Государственная регистрация коммерческих организаций. Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций

Способы и порядок создания коммерческих организаций.

Порядок государственной регистрации и прекращение деятельности

Индивидуальных предпринимателей

Реорганизация субъектов предпринимательской деятельности, ликвидация коммерческих организаций

1. В науке гражданского права традиционно выделяют три способа образования коммерческих и некоммерческих организаций:

1) Распорядительный способ означает, что юридическое лицо образуется по распоряжению (решению) собственника имущества или уполномоченного им органа. В таком порядке возникают государственные юридические лица и унитарные предприятия. Органы государственной власти и управления в пределах своей компетенции издают приказы или распоряжения об образовании юридических лиц.

(Например, Правительство Республики Беларусь принимает решение о создании казенного предприятия. В этом смысле порядок создания будет назван распорядительным).

2) Разрешительный способ означает, что юридические лица образуются по инициативе граждан или каких-либо организаций, по после получения на это согласия компетентного органа государства либо общественного объединения. Соответствующий орган, проверяет не только соблюдение правил оформления документов о создании юридического лица, но и решает вопрос, следует ли разрешать создание такого лица. Разрешительный способ используется, в частности, при создании коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а также при создании юридических лиц в свободных экономических зонах.

3) Явочно - нормативный способ не требует разрешения на образование юридического лица,граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо, поскольку образование такого вида юридического лица разрешено законодательством Республики Беларусь. Законность создания таких юридических лиц проверяется при их государственной регистрации. Нормативно-явочным способом образуются частные унитарные предприятия, хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, объединения юридических лиц(ассоциации и союзы)

В соответствии с законодательством субъект хозяйствования может создаваться по решению собственника (собственников) имущества или уполномоченного им (ими) органа, предприятия, организации в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством.

Порядок создания коммерческих организаций

Создание коммерческих организаций - последовательное совершение действий, имеющих правоустанавливающее значение и направленных на приобретение статуса субъекта предпринимательской деятельности.

Стадии создания коммерческой организации:

инициатива участников (учредителей). Юридическое лицо является неодушевленным предметом, возникать оно может только как результат волеизъявления человека;

выбор организационно-правовой формы юридического лица;

согласование наименования коммерческой организации;

определение места размещения коммерческой организации;

подготовка устава и (или) учредительного договора Необходимость наличия одного из указанных документов либо двух одновременно определяется ГК и зависит от организационно-правовой формы юридического лица;

формирование уставного фонда. Открытие временного счета в банке - при внесении денежного вклада в уставный фонд, проведение оценки стоимости неденежного вклада - при внесении в уставный фонд неденежного вклада. Коммерческие организации самостоятельно определяют размеры уставных фондов, за исключением ЗАО и ОАО, а также некоторых других коммерческих организаций, для которых соответствующим законодательством устанавливаются минимальные размеры уставных фондов;

государственная регистрация. Государственная регистрация преследует следующие цели:

Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;

Проведение налогообложения;

Получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

Предоставление информации о субъектах хозяйствования всем участникам предпринимательской деятельности, государственным органам власти и органам местного самоуправления.

Государственная регистрация субъектов хозяйствования осуществляется на основании заявительного принципа в день подачи документов, необходимых для ее проведения, в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. № 1. Государственная регистрация юридического лица производится в регистрирующем органе по месту его нахождения. За государственную регистрацию взимается государственная пошлина в установленном законодательными актами размере.

Государственная регистрация осуществляется следующими регистрирующими органами:

Национальным банком - банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

Министерством финансов - страховых организаций, страховых брокеров, объединений страховщиков, в том числе с иностранными инвестициями и в свободных экономических зонах;

Министерством юстиции-торгово-промышленных палат;

Администрациями свободных экономических зон - коммерческих и некоммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, индивидуальных предпринимателей в свободных экономи­ческих зонах;

Облисполкомами и Минским горисполкомом - коммерческих организаций с иностранными инвестициями;

Облисполкомами, Брестским, Витебским, Гомельским, Гродненским, Минским, Могилевским горисполкомами - субъектов хозяйствования, не указанных выше. Облисполкомы вправе делегировать часть своих полномочий по государственной регистрации субъектов хозяйствования другим местным исполнительным и распорядительным органам, а названные горисполкомы - соответствующим администрациям районов в городах.

