Конспект логопедического занятия по лексико-грамматическим категориям. Тема «Перелётные птицы

Валентина Ряднина
«Перелетные птицы. Осень». Конспект подгруппового логопедического занятия

МБДОУ «Центр развития ребенка детский сад «Колокольчик»

6636160 с. Кожевниково Томской области ул. Октябрьская 57 т. 8(38244) 22634

Тема : «Перелетные птицы . Осень »

Конспект подгруппового логопедического занятия

по развитию лексико-грамматического строя

с использованием здоровьесберегающих технологий

в старшей группе для детей с ОНР

–учитель- логопед .

Тема : «Перелетные птицы »

Цель : Развитие лексико-грамматического строя речи у детей на лексической теме «Перелетные птицы »

Задачи :

Коррекционно-обучающиее :

Закреплять знания детей о птицах нашего края ;

Развивать представление детей о причинах перелетов птиц (перелетные , зимующие, кочующие) ;

Формировать умение детей отличать птиц от других животных ;

Развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже;

Развивать и обогащать словарный запас детей;

Формировать грамматически правильную речь у детей.

Коррекционно - развивающие :

Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;

Развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление, творческое воображение;

Развивать темп и ритм речи;

Коррекционно - воспитательные :

Формировать положительную установку на участие в занятии ;

Формировать навыки общения, взаимодействия, чувства доброжелательности;

Формировать заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

Закреплять умение бережного отношения ко всему живому, к природе.

Словарная работа : перелетные , зимующие, кочующие, насекомоядные, оседлые

Материалы и оборудования

1. Презентация, мультимедийное оборудование.

2. Зеркало.

3. Птички на ниточках.

4. Перья разной формы, цвета, размера, ножницы, стаканчики с водой;

5 Снежинка, солнышко и карточки с изображением птиц .

5. Птичка- игрушка

Предварительная работа :

Чтение книги Л. Н. Толстого «Умная галка» , беседы по иллюстрациям птиц нашего края и прослушиванием щебета птиц нашего края . Изучение темы «Жилища птиц и животных » .

Планируемые результаты :

Ребенок сформировал длительную воздушную струю.

Развита мелкая моторика.

Ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

Ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности

У ребенка формируется заботливое отношение к птицам ; желание помогать птицам в трудный для них период.

У ребенка закрепляется умение бережного отношения ко всему живому, природе.

У ребенка сформировано отличительные особенности птиц и животных

У ребенка развито представление о причинах перелетов птиц .

У ребенка развита грамматически правильная речь

Этапы Цели Ход занятия Действия детей

I. Организационный момент «Круг радости»

Организовать детей на познавательную деятельность. –Добрый день, дорогие ребята! У меня сегодня прекрасное настроение и я хочу его передать всем вам . А поможет мне в этом – этот «волшебная птичка» .

–Я приглашаю всех вас в «круг радости» сказать друг другу добрые пожелания, передавая из рук в руки эту «волшебную птичку» .

Желаю счастья и добра всем детям с самого утра.

Кто скажет, что это за птичка? Дети передают друг другу птичку и произносят добрые пожелания

II. Беседа по картине «Осень »

(Слайд 2) Ребята, какое время года изображено на картине?

Вот и наступила осень . Какие изменения произошли в природе?

Почему стало мало птиц ?

Каких птиц вы знаете ?

Куда улетают птицы осенью ?

Как называются птицы , которые улетели на юг?

Каких вы знаете перелетных птиц ?

-Осень Дети : (перечисляют признаки осени ) .

Дети : исчезли насекомые, а птицы , которые питаются насекомыми, улетели в теплые края.

Дети : (перечисляют птиц ) .

Дети : на юг.

Дети : перелетные птицы .

Дети : перечисляют…

III. Ш Артикуляционная гимнастика (слайд 3)

Посмотрите на этих птиц , какие они все разные, и размер, и окраска, и даже форма клювов у них разная.

Вот ласточка : клюв у нее маленький вытянутый. Давайте улыбнемся ей и покажем, какой у нее клюв.

А вот у утки и у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.

Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв?

И крылья у птиц разные : у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий. (Покажем нашим язычком, всех птичек)

Дети выполняют упражнение перед зеркалом

«Улыбка – Трубочка» (повторяем упр. 3 раза)

Упражнение «Лопатка»

(повторяем 3 раза) --длинный острый, похож на иголку. Иголочка» (повтор упр. 3 раза)

Упражнение «Качели» (повтор упр. 5 раза)

Упражнение «Часики» (повтор упр. 5 раз)

IV. Дыхательная гимнастика

(слайд 4)

Мы с вами знаем, зачем собрались птицы на этой полянке .

Давайте посмотрим, как же они научились летать (дети берут птиц на ниточках ) . Чтобы ваша птичка полетела надо на нее подуть, но сделать это надо правильно, вдыхаем воздух носом, плечи не поднимаем, легко выдыхаем ротиком и не надуваем щеки. Дети выполняют дыхательную гимнастику

V. самомассаж лица

(слайд 5) Ручки растираем и разогреваем, Потирание ладоней, хлопки.

И лицо теплом своим нежно умываем. Ладонями проводить по лицу сверху – вниз.

