Анализ социальных проблем военнослужащих к году. Проблемы и основные направления совершенствования системы социальной защиты военнослужащих и членов их семей

Среди многочисленных социальных проблем военнослужащих ВС РФ самой болезненной, пожалуй, является жилищная. На сегодняшний день в армии нуждаются в жилье более 100 тыс. военнослужащих.

Значительное увеличение поступивших в 2010 г. обращений в Конституционный Суд Российской Федерации по жилищной проблеме, затрагивающей коренные интересы не только каждого офицера или прапорщика, но и Вооруженных Сил в целом, свидетельствует о необходимости срочного решения этой проблемы в армии. Кроме того, это полностью совпадает с национальными приоритетами, выдвинутыми Президентом Российской Федерации, в частности с требованием более высокими темпами решать вопросы усиления социальной защиты людей, которые обеспечивают безопасность государства и каждого гражданина.

Ситуация, складывающаяся с предоставлением жилья военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, расценивается как весьма острая. По данным Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан, в Российской армии нет жилья у каждой третьей семьи офицера или прапорщика.

Выделяется несколько аспектов этой проблемы, негативно влияющих на жизнь военнослужащих:

  • - большинство военнослужащих несут серьезные материальные издержки. и даже увеличенные в 2008 г. компенсации за поднаем жилья не покрывают их расходов;
  • - бытовая неустроенность влечет за собой серьезные социальные последствия. В частности, по данным Общероссийского профессионального союза военнослужащих, половина семей молодых военных не имеет детей, распадается до 40% браков, число офицеров-холостяков за последние пять лет увеличилось в 2,5 раза;
  • - значительные дополнительные нагрузки ложатся на бюджет Министерства обороны Российской Федерации. Поскольку отслуживший положенный срок офицер не может быть уволен без предоставления жилья, он остается в распоряжении командира воинской части. При этом многие военнослужащие ждут решения проблемы годами, а финансовые расходы Министерства обороны Российской Федерации на их содержание сопоставимы со стоимостью жилых помещений, которыми они должны быть обеспечены при увольнении.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 марта 2004 г. №136-О установил, что правовой механизм реализации права на жилище военнослужащих, закрепленный Федеральным законом "О статусе военнослужащих", имеет свои особенности, главная из которых - гарантированный государством первоочередной порядок обеспечения военнослужащих жильем. Конкретизирующий данную гарантию названный Федеральный закон устанавливает, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются жилые помещения в течение 3 месяцев со дня прибытия на новое место службы, с учетом права на дополнительную жилую площадь.

Жилищное строительство и приобретение жилья для военнослужащих - граждан Российской Федерации осуществляется за счет органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. В целях решения жилищной проблемы военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" также предусматривает выдачу государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС) на приобретение и строительство жилья.

По мнению руководства Министерства обороны Российской Федерации, в сложившейся ситуации единственным критерием в определении очередности среди граждан указанной категории должна являться дата принятия решения о постановке гражданина на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке. При предоставлении жилого помещения в нарушение порядка очередности будут нарушены принцип социальной справедливости и права граждан на внеочередное обеспечение жилым помещением в связи с увольнением с военной службы.

Кроме того, Федеральным законом "О статусе военнослужащих" предусмотрена защита права военнослужащих на жилье при увольнении с военной службы путем сохранения их в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и последующего обеспечения жилыми помещениями.

С учетом вышеизложенного в общем потоке военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, особенно в Московском гарнизоне, особое место занимают обращения заявителей, связанные с неисполнением судебных решений по обеспечению их жильем.

Анализ данных вопросов позволяет отметить, что наряду с объективными причинами не решения этих вопросов имеют место недостаточные внимание и настойчивость должностных лиц воинских частей и органов военного управления, расположенных в Московском гарнизоне, в решении жилищных проблем военнослужащих. Отсутствие в течение длительного времени надлежащей реакции со стороны должностных лиц, призванных от лица государства обеспечить конституционные права военнослужащих, служит поводом к письменному обращению к министру обороны Российской Федерации. Некоторые должностные лица Министерства обороны Российской Федерации допускают нарушение прав военнослужащих на надлежащее рассмотрение их письменных обращений, направляя поступившие из Приемной материалы обращений именно тем должностным лицам, чьи действия обжалуются, а это, в свою очередь, ведет к повторным обращениям, а иногда - и к жалобам в судебные органы.

В настоящее время в объеме поступающей жилой площади Главным квартирно-эксплуатационным управлением Министерства обороны Российской Федерации осуществляется обеспечение военнослужащих Московского гарнизона, которые приобрели право внеочередного обеспечения жилой площадью с 1995 по 2001 гг. включительно.

Такое положение объясняется тем, что в 2005 г. строительство и приобретение жилых помещений для военнослужащих осуществлялось в объемах бюджетных средств, утвержденных Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" от 23 декабря 2004 г. №173-ФЗ, что не позволило в полной мере предоставить жилые помещения лицам, имеющим право на их получение (в том числе и на внеочередное).

В соответствии с позицией Министерства финансов Российской Федерации, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации 25 ноября 2004 г., федеральные органы исполнительной власти должны решать возложенные на них задачи строго в пределах предусмотренных бюджетных ассигнований, без дополнительного выделения сверх установленных на год объемов.

Особое внимание респондентов уделяется вопросам получения жилья с помощью ГЖС. При этом в подавляющем большинстве поступивших обращений механизм реализации адресных субсидий на приобретение жилья признается несовершенным. В основном это связано с тем, что реальная стоимость жилья на рынке недвижимости значительно превышает размер выделяемой субсидии по ГЖС.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2006 г. №153 норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, используемый при расчете указываемого в ГЖС размера субсидий, предоставляемых гражданам - участникам подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг., входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., за счет средств федерального бюджета определяется 1 раз в полугодие Министерством регионального развития Российской Федерации в соответствии с утвержденной им методикой и на основании информации, предоставляемой Федеральной службой государственной статистики и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так, приказом Минрегиона России от 30 июня 2010 г. №313 для расчета размера субсидии на II полугодие 2010 г. утвержден норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации в размере 29 050 руб., а приказом Минрегиона России от 21 января 2011 г. №10 на I полугодие 2011 г. указанный норматив утвержден в размере 29 200 руб., что явно недостаточно для приобретения жилья.

