Проблемы развития малого предпринимательства. Проблемы развития малого бизнеса

Субъекты малого бизнеса — небольшие компании и частные предприниматели — сталкиваются с рядом проблем, которые характерны только для этого сегмента экономики.

Поскольку сектор малого бизнеса участвует в образовании новых рабочих мест, создании здоровой конкурентной среды, формировании дохода в государственный бюджет и исполнении потребностей регионального рынка.

Актуальные проблемы малого предпринимательства

В 2017 году доля малого бизнеса в ВВП России составила менее 20%. В то время как в США этот показатель равен 53%, в Канаде — 43%, в Великобритании — 40%. Из этого следует, что в России не самые благоприятные условия для индивидуальных предпринимателей и компаний, где численность работников не превышает 100 человек.

Такая ситуация обусловлена рядом проблем:

  • несовершенство законодательной базы (незащищенное положение индивидуальных предпринимателей, постоянные изменения хозяйственного и налогового законодательства);
  • дефицит стартового и оборотного капитала (сложный процесс субсидирования, низкий % одобрения заявок на кредитование малого бизнеса коммерческими банками);
  • дефицит коммерческих помещений (малое количество предложений по аренде производственных площадей в совокупности с ее высокой стоимостью);
  • отсутствие доступа к федеральным и муниципальным заказам (малый бизнес не в силах конкурировать с субъектами крупного предпринимательства);
  • монополизация отдельных сегментов отечественного рынка;
  • невысокий уровень доходов населения (целевая аудитория малого бизнеса — население низшего и среднего класса — не в состоянии оплачивать товары/услуги по стоимости, покрывающей издержки предпринимателя).

Несмотря на то, что ежегодно обновляются федеральные программы по развитию малого бизнеса, предприниматели относятся к ним скептически. Большая часть проблем так и не находит своего решения.

Скрытые проблемы

Помимо очевидных трудностей в сегменте малого предпринимательства есть несколько скрытых проблем, тормозящих его развитие. Их можно отнести к разряду социальных. К наиболее острым относится некомпетентность предпринимателей и отрицательный имидж малого бизнеса среди населения.

В отечественных ВУЗах специальности по основам предпринимательства появились только в начале 2000-х. До этого начинающие бизнесмены при организации своего дела руководствовались лишь предпринимательским чутьем. Но, даже не имея таланта, всему можно обучиться. Поэтому при развитии образовательной базы и содействии властей в решении ключевых проблем предпринимательства, можно рассчитывать на рост доли малого бизнеса в объемах ВВП страны.

Из-за того, что во времена СССР предпринимательская деятельность называлась «спекуляцией» и попадала под уголовную ответственность, она приобрела плохую репутацию. Малый бизнес жестко ограничивался властями, диктовавшими условия труда. И, несмотря на то, что в постсоветский период ситуация изменилась, среди старшего поколения до сих пор бытует стереотип, что предприниматели крадут или наживаются на «простом народе». Со сложившимися стереотипами бороться достаточно проблематично, что обуславливает необходимость в формировании нового положительного имиджа среди молодого поколения.

В данной статье затрагивается проблема развития и эффективного функционирования малого бизнеса в России на современном этапе социально-экономического развития. А также поднимается вопрос о необходимости поддержки малого предпринимательства со стороны государства.

Вообще, малое предпринимательство является двигателем рыночной экономики во многих странах. Однако в России его роль значительно недооценена.

Начнем с определения: малое предпринимательство — это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка.Для деятельности малых предприятий характерен небольшой масштаб производства и, соответственно, невысокая доходность, по сравнению с крупными предприятиями. Численность работников малого предприятия, включая работников, работающих по договорам гражданско-правового характера должна составлять:

  1. от 101 до 250 человек включительно - для средних предприятий.
  2. до 100 человек включительно - для малых предприятий, при том до 15 человек - для микропредприятий.

Также денежный оборот средних предприятий не должен превышать 2 миллиардов рублей, малых предприятий- 800 миллионов рублей, микропредприятий- 120 миллионов рублей.

В настоящее время (с 1 августа 2016 года)начал свою работу Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) (далее - Реестр). Реестр ведётся Федеральной налоговой службой (ФНС) и размещен на её сайте в свободном доступе. Данный Реестр позволяется получать сведения о предприятии в режиме реального времени с любого устройства по ИНН, ОГРН, ОГРНИП, ФИО ИП или наименованию организации. Реестр МСП позволяет субъектам малого и среднего предпринимательства получать налоговые льготы без их бумажного подтверждения, а также беспрепятственно участвовать в госзакупках.

Данные Реестра отображают не совсем точную информацию о состоянии малого предпринимательства в России. Им не учтены те предприятия, которые находятся «в тени», деятельность которых практически крайне сложно отследить.

По официальным данным Реестра численность субъектов малого бизнеса в России на 10 декабря 2016 года составляет 5 841 509 предприятий, в которых занято 15 922 438 работников (не включая работников, работающих по договорам гражданско-правового характера), что составляет 10,8% от всего населения Российской Федерации. При том самое большое количество малых предприятий (1 759 400 предприятий) зарегистрировано по центральному федеральному округу (Рисунок 1.).

Рисунок 1. Субъекты малого бизнеса в России

Малый бизнес - наиболее важный элемент рыночной экономики. Без него невозможно создание рыночной структуры экономики.Малый бизнес не только участвует в развитии экономики страны в целом, но и содействует научно-техническому прогрессу и выполняет большую социально-экономическую роль. Преимущества малого бизнеса перед крупным заключается в его гибкости и адаптивности к внешним постоянно изменяющимся условиям рынка, за счет небольшого масштаба. Малое предприятие в большей степени способно ориентироваться на потребителя.

Значение малого бизнеса для рыночной экономики невозможно преувеличить. Во-первых, субъекты малого предпринимательства участвуют в создании ВВП страны. Так, например, в России доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет 20 %, в то время как в США вклад малого и среднего бизнеса в ВВП составляет около 35 %.При том малые предприятия участвуют в создании ВВП как напрямую, так и косвенно- в качестве «помощника»крупного предприятия.

Во-вторых, увеличение субъектов малого предпринимательства способствует усилению конкуренции на рынке, что стимулирует работу всех предприятий на рынке и ведет к научно-техническому прогрессу, за счет создания новых изобретений, и развитию экономики в целом.