Для государственной регистрации коммерческих организаций, в том числе коммерческих организаций с иностранными инвестициями, в регистрирующий орган представляются:

- заявление о государственной регистрации;

Устав (учредительный договор - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронная копия (в формате doc или rtf);

Легализованная выписка из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения (выписка должна быть датирована не позднее одного года до подачи заявления о государственной регистрации) с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными организациями;

Копия документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык (подпись переводчика нотариально удостоверяется) - для учредителей, являющихся иностранными физическими лицами;

Оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

При подаче заявления о государственной регистрации граждане предъявляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, если они представляют интересы юридического или физического лица.

Регистрирующие органы принимают документы, представленные для государственной регистрации, рассматривают их состав и содержание заявления о государственной регистрации, при необходимости разъясняют лицам, представляющим такие документы, правила их представления и оформления, предусмотренные законодательством.

В день подачи документов, представленных для государственной регистрации, уполномоченный сотрудник регистрирующего органа:

Ставит на уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), изменениях и (или) дополнениях, внесенных в устав (учредительный договор) юридического лица, штамп, свидетельствующий о Проведении государственной регистрации, выдает один экземпляр устава (учредительного договора) лицу, его представившему, и вносит в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей запись о государственной регистрации субъекта хозяйствования, изменений и (или) дополнение вносимых в устав (учредительный договор) юридического лица;

Представляет в Министерство юстиции необходимые сведения о субъектах хозяйствования для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Юридическое лицо считается зарегистрированным с даты проставления штампа на его уставе (учредительном договоре - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) и внесения записи о государственной регистрации юридического лица в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Свидетельство о государственной регистрации выдается не позднее рабочего дня, следующего за днем подачи документов для государственной регистрации. По желанию юридического лица свидетельство о государственной регистрации может быть выдано одновременно с иными документами. Наличие у юридического лица устава (учредительного договора - для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора) со штампом, свидетельствующим о проведении государственной регистрации, является основанием для обращения за изготовлением печатей (штампов), а также за совершением иных юридически значимых действий. Получения специальных разрешений на изготовление печатей (штампов) не требуется.

Государственная регистрация не осуществляется в случае:

Непредставления в регистрирующий орган всех необходимых для государственной регистрации документов;

Создание любой коммерческой организации включает две стадии: первая стадия - учреждение организации, и вторая стадия - ее государственная регистрация. Именно со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц коммерческая организация считается созданной.

Лица, желающие создать коммерческую организацию и участвующие в формировании ее уставного (складочного, паевого) капитала, являются учредителями.

Учредители - как правило, это собственники имущества, которое вносится в качестве вклада. Учредителями могут быть и лица, имеющие имущество на ином вещном праве (например, праве хозяйственного ведения или оперативного управления). Тогда их участие в создании коммерческой организации определяются законодательством (ст. 295 ГК РФ, п. 4 ст. 66 ГК РФ).

Основная обязанность учредителей по созданию коммерческой организации заключается в обязанности внесения вклада в уставный (складочный, паевой) капитал (фонд) учреждаемой организации в том порядке, который определяется законом для различных форм коммерческих организаций.

В качестве вклада в имущество коммерческой организации могут вноситься деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Вклады могут быть различными как по ценности, так и по характеру взноса. С последней точки зрения вклады могут иметь различное назначение: вносимое имущество может передаваться или в собственность или в пользование. Вопрос о назначении вклада имеет значение для того, чтобы определить, на ком лежит риск случайной гибели или повреждения внесенного имущества, а также для того, чтобы решить, должна ли внесенная вещь возвратиться при ликвидации к участнику или ему выплачивается лишь ее стоимость.

Обращая внимание на важность этого вопроса при разрешении споров по поводу имущества, возникающих между хозяйственными товариществами и обществами и учредителями (участниками), Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда от 1 июля 1996 года № 6/8 разъяснили, что имущество в натуре, внесенное учредителем в уставный (складочный) капитал хозяйственного товарищества и общества, принадлежит последнему на праве собственности. Если же в учредительных документах содержатся положения, свидетельствующие о том, что в уставный капитал учредителем передавалось не имущество в натуре, а лишь права владения и (или) пользования соответствующим имуществом, передача такого имущества в пользование должна оформляться соответствующим актом о передаче и договором аренды. 9

Денежная оценка вклада учредителя коммерческой организации производится по соглашению между учредителями. В случаях, предусмотренных законом, денежная оценка вклада подлежит независимой экспертной проверке.

