Интервью по компетенциям parla. Компетентный разговор

Не могу не коснуться столь модной темы, как использование компетенций в подборе персонала. Всех секретов от меня не ждите - сам не знаю, также не ждите глубокого погружения в философские основы проблемы - это можно найти в материалах SHL.

Я всего лишь обычный практик и постараюсь здесь по-простому разложить, что такое «подбор по компетенциям» и «как его едят».

Итак, предположим, что вы поддались обаянию модного термина и решили использовать компетенции в подборе и управлении персоналом. Первым делом нужно четко понять, что вначале вам нужна сформированная модель компетенций.

Модель компетенций - это, собственно, выбор тех компетенций, которые вы будете использовать для оценки кандидатов. По поводу того, как эту модель составлять, существует большая неразбериха в умах и в литературе. Я здесь буду рассказывать исключительно о собственной успешной практике, разбавляя ее минимальным количеством необходимой теории.

I. Что такое компетенция?

Опять же, согласованного определения не существует. Лучшие ученые умы придумывают все новые теории и подчас преподают студентам очень интересные вещи.

Я понимаю под компетенцией (и буду использовать данное понимание в этой статье) конкретную желательную поведенческую характеристику человека, которая может обладать различной степенью выраженности. То есть, компетенцией не может называться знание языка программирования, но компетенцией могут быть, скажем, лидерские качества или просто лидерство. Данная поведенческая характеристика должна быть желательной (условно положительной), то есть мы не будем использовать, например, жадность в качестве компетенции. И, наконец, мы должны иметь возможность оценить степень проявления конкретной компетенции для конкретного человека - опять же, про лидерские качества мы можем сказать, что они более или менее выражены.

II. Что такое «модель компетенций»?

Все просто. Модель компетенций - это набор компетенций, который принят для оценки персонала в конкретной компании. Соответственно, построение модели компетенций - это не что иное, как создание такого набора.

Здесь, собственно, возникает и первая проблема: традиционно для создания модели компетенций принято отбирать не более 8(!) компетенций. Однако подчас бывает трудно выстроить оценку всего персонала компаний по всего лишь 8, а иногда и 5 компетенциям. Тем не менее, эти трудности обычно остаются исключительно «на совести» создателей моделей компетенции.

III. Построение модели компетенций

Сразу оговорюсь, что я не буду здесь описывать создание модели компетенций для всей компании, поскольку считаю этот путь компромиссным, неэффективным и вообще не заслуживающим права на существование, за весьма редким исключением. Поэтому я буду описывать исключительно процесс создания модели компетенций для конкретной позиции, что, на мой взгляд, разумно и обоснованно.

И так, не будем далеко ходить, возьмем близкую мне позицию рекрутера в агентстве. Итак, я формулирую, какими поведенческими качествами этот человек должен обладать в моей компании. И вот, что мне кажется справедливым:

  • Ответственность - то есть, способность брать на себя ответственность за достижение результата своей работы.
  • Коммуникабельность.
  • Ориентированность на результат - то есть, способность не забывать про результат.
  • Ориентированность на процесс - то есть, умение получать удовольствие от процесса, даже если вещи идут не так уж и хорошо.
  • Стрессоустойчивость.
  • Умение работать в команде.
  • Навыки убеждения.
  • Гибкость.

Естественно, что в другой компании и в других обстоятельствах компетенции могут быть выбраны другие, но я остановлюсь на этих. Теперь я должен конкретизировать свою модель - выбрать шкалу и определить критерии оценки.

IV. Составление оценочного листа

Для упрощения и чтобы не занимать много вашего времени, я выберу только первые 4 компетенции из своего списка. Итак, оставляем (исключительно в целях тренинга) следующие компетенции: ответственность, коммуникабельность, ориентированность на результат, ориентированность на процесс.

Теперь, опять же, чтобы не особенно себя утруждать, я выберу наиболее простую шкалу с оценками от «0» до «3».

Мне остается проранжировать оценки и сделать опросный лист. Я сделал это в виде формы проведения интервью по компетенциям.

Форма проведения интервью по компетенциям

Итак, подготовительная работа проведена!

V. Подготовка вопросов для интервью

По классическим правилам проведения интервью по компетенциям на каждую компетенцию должно приходиться не менее двух вопросов. Все вопросы при этом должны строиться по модели STAR: Situation (Ситуация) - Task (Задача) - Action (Предпринятые действия) - Result (Результат). То есть, в каждом вопросе рекрутер просит рассказать конкретную ситуацию, в которой кандидат должен был решать определенные конкретные задачи. Чтобы не вдаваться дальше в долгие описания, я сформулирую для примера по 1-ому вопросу для каждой из 4-х компетенций.

  • Ответственность : Вспомните, пожалуйста, и расскажите ситуацию из вашей жизни, когда вы отвечали за некий участок работы и при этом возникли серьезные препятствия к достижению поставленной цели. И далее - по мере рассказа кандидата - рекрутер обязательно должен уточнять Задачу (Task), Предпринятые кандидатом действия (Action) и получившийся результат (Result).
  • Коммуникабельность : Вспомните, пожалуйста, и расскажите ситуацию, когда перед вами стояла трудновыполнимая задача, однако вам удалось ее выполнить за счет прежде всего коммуникативных навыков.
  • Ориентированность на результат : Расскажите, пожалуйста, ситуацию, когда в процессе вашей работы выяснилось, что задача гораздо более масштабна, чем представлялось первоначально.
  • Ориентированность на процесс : Вспомните, пожалуйста, и расскажите ситуацию, когда выяснилось, что для достижения вашей цели необходимо выполнить ряд весьма скучных, однообразных и занимающих длительное время операций.

Ситуационно-поведенческое интервью проводят для выявления информации о индивидуальной компетентности профессионала.