В-третьих, малый бизнес является одним из источников формирования бюджетов всех уровней. Он является одним из источников налоговых поступлений. Предприниматели совершают налоговые отчисления в бюджет с прибыли своих организаций, а также малый бизнес является источником доходов для физических лиц - работников предприятий.

В-четвёртых, малый бизнес играет большую социально-экономическую роль, путём создания новых рабочих мест, тем самым сокращая уровень безработицы в стране.

В-пятых, малый бизнес способствует развитию денежно-кредитной системы страны. Ведь основным источником финансирования деятельности малых предприятий являются банки и небанковские кредитные учреждения. Спрос на кредитные деньги со стороны малого бизнеса стимулирует движение денежных потоков и увеличение денежной массы с помощью эффекта денежного мультипликатора.

Из всего вышеперечисленного следует вывод о том, малый бизнес является одним из важнейших элементов любой хозяйственной системы и составляет структуру рыночной экономики, выполняя функции по стимулированию работы рынка, являясь источником налоговых поступлений, создавая новые рабочие места и препятствуя безработице, участвуя в создании ВВП страны и способствуя развитию денежно-кредитной системы страны.

В России малый бизнес находится на низком уровне развития относительно более развитых стран. А условия для его развития являются неблагоприятными. В рейтинге «Doing Business» , где даётся оценка благоприятности условий для ведения малого бизнеса, проводимая Всемирным банком в рамках проекта «Ведение бизнеса», в 2016 году Россия заняла39 место (Таблица 1.), поднявшись на 11 позиций относительно 2015 года.

Новая Зеландия

Сингапур

Республика Корея

Норвегия

Великобритания

Македония

Финляндия

Австралия

Германия

Ирландия

Исландия

Малайзия

Португалия

Чешская Республика

Нидерланды

Словения

Швейцария

Словакия

Казахстан

Беларусь

Малый бизнес в России сталкивается с рядом проблем, мешающих его развитию. В первую очередь- это недоступность кредитных ресурсов. Подавляющее большинство начинающих предпринимателей не имеют собственного капитала, достаточного для начала осуществления предпринимательской деятельности. В качестве источника финансовых ресурсов чаще всего они выбирают банк. Но, к сожалению, получить кредит на развитие малого бизнеса не так-то просто. Зачастую банки отказывают в выдаче кредитов малым предпринимателям, опасаясь невозврата денежных средств. На то банки имеют также ряд объективных и субъективных причин:

  • слабая государственная поддержка малого бизнеса в России;
  • ненадёжность и размытость бизнес-плана, предлагаемого предпринимателем;
  • нестабильная экономическая ситуация, экономический кризис, высокий уровень инфляции;
  • плохая кредитная история или её отсутствие у предпринимателя (в случае отсутствия кредитной истории, банк не имеет сведений о порядочности предпринимателя и рискует не получить обратно сумму кредита);
  • малый срок (или его отсутствие) работы в малом бизнесе.

В таблице 2 представлены условия кредитования малого бизнеса некоторыми банками.

Таблица 2. Условия кредитования малого бизнеса в России

Как видно из таблицы, процентная ставка по кредиту довольно высока, при том, что в странах Европы она в 4 раза ниже (средневзвешенная ставка около 4%), что свидетельствует, опять же, о не благоприятности условий развития малого бизнеса в России относительно более развитых стран.

Следующей проблемой на пути предпринимателя становится высокая налоговая нагрузка. При условии, что предпринимателю все-таки удалось получить кредит под довольно высокую процентную ставку, следующим препятствием развитию бизнеса является уплата налогов. Безусловно, государство пытается решить данную проблему, вводя специальные налоговые режимы, но, тем не менее, предпринимателю становятся недоступны некоторые виды деятельности, он вынужден быть ограничен в числе штатных сотрудников, а такое ограничение как запрет на открытие филиалов и представительств вообще делает невозможным развитие бизнеса.

Перечисленные проблемы являются составляющими денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики государства. Из этого следует, что со стороны государства поддержка малого и среднего предпринимательства недостаточно эффективна.

Прогнозом долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанным Минэкономразвития России предусмотрено расширение мер имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (реализация государственного и муниципального имущества; увеличение количества объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства - кластеров, бизнес-инкубаторов, технопарков и других). Данная мера призвана стимулироватьреализацию механизмов государственно-частного партнерства, что благоприятно скажется на развитии малого предпринимательства в Российской Федерации.

Еще одной проблемой развития малого предпринимательства в России является острая нехватка квалифицированных кадров, которые смогли бы обеспечить конкурентоспособность предприятий. В последнее время наблюдается тенденция гуманитаризации образования. Специалистов технических специальностей становится все меньше и меньше. Все больше молодежь, в качестве будущей профессии, выбирает такие направления как государственное и муниципальное управление, управление кадрами, экономика, юриспруденция, менеджмент. Рынок труда переполнен экономистами, юристами, менеджерами, управленцами. Представителей же технических прикладных наук, таких как химия, физика, биология, способных на изобретение технических новшеств и выведение предприятия на новый уровень конкурентоспособности, острая нехватка. Многие потенциально перспективные молодые люди, «задыхаясь» от своих знаний, не зная, где их правильно применить, или же сталкиваясь с низким уровнем оплаты труда, уезжают заграницу. Происходит так называемая «утечка кадров».

Государство пытается решить эту проблему разными способами, например, увеличение бюджетных мест в ВУЗах, ориентированных на технические специальности. Также при проведении процедуры ЕГЭ для школьников уже стоит вопрос о введении обязательного тестирования по физике. Но, на данном этапе, тенденция гуманитаризации образования всё же остается актуальной. Таким образом, нехватка квалифицированных кадров становится препятствием для развития малого бизнеса в России.

Органы статистики в Российской Федерации ежегодно отслеживают динамику демографии организаций путём подсчета коэффициентов рождаемости и официальной ликвидации организаций.

Коэффициент рождаемости организаций - отношение количества зарегистрированных организаций за отчётный период к среднему количеству организаций, учтённых органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчётном периоде, рассчитанное на 1000 организаций. Коэффициент рождаемости организаций за период с 2005- 2015 гг. изображен в Таблице 3.

