Пишем педагогический проект материал на тему. Центр подготовки педагогов к аттестации План реализации педагогического проекта




На основании ПП разрабатываются и реализуются Концептуально- педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования Философско- педагогические, психолого- педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями


Педагогический проект Разработанная система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий, в условиях имеющихся (привлеченных) ресурсов.






Титульный лист 2. Обоснование необходимости проекта СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА 1. Краткая аннотация проекта 3. Цели и задачи проекта 6. Ресурсы 5. Основное содержание проекта 8. План реализации проекта (этапы,сроки) 7. Целевая аудитория 9.Итоги, перспективы развития проекта 4. Планируемые результаты, их оценка 10.Литература, перспективы развития проекта


Педагогический проект (образец) "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе"


Актуальность. - Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. - Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. - Обновленное содержание образования. - Новое поколение образовательных стандартов. - Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. - К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения






Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми Психолого – педагогические условия работы с одарёнными детьми Создать модель работы с одарёнными детьми в начальной школе Создать модель работы с одарёнными детьми в начальной школе Цель Объект исследования Объект исследования Предмет исследования Предмет исследования


Гипотеза Создание и реализация модели работы с одарёнными детьми будет возможна при выполнении следующих условий: - создана нормативная и учебно – материальная база для организации работы с одарёнными детьми; - проведена диагностика одарённости; - разработана Программа работы с одарёнными детьми в начальной школе; - разработано методическое обеспечение; - созданы условия для психолого – педагогической подготовки учителей и родителей.


Разработать методическое сопровождение Изучить литературу и выбрать методику для выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе Обновить нормативно-правовую базу по работе с одарёнными детьми Разработать Программу развития одарённых детей Задачи Изучить литературу и выбрать методику для выявления одарённых детей, провести диагностику и создать банк данных по одарённым детям в начальной школе




Первый этап – диагностика- организационный (1 год) Второй этап – организационно – практический (2 года) Третий этап – рефлексивно – обобщающий (1 год) Создание нормативно- правовой базы. апробация программы работы с одарёнными детьми; анализ и обобщение результатов развития одарённых детей; Создание системы диагностики развития одарённости детей в процессе реализации программ. мониторинг интеллектуальных и творческих показателей каждого ребёнка; анализ мониторинга достижений каждого учащегося; Изучение контингента учащихся с целью выявления типов одарённости детей. отработка педагогических технологий работы с одарёнными детьми; методическая помощь в реализации программы, обмен опытом, совершенствование мастерства учителей; анализ деятельности учителей по работе с одарёнными детьми; Организация методического обеспечения. Повышение психолого- педагогической компетентности учителей. отслеживание результативности, сравнительный анализ, коррекция; психологическая, социальная, педагогическая, валеологическая поддержка одарённых детей. определение проблем, возникших при реализации программы, пути их решения, корректировка программ. Сроки реализации






Программа основных мероприятий Мероприятия по направлениям.Ответственные 1Диагностика Психолог, учителя начальных классов 2Разработка Положения о работе с одарёнными детьми,Директор 3Разработка Программы «Одарённые дети в начальных классах»Зам. директора по УВР, рук. МО нач кл., психолог. 4Создание: банка данных об одарённых детях, информационной базы по проблемам одарённости детей. Зам. директора по УВР, психолог, учителя. 5Повышение профессиональной квалификации пед.работников, работающих с одарёнными детьми. Зам. директора по УВР. 6Деятельность методического совета.Зам. директора по УВР. 7Индивидуальная работа с педагогами.Зам. директора по УВР. 8Создание среды общения, самореализации.Зам. директора по УВР. 9Работа с родителями.Зам. директора по УВР, психолог, учителя. 1 0 Привлечение внимания общественности.Директор, родительский комитет 1 1 Участие педагогов в конференциях, конкурсах по проблемам одарённости.Зам. директора по УВР. 1 2 Создание базы данных по методическому обеспечению.Зам. директора по УВР, рук. МО


Формы работы индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков; дополнительные занятия с одарёнными детьми по предметам; участие в школьных и районных олимпиадах; проектная деятельность учащихся; посещение предметных и творческих кружков, внеклассных мероприятий; конкурсы, интеллектуальные игры, викторины; создание детских портфолио.


Ожидаемые результаты Реализация творческого потенциала детей: занятия в кружках, секциях, призовые места в олимпиадах, положительная динамика продвижения учащихся. Методические результаты: - создание банка данных, включающих сведения о детях с различными типами одарённости; - разработка и реализация программ поддержки и развития одарённых детей, создание системы взаимодействия с основной школой, родителями учащихся; - использование системы диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости; - разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми; - обобщение и систематизация материалов педагогической практики.


Оценка результативности Критерии Показатели 1 Самооценка личности Наличие адекватной положительной самооценки, способность к рефлексии, стремление к познанию и проявлению своих возможностей, мотивационная сфера 2 Удовлетворённость учащихся, родителей, учителей жизнедеятельностью одарённых детей в школе. Комфортность, защищённость личности одарённого школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе, удовлетворённость родителей и учителей. 3 Конкурентоспособность одарённых учащихся.. Эффективность и качество подготовки одарённых детей. Участие учащихся, педагогов в смотрах, олимпиадах, конкурсах. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одарённых выпускников.


Риски и методы их коррекции Отсутствие материальной базы. Оснащение материально – технической базы школы (спонсорская помощь) Отсутствие подготовленных педагогов. Повышение квалификации педагогов (курсы, научно – практические конференции, МО, семинары) Отсутствие методической базы. Создание банка данных методической литературы. Низкая мотивация учащихся к получению дополнительных знаний. Стимуляция учащихся (грамоты, гранты, денежные вознаграждения, призы)



Разделы: Общепедагогические технологии

Эпиграфом защиты моего педагогического проекта мне хотелось бы взять отрывок из ежегодного послания президента РФ В.В.Путина Федеральному собранию РФ: « ….. влияние школы на формирование детей и подростков в последние годы ослабло. У неё появились сильные конкуренты: интернет, электронные СМИ. …..Нужно вернуть школе безусловную ценность. Это значит обновить содержание образования, ..»