Грабельки сгребают все плохие мысли. Граблеобразные движения пальцами от

середины лба к вискам

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро. Растирать ушные раковины по краю снизу

вверх и наоборот

Их вперёд сгибаем, Нагибание ушных раковин вперед .

Тянем вниз за мочки, Оттягивать уши вниз за мочки.

А потом уходим пальцами на щёчки, Пальцы перебегают на щёки .

Щёчки разминаем, чтобы улыбались, Губки разминаем, чтобы улыбались

Как утята к утке клювики потянем, Вытягивание обеих губ вперёд.

Разомнём их мягко, не задев ногтями, Большими и указательными пальцами

разминаем обе губы.

Уголками губ мы щёчки поднимаем, Средние пальцы рук – в уголках рта и по

очереди поднимать то правый, то левый угол рта

А потом от носа мы к губам стекаем. Спиралевидные движения средних пальцев

рук от крыльев носа к уголки рта по носогубным складкам

Губки пожуем мы, Покусывание верхними зубами нижней губы и наоборот.

Шарики надуем, Надувание щёк и похлопывание по ним так, чтоб губы удерживали воздух.

И губами вправо – влево потанцуем. Указательные пальцы укладываются на губы // друг другу и двигаются навстречу или врозь друг другу.

Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит. Кулачком стучать по верхней губе, затем по нижней губе, язык перемещать под губами то вверх то вниз.

Тянем подбородок и его щипаем,

А потом по шейке ручками стекаем. Поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большими и остальными пальцами

VI. Вхождение в тему

(слайд 6, 7,8) -С наступлением холодов осенью начинается перелет птиц , вот как об этом написано в стихотворении Е. Благининой :

Скоро белые метели

Снег подымут от земли.

Улетают, улетели, улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел,

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел.

Лист качается узорный,

В синей луже на воде.

Ходят грач с грачихой черные

В огороде, по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи,

Улетают, улетели, улетели и грачи.

Ребята, о каких птицах это стихотворение ?

Первыми улетают от нас быстрокрылые птицы . Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки.

Они улетают в конце августа.

А почему они так рано улетают, как вы думаете?

Да, эти птицы питаются насекомыми , они называются насекомоядными.

А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц ? (слайд 8) Дети : о перелетных .

Пропадают многие насекомые

Ласточка, камышевка, скворец, жаворонок, мухоловка.

VII. Сообщение темы и цели занятия . Так о ком мы сегодня поведем речь?

А о каких птицах мы будем говорить ?

О птицах

О перелетных

VIII. Мотивация к познавательной деятельности (слайд 9) А чем же птица отличается от животного? - перья у птицы , а у животного шерсть.

Клюв у птицы , а у животного пасть с зубами

У птицы 2 лапы , а у животного 4

У птиц есть крылья и они почти все летают, а у животных нет и они не летают

IХ. Образование притяжательных прилагательных

(слайд 10)

Поднялись птицы высоко-высоко в небо! (слайд «Небесные прятки» ) Давайте возьмем бинокли и рассмотрим их хорошенько (пальчиковое упражнение «Бинокль» )

Попробуйте угадать, кто спрятался за облаками?

Чей хвост виден за синим облаком?

Какая птица спряталась за розовым облаком?

Чей клюв вы видите?

Чье крыло вы видите за голубым облаком?

А теперь скажите какие из них насекомоядные?

Молодцы! Помашем птицам , до свидания птицы ! До весны!

Дети изображают бинокль и рассматривают облака на слайде 10.

Это хвост ласточки – ласточкин хвост

Это клюв аиста – аистиный клюв

Крыло журавля – журавлиное крыло

Насекомоядная ласточка

Х. Открытие нового

(Слайд 11, 12) В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.

И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц (слайд 12)

Высоко летят стаи птиц , с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат : «До свидания, до радостной встречи весной!»

Гусь, утка, лебедь, пеликан

ХI. Развитие внимания

(слайд 12) Игра «Прилетели птицы » ,

(если это не птицы - хлопаем в ладоши )

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи…

Что не правильно?

Воспитатель : А мухи – это кто?

Вы правы. Ну что ж продолжим.

Прилетели птицы :

Аисты, вороны,

Галки, макароны.

Прилетели птицы :

Голуби, куницы.

А куницы - это кто?

Прилетели птицы :

Голуби, синицы,

Чибисы, чижи,

Галочки, стрижи,

Аисты, кукушки…

Даже совки – сплюшки…

что такое? Не плюшки, а совки – сплюшки (это птицы )

Дети хлопают.

Дети : мухи.

Дети : насекомые

Дети хлопают.

Дети хлопают.

Животные

Дети хлопают.

XII. Физминутка

(Слайд 14) Птичья зарядка Дети выполняют

XIII. Открытие нового

(Слайд 14) А вы знаете как летят птицы . Когда улетают в теплые края?

-Вот смотрите : журавли летят клином- впереди вожак- самый сильный журавль.

Утки, гуси и лебеди летят вереницей.

Ласточки, грачи, скворцы летят стаей.

XIV. Эксперимент Развитие речевого дыхания, внимания

(слайд 16-17)

Ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.