Таблица 3. Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций


Как видно из Таблицы 3, самое большое значение коэффициента рождаемости организаций зафиксировано в 2006 году. Самое низкое значение коэффициента - в 2009 году. Это связано с кризисной ситуацией, возникшей в 2008 году. В течение нескольких последних лет коэффициент рождаемости несущественно снизился в 2014 году, также в связи с экономическим кризисом. Но, как мы видим, в 2015 году ситуация заметно улучшилась, и коэффициент рождаемости увеличился на 10,6 ед.

Коэффициент официальной ликвидации организаций - отношение количества официально ликвидированных организаций за отчётный период к среднему количеству организаций, учтённых органами государственной статистики в Статистическом регистре по данным государственной регистрации в отчётном периоде, рассчитанное на 1000 организаций. (Таблица 4)

Таблица 4. Коэффициент официальной ликвидации организаций на 1000 организаций


Как мы видим из Таблицы 4, минимальное значение коэффициент ликвидации организаций принимал в 2005 году. Максимальное значение- 89 ед., было зафиксировано в 2012 году. В кризисный 2014 год коэффициент также принимал высокое значение, однако уже в 2015 году снизился на 17,3 ед.

Сопоставление коэффициентов рождаемости и ликвидации организаций изображены на рисунке 2.

Рисунок 2. Демография организаций в целом по России с 2005 по 2015 г.

Как видно из Графика 1, ситуация рождаемости и ликвидации организаций была наиболее стабильной в период с 2005 по 2010 год, когда коэффициент ликвидации изменялся пропорционально относительно коэффициента рождаемости организации. Однако в период с 2011 по 2014 год коэффициент ликвидации сильно приблизился к коэффициенту рождаемости, что свидетельствует о неблагоприятном положении малого бизнеса в России, в связи с экономическим кризисом. В 2015 году значения коэффициентов снова начали расходиться и стремиться к нормальному значению. Также в 2015 году в рамках программы импортозамещения, из-за введения продовольственного эмбарго, начали возникать малые предприятия и организации, производящие продукцию, входящую в «санкционный» список. Таким образом, экономический кризис 2014 года, в каком-то смысле стимулировал возникновение российских малых предприятий.

Чтобы создать более благоприятные условия для развития малого бизнеса в России, государство должно серьезную поддержку предпринимателям. В первую очередь государство должно скорректировать меры денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики таким образом, чтобы стимулировать предпринимателей к созданию и развитию бизнеса. Можно обратить внимание на зарубежный опыт поддержки малых предпринимателей. Например, в Японии основа финансирования малых предприятий - «мягкие» займы, суть которых в сокращении процентной ставки по кредиту на 50%. Так вместо 4-8% предприниматель получает кредит по 2-4%. Также со стороны государства в Японии особую поддержку получают низкорентабельные предприятия. Этим государство старается поддержать сильную конкуренцию на рынке.

Примером поддержки малого бизнеса с точки зрения налогово-бюджетного регулирования является Германия. Где с 1978 года действует программа поддержки малых и средних предприятий, по которой вновь созданные организации получают беспроцентный налоговый кредит сроком на 2 года. Таким образом, предприятие может не уплачивать налоги 2 года, а по истечении этого срока, когда оно уже будет успешно работать, вернуть долг государству.

На мой взгляд, адаптация зарубежного опыта в области денежно-кредитного и налогово-бюджетного регулирования на российские условия наряду со становлением механизмов государственно-частного партнерства (в частности система государственных закупок) поможет развитию малого бизнеса в России.

Чтобы малые предприятия работали эффективно, нужны квалифицированные работники. Я считаю, что, чтобыобеспечить все предприятия квалифицированными кадрами и в целом обеспечить наиболее высокий уровень образованности населения, необходимы реформы в сфере среднего, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Важно развивать у школьников знания по фундаментальным и прикладным наукам, программированию, чтобы в будущем они смогли обеспечить изобретение новых технологий, нововведения, приводящих к научно-техническому прогрессу.

Российский малый бизнес ещё нуждается в мощной поддержке со стороны государства, но уже находится на пути становления. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в России- важный шаг к становлению и развитию рыночной экономики.

Литература

  1. Малое предпринимательство и малый бизнес [Электронный ресурс]. URL: http://www.lawru.net/podd/podd22.html . (дата обращения 17.12. 2016)
  2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. Сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru/ . (дата обращения 21.12.2016).
  4. Сайбель Н. Ю., Ескевич О. В. Формирование эффективной системы поддержки малого предпринимательства в России // Экономический вестник ЮФО. 2011. № 5. С. 92-97.
  5. Сайт Всемирного банка. Оценка Бизнес Регулирования «Doing Business» [Электронный ресурс]. URL: http://russian.doingbusiness.org/rankings (дата обращения 01.03.2017).
  6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2030 года; Основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 годы [Электронный ресурс]. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  7. Сайт Федеральной службы государственной статистики URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 01.03.2017).

Малый бизнес является неотъемлемой частью крупного производства. Он позволяет более эффективно использовать местные ресурсы и отходы крупных предприятий, создавать новые дополнительные рабочие места, осуществлять перераспределение затрат производства в значительно коротком инвестиционном цикле, стал надежным источником поступления денежных средств в государственные внебюджетные фонды и бюджеты всех уровней. Он способствует формированию среднего класса, выступающего в современном обществе гарантом политической стабильности.

Вместе с тем, его развитие в стране сильно отстает от возможностей и потребностей нашей экономики. Этот процесс протекает трудно и медленно, поэтому показатели развития малого бизнеса пока остаются низкими.

Подавляющее большинство малых предприятий функционирует сегодня в сфере торговли и услуг общественного питания. Численность субъектов малого бизнеса в реальном секторе экономики минимальна, в сфере высокотехнологичных производств - крайне незначительна. Развитие малого предпринимательства в России сдерживается наличием многих нерешенных проблем, связанных с нестабильностью общих экономических и правовых условий, трудностями в привлечении инвестиций и кредитных ресурсов, не отлаженностью и бессистемностью механизма государственной и муниципальной поддержки и т.д. Это придает актуальность научному анализу данной проблематики.

Многим малым предприятиям не хватает внешнего финансирования, причем главным препятствием к получению кредита являются условия, выдвигаемые банками. Одной из проблем, тормозящей развитие малого бизнеса, руководители многих предприятий и индивидуальные предприниматели называют недостаток кредитно - финансовых ресурсов. Банковский сектор сегодня больше интересуют крупные проекты с быстрой окупаемостью, и ставка рефинансирования, несмотря на то, что с 2006 г. снизилась, для малого бизнеса остается малопривлекательной.