На стадии учреждения коммерческой организации создаются ее учредительные документы. Ныне действующее гражданское законодательство дифференцированно подходит к составу учредительных документов и предусматривает три варианта (набора) этих документов.

Первый вариант - учредительным документом коммерческой организации является только учредительный договор. Договорными формами коммерческих организация выступают полное товарищество и товарищество на вере.

Второй вариант - учредительными документами считаются и устав коммерческой организации и учредительный договор. К коммерческим организациям, действующим на основании этих учредительных документов, относятся акционерное общество, общество с ограниченной и общество с дополнительной ответственностью. Вместе с тем, эти общества могут быть учреждены и одним лицом (одним гражданином или одним юридическим лицом). В этом случае учредительным документом Общества явится только устав. Но при увеличении числа участников такого Общества необходимо составить и договор.

Третий вариант - учредительным документом коммерческой организации является только устав. К коммерческим организациям, действующим только на основании устава относятся акционерные общества, производственные кооперативы и государственные и муниципальные унитарные предприятия.

По общему правилу учредительный договор подписывается всеми учредителями, а устав утверждается учредителями на их общем собрании, решение которого оформляется в виде протокола общего собрания учредителей. В протоколе общего собрания учредителей отражаются следующие вопросы:

  • о создании коммерческой организации определенной организационной формы;
  • об утверждении устава данной организации;
  • об утверждении денежной оценки вносимых учредителями неденежных вкладов;
  • об избрании (назначении) исполнительных органов данной организации.

Некоторые коммерческие организации могут иметь одного учредителя (либо одно физическое, либо одно юридическое лицо). В этом случае учредительным документом является устав и решение учредителя о создании коммерческой организации.

По своей природе учредительный договор является договором между учредителями по созданию коммерческой организации и предусматривает обязанность учредителей создать эту организацию. Содержание учредительного договора определено ст. 52 ГК РФ.

В уставе коммерческой организации должны быть определены ее фирменное наименование и место нахождения, а в случаях, установленных законами, и почтовый адрес, по которому с организацией осуществляется связь.

В соответствии со ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности

Целью деятельности любой коммерческой организации является извлечение прибыли, что прямо вытекает из содержания ст. 50 ГК РФ. Исходя из того, что по общему правилу коммерческие организации обладают общей правоспособностью, за исключениями, о которых говорилось выше, такие организации могут заниматься любой деятельностью, не запрещенной законом. В этом случае перечень видов деятельности в уставе коммерческой организации не является обязательным.

Помимо фирменного наименования и места нахождения, в уставе определяются:

  • порядок формирования имущества коммерческой организации;
  • порядок распределения прибыли;
  • порядок управления деятельностью организации и компетенция органов управления;
  • порядок реорганизации и ликвидации;
  • другие сведения, которые определены законами для коммерческих организаций различных организационно-правовых форм.

Порядок государственной регистрации коммерческих организаций определен Федеральным законом от 8 августа 2001 года "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Коммерческая организация считается созданной с даты внесения записи в единый государственный реестр юридически лиц. Органом, осуществляющим государственную регистрацию, является Федеральная налоговая служба.

Порядок и способы реорганизации коммерческих организаций . Реорганизация представляет собой способ прекращения юридического лица, при котором его права и обязанности переходят к другим юридическим лицам в порядке универсального правопреемства. При этом деятельность подвергшегося реорганизации юридического лица продолжают другие лица. Иными словами, при реорганизации ликвидированное юридическое лицо имеет правопреемника - новое юридическое лицо.

Реорганизация коммерческой организации может осуществляться в следующих формах: слиянии, присоединении, разделении, выделении и преобразовании

Решение о реорганизации юридического лица принимается его учредителями (участниками) на общем собрании, либо органом юридического лица, уполномоченном на то учредительными документами.

Особенности реорганизации отдельных видов коммерческих организаций определяются специальными федеральными законами.

