Классный час соревнование "весна идёт!" Учитель. Классный час для учащихся начальной школы на тему: «Весна стучится в окна» Учитель: Чеснокова Ирина Сергеевна МОУ ООШ д

Классный час во 2 классе

«Весна – чудесная пора»

Цели и задачи: уточнить и расширить знания детей об изменениях в природе весной; учить понимать природу, видеть ее красоту и беззащитность, относиться к ней бережно, с любовью и уважением .

Оборудование: весенние пейзажи русских художников; фотографии и рисунки перелетных птиц, первоцветов, цветущих деревьев.

Ход классного часа:

Учитель:

Каждая пора года хороша по-своему. Сегодня мы будем говорить о самом чудесном времени года. Отгадайте, о каком:

Зеленоглаза, весела
Девица- красавица.
Нам в подарок принесла
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство, чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы -

Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ...
(Весна)

Весну с особенным волнением ждёт каждый человек. А. П. Чехов так выразил это чувство: «С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна».

Весна в нашей Воронежской области начинается не сразу, и не враз она показывается во всей своей красе. Первый период – это ранняя весна. Её именуют предвесеньем.

Ученик:

Ещё метет ночами вьюга,

Еще морозно поутру,

Но по-весеннему упруго

Березки гнутся на ветру.

Зима умаялась, устала,

Весна – красна идет во двор.

Подходит время вербам талым

Рядиться в праздничный убор. (Н. Грачев «Ледоход»)

Отгадайте, какой месяц весну начинает:

Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
Воробей погоде рад -
Заглянул к нам месяц...
(март)

Этот месяц начинает календарную весну.

Ребята, знаете ли вы, с какими природными явлениями связано наступление весны? Отберите из предложенных явлений те, которые открывают весну.

Снегопад, зной, ледоход , листопад , капель , прилет птиц , вьюга, радуга , таяние снега , иней, увеличение долготы дня , метель , разрушение санного пути , ледостав.

Ученик:

Всем известно нам, конечно,
Что ходить не может лёд,
Но вчера на нашей речке
Был, однако -... (ледоход)

Ученик:
- О марте народ говорит:

Март морозом на нос садится.

Кто в марте сеять не начинает, тот о своём добре забывает.

Звучит романс С. Рахманинова «Весенние воды»

- Весна угадывается не только по яркому солнцу и неумолчной капели, но и по прилету наших пернатых друзей.

Ученик:

Раззвонив капелью ликующей

О своем возвращенье домой,

Из-за всех морей существующих

Птиц приводит она за собой.

(Г. Лутков «Птицы»)

- Какие птицы прилетают к нам весной первыми?

    Всех перелётных птиц черней,
    Чистит пашню от червей.

(Грач)

Ученик:

От самой ещё заставы,
Из-за берёзовых тихих дач,
Послышался окрик его картавый.
И сразу весь город увидел:
- Грач!
Ах, ветка родная!
Он дома, он дома! -
И с лёта,
Прокаркав привет детворе,
Усталый, счастливый,
Наш старый знакомый
Садится на тополь на нашем дворе

    О ком эта загадка?

На шесте - дворец, во дворце - певец.

(Скворец)

Ученик:
Ждет гостей высокий клен -
Дом на ветке укреплен.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов...
В синем небе щебет слышен.
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц еще вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поем:
- Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нем!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: - Ура!
Удивительное дело:
Все семейство улетело

(А. Барто «Скворцы прилетели»)

    Отгадайте следующую загадку:

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песни и полет

Вошли в стихотворения!

Хочет – прямо полетит,

Хочет – в воздухе висит,

Камнем падает с высот

И в полях поет, поет.

(Жаворонок)

Ученик:

Прямо в пашне прячется застенчиво,
А вспорхнёт -
и целых полчаса,
Вроде окрылённого бубенчика,
Медленно
уходит в небеса.
Повисает точкой-невидимкою
И звенит над вашей головой,
Над полями,
Над прозрачной дымкою,
Над ковром ромашки луговой...
Льётся звон.
Столбы ровняют линию.
Трактора рокочут горячо.
А подпасок смотрит в небо синее,
Перекинув кнут через плечо.

(С. Смирнов «Жаворонок»)

21 марта на всей земле день равен ночи: у нас, в северном полушарии, наступает весеннее равноденствие. Этот день считается астрономическим началом весны.

В конце марта в лесах Воронежской области начинается сокодвижение у кленов, а вслед за этим и у берез. Это явление знаменует собой фенологическое начало весны.

( Фенология – раздел биологии, изучающий закономерность и периодичность явлений в жизни животных и растений в связи со сменой времен года.)

- По-настоящему весенним у нас бывает месяц, о котором говорится в загадке:

Мишка вылез из берлоги,
Грязь и лужи на дороге,
В небе жаворонка трель -
В гости к нам пришел...
(апрель)

Ученик:

Идет синеглазый и солнечный,

Идет нараспашку апрель,

Идет по дороге проселочной

И птицам дарует свирель.

(П. Касаткин «Апрель»)

Ученик:

- Народная мудрость гласит:

Где в апреле река, там в июле лужица.

Апрель с водой, май с травой.