Многие банки переполнены деньгами, декларируют возможность кредитования малого бизнеса, но практически этого не происходит. Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:

  • - это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался в результате частной инициативы граждан;
  • - дороговизна кредитных ресурсов. В условиях, когда реальный уровень инфляции измеряется двухзначной цифрой, производство не может выдержать 25 - 30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока (в 10 раз выше европейской ставки ипотечного кредита, которая колеблется около уровня в 2-3% в год);
  • - залоговое обеспечение кредита, который вернуть в настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах достаточно сложно.

Однако, несмотря на риски, малые предприятия должны со временем стать и уже становятся желанными клиентами для банков. Они одни из самых дисциплинированных заемщиков.

Настораживает другое: российские предприниматели не торопятся обращаться за заемными деньгами. Многие из них сетуют не только на высокие проценты, даже на небольшие суммы, плюс сложности с залоговым обеспечением. Личное имущество - автомобили и квартиры - предприниматели не рискуют отдавать в залог, объясняя это непредсказуемостью жизни.

Индивидуальные предприниматели, которые периодически берут кредиты, также жалуются на трудности. Их доводы просты: бизнесмен в России может заработать в среднем от 5 до 15% годовых в валюте, а процентные ставки по кредитам в валюте не ниже 14 - 15% плюс налоги, аренда. К тому же кредиты в российских банках выдают на короткий срок, за который сложно успеть что-либо сделать, приходится перекредитовываться.

Большинство предпринимателей нередко обходится своими средствами, кредит выгодно брать, когда много инвестиционных планов и возможностей. Кроме того, банки дают деньги предприятиям, которые имеют постоянный стабильный оборот, и его нужно продемонстрировать. Банку нужны хорошие показатели, а малые предприятия, нередко вынуждены скрывать доходы, и по этой причине банк не торопится с предоставлением кредита. Многочисленные налоги и поборы, нередко оставляют предпринимателям 5-10% прибыли. В результате малые предприятия становятся на грань банкротства независимо от их народнохозяйственной значимости.

Следующей из проблем является несовершенство нормативно-правовой базы, и как следствие, «бумажная волокита», связанная как с регистрацией нового предприятия, так и с предоставление отчетности. Многочисленные проверки и проблемы согласования со всеми государственными инстанциями требуют от предпринимателей большого количества средств и времени. В итоге получаемый продукт по себестоимости получается «золотым». Для сравнения, если в 2006 году «непроизводственные издержки» бизнесменов составляли 8,8% среди прочих расходов, то теперь -- 9,6%, причем 70% от этой суммы -- взятки.

Наибольшее негативное влияние на малый бизнес в России в наступившем году оказало повышение страховых взносов до 34% (для некоторых категорий предприятий -- до 26%). Повышение страховых взносов может привести к увеличению в несколько раз нагрузки на фонд оплаты труда на предприятиях с более высокой долей оплаты труда в структуре издержек, прежде всего, на предприятиях в более «продвинутых» технологичных отраслях, -- и, как следствие, к уходу многих предприятий с рынка. Кроме того, предложенная реформа налогообложения подразумевает возникновение дополнительных контрольных органов -- внебюджетных фондов. Эти органы будут наделены полномочиями налоговых органов: осуществление проверок, приостановление операций по банковским счетам, внесудебное взыскание платежей и ряд других. Право проверять предприятия помимо налоговых инспекций получат органы Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и фондов - федерального и территориального -- медицинского страхования, что выглядит крайне противоречивым в контексте неоднократных заявлений о необходимости ограничения вмешательства в предпринимательскую деятельность. На фоне заявлений о необходимости снижения числа контролирующих ведомств предлагается реформа, предусматривающая увеличение их количества в несколько раз.

Следующая проблема - административные барьеры, количество которых постепенно снижается, но их система остается нестабильной и поэтому отнимает много сил и времени (так треть предпринимателей по-прежнему оценивает уровень административных барьеров как достаточно высокий). Пример: чтобы организовать выезд представителя СЭС для получения согласования на создание производства в Московской области уходит до 1,5 месяцев. Причем это при условии, что вы сами уже подготовили все необходимые проекты документов, а подобных контролирующих организаций десятки.

Много недовольства высказывается при оценке таможенных процедур. Негативная оценка налоговых органов снижается. Треть предпринимателей все еще страдают от проверок санитарных и пожарных служб. Интересно, что бизнес в регионах чаще страдает от правоохранительных органов, чем от криминальных структур.

Затраты на преодоление административных барьеров зачастую превышают многие расходы, связанные с деятельностью фирмы. В качестве примера можно привести одно малое московское предприятие, действующее уже в течение десяти лет. Для того, чтобы складировать все бухгалтерские архивы необходима площадь не менее двадцати квадратных метров, а, так как минимальная арендная плата составляет не менее 200-300 долл. за квадратный метр офисных помещений в год, то затраты составят соответственно от 4 до 6 тыс. долл. в год. Хранить эти данные в электронной форме невозможно.

С другой стороны, предприниматели признаются, что доля взяток в выручке компаний сейчас значительно снизилась и не превышает 5%, это существенное сокращение: в 2007 году показатель составлял 9,6%. Чаще всего приходится давать взятки для доступа к госзаказу, при проверках, выделении земли, получении господдержки, подключении к инфраструктуре и получении сертификатов и лицензий.

Также одной из проблем является недостаточная подготовка руководителей. Значительная часть новых МП создается людьми, не имеющими опыта ведения своего бизнеса или поменявшими его направление, например, от торговли к производству. Часто эта причина ведет предприятия к разорению из-за отсутствия даже общего, на уровне научно-популярных изданий, понимания бухгалтерского и управленческого учета. Кроме того, рынок труда не способен удовлетворить потребности компаний ни в квалифицированных инженерах, ни в квалифицированных рабочих. Более половины руководителей говорят, что найти технических специалистов либо сложно, либо практически невозможно. И число компаний, испытывающих сложности с набором персонала, увеличивается.