Модернизация процесса обучения неуклонно приводит каждого педагога к пониманию того, что необходимо искать такие педагогические технологии, которые бы смогли заинтересовать обучающихся и мотивировать их на изучение предмета математики.

Формирование положительной мотивации при изучении математики – это залог успеха в его познании.

Часто у учеников положительная мотивация к изучению предмета недостаточна, а порой отсутствует, так как при изучении математики они испытывают значительные трудности.

Поэтому тема педагогического проекта «Роль современных педагогических технологий в формировании положительной мотивации к изучению математики» актуальна в настоящее время. При работе над проектом была выдвинута гипотеза, определены объект и предмет исследования.

Основными задачами защиты настоящего проекта является краткое знакомство с наиболее общими теоретическими основами современных педагогических технологий, их роль в формировании положительной мотивации к изучению математики и предложение некоторых методов, способствующих активизации мыслительной деятельности учеников на уроках математики.

Основной целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению математики с помощью современных педагогических технологий.

Для достижения цели проекта необходимо решить следующие задачи:

  • Изучение методической литературы по теме.
  • Выявление дидактических средств, способствующих формированию положительных мотивов к изучению математики
  • Проверка эффективность предложенных средств в реальной практике.
  • Проведение анализа, систематизации и обобщение результатов, полученных в ходе реализации проекта

Предполагаемый результат:

  • устойчивая внутренняя мотивация к изучению математики;
  • сознательные предметные знания и умения, усвоенные системно, на длительный срок;
  • способность к различным формам мышления, способность к активной умственной деятельности в течение длительного времени;
  • социальные компетентности, развитие социального опыта учащихся.

Практическая значимость. Практическая значимость педагогического проекта обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы в практической деятельности учителей.

Работа над проектом рассчитана на несколько этапов:

  • Первый этап – определение наиболее значимых теоретических положений, уточнение и наполнение содержанием понятия "позитивная мотивация", разработка и определение задач исследования.
  • Второй этап – Разработка и реализация методики развития позитивной мотивации к обучению учащихся математике через использование современных педагогических технологий.
  • Третий этап – уточнение и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы.

… Что общего между беспорядком в кладовой, лавкой с пустыми подписанными ящиками и головой ученика?

Ответ на этот вопрос дает великий русский педагог К.Д.Ушинский. «голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет…»

Как сделать так, чтобы все, что наполняет голову ученика, имело смысл, четкую форму, структуру, да еще и осознавалась не как знание ради знания, а как то, что точно нужно ему для жизни.

При этом необходимо учитывать, что если нет жизненной необходимости, нет мотивации к учению, значит нет интереса и тогда …. В голове ученика…. ветер.

Активность школьников в учении обеспечивает развитие их творческих возможностей, новых познавательных потребностей.

Включение школьников в учебно-познавательную деятельность по достижению целей обучения, повышения мотивации к изучаемому предмету обеспечивается с помощью средств активизации, в качестве которых выступают содержание образования, методы и формы обучения, современные образовательные технологии.

Они направлены на создание благоприятной психологической атмосферы, поддерживающей познавательную активность учащихся, а именно:

  • включение учеников в коллективистские формы деятельности;
  • привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
  • сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
  • создание творческой атмосферы;
  • занимательность изложения учебного материала .

Наряду с применением приемов и методов обучения в учебном процессе необходимо использовать современные образовательные технологии: личностно-ориентированного, проблемного и развивающего обучения, метода проектов, метапредметного подхода в обучении и информационно-коммуникационных технологий обучения.

Применение технологии личностно-ориентированного обучения предполагает «признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса, весь учебный процесс строится на основе этого главного положения. Один из приемов технологии личностно-ориентированного обучения, который использую в своей педагогической деятельности- групповая работа. Именно групповая работа лучше всего помогает развитию коммуникативных способностей учащихся и способствует повышению мотивации к учении. При групповой работе учение превращается из индивидуальной деятельности каждого учащегося в совместный труд. Особенно эффективна групповая работа при обсуждении проблемных заданий, Ведь при правильной организации групповой работы благодаря совместному обсуждению можно найти различные пути решения проблемы.

Проблемное обучение основано на ряде психологических посылок: мышление не сводится лишь к функционированию готовых знаний. Оно процесс продуктивный, творящий новые знания. Начало и источник творческого мышления - это проблемная ситуация.

В своей педагогической практике использую работу учащихся в малых группах. Данный методический прием можно применять для решения почти всех основных дидактических проблем: решения задач и упражнений, закрепления и повторения, изучения нового материала. Опыт работы показывает,

Всем этим приемам удовлетворяют технологии личностно-ориентированного обучения, проблемного и развивающего обучения.

Цель технологии проблемного обучения – общее развитие ученика, не только познавательных процессов; ученик - активный субъект учебной деятельности; учитель - организатор коллективной поисковой деятельности; знания, умения и навыки не есть конечная цель обучения, а средство общего развития. На своих уроках использую разнообразные методы и приемы проблемного обучения: частично-поисковый метод обучения, создание проблемных ситуаций на уроках.

Метод проектов, как педагогическая технология, ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определённого отрезка времени. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Указанную технологию я применяю для изучения нового материала. Задолго до изучения конкретной темы предлагаю группе своих учеников самостоятельно познакомиться с теоретическим материалом, подобрать интересные исторические сведения, практические задания с решениями, и оформить всё это либо в виде презентации, либо в качестве устного сообщения. Затем выступить со своим проектом перед одноклассниками. Насколько глубоко учащиеся группы изучили тему, видно из их ответов, как на вопросы одноклассников, так и на вопросы учителя. В оценивании проекта участвуют все: класс – группа – учитель.

Используя технологию метода проектов в обучении, я преследую следующие цели:

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
  • принимать самостоятельные аргументированные решения;
  • научить работать в команде.

Необходимость внедрения информационных технологий в образовательный процесс сегодня ни у кого не вызывает сомнения.

Использование информационных технологий дает возможность сделать учебный процесс наиболее эффективным, как с точки зрения учителя, так и с точки зрения учащегося.

Информационные технологии дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных учебных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением моделирования явлений и процессов.