В связи со сказанным выше военнослужащие критикуют такой явно формальный подход к решению их жилищных проблем и просят пересмотреть порядок определения норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, используемого при расчете размера предоставляемой субсидии, в сторону увеличения.

Необходимо отметить, что одной из причин обращений военнослужащих является то, что нередко участники указанной подпрограммы путают понятие "норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, используемый при расчете размера субсидии, предоставляемой гражданам за счет средств федерального бюджета", по которому фактически производится расчет размера предоставляемой субсидии, и понятие "средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья, подлежащая применению федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации для расчета размеров безвозмездных субсидий, выделяемых для всех категорий граждан, которым указанные субсидии предоставляются за счет средств федерального бюджета на приобретение жилых помещений".

Между тем в соответствии с Правилами выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 гг., входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 гг., утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. №522, расчетная стоимость жилого помещения по социальной норме общей площади жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации (с учетом нормы дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 метров). При расчете размера субсидии для приобретения жилья на территории отдельных субъектов Российской Федерации применяются повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации.

Сложившаяся ситуация свидетельствует о недостаточном уровне разъяснительной работы среди личного состава по положениям вышеназванной подпрограммы в воинских частях.

Кроме того, в обращениях звучит настойчивая просьба о большем выделении сертификатов увольняемым в запас военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, проживающим в закрытых военных городках.

Относительно небольшое количество обращений, связанных с реализацией ипотечно-накопительной системы обеспечения жильем военнослужащих, объясняется недоверием военнослужащих к данному нововведению и недостаточным уровнем разъяснительной работы.

В 2010 г. вступили в силу новые законодательные акты, существенно изменившие правовые отношения в жилищной сфере. Анализ поступивших обращений однозначно свидетельствует о том, что принятые законы получили негативную оценку военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, поскольку значительно ущемляют их жилищные права.

Положительную реакцию вызвало заявление Премьер Министра Российской Федерации, что федеральным бюджетом предусмотрено выделение в 2011 и 2013 гг. дополнительных денежных средств не менее 36 млрд. руб. на строительство жилья для военнослужащих. Указанное строительство предусмотрено в первую очередь для обеспечения жильем военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы (ранее уволенных без предоставления жилья).

Проведя анализ всего вышесказанного правовые акты, можно выделить основные направления реформирования государственного жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации:

  • - формирование специализированного жилищного фонда;
  • - создание механизма эффективного контроля за жилым фондом, т.е. всеми жилыми помещениями государственного или муниципального фонда, занимаемыми военнослужащими, а также жилыми помещениями, находящимися в собственности военнослужащих, приобретенными за счет накопительно-ипотечной системы;
  • - передача федерального (ведомственного) жилищного фонда в муниципальную собственность;
  • - возложение на военнослужащих - собственников жилья бремени содержания принадлежащих им жилых помещений и соответствующей доли имущества в многоквартирном доме.

Конечный результат реформирования государственного жилищного фонда будет зависеть от эффективности правового регулирования самого процесса регулирования, в связи, с чем необходимо обозначить пути повышения эффективности правового регулирования:

  • 1. Совершенствование правовой базы, определяющей статус государственного жилищного фонда, закрепленного за Министерством обороны Российской Федерации, и как следствие создание четкого правового механизма предоставления жилых помещений военнослужащим.
  • 2. Единообразная правоприменительная практика, касающаяся государственного жилищного фонда и порядка обеспечения жильем военнослужащих.
  • 3. Повышение уровня правовой культуры представителей государственных органов, управляющих жилищным фондом, закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации, и самих военнослужащих.

Кроме жилищной проблемы существует еще ряд актуальных проблем таких, как:

Компенсация за наем (поднаем) жилых помещений. Размеры компенсаций за наем (поднаем) жилых помещений в настоящее время как упоминалось раннее составляют:

в городах Москве и Санкт-Петербурге - 15000руб.;

в других городах и районных центрах - 3600 руб.;

в прочих населенных пунктах - 2700 руб.

Установленные размеры компенсаций никаким образом не соответствуют расценкам, сложившимся в сфере сдачи в наем жилых помещений и не компенсируют в полном размере затраты военнослужащих, вынужденных вследствие невыполнения в отношении их законодательства о жилищном обеспечении военнослужащих, осуществлять наем (поднаем) жилых помещений.

Компенсация за санаторно-курортное лечение, организованный отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах, детских оздоровительных лагерях, на туристских базах Министерства обороны Российской Федерации. В настоящее время размер названной компенсации установлен п. 4 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и составляет 600 руб. на самого военнослужащего и 300 руб. на супруга военнослужащего и каждого его несовершеннолетнего ребенка. Из каких социально-экономических показателей, статистических данных исходил законодатель при утверждении подобного размера компенсаций, остается только догадываться.

Естественно, данная компенсация реально не соотносится со стоимостью путевки, поэтому лучше воспользоваться натуральной формой санаторно-курортного лечения: непосредственно отправляться на отдых в санатории Министерства обороны Российской Федерации или воспользоваться туристической путевкой с выездом за границу.

Компенсация взамен продовольственного пайка (для военнослужащих, проходящих военную службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах) - правовой механизм установления размеров не определен. Размеры определяются Правительством Российской Федерации. При этом законодательством размеры соответствующих компенсаций никаким образом не ставятся в зависимость от реальной стоимости продуктов питания, включенных в состав общевойскового продовольственного пайка. Отсутствие эффективного правового механизма определения размера денежной компенсации, устанавливаемой взамен продовольственного пайка, выразилось в следующем: по состоянию на 1 января 2010 г. "перевод, замена" в денежную форму натуральной формы продовольственного обеспечения военнослужащих - "выдача продовольственного пайка" свелись к тому, что объем продуктов питания стоимостью около 1 760 руб. был законодательно заменен на 620 руб. Такой процесс нельзя назвать адекватной заменой или равноценным переводом неденежной формы обеспечения в денежную.