Часто препятствием для развития МП становится отсутствие необходимой инфраструктуры, например в городах и городских районах, имеющих блочную застройку 60-80х гг. очень мало приемлемых помещений под общепит или мелкие производства вне зданий бывших универсамов и торговых центров. МП неспособны, даже частично, освоить тысячеметровые цеха закрытых заводов, а небольших промышленно-складских помещений нет. При этом в 2008 году трудности с подбором производственных помещений испытывали 37% компаний, сейчас 33% - ситуация, не смотря на усилия властей, почти не меняется. То же самое касается земельных участков. Раньше негативно оценивали возможность получения участков 40% предпринимателей, сейчас 39%.

Также очень часто МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных кафе преобразовано вместо государственных предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной монополии, а к новым формам его проявления. Государственные научно-исследовательские и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.

Инвестирование в малый бизнес всегда затруднено. Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Они не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района. Как бы ни поддерживало государство его развитие, какие бы программы ни принимались, структуры, которые имеют средства, скорее, станут их вкладывать в лидеров рынка. Кстати, криминализация малого бизнеса отчасти связана именно с отсутствием интереса к малому бизнесу со стороны серьезных инвесторов.

Для процветания малого предприятия, ему необходимо выйти на общероссийский рынок, что в нашей стране весьма затруднительно. Эти трудности часто связаны с тем, что компании, имеющие малые оборотные средства, зачастую неспособны отпускать продукцию с отсрочкой платежа, что при растущей конкуренции является почти обязательным требованием к новичку на рынке.

В тех случаях, когда требуется аренда торговых площадей и оплата выкладки (в большом магазине поставщик платит за качество места, где выложен товар), средств малых предприятий обычно хватает ненадолго.

Неудовлетворительным остается распределение малых предприятий по регионам страны. Более половины сосредоточенно в 8 ми субъектах Российской Федерации, в частности на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится одна треть всех зарегистрированных малых предприятий. Они занимаются главным образом торговлей и общественным питанием. Отсюда очень важна проблема подъема малого бизнеса для малых и средних городов России, которые объективно нуждаются в государственной поддержке для своего возрождения и развития.

Государственные дотации крупным, особенно убыточным предприятиям, не только не улучшают их финансовое состояние, но и являются предпосылкой проявления иждивенчества, свертывания инициативы, отражают непрофессионализм руководителей. В итоге при увеличении государственных вложений в крупные предприятия объем реального валового продукта падает, что свидетельствует о неэффективности подхода к управлению экономикой, а доля продукции малых предприятий в объеме внутреннего валового продукта увеличивается в основном за счет собственных вложений.

Следующей важно отметить проблему ограниченного сбыта продукции ввиду существования в России низкого платежеспособного спроса населения. Практически все производства отечественных предприятий являются узконаправленными, спрос на продукцию невысок, а конкуренция со стороны импорта с каждым годом становится все более жесткой. А пока российский рынок товаров массового спроса удовлетворяет потребности покупателей в значительной степени за счет импорта. Поэтому ключевая проблема импортозамещения заключается в обновлении технологических процессов, то есть в осуществлении инноваций, способствующих повышению качества изделий при обеспечении ресурсосбережения.

Еще одна проблема - это сложность получения информации о деловой среде. Чаще всего, получить информацию о потенциальном конкуренте или деловом партнере, очень тяжело или зачастую невозможно. В России не существует специальных изданий, которые бы ежегодно или ежеквартально публиковали бухгалтерскую отчетность именно предприятий малого и среднего бизнеса.

Крайне низок показатель инновационной активности малых предприятий. Это во многом связано с инертностью ряда крупных и средних предприятий в реализации инноваций, которая накладывает отпечаток и на инновационную деятельность самих малых предприятий.

Малый бизнес чрезвычайно мобилен, а потому постоянно заинтересован в аккумулировании прогрессивных технологий, но, к сожалению, он не располагает для этого солидной лабораторно-исследовательской базой и научным персоналом, а расходы на закупку новых технологий часто оказываются непосильными. В этом случае посредниками в их передаче могли бы стать инновационные фирмы или ассоциации, объединяющие малое предпринимательство. В известной мере малые предприятия могут оказывать инвестиционную поддержку исследованиям и разработкам, направленных на создание новых технологий, способствующих наращиванию производства импортозамещающей продукции.

Острой проблемой остается ограничение возможности подключения к инженерным коммуникациям, в первую очередь - источникам электроэнергии. Это относится прежде всего, к высокой стоимости получения разрешения на подключение или использование дополнительных мощностей. Снижение стоимости подключения к сетям для предприятий МБ ослабило финансовую нагрузку на малых предпринимателей. Однако проблема получения согласования технических условий подключения к сетям остается.

Как видим, проблем и препятствий для развития малого предпринимательства в нашей стране огромное множество, и это очевидно. А вот каким образом решать приведенные выше проблемы, есть ли у малого бизнеса России перспективы развития и каковы они, попробуем разобраться далее.

  • Ефимов Олег Николаевич , кандидат наук, доцент кафедры экономики и управления
  • Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова
  • Янахметова Регина Робертовна , бакалавр, студент
  • Уфимский государственный авиационный технический университет
  • МАЛЫЙ БИЗНЕС
  • ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
  • ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
  • ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В РОССИИ

В статье рассмотрены проблемы малого и среднего предпринимательства, анализ развития предпринимательства России и возможные пути его развития.

  • Резервы роста выручки от реализации продукции на примере ООО агрофирма
  • Бизнес-модель и страхование предприятий в условиях кризиса
  • Проблема трансакционных издержек в деятельности предприятия
  • Особенности финансового менеджмента в транспортной организации (управление затратами)

Малое предпринимательство - предпринимательство, опирающееся на деятельность небольших фирм, малых предприятий, формально не входящих в объединения.

Огромные перспективы для развития малого бизнеса предоставляет страховой бизнес. Свет в конце тоннеля появляется для обычного малого бизнеса, который в последние годы уступал позицию за позицией перед натиском крупных сетевых компаний. Фактически сейчас формируется новая ниша для активных россиян, которые за несколько лет могут создать своё агентство по страхованию жизни с оборотом в сотни тысяч или миллионы долларов.

Сейчас премия в страховании жизни на душу населения в России не превышает 6 долл., тогда как в Центральной Европе она уже 100 долл. В расчёте на 130 миллионов жителей страны эта цифра превращается в миллиарды долларов.