Компетентностью называют его индивидуальные характеристики в выполнении конкретных обязанностей, обосновании проблем, решении задач. Выявив компетенцию специалиста в разрешении конкретных ситуаций на прежнем месте работы, можно прогнозировать его успешность в разрешении сходных проблем на новом месте работы. Ситуационно-поведенческое интервью практикуется обычно в крупных организациях при отборе соискателей на управленческие должности. Такие организации имеют даже специальные центры для целей отбора персонала. Соискатели вакансий оказываются в конкретной, спланированной ситуации, а работодатель имеет практическую возможность наблюдать за его поведением. Существует множество разновидностей ситуационного собеседования. Одной из разновидностей ситуационного интервью является стрессовое собеседование. Соискатель сталкивается с событиями, как правило, вызывающими у человека беспокойство или тревогу. Может быть смоделирована любая ситуация. Например, соискателю предложат сесть на скрипящий шатающийся стул или вовсе со сломанной ножкой. Главное выявить реакции соискателя. Набор испытаний, возможных при таком интервью, фактически неисчерпаем и целиком зависит только от богатой фантазии интервьюеров. Возможно также проведение группового интервью, где группе из 5-10 человек ставится задача в разрешении конкретной ситуации или проблемы.

В практике работы агентства по подбору персонала используют структурированное ситуационно-поведенческое интервью. Его обычно применяют для выявления профессиональной компетенции соискателя.

1. Заранее определяются основные этапы интервью.

2. Вопросы разбиваются на блоки для выявления конкретных свойств личности. Интервьюер заранее готовит варианты вопросов, каждому соискателю задаются одинаковые направленные вопросы.

3. Интервьюер должен быть эмоционально нейтрален. Это дает возможность проверить достоверность полученных данных повторным собеседованием.



4. Вопросы интервью с открытым ответом. Эти вопросы требуют от соискателя большего спектра ответов, чем просто что-то подтвердить или опровергнуть.

5. Наводящие вопросы из собеседования исключаются.

6. Собеседование проводится в одинаковых временных рамках со всеми соискателями.

7. Во время интервью ведущий делает необходимые записи и пометки.

Ситуационно-поведенческое интервью

Ситуационно-поведенческое интервью в основе содержит модель СОПР:

С – ситуация,

О – отрезки,

П – поведенческие характеристики,

Р – результаты.

Цель интервью состоит в выявлении примеров поведенческих навыков по модели СОПР, которая служит для осуществления контроля над процессом интервью.

^ Поведенческая ситуация:

1. Задайте вопрос:

«Можете ли Вы вспомнить какой-нибудь отрезок времени на нынешней работе за последние год-полтора, когда дело, которым вы занимались шло хорошо?»

Это открытый вопрос, под него подходит широкий круг ситуаций, и с его помощью можно вскрыть самые различные типы поведения, к которым прибегает испытуемый для достижения результата.

2. Дайте интервьюируемому время на то, чтобы вспомнить. Скорость ответа никак не влияет на результат интервью.

3. Когда он вспомнит событие, попросите испытуемого разбить это событие на отрезки.

4. После этого попросите испытуемого вернуться к первому этапу и, чтобы получить поведенческую информацию, задайте открытые вопросы:

 Почему возникла эта ситуация?

 Кто в ней участвовал?

 Что вы подумали, почувствовали?

 Что вы сделали, сказали?

 И что из этого получилось? Результат?

Интервьюируемый должен сосредоточиться на том, что он сделал, сказал, подумал, почувствовал.

^ Дополнительные поведенческие ситуации:

Попросите рассказать о двух-трех событиях, в которых поведение интервьюируемого было эффекетивным/неэффективным.

Можете ли вы вспомнить какой-нибудь отрезок времени на нынешней работе за последние1-1,5 года…

Эффективное поведение –

 Когда вы были особенно довольны своей работой;

 Когда вы чувствовали удовлетворение работой;

 Дела шли отлично.

Неэффективное поведение –

 Когда хотели, чтобы дело шло иначе;

 Когда дела шли неважно;

 Когда были по-настоящему расстроены.

^ Целевые вопросы, направлены на выяснение конкретных рабочих качеств кандидата:

Расскажите о том времени, когда вам для выполнения задачи пришлось руководить группой.

^ Расскажите о том случае, когда вам пришлось идти на риск (на достижение цели).

О случае, когда вам представилась возможность что-то сделать (инициативность)

^ Как вы поступаете с распределением неприятной работы (качества руководителя).

Расскажите о ситуации, когда пришлось иметь дело с организационными вопросами.

^ О случае, когда вам для достижения цели по работе надо было произвести на кого-то впечатление (умение влиять на ситуацию).

Как вы удачнее всего помогли подчиненному достичь поставленной цели (способность к обучению).

^ О случае, когда у вас не было достаточно информации или данных для достижения цели (аналитическое мышление).

Случай, как вы действовали в неопределенной ситуации (уверенность в себе).

^ О самом трудном случае общения с клиентом (интуиция при межличностном общении).

Зондирующие вопросы.

Вопросы, которые предлагают кандидату подробнее описать ситуацию (дать больше поведенческих характеристик)

Они применяются для получения дополнительной информации, но ни в коем случае не должны быть наводящими.

^ Расскажите, пожалуйста, подробнее.

Что произошло потом?

А что вы сделали потом?

Что вы думали перед этим совещанием?

Что вы сказали?

Как вы ответили?

Ключевые события обычно дают множество поведенческих характеристик, и поэтому их следует зондировать. Например:

 Конфликтная ситуация с начальником/подчиненным;

 Конфликтная ситуация с клиентом;

 Совещание, где принималось важное решение.

На самом важном этапе интервью стоит учитывать несколько моментов:

 Методики оценки кандидата должны быть разными, каждое предположение стоит проверять 3-4 раза. Если делать выводы на основании только одного ответа по одной методике, то м. легко получить случайный, низкой степени достоверности или неполный ответ.