В случаях, установленных законом, реорганизация коммерческой организации в форме ее разделения или выделения осуществляется по решению уполномоченного государственного органа или по решению суда. Так, в соответствии со ст. 38 Закона "О защите конкуренции" 10 "в случае систематического осуществления монополистической деятельности занимающей доминирующее положение коммерческой организацией, суд по иску антимонопольного органа (в отношении кредитной организации по иску антимонопольного органа по согласованию с Центральным банком Российской Федерации) вправе принять решение о принудительном разделении таких организаций либо решение о выделении из их состава одной или нескольких организаций. Созданные в результате принудительного разделения организации не могут входить в одну группу лиц.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации или выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций принимается в целях развития конкуренции, если выполняются в совокупности следующие условия:

  1. существует возможность обособления структурных подразделений коммерческой организации;
  2. отсутствует технологически обусловленная взаимосвязь структурных подразделений коммерческой организации (в частности, тридцать и менее процентов общего объема производимой структурным подразделением продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг потребляется иными структурными подразделениями этой коммерческой организации);
  3. существует возможность самостоятельной деятельности на соответствующем товарном рынке для юридических лиц, созданных в результате реорганизации.

Решение суда о принудительном разделении коммерческой организации либо выделении из состава коммерческой организации одной или нескольких коммерческих организаций, подлежит исполнению собственником или уполномоченным им органом с учетом требований, предусмотренных указанным решением, и в срок, который определен указанным решением и не может быть менее чем шесть месяцев. 11

Составляемые при реорганизации передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями (участниками) организации или органом, который принял решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших организаций или внесения изменений в учредительные документы существующих коммерческих организаций.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

При реорганизации коммерческой организации затрагиваются интересы ее кредиторов. Поэтому учредители (участники) коммерческой организации или орган, принявший решение о реорганизации, обязаны письменно уведомить об этом кредиторов реорганизуемого юридического лица.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного юридического лица, вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица перед его кредиторами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Хозяйственное право»

на тему: «Порядок создания коммерческих организаций. Государственная регистрация коммерческих организаций»

1. Введение

2. Порядок создания коммерческих организаций

3. Государственная регистрация коммерческих организаций

4. Заключение

5. Список использованной литературы

Введение

В развитой рыночной экономике действуют три ведущих хозяйствующих субъекта: домохозяйства, предприятия (различных форм собственности) и государство, которое выступает в качестве коллективного предпринимателя. Основными хозяйствующими субъектами, которые сосредоточивают в своей собственности большую часть общественного капитала (имущества), являются предприятия в различных организационно-правовых формах и их объединения. В результате осуществления в последние годы широкого комплекса мер по разгосударствлению и приватизации в России произошли значительные изменения в отношениях собственности и организационно-правовых формах коммерческой деятельности. предприниматель коммерческий

Предпринимательская деятельность оказывает значительное влияние на благосостояние общества в целом посредством повышения уровня ВВП, смягчения безработицы, развития научно-технического потенциала, увеличения налоговых поступлений в бюджет, формирования масштабного среднего класса как экономически самостоятельного социального субъекта. Порядок создания и прекращения деятельности предприятий, а также проблемы, возникающие при этом весьма актуальны для современной российской действительности.

1. Порядок и способы создания юридических лиц

Перед тем, как предпринимать конкретные шаги по созданию нового предприятия, оно должно быть уже создано мысленно, то есть, спрогнозировано и спланировано.

Создание любого предприятия начинается с определения своей хозяйственной ниши в экономическом пространстве, изучения состояния рынка, предложения и спроса на реализуемые товары и услуги в интересующей его отрасли и регионе, определяются общие условия инвестирования средств, изучения уровня развития науки и техники в соответствующей отрасли производства (следует предусмотреть возможные препятствия и ограничения, изучить возможности получения льгот -- заемных, налоговых и др.)

Определяющим является спрос на продукцию: если продукция предприятия не будет пользоваться спросом, ему грозит разорение. Такая продукция остается нереализованной, а затраты на ее изготовление неоплаченными.

Перед началом собственного дела следует выполнить так называемую маркетинговую разведку, т.е. найти свою рыночную нишу. При этом надо обратить внимание на ряд условий:

1) политические факторы - стабильность политической системы, защита собственности, инвестиций;

2) социально-экономические - состояние покупательной способности отдельных слоев общества, на удовлетворение нужд которых будет работать создаваемое предприятие, возможная конкуренция, движение инфляционных процессов, состояние финансово-кредитной системы;

3) правовые - наличие и состояние законодательной базы предпринимательства;

Далее возникает вопрос об учредителях. При подборе учредителей следует учитывать: платежеспособность, деловую порядочность, полное взаимное доверие. Практика показывает, что нередко учредители, начав свой бизнес и столкнувшись с определенными трудностями, расходятся, а иногда и становятся врагами. Поэтому подбирать учредителей следует тщательно и неторопливо.