Цель социальной работы в помощи военнослужащим в самом общем виде заключается в том, чтобы восстановить физические и психические силы военнослужащих, скорректировать их личностные установки, научив терпимо относится к принудительному общению с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отношения, характерные для военной службы. Социальная работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны заниматься социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учреждений. Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из задач - соблюдение всех прав и льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим законодательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, которые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несущих военную службу. Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, -- социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с их правами возможностями до и после увольнения, правами членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информацию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановлению прав. В его обязанности входят разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт. Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном статусе военной службы, уважение к труду родителей. Одной из функций социальной работы в Вооруженных Силах - обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Улучшение условий труда и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязнения окружающей среды, несомненно, будет способствовать повышению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию. Одна из важных функций социальной работы - развитие социальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликта, сплочение воинских коллективов. С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр, тренинги общения и обучение коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости или несовместимости инвалидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов. Таким образом, следует отметить, что определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции консультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями. Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи. Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, возможно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жизнедеятельности. Она предоставляет возможность не только рекреации, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более широкому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответствующим оборудованием и инвентарем.

Описание работы

Цель данной работы – Обозначить основные социальные проблемы военнослужащих и их семей.
Задачи:
1. Изучить литературу по проблеме исследования.
2. Обозначить основные проблемы военнослужащих и их семей.

Введение…………………………………………………………………..……….3
Глава I. Военнослужащие и их семьи как особая социальная группа.
1.1.Воинская служба и ее специфика......………………………………...6
1.2.Падение престижа армии и ухудшение социальной стабильности военнослужащих.....………………..………………………………….……8
1.3.Своеобразие взаимоотношений в семье военнослужащего………..9
Глава II. Основные социальные проблемы военнослужащих и их семей.
2.1 Специфика социальных проблем военнослужащих……………....14
2.2 Исследовательские данные некоторых социальных проблем военнослужащих и их семей… ……..……………………………….......22
2.3.Технология социальной работы с военнослужащими и членами их семей……………………………………………………………………….29
2.4. Основные методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей………………………………………………………....34
Заключение……………………………………………………………………….39
Список литературы………………………………………………………………

Проблемы социальной защиты военнослужащего и членов его семьи. Методы социальной работы с военнослужащим и его семьей. Процессы государственной деятельности приобретают в официальных актах наибольшую социальную направленность то есть в процессе определения приоритета развития начинают наиболее учитываться комплекс человеческих потребностей как высших общественных ценностей соответствуя которым происходит становление государственной социальной политики. Основная цель социальной защиты представляет собой процессы оказания разовой...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


PAGE \* MERGEFORMAT 3

Введение…………………………………………………………………...............3

Глава 1. Социальные проблемы военнослужащего и его семьи……………….6

1.1. Основные социальные проблемы военнослужащего и его семьи...………6

1.2. Проблемы социальной защиты военнослужащего и членов его семьи….9

Глава 2. Социальная работа с военнослужащим и его семьей……….….....12

2.1. Социальное обеспечение военнослужащего и его семьи……….………..12

2.2. Методы социальной работы с военнослужащим и его семьей…………..16

Заключение……………………………………………………………………….22

Список литературы………………………………………………………............25


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Процессы государственной деятельности приобретают в официальных актах наибольшую социальную направленность, то есть в процессе определения приоритета развития начинают наиболее учитываться комплекс человеческих потребностей как высших общественных ценностей, соответствуя которым происходит становление государственной социальной политики. Неотъемлемая сфера деятельностей каждого общества представляет собой процессы создания, совершенствования разветвленных эффективных систем, обеспечивающих социальную защиту. Основная цель социальной защиты представляет собой процессы оказания разовой или постоянной всесторонней поддержки человеку, который попал в затруднительное положение в жизни, для того чтобы обеспечить более полную самореализацию человека.

Цель работы заключается в выявлении социальных проблем военнослужащего и членов его семьи .

Задачи работы:

1. Рассмотрение социальных проблем военнослужащего и его семьи.

2. Анализ проведения социальных работ с военнослужащим и его семьей.

Объект работы - социальные проблемы военнослужащих и их семей в современной социально-экономической ситуации в обществе.

Предметом работы является содержание, совокупность принципов и методов социальной работы с военнослужащим и его семьей.

В работе мы пользовались следующими методами исследования: эмпирическими (наблюдением, описанием), теоретическими (формализацией, аксиоматизацией, гипотетико-дедуктивным методом), всеобщими (анализом, синтезом, абстрагированием, обобщением, индукцией, дедукцией, аналогией, моделированием, классификацией).

Под социальной защищенностью понимают комплекс конституционного, законодательного обеспечения всех прав и свободы личности. Под социальной защитой понимают наиболее конкретные понятия и сводят ее к деятельности, которая обеспечивает реализацию прав и свободы.

В мире существуют 2 пути решения проблем, связанных с социальной защитой населения . В любой развитой капиталистической стране основой является использование позитивного подхода, в соответствии с которым, проблемы соцзащиты населения признаются, и практикой вырабатываются различные пути, направленные на решение этих проблем.

В таких государствах социальная защита населения достигла высокого уровня. Такой высокий результат был достигнут, благодаря взаимодействию процессов функционировани я экономики на основе рыночных механизмов; постоянного проведения эффективного законотворческого процесса; деятельности государства, которая направлена на то, чтобы обеспечить функционирование принятого законодательного акта; взаимодействия предпринимателя и профсоюза для решения любой социально- экономическ ой проблемы. В нашей стране, к сожалению, такого не достигнуто.

Используя Федеральные законы, рассматривающие процессы социально-правового обеспечения, страхования, профессиональной ориентации, трудоустройства военнослужащего и его семьи, необходимо выявлять проблемы, связанные с социально-правовой защитой военнослужащих.

Используя различные методы изучения необходимо выявлять наличие несоответствия социально-правовых аспектов и реальной соцпомощи и поддержки военнослужащих нашей страны.

