974 и вскоре переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 8.12.1974 и 23.1.1975 включен в состав КСФ. В 1982 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 28.9.1990 по 27.8.1992 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 16.3.1998 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.5.1998 расформирован.

«ШТОРМ» (зав. № 63). 4.6.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ и 20.10.1973 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 3.3.1975, вступил в строй 15.6.1975 и 21.7.1975 включен в состав ДКБФ. В 1983, 1985 и 1987 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. С 3.3.1993 находился на СРЗ-ЗЗ в Балтийске на капитальном ремонте, но 16.3.1998 из-за отсутствия финансирования исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.5.1998 расформирован и вскоре продан ЗАО «Литан» для разделки на металл.

«РАДУГА» (зав. № 64). 4.6.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ и 16.1.1974 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 20.6.1975, вступил в строй 1.12.1975 и 26.12.1975 включен в состав ДКБФ. В 1983, 1985 и 1987 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). В периоде 11.10.1991 по 1.10.1993 на СРЗ-ЗЗ в Балтийске прошел средний ремонт. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 5.7.1994 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 1.12.1994 расформирован.





«УРАГАН» (зав. № 65). 5.6.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и 31.5.1974 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 16.4.1976, вступил в строй 30.9.1976 и временно вошел в состав ДКБФ. В апреле 1977 г. передан ВМС- Индии и переименован в «Vijay Durg» (борт. № К-71), 31.8.1977 исключен из состава ВМФ СССР и 30.10.1977 расформирован.

«ПРИБОЙ» (зав. № 66). 5.6.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.1.1975 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 2.10.1976, вступил в строй 18.2.1977 и временно вошел в состав ДКБФ. В сентябре 1977 г. передан ВМС Индии и переименован в «Sindhu Durg» (борт. № К-72), 6.10.1977 исключен из состава ВМФ СССР и 14.2.1978 расформирован.

«ПРИЛИВ» (зав. № 67). 5.6.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и 23.6.1975 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 14.4.1977, вступил в строй 20.9.1977 и временно вошел в состав ДКБФ. В апреле 1978 г. передан ВМС Индии с переименованием в «Hos Durg» (борт. № К-73), 6.10.1977 исключен из состава ВМФ СССР и 14.2.1978 расформирован.

«БУРУН» (зав. № 68). 5.6.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ и в конце 1975 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду летом 1977 г., вступил в строй 30.12.1977 и 17.2.1978 включен в состав КСФ, а 21.4.1978 перечислен в состав ДКБФ. В 1978 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 9.11.1990 по 3.3.1993 на ПО «Алмаз» в Ленинграде прошел средний ремонт. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«ЦИКЛОН» (зав. № 1001). 4.6.1973 зачислен в списки кораблей ВМФ и 22.9.1973 заложен на стапеле Владивостокского ССЗ, спущен на воду 24.5.1977, вступил в строй 31.12.1977 и 17.2.1978 включен в состав КТОФ. С 4.7.1987 входил в состав КамФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

17.1.1995 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.6.1995 расформирован и в озере Богородское (г. Петропавловск-Камчатский) поставлен на прикол, где вскоре затонул из-за неисправности донно-забортной арматуры, но в 1998 г. поднят УПАСР КТОФ и на СРЗ-49 в бухте Сельдевая (г. Вилючинск) разделан на металл.

«ВЕТЕР» (зав. № 69). 7.5.1975 зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.2.1976 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 21.4.1978, вступил в строй 30.9.1978 и 23.11.1978 после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое включен в состав КСФ. В 1980 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). С 9.10.1986 по 27.2.1987 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 1.12.1987 выведен из боевого состава, законсервирован и сначала в губе Долгая-Западная (пос. Гранитный), а с 10.8.1988 в губе Сайда (г. Гаджиево) поставлен на отстой. 26.7.1992 сменил Во- енно-морской флаг СССР на Андреевский. 4.8.1995 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации и 31.12.1995 расформирован.

«ЗЫБЬ», с 13.4.1982 – «Комсомолец Мордовии», с 15.2.1992 – «Штиль» (зав. № 70). 28.6.1976 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 14.4.1978 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 23.10.1978 и вскоре переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1978 и 16.2.1979 включен в состав КЧФ. В 1984, 1989, 1990, 1991, 1993 и 1998 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). 12.6.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«АЙСБЕРГ» (зав. № 71). 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ и 11.11.1976 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 20.4.1979, вступил в строй 30.9.1979 и 1.12.1979 после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое включен в состав КСФ. С 20.9.1989 по 14.11.1990 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«ТАЙФУН» (зав. № 1002)*. 10.5.1974 заложен на стапеле Владивостокского ССЗ и 5.6.1974 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 14.8.1979, вступил в строй 30.12.1979 и 12.1.1980 включен в состав КТОФ. С 9.4.1984 входил в состав КамФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 4.8.1995 исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОРВИ для разоружения, демонтажа и реализации, 1.9.1995 расформирован и в 1998 г. на СРЗ-49 в бухте Сельдевая (г. Вилючинск) разделан на металл.

МРК-21 (зав. № 201)**. 10.3.1978 заложен на стапеле ССЗ «Вымпел» им. Володарского в Рыбинске Ярославской обл. и 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.8.1979 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.12.1979 и временно вошел в состав ДКБФ. 22.2.1980 исключен из состава ВМФ СССР, 4.7.1980 продан ВМС Алжира и переименован в «Ras Hamidou» (борт. № 801) и 1.10.1980 расформирован.