Исполнение песни Ю.Энтина, Е. Крылатова, «Крылатые качели»

Ученик:

И от этого тепла

В наступленье рванулась весна –

Взрывы почек леса оглашают,

Всем по сердцу такая весна,

Потому что цветы побеждают.

(И. Мирошников «Подснежник»)

Учитель:

Тысячи цветов украшают землю, но первые подарки весны – наши скромные первоцветы, особенно волнуют тонким ароматом и восхищают своей нежной красотой.

- Отгадайте, какие это цветы:

Я гадаю, что за цвет -
Одуванчик или нет?
Если он, то очень странно,
Почему цветёт так рано!?
(Мать-и-мачеха)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

Ученик:

Плакала снегурочка,

Зиму провожая.

Шла за ней печальная,

Всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала,

Трогая березы,

Выросли подснежники –

Снегурочкины слезы.

(Т. Белозеров «Подснежники»)

Цветок – как бубенчик,

Беленький венчик,

Цветет он не пышно,

Звенит ли – не слышно. (Ландыш)

У Надежки две одежки:

То в розовом платье,

То в синем халате.

(Медуница)

Раннецветущие растения требуют нашей заботы и бережного отношения. Нельзя рвать эти цветы. Без них лес, луг станут беднее, а вместе с ними станем беднее и мы, так как лишимся их нежной красоты. Кроме того, некоторые из раннецветущих растений, такие как мать-и-мачеха, ландыш, являются лекарственными.

Учитель:

    Отгадайте, в каком месяце весна является во всей своей красе?

Сад примерил белый цвет,
Соловей поет сонет,
В зелень наш оделся край -
Нас теплом встречает...
(май)

Ученик:

- О мае народ говорит:

Май, май, да шубу не снимай.

Цветущий май – настоящий май.

Как в мае дождь, так и будет рожь

Учитель:

Страстный любитель природы нашей области Кирилл Ермолаев в своей замечательной книге «Лесные мгновения» называет весну порой обновления и очень тепло пишет об этом третьем периоде весны. В теплые майские деньки «расцвела черемуха, развернул листья ландыш, а лекарственная купена нарядилась в сережки, да такие красивые, что даже самые взыскательные женщины-модницы им позавидуют».

А теперь мы проведем игру «Продолжай не зевай!» на знание пословиц и поговорок о весне.

(Дети по очереди говорят пословицы и поговорки о весне, которые они нашли к занятию.)

Как не злись метелица, всё весной повевает.

Весною день упустишь, годом не вернешь.

Кто спит весною - плачет зимою.

Вода потекла, весну принесла.

Весна красна цветами, а осень снопами.

Весна днем красна.

Весной - ведро воды, ложка грязи; осенью - ложка воды, ведро грязи.

Прилетела бы чайка, а весна будет.

Весенний день год кормит.

Матушка – весна всем красна.

Солнце светит, солнце сияет – вся природа воскресает.

Готовь сани с весны, а колёса с осени.

Одна ласточка не делает весны.

Вода с гор потекла – весну принесла.

Весенний день – что ласковое слово.

Весна цветы рассыпает, зима снег простилает.

Весной часом отстанешь - днем не догонишь.

Наряди пень в весенний день, и пень хорош будет.

Весной дождь парит, осенью мочит.

Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.

Весна – наши отец и мать, кто не посеет, не будет и собирать.

Сегодня не тает, а завтра Бог знает.

Ветер снег съедает.

Весна и осень на пегой кобыле ездят.

Весенний лед толст, да прост; осенний тонок, да цепок

Учитель:

Убранство весенней земли всегда нарядно и празднично. Весна с новой силой будит в нас сыновние чувства, умножает любовь к Родине.

Ученик:

Цветет над тихой речкой яблоня,

Сады, задумавшись, стоят.

Какая Родина нарядная,

Она сама как дивный сад!

Играет речка перекатами,

В ней рыба вся из серебра,

Какая Родина богатая,

Бежит волна неторопливая,

Простор полей ласкает глаз,

Какая Родина счастливая,

И это счастье – все для нас!

(В. Боков «О весне»)

Исполнение песни А. Пришельца, Д. Кабалевского «Наш край»

Учитель:

Дорогие ребята! Берегите красоту природы, лелейте ее зеленые ростки и растите их до могучих деревьев, плодоносящих нив и полей.

Классный час на тему «Весна – чудесная пора!»

Цели: уточнить и расширить знания детей об изменениях в природе весной, учить видеть красоту природы, относиться к ней бережно, с уважением.

Оборудование: презентация, музыка, видео, пословицы и поговорки о весне.

Ход классного часа:

Здравствуйте ребята! Начать наш классный час я хочу со стихотворения, послушайте его и скажите - о каком времени года в нем говорится:

Зеленоглаза, весела
Девица-красавица.
Нам в подарок принесла
То, что всем понравится:
Зелень - листьям,
Нам - тепло,
Волшебство, чтоб все цвело.
Вслед ей прилетели птицы -
Песни петь все мастерицы.
Догадались, кто она?
Эта девица - ... (Весна)

Совершенно верно.

Итак, тема нашего сегодняшнего классного часа: «Весна - чудесная пора!»

