Проект на тему самые востребованные профессии. Профессии будущего В наши дни никого не удивишь сменой профессии

Класс: 11

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков.

Организационная форма проведения урока: рассказ учителя с элементами беседы и решением ситуационных задач.

Методы обучения: рассказ; беседа; методика критического мышления; решение ситуационных задач; демонстрация плакатов или слайдов, демонстрация видеосюжетов.

Дидактические средства обучения: учебник технологии, выдержки из нормативных документов, извлечения из печатных источников, статистические данные, учебные компьютерные презентации, видеосюжеты.

Изучив материал данной темы учащиеся должны

  • определения понятий “рынок труда”, “конъюнктура рынка труда”, “спрос на рынке труда”, “предложение на рынке труда”, “безработица”;
  • способы изучения рынка труда и профессий;
  • способы получения информации о рынке труда;
  • особенности регионального рынка труда;
  • функции Центров занятости населения и Центров профконсультационной помощи;
  • наиболее востребованные профессии на региональном рынке труда.
  • объяснять причины востребованности некоторых профессий на региональном рынке труда в определенные периоды;
  • находить и анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда.

Цели учителя:

  1. Актуализировать и обобщить уже имеющиеся знания учащихся по теме данного урока.
  2. Подвести учащихся к определению понятий “рынок труда”, “конъюнктура рынка труда”, “спрос на рынке труда”, “предложение на рынке труда”, “безработица”.
  3. Познакомить учащихся со способами изучения рынка труда и профессий.
  4. Научить учащихся анализировать информацию о вакансиях на региональном рынке труда.
  5. Познакомить учащихся с функциями Центров занятости населения и Центров профконсультационной помощи.
  6. Организовать исследовательскую деятельность учащихся по изучению регионального рынка труда.
  7. Обсудить с учащимися основания, по которым предпочтительнее осуществлять выбор профессии.
  8. Создать условия для определения учащимися своих ценностных ориентаций в выборе будущей профессии.

Основные понятия;

  • рынок труда;
  • конъюнктура рынка труда;
  • спрос на рынке труда;
  • предложение на рынке труда;
  • безработица;
  • региональный рынок труда;
  • Центр занятости населения;
  • Центр профконсультационной помощи.

1. Рынок труда и его основные компоненты.

Важной особенностью данного урока является то, что учащиеся, безусловно, имеют некоторые (возможно даже весьма обширные) представления о теме изучения. Это и сведения, полученные на бытовом уровне, и знания, приобретенные на уроках обществознания, экономики, экономической географии. То есть содержание урока предоставляет много возможностей для актуализации имеющихся у старшеклассников знаний. Поэтому уместно прибегнуть к методике критического мышления.

Одним из вариантов активного включения учащихся в работу может стать предложение ответить на вопросы, данные в учебнике в начале параграфа 4 “Подготовка к профессиональной деятельности” (с.180).

Еще один из возможных вариантов – актуализация личного опыта учащихся. Перед ними ставится вопрос:

– Куда бы вы посоветовали обратиться своему знакомому, если бы он потерял работу в данный период времени, учитывая уровень его квалификации и характер притязаний?

Обобщая ответы учащихся, учитель делает вывод, что при выборе профессии, наряду с другими факторами, необходимо обязательно учитывать потребности рынка труда, его состояние, как текущее, так и прогнозируемое. Естественно, для того чтобы уметь анализировать информацию о состоянии рынка труда, нужно прежде всего знать определение данного понятия и его основные компоненты. Учитель предлагает учащимся дать определения понятиям “рынок труда”, “конъюнктура рынка труда”, “спрос на рынке труда”, “предложение на рынке труда”, “безработица”.

Подводя итоги обсуждения по определению каждого понятия, педагог может представить данные определения, оформленные заранее на бумажном (плакате) или электронном носителе (слайде учебной компьютерной презентации).

Рынок труда – сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок.

Основными компоненты рынка труда:
– спрос на рабочую силу и предложение рабочей силы;
– стоимость рабочей силы;
– цена рабочей силы;
– конкуренция между работодателями и работополучателями, работодателями и наемными работниками.

Субъектами рынка труда выступают:
– работодатели и их представители (союзы);
– работники и их представители (профсоюзы);
– государство и его органы: министерство труда и социальной защиты населения, департаменты, комитеты и департаменты по труду и занятости и т.д.

Спрос на рынке труда определяется потребностью работодателей при найме людей для производства товаров и услуг в соответствии со спросом в экономике.

Предложение труда строится рабочими на основе сопоставления привлекательности дохода, который они получают за час труда, и удовлетворения, получаемого за час досуга. Досуг только тогда приносит удовлетворение, когда есть что потреблять. Спрос на досуг определяет предложение труда. Чем выше реальная заработная плата, тем выше потери, связанные с отказом работать.

Конъюнктура рынка труда – сложившаяся на рынке труда экономическая ситуация, характеризующаяся соотношением спроса и предложения рабочей силы, уровнем цены на рабочую силу, профессионально-квалификационной структурой рабочей силы и др. экономическими показателями. Она определяется совокупностью условий (технических, экономических, социальных, правовых), под воздействием которых формируется спрос на рабочую силу и ее предложение, а также ее цена.

Безработица – социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места.

2. Получение и анализ информации о рынке труда.