«ТУЧА» (зав. N° 72). 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ и 4.5.1977 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 29.4.1980, вступил в строй 31.7.1980 и 24.10.1980 после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое включен в состав КСФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1995 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

МРК-23 (зав. № 202)**. 17.8.1978 заложен на стапеле ССЗ «Вымпел» в Рыбинске и 22.1.1979 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 31.7.1980 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.10.1980 и временно вошел в состав ДКБФ. 9.2.1981 продан ВМС Алжира и переименован в «Salah Reis» (борт. № 802), 21.5.1981 исключен из состава ВМФ СССР и 1.9.1981 расформирован. С мая 1997 г. по июнь 2000 г. прошел ремонт и модернизацию в Кронштадте.





МРК-9 (зав. № 203)**. 21.4.1979 заложен на стапеле ССЗ «Вымпел» в Рыбинске и 19.2.1980 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 10.1.1981 и весной 1981 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 27.5.1981 и временно вошел в состав ДКБФ. В октябре 1981 г. продан ВМС Ливии и переименован в «Еап Мага» (борт. № 416) и 1.5.1982 исключен из состава ВМФ СССР. 25.3.1986 поврежден морской авиацией США, но вскоре был отбуксирован на Ленинградский Приморский ССЗ для аварийно-восстановительного ремонта ив 1991 г. под наименованием «Tariq Ibn Ziyad» вновь введен в строй.

МРК-22 (зав. № 204)**. 4.4.1980 заложен на стапеле ССЗ «Вымпел» в Рыбинске и 21.5.1981 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 13.8.1981 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1981 и временно вошел в состав ДКБФ. 8.2.1982 исключен из состава ВМФ СССР, 8.5.1982 продан ВМС Алжира и переименован в «Reis Ali» (борт. № 803) и 1.7.1982 расформирован.

«МУССОН» (зав. № 1003). 14.7.1975 заложен на стапеле Владивостокского ССЗ и 14.4.1976 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 1.7.1981, вступил в строй 30.12.1981 и 9.2.1982 включен в состав КТОФ. 16.4.1987 погиб в Японском море из-за самопроизвольного перенацеливания ракеты при отработке задач боевой подготовки, 20.6.1987 исключен из состава ВМФ и 1.10.1987 расформирован.

МРК-24 (зав. № 205)**. 20.2.1981 заложен на стапеле ССЗ «Вымпел» в Рыбинске и 30.10.1981 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 26.3.1982 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.5.1982 и временно вошел в состав ДКБФ. 19.1.1983 исключен из состава ВМФ СССР, в феврале 1983 г. продан ВМС Ливии и переименован в «Еап Al Gazala» (борт. № 417) и 1.8.1983 расформирован.

МРК-25 (зав. № 206)**. 27.5.1981 заложен на стапеле ССЗ «Вымпел» в Рыбинске, спущен на воду 21.7.1982 и 19.1.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ. Весной 1983 г. переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 31.5.1983 и временно вошел в состав ДКБФ. В феврале 1984 г. продан ВМС Ливии и переименован в «Еап Zara» (борт. № 418), 1.3.1984 расформирован и 15.3.1984 исключен из состава ВМФ СССР.

«УРАГАН» (зав. № 73). 17.2.1978 зачислен в списки кораблей ВМФ и 1.8.1980 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 27.5.1983, вступил в строй 30.9.1983 и 15.12.1983 после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое включен в состав КСФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1986 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

МРК-15 (зав. № 207)**. 25.3.1983 заложен на стапеле ССЗ «Вымпел» в Рыбинске и 29.2.1984 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 31.3.1984 и вскоре переведен по внутренним водным системам в Ленинград для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 10.9.1984 и временно вошел в состав ДКБФ. 8.1.1985 исключен из состава ВМФ СССР, в сентябре 1985 г. продан ВМС Ливии и переименован в «Еап Zaquit» (борт. № 419) и 1.10.1985 расформирован. 25.3,1986 потоплен морской авиацией США в районе порта Бенгази.

«ПРИБОЙ» (зав. № 74)*. 17.2.1978 зачислен в списки кораблей ВМФ и 25.11.1978 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 20.4.1984 и вскоре переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.11.1984 и 15.1.1985 включен в состав КСФ. В 1986 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В период с 4.2 по 1.9.1994 на СРЗ-82 в пос. Росляково прошел средний ремонт.

«СМЕРЧ» (зав. № 1004)*. 16.11.1981 заложен на стапеле Владивостокского ССЗ и 19.1.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 16.11.1984, вступил в строй 30.12.1984 и 4.3.1985 включен в состав КТОФ. С 4.7.1987 входит в состав КамФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«ПРИЛИВ» (зав. № 75)*. 21.2.1978 зачислен в списки кораблей ВМФ и 29.4.1982 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 26.4.1985, вступил в строй 31.10.1985 и 7.1.1986 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«ЛИВЕНЬ», с 14.4.1987- «XX съезд ВЛКСМ», с 15.2.1992 – «Иней» (зав. № 1005)*. 11.4.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ и 6.7.1983 заложен на стапеле Владивостокского ССЗ, спущен на воду 5.10.1986, вступил в строй 25.12.1987 и 19.2.1988 включен в состав КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский.