Не менее важным этапом при создании предприятия является выбор организационно-правовой формы создаваемого предприятия.

Создание предприятия основывается на определённых законодательно регулируемых принципах и проходит несколько этапов:

1) возникновение идеи о создании нового предприятия (организации), необходимого для производства конкретных видов продукции, товаров (работ, услуг);

2) изучение и определение возможностей использования новых технологий, средств и предметов труда;

3) изучение рынка, на удовлетворение потребностей которого должно работать предприятие;

4) подбор поставщиков необходимых факторов производства (сырья, материалов, комплектующих изделий, оборудования, энергетических ресурсов, информации и т.д.);

5) подбор соучредителей предприятия;

6) определение финансовых источников, необходимых для формирования уставного капитала (уставного фонда);

7) разработка учредительных документов и бизнес-плана;

8) проведение организационных мероприятий по созданию предприятия (организации) в зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности;

9) осуществление государственной регистрации предприятия, получение необходимых счетов в банке;

10) изготовление печатей, штампов;

11) постановка на учёт в органе государственной налоговой службы, территориальном органе пенсионного фонда и др;

Порядок создания коммерческих организаций регулируется специальными законами и подзаконными актами.

Современное действующее законодательство не допускает отказа в регистрации по мотивам нецелесообразности, но в принципе сохраняет разрешительный порядок создания некоторых видов юридических лиц. Для создания объединений коммерческих организаций (союзов или ассоциаций) необходимо предварительное согласие федерального антимонопольного органа. В России, как и в большинстве европейских стран, разрешительный порядок предусмотрен также для образования страховых обществ и банков.

Создать коммерческое организацию может одно лицо или несколько лиц, которые именуются учредителями. Организации некоторых видов могут создаваться или только одним или только несколькими учредителями.

Учредителей организации необходимо отличать от её участников. Состав учредителей определяется на момент создания предприятия. В тоже время учредители являются одновременно и участниками. Однако впоследствии состав участников может измениться. Некоторые учредители могут выйти из организации и, следовательно, перестать быть её участниками, а на их место могут прийти новые лица, которые, не будучи учредителями, так как они не создавали юридическое лицо, становятся участниками. Таким образом, первоначальный состав участников может полностью измениться, и среди них уже не будет тех, кто непосредственно создавал юридическое лицо. При этом важно отметить, что изменение состава участников ни в коей мере не влияет на личность самой организации: она остаётся неизменной, какие бы перемены в составе участников не происходили.

В качестве учредителей и участников коммерческой организации могут выступать любые субъекты гражданского права, обладающие необходимым объёмом право- и дееспособности: физические и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Однако для некоторых видов юридических лиц состав участников ограничен законом (например, участниками полного товарищества могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации, учредителем унитарного предприятия - только государственное муниципальное образование).

Разработка учредительных документов является определяющим этапом в процессе создания предприятия. Законодательством установлены два основных учредительных документа, которые необходимо иметь предприятиям в зависимости от организационно-правовой формы: учредительный договор и устав.

Уставные документы оформляются в нескольких экземплярах, сшиваются, подписываются учредителями и нотариально заверяются.

Перед регистрацией юридическое лицо обязано согласовать в регистрирующих органах своё наименование, так как оно является одним из способов индивидуализации предприятия.

2. Государственная регис трация коммерческих организаций

Регистрация - это в законодательном порядке установленная процедура легализации деятельности субъектов хозяйствования. Государственной регистрации подлежат все вновь создаваемые (реорганизуемые) субъекты хозяйствования, а также изменения и дополнения, вносимые в учредительные документы действующих коммерческих и некоммерческих организаций. Деятельность юридических лиц, осуществляемая без государственной регистрации, запрещается и признаётся незаконной. Доходы, полученные от такой деятельности, и штраф в размере полученных доходов взыскиваются в доход бюджета. В соответствии с законодательством юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

С позиций целей правового регулирования регистрационный режим предпринимательской деятельности должен включать в себя следующие компоненты:

а) определение форм этой деятельности, подлежащих регистрации;

б) создание и установление правового статуса органов государства, осуществляющих государственную регистрацию указанной деятельности;

в) разработку процедуры и правил регистрации предпринимательства, образцов документов, установление прав и обязанностей в этой сфере;

г) установление ответственности и правил ее реализации в сфере регистрации предпринимательства.