Применение компьютерной техники на уроках математики позволяет сделать урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. Такие уроки так же позволяют показать связь предметов, учат применять на практике теоретические знания, отрабатывают навыки работы на компьютере, активизируют умственную деятельность учеников. Этим достигается мотивационная цель - побуждение интереса к изучению предмета и показывается его нужность в реальной жизни.

Так на уроках в 5 классе учащиеся учатся при помощи компьютера применять рисунки, схемы и чертежи при моделировании задачи. Они помогают учащимся выяснить зависимость между величинами. Также ребята решают логические задачи, развивают память, внимание, применяют тесты, строят отрезки, прямые, проводят необходимые вычисления

В 8-9 классах - школьники при помощи компьютера в координатной плоскости отмечают точки с заданными координатами, строят треугольники, проводят необходимые вычисления, применяют табличный процессор Excel, строят графики функций, а при подготовке к экзаменам работают с электронными репетиторами.

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения.

Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

С одной стороны, компьютер – это средство повышения эффективности обучения, мотивации к учению.

С другой стороны, компьютер – это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников.

Метопредметный подход – подход к образованию, при котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальные способы действий, с помощь которых он сможет сам добывать информацию.

Метапредметный урок – это урок, на котором:

  • школьники учатся общим приёмам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом, происходит включение ребёнка в разные виды деятельности, важные для конкретного ребёнка;
  • ученик промысливает, прослеживает происхождения важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия, а затем анализирует сам способ своей работы с этим понятием

Так в 6 классе при изучении темы «Прямоугольная система координат предлагаю задачу следующего содержания: «Одному человеку нужно было уехать на 10 лет очень далеко. Чтобы сохранить ценные вещи, он решил зарыть их в лесу. Подскажите ему, как запомнить место, где он зароет клад». Ученики выдвинут несколько вариантов решения. В каждой из версий представлен особый способ решения задачи. В каждом из способов задействован свой набор понятий. И каждый из способов выводит на одну из принятых в математике систем координат – декартову прямоугольную и полярную систему координат

Таким образом сложный теоретический материал будет постигнут через разрешение проблематичной жизненной ситуации. Которая на первый взгляд явно далека от математики. Но именно метапредметный подход к изучению предмета будет способствовать

Применение современных педагогических технологий один их главных приемов повышения мотивации учащихся к урокам математики. Чаще всего мы стараемся найти наиболее яркий материал для уроков изучения новой темы. Это оправдано, если ребенок «зажегся», заинтересовался темой, то это станет стимулом дл последующих уроков. Но важно помнить, что любое «пламя» гаснет. Так и интерес ученика нужно поддерживать на каждом уроке

Над данным проектом я работаю второй год. В течении работы над проектом мною совместно с учителями предметниками было проведено 2 урока.

Интегрированный урок математики и информатики и ИКТ «Квадратные уравнения» 9 класс.

Интегрированный урок физики и информатики и ИКТ «Кодирование звуковой информации» 9 класс.

По результатам промежуточного анкетирования были сделаны следующие выводы: в классах где активно применяются современные педагогические технологии у учащихся повысился уровень мотивации к предмету, качество знаний.

В заключении хотелось сказать: в последнее время очень часто говорят о том, что ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. Но часто на практике мы сталкиваемся с тем, что факелы только тлеют, а сосуды упорно наполняются. Чтобы научить детей думать, открывать, изобретать, учитель должен очень много придумывать, изобретать и открывать. Факелы зажигаются только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Цель которого вовлечение учеников в совместную деятельность.

Данный проект по интеллектуальному развитию старших дошкольников через игру, содержит методические разработки, практический материал. Практическая значимость проекта заключается в создании развивающей среды, которая включает зону для самостоятельной игровой деятельности. Проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Паспорт проекта

Название проекта «Играй и развивайся».

Образовательные области: социально-коммуникативное, познавательное, развитие речи, художественно-эстетическое, физическое.

Вид проекта: групповой, творческий.

Сроки реализации проекта: 01.10.2014 г. по 31.05.2015 г.

Направленность проекта: комплексный (разные виды детской игры).

Тип проекта: творческий.

Продолжительность: долгосрочный, предназначен для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

Основополагающие принципы реализации проекта принципы федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
  • уважение личности ребёнка;
  • реализация программы в формах специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребёнка.

Актуальность проекта.

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема интеллектуального развития дошкольника.

Наверное, на земном шаре нет таких родителей, которые бы не мечтали о том, чтобы их малыш вырос здоровым, интеллектуально и всестороннее развитым ребенком.

Каждый ребенок любознателен и ненасытен в познании окружающего мира. Для того чтобы любознательность малыша удовлетворялась, и он рос в постоянном умственном и интеллектуальном развитии заинтересованы все взрослые.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС) предусматривают создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей интеллектуального развития дошкольника. Все пять образовательных областей ФГОС направлены на развитие интеллектуальных способностей у дошкольника.

Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в школу.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста, я заметила, что лучше всего интеллект ребенка развивается в процессе игры, когда он не осознано, естественным образом впитывает новые знания об окружающем мире. Этот факт учитываю в своей работе, но стараюсь не переусердствовать, не погасить в ребенке познавательный интерес. Чтобы эффективно стимулировать интеллектуальное развитие ребенка в игре, предлагаю ему варианты продолжения игры, начатой ребенком по собственной инициативе. Предлагаю детям новые интересные занятия, поддерживаю их живейший интерес ко всем новым предметам и явлениям, но их предпочтения остаются главным фактором при выборе развивающих игр и упражнений.

Отмечая каждое достижение ребенка, поощряя его добрыми словами и лаской, мы тем самым повышаем его уверенность в собственных силах и стремление к новым результатам, а эти качества просто необходимы для интеллектуального развития ребенка и его успешности в будущем.

Цель и задачи проекта.

Цель проекта: создание комфортной игровой среды для развития интеллектуально развитой личности.

Задачи проекта:

  1. Формировать у детей стремление к самосовершенствованию.
  2. Воспитывать у детей желание к получению новых знаний и навыков.
  3. Закрепить навыки, полученные в игре.
  4. Пополнить и обогатить предметно развивающую образовательную среду.

Участники проекта: дети, воспитатели, младший воспитатель, родители.

Целевая группа проекта: проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.

Основные формы реализации проекта прослеживаются в воспитательно-образовательном процессе и подразделены на:

  • Образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов деятельности,
  • Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов.