Чем различаются перья?

Каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.

Что случится, если сейчас подует ветерок? Возьмите по 1 перышку и подуйте на него.

Если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.

Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?

Перья защищают птицу от воды и сырости .

Подумайте, зачем нужны птицам большие перья ?

Для чего им нужны маленькие перышки?

Теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?

Часто можно встретить очень красивых птиц . (слайд 17)

У большинства птиц ярко окрашены только самцы.

Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.

Посмотрите, какие красивые бывают птицы . Дети : цветом, размером, формой.

Дети показывают

Дети дуют на перышки

Дети : перья летят, они легкие.

Дети мокают перо в стакан и смотрят.

Дети : нет, вода скатилась капельками.

Дети : чтобы летать.

Дети : для тепла.

Дети : перья разные по цвету.

Они украшают птиц .

ХV. Физминутка. Игра «Птицелов »

(слайд 18) Играющие выбирают себе названия птиц , крику которых они могут подражать. Встают в круг, в центре которого – птицелов с завязанными глазами. Птицы ходят , кружатся вокруг птицелова и произносят :

В лесу, во лесочке,

На зеленом дубочке,

Птички весело поют.

Ой! Птицелов идет !

Птицелов хлопает в ладоши , играющие останавливаются на месте, и водящий начинает искать птиц . Тот, кого он нашел, подражает крику птицы , которую он выбрал. Птицелов угадывает название птицы и имя игрока .

Играющий становится птицеловом .

Правила игры : Играющие не должны прятаться за предметы, встречающиеся на пути. Игроки обязаны останавливаться на месте точно по сигналу.

Дети весело играют

XVI. Образование прилагательных

(Слайд 19) - Не все птицы улетают , есть те, которые остаются с нами зимовать.

Как они называются?

Каких вы знаете зимующих птиц ?

Предлагаю поиграть в игру «Где зимуют птицы

Перед вами карточки , на которых слева изображена снежинка, а справа – солнце. Ваша задача – из предложенных маленьких карточек выложить на левую сторону зимующих птиц - к снежинке , а где солнышко – перелетных .

Дети : зимующие, оседлые.

Дети : (перечислят зимующих птиц нашего края ) .

Дети раскладывают карточки

XVII. Экологическое воспитание

(слайд 20) А почему говорят, что зима трудное время для птиц ?

Как можно проявить о них заботу зимой?

Что можно использовать в качестве корма для птиц зимой ?

Действительно, зима – трудное время для птиц , особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма . Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.

Нужно поддержать птиц , сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.

Некоторые ребята со своими родителями и мы с вами тоже изготовили кормушки.

И я предлагаю, чтобы и вы с родителями изготовили кормушки для птиц , и мы развесим их на деревья перед вашими окнами , а вы пообещайте, что каждый день будете выносить пищу и наблюдать, какие птицы прилетают к вашим кормушкам -Птицам холодно , голодно

Хлеб, зерно, сало, семечки

Да, мы поговорим с папой, чтобы вместе с ним сделать кормушку для птиц .

ХIV Рефлексия

(слайд 21) - Каких вы запомнили перелетных птиц ?

Чем птицы отличаются от других животных?

Для чего птицам нужны большие перья ? А маленькие?

Спасибо, вы сегодня хорошо поработали.

Дети : …

Дети : …

Дети : …

ХV Ритуал прощания

«Солнечные лучики» А сейчас встанем все в круг, протянем руки в центр круга, соединим их, тихо постойте с закрытыми глазами и почувствуйте себя теплым солнечным лучиком, который согреет зимой и наших зимующих птичек.

Дети встали в круг, закрыли глаза и тихо постояли.

Тема: «Перелетные птицы»

Цели: Уточнять и расширять знания детей о перелетных птицах, их внешних признаках, особенностях поведения осенью. Познакомить с понятиями: «стая», «клин», «вереница». Упражнять в образовании приставочных глаголов, притяжательных прилагательных, подборе антонимов.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, память, внимание, логическое мышление, общую и мелкую моторику.
Воспитывать умение выслушивать ответы других детей, не перебивая

Оборудование: Презентация «Перелетные птицы», перья, силуэты птиц на магнитах, магнитная доска, контурные изображения птиц, фломастеры, массажная дорожка: дерево, подушки - «кочки», гимнастические дуги, ребристая доска.

Ход занятия:

1. Организационный момент:

Дефектолог: - О каком времени говорится в этом стихотворении?
- По каким признакам вы догадались?
- Ребята, а вы знаете, как называются птицы, которые улетают от нас осенью в теплые края?

2. Сообщение темы:

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Наступила осень, и в жизни птицам начинается самая ответственная пора, они собираются в дальнюю дорогу. А вы хотели бы узнать, как птицы готовятся к отлету? Тогда я предлагаю вам совершить экскурсию в лес. Там, на самой большой поляне открылась специальная школа по подготовке птиц к отлету. Вы хотите там побывать? Тогда отправляемся в дорогу, путь нам предстоит не близкий и очень сложный. Будьте внимательны, запоминайте дорогу.

3. Образование приставочных глаголов по совершаемому действию.