«НАКАТ» (зав. № 76)***. 4.11.1982 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 11.4.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 16.4.1987, вступил в строй 30.9.1987 и 30.12.1987 после перевода по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое включен в состав КСФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«МИРАЖ» (зав. № 77)*. 11.4.1983 зачислен в списки кораблей ВМФ и 30.8.1983 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 19.8.1986 и вскоре переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Азовское, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй 30.12.1986 и 24.2.1987 включен в состав КЧФ. В 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993 и 1997 гг. завоевывал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ). 12.6.1997 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«МЕТЕОР» (зав. № 78)*. 30.10.1984 зачислен в списки кораблей ВМФ и 13.11.1984 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 16.9.1987, вступил в строй 31.12.1987 и 19.2.1988 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский. В период с 12.10.1995 по 20.6.1996 на Рижском СРЗ (Латвия) прошел средний ремонт.



«РАССВЕТ» (зав. № 79)*. 29.9.1986 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 26.11.1986 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 22.8.1988 и вскоре переведен по внутренним водным системам из Балтийского моря в Белое для прохождения сдаточных испытаний, вступил в строй

28.12.1988 и 1.3.1989 включен в состав КСФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1995 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

«ЗЫБЬ» (зав. № 80)*. 26.8.1986 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 11.8.1987 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.2.1989, вступил в строй 26.9.1989 и 31.10.1989 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно- морской флаг СССР на Андреевский.

«ГЕЙЗЕР» (зав. № 81)*. 21.12.1987 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ и 30.12.1987 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 28.8.1989, вступил в строй 27.12.1989 и 28.2.1990 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«МОРОЗ» (зав. № 1006)*. 30.10.1984 зачислен в списки кораблей ВМФ и 17.2.1985 заложен на стапеле Владивостокского ССЗ, спущен на воду 23.9.1989, вступил в строй 30.12.1989 и 28.2.1990 включен в состав КамФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1999 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

«РАЗЛИВ» (зав. № 1007)*. 1.11.1986 заложен на стапеле Владивостокского ССЗ и 26.11.1986 зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен на воду 24.8.1991, вступил в строй 31.12.1991 и 11.2.1992 включен в состав КамФлРС КТОФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В 1999 г. завоевал приз ГК ВМФ по ракетной подготовке (в составе КУГ).

«ПАССАТ» (зав. № 82)*. 30.12.1987 зачислен в списки кораблей ВМФ и 27.5.1988 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 13.6.1990, вступил в строй 6.12.1990 и 14.3.1991 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«ЛИВЕНЬ» (зав. № 83)*. 20.6.1988 зачислен в списки кораблей ВМФ и 28.9.1988 заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, спущен на воду 8.5.1991, вступил в строй 25.10.1991 и 11.2.1992 включен в состав ДКБФ. 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский.

«ПЕРЕКАТ» (зав. № 84)*. 20.6.1988 зачислен в списки кораблей ВМФ и в конце 1988 г. заложен на стапеле Ленинградского Приморского ССЗ, но вскоре был снят со строительства и на стапеле разделан на металл.

Водоизмещение полное 700 т, стандартное 610 т; длина 59,3 м, ширина 11,8 м, осадка 3 м. Мощность дизельной установки 3x10 ООО л.с., скорость полного хода 35 уз., дальность плавания 18-уэ. ходом 1600 миль. Вооружение: 6 ПКР П-120 «Малахит». 1 ПУ ЗРК «Оса-М», 1x2 57-м м АУАК-725 (на МРК проекта 12341* 1x1 76-мм А У АК-176, 1x6 30-мм АУАК-630М). Экипаж 60 человек.

Малые ракетные корабли 1234Э

Постройка и служба

10 ед. Заказано
10 ед. Построено
1974-1984 гг. Годы постройки
1976-... гг. Годы службы
Производств.объед.«Алмаз»
г. Ленинград.
Судостроительный завод
«Вымпел» им. Володарского
г. Рыбинск.
Место строительства

Общие данные

Вооружение

Построенные корабли

Vijaydurg, Sindhudurg, Hosdurg,
Ain Mara, Ain el Gazala, Ain Zara, Ain Zaquit,
Raïs Hamidou, Salah Raïs, Raïs Ali
.

Проект 1234Э (шифр «Овод-Э», обозначение по коду НАТО – Nanuchka-II ) – экспортная модификация малых ракетных кораблей (МРК) проекта 1234 «Овод». Эти корабли поставлялись в три дружественных СССР государства: Индию (три единицы), Алжир (три единицы) и Ливию (четыре единицы). Но как такового, специального проектирования экспортного варианта не проводилось, модификация состояла лишь в упрощенном составе вооружения .

История создания.

ПКР П-20 «Термит» и пусковая установка КТ-15М.

ПКР П-120 «Малахит» в пусковых установках.

МРК 1234/1234Э обладают хорошей маневренностью: время поворота на 360 ° не превышает 200 с (при угле перекладки руля - 25 °), а диаметр тактической циркуляции не больше 30 длин корабля. Расстояние пробега от полного хода до полной остановки - не более 75 длин корабля, аварийная остановка возможна за 55 с.

Экипаж и обитаемость.

Экипаж МРК - 49 человек, включая 7 офицеров. На МРК проекта 1234Э впервые были установлены кондиционеры и дополнительный холодильник для улучшения бытовых условий. В конструкции корпуса корабля предусматривались три разных типа изолирующих материалов: для снижения воздушного шума, для защиты от проникающего импульсного шума и для защиты помещений от охлаждения.

