Школьный библиотекарь. Введение должности педагог-библиотекарь в образовательных учреждениях Должности работников в библиотеках учреждений и их функциональные обязанности

Работники библиотеки - не просто хранители книг, они проводники к великим знаниям, накопленным тысячелетиями. Взрослея, человек начинает размышлять более практично и для него приобретает актуальность вопрос: “Какая зарплата у библиотекаря?”. Работу этого специалиста сложно назвать востребованной и высокооплачиваемой в России, несмотря на то, что в стране традиционно любят читать. Средняя зарплата библиотекаря по регионам составляет сегодня 10 тысяч рублей, но ее уровень во многом определяется разрядом и квалификацией специалиста.

Если организация частная, то библиотекарь вправе рассчитывать на реальный заработок в 12 тысяч рублей. Невзирая на сравнительно низкий уровень оплаты труда, к специалистам этой отрасли предъявляются серьезные требования - обязательно наличие педагогического образования и эрудированности в литературе.

Зарплата библиотекарей России

В стране уровень оплаты труда библиотекарей остается не просто маленьким, а катастрофически низким. Кроме того, по регионам открыто довольно мало вакансий в этой сфере. Лидер по количеству предложений - Московская область, на конец октября здесь зафиксировано 45 открытых вакансий, по соседству расположились Нижегородская, Ленинградская, Самарская области и Краснодарский край - 30-40 вакансий. Всего актуальных предложений в России не более 500.

Значительных изменений по уровню доходов в профессии за 2016 год не произошло. По состоянию на конец 2015 года средняя зарплата библиотекаря в России составляла 11150 рублей. Весной 2016 средний уровень понижался до 10000 рублей, но к осени вернулся к прежним показаниям и даже немного вырос - до 11512 рублей.

Наиболее высоко ценят труд этих специалистов на Камчатке (25114 руб.), средняя зарплата библиотекаря в Москве на втором месте (21750 руб.), далее расположились Республика Саха, Ленинградская область, Ненецкая Автономия с примерно равными показателями (20000-21000 руб.).

Зарплата школьного библиотекаря

Ситуация с оплатой труда школьным библиотекарям еще плачевнее общей финансовой картины в профессии. Если в некоторых регионах работники самостоятельных библиотек вправе рассчитывать на доход до 20000 рублей и даже немного выше, то зарплата библиотекаря в школе редко может выйти за границу в 15000 рублей. Подвижек в этом направлении со стороны правительства пока не видно, вопрос до недавнего времени ни разу не выносился на подробное обсуждение.

Низкий уровень оплаты понижает престиж профессии, она остается привлекательной лишь для пенсионеров, не нуждающихся в серьезных тратах. Молодые люди работать в школьных библиотеках не готовы - содержать семью на эти деньги невозможно.

Разница в зарплатах библиотекаря в СОШ и частной организации определяется еще и разными возможностями. Частные библиотеки и государственные учреждения могут зарабатывать деньги самостоятельно, продавая абонементы, множество полиграфических услуг, организовывая коммерческие мероприятия в своих помещениях. У сотрудников здесь есть мотивация, они могут работать как продавцы, предлагая абонементы и услуги, получая свой процент. Школьные библиотеки таких возможностей не имеют, они могут обслуживать ограниченное количество людей, без возможности привлечения кого-то извне, а покупательские способности школьников сильно ограничены или отсутствуют вовсе.

Повышение зарплаты библиотекарям

Из года в год не теряет своей актуальности вопрос: когда повысят зарплату библиотекарям. На фоне непростой экономической ситуации в стране серьезных изменений в позитивную сторону ждать не приходится, но уже тот факт, что Министерство Финансов публично выражает обеспокоенность ситуацией, внушает сдержанный оптимизм.

Работники библиотечного государственного фонда относятся к категории госслужащих и по логике должны попадать в программу планового повышения зарплат до 2018 года. Проект стартовал в 2012 году после подписания президентов соответствующего указа. Задачи программы амбициозные - планировалось увеличение за 6 лет зарплат каждого бюджетника в разы. Но реальные зарплаты сотрудников библиотек, к сожалению, растут очень медленно - у государства сейчас нет на это свободных средств.