На полу расставлено оборудование: дерево, подушки - "кочки", гимнастические дуги, ребристая доска. Дети и дефектолог идут по массажной дорожке, проговаривая свои действия: дошли, перешли, обошли и т.д.
Дефектолог: По лесной дорожке зашагали ножки -
Шли, мы шли к дереву пришли, его вокруг мы обошли (обойти дерево )
Шли, шли к болоту подошли, смело по кочка его перешли (перешагивание по подушкам - «кочкам» )



По дорожке шли, шли, до горы дошли
Чтобы дольше нам пройти, надо в гору нам войти.
В гору смело мы вошли, вышли, и опять пошли (проходят под гимнастическими дугами )
Вновь преграда на пути, надо реку перейти
Мы на мостик зашли, речку быстро перешли
Долго шли мы по дорожке, как устали наши ножки,
Вижу лес я впереди, надо до него дойти.

Слайд №1,2
Дефектолог - Вот, ребята, мы и добрались с вами до лесной поляны, где открылась летная школа для перелетных птиц. Вот сколько собралось здесь разных птиц. Вы узнали их? Назовите птиц, которых вы видите (Дети перечисляют птиц):
- Я вижу аиста.
- Я вижу журавля… и т.д)
- А как называют этих птиц? (перелетные птицы)

4 . Формирование лексико-грамматических категорий. Слайд №3

Слайд №4.

Дефектолог: Да, ребята, очень много птиц собралось. Скажите, птицы похожи друг на друга или отличаются? Да, все птицы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Назовите, какие одинаковые части тела есть у всех птиц? Дети по очереди отвечают:

Вы молодцы, все птицы имеют одинаковое строение, но все равно очень отличаются друг от друга. Они бывают крупные и мелки, имеют различную окраску оперенья, даже форма клюва у всех разная Давайте сравним птиц. Например, ласточку и лебедя

Слайд №5. Игра «Скажите наоборот».

Цель: Упражнение детей в подборе антонимов.
У ласточки туловище мелкое, а у лебедя… (крупное).
Ласточка маленькая, а лебедь ….(большой).
У ласточки клюв короткий, а у лебедя … (длинный).
У ласточки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).
У ласточки хвост длинный, а лебедя …(короткий).
У ласточки крылья черные, а лебедя …(белые).

5. Артикуляционная гимнастика с применением биоэнергопластики

Слайды №6, 7,8,9. (выполнение гимнастики с сочетанием работы языка и рук )
- Посмотрите на ласточку еще раз - клюв у нее маленький вытянутый. Давайте её по приветствуем и улыбнемся ей (артикуляционное упражнение «Улыбка»), а теперь покажите какой у неё клюв (Упражнение «Трубочка»)

. Упражнение «Улыбка - Трубочка» (повторяем упр. 3 раза)
- А вот у лебедя клюв широкий и похож на лопатку.
Клюв у лебедя хорош,
На «лопатку» он похож.

. Упражнение «Лопатка» (повторяем 3 раза)
- Теперь посмотрим на аиста и журавля, какой у них клюв? (длинный острый, похож на иголку)

. Упражнение « Иголочка» (повтор упр.3 раза)
Узкий клюв у птицы нашей
Мы «Иголочку» покажем

. Упражнение « Лопатка - Иголочка» (повтор упр.3 раза)
- И крылья у птиц разные: у больших птиц и крылья большие и размах у крыльев широкий.
Как «качели» вверх и вниз,
Машут крылья наших птиц

. Упражнение «Качели» (повтор упр. 5 раза)
А у ласточки вот так
Словно часики «тик -так»

. Упражнение «Часики» (повтор упр. 5 раз)

6. Упражнение на дыхание: «Перышко».

Посмотрите, кто-то обронил перышки, наверное, птички летали и перышки потеряли. Давайте мы на них подуем. (Дуем на перышки на выдохе произносим: «Пф-пф…», затем на длительном выдохе « Чье перо улетит дальше»)

7. Гимнастика для глаз: «Журавль». Слайд №10.

А вот и директор летной школы, какой он важный, ходит по поляне и следит за порядком. Давайте и мы вместе с ним посмотри, чем занимаются птицы.

8. Расширение и уточнение словарного запаса по теме.

Ребята, Журавль приглашает нас на свое первое занятие
Слайд №11.
- Скажите, вы знаете, как птицы готовятся к отлету? (собираются в стаи).
Правильно, птицы одного вида собираются в стаи и выбирают себе вожака. Самую отважную и умную птицу. (Аудиозапись голосов птиц)
- Ребята, птицы так расшумелись, уж очень всем хочется стать вожаком, давайте мы им поможем. Посмотрите, перед вами лежат рисунки птиц, но их надо дорисовать и мы сможем узнать, кого птицы выбрали себе вожаками.

Формирование графических навыков. «Обведи и назови»

Будьте внимательны, вам необходимо соединить последовательно все точки на рисунке.
- А перед работой давайте разомнем пальчики.

Пальчиковая гимнастика:

Молодцы, какие же птички у вас получились?
- А вы, хотите побывать вожаками своих стай? (Раздаю медальоны с изображением птиц).
- Каждый вожак должен уметь построить своих птичек перед отлетом определенным порядком.