Вооружение.

Противокорабельное вооружение.

В состав вооружения кораблей проекта 1234Э входило четыре крылатых противокорабельных ракеты П-20 (обозначение по коду НАТО - SS-N-2C Styx ), которые представляли собой экспортные версии ПКР П-15М «Термит». Ракеты размещались побортно на верхней палубе в четырех ненаводящихся, нестабилизированных, небронированных, неамортизированных стартовых ПУ КТ-15М. Ракеты П-20 оснащались инфракрасной ГСН и имели дальность стрельбы до 83 км. На маршевом участке высота полета ракет составляла 100–300 м, а на конечном - не более 2–5 м. Скорость полета на маршевом участке 1134 км/час. Вес боевой части - 515 кг, в т.ч. масса ВВ 375 кг. Управлялась ракета при помощи РЛС «Рангоут-Э». Стартовый вес одной противокорабельной ракеты - 2471 кг (в т.ч. масса стартового порохового реактивного двигателя – 346 кг), длина 6550 мм, наибольший диаметр корпуса ПКР - 760 мм, размах крыльев в полёте - 2400 мм. Тип ГСН - комбинированный, с радиолокационным и тепловым каналами. Скорость схода ракеты с направляющих 39-56 м/с, скорость полета - 1100 км/ч. Время готовности к пуску при предварительном прогреве - 60 с. Вероятность попадания в типичную цель без учета противодействия – 0,8.

Применение противокорабельного оружия на МРК проекта 1234Э возможно при волнении моря не более 5 баллов. При сильной волне с кормовых углов на стрельбу ракетным комплексом налагаются серьезные ограничения. Например, из-за того, что корабль при сильном волнении моря не может лечь на боевой курс , интервал схода крылатых ракет может составлять до 1,5 минут.

Зенитное ракетное вооружение.

Зенитный ракетный комплекс «Оса-М»

На кораблях проекта 1234Э в носовой части устанавливался зенитный ракетный комплекс «Оса-М», предназначенный для противовоздушной защиты и уничтожения одиночных воздушных целей. В состав ЗРК входили двухбалочная пусковая установка «ЗиФ-122», система подачи и перезарядки ракет, система управления 4Р-33 и боекомплект из 20 зенитных ракет 9М-33. Скорострельность ЗРК составляла два пуска в минуту при стрельбе по воздушным целям и 2,8 пуска при стрельбе по надводным целям, время перезарядки ПУ не превышало 16-21 с.

ЗРК «Оса-М» мог поражать воздушные цели, летящие со скоростью 300 м/с на высоте 200-5000 м с дальностью до 9000 м, и сверхзвукове цели - до 7100 м. На малых высотах (50-100) дальность поражения снижалась до 4000-6000 м. Низкая скорострельность ЗРК семейства «Оса» не давала им отражать одновременные атаки нескольких воздушных целей или ПКР , поэтому к началу XXI века все модификации ЗРК «Оса» были признаны устаревшим и малоэффективным оружием.

Артиллерийское вооружение.

Артиллерия малых ракетных кораблей проекта 1234 состояла из одной двухствольной башенной артиллерийской установки АК-725 калибра 57 мм, расположенной на корме. Башня АУ не бронировалась, изготавливалась из дюралюминиевого сплава толщиной 6 мм. В башне АУ , в одной люльке, размещались два 57-мм/75 автомата «ЗиФ-74» с общим боезапасом 1100 выстрелов, темпом стрельбы 200 выстрелов в минуту при длине непрерывной очереди в 100 выстрелов. Углы горизонтального наведения - 200 ° на оба борта, расчёт АУ - 2 человека, масса АУ - 3,9 т. Дальность стрельбы - 8420 м (6950 м по самоликвидатору). Наведение орудий возможно как от выносного пульта, так и дистанционно от РЛС управления огнем МР-103 «Барс» с максимальной дальностью обнаружения целей в 40 км.

Радиотехническое вооружение.

Для управления стрельбой ПКР П-20 использовалась корабельная РЛС целеуказания МР-331 «Рангоут-Э», работающая в диапазоне 8-12 ГГц на четырех фиксированных частотах, разнесенных в диапазоне шириной ±10 МГц. У «Рангоут-Э» два уровня мощности (20 и 100 Вт) и возможность кругового обзора с частотой 4 или 12 об/мин. При благоприятных условиях дальность обнаружения крупной цели достигала 60 морских миль (112 км). После обнаружения цели подключался корабельный прибор управления стрельбой «Клен-М». Для выработки выдаваемого на борт ракеты полетного задания наряду с данными о координатах, скорости и курсе цели, поступающими в аппаратуру «Клен-М» от РЛС «Рангоут», в нее вводятся величины собственной скорости и курса стреляющего корабля, текущие параметры килевой и бортовой качки.

Для управления стрельбой ЗРК «Оса-М» использовался СУО 4Р-33, а для управления артиллерийской стрельбой - РЛСУ «Барс» с РЛС МР-103. Масса ПУС МР-103 около 3900 кг, дальность обнаружения целей - 40 км. Для освещения навигационной обстановки и решения навигационных задач устанавливалась навигационная РЛС 3-см диапазона «Дон». Антенный пост РЛС размещался на топе мачты . Станция «Дон» могла обнаруживать воздушные цели на дистанции до 50 км и надводные цели - на расстоянии до 25 км.