Люди всегда любили весну и ждали ее прихода. А вам нравится это время года? (Хорошо) В честь весны из года в год устраивали праздники, торжественные встречи весне. Например, праздник масленицы, который подводит итог зиме и открывает весну.

Сегодня мы с вами отправимся в весеннее путешествие , выясним, что вы уже знаете о весне, а также узнаете много нового и интересного.

Станция «Весенние месяцы».

Отгадайте, какой месяц начинает весну?

Ручейки бегут быстрее,

Светит солнышко теплее.

Воробей погоде рад,

Заглянул к нам месяц…. (март )

Март начинает весну. С какими природными явлениями связано наступление весны? Обратите внимание на экран и отберите только те, которые открывают весну.

Снегопад, жара, ледоход , листопад, капель , прилет птиц , вьюга, радуга, таяние снега , увеличение долготы дня , проталины .

Почему опасно выходить на лед весной? Как помочь человеку, который провалился под лед?

Просмотр видеоролика

По настоящему весенним бывает месяц, о котором говорится в загадке:

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель -

В гости к нам пришел…. (апрель ).

А теперь отгадайте, в каком месяце весна является во всей красе?

Сад примерил белый цвет,

Соловей поет сонет,

В зелень наш оделся край -

Нас теплом встречает …. (май ).

Станция «Пословицы, поговорки и приметы о весне».

Объясните смысл пословиц.

О марте:

Март- зиму кончает, весну начинает.

Март и снегом сеет, и солнцем греет.

О апреле:

Где в апреле река, там в июле - лужица.

Апрель с водой, май с травой.

О мае:

Как в мае дождь, так и будет рожь.

Цветущий май – настоящий май.

Станция «Поэтическая».

Учащиеся читают стихи о весне.

Станция «Музыкальная».

Прослушивают пьесу П.И. Чайковского «Подснежник».

Только что вы услышали произведение Петра Ильича Чайковского под названием «Подснежник». Какую картину вы представили, слушая музыку?

Станция «Прилет птиц».

Одной из примет весны является то, что с юга начинают прилетать птицы. Отгадайте, какая птица прилетает первой?

Что за весенняя черная птица

Трактору чуть ли не на нос садится.

Кто там за плугом носится вскачь?

Это птица весенняя … (грач )

Гнездо свое он в поле вьет,

Где тянутся растения.

Его и песня и полет

Вошли в стихотворения. (жаворонок )

Я выступаю перед всеми, как молодой весны гонец

Я рад увидеться с друзьями, ну а зовут меня… (скворец )

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка )

Молодцы, все загадки отгадали. А теперь послушайте интересное про птиц.

1. Самые быстрые птицы соколы и стрижи. Стриж летает со скоростью 170 км/ч, а сокол – 300 км/ч.

2. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

3. Грач способен уничтожать за день 400 червей и вредителей растений.

4. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

5. Многие птицы – санитары леса. Например вороны, галки и многие другие способствуют оздоровлению местности.

6. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

7. У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц, а за лето она поедает 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

8. Каждая сова уничтожает за год около 100 грызунов.

9. Голубей и ласточек в древности использовали как почтальонов, прикрепляя к ним важные сообщения.

Станция «Игровая».

Физкультминутка (видео )

Станция «Цветочная».

Тысячи цветов украшают землю, но самые первые подарки весны – наши скромные первоцветы, особенно волнуют тонким ароматом и восхищают своей красотой.

Отгадайте, о каких цветах идет речь:

Первым вылез из землицы

На проталинке

Он мороза не боится, хоть и маленький. (подснежник )

Подснежники занесены в Красную книгу.

Я гадаю, что за цвет –

Одуванчик или нет?

Если он, то очень странно,

Почему цветет так рано? (мать-и-мачеха )

Цветок, как бубенчик,

Беленький венчик,

Цветет он не пышно,

Звенит ли, не слышно. (ландыш )

Раннецветущие растения требуют нашей заботы и бережного отношения. Нельзя рвать эти цветы. Без них лес, луг станет беднее, а вместе с ними станем беднее и мы, так как лишимся их нежной красоты. Кроме того, некоторые раннецветущие растения, такие как мать-и-мачеха, ландыш являются лекарственными. Ландыш – это маленький лесной доктор. Если из него приготовить лекарство, то оно окажет помощь больному сердцу. А мать-и-мачеха поможет от кашля, при головной боли, для сердца, почек и желудка.

Станция «Викторина».

Ответьте на вопросы:

1.Где ласточки вьют гнезда?

2.Что происходит со льдом на реке весной?

3.У птенцов рот ярко – красный или оранжевый. Почему?

4.Из чего ласточки делают гнезда?

5.Какие цветы появляются первыми весной?

6.Какие птицы прилетают первыми весной?

7.Для чего люди вешают скворечники весной?

8.Почему надо беречь раннецветущие растения?

9.Что появляется на полях, когда тает снег?

10.Во что превращается снег на солнце?

Назовите лишнее слово:

1) Март, январь , апрель, май.

2) Подснежник, ландыш, береза , одуванчик.

3) Мороз , ледоход, сосульки, капель.