Организованная образовательная деятельность включает в себя:

  • Игры, направленные на всестороннее развитие ребенка;
  • Чтение и обсуждение художественной литературы;
  • Создание педагогических ситуаций;
  • Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций;
  • Продуктивная деятельность;
  • Слушанье и обсуждение народной, детской музыки;
  • Игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, песен;
  • Комплексные –игровые занятия по всем образовательным областям

Мероприятия групповые, межгрупповые и общесадовские:

  • Тематические досуги;
  • Праздники;
  • Интеллектуальные КВНы;
  • Дни открытых дверей;
  • Театрализованные представления.

Ожидаемые результаты проекта.

Для детей:

  • применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем;
  • планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
  • овладевать универсальными предпосылками учебной деятельности;
  • решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

Для родителей:

  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития.

Для педагогов:

  • повышение знаний по совершенствованию интеллектуальных навыков у детей старшего дошкольного возраста;
  • сплочение родителей, детей и педагогов по вопросам интеллектуального развития;
  • оснащение предметно – развивающей образовательной среды дидактическими играми, пособиями, методическими разработками по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Продукт проектной деятельности:

  • фотоматериал;
  • разработка методических рекомендаций;
  • презентация проекта.

Перечень основных направлений проекта

Оснащение предметно –развивающей среды старшей группы детского сада:

Оформление уголков:

  • формирование элементарных математических представлений,
  • познавательное развитие,
  • речевое развитие,
  • художественно-эстетическое развитие,
  • физическое развитие.

2. Изготовление методических пособий.

3. Сделать подборку игр по интеллектуальному развитию.

Методическая копилка:

  • составить перспективный план работы по интеллектуальному развитию старших дошкольников.
  • разработать конспекты занятий, развлечений и досугов.
  • подобрать и оформить методический материал по развитию интеллектуальных способностей у старших дошкольников.

Работа с родителями:

Повышение компетентности родителей по развитию интеллектуальных способностей у детей старшего дошкольного возраста через индивидуальные консультации, семинары-практикумы, беседы, мастер-классы, родительские собрания, интеллектуальные КВНы.

Краткое описание проекта по этапам.

1 этап –подготовительный.

Октябрь 2014 г.

Диагностика на начальном этапе проекта помогает выявить степень активности родителей в организации игр на развитие интеллектуальных способностей у детей через анкетирование. В последующей деятельности диагностика помогает проследить динамику и эффективность мероприятий проекта. Диагностику проводят воспитатели.

2 этап –основной.

Ноябрь-март 2015 г.

Включает в себя выполнение подробного плана работы по всем видам деятельности с детьми; совместная образовательная работа с детьми, родителями для решения поставленных задач; подборка художественных произведений, потешек, загадок, разнообразных игр по данной теме, логических задач, упражнений, непосредственно-образовательная деятельность по пяти образовательным областям ФГОС.

3 этап – заключительный.

Апрель – май 2015 г.

Подведение итогов работы над проектом; анкетирование

родителей и опрос детей; презентация проекта.

Ресурсное обеспечение

№ п/п Наименование ресурсной базы Количество
1. Игровая комната 1
2. Игровой материал, в том числе нетрадиционный В достаточном количестве
3. Технические средства:
  • магнитофон,
  • проектор для мультимидийных презентаций
1
4. Наглядный материал:

картинный материал (иллюстрации, плаката),

демонстрационный материал (дидактические игрушки),

дидактические пособия, карточки

В достаточном количестве
5. Методический материал:

общеразвивающая программа дошкольного образования,

календарно – тематические планы по образовательным областям,

развивающая программа для детей старшего возраста «Интеллектуальное развитие детей через математические игры»

В достаточном количестве

План реализации проекта

Подготовительный этап

(октябрь 2014 г.)

мероприятия цель участники сроки
1. Побор материала по теме проекта Систематизация полученного материала Воспитатели 1неделя октября
2. Диагностическое обследование Планирование деятельности по реализации проекта Воспитатели, дети 1 неделя октября
3. Планирование деятельности по теме проекта Составление календарного плана работы Воспитатели 2-3 неделя октября
4. Взаимодействие с родителями, направленное на реализацию проекта Ознакомление родителей с проектом Воспитатели,

родители

4 неделя ноября

Основной этап

(Ноябрь 2014 г. – март 2015 г.)

Содержание деятельности Задачи Ресурсы Исполнители и соисполнители Сроки реализации
1

Социально-коммуникативное развитие:

1. Сюжетно –ролевая игра «Идем в гости».

2. «Птицы в ловушке».

3. «Ожившие игрушки».

4. «Одуванчик».

5. У нас порядок».

6. Экскурсия в школу, библиотеку.

Развивать взаимодействие и общение ребёнка со взрослыми и сверстниками.

Привлечь родителей к созданию условий для сюжетно –ролевых игр.

Занятия, экскурсии, дидактические и развивающие игры.

Сюжетно –ролевая игры

Дети и воспитатели,

родители

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

2

Познавательное развитие

1. «Письмо от Незнайки».

2. «Высоко – низко, далеко – близко».

3. «Курочка Ряба».

4. «Скорее собери».

5. «Найди такую-же».

6. «Летучие мыши».

7. «Что мы делаем».

8. «Загадочные отпечатки».

9. Логические задачи, головоломки, кроссворды.

10. Игры с блоками Дьенеша

Развивать интерес, любознательность, познавательную мотивацию Формировать первичные представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях Занятия, дидактические, развивающие настольные, словесные игры, логические задачи. Сюжетно –ролевая игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.
3

Речевое развитие

Пальчиковые игры- изображаем пальцами цифры, буквы;

Упражнения на развитие подвижности силы и гибкости пальцев;

Загадки (чтение, письмо, понятия о времени, растения т.д.)

физкультминутки

на занятиях и т.д.

Развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь. Учить владеть речью как средством общения и культуры Использование на занятиях стихов, загадок, пословиц, поговорок и т. д.игровые тренинги для развития речи, театрализованные игры Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

4

Художественно – эстетическое развитие

Логические упражнения:

Продолжи ряд, нахождение ошибки, умозаключения.