Демонстрация слайдов

№ 12. Это летит журавль. Журавли очень крупные птицы и размах крыльев у них очень большой, поэтому в полете они выстраиваются клином. Вот так.
№ 13. Это летит гусь. Гуси выстраиваются в полете друг за другом - вереницей. Вот так.
№ 14. Это летит ласточка. Ласточка маленькая птичка и одной ей очень трудно преодолеть такой сложный путь,поэтому все маленькие птички перелетают одной большой стайкой. Вот так.
№ 15. Дети повторяют построение птиц
- Давайте и мы с вами попробуем выстроиться:
- клином
- вереницей
- стайкой
Дефектолог:- У вас на столе лежат конвертики, найдите своих птичек и выстроите их нужным порядком. Будьте внимательны.

9. Развитие координации движения в сочетании с текстом.

Молодцы, я вижу, уже все готовы к отлету, и нам осталось посетить последнее занятие по предполетной подготовке.

Ровным кругом друг за другом мы идем за шагом шаг.
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе сделаем вот так… Ходьба и маршировка по кругу
Отряхнулись как умеем, Движения по тексту
Вытянем свои мы шеи.
Посмотрели, оглянулись,
Шеи в плечики втянулись.
Встали смирно, подравняйтесь
И за мною повторяйте.
Крылья вверх, не ленись,
Все присели, крылья вниз.
Снова крылья поднимаем,
А потом их опускаем,
Снова дружно все присели,
Очень сильно зашипели: ш-ш-ш…

10. Дидактическая игра «Чей, чья, чьи» Слайд №16.

Вот и улетели птицы! Как высоко они поднялись, их уже и трудно рассмотреть! Давайте попробуем угадать, какая птичка, за каким облаком спряталась?
- Какая птица скрылась за синим облаком? Чей хвост виден? (это ласточкин хвост)
- А кто спряталась за розовым облаком? Чей клюв вы видите? (гусиный клюв)
- Чье крыло вы видите за голубым облаком? (журавлиное крыло)
- А кто за серым облаком? Чьи там лапки? (гусиные лапки)
- Все выше и выше поднимаются в небо птицы! Давайте с ними попрощаемся. До свидания, до встречи весной!

11. Подведение итога.

Ну что ребята, птицы улетели и нам пора возвращаться к себе. Скажите, теперь вы узнали, как птицы готовятся к отлету? Что же они делают? (Ответы детей)

Рефлексия «Перышко».
- Ребята, Журавль нам на память оставил перышки, с которыми мы играли, а взять его себе сможет тот, кто расскажет, что понравилось ему в лётной школе.

Конспект итогового логопедического занятия по формированию грамматического строя речи на тему «Перелетные птицы»

Коррекционно-образовательные цели:

— закрепить представление о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни, части тела, умение обобщать;

— продолжать расширять и активизировать словарь по теме (перелетные птицы, грач, грачиха, скворец, скворчиха, кукушка, лебедь, журавль, журавлиха, ласточка, жук, гусеница;

— пассивный словарь: проворный, примостилась, касаточка;

— продолжать совершенствовать грамматический строй речи(образование существительных с суффиксами -ат, -ят);

Образование множественного числа существительных в именительном падеже;

Коррекционно — развивающие цели:

— продолжать развивать речевую активность, связную и диалогическую речь; слуховое и зрительное внимание, восприятие, мышление, артикуляционную и общую моторику;

Коррекционно-воспитательные цели:

— продолжать формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативность, воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование : предметные картинки перелетных птиц, магнитофон, мольберт, указка, волшебная палочка.

Предварительная работа:

Чтение стихотворений, рассказов о перелетных птицах,

— разучивание пальчиковой игры « Ласточка»;

— загадывание загадок;

— рассматривание картинок;

(дети сидят полукругом)

— Ребята сегодня у нас необычное занятие, сказочное и полное разных, чудес. Чудеса поможет совершить вот эта волшебная палочка. Стоит взмахнуть ею, сказать волшебное слово и произойдет чудо. Вы хотите увидеть чудо? Тогда все закройте глаза и считайте со мной до трех. 1-2-3 — чудо произойди! (Включается запись со звуками леса, пением птиц).

— Ну, что чудо произошло? — Да!

— Ребята, мы с вами попали в сказочный лес! Послушайте, кто же это так поют?

— Это птицы!

Если снег повсюду тает, День становится длинней.

Если все зазеленело,

И в полях звенит ручей. Если солнце ярче светит. Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла… (весна).

— Да, с приходом весны все оживает вокруг. Зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Домой возвращаются перелетные птицы, улетавшие на зиму в теплые края. А какие птицы прилетели? Вы их узнаете, отгадав загадки. Слушайте внимательно.

Черный, проворный, Кричит: «Крак!» Червякам враг.

На шесте дворец, Во дворце певец, А зовут его…

(скворец).

По поднебесью веревка протянулась.

(Журавль).

Не ворона, не синица,- Как зовется эта птица? Примостилась на суку, Раздалось в лесу «ку-ку».

(Кукушка).