 Имеет смысл чередовать темы вопросов, это позволяет снизить вероятность получения социально-желательных ответов. Стоит чередовать CASES и вопросы, проверяющие специальные навыки и знания, с вопросами, которые позволяют оценить мотиваторы и модели поведения. В противном случае кандидат начнет сопоставлять свои предыдущие ответы с последующими и попытается «подстроиться» и дать социально-желательные ответы.

 Вопросы необходимо задавать в быстром темпе, устанавливать темп должен интервьюер.

 Процесс записи должен быть организован таким образом, чтобы кандидат не видел, что именно вы пишете, и чтобы вы успевали записывать, пока он говорит, а не делали паузы между вопросами.

 Не стоит задавать много биографических вопросов. Вероятнее всего получите социально-желательные ответы.

Не стоит полностью планировать сценарий интервью заранее: в большинстве случаев имеет смысл варьировать темы и виды вопросов, исходя из ответов и поведения кандидата.

Надоело спрашивать, почему кандидат уволился с предыдущего места работы? А вот вам интервью по компетенциям - последовательно, по четырем группам вопросов и с примерами.

Вопрос подбора «правильных» людей, думаю, будет стоять всегда - независимо от экономической ситуации, популярности удаленной работы и фриланса, IT-революций в рабочих процессах, эффективности обучения и развития в организациях. Ведь ставки очень высоки: сможет ли человек достойно справляться с задачами на новом месте работы? Можно ли провести собеседование и ответить на этот вопрос уверенно или остается лишь играть в русскую рулетку и надеяться на успешность понравившегося кандидата?

Разные виды интервью и ответы на эти вопросы дают по-разному:

  • В ходе биографического интервью рекрутер уточняет, где кандидат работал раньше, какой круг задач решал и почему меняет работу. В итоге - понимает, как можно мотивировать кандидата и какой заинтересованности в конкретной работе от него ждать.
  • Во время метапрограммного интервью рекрутер пытается определить, какие личностные модели поведения (метапрограммы) свойственны соискателю: стремление или избегание, погруженность в процесс или нацеленность на результат и так далее; и на основании этого полагает, пригоден ли человек к определенному виду деятельности. Похожие задачи решает интервью по психологическим особенностям.
  • В кейс-интервью (англ. case - случай) кандидат ставится в гипотетическую рабочую ситуацию. Ему предлагается рассказать, как бы он действовал в описанных обстоятельствах. Такое интервью выявляет в первую очередь качество знаний и профессиональный кругозор кандидата.
  • При поведенческом интервью (behavioral interview, BI, бихевиоральное интервью) рекрутер спрашивает кандидата не о гипотетических проблемах, а о реальных, которые кандидат решал в своей работе. Такой метод выявляет то, как кандидат справляется с определенными рабочими задачами. Иногда поведенческое интервью также называют интервью по компетенциям .

Поведенческое интервью применимо для кандидатов из любой сферы деятельности. В ходе интервью рекрутер собирает полные поведенческие примеры (ППП) из опыта кандидата. Из каждого такого становятся ясны:

  • Ситуация , с которой кандидат столкнулся (situation);
  • Задача , которая стояла перед ним (task);
  • Действия , предпринятые кандидатом (action);
  • Результат , итог ситуации (result).

Эти компоненты легко запомнить по аббревиатуре STAR - S ituation, T ask, A ction, R esult.

Примечание . Существует похожая модель PARLA , сфокусированная на развитии:

  • P roblem - проблема, сложность;
  • A ctio№ - предпринятые действия;
  • R esult - результат;
  • L earned - полученный урок, сделанные выводы;
  • A pplied - как впоследствии применялся этот опыт.

Как правило, достаточно получить по 2–3 полных поведенческих примера (ППП) для каждой интересующей компетенции, тогда картина опыта выходит более-менее ясной. Чтобы собрать валидные ППП и сделать вывод о компетенциях кандидатов, важно учитывать некоторые тонкости. Для каждой группы вопросов они свои.

Вопросы о ситуации (S) - «Расскажите о ситуации, в которой…»

Четко определите, опыт решения каких задач вам интересен.

Иногда можно отталкиваться от списка компетенций, но этого, как правило, недостаточно.

Например, если необходимо оценить компетенцию «Привлечение клиентов» при подборе менеджера по корпоративным продажам. То ответ на вопрос «расскажите, как вы привлекли нового клиента» может оказаться недостаточно информативным. Отвечая на подобные «свободные» вопросы, кандидат называет первые вспомнившиеся примеры, содержательности которых может попросту не хватить для оценки.

О более интересных ситуациях можно услышать, если задавать вот такие вопросы:

  • Расскажите о самом крупном потенциальном клиенте, с которым вы вели переговоры.
  • Расскажите о самых сложных переговорах с потенциальным клиентом.
  • Привлеченные вами клиенты. Какой случай вы считаете самым выдающимся за последние полгода?
  • Ваша самая большая неудача в привлечении новых клиентов за последние шесть месяцев.

Когда мы спрашиваем о самом большом достижении в этой компетенции, то оцениваем нынешний «потолок» кандидата, ведь у кого-то самый золотой клиент имеет годовые обороты 100 тыс. рублей, а у другого - 10 миллионов.

Спрашивая о сложностях, трудностях и неудачах, мы узнаем, что кандидат делает для разрешения таких ситуаций, оцениваем широту его инструментария, умение им пользоваться.

Наиболее полные достоверные примеры приходятся на последние 3–6 месяцев. Более ранние мозг привычно «архивирует», отбрасывая детали (которые нам-то очень нужны).