4) Заяц, лиса, медведь, собака .

Отгадайте загадки:

1.В голубенькой рубашке бежит по дну овражка. (ручей )

2.Новоселье у скворца, он ликует без конца. Чтоб у нас был пересмешник, смастерили мы… (скворечник )

3.Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает? (весной )

4.Наконец река проснулась, с боку на бок повернулась, затрещал, ломаясь лед, значит скоро…(ледоход ).

Соедини начало пословицы с ее окончанием:

1.Кто спит весною -плачет зимою.

2.Вода с гор потекла -весну принесла.

3.Весна красна цветами, а осень снопами.

4.Матушка весна всем красна.

5.Грач на горе -весна на дворе.

Ира «Раскрась весенние цветы» (распечанные раскраски ).

В завершении нашего классного часа, я хочу попросить каждого из вас по очереди выходить к доске, выбирать один цветочек «желтого цвета» - если вам понравился урок, «розового цвета» - если урок вам не очень понравился, и «зеленого цвета» - если урок вам не понравился. И порошу приклеить этот цветочек на наше «весеннее дерево»

Учащиеся под видео клеят цветы на ватман

Открытый классный час

3.05.2016г.

Классный руководитель «Каневская Е.В.

Тема: «Весна пришла»

Цель:

- Закреплять знания о сезонных изменениях в природе.

Задачи:

Развивать слуховое внимание, быстроту реакции, чувство ритма; совершенствовать умение передавать в рисунке впечатления от окружающего.

Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, умение найти и отметить положительное в танцевальной импровизации товарища.

Технология проектирования.

Интеграция образовательных областей:

Художественно-эстетическая

Познавательная область

Материал:

Раздаточный листы бумаги А3, акварель, кисти, баночки с водой.

Ход проведения

Учитель: Ребята, я вам загадаю загадки, а вы отгадайте о ком пойдет речь

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает? (весной)

Приходит с добром, Веет теплом,

Светом солнечным красна,

А зовут ее (весна)

Учитель: Правильно, ребята. Мы сегодня с вами поговорим о первых признаках весны. Послушайте стихотворение о весне: С. Я. Маршак

Снег теперь уже не тот-

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки.

Учитель: Ребята, скажите, как называется первый весенний месяц. (Март)

А в народе его называли «утром года». Праздновали, встречу весны всегда они собирались и закликали весну. Давайте и мы ребята позовем весну.

Приди к нам, весна, с радостью!

С великой к нам милостью!

Ау, ау, аукаем,

Весну приакуваем.

Март, март-

Солнцу рад!

Апрель, апрель

Открой дверь.

Май, май,

Сколько хочешь, гуляй!

Весна-красна,

Что принесла?

Теплое солнышко,

Красное летечко!

Весна-красна

На чем пришла?

На чем приехала?

На жердочке,

На бороночке,

На овсяном колосочке,

На пшеничном пирожочке!

Учитель: Но весна не торопливо разворачивает свое шествие.

Ребята, как мы узнаем, что идет весна? Назовите мне первые весенние приметы (Солнце высоко, светит ярче; день становится длиннее; небо голубое, ясное; сосульки; снег чернее, тает; звенит капель) .

В народе март называют капельником. Кто может сказать, почему? Отгадайте загадку: «Белая морковка весной растет». (Сосулька)

Ребята послушайте стихотворение про сосульку:

Шаловливые сосульки сели на карниз.

Шаловливые сосульки посмотри вниз.

Посидели. Чем заняться?

Стали каплями кидаться.

Целый день идет трезвон:

Кап-кап, динь-дон!

Воспитатель: Ребята, снег растает, и что мы увидим? (Землю) Какая же она будет после зимы, появившись из-под снега? (Черной, мокрой) А где же трава? Как выглядят деревья, что с ними происходит? (Вода питает землю, корни растений и деревьев, наполняет их влагой). Что можно заметить на деревьях? (На ветках деревьев набухают почки). Вся природа как будто пробуждается от долгого зимнего сна. Какие вы знаете первые весенние цветы? (Подснежники, нарциссы, тюльпаны).

Учитель: Ребята, отгадайте загадки и найдите эти цветы на картинках:

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький (Подснежник)

У него чудесны золотистый цвет,

Он большого солнца маленький портрет.

Что это? (Одуванчик)

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно отгадали. А теперь предлагаю вам немножко отдохнуть.

Физкультминутка:

Солнышко, солнышко, золотое донышко!

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

(Идут по кругу)

Побежал в саду ручей,

(Бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,

(Машут руками)

А сугробы тают, тают

(Приседают)

А цветочки подрастают.

(Руки вверх)

Учитель: А теперь ребята, я предлагаю вам нарисовать весну.

Рисование на тему «Пришла весна прилетели птицы».

Воспитатель: Какие стихотворения о приходе весны вы знаете?

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало,

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала…

Улетела Ласточка!

За тридевять земель…

Возвращайся, Ласточка!

На дворе апрель.

Возвращайся, Ласточка!

Только не одна:

Пусть с тобою, Ласточка

Прилетит Весна!