— Молодцы! (выставляю на наборное полотно птиц).

— А как, этих птиц можно назвать одним словом?

— Каких еще перелетных птиц вы знаете?

— Почему они называются перелетными?

— Молодцы! А теперь мы с вами поиграем в игру «Чем мы угостим?». Я буду называть птицу, а вы должны сказать, чем они питаются.

— Грача — червяком, журавля — рыбой, скворца — жуком, ласточку — комаром, кукушку — гусеницей.

— Молодцы! Знаете, чем питаются наши птицы!

А теперь встали возле своих стульчиков, поиграем с нашими пальчиками. (Проводится пальчиковая гимнастика «Ласточка»).

Ласточка, ласточка,

Милая касаточка,

Ты где была,

Ты с чем пришла?

За морем бывала,

Весну добывала.

Несу, несу

Весну — красну.

— Поиграем еще в одну игру, это игра называется «Назови сколько птенцов?»

Я вам показываю картинку, где нарисована взрослая птица и ее птенцы, а вы должны сказать, как эта птица называется и сколько с ней птенцов.

— У кукушки один кукушонок.

— У скворчихи два скворчонка.

— У грачихи три грачонка.

— У журавлихи четыре журавленка.

— У лебедя пять лебедят.

— Молодцы! Следующая игра называется « Чего не хватает?» Вы должны отгадать чего не хватает у птицы.

— У птицы не хватает клюва и т.д.

— Молодцы ребята! Вы мне сегодня очень понравились. А что вам сегодня запомнилось больше всего?

— О чем мы сегодня с вами говорили?

— Почему они называются перелетными птицами?

— Молодцы! Вы знаете птенцов перелетных птиц, живущих в наших лесах, знаете, как называются взрослые птицы и ее птенчики, чем они питаются, можете определить из каких частей состоят птицы.

(Раздается стук. Сюрпризный момент — появляется скворец).

— Кто же это к нам в гости пришел, вы узнали его?

— Да, я скворец. Я пролетал мимо вашего детского сада и услышал, что вы так много знаете о нас перелетных птицах и мне это очень понравилось. Я за хорошие ваши познания хочу вручить вам подарки эти раскраски, в которых изображены птицы. Я вижу, вы любите природу и будете заботиться о нас.

Учитель-логопед

МАДОУ №12

г. Учалы, респ. Башкортостан

Загирова Альбина Шавкатовна

В ряду задач, стоящих перед системой дошкольного образования, важное место занимает . Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ребенку высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Психолого-педагогические исследования в коррекционной педагогике показывают, что в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция к увеличению числа детей со сложными нарушениями речевого развития.

В непосредственной образовательной деятельности (НОД) задачи подобраны таким образом, чтобы развивать речь детей, знакомить с окружающим миром, развивать все психические процессы.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей логопедической группы старшего дошкольного возраста по теме: «Перелетные птицы»

Цель: Уточнить знания детей о весне и прилетающих птицах.

Образовательные задачи: Уточнить и расширить представления детей о весне, о приметах весны и о том, какие птицы являются перелётными; продолжать учить детей образовывать уменьшительно – ласкательные имена существительные; учить понимать образный смысл загадок; продолжать учить чётко и полным предложением отвечать на вопросы (познание, коммуникация).

Развивающие задачи: Развивать связную речь детей, обогащать их словарь; интерес к жизни пернатых; высших психических функций (логическое мышление, речь, память, воображение, мелкая моторика, слуховое и зрительное внимание, память (музыка, коммуникация, физическая культура).

Воспитательные задачи: Воспитывать любовь к родной культуре, традициям; доброе, бережное отношение к пернатым друзья, продолжать знакомить детей с художественными произведениями (познание, социализация, чтение художественной литературы).

Интеграция образовательных областей: познание, социализация, музыка, физическая культура, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

Беседы на темы: «Перелётные птицы», «Наши пернатые друзья», «Приметы весны» и др.; рассматривание иллюстраций, репродукций картин на весеннюю тему; чтение художественной литературы С.Городецкий «Как птицы учились строить гнёзда», Т. Нужина «Ласточка», «Воробьи», чтение русских народных песенок, закличек на весеннюю тематику; загадывание загадок про времена года, птиц, животных; прослушивание аудиокассет «Голоса природы», «Звуки окружающего мира»; дидактические и подвижные игры: «Совушка – сова», «Зимующие и перелётные», «Воробушки», «Когда это бывает», «Покажи без слов» и др.

Проведение НОД:

1. Мотивация.

Дети входят в зал и становятся вокруг воспитателя.

Воспитатель:

Светает рано по утрам.
Проталины и тут и там,
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечникам летят.
Звенят под крышами капели
Медведь с еловой встал с постели.
Всех солнышко теплом ласкает,
Кто это время года знает?…. (весна)

2. Сообщение темы:

Воспитатель: После холодной зимы пришла к нам снова весна.

Сегодня мы собрались здесь, чтобы Весну – Красну встречать, первых птиц в гости ждать. Давайте с вами представим, что мы попали в весенний лес. Весной в лесу всё оживает, просыпается и наполняется тысячами различных звуков.