Лепка «русская матрешка», «У меня есть друг усатый, кот Матроскинполосатый»

Аппликация «Новогоднее веселье», «Кухонные принадлежности»

Рисование «мамочка милая, мама моя»

«Добрый доктор Айболит»

Реализовывать

самостоятельную творческую деятельность при рисовании различных предметов штриховок и т.д., при лепке из пластилина, аппликации

Тетради с заданиями, альбомы упражнений для развития руки ребенка, веселые домашние задания, графические диктанты, альбомы по лепке и аппликации «сделай сам» Дети и

воспитатели, родители

По плану воспитательно-образовательного процесса.

(в первую половину дня)

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

5

Физическое развитие:

Игры сбегом:

«Пятнашки», «Ракеты»

Игры с прыжками:

«Бег в мешках», «Прыжки через скакалку»

Игры с мячом:

«Пятнашки с мячом», «Эстафета с передачей мяча»

Словесные игры:

«Повтори – ка», «Пусть ворона мокнет»

Загадки – складки; чистоговорки и скороговорки; Народные игры; «Краски», «Прорыв цепи»

Развивать физические качества у ребенка. Укреплять крупную и мелкую моторику рук на физкультминутках, включенных на каждое занятие и в свободной деятельности детей Народные игры,

Динамические паузы, психогимнастики, физкультминутка, подвижные игры

Дети и воспитатели, родители По плану воспитательно-образовательного процесса.

(в первую половину дня)

Ноябрь-декабрь

Январь –февраль

Работа с родителями

Проведение Содержание работы Методическое обеспечение
1 октябрь Диагностика:

«Нужна ли игра ребенку и зачем?»

«Исследование игровой деятельности»

Журнал – «Справочник старшего воспитателя ДО

2007 г. № 6-8

2 ноябрь Консультация для родителей: «Интеллектуальное развитие ребенка- дошкольника» Л.И. Сорокина

Сайт для педагогов дошкольных учреждений mail. ru

3 декабрь Встреча с родителями за круглым столом. Выступление родителей об опыте организации игр детей дома
4 январь Совместно с родителями работа по организации «Центра занимательной математики» Игры: «Найти пару», «Составь картинку», «Логическое лото» и др. Е.В.Сербина «Математика для малышей»
5 февраль Консультация для родителей «Значение занимательного материала для развития детей» З.А.Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников
6 март Совместный с родителями конкурс смекалистых «Торопись, да не ошибись»

Заключительный этап

(апрель-май 2015)

Мероприятия Цель Участники Сроки
1 . Диагностическое обследование:
«Развитие психических процессов у дошкольника». Выявление и Воспитатели Май
Опросник «Отношение родителей к интеллектуальному развитию своего ребенка». определение эффективности реализации Родители Дети,
Анкетирование родителей «Играй и развивайся». проекта.
2. Создание папки для педагогов:
"Картотека игр по формированию интеллектуальных способностей у дошкольника»

«Занимательные физкультминутки»;

«Игры, которые учат»; «Релаксационные игры», «Развиваем ручки»;

Повышение компетентности педагогов в плане развития психического здоровья у детей Педагоги Воспитатели Апрель
«Игры на воздухе, с водой»; Подвижные игры.
3. Интеллектуальный марафон:

«Знайки»:

Закрепление и обобщение пройденного материала. Воспитатели 15.05.2015г
4. Создание папки для родителей: "Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка" (памятки, рекомендации, буклеты, консультации). Повышение педагогической культуры родителей по

вопросу интеллектуального развития

Воспитатели

Родители

Апрель

Литература.

1. Белоусова, Л.Е. Удивительные истории [Текст]: библиотека программы «Детство» /Л.Е.Белоусова. – М.; Просвящение, 2003. - 214с.

2. Буктакова, В.М. Игры для детского сада [Текст]: пособие для воспитателей / В.М. Буктакова. – С.– П.; Сфера, 2009. – 168с.

3. Колесникова Е. В. Я решаю логические задачи [Текст]: Учебное пособие / Е.В. Колесникова. – М.; ТЦ Сфера, 2015. – 48с.

4. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество [Текст]: А.М. Матюшкин. - М.; Воронеж, 2003. – 85с.

5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников [Текст]: пособие для воспитателей /З.А. Михайлова. – М.; Просвящение, 2007. – 287с.

6. Психология одаренности детей и подростков[Текст]: пособие для педагогов / под ред. Н.С. Лейтеса. - М., ТЦ Сфера, 2010 - 205с.

7. Михайлова З.А. Логико – математическое развитие дошкольников/ З.А. Михайлова, К.А Носова – СПб. ООО Изд-во Детство – пресс, 2013. – 128с.

8. Сорокина Л.И. Интеллектуальное развитие детей, 5 - 6 лет:

[Текст]: пособие для педагогов / Л.И. Сорокина.-Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 – 145с.

9. Юзбекова Е.А. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника [Текст]: Москва, 2006. – 256 с.

Полную версию работы можно .

В разделе размещены фрагменты педагогических проектов учителей высшей квалификационной категории Центрального района г. Новосибирска, получивших высокие оценки главной аттестационной комиссии департамента образования Новосибирской области.

С полными текстами проектов можно познакомиться у авторов.

  • И.М. Поветкина. Развитие ключевых и предметных компетенций школьников в процессе обучения математике на базовом и профильном уровнях
  • Е.А. Кислицына. Повышение эффективности учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении математике в школе с углубленным изучением предметов естественно-научного и математического циклов
  • Т.Э. Рихтер. Проблемное обучение как средство формирования ключевых компетенций
  • Г.Ю. Белобородова. Формирование профессионально-деловой компетенции обучающихся посредством овладения традиционными, инновационными формами деловой коммуникации
  • М.В. Дробитько. Развитие логического мышления обучающихся как средство повышения качества знаний по математике
  • А.Г. Семёнова. Развитие восприятия и воображения на уроках изобразительного искусства, искусства родного края и МХК
  • И.В. Шовкопляс. Формирование ключевых компетенций на уроках физики
  • Г.В. Исакова. Пути развития алгоритмического мышления учащихся среднего и старшего звена в курсе «Информатика и ИКТ»
  • О.Ю. Андриянец. Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку
  • Н.В. Косачёва. Интерактивные формы и методы в преподавании литературы и русского языка
  • Е.Р. Шевкун. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
  • Л.А. Цыбаева. Модель службы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
  • О.А. Ведерникова. Развитие музыкальных и творческих способностей детей в процессе изучения теории музыки (с инновационными элементами)