В некоторых сферах индексации и вовсе были заморожены, в то время как уровень инфляции остается стабильно высоким. Повышение зарплаты школьным библиотекарям уже случилось вместе с изменением их официального статуса. Данная категория сотрудников в большинстве имеет педагогическое образование, что позволяет изменить их доходы, приравняв к статусу учителей.

По специальности педагог библиотекарь зарплата сейчас рассчитывается по иной, более высокой ставке. Если же говорить о размере традиционной ежегодной индексации на фоне инфляции, то она будет соответствовать уровню последней - около 6 процентов.

Зарплаты библиотекарям в 2017 году

Повышение зарплат библиотекарям в 2017 году - вопрос, обсуждающийся уже довольно активно в обществе и различных интернет-сообществах. Что касается правительства, то особо жарких дискуссий там пока не было. Очевидно, что данный вопрос не входит в категорию приоритетных для представителей законодательной власти.

Сотрудникам библиотек нужно возлагать надежды на пока еще действующую программу планового повышения зарплат для всех сотрудников бюджетных организаций и регулярную индексацию доходов на фоне инфляции. Под эту программу также попадает зарплата школьного библиотекаря в 2017 году.

Из всех сумм, которые выделяются в целях программы, значительная часть средств расходуется на улучшение экономического состояния учителей и врачей, но даже этот рост был остановлен экономическим кризисом.

Актуально сегодня:

Возможно Вас заинтересуют.

1. Нужно ли образование на школьного библиотекаря?

1.1. Здравствуйте! Да, не менее среднего профессионального.

2. Какова продолжительность рабочей недели школьного библиотекаря - 36 ч. или 40 ч.?

2.1. Сокращенная продолжительность рабочего времени установлена для педагогических работников образовательных организаций - 36 часов. Библиотекарь не относится к педагогическим работникам, это работник культуры Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии“. В связи с этим для библиотекаря действуют общие правила - 40 часовая рабочая неделя.

3. Положен ли дополнительный отпуск школьному библиотекарю в 2018-2019 г?

3.1. Ирина, добрый день!
Продолжительность отпуска библиотекаря образовательного учреждения составляет 28 календарных дней, но это не означает, что он не может быть увеличен.
Согласно ст. 119 ТК РФ Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка и который не может быть менее трех календарных дней. Поэтому если Вы хотя бы эпизодически привлекаетесь к работе сверх нормальной продолжительности рабочего времени, то имеете право на дополнительный отпуск как минимум 3 календарных дня.

4. Количество рабочих часов в неделю у школьного педагога - библиотекаря.

4.1. Приложение N 1
к приказу Министерства
образования и науки РФ
от 22 декабря 2014 г. N 1601

Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников

1. Продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) для педагогических работников устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю.

2. В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам устанавливается следующая продолжительность рабочего времени или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы.

2.1. Продолжительность рабочего времени 36 часов в неделю устанавливается:педагогам-библиотекарям ;

5. Входит ли в льготный стаж работа школьным педагогом-библиотекарем?

5.1. Если имеется виду пенсионный (специальный, для определения права на досрочную пенсию) - тогда нет, отсутствует такая должность в списке.

Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
(утв. постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781)

Ежегодные дополнительные отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных ТК РФ (ст.116 ТК РФ).

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Таким образом, Вам нужно ознакомится более внимательно с локальными нормативными актами. В них должен содержаться ответ на Ваш вопрос.

Дополнительно сообщаю, что ст.3 ТК РФ установлен запрет на дискриминацию в сфере труда.

Если Вам трудно сформулировать вопрос - позвоните по бесплатному многоканальному телефону 8 800 505-91-11 , юрист Вам поможет

Читайте также: Сколько платят Аршавину в «Кубани» В самом плачевном положении находятся работники самой значительной части библиотек: школьные библиотекари, работники муниципальных публичных библиотек, сельские библиотекари. Размеры финансирования настолько ничтожны, что в некоторых случаях библиотекари вынуждены покупать на собственные нищенские зарплаты канцтовары. В 2005 году правительство осознало риски утраты культурного наследия страны в виде библиотечных фондов, снижения общего уровня образования, массовой люмпенизации населения, распада созданной за предыдущие десятилетия библиотечной системы. В правительственном постановлении № 740 от 8 декабря 2005 года была сформулирована Концепция развития библиотечного дела до 2015 года.