Опустилось на землю тихое: ″Ау!″
На неведомом суку вздрогнуло: ″Ку-ку!″
Застучало по стволам: ″Тук-тук!″
Лес встаёт навстречу нам: ″Кто там?″

Давайте с вами присядем на стульчики и послушаем звуки и голоса весеннего леса.

3. Работа по теме:

Когда и где так поют птицы? (Весной, когда прилетают).

Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

22 марта – это день, когда начинают прилетать жаворонки. Раньше в домах пекли из теста этих птиц, раздавали их детям. А дети с жаворонками выбегали на пригорки и кричали:

Жаворонки, прилетите,
Студёную зиму унесите,
Тёплую весну принесите.
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела.

Таким образом, дети закликали, то есть звали жаворонков, а вместе с ними и Весну – Красну. Предлагаю вам тоже позвать весну.

А какие птицы прилетают весной? (Скворцы, грачи, стрижи, ласточки, жаворонки, утки, лебеди, горихвостки.) По ходу того, как дети отвечают, воспитатель выставляет картинки на ноутбуке (слайды 4-13).

Как одним словом можно назвать этих птиц? (Перелётные)

Кто знает, какие названия имеют эти птицы и как их отличить от других?

(У ласточки голова, крылья, спинка чёрные, а грудка белая, клюв маленький, хвост как две косички.

У иволги жёлтое оперение, а крылышки и кончик хвоста – чёрные.

Скворец весь чёрный, клюв у него острый, а грудка в белую блестящую крапинку. И т. п.

Игра «Назови птиц ласково».

Назовите птиц ласково. Что они делают? Отвечая на вопрос изменяйте слово “летает”.

Скворец – скворушка…(вылетает)

Соловей – соловушка…(улетает)

Кукушка – кукушечка…(прилетает)

Журавль – журавушка…(подлетает)

Грач – грачик…(залетает)

Строение птиц.

Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

Упражнение «Скажи одним словом»

Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ответом.

У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/. У аиста длинный клюв, он … /длинноклювый/. У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/. Ласточка любит тепло, она … /теплолюбивая/. У ласточки острые крылья, она … /острокрылая/. У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.

Воспитатель: — А как же они находят дорогу на юг и обратно сюда? /не знаем/.

Оказывается, некоторые птицы улетают ночью, другие днем. Но перед полетом они совершают пробные полеты, больше обычного едят, нагуливают жирок – в полете им подкрепиться негде. В полете они ориентируются на звезды, а если небо затянуто облаками и звезд не видно, то они ориентируются на магнитные колебания Земли.

Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками», все вместе; некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника; другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию. Наверное, это зависит от повадок птиц: некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу (слайды 14-16).

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Дети выделяют птицу, которая «заблудилась» (Слайды 17-21).

Пальчиковая игра «Птички»

Пальчики – головка, крылышки – ладошка. (Ладони повернуть к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены, как бы цепляются друг за друга, большие пальцы – головка, остальные сомкнутые пальцы – крылья. Помахать крыльями, полетать и т. д.)

Воспитатель: Действительно, весной солнце уже не только светит, но и греет. Возвращаются птицы перелётные и несут на своих крылышках весну. Сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете этих птиц. Есть такая игра – «Зимующие и перелётные птицы», давайте в неё поиграем.

Игра «Зимующие и перелётные птицы»

Дети надевают шапочки птиц – перелётных и зимующих; в середине зала стоят Солнышко и Снежинка. Птицы бегают врассыпную под музыку, со словами:

Птички летают,
Зерна собирают.
Маленькие птички,
Птички – невелички.

После этих слов музыка заканчивается и ″перелётные″ птицы должны собраться около Солнышка, а ″зимующие″ около снежинки.

Упражнение «Продолжи предложение, найди причину»

Первыми осенью улетают на юг птицы, которые питаются насекомыми, потому что … /насекомые прячутся и им нечем питаться/. Дятла можно назвать лесным доктором, потому что …/он достает жучков и насекомых из-под коры/. Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что …/она не вьет себе гнезда/. Все люди любят слушать соловья, потому что …/он красиво поет, заливается/. и др. Весной перелетные птицы прилетают назад, потому что … /им нужно выводить птенцов/.

Ребята, как вы думаете, почему птиц называют друзьями человека?

(Приносят пользу). Птицы радуют нас своим щебетанием, людям веселее, радостнее жить.

А что произойдёт, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?

(Произойдёт экологическая беда. Некому будет защищать парки, сады, леса от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат все урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. Мы никогда не услышим их чудных песен и т. д.)

Спасибо вам, наши верные друзья – птицы! За то, что вы возвращаетесь к нам, на свою родину.

Анализ занятия:

Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?

О каких новых перелетных птицах вы узнали?

Что интересного мы узнали о кукушке?

Как они находят дорогу в теплые края и обратно к нам?

Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!

Дата______________ Класс________

№ Урока___________

Тема: Перелетные птицы

Коррекционно- образовательные цели:
- Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.
- Расширение словарного запаса по лексической теме,
- Совершенствование грамматического строя речи.

Коррекционно- развивающие цели:
- Развитие зрительного, слухового внимания, логического мышления.
- Развитие общей и мелкой моторики.
- Формирование навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности.