Государственная регистрация преследует следующие цели:

Осуществление государственного контроля за ведением предпринимательской деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

Проведение налогообложения;

Получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

Предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация должна основываться на принципах публичности, общеизвестности и достоверности, внесенных в соответствии с ней в реестр сведений. Принцип публичности проявляется в том, что реестр доступен каждому лицу, желающему познакомиться с ним. Принцип общеизвестности означает, что любое лицо считается осведомленным о внесении коммерческой организации в реестр (на основании публикации данных реестра в официальных изданиях), что лишает его возможности ссылаться на незнание содержащихся в нем сведений. И, наконец, в силу принципа достоверности действует презумпция правильности содержащихся в реестре записей, которая может быть опровергнута только в судебном порядке.

Сама процедура государственной регистрации коммерческих организаций урегулирована рядом нормативных актов. На федеральном уровне -- это Указ Президента РФ от 8 июля 1994 г. «Об упорядочении государственной регистрации предприятий и предпринимателей на территории Российской Федерации», который утверждает Положение о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. Регистрация коммерческих организаций производится по месту их нахождения после утверждения фирменного названия на основании документов, представляемых учредителями.

Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют разнообразные функции, связанные с государственной регистрацией субъектов хозяйствования: саму процедуру регистрации, её техническое и информационное обеспечение, формирование и ведение ЕГРЮЛ.

Для государственной регистрации коммерческих организаций учредители предоставляют в регистрирующий орган:

1) заявление по форме, установленной Министерством юстиции РФ, о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;

3) учредительные документы (учредительный договор, устав);

4) документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного капитала коммерческой организации;

5) документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций - физических лицах;

6) если одним из учредителей выступает иностранное юридическое лицо - документ, подтверждающий его юридический статус;

7) справку налогового органа по месту жительства физического лица - собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе;

8) гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту жительства;

Заключение

Коммерческая организация - самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленное на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, обязательно зарегистрированными в установленном законном порядке.

Решение заниматься предпринимательской деятельностью не может быть навязано извне и является свободным волеизъявлением. Результаты деятельности, успешные или приводящие к негативным последствиям, зависят в основном от действий субъекта, умения реагировать на изменения условий деятельности.

Контроль предпринимательской деятельности осуществляется государственными органами путем предоставления субъекту права заниматься данной деятельностью и осуществления проверок за соблюдением им положений, определенных законодательством.

Нормы предпринимательского права устанавливают правила хозяйственной деятельности субъекта. Эти нормы обычно содержатся в законах и других нормативных актах и образуют в целом отрасль права - предпринимательское право.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс РФ часть 1 и 2, 1996 г.;

2. Предпринимательство: учебное пособ. для вузов / под ред. В. Я. Горфинкеля, 2005;

3. Предпринимательская деятельность: учебное пособие Г. Б. Поляка, 2004;

4. Предпринимательство: Учебник А. Ю. Муравьев, А. М. Игнатьев, А. В. Крутик, 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Правовое регулирование предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Основные этапы создания и прекращения деятельности современной коммерческой организации. Подготовка документов для государственной регистрации, заключительные действия.

    курсовая работа , добавлен 27.02.2014

    Понятие и признаки юридических лиц, их классификация (по формам собственности, целям деятельности, характеру прав участников). Способы и этапы создания субъектов предпринимательского права. Правовые основы государственной регистрации юридических лиц.

    курсовая работа , добавлен 10.06.2013

    Причины прекращения субъектом предпринимательской деятельности, обязательность и порядок ее государственной регистрации. Особенности прекращения деятельности юридического лица, его отличия от частного предпринимателя. Правила реорганизации предприятия.

    реферат , добавлен 09.11.2009

    Основные принципы и условия ведения предпринимательской деятельности, выбор формы ее организации. Понятие законодательства о предпринимательской деятельности. Виды актов, содержащих нормы предпринимательского права. Порядок государственной регистрации.

    курсовая работа , добавлен 19.03.2014

    Понятие и сущность коммерческой организации. Порядок, способы создания, имущество и имущественные права коммерческих организаций. Правовое регулирование отдельных видов коммерческих организаций. Место коммерческой организации в системе юридических лиц.

    дипломная работа , добавлен 15.03.2014

    Изучение основ правого регулирования предпринимательства, а также научной концепции предпринимательского права. Рассмотрение индивидуального предпринимателя как субъекта данной отрасли права; регулирование регистрации и прекращения его деятельности.