Обзор статистики зарплат профессии библиотекарь в россии

Аналитики успокаивают, утверждая, что пока о массовых увольнениях нигде не было слышно. Правда, есть и такой неприятный момент, как оптимизация.

Сегодня она коснулась многих. Основной упор при проведении подобного рода мероприятий делают на слиянии нескольких схожих объектов с целью уплотнения. Так, сегодня массово объединяют школы и детские сады.

Естественно, на этом фоне производится уменьшение состава преподавателей и педагогов, в т.ч. и библиотекарей. Так что некоторых увольнения все же коснутся. Этот момент необходимо учитывать, как непреложный факт и начать повышать свои профессиональные качества или попытаться получить второе образование.
Как вариант, можно окончить курсы и быть застрахованным от потери работы - можно будет подобрать адекватную замену.

Последние новости о зарплате библиотекарей в 2017 году

Зарплата библиотекаря

Повышение зарплаты школьным библиотекарям уже случилось вместе с изменением их официального статуса. Данная категория сотрудников в большинстве имеет педагогическое образование, что позволяет изменить их доходы, приравняв к статусу учителей.

Внимание

По специальности педагог библиотекарь зарплата сейчас рассчитывается по иной, более высокой ставке. Если же говорить о размере традиционной ежегодной индексации на фоне инфляции, то она будет соответствовать уровню последней — около 6 процентов.


Зарплаты библиотекарям в 2017 году Повышение зарплат библиотекарям в 2017 году — вопрос, обсуждающийся уже довольно активно в обществе и различных интернет-сообществах. Что касается правительства, то особо жарких дискуссий там пока не было. Очевидно, что данный вопрос не входит в категорию приоритетных для представителей законодательной власти.

Зарплата библиотекаря в россии, казахстане и украине 2017

Важно

Так, к примеру, библиотекарь 1-ой категории обязан иметь высшее образование, ему присваивался разряд с 9 по 11, и в 2011 году максимальный размер оклада без надбавок и прочих выплат был 9 708 рублей. С учетом надбавок, премий и прочих выплат зарплата работника библиотеки, имеющего высокий разряд, редко превышает 15 000 рублей.


Вопрос повышения зарплат работникам бюджетной сферы, к каковым причисляются и библиотекари, стоит очень остро. Правительством планировалось повышение окладов бюджетников в несколько раз до 2018 года.

Однако денег у правительства попросту нет. Поэтому индексация заработной платы, особенно на фоне инфляции и экономического кризиса, практически незаметна. По мнению министра финансов, запланированная индексация зарплат библиотекарей в 2017 году должна состояться: Правительство намерено изыскать средства на выполнение социальных гарантий.

Состоится ли увеличение окладов библиотекарей в 2016 году?

Зарплата библиотекарей России В стране уровень оплаты труда библиотекарей остается не просто маленьким, а катастрофически низким. Кроме того, по регионам открыто довольно мало вакансий в этой сфере.

Лидер по количеству предложений — Московская область, на конец октября здесь зафиксировано 45 открытых вакансий, по соседству расположились Нижегородская, Ленинградская, Самарская области и Краснодарский край — 30-40 вакансий. Всего актуальных предложений в России не более 500. Значительных изменений по уровню доходов в профессии за 2016 год не произошло.

По состоянию на конец 2015 года средняя зарплата библиотекаря в России составляла 11150 рублей. Весной 2016 средний уровень понижался до 10000 рублей, но к осени вернулся к прежним показаниям и даже немного вырос — до 11512 рублей.


Должность «педагог-библиотекарь» появилась в школах относительно недавно. Однако её введение породило множество вопросов. Обязательно ли в образовательной организации должен быть педагог-библиотекарь? Допустимо ли выполнение им дополнительной работы? Как рассчитывается заработная плата педагога-библиотекаря и распространяются ли на него льготы, установленные для педагогов?

С 24 июля 2011 г. официально вступил в силу приказ Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 № 448н «О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрирован Минюстом России 01.07.2011, регистрационный № 21240), утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н (зарегистрирован Минюстом России 06.10.2010, регистрационный № 18638). Указанный раздел дополнен новой квалификационной характеристикой должности « педагог-библиотекарь ».

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Установлено, что наименование должности «педагог-библиотекарь» применяется в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (далее – учреждения), и подчиняется новым должностным инструкциям библиотекаря-педагога и работников школы.