Проблемой является процессы поиска нового гуманистического принципа и метода соцработы с военнослужащим и его семьей, а также реальное разрешение несоответствий теоретических и практических баз социально-правового обеспечения военнослужащих. 1

Работа состоит из введения, содержащего актуальность данной темы, цель, задачи, предмет, объект и методы работы; 2 глав, в которых рассмотрены социальные проблемы военнослужащих и деятельность социальных работников с военнослужащими и их семьями; заключения и списка литературы.


ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО И ЕГО СЕМЬИ

  1. Основные социальные проблемы

военнослужащего и его семьи

Самая острая проблема военнослужащих России в настоящее время представлена наличием не одной статусной системы:

Наличие официальной (формальной) «уставной» системы взаимоотношения, которая определяется общими законами и ведомственными актами, такими как уставы, инструкции и др.);

Наличие «дедовской» системы, заключающейся в неформальном, но очень распространенном приоритете старослужащего солдата, насаждаемого им самим, сопровождающейся угнетением и унижением новеньких солдат;

Наличие «земляческой» статусной системы, заключающейся во власти и влиянии в воинском коллективе, которая распределяется в соответствии с принадлежностью к определенным территориальным либо национальным группировкам.

Социально-экономические трудности, характерные для нашей страны, привели к задержке выплат денежных содержаний военнослужащему, распаду систем материально-технических снабжений, устареванию техники и вооружения.

Процесс крушения прежнего идеологического течения, в котором военнослужащий занимал ведущее место в качестве символа государственной власти и таких явлений как патриотизм, священный долг защиты Родины от вражеских нападений, привел к отсутствию новых ценностных ориентаций и исчезновению старых. Все эти процессы привели к возникновению моральных и психологических кризисов Вооруженных Сил России, к тому, что военнослужащие ощущают свою деятельность бесцельной, происходит падение престижа военнослужащих, массовое уклонение от армии, присутствует неуверенность военных в стабильной жизни, в светлом будущем.

Особая группа представлена проблемами, которые испытывают участники войн и вооруженных конфликтов, а также процессы реадаптации таких военных к мирному существованию.

Острой проблемой является то, что военные, которые получили ранение, лишились здоровья, трудоспособности, социального функционирования, не получают в нашей стране адекватное социальное обеспечение. Такие военные и члены их семей сталкиваются с материальными, финансовыми, жилищными, медицинскими, социальными проблемами, решить которые сами военнослужащие и государство в современных условиях не может.

Также важной проблемой является то, что и военные, не получившие ранения в вооруженном конфликте, представляют собой носителей «посттравматических стрессовых синдромов».

Психологические стрессы приводят к возникновению болезней, имеющих психосоматическую природу: язвы, гипертонии, астмы и других.

Самым болезненным воздействием на участника войны является общественное отчуждение, процесс развенчания цели и метода вооруженного конфликта.

Военнослужащий и его семья сталкиваются со всеми проблемами, характерными любой другой семье, при этом они имеют и комплекс собственных трудностей.

Часто семьи военных, несущих срочную службу лишаются заработков главы семьи, которые являются основным источником доходов. В результате этого семья такого военного, особенно с детьми, сталкивается с большими материальными проблемами.

Пособия, которые выплачиваются в таких случаях не покрывают всех затрат, необходимых для содержания ребенка.

Также острой проблемой военнослужащих и их семей является малое обеспечение.

Заработные платы военных не соответствуют росту жизненной дороговизны. Они вообще не обеспечивают специфические потребности жизни военных на службе, а дополнительные заработки являются запрещенными законодательством.

Жена военнослужащего, даже, имеющая высшее образование, зачастую не может найти место работы из-за ограничения вакансий, а пособия по безработице выплачиваются лишь небольшому количеству таких женщин. 2

Существование всех этих проблем привело к тому, что многие военнослужащие и члены их семей социально бедствуют.


1.2. Проблемы социальной защиты военнослужащего и членов его семьи

Процесс перехода к рыночному строю, реформирования государственной структуры, в т.ч. и Вооруженных Сил России, обусловил острую потребность в усилении такого процесса, как социально-экономическая защищенность военнослу жащего и его семьи.

Военнослужащи й относится к специальным сферам занятости, выполняет социально-ответственную функцию, возложенную на него правительством и общественным строем. Военнослужащий, как каждый человек, нуждается в совокупности предметов потребления, услуг, наличии жилья. Все это необходимо военнослужащим и их семьям для того, чтобы они могли жить и качественно выполнять свой воинский долг.

То, что сейчас в нашей стране, к сожалению, невозможным является удовлетворение тех либо иных потребностей оказывает большое влияние на полнот у выполняемого долга военнослужащих .

Сегодня в нашей стране военнослужащие имеют перечень прав и социально-экономических гарантий, определенных законами, которые в юридическом контексте обеспечивают наличие среднего уровня удовлетворения различных нужд военнослужащих.

К сожалению, на практике процесс их реализации в некоторы х направлениях затруднен, невзирая на то, что в законодательном плане существует соответствующее решение этих проблем.

К таким проблемам относят процессы обеспеченности квартирами, трудоустройства семьи увольняемого военнослужащего, социально- бытового обслуживания. 3

Процесс обеспечения жилой собственностью является самой острой проблемой в современных условиях в нашей стране.

Процессы возникновения кризисных экономических явлений, распада Советского Союза, образования национальной армии вызвали свертывание жилищных строительств вообще и для военнослужащих России особенно.

Число военнослужащих, не имеющих жилье, постоянно увеличивается, и уже насчитывает несколько десятков тысяч .

То, что отсутствует служебная площадь в гарнизоне вследствие ее всеобще й нехватки, привело к тому, что военнослужащие вынуждены снимать «угол» у частного лица.

Именно поэтому военнослужащие и члены их семей находятся на гран и полунищенства , т. к. государство не выплачивает военнослужащим никаких компенсаций за найм квартир.

Удовлетворение потребностей в жилье в процессе наращиваний объема строительств в создавшихся ситуациях является невозможн ым из-за нехватки строительного материала, технического оборудования, энергоносителя.