Примеры S-вопросов для некоторых компетенций:

Область

Компетенция

Примеры S-вопросов

Управление людьми Наем Расскажите, как вы искали работника, которого наняли последним.
Расскажите о ситуации, в которой вам было сложнее всего найти нужного специалиста.
Обучение на рабочем месте Расскажите о ситуации, в которой вы обучали подчиненного какому-либо навыку. Почему такая потребность возникла?
Вспомните самый сложный за последние полгода случай, связанный с обучением ваших подчиненных на рабочем месте.
Расскажите о случае, вспоминая который вы можете гордиться тем, как обучили вашего подчиненного.
Мотивация Вспомните случай, когда вам нужно было добиться от сотрудника большей отдачи.
Ваш подчиненный потерял интерес к работе. Расскажите об этом.
Оперативное руководство Вспомните ситуацию, когда необходимо было в кратчайшие сроки организовать выполнение каких-либо работ.
Вспомните, как вы столкнулись с серьезной проблемой при постановке задач подчиненным.
Вспомните, когда вам пришлось менять режим контроля над выполнением задач.
Делегирование Приведите пример ситуации, когда вы делегировали свою обязанность вашему подчиненному.
Личная эффективность Расстановка приоритетов Вспомните, как на вас свалилось сразу несколько крупных задач и пришлось решать, какие из них делать в первую очередь. Расскажите об этом.
Вспомните случай, когда вам было непросто решить, каким из двух важных вопросов заняться.
Принятие решений Самое сложное решение, которое вы приняли на работе за последние полгода.
Какое из ваших решений за последние полгода было самым креативным?
Приведите пример ситуации, когда вы приняли ошибочное решение.
Продажи Переговоры об условиях Вспомните ситуацию, в которой вы наиболее активно торговались.
Вспомните случай, когда клиент активнее всего просил скидку или отсрочку.
Холодные звонки Вспомните, как вам нужно было договориться о встрече с незнакомым человеком из незнакомой компании.
Каким своим холодным звонком вы гордитесь больше всего?
Коммуникации Командная работа Вспомните, как вам нужно было кооперироваться с коллегами для решения общей задачи.
Когда вам было сложнее всего работать в команде?
Конфликтные ситуации Какая ситуация при общении стала для вас наиболее эмоционально напряженной?
Вспомните, как вы общались с агрессивно настроенным собеседником.

Очень важно, чтобы мы получали от кандидата описание конкретного поведенческого примера, а не общую информацию в духе «у меня часто были такие ситуации; и самое главное, чтобы…».

Иной раз на этапе S-опроса мы сталкиваемся с тем, что кандидат не может привести нужный пример.

Тогда можно пару раз задать вопрос иначе. Если и это не дает результата, то у кандидата нет опыта разрешения таких ситуаций.

Кандидат приводит примеры «не из той оперы»: спрашиваем про делегирование, а кандидат рассказывает об обычной постановке задач подчиненным. В этом случае нужно разъяснить задаваемые вопросы и убедиться, что кандидат правильно понимает, о каких ситуациях мы спрашиваем. Тогда он может либо привести подходящие примеры, либо подтвердить, что не сталкивался с подобными ситуациями и не имеет опыта их разрешения.

Вопросы о задаче (T) - «Какая задача перед вами стояла?»

Без знания задачи, которая стояла перед кандидатом в конкретной ситуации, бывает сложно оценить адекватность его действий. К примеру, кандидат сообщает: «клиент попросил 14 дней отсрочки, и я предложил ее, если клиент согласится заказывать у нас также газонокосилки на 200 [тысяч] ежемесячно, и его это устроило». Если задачей кандидата было расширение ассортимента, то это плюс в его переговорные компетенции, а если задача состояла в снижении отсрочек - то минус.

Кроме того, без знания задачи невозможно оценить успешность решения проблемы.

T-вопросы ставятся в трех основных формулировках:

  1. Какая задача стояла перед вами?
  2. Какую задачу вы бы поставили себе в этой ситуации?
  3. Что было для вас главным в этой ситуации? [Чего вам было важнее всего добиться?]

Вопросы второго и третьего вида хороши, когда обсуждаются действия кандидата, которые он предпринял для решения проблемы самостоятельно (без указания руководства).

Вопросы о действиях (A) - «Что вы сделали?»

Конкретные действия кандидата - это, пожалуй, самая содержательная и интересная часть его рассказа. Здесь нужно понять, как именно кандидат решает задачи, о которых мы узнали из T-вопросов. Для создания полной картины рекрутер должен задавать уточняющие вопросы, раскрывающие практический опыт кандидата, например:

  • Что именно вы сделали?
  • С какими трудностями вы столкнулись?
  • Что именно вы сказали?

Эта часть интервью требует от рекрутера умения возвращать обсуждение в нужное русло, придерживаться формата.

Отклонения в интервью А-вопросы для уточнения Нужный формат
Неконкретное описание действий:
«Я убедил клиента»
Что именно вы сказали?
Как аргументировали?
Описание конкретных действий кандидата:
«Я рассказал клиенту, как облегчит его заграничный отдых карта Gold»
Обобщение:
«Я в таких ситуациях всегда стараюсь найти доводы, чтобы убедить клиента»
Какие доводы вы нашли в конкретном случае?
Что вы сказали клиенту?
Кандидат рассказывает о «мы»-опыте:
«Мы поговорили с клиентом, рассказали ему о преимуществах карты Gold для путешествий, и он согласился»
Что лично вы сделали?
Что сделали именно вы, а не ваши коллеги?

A-вопросы будут слегка различаться в зависимости от типа компетенций, например:

Типы компетенций Типичные A-вопросы

Коммуникативные:

  • ведение переговоров,
  • публичные выступления,
  • мотивирование,
  • постановка задач,
  • работа с жалобами,
  • работа на совещании,
  • деловая переписка.
Что вы сказали?
Как он отреагировал? Что вы сделали после этого?
Как вы это объяснили?
Какие доводы вы привели?
Что вы сделали, чтобы настроить собеседника на спокойный разговор?

Интеллектуальные:

  • принятие решений,
  • расстановка приоритетов,
  • анализ информации.
Как вы принимали решение?
Как вы собирали информацию?
Какие еще были варианты?
Что вы учитывали?
Какие параметры вы сравнивали? Как?