В связи с нормативно-правовым введением новой вакансии «педагог-библиотекарь», которая отнесена к категории должностей педагогических работников, возникает целый ряд вопросов, которые нуждаются в первоочередном прояснении и разрешении. К их числу относятся и следующие вопросы, ответы на которые будут представлены ниже.

1. Означает ли, что в связи с утверждением квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» наличие этой вакансии в библиотеках образовательных учреждений становится обязательным, а места библиотечных работников подлежат исключению из штатных расписаний учреждений?

2. Если в штате учреждения имеется должность библиотечного работника, следует ли заменять ее на должность педагога-библиотекаря?

3. Если принято решение о введении в штат учреждения должности педагога-библиотекаря, то обязаны ли руководители удов­летворять требования библиотечных работников данных учреждений о переводе их на место педагога-библиотекаря?

4. Распространяются ли на педагогов-библиотекарей льготы и порядок пенсионного обеспечения, установленные для педработников?

5. На каких условиях педагоги-библиотекари могут выполнять дополнительную педагогическую занятость?

6. Каковы условия оплаты труда педагогов-библиотекарей, кто их определяет и от чего зависит размер должностного оклада?

7. Распространяется ли на педагогов-библиотекарей порядок аттестации, установленный для других педработников?

Порядок введения в штат учреждения должности педагога-библиотекаря

Появление новой должности служащих и утверждение квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» не означает, что из штатных расписаний учреждений должны быть в обязательном порядке исключены все места библиотечных работников, включая заведующих библиотеками, согласно должностной инструкции библиотекаря-педагога.

Органы, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе давать указания образовательным учреждениям о внесении изменений в их штатные расписания, в т. ч. об исключении места библиотечного работника и внесении вместо нее в штатное расписание школы должности педагога-библиотекаря, поскольку в соответствии со ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (далее – Закон РФ «Об образовании») установление структуры и штатного расписания образовательного учреждения отнесено к компетенции самого образовательного учреждения.

Следовательно, руководители учреждений вправе самостоятельно принимать решения о комплектовании кадров и наименовании должностей сотрудников, которые будут обеспечивать работу с библиотечным фондом и информационными ресурсами в учреждении ,поскольку эта деятельность является основной как для библиотекаря, так и для педагога-библиотекаря.

В крупных общеобразовательных учреждениях с большим количеством классов при наличии объективных условий работы педагогов и финансовых возможностей в школьных библиотеках работа может выполняться несколькими специалистами, в т. ч. и библиотечными работниками, и педагогами-библиотекарями.

Поэтому если учреждение сочтет целесообразным с учетом имеющихся ресурсов, в т. ч. финансовых возможностей, иметь в штате должность педагога-библиотекаря, то для этого необходимо внести соответствующие изменения в штатное расписание учреждения. Если в штатном расписании предусмотрена вакансия библиотечного работника, но не предполагается ее сохранение, то из штатного расписания эта вакансия должна быть исключена и введена другая требуемая должность.

Если должность библиотекаря занята, то после издания соответствующего приказа о внесении изменений в штатное расписание работодателю необходимо будет провести ряд действий, предусмотренных при сокращении педагогических работников , в т. ч.:

письменно персонально предупредить специалиста под роспись не менее чем за два месяца о возможном увольнении по сокращению штата и предложить ему имеющуюся работу (как по вакантному месту или соответствующей квалификации специалиста, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую специалист может выполнять с учетом его состояния здоровья (работодатель обязан предлагать специалист все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности);

уведомить в письменной форме не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующего мероприятия государственные органы службы занятости (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 11.07.2011) «О занятости населения в Российской Федерации») и выборный орган первичной профсоюзной организации данного учреждения (ч. 1 ст. 82 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ)).

Если специалист, занимающий должность библиотекаря, соглашается на предложение работодателя о переводе на место педагога-библиотекаря, то в его трудовой договор вносятся соответствующие изменения путем заключения дополнительного соглашения. Принимая во внимание, что у работника изменяется трудовая функция, а также условия трудового договора, целесообразно в дополнительном соглашении предусмот­реть изложение трудового договора в новой редакции. Кроме того, работодатель издает приказ о переводе работника на эту должность.