Учитель: О каких признаках рассказывается в этих стихотворениях? Посмотрите на иллюстрации. Ребята, давайте нарисуем картинку на тему: «Пришла весна», «Прилетели птицы». Продумайте композицию рисунка. Как расположить лист бумаги и изображение на нем? Что можно изобразить? (Деревья, проталины, солнце, гнезда и т. д.) Дети начинаю рисовать. Воспитатель помогает детям придумать композицию рисунка.

Рефлексия.

Учитель: : Ребята, рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые аккуратные, выразительные, и красивые. Что изображено на каждом рисунке?


Классный час на тему: «Весна в музыке, поэзии, искусстве».

Цели классного часа:

1. Прививать любовь и бережное отношение к природе родного края.

2. Показать благотворное влияние природы на душевные качества людей и на музыкальные и поэтические произведения.

3. Формировать эстетический вкус.

Оформление:

Презентация «Картины природы великих художников», выставка сборников стихов о природе, выставка рисунков детей о природе родного края.

Подготовка: Класс делится на группы: художники, композиторы, поэты; каждая группа заранее получает свои определенные задания по подготовке классного часа; дети заранее рисуют рисунки о природе.

Ход занятия .

1 . Ученик читает стихотворение на фоне лесных звуков (фонозапись)

Есть просто храм,

Есть храм науки,

А есть еще природы храм –

С лесами, тянущими руки

Навстречу солнцу и ветрам.

Он свят в любое время суток,

Открыт для нас в жару и стынь.

Входи сюда,

Будь сердцем чуток,

Не оскверняй его святынь.

С. Смирнов

Учитель: Вокруг нас - природа, и мы живем все вместе в одном большом и загадочном мире. Вам нравится этот мир природы? А как можно показать, что именно нравится вам в этом мире? Ответы детей.

Вы, наверное, не задумывались, что у каждого города, деревни есть свои звуки, краски. Вы можете удивиться, но свои звуки, музыка, краски есть и у каждого времени года. Сегодня наш классный час будет посвящен ВЕСНЕ.

2. Работа группы композиторов.

Ученик из группы композиторов.

Послушай, музыка вокруг,

Она во всем – в самой природе.

И для бесчисленных мелодий

Она сама рождает звук.

Ей служит ветер, плеск волны,

Раскаты грома, звон капели,

Птиц несмолкаемые трели

Среди зеленой тишины.

Вот потому-то иногда

Почудится в концертном зале,

Что нам о солнце рассказали,

О том, как плещется волна,

Как ветер шелестит листвой,

Как, заскрипев, качнулись ели…

А это арфы нам напели,

Рояль, и скрипка, и гобой…

Учитель: Людей, которые изображают природу музыкой, называют композиторами , а их произведения: вальсами, сонатами, симфониями, сюитами и т.д.

ПРОСЛУШИВАНИЕ КОНЦЕРТА «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА» ВИВАЛЬДИ

Сообщение ученика о композиторе.

Анто́нио Лючио Вива́льди - итальянский композитор, скрипач, педагог, дирижёр. ПОРТРЕТ

«Времена года» Антонио Вивальди - одно из самых знаменитых его произведений. Произведения «Времена года» было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам каждого времени года.

Концерт Времена года – «Весна» начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Гремит гром. Оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Скрипка иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение, яркость красок свидетельствует о пробуждении природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все оттенки радости – пассажами скрипок!
3. Работа группы художников.

Ученик из группы художников.

Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется …(пейзаж).

Учитель: Есть люди, которые красками пишут живой мир природы, их называют живописцами, а картины – пейзажами.

Ранняя весна. Оттепель, Саврасов ПОРТРЕТ

Сообщение ученика о художнике и его картине.

Наверное, нет более художника в истории русского искусства, который мог бы разглядеть красоту родной природы в любую погоду и в любое время года. Любимая художником АЛЕКСЕЕМ КОНДРАТЬЕВИЧЕМ САВРАСОВЫМ весна, особенно ранняя, по мнению многих не самое привлекательное время для пейзажа. Саврасов же, напротив, именно этому периоду уделял в своем творчестве основное внимание.
Работа полна предчувствия пробуждения. Взволнованные приходом тепла птицы суетятся вокруг старых гнезд, снег полон серовато-желтых тяжелых тонов. Глядя на работу, у нас возникает иллюзия, что снежный покров тает на глазах. Пусть небо еще совершенно зимнее, хмурое и "снежное", но постоянно растущие проталины скоро освободят землю от зимнего ковра.
Церквушка, приземистые избы - еще не вполне освободились от снега, но невидимое на картине солнце уже освободило крыши построек.
Художник использует голубые полутона. Они присутствуют и на небе, и отражаются в снегу и проталинах. Это сама весна - главная героиня картины.

4. Работа группы поэтов.

Ученик из группы поэтов

Я музу юную, бывало,

Встречал в подлунной стороне,
И Вдохновение летало
С небес, незваное, ко мне;
На всё земное наводило
Животворящий луч оно -
И для меня в то время было
Жизнь и Поэзия одно.

Учитель: Есть люди, которые, создают из слов рифмы, вкладывая все свои мысли, переживания, чувства в эти слова. Это – поэты, а создают они стихи.