Коррекционно-воспитательные задачи:
- Воспитание любви к животному миру.

Оборудование: карточки с изображением зимующих и перелётных птиц, цветные карандаши, картинки с изображением перелетных птиц, рабочие тетради.

Ход занятия

1.Пальчиковая гимнастика.

Тили-тели, тили-тели, (Машут ладошками).

На юг птицы улетели.

Улетела скворушка-

Серенькое перышко.(Поочередно загибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки).

Жаворонок, соловей

Торопились, кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж.

Все собрались, улетели, (Машут ладошками).

Песни грустные запели.(Указательным и большим пальцами делают клюв «Птицы поют»).

2. Артикуляционная гимнастика. «Как язычок спас ворону от кошки».

Стоял теплый осенний денек. Однажды, возвращаясь из магазина, Язычок присел на скамейку и стал любоваться природой. Неожиданно он услышал, как закаркала старая ворона: «Кар-кар-кар!» Он огляделся по сторонам (упр. «Часики») и раскрошил маленькую булочку Вдруг совсем рядом с ним опустилась большая черная ворона. Она сложила крылья и стала гордо расхаживать. Кивая головой вверх и вниз, ворона подбирала хлебные крошки с земли (упр. «Качели»).

Язычка очень рассмешила эта горделивая птица, и он стал ее передразнивать (упр. «Утиный клювик» втянуть щеки и удержать зубами, двигать губами как «клювиком»). Не успела ворона подобрать все крошки, как из-за дерева появилась сердитая кошка (упр. «Сердитая кошка»). Ворона испугалась и взлетела в небо и стала долго кружить(упр. «Варенье»: облизать губы слева направо). Язычок, напротив, не испугался. Он налил кошке свежего молока в блюдце (упр. «Чашечка») и дал ей немного полакать (лакать молоко как кошка).

Совсем скоро кошка выпила все молоко, и блюдце оказалось пустым (упр. «Чашечка»). Вымыв свои лапки, ушки и мордочку (упр. «Варенье»), кошка залезла на дерево и крепко заснула.

Немного погодя, ворона опустилась на землю и доклевала оставшиеся крошки (упр. «Качели»).

Когда Язычок возвращался домой, то он с улыбкой вспоминал, как спас старую ворону от сердитой кошки (упр. «Улыбочка»- «Сердитая кошка»).

3. Дыхательная гимнастика «Птичка лети»

Размещаем бумажную птичку на ладони. Делаем короткий носовой вдох и длительный, целенаправленный ротовой выдох. В результате птичка слетает с ладони. Упражнениеп повторяется 4-5 раз.

4. Беседа о перелётных птицах.

Логопед: Ребята, как можно назвать одним словом птиц, которых мы назвали, выполняя пальчиковую гимнастику? (Перелётные птицы).

Почему их называют перелётными? (Их называют перелётными, потому, что на зиму они улетают в тёплые края).

Почему они улетают в теплые края? (Боятся холодов, не могут добывать корм, замерзают водоёмы)

Какие рассказы и сказки вы знаете о перелетных птицах? («Дюймовочка», «Гуси-лебеди», «Лиса и журавль», «Серая шейка», «Гадкий утёнок»).

5. «Не ошибись».

Логопед предлагает детям сесть за столы.

На столах карточки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: "Нужно обвести красным карандашом всех перелётных птиц и обосновать своё действие."

Ребёнок: «Я обвел ласточку, потому, что ласточка перелётная птица».

«Я обвел журавля, потому, что журавль перелётная птица».

6. Игра «Где птичка? »

Логопед: Я буду передвигать птичку, а вы мне будете говорить, где она сейчас находится. «С чего слетел скворец? » «К чему подлетел скворец? »

7. Игра «Назови части тела птицы».

Работа с мнемотаблицей «Перелетные птицы».

Логопед: Ребята, рассмотрите изображение птиц, скажите, какие у них есть части тела. Отвечаем полным предложением.

У птиц есть голова. У птиц есть два крыла.

У птиц есть две лапы. У птиц есть хвост.

У птиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

6. Игра «Найди звук».

Логопед предлагает детям подойти к доске. На столе, возле доски лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Логопед: Ребята, каждый из вас, должен выбрать перелётную птицу и прикрепить её на доску. (дети выполняют задание).

Логопед: А теперь нужно назвать каждую птицу, определить первый и последний звук в слове и разделить слово на слоги.

1-ый ребенок: Это аист. Первый звук в этом слове [А]. Последний звук [Т]. В слове АИСТ-два слога.

2-ой ребенок: Это кукушка. Первый звук в этом слове [К]. Последний звук [А]. В слове КУКУШКА-три слога.

3-ий ребенок: Это цапля. Первый звук в этом слове [Ц]. Последний звук [Я]. В слове ЦАПЛЯ-два слога.

7. Работа в тетрадях

Логопед: А теперь давайте с вами подпишем наши птиц и выделим звуки которые мы с вами искали.

8. Итог занятия. Логопед уточняет у детей, как называются перелетные и зимующие птицы и почему, как определить первый и последний звук в слове.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.