В случае отказа специалиста от перевода на другое место либо если у работодателя нет работы, соответствующей квалификации работника (в т. ч. когда у сотрудника, занимавшего должность библиотекаря, отсутствует высшее образование, требуемое для занятия должности педагога-библиотекаря), трудовой договор по истечении двух месяцев прекращается по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, по основаниям, предусмот­ренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, производится в соответствии со ст. 373 ТК РФ с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и обеспечением социально-трудовых гарантий в связи с сокращением численности или штата сотрудников (выплата выходного пособия, сохранение среднего заработка на период до трудоустройства и т. д.).

Нарушение работодателем установленной законом процедуры увольнения специалиста по сокращению численности или штата в судебном порядке может повлечь: признание увольнения незаконным и необоснованным; восстановление сотрудника на прежней работе; выплату ему среднего заработка за время вынужденного прогула и возмещение морального вреда; юридическую ответственность работодателя за нарушение трудового законодательства.

Следует также учитывать, что в определенных случаях при решении работодателем вопросов комплектования кадров, в т. ч. при назначении на должность педагога-библиотекаря или переводе на эту должность библиотекаря, допускается прием на работу (перевод) лиц, уровень квалификации которых не отвечает требованиям квалификационных характеристик, для чего применяются особые положения, содержащиеся в разделе «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования.

Так, п. 9 раздела «Общие положения» Квалификационных характеристик должностей работников образования предусматривает, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомен­дации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие вакансии так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Должности работников в библиотеках учреждений и их функциональные обязанности

При решении вопроса о должностном комплектовании (наименованиях вакансий) библиотек учреждений необходимо учитывать различия в должностных обязанностях библиотечных работников и педагога-библиотекаря.

Должностные обязанности библиотекарей определены квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 30.03.2011 № 251н «Об утверждении Единого квали­фикационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии»» (зарегистрирован в Минюсте России 24.05. 2011, регистрационный № 20838).

Необходимо учитывать, что в должностные обязанности библиотечных работников выполнение педагогической деятельности не входит, поэтому при ее фактическом выполнении с согласия работников такая педработа им должна оплачиваться дополнительно.

Так, при наличии соответствующей подготовки школьные библиотекари, как и иные работники общеобразовательных учреждений (руководители, их заместители, педагоги-психологи, воспитатели и др.), могут осуществлять преподавательскую деятельность по какому-либо учебному предмету, курсу, дисциплине или отдельной теме, которые преду­смотрены учебным планом либо образовательной программой, или вести занятия в кружке.

За преподавательскую работу библиотечным специалистам должна производиться дополнительная оплата в порядке и на условиях, установленных для учителей или педагогов дополнительного образования, в зависимости от ее содержания. При этом преподавательская работа, осуществляемая помимо основной работы в одном и том же образовательном учреждении без занятия штатной должности, не считается совместительством и может с разрешения руководителя учреждения выполняться в основное рабочее время.

Педагогу-библиотекарю , согласно утвержденной квалификационной характеристике, помимо работы с библиотечным фондом и информационными ресурсами вменяется в обязанность педагогическая работа. Онаможет бытьсвязана с участием в реализации основной образовательной программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также с осуществлением дополнительного образования обучающихся, воспитанников по культурному развитию личности, продвижению чтения, поддержке интереса к литературе, развитию словесности и формированию информационной культуры, освоению инновационных технологий, методов и форм библиотечно-информационной деятельности в кружковой, клубной и иных формах работы. Педагогическая работа, входящая в круг основных обязанностей педагога-библиотекаря, не подлежит дополнительной оплате.

При этом следует особо отметить, что по предложению Общероссийского Профсоюза работников образования при согласовании проекта квалификационной характеристики должности «педагог-библиотекарь» из раздела «Должностные обязанности» были исключены такие функции, как осуществление образовательного процесса в соответствии с основной образовательной программой начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, проведение учебных занятий. Эти функции являются прямыми обязанностями учителей и не могут одновременно быть включены в должностные обязанности другого сотрудника, даже если именовать его место«педагог-библиотекарь», поскольку одной из основных его функций остается работа с библиотечным фондом и информационными ресурсами.

Трудовые и иные права и обязанности педагогов-библиотекарей

Согласно приказу Минздравсоцразвития России от 31.05.2011 № 448н должностью «педагог-библиотекарь» дополнен раздел квалификационных характеристик работников образования, именуемый «Должности педработников». Это означает, что вакансия «педагог-библиотекарь» отнесена к должностям педагогических работников.