Вопросы о результате (R) - «Чем все закончилось?»

Итак, поведенческий пример почти собран, нам известна исходная ситуация, задача и подробные действия кандидата. Осталось понять, насколько последние были успешны, удалось ли кандидату выполнить свою задачу. Это стоит делать аккуратно: если кандидат заподозрит, что мы оцениваем успешность, то может дать необъективный ответ, чтобы произвести хорошее впечатление.

Поэтому лучше задавать непрямые R-вопросы:

  • Чем все закончилось?
  • На этом все закончилось?

Если ответ кандидата - общий, в духе «все получилось», то можно уточнить:

  • Какими были итоговые договоренности?
  • В какой момент все было готово?
  • Что именно сказал после этого клиент/ руководитель/ коллега?

Подведение итогов интервью

В итоге поведенческого интервью с кандидатом мы должны уверенно ответить на вопрос: Есть ли у кандидата достаточный успешный опыт в разрешении ситуаций, похожих на те, которые его ожидают при работе у нас?

Полученные данные, чтобы облегчить их анализ, можно свести, например, в такую таблицу:

Компетенция Ситуации из опыта кандидата Методы, которыми владеет кандидат
частота какие ситуации разнообразие методов как именно
Мотивирование подчиненных ++ Мотивация на ответственную работу без систематического контроля + Аргументирует перспективами карьерного роста.
Оперативное руководство удаленными подчиненными +++ Постановка и корректировка задач на оперативках
Постановка индивидуальных задач
++ Проверяет понимание с помощью «протокола собрания».
Совместно с подчиненными составляет план действий при постановке трудных задач.
Учитывает уровень готовности.
Делегирование + Делегировалось наставничество над новичками + Выбор наставника был во многом случайным.
Задачи ставились по SMART.
Передача полномочий не проводилась.

На основании таких таблиц удобно выделять плюсы, минусы, возможности и ограничения кандидатов, связанные с работой на определенной позиции.

Примечание . Поведенческое интервью широко применяется и при оценке уже работающего персонала. Такая оценка может использоваться для грейдирования, определения кандидатов на продвижение, а также для построения планов обучения и развития.

Интервью по компетенциям (поведенческое интервью по модели STAR)

Об авторе: Антон Краснобабцев , бизнес-тренер, управляющий партнёр тренинговой компании Key Solutions . Проводит тренинги с 2002 года. Выполнил ряд проектов для компаний «Сбербанк», «Росатом», «Газпром», «ВЭБ-лизинг», Inditex, «СИБУР», «ТМК» и многих других. Руководил службой персонала дистрибьюторской компании, группой в тренинговой компании, работал старшим тренером.

Вопрос подбора «правильных» людей, думаю, будет стоять всегда - независимо от экономической ситуации, популярности удалённой работы и фриланса,IT-революций в рабочих процессах, эффективности обучения и развития в организациях. Ведь ставки очень высоки: сможет ли человек достойно справляться с задачами на новом месте работы? Можно ли провести собеседование и ответить на этот вопрос уверенно или остаётся лишь играть в русскую рулетку и надеяться на успешность понравившегося кандидата?

Разные виды интервью и ответы на эти вопросы дают по-разному:

· В ходе биографического интервью рекрутер уточняет, где кандидат работал раньше, какой круг задач решал и почему меняет работу. В итоге - понимает, как можно мотивировать кандидата и какой заинтересованности в конкретной работе от него ждать.

· Во время метапрограммного интервью рекрутер пытается определить, какие личностные модели поведения (метапрограммы) свойственны соискателю: стремление или избегание, погружённость в процесс или нацеленность на результат и так далее; и на основании этого полагает, пригоден ли человек к определённому виду деятельности. Похожие задачи решает интервью по психологическим особенностям.

· В кейс-интервью (англ. case - случай) кандидат ставится в гипотетическую рабочую ситуацию. Ему предлагается рассказать, как бы он действовал в описанных обстоятельствах. Такое интервью выявляет в первую очередь качество знаний и профессиональный кругозор кандидата.

· При поведенческом интервью (behavioral interview, BI, бихевиоральное интервью) рекрутер спрашивает кандидата не о гипотетических проблемах, а о реальных, которые кандидат решал в своей работе. Такой метод выявляет то, как кандидат справляется с определёнными рабочими задачами. Иногда поведенческое интервью также называют интервью по компетенциям .

Поведенческое интервью применимо для кандидатов из любой сферы деятельности. В ходе интервью рекрутер собирает полные поведенческие примеры (ППП) из опыта кандидата. Из каждого такого становятся ясны:

· Ситуация , с которой кандидат столкнулся (situation);

· Задача , которая стояла перед ним (task);

· Действия , предпринятые кандидатом (action);

· Результат , итог ситуации (result).

Эти компоненты легко запомнить по аббревиатуре STAR - S ituation, T ask, A ction,R esult.

Примечание. Существует похожая модель PARLA , сфокусированная на развитии:

P roblem - проблема, сложность;

A ction - предпринятые действия;

R esult - результат;

L earned - полученный урок, сделанные выводы;

A pplied - как впоследствии применялся этот опыт.

Как правило, достаточно получить по 2–3 полных поведенческих примера (ППП) для каждой интересующей компетенции, тогда картина опыта выходит более-менее ясной. Чтобы собрать валидные ППП и сделать вывод о компетенциях кандидатов, важно учитывать некоторые тонкости. Для каждой группы вопросов они свои.

Вопросы о ситуации (S) - «Расскажите о ситуации, в которой...»

Чётко определите, опыт решения каких задач вам интересен.

Иногда можно отталкиваться от списка компетенций, но этого, как правило, недостаточно.

Например, если необходимо оценить компетенцию «Привлечение клиентов» при подборе менеджера по корпоративным продажам. То ответ на вопрос «расскажите, как вы привлекли нового клиента» может оказаться недостаточно информативным. Отвечая на подобные «свободные» вопросы, кандидат называет первые вспомнившиеся примеры, содержательности которых может попросту не хватить для оценки.