    реферат , добавлен 11.10.2014

    Создание нового предприятия. Нормативная база, регулирующая порядок создания и государственной регистрации юридических лиц. Создание коммерческих организаций. Процедура государственной регистрации. Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

    реферат , добавлен 13.11.2008

    Изучение понятия и законодательного регулирования предпринимательства. Анализ признаков и форм предпринимательской деятельности, порядка регистрации, способов создания коммерческих организаций. Регулирование прекращения предпринимательской деятельности.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2010

    Обоснование создания нового предприятия, анализ его организационно-правовой формы. Решение о создании открытого акционерного общества. Устав ОАО. Формы документов, используемых для государственной регистрации юридических лиц в Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 07.11.2012

    Предпринимательская деятельность в Украине. Организационные формы хозяйствования. Порядок создания, требования к организации и деятельности иностранных предприятий. Особенности правового статуса унитарных предприятий. Общие гарантии прав предпринимателей.

Первым шагом к созданию коммерческой организации является определение состава ее учредителей, проведение общего собрания, выработка и подписание учредительных документов. Законодательством РФ предусмотрены специальные правила, касающиеся состава и количества учредителей коммерческих организаций. Например, хозяйственное общество может быть создано одним лицом (п. 1 ст. 66 ГК). Но есть ограничение: учредителем хозяйственного общества не может быть другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 98 ГК).

Важным вопросом, который должны решить учредители организации, является вопрос об организационно-правовой форме, в которой будет осуществляться предпринимательская деятельность. Учредители могут выбрать любую форму, предусмотренную законом, но кроме случаев, опять-таки указанных в законе. Так, согласно Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 15.11.2010, с изм. 07.02.2011) «О банках и банковской деятельности» Российская газета. - 10.02.1996; 30.07.2010. кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.

Следующим этапом создания коммерческой организации является выработка и учреждение ее учредительных документов. Юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида. Необходимо помнить, что сведения, содержащиеся в учредительном договоре и уставе, не могут составлять коммерческую тайну Коканов Б.А. К вопросу о толковании понятия «порядок создания юридического лица» // Современная наука. - 2010. - № 2. - С. 24. .

Согласно ст. 54 ГК юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, например: «Общество с ограниченной ответственностью «Гранд». Указание на характер деятельности должно присутствовать в обязательном порядке только в наименовании унитарных предприятий, а также в иных случаях, установленных законом.

Согласно ст. 52 ГК, в учредительных документах коммерческой организации должно определяться место ее нахождения Надо иметь в виду, что термины «юридический адрес» и «фактический адрес организации» устарели и к тому же нормативно не определены. . Местом нахождения юридического лица считается место его государственной регистрации (ст. 54 ГК). В качестве места нахождения должен быть указан конкретный адрес, по которому размещается орган управления юридического лица.

Важный этап - формирование уставного (складочного) капитала. По закону, к моменту создания организации должно быть сформировано не менее 50% уставного (складочного) капитала. Каждый член производственного кооператива обязан внести к моменту регистрации не менее 10% паевого взноса. С этой целью в банке открывается специальный временный расчетный счет, куда вносится необходимая сумма. Уставный фонд унитарного предприятия должен быть оплачен собственником полностью до государственной регистрации.

Сдача документов на регистрацию;

Проведение правовой экспертизы документов;

Регистрация в регистрирующем органе.

Порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании определен в главе IV Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». По российскому законодательству регистрация является конститутивной, имеет правоустанавливающее значение как юридический факт, на основании и с момента совершения которого возникает юридическое лицо.

Государственная регистрация преследует цели:

Осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

Проведение налогообложения;

Получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

Предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам и органам местного самоуправления информации о субъектах предпринимательской деятельности.

Следует отметить, что отказ в государственной регистрации юридического лица может иметь место только по мотивам несоответствия представленных документов закону или представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган (см. ст. 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), но не по иным основаниям, например, из-за отсутствия целесообразности. За нарушение порядка государственной регистрации регистрирующий орган несет установленную законом ответственность (ст. 24 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Неправомерный отказ в регистрации коммерческой организации либо уклонение от такой регистрации, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, являются уголовно-наказуемыми.

С момента государственной регистрации коммерческую организацию можно считать созданной.