Средства радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы.

Для радиотехнической разведки использовалась РЛС РТР МРП-11-12 «Залив». Для радиоэлектронной борьбы МРК проекта 1234Э оснащались двумя шестнадцатиствольными дистанционно управляемыми пусковыми установками ПК-16 для постановки пассивных помех, ведущими стрельбу 82-мм снарядами с дипольными отражателями или тепловыми ловушками.

Постройка и испытания.

Большинство кораблей проекта закладывались и строились на Судостроительном заводе «Вымпел» им. Володарского в г. Рыбинске, затем перегонялись в г. Ленинград на ПО «Алмаз» для достройки и испытаний. Самые первые корабли («Ураган», «Прибой», «Прилив»), предназначавшиеся для ВМФ СССР , изначально закладывались на «Алмазе». Для проведения испытаний и обучения экипажа заказчика все корабли временно зачислялись в состав Балтийского флота ВМФ СССР , и только после передачи корабля заказчику исключались из ВМФ. Передача всех кораблей заказчикам происходила в г. Риге.

Модернизация.

1234Э до модернизации и 1234ЭМ после модернизации

В середине 1990-х годов в руководстве Алжирских ВМС решили провести ремонт и модернизацию МРК проекта 1234Э, поставленных Алжиру из СССР. Проект модернизации, получивший номер 1234ЭМ, разрабатывался в ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора Ю. В. Арсеньева. Устаревший ПКРК П-20 заменялся на ПКРК 3К24Э «Уран-Э» с 4 счетверенными пусковыми установками с 16 противокорабельными ракетами «Уран-Э». Зенитное вооружение усиливалось шестиствольной 30-мм АУ АК-630М, размещенной в кормовой надстройке, а вместо РЛС «Рангоут-Э» на крыше рубки устанавливалась антенна радиолокационного комплекса «Гарпун-Э», и на мачте - трехкоординатная РЛС общего обнаружения типа «Позитив-МЭ», РЛС система управления стрельбой корабельной артиллерии «Ласка», оптико-электронная система управления огнем артиллерии «Ракурс» и радионавигационная система «Горизонт-25». Совместимость работы российского радиотехнического вооружения с зарубежным обеспечивала система обмена данными типа СОД -1234ЭМ. Помимо установки новых вооружений, на корабле заменялись устаревшие виды электрооборудования и судовых систем.

В 1997-2000 годах корабль 802 Salah Reïs проходил модернизацию по проекту 1234ЭМ на Кронштадтском морском заводе , при этом модернизация сопровождалась срывом сроков и претензиями к качеству работ. В связи с этим дальнейшая модернизация и модернизация двух других алжирских кораблей осуществлялась по отдельному контракту 2006 года с «Рособоронэкспортом», и новым исполнителем в лице «Северной верфи » (г. Санкт-Петербург), причем по упрощенному варианту. В октябре 2007 года по этому же проекту на судостроительном предприятии «Северная верфь » была начата модернизация второго алжирского корвета, а в 2008 году - третьего. Малый ракетный корабль 801 Rеïs Hamidou после модернизации на «Северной верфи» был передан алжирской стороне в феврале 2011 года, затем предприятие приступило к модернизации третьего корабля серии (803 Reïs Ali. ). В 2012 работы на Reïs Ali завершены и он был передан заказчику. В Алжире на 802 Salah Reïs установили китайскую систему РЭБ NRJ-6A и две китайских шестиствольных пусковых установки PJ46 для постановки пассивных помех, вместо демонтированных при модернизации советских ПК-16.

Список модернизаций по проекту 1234ЭМ

802 Salah Reïs проходил на Кронштадтском морском заводе (1997-2000 гг), на «Северной верфи» (2006), получил:

  • АУ 1х6 30 мм АК-630М (3000 выстрелов);
  • РЛК 3Ц-25Э «Гарпун-Э»;
  • РНС «Горизонт-25».

801 Raïs Hamidou проходил на «Северной верфи» (2007-2011 гг);
803 Raïs Ali проходил на «Северной верфи» (2011-2012 гг); получили:

  • 4х4 ПУ ПКР 3М24Э «Уран-Э» вместо П-20 «Термит»;
  • СУ «Ласка-Э» и опто-электронную СУ СП-521 «Ракурс» вместо МР-103 «Барс»;
  • РЛС общего обнаружения «Позитив-МЭ1» вместо РЛС «Рангоут»;
  • РНС «Горизонт-25».

Модернизация 802 Salah Raïs

1 – Зенитный ракетный комплекс «Оса-М»
2 – Система управления огнем 4Р-33
11 – 57-мм артиллерийская установка АК-725
12 – Счетверенная ПУ KT-184Э противокорабельных ракет 3М24Э «Уран-Э»
13 – Радиолокационный комплекс 3Ц-25Э «Гарпун-Э»
14 – Система радиоэлектронной борьбы NRJ-6A китайского производства
15 – РЛС общего обнаружения «Позитив-МЭ1»
16 – Оптико-электронная система управления огнём артиллерии СП-521 «Ракурс»
17 – Шестиствольная пусковая установка PJ46 для постановки пассивных помех китайского производства
18 – Система управления стрельбой корабельной артиллерии «Ласка-Э»
19 – 30 мм артиллерийская установка АК-630М

Судьбы десяти кораблей.