Ученик читает стихотворение.

Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

"Весна идёт, весна идёт,

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!"

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Сообщение ученика о поэте и его стихотворении.

Федор Иванович Тютчев обладал удивительным даром подмечать любые изменения природы и умел переложить на слова музыку ветра, шелест листьев и шум дождя.

Стихотворение «Весенние воды» создано в 1830 году. Первым признаком приближения весны является особый аромат воздуха, наполненный свежестью и первым теплом. Наблюдая за весной, Тютчев пишет, что «еще в полях белеет снег», однако весь мир уже извещен о том, что на смену холодам идет долгожданная весна. Воды «весной шумя» и весело спускаются с пригорков. Они «будят сонный берег» и устремляются дальше, подпитывая почву холодной влагой. Пройдет совсем немного времени и живописные берега реки, по которым пробежали весенние ручьи, украсят живописные заросли осоки. Но пока весенним ручьям предстоит выполнить очень важную миссию – известить мир о том, что наступает самое важное время года Весна.

Учитель:

Стихи, музыкальные произведения, картины, посвященные природе, оказывают благотворное влияние на душу человека, словно заново открывают ему красоту родной земли, учат бережно относиться к ней.

У писателя К.Г. Паустовского есть такие прекрасные слова: «И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране».

5. Совместная работа групп.

«Времена года» русского композитора Петра Ильича Чайковского - это своеобразный музыкальный дневник, запечатлевший дорогие его сердцу эпизоды жизни, встречи и картины природы. Как позднее вспоминал его брат М. И. Чайковский: «Петр Ильич, как редко кто, любил жизнь…Каждый день имел для него значительность и прощаться с ним ему было грустно при мысли, что от всего пережитого не останется никакого следа.» Этим лирическим чувством композитора, любовью к жизни и восхищением ею и наполнена музыка одного из музыкальных шедевров Чайковского, фортепианного цикла «Времена года».

НА ФОНЕ МУЗЫКИ ЧАЙКОВСКОГО «ВРЕМЕНА ГОДА. АПРЕЛЬ» идет рассказ о картине Левитана.

Весна. Большая вода - Левитан. 1897. Холст, масло.

Любимое художником Исааком Ильичом Левитаном время года на картине «Весна. Большая вода» изображено в период своего самого сильного проявления. Перед нами паводок, захвативший часть прибрежного леса и несколько деревенских построек.
Золотистые охристые тона, которые использует автор для передачи теплеющего весеннего солнца, смешиваются с голубыми оттенками воды и неба. Настроение бодрое, даже веселое. Деревья, вырастающие из воды, словно устремляются навстречу солнцу, небу и теплу, уставшие от зимнего сна, они расправляют свои ветви, как проснувшийся человек, потягиваясь, прогоняет остатки сна и приводит свое тело в "рабочее" состояние.
Водная гладь практически неподвижна. Отраженные деревья зрительно удлиняют картину. Пройдет совсем немного времени и набухшие на деревьях почки лопнут зеленым буйством красок. Все затихло в ожидании этого главного весеннего чуда. Вода и тепло возрождают жизнь.

Весна, весна, как воздух чист...

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

Заздравный гимн весне.

Это стихотворение Евгения Абрамовича Баратынского «Весна, весна! Как воздух чист!».

ПОРТРЕТ
С первых же секунд прочтения чувства и эмоции переполняют, невольно представляешь те самые картины, которые описывает поэт. Шумят ручьи, летают облака, поет жаворонок, река несет лед. Сначала поэт обращает внимание на небо, затем – на реку, после этого – на жаворонка. Темой стихотворения стала весна, точнее её приход. Автор с неповторимой нежностью и трепетностью передает всю красоту, всю необыкновенность этого момента – это и является основной мыслью произведения.

6. Подведение итога занятия.
Учитель: Любое произведение поэзии, искусства, музыки имеет философский подтекст: в душе каждого человека есть пора весны, когда в сердце оживают подобные весеннему ветру надежды, приносящие радость обновления и ожидание счастья.

ПОКАЗ ПРЕЗЕНТАЦИИ «ВРЕМЕНА ГОДА»

СТРОКИ ЗВУЧАТ НА ФОНЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ

Скажи, О, Русская природа,

Чем притягательна так ты?
И почему волнуют сердце
Твои луга, поля, цветы?
Скромна - и столь великолепна
Живая эта красота.
О, Русь моя! - В твоей природе
хранится вечно чистота.

Учитель: Наша русская природа еще десятки, сотни лет будет вдохновлять поэтов, музыкантов, художников на создание прекрасных произведений. Очень важно, чтобы каждый человек научился любить и ценить природу. И жизнь станет для него неизмеримо богаче и интереснее. Он не будет равнодушным, бессердечным человеком

ПЕТР ИЛЬИЧ ЧАЙКОВСКИЙ

1840-1893

АНТОНИО ВИВАЛЬДИ

1678-1741

ИСААК ИЛЬИЧ ЛЕВИТАН

1860-1900

АЛЕКСЕЙ КОНДРАТЬЕВИЧ САВРАСОВ

1830-1897

ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ

1803-1873

ЕВГЕНИЙ АБРАМОВИЧ БАРАТЫНСКИЙ
1800 – 1844

Тема: Здравствуй, весна.