О более интересных ситуациях можно услышать, если задавать вот такие вопросы:

· Расскажите о самом крупном потенциальном клиенте, с которым вы вели переговоры.

· Расскажите о самых сложных переговорах с потенциальным клиентом.

· Привлечённые вами клиенты. Какой случай вы считаете самым выдающимся за последние полгода?

· Ваша самая большая неудача в привлечении новых клиентов за последние шесть месяцев.

Когда мы спрашиваем о самом большом достижении в этой компетенции, то оцениваем нынешний «потолок» кандидата, ведь у кого-то самый золотой клиент имеет годовые обороты 100 тысяч рублей, а у другого - 10 миллионов.

Спрашивая о сложностях, трудностях и неудачах, мы узнаём, что кандидат делает для разрешения таких ситуаций, оцениваем широту его инструментария, умение им пользоваться.

Наиболее полные достоверные примеры приходятся на последние 3–6 месяцев. Более ранние мозг привычно «архивирует», отбрасывая детали (которые нам-то очень нужны).

Примеры S-вопросов для некоторых компетенций:

Область

Компетенция

Примеры S-вопросов

Управление людьми

Расскажите, как вы искали работника, которого наняли последним.

Расскажите о ситуации, в которой вам было сложнее всего найти нужного специалиста.

Обучение на рабочем месте

Расскажите о ситуации, в которой вы обучали подчинённого какому-либо навыку. Почему такая потребность возникла?

Вспомните самый сложный за последние полгода случай, связанный с обучением ваших подчинённых на рабочем месте.

Расскажите о случае, вспоминая который вы можете гордиться тем, как обучили вашего подчинённого.

Мотивация

Вспомните случай, когда вам нужно было добиться от сотрудника большей отдачи.

Ваш подчинённый потерял интерес к работе. Расскажите об этом.

Оперативное руководство

Вспомните ситуацию, когда необходимо было в кратчайшие сроки организовать выполнение каких-либо работ.

Вспомните, как вы столкнулись с серьёзной проблемой при постановке задач подчинённым.

Вспомните, когда вам пришлось менять режим контроля над выполнением задач.

Делегирование

Приведите пример ситуации, когда вы делегировали свою обязанность вашему подчинённому.

Личная эффективность

Расстановка приоритетов

Вспомните, как на вас свалилось сразу несколько крупных задач и пришлось решать, какие из них делать в первую очередь. Расскажите об этом.

Вспомните случай, когда вам было непросто решить, каким из двух важных вопросов заняться.

Принятие решений

Самое сложное решение, которое вы приняли на работе за последние полгода.

Какое из ваших решений за последние полгода было самым креативным?

Приведите пример ситуации, когда вы приняли ошибочное решение.

Переговоры об условиях

Вспомните ситуацию, в которой вы наиболее активно торговались.

Вспомните случай, когда клиент активнее всего просил скидку или отсрочку.

Холодные звонки

Вспомните, как вам нужно было договориться о встрече с незнакомым человеком из незнакомой компании.

Каким своим холодным звонком вы гордитесь больше всего?

Коммуникации

Командная работа

Вспомните, как вам нужно было кооперироваться с коллегами для решения общей задачи.

Когда вам было сложнее всего работать в команде?

Конфликтные ситуации

Какая ситуация при общении стала для вас наиболее эмоционально напряжённой?

Вспомните, как вы общались с агрессивно настроенным собеседником.

Очень важно, чтобы мы получали от кандидата описание конкретного поведенческого примера, а не общую информацию в духе «у меня часто были такие ситуации; и самое главное, чтобы...»

Иной раз на этапе S-опроса мы сталкиваемся с тем, что кандидат не может привести нужный пример.

· Тогда можно пару раз задать вопрос иначе. Если и это не даёт результата, то у кандидата нет опыта разрешения таких ситуаций.

· Кандидат приводит примеры «не из той оперы»: спрашиваем про делегирование, а кандидат рассказывает об обычной постановке задач подчинённым. В этом случае нужно разъяснить задаваемые вопросы и убедиться, что кандидат правильно понимает, о каких ситуациях мы спрашиваем. Тогда он может либо привести подходящие примеры, либо подтвердить, что не сталкивался с подобными ситуациями и не имеет опыта их разрешения.

Вопросы о задаче (T) - «Какая задача перед вами стояла?»

Без знания задачи, которая стояла перед кандидатом в конкретной ситуации, бывает сложно оценить адекватность его действий. К примеру, кандидат сообщает: «клиент попросил 14 дней отсрочки, и я предложил её, если клиент согласится заказывать у нас также газонокосилки на 200 [тысяч] ежемесячно, и его это устроило». Если задачей кандидата было расширение ассортимента, то это плюс в его переговорные компетенции, а если задача состояла в снижении отсрочек - то минус.

Кроме того, без знания задачи невозможно оценить успешность решения проблемы.

T-вопросы ставятся в трёх основных формулировках:

1. Какая задача стояла перед вами?

2. Какую задачу вы бы поставили себе в этой ситуации?

3. Что было для вас главным в этой ситуации? [Чего вам было важнее всего добиться?]

Вопросы второго и третьего вида хороши, когда обсуждаются действия кандидата, которые он предпринял для решения проблемы самостоятельно (без указания руководства).

Вопросы о действиях (A) - «Что вы сделали?»

Конкретные действия кандидата - это, пожалуй, самая содержательная и интересная часть его рассказа. Здесь нужно понять, как именно кандидат решает задачи, о которых мы узнали из T-вопросов. Для создания полной картины рекрутер должен задавать уточняющие вопросы, раскрывающие практический опыт кандидата, например:

· Что именно вы сделали?

· С какими трудностями вы столкнулись?