Индийские МРК.

  • К71 Vijaydurg . МРК «Ураган» (строительный номер 65) был заложен ПО «Алмаз» в г. Ленинград 1 мая 1974 года, а 5 июня того же года зачислен в состав ВМФ СССР , одновременно с К72 и К73. Все три Индийские МРК достраивались уже по проекту 1234 «Овод - Э», но временно вводились в состав Балтийского флота ВМФ СССР . К71 служил ВМС Индии до исключения из состава 3 сентября 2002 года, дальнейшая его судьба неизвестна.
  • К72 Sindhudurg . МРК «Прибой» (строительный номер 66) был заложен ПО «Алмаз» г. Ленинград 22 января 1975 года, служил ВМС Индии до исключения из состава 24 сентября 2004, а 15 апреля 2005 был потоплен как мишень крылатой ракетой BrahMos .
  • К73 Hosdurg . МРК «Прилив» (строительный номер 67) был заложен ПО «Алмаз» г. Ленинград 22 января 1975 года, служил ВМС Индии до исключения из состава 5 июня 1999 года, а в июне 2000 потоплен как мишень противокорабельной ракетой Sea Eagle , выпущенной с истребителя-бомбардировщика «Jaguar» IS .
Название Заложен Зачислен в состав
ВМФ СССР
Спущен на воду Вступил в строй Зачислен в состав
ВМС Индии
Передан Индии Исключен из состава
ВМФ СССР
Исключен из состава
ВМС Индии
Vijaydurg 01.05.1974 05.06.1974 16.04.1976 30.09.1976 25.12.1976 04.1977 31.08.1977 03.09.2002
Sindhudurg 22.01.1975 05.06.1974 02.10.1976 18.02.1977 29.05.1977 09.1977 06.10.1977 24.09.2004
Hosdurg 22.01.1975 05.06.1974 14.04.1977 29.09.1977 29.05.1977 04.1978 06.10.1977 05.06.1999

Ливийские МРК.

  • 416 Ain Mara (с 1991 Tariq ibn Ziyad ). МРК-9 (строительный номер 203) заложен Судостроительным заводом «Вымпел» им. Володарского в г. Рыбинске 21 апреля 1979, временно вводился в состав

в Избранное в Избранном из Избранного 0

В 1974 году в ЦМКБ «Алмаз» было выдано ТТЗ на разработку принципиально нового малого ракетного корабля с динамическим принципом поддержания - корабля на воздушной подушке скегового типа проекта 1239 (шифр «Сивуч»). Главным конструктором был назначен Л.В. Ельский, главным наблюдающим от ВМФ вначале был капитан 1 ранга В.А.Литвиненко, а затем капитан 2 ранга Ю.Н. Богомолов.

Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239 создавался как развитие уже имеющихся в ВМФ СССР малых ракетных кораблей проектов 1234 и 12341. Опыт применения этих кораблей на боевой службе в Средиземном море показал, что корабли с такими размерениями и классической конструкцией корпуса ограничены в размещении оружия. Поэтому пр.1239 был выполнен в виде катамарана с большой палубой, что позволило решить проблему стесненности, и обеспечить полноценное размещение мощного вооружения, а экипаж - более комфортными условиями обитания. К тому же корабль такой конструкции должен был обладать высокой мореходностью. При создании «Сивуча» широко применялся опыт ЦМКБ «Алмаз» и советской судостроительной промышленности, приобретенный при строительстве серийных десантных КВП пр.1232 («Джейран»), пр.12322 («Зубр») и др.


Корпус нового ракетного корабля был выполнен из алюминиевого сплава. Конструкция представляла собой два узких корпуса, перекрытых платформой размерами 64 х 18 метров, между которыми нагнетается воздух, а впереди находится специальный эластичный экран. Таким образом корабль пр.1239 использует гидродинамическую платформу в виде катамарана с аэростатической воздушной разгрузкой (другое название такой конструкции - корабль с воздушной каверной).

Главная энергетическая установка выполнена комбинированной: 2 дизеля М-504 мощностью 3.300 л.с. каждый предназначены для создания воздушной подушки, еще 2 дизеля М-511А по 10.000 л.с. используются для движения в водоизмещающем режиме и 2 газовых турбины по 20.000 л.с. предназначены для полного хода. Движение обеспечивается тандемными гребными винтами, размещаемыми на двух опускаемых колонках и двумя гребными винтами на валах в кормовой части корпуса.


Благодаря оригинальной конструкции корпуса в сочетании с движительным комплексом, МРК пр.1239 обладает уникальными кораблестроительными качествами. В первую очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической платформы и возможность использования двигательно-движительной установки в 36 вариантах. С одной стороны корабль пр.1239 - это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с другой - быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше 50 узлов. В обоих случаях дизель-газотурбинная энергетическая установка и комбинированная движительная система, а также трансформируемая система гибкого ограждения позволяют кораблю иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии.


Вооружение МРК пр.1239 включает комплекс ПКР «Москит» (две 4-контейнерные ПУ, расположенные побортно) с комплексом целеуказания «Дубрава», ЗРК самообороны «Оса-МА» (выдвижная ПУ установлена на корме), носовую 76,2-мм артустановку АК-176 и два шестиствольных 30-мм автомата АК-630 (в носу и в корме) с РЛС управления огнем «Вымпел». Для общего обнаружения на МРК используется РЛС «Позитив», установленная на мачте в радиопрозрачном обтекателе. Корабль также оборудован средствами связи, навигации, РЭБ и пусковыми установками комплексов выстреливаемых помех ПК-10 и ПК-16.