Цель: создание благоприятных условий для воспитания у младших школьников чувства любви к окружающему миру, потребности в сохранении ее природных богатств.

Задачи:

Образовательные : расширить представления обучающихся о природе и ее закономерностях, правилах охраны родной природы.

Воспитательные : формировать у младших школьников чувство патриотизма, гуманного отношения к родной природе и потребности в ее охране;

Развивающие : развивать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление; развивать умение выделять главное, анализировать, делать выводы.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: - самостоятельное выделение и формирование познавательной цели; умение извлекать информацию из текста, схем, иллюстраций; учить видеть необычное в привычном; умение делать умозаключения и выводы в словесной форме; умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Регулятивные: - понимание цели и задач классного часа; планирование своих действий для реализации цели классного часа; умение удерживать внимание на определенном виде деятельности, адекватное восприятие оценок учителя и высказываний одноклассников; умение слушать, когда говорят другие; осуществление познавательной и личностной рефлексии.

Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать другого ученика - партнера по коммуникации; умения отвечать на вопросы учителя; умения участвовать в коллективном обсуждении.

Личностные: воспитание эстетического чувства, любви к окружающей природе, бережное отношение к животным, растениям.

Оборудование: презентация, музыка, раздаточный материал.

Форма: познавательная беседа с элементами викторины.

Ход классного часа

1.Организация начала классного часа.

2.Введение в тему классного часа. Целеполагание

Вступительное слово

У: Ребята, на слайде представлены иллюстрации, как вы думаете, что на них изображено?

У: Времена года.

У: А какое сейчас время года?

У: Какое время года наступит после зимы?

У: Все верно, весна.

Тема нашего классного часа «Здравствуй, весна».

У: Что вы знаете о весне?

3.Познавательная беседа.

У: Назовите весенние месяцы?

Д: Март, апрель, май.

У: Все верно.

Март – первый месяц весны.

Давным-давно, в старину, март называли: Солнечник, Капельник.

У: Почему его так называли?

В марте еще повсюду синевой отливают большие сугробы снега, сильны еще по ночам морозы и бодрит морозное утро, но по тому, как все ярче и теплее пригревает солнце, как с каждым днем звонче и веселее капает капель, мы все явственнее ощущаем приближение красавицы-весны.

Март богат своими приметами и праздниками.

У: Какие вы знаете праздники в марте?

14 марта – "На Евдокию погоже – все лето пригоже". По народным приметам, если на Евдокию идет дождь или снег – лето будет дождливым, и наоборот, солнечный день 14 марта предвещает хорошее, сухое лето.

22 марта – день весеннего равноденствия, День "40 святых". Если день теплый – будет 40 теплых дней, а холодный – 40 холодных. У славян существовало поверье, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц, которые на крыльях приносят весну, поэтому на Руси выпекали из теста весенних птичек – жаворонков, и мазали их сладким душистым мёдом.

Апрель – второй месяц весны.

В народе его называли "месяц-водолей", снегогон, месяц вскрытия рек и половодья, птичьих песен, лесных подснежников.

Древнерусское название этого месяца красивое и звучное – цветень; ведь в этом месяце появляется первая зелень, и зацветают некоторые растения. Наши предки также называли этот месяц берёзозолом, считая его злым для берёз, так как в это время начинали заготавливать берёзовый сок.

В апреле также есть свои особые даты и приметы.

У: Какие вы знаете праздники в апреле?

1 апреля – Международный день птиц. Также на Руси его называли "Дарья-грязные проруби", потому что в это время бурные мартовские ручейки весёлыми потоками устремлялись в реки, пруды, озёра и чистая зимняя водичка становилась взбаламученной: грязной, ни попить её нельзя, ни бельё прополоскать, так как бельё в давние времена полоскали в прорубях.

7 апреля – один из больших православных праздников – Благовещение. В этот день люди выпускали из клеток птиц, веря, что это принесет им много добра, счастья и удачи. Данный обычай сохранился у нас и по сей день.

Месяц май – конец весне, лету начало. Это месяц первых гроз, обновления земли, зеленого шума.

Древнерусское название месяца – Травень. И действительно всё вокруг покрывается зеленью и цветами. Май радует нас приятными запахами, удивляет своей красотой, дарит первую грозу.

Одним из майских праздником в старину был семик, во время которого приветствовали первую зелень и начало летних полевых работ. Важное место в этом празднике занимала любимая всеми берёза, которая считалась символом неисчерпаемой жизненной силы. Девушки заплетали берёзу венками, водили вокруг неё хороводы, "сестрились" – брали её в сёстры за её привлекательность и красоту, которыми она радует всех с ранней весны до поздней осени. В дом приносили березовые веточки, которые засушивали и хранили в укромном месте весь год.

У: Какие вы знаете праздники в мае?

9 мая мы отмечаем прекрасный, почитаемый всеми россиянами праздник – День Великой Победы, день вечной памяти.

24 мая – Вознесение Господне и Мокей Мокрый. Этот день является показателем погоды на все лето. Если этот день дождливый или туманный – то и лето будет сырым – "Мокро на Мокея – жди лета еще мокрее".