· Что именно вы сказали?

Эта часть интервью требует от рекрутера умения возвращать обсуждение в нужное русло, придерживаться формата.

Отклонения в интервью

А-вопросы для уточнения

Нужный формат

Неконкретное описание действий:

«Я убедил клиента»

Что именно вы сказали?

Как аргументировали?

Описание конкретных действий кандидата:

«Я рассказал клиенту, как облегчит его заграничный отдых карта Gold»

Обобщение:

«Я в таких ситуациях всегда стараюсь найти доводы, чтобы убедить клиента»

Какие доводы вы нашли в конкретном случае?

Что вы сказали клиенту?

Кандидат рассказывает о «мы»-опыте:

«Мы поговорили с клиентом, рассказали ему о преимуществах карты Gold для путешествий, и он согласился»

Что лично вы сделали?

Что сделали именно вы, а не ваши коллеги?

A-вопросы будут слегка различаться в зависимости от типа компетенций, например:

Типы компетенций

Типичные A-вопросы

Коммуникативные:

· ведение переговоров,

· публичные выступления,

· мотивирование,

· постановка задач,

· работа с жалобами,

· работа на совещании,

· деловая переписка.

Что вы сказали?

Как он отреагировал? Что вы сделали после этого?

Как вы это объяснили?

Какие доводы вы привели?

Что вы сделали, чтобы настроить собеседника на спокойный разговор?

Интеллектуальные:

· принятие решений,

· расстановка приоритетов,

· анализ информации.

Как вы принимали решение?

Как вы собирали информацию?

Какие ещё были варианты?

Что вы учитывали?

Какие параметры вы сравнивали? Как?

Вопросы о результате (R) - «Чем всё закончилось?»

Итак, поведенческий пример почти собран, нам известна исходная ситуация, задача и подробные действия кандидата. Осталось понять, насколько последние были успешны, удалось ли кандидату выполнить свою задачу. Это стоит делать аккуратно: если кандидат заподозрит, что мы оцениваем успешность, то может дать необъективный ответ, чтобы произвести хорошее впечатление.

Поэтому лучше задавать непрямые R-вопросы:

· Чем всё закончилось?

· На этом всё закончилось?

Если ответ кандидата - общий, в духе «всё получилось», то можно уточнить:

· Какими были итоговые договорённости?

· В какой момент всё было готово?

· Что именно сказал после этого клиент/руководитель/коллега?

Подведение итогов интервью

В итоге поведенческого интервью с кандидатом мы должны уверенно ответить на вопрос: Есть ли у кандидата достаточный успешный опыт в разрешении ситуаций, похожих на те, которые его ожидают при работе у нас?

Полученные данные, чтобы облегчить их анализ, можно свести, например, в такую таблицу:

Компетенция

Ситуации из опыта кандидата

Методы, которыми владеет кандидат

Частота

Какие ситуации

Разнообразие методов

Как именно

Мотивирование подчинённых

Мотивация на ответственную работу без систематического контроля

Аргументирует перспективами карьерного роста.

Оперативное руководство удалёнными подчинёнными

Постановка и корректировка задач на оперативках

Постановка индивидуальных задач

Проверяет понимание с помощью «протокола собрания».

Совместно с подчинёнными составляет план действий при постановке трудных задач.

Учитывает уровень готовности.

Делегирование

Делегировалось наставничество над новичками

Выбор наставника был во многом случайным.

Задачи ставились по SMART.

Передача полномочий не проводилась.

На основании таких таблиц удобно выделять плюсы, минусы, возможности и ограничения кандидатов, связанные с работой на определённой позиции.

Примечание. Поведенческое интервью широко применяется и при оценке уже работающего персонала. Такая оценка может использоваться для грейдирования, определения кандидатов на продвижение, а также для построения планов обучения и развития.

Сегодня разберемся с понятием: что такое поведенческое собеседование. Еще его называют компетенционным. Как сказала совсем недавно одна из моих клиенток: «Знать бы еще, что это такое)))»

Безусловно, для HR этот тип интервьюирования является основным инструментом для проверки кандидатов на профессиональные компетенции. Однако для соискателей, такой вид собеседования представляет некий сложный ребус. И пришло время раз и навсегда в нем не только разобраться, но и научиться правильно готовиться к ответам на вопросы по компетенциям.

Поведенческое собеседование фокусируется на вопросах о том, как кандидат выполнял свою работу на предыдущих местах в конкретных рабочих ситуациях. Большинство собеседований включает в себя по крайней мере несколько вопросов по компетенциям. Спрашивая вас о вашем прошлом опыте, HR-менеджер пытается получить представление о том, как вы будете реагировать в подобных обстоятельствах в будущем.

Поведенческие вопросы на интервью исследуют прежде всего ваши знания, умения и навыки. Работодатель хочет услышать от вас: как и когда вы использовали свои навыки, чтобы достигнуть поставленных перед вами задач. Как вы будете решать проблемы, похожие на те, с которыми вы можете столкнуться в новой роли?

Поведенческие вопросы подразумевают развернутые ответы с конкретными деталями. Самая основная ошибка, которую допускают новички-соискатели — «льют много воды»: начинают издалека, дают очень много лишней информации и не могут сформулировать выводы.

Примеры вопросов на поведенческом собеседовании

  • Расскажите мне о времени, когда вы взяли на себя ответственность за выполнение задач, которые выходили за пределы ваших обязанностей.
  • Приведите пример, когда вам удалось успеть выполнить сложную или срочную работу, несмотря на трудности?
  • Приведите пример нестандартной ситуации на последнем месте работы, с которой вы столкнулись в процессе выполнения задачи. Какой выход вы нашли?
  • Как вы ранее использовали свои аналитические способности, чтобы предотвратить возникновение проблемы в будущем?
  • Опишите самые сложные задачи, которые вам ставили и расскажите, как вам удалось их решить.
  • Расскажите мне о времени, когда вам необходимо было продать новую идею своему руководителю.
  • Опишите ситуацию, в которой вы должны были работать под сильным давлением. Как вы смогли справиться со стрессом?
  • Вам когда-нибудь приходилось работать с проблемным сотрудником или коллегой?
  • Как вы реагируете на критику со стороны коллег? Приведите пример ситуации, когда вы получили необоснованные замечания в свой адрес от руководителя. Что вы чувствовали?
  • Расскажи мне об ошибке, которую вы допустили при выполнении какого- нибудь задания. Как вы ее решили?
  • Какие программы мотивации Вы разрабатывали для отдела продаж? Насколько успешным был подход? Что бы Вы сделали по-другому?