На испытаниях головной корабль пр.1239 достиг скорости свыше 50 узлов, что подтвердило проектные характеристики и заложенные в его конструкцию технические решения. Корабль выдерживал волнение 8 баллов, а при волнении моря до 5-6 баллов он мог использовать свое оружие. Фактически, этот МРК стал крупнейшим в своем подклассе в практике отечественного и мирового кораблестроения быстроходным боевым кораблем.


Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода, способные работать раздельно и совместно, корабль пр.1239 может двигаться в трех главных режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную гарантию хода в любой ситуации (так, за все прошедшие годы эксплуатации головного МРК «Бора» не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире). Более того, была проверена возможность движения с полностью выключенными движителями: при работе только двигателей-нагнетателей корабль был способен двигаться за счет истечения воздуха из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла.


Хотя проект 1239 и был доведен до серийной постройки, для ВМФ он не стал тем, что было задумано изначально. Слишком дорогой ценой была достигнута скорость в 53 узла: если сравнивать с пр.1234, то получается, что при близком составе вооружения и несколько большем водоизмещении ГЭУ «Сивуча» превосходит «Овод» по мощности более чем в 2.2 раза. К тому же стоимость и сложность постройки МРК пр.1239 превосходит в разы его аналоги, состоявшие на вооружении ВМФ. Хотя с другой стороны, корабль несет ударное оружие в таком же составе, как и целый эсминец пр.956 водоизмещением около 8 тыс. тонн.

Программа строительства.Головной корабль пр.1239 был построен в 1987 году на судостроительном заводе в Зеленодольске и получил наименование «Бора». В 1989 г. он был принят в опытную эксплуатацию на Черном море. Уже после развала СССР в феврале 1993 года на том же заводе построен второй МРК этого проекта - «Самум», который ввиду сложности эксплуатации и массы доводок был официально принят на вооружение лишь к 2000 г. Этот корабль и стал последним в серии.

В настоящее время в составе ВМФ России (на ЧФ) находятся оба ракетных корабля проекта 1239: один для испытаний сначала был переведен на Балтику, затем возвращен в Севастополь, второй оставался на Черном море с самого принятия в строй. Оба регулярно выходят в море, принимают участие в маневрах и учебных стрельбах.

Несмотря на то, что поначалу пр.1239 проектировался как обычный МРК и обоим кораблям при постройке даже был присвоен тактический номер с этими литерами, впоследствии (ввиду явно больших размеров и водоизмещения для МРК) они былы отнесены к кораблям 2 ранга, в связи с чем специально под этот проект был создан новый класс РКВП (ракетный корабль на воздушной подушке 2 ранга). На западе МРК пр.1239 получили странное обозначение Dergach class.


Размещение вооружения на ракетном корабле на ПВ проекта 1239

1 - 76,2-мм универсальная артустановка АК-176; 2 - 30-мм шестиствольные зенитные автоматы АК-630М; 3 - четырехконтейнерные пусковые установки ПКР «Москит»; 4 -обтекатель навигационной РЛС; 5 - обтекатель антенны РЛСцелеуказания ПКРК «Дубрава»; 6 -носовая и кормовая визирная колонка «ВК» для ручного управления автоматами АК-630М; 7 - обтекатель антенны приема внешнего целеуказания ПКРК; 8 - стрельбовая РЛС МР-123 «Вымпел»; 9 - обтекатель антенны РЛС общего обнаружения «Позитив»; 10 - антенны комплекса РЭБ «Вымпел-Р2»; 11 - станция наведения ракет 4Р33 комплекса «Оса-МА»; 12 - ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-16; 13 - ПУ комплекса выстреливаемых помех ПК-10; 14 - выдвижная пусковая установка ЗРК «Оса-МА»

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

. «БОРА», до 18.03.1992 г. МРК-27 [з/н 208]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске; спущен на воду в 1987 г.; принят в опытную эксплуатацию 30.12.1989 г.; в 1990 г. переведен по внутренним водным путям на Черное море; в начале 1992 г. прошел ремонт в Керчи; 12.05.1997 официально введен в строй; с 1997 г. находится в составе 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

. «САМУМ», до 18.03.1992 г. МРК-17 [з/н 502]. Заложен на стапеле ССЗ «Красный металлист» в г. Зеленодольске в сентябре 1991 г.; спущен на воду 12.10.1992 г.; принят в опытную эксплуатацию в марте 1992 г.; переведен по внутренним водным путям на Черное море, в ноябре 1992 г. прибыл в Керчь; в марте 1993 г. прибыл в Севастополь; затем опять был отправлен на завод-строитель, и в октябре 1993 г. прибыл в Зеленодольск; в сентябре 1994 г. по внутренним водным путям ушел на Балтийское море; с декабря 1996 г. проходил госиспытания в Балтийске; официально введен в строй 26.2.2000 г.; входил в состав 36-й бригады ракетных катеров Балтийского флота; в 2002 году перебазирован с Балтики на ЧФ и вошел в состав 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота.

ОСНОВНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение, тонн

Стандартное — 850

Полное— 1.050

Основные размерения , м

Длина наибольшая (по КВЛ) — 63,9

Ширина наибольшая (по КВЛ) — 17,2

Осадка на ходу на воздушной подушке — >1

Осадка на ходу в водоизмещающем режиме— 3,3

Главная энергетическая установка :ДГТУ

2 газовых турбины М-10-1,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 36.000 (26.500)

2 дизеля М-511А для водоизм. режима,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 20.000 (14.700)

2 дизеля М-504 для нагнетателей,

суммарная мощность, л.с. (кВт) — 6.600 (4.850)

Газотурбогенераторы, мощность, кВтн/д

4 тандемных гребных винта в двух колонках; 2 гребных винта на валах

Скорость хода, уз:

Наибольшая — 53

Экономическая— 12

Дальность плавания, миль (при скорости, уз)2500 (12)

800 (45)

Автономность, сут.10

Экипаж, чел. (в т.ч. офицеров)68 (9)

ВООРУЖЕНИЕ

Ударное ракетное:

ПУ КТ-190 ПКРК «Москит» — 2 Х 4

ПКР 3М80 «Москит» (SS-N-22 «Sunburn»)— 8

Зенитное ракетное:

ПУ ЗиФ-122 ЗРК 4К33 «Оса-МА» — 1 Х 2

ЗУР 9М33М (SA-N-4 «Gecko»)— 20

Артиллерийское:

76,2-мм АУ АК-176— 1 Х 1

30-мм ЗАК АК-630М—2 Х 6

РАДИОЭЛЕКТРОННОЕ ВООРУЖЕНИЕ

РЛС общего обнаружения1 х «Позитив» (Cross Dome)

1 х «Дубрава» (Band Stand) также для ЦУ ПКРК

НРЛС 1 х н/д

средства РЭБ. «Вымпел-Р2» (2 Foot Ball A)

комплексы выстреливаемых помех2 Х 16 ПУ ПК-16

4 Х 10 ПУ ПК-10 «Смелый»

РЛС управления огнем 1 х «Дубрава» (Band Stand) для ПКРК «Москит»

2 Х(Light Bulb) прием ЦУ для ПКРК «Москит»

1 Х 4Р33 (Pop Group) для ЗРК «Оса-М»

1 Х МР-123 «Вымпел» (Bass Tilt) для АУ и ЗАК

средства связи. «Буран-7» комплекс

РЛС госопознавания. «Нихром» (Square Head; Salt Pot)


Возможная модернизация.

Малый ракетный корабль «Пассат» проекта 12341, шифр «Овод-1», был заложен на стапеле Ленинградского Приморского СРЗ в Ленинграде и стал 14-м в серии из 15 кораблей, построенных на заводе.

Предназначен для нанесения ракетных ударов по кораблям противника.

МРК «Пассат» был заложен 27 мая 1988 года, строительный номер 82. Спущен на воду 13 июня 1990 года. 06 декабря 1990 года передан заказчику. 14 марта 1991 года был зачислен в состав Балтийского флота. В настоящее время имеет бортовой номер 570, ранее имел бортовой номер 465.

Основные характеристики: Водоизмещение полное 730 тонн. Длина 59,3 метра, ширина 11,8 метра, осадка 3,08 метра. Максимальная скорость хода 34 узла. Дальность плавания 3500 морских миль при 18 узлах. Автономность 10 суток. Экипаж составляет 64 человека, в том числе 10 офицеров и 14 мичманов.

Силовая установка: 3 дизеля М-507А общей мощностью 30000 лошадиных сил, 3 вала.

Вооружение: 6 пусковых установок ПКР «Малахит» (6 ракет П-120), 1 76-мм артустановка АК-176, 1x6 30-мм артустановка АК-630, 1х2 ПУ ЗРК «Оса-М» (20 ракет).

В 1999 году совершил деловой заход в порт Карлскруна, Швеция.

С 22 июля по 08 августа 2006 года совершил визит в порты Германии с проходом по Кильскому каналу и заходом в Бремерхафен и Варнемюнде.

В начале июля 2007 года совершил учебный поход в Северное море с заходом в голландский порт Флиссинген для участия в торжествах по случаю 400-летия адмирала де Рейтера.

В 2013 году находился в ремонте.

По сообщению от 11 апреля 2014 года в ходе которого выполнил стрельбу крылатыми ракетами по сложным мишеням, имитирующим отряд кораблей условного противника.

По сообщению от 19 мая 2014 года совместно с ракетным катером «Р-257» успешно , имитирующим боевые корабли и средства воздушного нападения условного противника.

По сообщению от 27 февраля 2015 года экипажи большого десантного корабля «Королев» и малого ракетного корабля «Пассат» Балтийского флота успешно с выполнением артиллерийских стрельб в условиях ограниченной видимости. По сообщению от 09 апреля успешно артиллерийские стрельбы по различным целям.

По сообщению от 30 марта 2016 года экипаж в рамках проведения на Балтийском флоте первого этапа конкурса профессионального мастерства «Кубок моря-2016» задачи по ведению артиллерийского боя и отражению атак средств воздушного нападения условного противника.

По сообщению от 12 апреля 2019 года в составе корабельной ударной группы успешно электронные ракетные пуски по мишеням, имитирующим отряд боевых кораблей условного противника. По сообщению от 05 августа к межфлотскому учению ВМФ России «Океанский щит – 2019».

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.