Вместе с тем отнесение должности педагога-библиотекаря к категории педработников само по себе не означает, что на сотрудника, который будет занимать указанное место, автоматически будет распространяться большинство гарантий, установленных для педработников, поскольку они определяются в зависимости от занимаемого места, типа и вида образовательного учреждения и регулируются как напрямую законодательными актами Российской Федерации, так и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в которые необходимо внести соответствующие дополнения в отношении должности педагога-библиотекаря.

Следовательно, реализация определенных прав, установленных законодательством Российской Федерации для педработников, в настоящее время находится в прямой зависимости от того, насколько оперативно будут внесены необходимые дополнения в соответствующие подзаконные нормативные правовые акты, и прежде всего:

  • в приказ Минобрнауки России от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (вступил в силу с 4 июля 2011 г.), которым регулируется сокращенная продолжительность рабочего времени педработников;
  • постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педработникам» (с изм. и доп.), которым определяется продолжительность ежегодного основного .

Кроме того, необходимо также внесение изменений и дополнений в другие нормативные правовые акты, которые определяют порядок реализации прав и мер социальной поддержки педагогических работников, предусмотренных и ст. 55 .

Так, педработники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет (досрочно назначаемой трудовой пенсии по старости) до достижения ими пенсионного возраста .

Вместе с тем трудовая пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается досрочно, если работа не менее 25 лет осуществлялась в учреждениях и должностях, предусмотренных Списком работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости. Однако поскольку вакансия педагога-библиотекаря указанным Списком не предусмотрена, работа в этой должности не будет учтена при назначении данной пенсии. Для изменения ситуации требуется дополнение указанного Списка, а в случае положительного решения – наличие требуемого для ее назначения стажа работы в течение 25 лет в определенных должностях в соответствии со Списком.

Педработники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения . Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, устанавливаются законодательством субъектов РФ и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов РФ. Смогут ли педагоги-библиотекари пользоваться указанными мерами социальной поддержки, будет зависеть от принятых в субъектах РФ законодательных и иных подзаконных нормативных правовых актов.

Если педработникам федеральных государственных учреждений размер ежемесячной денежной компенсации в целях содействия их обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями предусмотрен п. 8 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», то педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов РФ, указанная денежная компенсация выплачивается по решению органа государственной власти субъекта РФ в размере, устанавливаемом указанным органом, а педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений – по решению органа местного самоуправления в размере, устанавливаемом указанным органом.

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании» педработники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года , порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения, с учетом перечня должностей, работа в которых засчитывается в стаж непрерывной преподавательской работы. В случае если педагог-библиотекарь будет одновременно вести преподавательскую работу в должности учителя, для реализации этого права на указанных условиях необходимо предусмотреть эту должность в данном перечне.

Педработники образовательного учреждения в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню их профессиональной переподготовки имеют право не реже чем один раз в пять лет проходить профессиональную переподготовку или повышение квалификации. Указанные требования установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Следовательно, должны быть установлены федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки педагогов-библиотекарей, а образовательными учреждениями, реализующими образовательные программы профессиональной переподготовки или повышения квалификации, должны быть разработаны соответствующие программы для педагогов-библиотекарей, учитывая, что в образовательных учреждениях высшего профессионального образования подготовка таких специалистов не осуществляется.

Таким образом, основные права педработников, предусмотренные Законом РФ «Об образовании», а также академические, трудовые и иные права, установленные другими федеральными законами, типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов и иными нормативными правовыми актами, могут быть распространены на педагогов-библиотекарей. Как правило, это возможно только на основании подзаконных нормативных правовых актов, принятие которых должно быть инициировано федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную политику в сфере образования, а также другими уполномоченными органами власти.

Кроме того, необходимо учитывать также, что на педагогов-библиотекарей должны распространяться права и обязанности педагогов, установленные законодательством Российской Федерации.

Аттестация педагога-библиотекаря

К числу обязанностей педагогических работников относится обязанность проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности , которая проводится один раз в 5 лет в отношении педработников, не имеющих квалификационных категорий (первой или высшей). Порядок аттестации педработников государственных и муниципальных образовательных учреждений утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 24.03.2010 № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений» и введен в действие с 1 января 2011 г.