Давайте начнем готовиться к поведенческому собеседованию

Перед любым собеседованием, вы должны найти время, чтобы не только подготовить ответы на вопросы, но и практиковать свои ответы с помощью интенсивной тренировки. Если в описании работы есть такие качества, как «организованность» и «ориентированность на результат», я могу с вами держать пари, что вас обязательно спросят о прошлом опыте управления временем и планированием своей работы. Точно так же, если в описании вакансии содержится «работа в команде» и «коммуникативность», будьте уверены, что вам зададут вопросы о подходах в управлении людьми, прошлому опыту по разрешению конфликтов, а также умению работать в команде и устанавливать деловую сеть контактов на рабочем месте.

Для того, чтобы подготовиться к поведенческому собеседованию необходимо придерживаться следующих советов:

  1. Прочитайте описание вакансии и составьте список из 5-8 требуемых навыков и качеств.
  2. Для каждого навыка придумайте истории и примеры, которые будут иллюстрировать ваши сильные стороны и демонстрировать ваши достижения.
  3. Используйте подход STAR в построении своих историй. Кратко опишите проблему или ситуацию, затем расскажите о ваших задачах, какие действия вы предприняли, чтобы успешно справиться и какого результата достигли. Не забудьте рассказать о проблемах, с которыми столкнулись в процессе выполнения задачи и каким образом смогли их решить и завершить работу в определенные сроки.

N!B! Ответы на вопросы по компетенциям должны быть сформулированы по определенной методике. STAR действительно поможет вам стать настоящей восходящей звездой на собеседовании. В частности, еще и потому, что STAR используют и HR-менеджеры, задавая уточняющие вопросы именно по этой замечательной технике. STAR помогает не уклониться от темы и четко сконструировать ваш рассказ по определенной схеме.

Как использовать метод STAR вы узнаете из моей статьи:

Потратьте достаточно времени, чтобы практиковать эти истории с друзьями или перед зеркалом. Вы должны начать комфортно говорить о вашем прошлом опыте и уметь продавать свои сильные стороны и достижения. Это не время для того, чтобы быть скромными. Если вы застенчивы и не уверены в своих ответах, практика является еще более важной составляющей частью в вашей подготовке. При наличии достаточного количества тренировок, вы будете иметь возможность петь свои дифирамбы естественным образом, что никак не будет казаться со стороны, как самоуверенное хвастовство.

Во время поведенческого интервью

Если вы сделаете качественно свою домашнюю работу, вы будете готовы к ответам на вопросы по компетенциям. Если вы, все-таки получаете вопрос, который застает врасплох, ничего страшного в этом нет. Возьмите небольшую паузу, чтобы собраться с мыслями, попросите уточнить, если вы не уверены, что до конца поняли вопрос. И затем приведите релевантный пример из домашних заготовок, который наиболее соответствует запрашиваемой ситуации. В любом случае, на самом собеседовании вы не сможете с ходу придумать качественный пример и рассказать хорошую историю. Однако, если у вас в арсенале будет 5-8 историй — вы всегда сможете адаптировать одну из них.

На поведенческом собеседовании нет правильных и неправильных ответов. Интервьюер хочет узнать больше о вас, о вашем опыте, о ваших компетенциях. Ваши ответы должны убедить работодателя, что вы лучший кандидат на эту позицию.

Приведу пример ответа на вопрос на позицию специалиста по маркетингу:

Расскажите о последнем совместном проекте с другими подразделениями?

Ответ:

Я был частью команды, которая осуществляла ввод нового продукта на российский рынок. За первые 3 месяца мы должны были выполнить планы по продажам и по дистрибуции. Мы не только смогли успешно запустить новый продукт, но и выполнить план по продажам в два раза больше планируемого показателя.

После такого ответы непременно ожидайте следующего уточняющего вопроса:

Какова ваша роль в этом проекте?

Ответ:

Я отвечал за все маркетинговые исследования, сбор и анализ информации. Мне было поручено провести аудит торговых точек, для того чтобы заполнить корпоративные отчеты относительно цен конкурентов. Прежде всего нужно было выбрать магазины ритейлеров, в которых будет проходить аудит, проанализировать ценовые предложения, матрицу продуктов и рекламную активность конкурентов.
Также я собрал первичную информацию с помощью анкет, обрабатывал данные в SPSS, готовил презентации для коллег из отдела продаж. В итоге, я успешно выполнил свои задачи, что отразилось на результатах всей команды.

Также не забудьте привнести немного вашей личности. Работодатели хотят нанять лучшего профессионала, но они также хотят взять сотрудника, с которым будет комфортно работать. И только ваши ответы могут помочь показать им, как вы владеете требуемыми навыками и какими качествами обладаете. Есть ТОП 3 навыка, которые ценят работодатели в сотрудниках больше всего, обратите на них особое внимание и будьте готовы привести соответствующие примеры!

Следующие две вкладки изменить содержание ниже.

Коуч-консультант по поиску работы и построению карьеры. Единственный в России тренер-интервьюер, который готовит к прохождению всех видов собеседований. Эксперт по написанию резюме. Автор книг: "Я боюсь собеседований!", "Сразить наповал #Резюме", "Сразить наповал #Сопроводительное письмо".

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.