Наличие высокой рыночной стоимости, а также продолжительный срок строительства не позволяет пользоваться уволенному в запас военнослужащему безвозвратными ссудами на покупку жилья, т. к. размеры пенсии и возможного накопления военнослужащего не позволяют вносить соответствующий взнос в кооперати вную организацию или осуществлять процесс постройки жилья самому. 4

Процесс возведения служебных жилых помещений проблематичен также из-за этого. Военнослужащие и члены их семьи ощущают и негативное воздействие на них роста безработицы.

Сейчас значительная часть семей военнослужащих, находится в отдаленных гарнизонах, большая часть которых имеет высокую профессиональную подготовку, но они являются подверженными вынужденной безработице. Которая зачастую длится многие годы.

Уволенные военные сталкиваются с трудностями, связанными с трудоустройством, в связи со спецификой их службы.

Когда военнослужащие сталкиваются с проблемами трудоустройства, связанными с отдаленностью их гарнизонов, государством по закону должны выплачиваться компенсации либо пособия безработной категории военных и их семей.

Когда военнослужащие сталкиваются с проблемами трудоустройства, связанными со спецификой их службы, государство должно предписывать профессиональн ую ориентацию, а также соответствующую доподготовку уволенного военного, предоставлять ему жилищные условия , возможность трудоустройства . 5

Если будут отсутств овать условия, при которых будет возможна реа лизация законодательных актов по этой инфраструктур е решение существующих проблем будет затруднительным.

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ВОЕННОСЛУЖАЩИМ И ЕГО СЕМЬЕЙ

2.1. Социальное обеспечение военнослужащего и его семьи

В соответствии с Уставом внутренней службы Вооруженных Сил РФ обязательным является проявление чуткости, внимательности к подчиненному; в отношениях недопустима бестактность, грубость; необходимо сочетание высокой требовательности и принципиальности с уважением личности подчиненного; обязательным является принятие мер для решения бытового вопроса и обеспечения право и соцзащиты военнослужащего, а также человека, уволенного из армии, и его семьи; создание условий, способствующих развитию технических и иных творческих способностей; создание условий, способствующих культурному росту и отдыху, укреплению здоровья и физразвития; ходатайствование за подчиненных перед старшими по званию. 6

В настоящее время происходит увеличение бюджетных ассигнований для предоставления военнослужащему и приравненному к нему лицу жилья, для социальной защиты военнослужащего и приравненного к нему лица, его семьи, и людей, которые уволены из армии.

Семья военнослужащего, и люди, которые уволены из армии по возрастному критерию, неудовлетворительному здоровью либо в результате проведения организационно-штатных мероприятий, а также военные и их семьи, которые по вынуждению покинули опасный для жизни район, и стали беженцами, должны обязательно прописываться местной властью в новой квартире.

Военнослужащим должны предоставляться первоочередные права для вступления в жилищно-строительный (жилищный) кооператив, или выделяться земельный участок под строительство индивидуального жилого дома, или необходимо производить продажу квартиры либо индивидуального жилого дома из государственных, муниципальных, ведомственных жилищных фондов по льготным условиям, определяемым государством.

Комплекс прав и льгот военнослужащего и его семьи (права на оказание бесплатной медицинской помощи в военно-медицинском подразделении, части и учреждении.

В период отпусков военные должны обеспечиваться санаторно-курортными путевками, для них необходимо организовывать отдых за оплату в санатории, доме отдыха, пансионате, на туристской базе Минобороны РФ либо в санаторно-курортном и оздоровительном учреждении другого министерства или ведомства РФ).

Это должно распространяться и на офицера, уволенного из армии по возрастному критерию и по неудовлетворительному здоровью либо в результате проведения организационно-штатных мероприятий, а также на тех военнослужащих, которые отслужили в Вооруженных Силах РФ двадцать и больше лет. Все это должно распространяться и на семьи военнослужащих.

Военнослужащие, граждане, уволенные из армии, и члены их семей должны также как и все другие граждане РФ гарантированно получать долю госсобственности, приватизируя ее.

Военные, которые были уволены из армии по возрастному критерию, неудовлетворительному здоровью либо в результате организационно-штатных мероприятий, а также те военнослужащие, которые отслужили в Вооруженных Силах РФ двадцать и больше лет должны освобождаться от уплат земельных налогов и налогов на собственность.

Также они должны быть освобождены местной властью в полном размере либо в частичном от уплат иных налогов.

Согласно Закону РФ от 6.07. 91 г. "О местном самоуправлении в РФ" права на осуществление назначения и выплат пенсионного обеспечения были предоставлены районным (городским) административным органам управления как исполнительному органу госвласти на местах.

Сейчас данный закон применяется в аспекте, не противоречащем Конституции РФ (согласно пункту два раздела 2-го "Заключительные и переходные положения") и закону от двадцать восьмого августа тысяча девятьсот девяносто пятого года "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (согласно пункту три статьи седьмой).

Существующее законодательное регулирование обязанностей органа районного (городского) административного управления, в независимости от того, это органы местной власти либо органы, входящие в систему органов исполнительной власти субъектов РФ, предписывает всем этим органам обязательное назначение и выплачивание государственных пенсий военным.

В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" финансирование выплаты назначенных в соответствии с данным Законом пенсий осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета.

Полномочия по назначению, исчислению, перерасчету и выплате государственных пенсий названными актами Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлены не были.

Кроме того, следует учитывать, что выплаты пенсий военнослужащим на нестраховой основе (военнослужащим и приравненным к ним категориям лиц и членам их семей), финансирование которых также производит Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляют соответствующие министерства и ведомства. 7

2.2. Методы социальной работы с военнослужащим и его семьей

Реальную социальную работу с военнослужащим и его семьей можно осуществлять, используя определенные методы.

Первая группа методов получила название организационных методов. Они представляют собой совокупность приемов и способов деятельности, которые используются в решении различных организационных задач социальной работы.

Организационные методы делят на:

Организационно-распорядительный;

Организационно-координационный;

Организационно-инструктивный;

Организационно-технический и другие.