Развитие страхования жизни в России скоро начнет отражаться не только на показателях премии страховщиков. Растущий рынок требует массивного притока кадров. Особенно это выражено в регионах, куда сейчас стали выходить одна за другой страховые компании. Одной из моделей сотрудничества может быть партнерство страховой компании и агентства - самостоятельной маленькой частной компании, созданной людьми, хорошо знающими местный рынок . Создание такой компании может быть выходом для тех, кто привык быть частным предпринимателем и не видит себя в рядах сотрудников супермаркетов, автодилеров или других крупных компаний, постепенно вытесняющих малый бизнес из ниш, с таким трудом завоеванных в ельцинскую эпоху. Но если раньше это были частные магазины, кафе, авторемонтные мастерские, то благодаря развитию страхования жизни малый бизнес может выйти на качественно новый уровень.

Главные требования к успешности будущего страхового консультанта: активность, знание собственного региона, нацеленность на высокий доход, желание работать с людьми. Партнерами компаний становятся самые разные люди: бывшие владельцы собственного малого бизнеса, военные, интеллигенция. И в Башкортостане уже есть имена, которые управляют собственным страховым бизнесом под брендами известных страховых компаний с оборотом, равным обороту средних размеров филиала. Это говорит о том, что места на рынке хватит всем. Только те, кто начал раньше, уйдут далеко вперёд.

В качестве основы для статьи возьмем статистические данные по 2011-2012 годам из журнала «Экономика и управление» башкирского издания 2012 года, они позволят гораздо легче определить главные проблемы предпринимательства в целом.

Хотелось бы обратить особое внимание на то, где именно раскрывается тема малого бизнеса, а именно государственная поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) в Республике Башкортостан.

На основе представленных данных можем сказать, что в 2012 году количество малых предприятий на много увеличилось. Государство с каждым годом увеличивает объем субсидий на развитие предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан. Не смотря на это, есть некоторые проблемы малого предпринимательства, потому что данный вид деятельности остается малопривлекательным как для населения, так и для банков, предоставляющих кредиты малому и среднему бизнесу.

То есть малые и средние предприятия выполняют исключительно социально-значимую функцию – предоставление рабочих мест. Можем так же заметить, что многие малые предприятия очень успешно растут и развиваются, тем самым составляя конкуренцию более крупным их соперникам на рынке.

Выделим главные проблемы развития малого бизнеса в России

Во-первых, это недостоверные статистические данные, то есть в стране нет особых комитетов, которые могли бы осуществлять какие-либо исследования по состоянию малого бизнеса. Так же как и нет четкой системы подсчета финансовых результатов (то есть вклад малых предприятий и предпринимателей в бюджеты разных уровней). Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности предприятий малого бизнеса, нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право этим предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.

В любом государстве статистика в малом бизнесе должна помогать принятию решений на государственном уровне, но, к сожалению, реалии таковы, что частные предприятия не желают вести «белый» учет зарплаты сотрудников. Многие люди, работающие в малом бизнесе, получают «черную» или «серую» зарплаты, так как владельцы малых предприятий предпочитают уклоняться от налогов, несмотря на упрощенную систему налогообложения, которая может применяться в черном бизнесе.

На основании статистики в малом бизнесе государственные органы могли бы планировать развитие определенных отраслей экономики, но получить реальные данные о работе малых предприятий до сих пор невозможно. Для сбора статистики в малом бизнесе многие аналитические агентства до сих пор используют различные анонимные опросы, а не реальные цифры, которые должны находиться в распоряжении государственных органов.

Во-вторых, государство хоть и поддерживает развитие малого и среднего предпринимательства в стране, оно все же выделяет какие-либо «особые» отрасли, и не уделяет достаточного внимания к другим. Считаю, что развитие малого бизнеса в стране очень сильно повлияет на развитие экономики России в целом. Это как собрать огромную картину из пазлов. И считаю, что именно малый бизнес стоит сделать главной темой обсуждения в экономической политике.

В-третьих, осуществить более легкий доступ предпринимателям малого бизнеса к получению финансовых ресурсов, то есть получения кредитов, повышения качества обслуживания покупателей, более активного продвижения компании и ее услуг. Кредитование малого бизнеса, ссуды и господдержка работают неэффективно. Как и в прошлом году, чем больше период, на который планируется привлечь заемные средства, тем меньше вероятность их получить. Почти половина, а это 48% респондентов (по данным газеты «Опора России, 2012 г.в.») отмечают, что главным препятствием для получения финансирования являются неподъемно высокие ставки по кредитам. Поэтому однажды уйдя в теневую экономику, малый бизнес не спешит возвращаться в легальную часть, даже при снижении налогового бремени. Чтобы малый бизнес вернулся в официальную экономику и стал опорой государства, необходимо предложить ему что-то еще, кроме дорогих кредитов и зажигательных речей.

В-четвертых, целый ряд таких предприятий связаны с «криминальной» деятельностью: многие предприятия работают по «серой» схеме, скрывают свои доходы, не платят налоги.

Именно поэтому у общественности складывается резко отрицательное мнение относительно предпринимательства в целом, именно это все влияет на появление новых предприятий, которых с каждым годом становится меньше и все больше предприятий становятся банкротами, это можно увидеть в статистике, которая отражена на рисунке 1:

Рисунок 1. Динамика экономического роста предприятий

Если сравнивать нашу страну с США, то можно смело сказать, что по развитию малого предпринимательства мы намного отстаем от них.

У нас примерно 238 тысяч предприятий на 1 квадратный метр, когда в США более 26 миллионов!

Законодательная практика субъектов федерации нередко игнорирует интересы малого бизнеса, принимаемые законодательные акты часто увеличивают финансовую нагрузку на предпринимателей и в целом ухудшают бизнес-климат в регионах.

Отношение отдельных руководителей к малому бизнесу свидетельствует о том, что он, по-прежнему, рассматривается как источник наполнения региональных бюджетов, а не как институт, выполняющий важнейшую социальную функцию. В работе органов исполнительной власти регионов преобладают, в основном, традиционные, иногда, малоэффективные формы и методы, отсутствует комплексный, системный подход.

Материально-техническое обеспечение предприятий малого бизнеса осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для таких предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен для них доступ к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.

Еще одна проблема - кадровая. Квалифицированных предпринимателей, к сожалению, гораздо меньше, чем реально нужно экономике.

В рамках презентации Сергей Борисов (взято из Российской газеты «Опора России») перечислил основные выводы исследовательского проекта. Список ключевых для малого бизнеса проблем возглавляет дефицит кадров. В прошлом году негативные оценки относительно доступности персонала высказывали 56% респондентов; в 2012 году - уже 68%.