Однако и после этого производятся действия, которые по своей сути относятся к созданию коммерческой организации. Это:

Изготовление печати;

Регистрация в органах статистики. При идентификации юридического лица используются коды, присваиваемые ему при регистрации Государственным комитетом РФ по статистике (ОКПО, ОКОГУ, ОКАТО, ОКОНХ, ОКСФ, ОКОПФ). Кроме того, коммерческие организации включаются в Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО);

Постановка на учет в налоговом органе по местонахождению организации с присвоением идентификационного номера налогоплательщика;

Открытие расчетного счета в банке. Счет открывается по предоставлении заявления, копии свидетельства о регистрации и учредительных документов, образцов подписей руководителя и главного бухгалтера коммерческой организации;

Постановка на учет в государственных социальных фондах: Пенсионном фонде, Фонде государственного социального страхования, фондах обязательного медицинского страхования.

Согласно ст. 51 ГК нарушение установленного законом порядка образования коммерческой организации или несоответствие ее учредительных документов закону влечет отказ в государственной регистрации.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации является правонарушением. Доход, полученный в результате такой незаконной деятельности, подлежит взысканию в соответствующий бюджет. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации, если это деяние причинило крупный ущерб либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, уголовно наказуемо.

Согласно п. 1 ст. 49 ГК отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) В настоящее время принят новый Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Российская газета. - 06.05.2011..

Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается. Поэтому осуществление определенного вида деятельности по лицензии, выданной другому лицу, или при наличии лицензии на другой вид деятельности расценивается как деятельность без лицензии. Незаконной (без лицензии) будет считаться деятельность, осуществляемая по истечении срока действия лицензии, либо после извещения лицензиата о приостановлении действия лицензии либо ее аннулировании.

Итак, коммерческие организации создаются по воле их учредителей, однако государство в интересах всех участников имущественного оборота контролирует законность их создания.

Коммерческие организации могут создаваться путем учреждения (создания заново) или путем реорганизации из уже существующих юридических лиц.

Государственная регистрация может осуществляться в различном порядке.

1. Нормативно-явочный порядок регистрации. Действующее законодательство не допускает отказа в регистрации юридического лица по мотивам нецелесообразности его создания (п. 1 ст. 51 ГК). Такой порядок применяется в большинстве случаев регистрации. Это означает, что для регистрации юридического лица не требуется согласия третьих лиц (в том числе и государственных органов). При регистрации учредительные документы юридического лица только проверяются на соответствие требованиям действующего законодательства РФ.

Остальные порядки регистрации являются исключениями из данного основного правила. 2. Распорядительный порядок регистрации применяется только для создания унитарных предприятий в связи с необходимостью наделения их государственным или муниципальным имуществом.

3. Разрешительный порядок регистрации применяется при создании кредитных организаций, что возможно после решения Центрального банка РФ о возможности выдачи лицензии на совершение банковских операций. В ряде случаев создание коммерческих организаций (при значительной балансовой стоимости активов учредителей, годовой выручке) допускается с разрешения Федеральной антимонопольной службы.

4. Уведомительный порядок регистрации применяется только в отношении отдельных регистрационных процедур: внесение в устав хозяйственного общества сведений об открытии филиалов и представительств; уведомление о начале процедуры ликвидации, формировании ликвидационной комиссии и составлении промежуточного ликвидационного баланса.

Государственная регистрация коммерческих организаций (как и других юридических лиц) проводится инспекциями Федеральной налоговой службы в течение пяти рабочих дней.

Для регистрации юридического лица представляются следующие документы:

1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации, в котором подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ; достоверны; соблюден порядок создания юридического лица данной организационно-правовой формы (получены требуемые согласования, оплачен уставный капитал и пр.). Заявления составляются по унифицированным формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439;

2) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;

3) учредительные документы юридического лица;

4) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

5) документ об оплате государственной пошлины. Согласно ст. 333.33 Налогового кодекса РФ за регистрационные действия взимается государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Заявителем при подаче документов на государственную регистрацию может быть только физическое лицо (учредитель, генеральный директор юридического лица-учредителя), подпись которого удостоверяется нотариально. Заявитель несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, переданных на регистрацию.

Помните, что "Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций" довольно сложная тема и лучше написать уникальную, качественную работу и быть уверенным в успешной сдаче, чем переживать, скачав неуникальную работу. Многие преподаватели проверяют работы на уникальность.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.