Комплекс этих методов помогает социальным работникам осуществлять адекватную организацию социально-правовой помощи и поддержки военнослужащему и его семье, информирование военных о полномочии и обязанности разных звеньев правления, органов соцзащиты и соцслужб.

Вторая группа методов получила название педагогических методов. Такие методы используются в процессе оказания соцпомощи военнослужащему как отдельной личности и как члену общества, в котором идут процессы социализации и социальной ориентированности.

Выделено 3 основных вида педагогических методов:

Метод становления сознания личностей (понятия, суждения, убеждения, оценки);

Метод организации познавательных, практических видов деятельности и поведения (поручений, заданий, упражнений, процесс создания специфичных воспитывающих условий);

Метод стимулирования деятельности и поведения индивида (оценки, поощрения, порицания и другое).

Данные методы помогают решать проблемы развития личности военнослужащих и членов их семей в общественнополезном русле, обеспечивать адекватный процесс их социализации, одновременно влияя на сознание, деятельность и поведение.

Социально-психологические методы - это комплекс методов (способов, приемов взаимодействия с объектами социальной работы), условно разделяемых на несколько групп.

Методы психологического исследования:

1. Наблюдение - систематическое и целеустремленное восприятие психических явлений с целью изучения их смысла и специфических изменений в определенных условиях. Эффективность, точность наблюдений зависят от поставленной задачи, степени опытности и квалификации наблюдателя.

2. Эксперимент - активное соучастие в социальной ситуации со стороны исследователя, регистрирующего сопутствующие изменения в поведении или состоянии изучаемого объекта. Если изучаемая область неизвестна, или плохо изучена, или система гипотез отсутствует, применяют разновидности эксперимента: лабораторный эксперимент, проводимый в специально оборудованных помещениях, что позволяет контролировать все переменные, и обусловливает высокую степень надежности и достоверности результатов. Однако в условиях этого эксперимента испытуемый редко ведет себя так же, как в реальных жизненных ситуациях, что резко снижает его «экологическую» достоверность, поскольку поведение и состояние человека меняются с изменением окружающих условий; естественный эксперимент - проверка гипотез посредством изучения личностных особенностей и поведения человека в естественных условиях в рамках повседневной жизни; формирующий эксперимент - сочетание методов исследования с методами воздействия, позволяющее регулировать психические процессы, влиять на особенности личности и ее поведения, одновременно проверяя научные гипотезы.

Данные методы позволяют социальному работнику выявлять психологические отклонения сознания военнослужащих и их семей и, помогая им осознать свои болезни, наставить их на путь, ведущий к разрешению как внутриличностных, так и межличностных конфликтов.

Социально-экономические методы - совокупность приемов и способов, с помощью которых осуществляются действия, учитывающие социальные интересы и потребности людей, определяются пути их удовлетворения: натуральная и денежная помощь, установление льгот и единовременных пособий, патронажное и бытовое обслуживание, санкции и др.

В социальной работе используются следующие экономические методы:

Статистические;

Математические;

Анализ целенаправленных действий и объективная сравнительная оценка возможных результатов действий (метод принятия оптимальных решений);

Балансовые;

Индексные;

Выборочные;

Технологический анализ рядов динамики и т.д.

Данные методы помогают социальному работнику формировать оптимальные социальные нормативы военнослужащим и их семьям, создавать эффективную систему их социальной защиты, повышение социальной мобильности, а так же результативности работы государственной социальной службы.

Методы социальной работы с военнослужащими и членами их семей можно разделить на:

Метод индивидуальной социальной работы;

Метод социальной работы с группой;

Общинный метод. 8

Метод индивидуальной социальной работы представляет собой непосредственную помощь субъекту путем личного взаимодействия в процессе его адаптации к новым условиям жизни.

Этот метод предусматривает не только планирование помощи, но и проведение необходимых процедур для выявления оптимального взаимодействия (консультирование, социальная терапия, психосоциальная реабилитация).

В процессе работы социальный работник должен:

Установить первичную связь и определить потребности военнослужащих и членов их семей в социальных услугах;

Изучить проблему; мотивировать необходимость социальной помощи;

Концептуализировать проблему;

Определить и исследовать предполагаемое решение;

Выбрать стратегическое направление;

Реализовать решения проблемы и т.д.

Метод социальной работы с группой предполагает работу как в целом с группой военнослужащих и членами их семей, так и в группе - с каждым из ее членов отдельно.

В этом случае изучаются различные области человеческой деятельности, что способствует более эффективному разрешению возникших проблем и трудностей.

Групповая работа может проводиться и с объединенными группами (семьями), имеющими схожие проблемы или однородные задачи.

Цель использования метода групповой работы - оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения.

Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.

Социальная работа в общине представляет собой профессиональную помощь индивидуумам, группам, коллективам военнослужащих и членам их семей, проживающим на одной территории и имеющим общие проблемы.

При этом основными методами работы являются:

Социальная диагностика;

Социальное прогнозирование;

Социальное планирование микросоциальной среды;

Социально-терапевтическая работа;

Развитие системы территориального самоуправления;

Благотворительные акции в микросоциальной среде;

Практическая работа в общине.

Главная цель социальной работы в общине - добиваться кооперации и создания организационной базы для деятельности региональных специалистов, а также активизации различных групп населения, коммун или сообществ.

Социальная работа в общине строится по территориальному принципу и охватывает многие целевые группы.

Более того, микросоциальная среда выдвигает особые требования к социальной работе с семьей военнослужащего как основной ячейкой нашего общества, так как здесь в качестве пациента выступает вся семья.

Социальный работник должен помнить, что трудное для понимания или даже странное поведение члена семьи может быть обусловлено его скрытым страданием, душевной болью, с чем необходимо считаться, если социальный работник действительно хочет помочь семье и нормализовать в ней обстановку.

В общем можно сказать, что социальный работник должен владеть всеми методами социальной работы, как теоретическими, эмпирическими, так и всеобщими, общенаучными. 9

Правильное использование социальными работниками всех этих типов методов позволяют им выявить проблемы военнослужащих и их семей и, находить пути для их решения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современное время происходит проведение качественных разработок законодательных актов, связанных с обеспечением социально-правовой помощи и поддержки военнослужащего и его семьи.