Лишь каждая третья компания не испытывает проблем с поиском квалифицированных инженеров и технических специалистов, и только каждая пятая - относительно легко может найти квалифицированных рабочих.

Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Известно, что ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в нынешних условиях оказалась практически подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям - новому социальному слою - тем более.

Существенной проблемой для малого бизнеса является обеспечение доступа к производственным площадям и офисным помещениям. Такие площади во многих регионах либо в большом дефиците и, как следствие, - запредельно дороги, либо их приобретение или аренда сопряжены с необходимостью преодолевать нередко искусственные административные барьеры.

Другая проблема развития малого бизнеса в России - взаимодействие предпринимателей с местными властями и проверяющими инстанциями. Особенно докучают малым предпринимателям проверки, которые зачастую связаны с необоснованными претензиями и с прямым вымогательством. Решение проблем с чиновниками зачастую решается с помощью взяток. Почти 10% выручки затрачивает среднестатистическое малое предприятие на взятки различным чиновникам и проверяющим.

Можно также сделать вывод о том, что на федеральном уровне для малого и среднего бизнеса в России делается достаточно много. Исследования Всемирного банка говорят о том, что за указанные три года предпринимательская среда в России существенно улучшилась. Однако местные власти своими действиями лишают мелких и средних предпринимателей многих прав, толкают их на путь аффилированных с ними структур, различных посредников. Касаясь собственности, недвижимости и аренды, необходимо разработать и включить четкий механизм покупки собственности, ее регистрации, создания рынка бизнес-недвижимости для малых предпринимателей. Необходимо создать опережающее предложение инфраструктуры от местных властей. То же касается и аренды земли и недвижимости. У предпринимателя всегда должен быть выбор при поиске объекта собственности.

Хотелось бы привести статистику по проблемам малого предпринимательства, статистика рейтингов регионов и городов-миллионников по условиям ведения предпринимательской деятельности представлена в газете «Опора России», выпуск газеты 2012 год:

Наиболее благоприятными регионами для ведения бизнеса малыми и средними производственными компаниями были признаны Московская, Челябинская и Самарская области, Республика Башкортостан, Ставропольский край. Среди городов-миллионников в 2012 году лидерство перешло от Челябинска к Екатеринбургу. Комментируя положение субъектов РФ в рейтинге, председатель попечительского совета "ОПОРЫ России" отметил "традиционно" низкие места, занимаемые Москвой (37-е место) и Санкт-Петербургом (делит 35-е и 36-е места). Такое положение объясняется общим уровнем конкуренции в этих субъектах Федерации и более высокими ожиданиями бизнеса.

Несмотря на все проблемы со сбором статистики на малых предприятиях, на основе имеющихся данных можно сделать некоторые выводы. Например, по данным статистики доля предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП Российской Федерации составляет около 40%, а на малых и средних предприятиях работает около 60% населения. Представленные данные, к сожалению, не учитывают тех людей, которые ведут деятельность в «сером» секторе экономики.

По данным статистики, около половины малых предприятий работают в сфере торговли, второе место удерживают предприятия, работающие в сфере обслуживания, на третьем месте находятся предприятия, занимающиеся ремонтом и строительством. Обрабатывающие, инновационные и научно-технические предприятия по данным статистики в малом бизнесе замыкают список предприятий.

Более «честная» статистика в малом бизнесе позволит увеличить объемы кредитования частного бизнеса, так как банки будут иметь более наглядную информацию для принятия решений о выдаче кредита.

По мнению государственных органов, в течение ближайших лет доля малого бизнеса в ВВП нашей страны должна составить 60-70%, хотя при существующих способах сбора статистических данных эта цифра может быть недостижимой.

Кроме проблем со сбором статистики в малом бизнесе, в нашей стране не существует надежных методик для оценки эффективности работы предприятий малого бизнеса, что также не позволит получать реальную картину развития малого бизнеса.

На рисунке 2 отображены все наиболее серьезные препятствия для развития компаний. Наиболее серьезным является низкая доступность персонала, что составляет 47% всех барьеров, а всего 1% составляет организованная преступность. Эта статистика наглядно показывает все вышеперечисленные проблемы, которые есть у современных предпринимателей.

Рисунок 2. Наиболее серьезные препятствия для развития компаний

Что же делать, чтобы малый бизнес являлся привлекательным для современных предпринимателей?

Малый бизнес является одним из важных условий устойчивого развития страны и региона, который влияет не только на удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах, смягчение проблемы безработицы, но и обеспечивает достижение таких императивов устойчивости, как ресурсосбережение и социальная стабильность. Хотя в последнее время малый бизнес стал объектом особого внимания региональной власти и науки, его положение в регионах остается сложным.

Субъекты малого бизнеса сталкиваются с определенными трудностями: сохраняется практически удушающее налогообложение, ограничен их доступ к кредитным ресурсам, отсутствует механизм самофинансирования, не проработан механизм информационной поддержки и т.д. Отечественное предпринимательство только находится на пути к тому, чтобы стать движущей силой отечественной региональной экономики.

Основными причинами сложившейся ситуации являются отсутствие целенаправленной политики государства в отношении малого бизнеса, несовершенство законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства. Более того, российское законодательство в рассматриваемой сфере не только неэффективно, и вообще не затрагивает целый ряд проблем существования и деятельности малых предприятий.

Для малых предприятий актуальны также проблемы создания здоровой конкурентной среды с более крупными компаниями, поскольку в большинстве случаев у малых предприятий нет ни сил, ни средств противостоять недобросовестной конкуренции, приобретающей в последнее время все более жесткие формы. Совершенствование нормативно-правовой базы, направленной на развитие и поддержку малого бизнеса и создание условий для добросовестной конкуренции необходимо для развития этого сектора экономики. В первую очередь стоит вопрос о принятии специального закона, определяющего базовые принципы развития и поддержки малого предпринимательства, предложения, по содержанию которого формируются в настоящее время.