    О.В. Авдеева. Совершенствование образовательного процесса с позиции здоровьесбережения
    Приложения: "Тематика классных часов по валеологии", "Тематика лектория для родителей", "Сценарий КВН", "Образовательная программа факультативного курса «Подростковая наркопрофилактика»", "Конспект урока ОБЖ"

    Т.В. Айдарова. Система формирования рационального стиля самостоятельной учебной деятельности учащихся

    Е.В. Беркетова. Реализация логопедического направления в процессе адаптации младших школьников гимназии № 1

    Л.П. Заешникова. Формирование патриотической компетенции обучающихся через создание учебных проектов на уроках истории и во внеурочной деятельности по предмету
    Приложения: "Дни воинской славы России", программа элективного курса "Символика России и Новосибирска", программа элективного курса "Путешествие в мир музея", урок-игра "Дорогами войны", проект "Генеалогическое дерево", тест по истории России (9 класс)

    О.Б. Ивченко. Реализация компетентностного подхода в начальной школе как одна из возможностей достижения нового качества образования

    Ю.В. Лапина. Саморазвитие учащихся через организацию рефлексивной деятельности в процессе обучения химии
    Приложения: фрагмент тематического планирования, пример матрицы знаний и умений учащихся, примеры средств мониторинга ученической рефлексии, примеры анкет обратной связи, примеры инструктивных карточек к контрольным работам, примеры диагностических контрольных работ, пример матрицы для анализа результатов итоговой работы

    Т.А. Маркина. Мотивация школьников к изучению математики в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

    В.М. Олексюк. Организация учебно-познавательной деятельности младших школьников с учетом их индивидуальных отличий
    Приложения: примеры тематических заданий и карточек, тексты дифференцированных зачетов, задания для срезовых работ

    И.И. Старостина. Развитие речевой деятельности гимназистов на уроке французского (второго иностранного) языка

    Н.А. Фёдорова. Развитие информационных общеучебных умений в процессе обучения русскому языку

    Ю.Б. Яхно. Формирование социальных компетенций на уроках обществознания в третьей ступени образования
    Приложения: "Ресурсы Интернета в развитии социальных компетенций", программа элективного курса для обучающихся третьей ступени образования «Технология исследовательской и проектной деятельности», проект «Развитие ресурсной базы учебного кабинета в процессе его подготовки к участию в смотре-конкурсе предметных кабинетов», "Входящая диагностика уровня сформированности социальных компетенций", "Промежуточные контрольные работы в развитии социальных компетенций", конспекты уроков "Конфликт в межличностных отношениях", "Дебаты в формировании социальных компетенций", "Проблемные вопросы в развитии социальных компетенций", "Работа над эссе в развитии социальных компетенций"

    Наталья Пискунова
    Педагогический проект

    Министерство образования и науки Самарской области

    Зачетная работа

    по курсам повышения квалификации

    по ИОЧ ИБ

    «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

    на тему :

    «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами детского дизайна».

    Пискунова Н. Г.

    воспитатель,

    СП ГБОУ гимназия

    «ОЦ «Гармония» г. о. Отрадный

    детский сад № 13

    Методист :

    Путилина Л. А.

    г. Самара

    1. Анализ ситуации

    2. Актуальность.

    3. Выявление проблемы

    4. Планируемые образовательные результаты

    5. Система работы по проекту

    6. Диагностический инструментарий

    7. Результаты работы над проектом .

    Список используемых источников стр. 3

    1. Анализ ситуации.

    Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем. Стремительное ускорение жизни, внесли коррективы в систему образования в целом и в систему дошкольного образования в частности. В связи с этим, перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала важная задача – научить детей быть творческой личностью.

    В настоящее время в системе дошкольного образования создаются условия для развития творческих способностей детей, разрабатываются учебные программы, внедряются новые педагогические технологии , обогащается развивающая среда. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Творческое развитие дошкольника является важнейшей задачей воспитателя детского сада и предполагает использование различных видов деятельности ребенка, в том числе и продуктивных.

    Сегодня активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Дизайн является разносторонним способом познания мира. Возникает педагогическая и психологическая проблема – адаптации детей в окружающем мире? Что могут делать дошкольники, приобщаясь к дизайн деятельности? Что они приобретают, занимаясь дизайном.

    2. Актуальность.

    Любой ребенок от природы – дизайнер. Вспомните, с каким увлечением дети строят целый мир из всего, что попадается под руку! И чем меньше вокруг готовых игрушек, тем этот процесс интереснее. Постепенно тяга к созиданию без подпитки, поддержки взрослых отмирает, ведь вокруг уже все придумали, только пойди и купи : зачем строить самолет, если все модели стоят на прилавке? Как развивать эти спрятанные в каждом способности? Поэтому не случайно передо мною встала задача поддержать инициативу и нестандартность мышления в детях. В играх и в быту маленькие творцы знакомятся с разнообразными проявлениями дизайн-культуры, обращают внимание на «образы» мира взрослых в игрушках – моделях, макетах, учатся планировать и предвидеть результат своей работы, последовательно осуществлять собственный замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.

    Новизна предлагаемой мною проекта это содержание , и использование новых техник и материалов. Этот художественно – конструктивный дизайн проект способствует формированию у дошкольников новых знаний, умений и навыков в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни ребенка, детского сада и семьи.

    Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

    3. Выявление проблемы.

    Не смотря на разработку технологий применения детского дизайна в ДОУ, работа по данному направлению проводится интуитивно и бессистемно. В практике дошкольных учреждений не все воспитатели используют варианты детского дизайна для развития творческих способностей дошкольников.

    Это и определило тему моей работы : «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами детского дизайна».

    Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность , поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий : скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.

    Работая над направлением – развития творческих способностей у старших дошкольников, я создала проект по обучению детей элементам дизайна - «Юные - дизайнеры» .

    Цель проекта : развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам дизайна.