И сегодня мы собрались для того, чтобы порадоваться приходу весны, ведь буквально через три дня она настанет и порадует нас своим теплом. Весна – самое прекрасное время года. Это время, когда природа вновь оживает. Ласково светит солнце, зеленеет трава, покрываются листвой деревья, цветут сады, возвращаются к нам с юга птицы. Люди всегда ждут весну, поют о ней песни и читают стихи.

У: Может кто-нибудь знает стихотворения о весне?

У: Сейчас мы вам прочитаем стихотворение Федора Николаевича Глинки «Весна».

Уже душистей стали ели,

И пахнет в воздухе смолой;

Уже луга зазеленели,

И мох кудрится над скалой.

Разделись синие заливы,

И лодки ходят по реке;

Уже заколосились нивы,

И слышно стадо вдалеке...

И воздух полон тишиною,

И как им сладостно дышать!

Так сердце с жизнью неземною

Вдыхает неба благодать.

3. Обобщение полученной информации.

У: А сейчас мы с вами посмотрим видео о весне.

У: Понравилось ли вам видео?

У: Что было на этом видео?

У: А вам нравится весна?

У: Чем она вам нравится?

У: Может быть у кого-то день рождение весной?

У: Хорошо. А вы знали, что птицы на зиму улетают на юг?

У: А вы знаете какие птицы улетают на юг? (жаворонки, грачи, журавли, кукушки, ласточки, лебеди, скворцы, соловьи, цапли, дрозды, пеночка-теньковка, чибисы, славки черноголовые, иволги, малиновки, горихвостки, зимородки, жуланы, мухоловки, зарянки.)

У: Основные причины, по которым птицы улетают зимой на юг – отсутствие еды и холод.

Кроме того, некоторые виды птиц одновременно являются и перелетными и зимующими. Они остаются или покидают места летнего обитания в зависимости от погодных условий. В урожайные годы и при небольших снегопадах зимовать могут свиристели, ореховки, чечетки и снегири. А при неблагоприятной кормовой ситуации они примыкают к тем птицам, какие улетают осенью на юг.

У: Итак, мы с вами вспомнили птиц, которые улетают зимовать на юг, и которые скоро вернутся к нам опять.

У: А сейчас давайте отгадаем загадку.

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький… (подснежник).

У: Все верно, это подснежник.

Может, вы знаете, еще какие-нибудь весенние цветы?

Морозник - название говорит само за себя. Морозник цветет на морозе. Благодаря легенде иногда морозник называют «розой Христа». Впервые он был найден около хлева, где родился Христос, и с тех пор как бы в память об этом событии морозник на юге цветет зимой.

Крокусы - любимые цветы садоводов и озеленителей городов. Расцвели крокусы - значит, пришла весна. Древние греки считали крокус цветком богини утренней зари Авроры, цветком пробуждающейся природы.

Пролеска - едва сойдет снег, появляются голубые цветы пролесок, которые многие неправильно, хотя и заслуженно называют «подснежниками». Большинство видов пролесок имеют ярко-голубые цветы. Полянки цветущих растений в саду напоминают озерца, в которых отражается ясное весеннее небо.

Фиалка - любимейший цветок самых разных народов. О ней слагают стихи и легенды. Ее считают символом нежности, скромности и невинности. Насчитывается более 450 видов фиалок, распространенных по всему земному шару. Самые ранние из них зацветают как только растает снег.

Печеночница - в народе печеночницу называют «перелеской», так как она не любит открытых мест и растет только в лесу. Цветущие печеночницы выглядят очень нарядно, невозможно пройти мимо ярко-голубых пышных букетиков.

У: А сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Спорим»

Учитель произносит фразу, после которой ребята должны хором сказать: «Мы не спорим!», если они согласны с утверждением, или

«Спорим-спорим!», если не согласны. Чтобы не затягивать игру, лучше ограничиться небольшим количеством утверждений:

Осенью идут дожди. («Мы не спорим!»)

Ждет весна нас впереди. («Мы не спорим!»)

Целый день мели метели. («Спорим-спорим!»)

Птицы с юга прилетели. (...)

Лист кленовый опадает.

Ландыш белый расцветает.

Яблоки в саду поспели.

В роще соловьи запели.

Мы капусту посолили.

И каток водой залили.

На полях лежит туман.

В огороде - лишь бурьян.

И каникулы всех ждут.

День Победы тут как тут.

Загорать пойдем гурьбою.

Ждет экзамен нас с тобою.

Дни становятся длиннее.

Скоро будет холоднее.

Лужи стали замерзать.

Птицы стали улетать.

Без конфет нам трудно очень.

Скоро осень, между прочим.

Обману я вас сейчас.

Вы ошиблись много раз.

У: Молодцы. А сейчас мы с вами выполним практическую работу.

Практическая работа.

Включается музыка «Звуки природы в лесу».

Мы раздаем каждому ученику по листочку.

Их задача: под музыку нарисовать природу.

4. Подведение итогов

Что вам запомнилось больше всего на уроке?

Каких вспомнили птиц?

С какими цветами мы познакомились на уроке?

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.