Только в теоретическом аспекте, люди несущие службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и их семьи имеют надежную гарантию.

Медико-социальная, педагогическая, психологическая, психиатрическая и другая помощь, обеспечивающая основы психосоматического здоровья людей, несущих службу и их семей, качественно разработана, также лишь теоретически.

Проблемы социально-экономического обеспечения, включающие в себя выплаты льготы, пенсии, страхование и обслуживание военных и их семей также находится на высоком уровне, но, к сожалению, опять же только лишь теоретическом.

Анализ основных социальных проблем военнослужащих, процесс теоретического осмысления и эмпирического наблюдения за жизнью военных и их семей, дает возможность прийти к выводу о том, что основная проблема в современной России заключается в явном противоречии теоретического и практического аспектов, связанных с обеспечением, обслуживанием и защитой военнослужащего и его семьи.

Главной причиной существующих проблем является отсутствие специалистов, имеющих высокую квалификацию, которые работаю в соцсфере и бескорыстно помогают военным и их семьям находить пути адекватного разрешения существующих социальных проблем военнослужащих и их семей.

Социальные работники должны знать и уметь использовать все методы соцработы, как теоретические, эмпирические, так и всеобщие, общенаучные, для обеспечения военнослужащего и его семьи компетентными решениями их социальным проблем.

Если военнослужащий не получает компетентную помощь, то он и его семья имеют право подать судебный иск на разбирательство.

Работники судебной системы отвечают за то, чтобы все граждане, независимо от расы, национальности, финансового положения, образования, состояния здоровья или грамотности, имели доступ к правосудию.

Вся деятельность суда должна основываться на идее обслуживания граждан и облегчения доступа к правосудию.

Именно непосредственная работа по облегчению доступа к правосудию укрепляет доверие общественности к судебной системе.

Так же можно выделить причину слабой финансовой базы институтов социальной защиты и социальной работы вообще, и военнослужащих и семей, что отчасти обусловлено политической и экономической нестабильностью государства и общества на современном историческом этапе.

Эта причина является существенным «тормозом» на пути к качественной помощи и поддержке военнослужащим и членам их семей в материальном аспекте их общего благосостояния и активной жизнедеятельности.

Существует еще много как не выявленных, так и нерешенных социальных вопросов, позволяющих глубже проникнуть в сущность социальных проблем военнослужащих и членов их семей, и организовать наиболее плодотворные методы их разрешения. 10

В Российской Федерации нужно более полно осмыслить существующие социальные проблемы военных и членов их семей и постоянно напряженно совершенствовать теоретические обоснования решения проблем, проводить разработку эмпирического аспекта исследований, и самое главное, организовывать реальную практическую помощь военнослужащему и его семье в процессе разрешения его социальных проблем.

Главным является то, что нужно помнить - лучшим решением проблем является процесс прогнозирования этих проблем и недопущения их появления.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 2008. - 367 с.

2. Глэддинг С. Г Психологическое консультирование. - СПб.: Питер, 2007. - 736 с.

3. Иванов В.Н. Социальные технологии. - М.: МГСУ "Союз", 2006. - 432 с.

4. Инструкция об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих федеральных органов государственной охраны и граждан, призванных на военные сборы от 15 июня 2005 г. N 233. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

5. Кроль В. М. Психология и педагогика. - М.; Высш. шк., 2009.-325 с.

6. Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. - М.: 2007. - 236 с.

7. Павленок П.Д. Основы социальной работы. - М.: Инфра - М, 2008. - 395 с.

8. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 6 марта 1998 года. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

9. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 6 марта 1998 года. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

10. О Федеральном бюджете на 2007 год: Федеральный закон РФ от 19 декабря 2006 года N 238-ФЗ. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

11. О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год от 9 декабря 2005 года: Федеральный закон РФ. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

12. Постановление от 25 июня 2001 г. N 9-п по делу о проверке конституционности Указа Президента РФ от 27 сентября 200 года N 1709 «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в РФ» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: Конституционный Суд РФ. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

13. Райгородский Д. Я. Психология семьи. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2009. - 752 с.

14. Распоряжение от 28 апреля 2005 г. N 505-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 12.10.2005 N 1647-р): Правительство Российской Федерации.- Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

15. Решение от 19 августа 2005 г. N ВКПИ05-80: Верховный Суд РФ. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

16. Холостова Е.И. Технологии социальной работы. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 400 с.

17. Холостова Е.И. Теория социальной работы. - М.: Юрист, 2008. - 334 с.

18. Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 427 с.

1 Холостова Е.И. Социальная работа: теория и практика. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 427 с.

2 Асмолов А. Г. Психология личности. - М.: МГУ, 2008. - 367 с.

3 Инструкция об организации обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих федеральных органов государственной охраны и граждан, призванных на военные сборы от 15 июня 2005 г. N 233. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

4 Никитин В.А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов. - М.: 2007. - 236 с.

5 О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон от 6 марта 1998 года. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

6 Иванов В.Н. Социальные технологии. - М.: МГСУ "Союз", 2006. - 432 с.

7 О бюджете пенсионного фонда Российской Федерации на 2006 год от 9 декабря 2005 года: Федеральный закон РФ. - Консультант Плюс: Высшая школа, 2008.

8 Павленок П.Д. Основы социальной работы. - М.: Инфра - М, 2008. - 395 с.

9 Холостова Е.И. Технологии социальной работы. - М.: ИНФРА - М, 2011. - 400 с.