Список литературы

  1. Давлетбаев М. М. Предпринимательство в РБ: тенденции развития//Экономика и управление: Башкортостан.-2012.-№5.-114 с.
  2. Ефимов, О.Н. Страхование по закону о страховом деле. Учебное пособие (приложение к программе подготовки бакалавров) / О.Н.Ефимов. - LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, Heinrich-Böcking-Str. 6-8, 66121 Saarbrucken, Germany, напечатано в России, 2012, 685 стр.
  3. Ефимов, О.Н. Новейшее страхование в законах. Монография/ О.Н.Ефимов. - Science Book Publishing House, Yelm, WA, USA, 2013. - 484 с.
  4. Ефимов О.Н. Структура местного страхового рынка [Электронный ресурс]/ Ефимов О.Н.— Электрон, текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 58 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/23089.— ЭБС «IPRbooks», по паролю - 28.11.2014.
  5. Кредитный портал «Кредит Бизнес». Малый бизнес, кредитование малого бизнеса. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.kreditbusiness.ru - 28.11.2014.
  6. Конгресс предприятий бытового обслуживания. Стратегии восстановления и роста. Новые стандарты качества жизни [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://kongress.ucoz.ru - 28.11.2014.
  7. Малый бизнес. [Электронный ресурс]. - 2011. - Режим доступа: http://www.smallbusinesses.ru - 28.11.2014.
  8. Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «Опора России». Проблемы малого бизнеса [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.opora51.ru - 28.11.2014.
  9. Официальный сайт ЯРОО «Союз Молодых Предпринимателей». [Электронный ресурс] - 2012. - Режим доступа: http://www.smp-partner.ru - 28.11.2014.
  10. Социальная сеть малого бизнеса. Статистика малого бизнеса [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://b2bzona.org - 28.11.2014.
  11. Сайт о бизнес идеях, сетевом маркетинге и бизнесе с нуля [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа: http://www.marinbiz.ru - 28.11.2014.

В настоящее время успешному развитию малого предпринимательства препятствует множество проблем.

Во-первых, это всякие организационные проблемы, которые связаны с определением и приобретением месторасположения, юридическим оформлением, регистрацией предприятия, открытием счета в банке и т. п.

Во-вторых, важной является проблема формирования финансовой базы малого предпринимательства. Иногда собственного стартового капитала недостаточно, чтобы открыть дело, а получение заемных средств в виде кредитов часто затруднено из-за жестких условий коммерческих банков. Высокие процентные ставки, «привязывание» рублевых кредитов к курсам иностранных валют, отсутствие льготных кредитов, безусловно, препятствуют развитию малого бизнеса.

В условиях экономического кризиса и крайней ограниченности ресурсов для капиталовложений в экономику России проблема приоритетности выбора направлений инвестиционной деятельности приобретает чрезвычайное значение.

Актуальной она является и для сферы малого бизнеса, так как, в настоящее время, финансирование было и остается наиболее уязвимой проблемой российского малого предпринимательства. Ощутимой государственной материально-финансовой помощи предприятия не получают, поэтому развитие сети малого предпринимательства не оказывает решающего влияния на формирование товарных рынков, а поддержание предпринимательской активности в сфере малого бизнеса не имеет необходимой почвы.

Серьезными проблемами являются материально-техническое обеспечение сырьем, нехватка или отсутствие производственных помещений и оборудования, низкая квалификация персонала, недостаточная правовая защищенность деятельности предприятия.

Существуют определенные трудности выхода на рынок, в том числе растущие транспортные расходы и низкая покупательная способность населения, неплатежеспособность потенциальных производственных потребителей продукции малых предприятий.

У нас в стране защищена только самая крупная собственность и самая крупная экономическая деятельность. Эта деятельность так называемых олигархов. Им достаточно присягнуть на политическую лояльность к существующему политическому режиму и их права полностью защищены и эти права безграничны. Они имеют право, безграничные возможности экономической деятельности, в первую очередь почему – потому что на их собственность никто никогда не посягнет. Это священная корова. Что касается массового собственника, так называемого мелкого собственника, то он буквально поражен в правах, и с ним можно делать, что угодно.

Если посмотреть на опыт зарубежных стран, Европы, то малый бизнес в принципе и в основном призван и решает решает, в первую очередь, проблему занятости.

Так получилось, что в нашей стране с сырьевой экономикой, в принципе, граждане не заняты и не нужны никому. Даже государству. Государство не знает, что с ними делать и как обеспечить. Вот эту проблему успешно решает во всем мире малый бизнес. И поэтому нам представляется, что у нас нет другого пути, кроме как развивать этот бизнес и всемерно способствовать предпринимательскому движению и не только отдельным людям, а стимулировать объединения предпринимателей мелких в более крупные объединения путем создания некоммерческих организаций, общественных объединений.

Одной из главных проблем развития малого предпринимательства является его слабое инвестирование в связи с повышенными в данной области рисками при кредитовании, которые вызваны следующими факторами:

Малые предприятия обычно не имеют возможности самостоятельно предоставить стопроцентную гарантию по своим обязательствам;

Не существует отлаженной системы гарантий и страхования их инвестиционной деятельности;

Кадровый состав малого бизнеса обычно не имеет достаточной экономической подготовки и потому зачастую представляет слабо проработанные инвестиционные проекты;

Консалтинговые услуги по ведению бизнеса и подготовке инвестиционных проектов, для предприятий малого бизнеса слишком дороги.

Проблема получения заемных средств малыми предприятиями усугубляется и тем, что коммерческие банки не заинтересованы в их кредитовании.

Данный факт обусловлен следующими причинами:

Отсутствие отработанных инвестиционных банковских технологий;

Необходимость рассмотрения банками большого количества инвестиционных проектов при высокой себестоимости операций по их проработке.

В связи с этим банковские структуры предпочитают ограничивать свою инвестиционную деятельность кредитованием только тех фирм, которые держат у них свой расчетный счет.

Фактически невозможно получить кредит вновь организованным малым предприятиям.

Тем не менее, современных тенденций развития малых предприятий в России позволяет говорить о том, что данная область весьма перспективна для инвестирования. Но для того, чтобы определить наиболее эффективные пути использования инвестиционных возможностей, необходима разработка гибкой государственной политики в вопросах формирования собственных источников инвестирования. Государственная поддержка требуется и в вопросах привлечения малыми предприятиями внешних финансовых источников.

Совокупность данных направлений деятельности позволит не только упорядочить контроль государства за развитием малого бизнеса, но и позволит самим предприятиям быстро и эффективно развиваться за счет гарантирования им возможности использования коммерческих займов и осуществления других видов поддержки.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.