При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 18 указанного порядка не подлежат аттестации педработники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет. Таким образом, специалисты, занимающие должность педагога-библиотекаря менее двух лет, а также получившие первую квалификационную категорию в течение первых двух лет работы в этой должности, не могут быть представлены работодателем для прохождения аттестации с целью подтверждения соответствия занимаемой должности.

К числу прав, связанных с аттестацией, можно отнести право педагога-библиотекаря на прохождение аттестации для установления соответствия уровня его квалификации требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории, которая проводится на основании заявления педагогического работника в установленном порядке. С заявлением о проведении аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории, педагог-библиотекарь вправе обратиться не ранее чем через 2 года после установления ему первой квалификационной категории. При этом всесторонний анализ результатов профессиональной деятельности педагогов-библиотекарей должен осуществляться на основе требований, предъявляемых к квалификационным категориям, а также с учетом особенностей их деятельности по исполнению должностных обязанностей, предусмотренных квалификационной характеристикой.

Условия выполнения педагогами-библиотекарями дополнительной педагогической работы

Помимо педагогической работы, входящей в обязанности педагогов-библиотекарей и не подлежащей дополнительной оплате, эти сотрудники в том же образовательном учреж­дении при наличии соответствующей подготовки могут осуществлять преподавательскую работу по учебному предмету. Такая работа, так же как и для других сотрудников, может быть разрешена в основное рабочее время, поскольку не считается совместительством и подлежит оплате в порядке и на условиях, установленных для учителей.

Регулирование условий оплаты труда педагогов-библиотекарей

Единой системы оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, как это предусматривалось до 1 января 2005 г. при применении на всей территории Российской Федерации единой тарифной сетки, в настоящее время не установлено.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ заработная плата сотруднику в т. ч. педагогу-библиотекарю, устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, доплат и надбавок компенсационного характера (в т. ч. за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), а также системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа трудящихся (выборного органа первичной профсоюзной организации данного учреждения).

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (коллективный договор, соглашения, локальные нормативные акты). А условия оплаты труда, определенные коллективным договором (соглашениями, локальными нормативными актами), не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Так, в соответствии со ст. 144 ТК РФ муниципальные учреждения должны устанавливать системы оплаты труда, определенные коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Указанные документы не должны противоречить нормам федерального законодательства.

Следовательно, должны быть внесены соответствующие изменения в региональные и муниципальные нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников образования, а также в коллективные договоры учреждений и положения об оплате труда в школе.

Из изложенного следует, что регулирование вопросов оплаты труда педагогов-библиотекарей, в т. ч. при выполнении работы в сельской местности, будет осуществляться по-разному: с учетом норм законодательных и иных нормативных правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления (в т. ч. в зависимости от их финансового положения), а также с учетом локальных нормативных актов, принятых непосредственно учреждениями.

Кроме того, необходимо учитывать, что если система оплаты труда специалистов образовательного учреждения строится на основе профессиональных квалификационных групп должностей работников образования, утверж­денных приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», то должность педагога-библиотекаря данным приказом в настоящее время не предусмотрена. Следовательно по этой должности не определен и квалификационный уровень, в соответствии с которым определяется дифференциация размеров должностных окладов (ставок заработной платы) педагогических работников.

Учитывая это обстоятельство, Общероссийский Профсоюз работников образования предложил Минобрнауки России отнести должность педагога-библиотекаря к четвертому квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы должностей педработников, а также подготовить необходимые проекты нормативных правовых актов, связанных с регулированием прав и мер социальной поддержки в отношении педагогов-библиотекарей, о которых было указано авторами в настоящем комментарии.

Секретарь-заведующая правовым отделом аппарата Общероссийского Профсоюза работников образования Ж.П. Осипцова

Эксперт аппарата Общероссийского Профсоюза работников образования В.Н. Понкратова

Реализация трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников

Вера Понкратова, эксперт Общероссийского Профсоюза образования, Сергей Хмельков, зам. зав. правовым отделом, главный правовой инспектор труда Центрального совета Общероссийского профсоюза образования

Вложенные файлы

  • Должностная инструкция педагога-библиотекаря.pdf
Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.