    Реализация проекта охватывает образовательные области рекомендуемые ФГТ : «Познание» , «Коммуникация» , «Художественное творчество» , «Художественная литература» , «Социализация» .

    Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи :

    Обучающие задачи :

    Развитие креативного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами применяемыми в художественно-конструктивном

    Создать условия для формирования знаний, умений, навыков для

    достижения определенных результатов.

    Формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ.

    Развивающие задачи :

    Развить познавательную активность, общение, самостоятельность.

    Формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.

    Развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности.

    Воспитывающие задачи :

    Воспитывать эстетический вкус, культуру поведения, аккуратность.

    Стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений.

    Воспитывать интерес к дизайн – творчеству

    4. Планируемые образовательные результаты.

    Проект предназначен для педагогов ДОУ старшей и подготовительной групп.

    Тип проекта – практика - ориентированный

    Срок реализации – 2 года (долгосрочный) .

    Основной формой работы являются подгрупповая деятельность один раз в неделю. В год проводится 36 занятия.

    Принципы построения педагогического процесса .

    1. От простого к сложному.

    2. Системность работы.

    3. Принцип тематических циклов.

    4. Индивидуальный подход.

    В рамках реализации проекта осуществлялось взаимодействие воспитателей, специалистов ДОУ и родителей. Работа с педагогами предусматривает : беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы на темы : «Основы дизайна» , «Детский дизайн» , «Детское рукоделие» , «Костюмы детей к праздникам» .

    Реализация всех направлений в проекте не была бы эффективной без тесного сотрудничества с родителями.

    Работа с родителями предполагает :

    Специальные консультации «Дизайн в семье» , «Портфель поделок» ;

    «Наши руки не для скуки» ;

    Презентации «Оригами» , слайд-шоу «Мастерская Деда Мороза» ;

    Мастер классы «Наши руки не для скуки» ;

    Конкурсы семейного творчества «Расписные игрушки» , «Подарки осени» ;

    Дни открытых дверей.

    проекта являются : выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах лучшее оформление группы, конкурсах «Дизайн учреждения» . Предложенный проект

    Методы и приемы обучения.

    1. Наглядные (показ педагога , пример, помощь) .

    2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

    3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки) . Этапы работы. Весь образовательный цикл делится на 3 этапа :

    1 этап - знакомство со свойствами материалов.

    2 этап - обучение приемам изготовления.

    3 этап - изготовление поделок.

    Формы подведения итогов реализации данного проекта являются : выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах.

    Предложенный проект является вариативным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм деятельности, времени прохождения материала.

    Ожидаемый результат планируемой деятельности. Таблица № 1.

    1 год обучения 2 год обучения

    дети будут знакомы, смогут узнать, сделать. дети будут знать, научатся делать и применять

    Будут иметь общие представления о дизайне, его назначении в обществе.

    Познакомятся с технологией выполнения аппликации из бумаги разной текстуры.

    Будут иметь представления о различных материалах и их свойствах.

    Смогут освоить различные техники рисования кистью на различных материалах.

    Смогут составлять композицию.

    Применять нетрадиционные техники рисования на бумаге.

    Декоративно оформлять изделие.

    Использовать в работе природные материалы.

    Вырезать по контуру предметы разнообразной формы.

    Различать и называть основные понятия дизайна и композиции (замысел, гармония, композиция) .

    Различать и называть элементы композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура) .

    Правилам оформления готового изделия.

    Композиционно располагать рисунок на листе бумаги.

    Освоят разнообразные техники дизайна : «Декупаж» , «Пэчворк» , «Квилинг» .

    Изготавливать разнообразные поделки, аксессуары для одежды из бросового материала.

    Создавать изделие по собственному замыслу.

    Оценивать результат своей работы.

    5. Система работы по проекту .

    Обучение дизайну осуществляется поэтапно. В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник» , «скульптор» , «дизайнер» . Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру.

    Были выбраны направления деятельности детского дизайна.

    Это : архитектурно–художественное моделирование; дизайн интерьера;

    дизайн одежды и украшений; дизайн посуды.

    При восприятии конечного результата своего творчества старшие дошкольники проявляли активный, ярко выраженный интерес к дизайну. Дети давали оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества.

    Рассмотрим каждое из них.

    Архитектурно-художественное моделирование :

    Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.

    Данную задачу решаю через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества. Дети знакомились с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками. Для воплощения своих идей на клубных занятиях дети создавали проекты на темы : «Фонари на улицах города» ; «Детский сад мы строим сами»

    (изготовление макета) ; «Домики трех поросят» ; «Дом для птиц» .

    Данные работы были выполнены из разного материала (картон, бумага, пластиковые флаконы, коробки, бросовый и природный материал).

    Дизайн интерьера :

    В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно - развивающая среда, поэтому особое внимание детей я обращаю на украшение интерьера. В данном случае интерьер выступает эталоном эстетического воспитания, в котором ребенок черпает безграничное море фантазии и творчества. Дети обращают внимание на окружающие объекты, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, фактуры, величины, пропорций.

    Для дизайнерской деятельности дети собирали растения, шишки, использовали бумагу, ткани, природные материалы, создавали из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта : «Дары осени» ; «Кудрявые деревья» ; «Весенний лужок» ; «Наш аквариум» .

    Интересен и полезен детям дизайн композиций из даров природы (зелень, сухостой, овощи, фрукты) . Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте, познают удивительный и необъятный мир природы. Ведь природный материал- кладовая для фантазии и игры воображения. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, что приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Так маленькими дизайнерами были созданы прекрасные композиции : «Старичок – лесовичок» ; «Черепаха» ; «Золотая осень» ; «Сказочный павлин» .

    Дизайн одежды и украшений :

    Особое внимание уделяю ознакомлению детей с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Игры художественного содержания и сюжетно- ролевые игры побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки, декора к спектаклям. На своих занятиях я знакомлю детей с костюмами разных народов мира, а они в свою очередь дают толчок для творчества, созданию новых коллекций одежды, которые отображают яркий колорит, национальные мотивы и традиции. Дети, полюбившие народную культуру, всегда будут чтить традиции своего народа, а значит любить, уважать и сохранять то, что было накоплено веками и тысячелетиями. Так дети с удовольствием создавали головные уборы, выполненные по мотивам мордовского, татарского, русского костюмов.