10 Холостова Е.И. Теория социальной работы. - М.: Юрист, 2008. - 334 с.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

20484. Социальная работа и социальная педагогика: сущность и различие 70.78 KB
Теоретические аспекты социальной работы и социальной педагогики. Понятие социальной работы как самостоятельной науки. Технологии социальной работы как особая группа социальных технологий. Технологии социальной педагогики.
5865. Социальная работа и социальная политика: взаимосвязь и взаимовлияние 9.42 KB
Сущность социальной политики ее принципы и функции. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы. Сущность социальной политики ее принципы и функции. Среди факторов способствующих гармонизации интересов личности и общества гарантирующих защиту интересов человека его прав и свобод особое место принадлежит социальной политике государства и всей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения.
20107. Социальная работа с алкоголиками и наркоманами 46.68 KB
Распространение наркомании и алкоголизма в современном российском обществе как социальная проблема. Связано это не только с массовым распространением тех или иных зависимостей но и с тем какое пагубное влияние они оказывают на все общество в целом в том числе и на тех кто им не подвержен. Распространение наркомании и алкоголизма в современном российском обществе как социальная проблема По мере развития производства и способов получения алкоголя учащаются поводы его употребления. Вопрос Быть или не быть решается личностью как...
16050. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С МНОГОДЕТНЫМИ СЕМЬЯМИ 70.82 KB
В условиях нынешнего демографического кризиса в России особую актуальность приобретают как теоретические проблемы, связанные с семьей в целом, так и многодетной семьей в частности, так и практические вопросы социальной работы с этими семьями.
20587. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ПОЖИЛЫМИ ЛЮДЬМИ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 51.12 KB
Пожилых людей становится с каждым годом все больше. Эта тенденция характерна не только для России, но и для большинства развитых стан мира. Стремительное старение населения порождает новые вызовы времени, в числе которых одно из главных мест занимает проблема продления трудоспособного возраста наших граждан, максимального сохранения их физической и интеллектуальной активности, улучшения (или хотя бы не ухудшения) качества жизни.
20591. Социальная политика и социаьная работа в негосударственных общественных организациях 495.52 KB
Проблемами беженцев в России занимается Федеральная миграционная служба и подведомственные ей учреждения. К основным направлениям работы федерального органа миграционной службы и территориальных органов миграционной службы с беженцами и вынужденными переселенцами относятся прием беженцев предоставление им статуса вынужденного переселенца или беженца ведение учета оказание им содействия в обустройстве и всесторонняя их поддержка в пределах своих полномочий. Проблема беженцев несет международный характер и последнее время актуальность этой...
3385. Социальная работа с молодежью в Кемеровской области средствами общественных объединений 88.86 KB
Социальная педагогика выстраивает свое воздействие во всех сферах: от социальной молодежной политики до социальной работы с конкретным молодым человеком, реализуя систему социально-педагогических отношений во всех социальных институтах государства и общества.
701. Социальная работа с безработными гражданами КГБУ ЦЗН ЗАТО города Зеленогорска Красноярского края 725.5 KB
Безработица - это часть населения страны, состоящая из лиц, достигших трудоспособного возраста, не имеющих работы и находящихся в поиске работы в течение определенного по законодательству периода времени
17359. Социальная защита, социальная поддержка, социальная помощь, социальное управление 21.26 KB
Разработка и управление программой достаточно просты. Социальное управление Социальная работа немыслима без такого компонента как управление. Управление социальной работой имеет дело с особой категорией людей нуждающихся в поддержке не способных зачастую жить без посторонней помощи.
863. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ 44.13 KB
Проблемы семьи в современном обществе. Сущность и содержание социальной защиты семьи. отношениях между мужем и женой родителями и детьми братьями и сестрами и другими родственниками живущими вместе и ведущими общее хозяйство такое определение семьи дается Э. Ключевым словом в этом определении могут считаться отношения так как семья это система элементами которой являются члены семьи связанные между собой определенного рода отношениями: супружескими родительскодетскими родственными и т.

Социальная работа, как уже говорилось, является оказанием помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд военнослужащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельствах, по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением, наконец, представители Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво.

Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, содержит в себе определенные объективные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций. Это характерно для вооруженных сил любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Российской Федерации обусловливают особую сложность их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.

Прежде чем рассматривать комплекс проблем людей, несущих военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые в соответствии с действующим законодательством устанавливают статус определяемых явлений.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим ч имеет правовое положение, определяемое законом.

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных. Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35).

Для проходящих военную службу устанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к тому или иному составу зависит статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно - состояние здоровья, семейные обстоятельства и др. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу.


Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин) или по контракту - для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации солдатский и сержантский состав Вооруженных Сил комплектуется преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской повинности, хотя в последние годы предприняты определенные действия для формирования профессиональной армии и организации военной службы солдат и матросов, сержантов и старшин на добровольной контрактной основе.

Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:

Признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья;

Проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;

Прошедшие военную службу в вооруженных силах другого государства;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;

Гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Некоторым категориям призывников устанавливается отсрочка от призыва (например, на время обучения на дневном отделении высшего учебного заведения и в других случаях); условия и сроки таких отсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могут изменяться.

Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем, для проходящих военную службу по контракту - контрактом.

Проблемы военнослужащих (и их семей) обусловлены возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев его семьи) отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек, проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты,

Все проблемы и кризисы российского общества находят отражение в Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят к появлению или обострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности в обществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.

Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил - наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, мо, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Наличие нескольких статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, т.е. распада прежних ценностных систем, и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, распространение суицида в Вооруженных Силах, причем не только среди рядового и сержантского состава, что, как правило, обусловлено «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности - все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.

Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных им по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс «переходного» периода - между окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».

Впервые подобное состояние было диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии - у многих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы: слабость психики, при которой незначительные проблемы воспринимаются как непреодолимые препятствия, толкающие людей на проявление агрессии или самоубийства, чувство вины перед погибшими (за то, что остался жив), негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем такие явления со временем не исчезают: психологические проблемы бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15-20 лет после окончания войны; среди них на треть больше самоубийств и разводов и наполовину больше больных алкоголизмом и наркоманией по сравнению со средними показателями по стране.

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

К сожалению, в истории нашей страны достаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил не получил общественного признания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здоровье, не имеют должного социального обеспечения - например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может быть только комплексным: принятие социальных мер, использование всех видов реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской службы, развитие протезных служб, формирование доступной среды для инвалидов, организация психологической поддержки, изменение отношения общества к лицам, которые выполняли свои долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и поддержки.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Ресурсы семья военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части.Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.