    Направление «Моделирование и декор одежды» - позволило ознакомить детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов. Работа в этом направлении формировала у дошкольников внимание и интерес к своему внешнему виду, кукольно-игровому гардеробу. Дети узнали, что одежда может многое рассказать о человеке : например, о его художественном вкусе, о чувстве меры в следовании моды. На основе эскизов одежды, вместе с педагогами и родителями дети создавали предметы объемного дизайна : модели головных уборов, платья, костюмы из бросового материала.

    Дети придумывали новые и удивительные коллекции одежды : «Галстук для папы» ; «Шляпы, короны, кокошники» ; «Красивые бусы и браслеты» ;«Платье для мамы» .

    Дизайн посуды :

    В старшем дошкольном возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня, столовая, но и наблюдая и оценивая убранство комнат, дети переносят доступные им принципы эстетического единства в свое творчество. Дошкольники знакомятся с различной посудой (столовый сервиз, чайный сервиз) и вносят красоту художественной образности, убранства в собственную практику создания культурно – игрового интерьера.

    «Юные дизайнеры» научились видеть и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел » , предвосхищая художественный результат. Так дети придумывали новую посуду, сервизы, чайные наборы :

    «Стаканчики для карандашей» ; «Вазу для мамы» ; «Посуду для кукол» .

    «Юные дизайнеры» участвуют в персональных выставках, где представляют свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала. Тематика выставок достаточно разнообразна : «Овощной калейдоскоп» , «Мастерская Деда Мороза» , «День Защитника Отечества» , «Весенние букеты» и др.

    С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводились игры : «Юный дизайнер» , «Укрась костюм» , «Придумай интерьер» , «Замени предметы» , «Веселый цвет» , «Художественный салон» и т. д. Знакомила дошкольников с различными новыми методами и технологиями используемыми в дизайне : «Скрепбукинг» , «Римейка» , «Декупаж» , «Пескография» . Обучала умению моделировать одежду, при этом идет формирование эстетического вкуса, художественного кругозора, понимания проектирования одежды , как творческого процесса, приобретение знаний и навыков создания моделей одежды.

    Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.) . На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном мы используем на занятиях детским дизайном.

    В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. В процессе дизайнерской деятельности дети знакомились с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и новыми технологиями.

    Взаимодействие с родителями.

    В процессе работы с воспитанниками я почувствовала стремление родителей к совместному творчеству с детьми и стала вовлекать их в совместную деятельность. Родители стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформлении выставок, посещать занятия т. к. увидели, что дети посещают их с большим желанием, учатся фантазировать, творить, создавать прекрасные произведения искусства.

    В течение двух лет родители помогали нам в работе. Приносили совместно созданные поделки, композиции, панно, украшения для группы, плакаты. Показывали свое мастерство в создании весенней коллекции. Ими были придуманы модели одежды из бросового материала : «Радуга» , «Рыцарь» , «Карамельная принцесса» , «Жемчужная ночь» и др. К подготовке конкурсов приобщали активных бабушек. В результате проведенных мероприятий дети и родители получили положительные эмоции, проявили творчество и фантазию, показали хорошие умения и навыки дизайнерской деятельности.

    Возрос неподдельный интерес родителей к творчеству своих детей, появился соревновательный момент. Выставки всегда оформлялись торжественно. Все «шедевры» оценивались по достоинству и не оставались незамеченными. Посмотреть их могли все желающие. Сколько разнообразных тайн открывали дети, изучая мир природы. Душа ребенка необыкновенно открыта в такие минуты. Он начинает понимать, что конечный результат зависит от него. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время.

    За активное участие в конкурсах и подготовку замечательных поделок группам вручаются благодарственные письма с указанием имен родителей и детей. Организация таких выставок стала нашей хорошей традицией

    6. Оценка эффективности системы работы.

    Для уровня выявления развития творческих способностей были подобраны диагностические методики, ориентированные на старших дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми, с интересом выполняются. При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты, предложенные автором Э. П. Торренсом.

    Тест «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Для выявления уровня развития образной креативности был использован тест Э. П. Торранса «Дорисовывание фигур» , имеющий несколько модификаций.

    Проведя сравнительный анализ усвоения проекта «Юный дизайнер» на начало 2010 – 2011 и 2011 – 2012 учебного года, можно отметить, что уровень усвоения детьми данного материала, а именно развитие художественно-творческих способностей повысился. Оценка результатов позволила определить уровни развития творческих способностей на начало года и конец. Общие результаты диагностического обследования воспитанников первого года обучения в представлены в гистограмме 1.

    Гистограмма №1.

    Оценка результатов позволила определить уровни развития творческих способностей на втором году обучения в конце года. Общие результаты диагностического обследования воспитанников представлены в гистограмме.

    Гистограмма № 2.

    Таким образом, обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна является эффективным средством развития творчества дошкольников.

    7. Результаты работы над проектом .

    Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к дизайн-искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер. Воспитанники – активные участники и призёры конкурсов и выставок детского художественного творчества. Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через дизайн – деятельность именно в дошкольном возрасте.

    Таким образом, художественно - эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения детей к основам дизайнерской деятельности я рассматриваю как основу деятельной и саморазвивающейся, творческой личности. Поэтому я считаю эту работу необходимой, системной и целенаправленной и планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью. Данный проект можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях.

    Использованная литература :

    1. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. - М., 2004

    2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн» , М., 2006г. 1, 2 часть.

    «Истоки» : Базис развития ребенка-дошкольника. - М. ,2003

    3. Дорожин Ю. «Искусство – детям» : Первые уроки дизайна. - 2005, № 1

    4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М. 2007.

    5. Лыкова И. А. Цветные ладошки : Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. -М. 2003.

    6. Лялина Л. А Дизайн и дети : из опыта методической работы. - М., ТЦ Сфера, 2006.

    7. Лялина Л. А. Дизайн пришел в детский сад. // Методист дошкольного образовательного учреждения№2.2009.

    8. Логинова Л. Дизайн – премьера. // Обруч -2008, № 6

    9. Рыжова Н. Букарева А. Необычное в обычном. // Обруч – 2008, № 6

    Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.