Центральное место на этом этапе урока следует отвести организации самостоятельной работы учащихся. Одним из вариантов в данном случае может стать организация исследовательской работы в группах. Каждая группа учащихся получает информационные источники:
– с опубликованными объявлениями о вакантных рабочих местах;
– с данными статистики Федеральной службы по труду и занятости РФ;
– с данными статистики регионального Центра занятости населения;
– с различными прогнозами состояния рынка труда на ближайший период.

Особенностью содержания изучаемого материала является то, что ситуация на рынке труда постоянно меняется и информация, предложенная в учебнике, должна дополняться, а в некоторых моментах даже критически переосмысливаться. На это преподаватель обязательно должен обратить внимание учащихся.

Подводя итог исследованиям отдельных групп учащихся, целесообразно обратиться к схеме “Рынок профессий”, приведенной в учебнике на с. 182. Вопросы могут быть следующими:
– Совпадают ли выводы, полученные в результате вашего микроисследования с содержанием данной схемы? Почему?
– Какие профессии вы хотели бы перенести из одной части схемы в другую? Аргументируйте свои действия.
– Какие профессии вы считаете необходимым добавить в качестве примеров ко всем частям схемы? Приведите аргументы.
– Может ли измениться “расстановка сил” в будущем? С чем это может быть связано?

3. Проблемы трудоустройства.

Анализ информации, предложенной учащимся на предыдущем этапе урока, позволяет им также самостоятельно попытаться сформулировать типичные проблемы трудоустройства. После этого можно обратиться к тексту учебника (с. 181) и предложить следующие вопросы:
– Какие из перечисленных в учебнике проблем особенно актуальны для молодых людей, впервые ищущих работу?
– Что вы считаете необходимым добавить к указанным проблемам, руководствуясь собственным опытом или опытом своих родных, знакомых?
– Где вы можете получить помощь при решении проблем трудоустройства?

4. Центры профконсультационной помощи.

Если учащиеся, отвечая на последний вопрос, в числе возможных посредников при решении проблем трудоустройства не называют Центры профконсультационной помощи, учитель сообщает им о наличии такой службы и знакомит с ее функциями. Можно вновь обратиться к тексту учебника (с.184), а при наличии времени познакомить школьников с документами, регламентирующими деятельность Центров занятости и Центров профконсультационной помощи (см. Дополнительный материал для учителя ). Очень важно дать учащимся информацию о региональных Центрах занятости, их районных отделениях, показать на слайдах (если имеется такая возможность), структуру сайта Службы занятости, предоставить информацию о местонахождении ближайших отделений Центров занятости и Центров профконсультационной помощи. Еще лучше, если в распоряжении учителя имеются видеосюжеты о деятельности Службы занятости.

Для закрепления материала учащимся можно предложить составить план действий молодого человека, впервые ищущего работу.

Домашнее задание.

Для успешного изучения следующей темы раздела целесообразно дать учащимся опережающее домашнее задание:

– Соберите как можно более полную информацию об учреждении профессионального образования, в котором вы хотели бы получить профессию после окончания школы. Используйте различные источники (СМИ, сайты образовательных учреждений, буклеты, справочники, опросы и др.).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема: Изучение рынка труда, профессий и профессионального образования. Выполила: Учитель технологии Балаенкова Тамара Петровна

2 слайд

Описание слайда:

Выбор профессии. Выбор профессии – одно из самых ответственных решений, которые принимает человек в жизни. Конечно, можно прервать учёбу, если на третьем курсе института, например, поймёшь, что это дело не твоё; а можно через несколько лет оставить работу, которая не нравится. Но время будет потеряно, да и опыт неудачи сыграет свою роль. Выбор профессии – как и всякий выбор - это принятие решения при большом количестве альтернативных вариантов и необходимости учитывать различные факторы. Существует, однако, специальный алгоритм принятия решений, которому можно научиться. Есть такое выражение: «Счастье- это когда утром хочется идти на работу, а после работы - домой».

3 слайд

Описание слайда:

Схема построения профессионального образа будущего. Дальняя профессиональная цель (мечта). Ближние профессиональные цели (как этапы и пути достижения дальней цели). Знание себя (знание своих возможностей для достижения дальней и особенно ближних целей). Знание путей подготовки к достижению целей (особенно ближних) и способов работы над собой. Реальная подготовка к профессии (практическая реализация планов). Запасные варианты карьеры и их иерархия как способы движения к дальней цели. Возможны случаи, когда резервный вариант не совпадает с дальней целью и рассматривается как самостоятельный путь. В случае явного несоответствия своих возможностей избранным целям – другой профессиональный выбор.

4 слайд

Описание слайда:

Классификация профессий по предмету труда Профессия Предмет труда Человек- техника (Ч-Т) Обслуживание техники, её ремонт, установка и наладка; управление транспортными средствами; производство и обработка металлов; сборка и монтаж оборудования; обработка неметаллических изделий; добыча и обработка горных пород и т.д. Человек-человек (Ч-Ч) Воспитание, обучение, информирование людей; бытовое, торговое и медицинское обслуживание и т.д. Человек – природа (Ч-П) Исследование, изучение и использование природных ресурсов; лечение животных и уход за ними и т.д. Человек – знаковая система (Ч-З) Устная и письменная речь, работа с документами, использованием цифр и формул, схем, графиков, диаграмм, чертежей и т.п. Человек – художественный образ (Ч-Х) Изобразительное искусство, музыкальная, литературно-художественная, актёрско-сценическая деятельность

5 слайд

Описание слайда:

Классификация профессий по цели труда Профессия Цель труда Гностическая Распознавание, контроль, классифицирование, сортировка и проверка по заранее известным признакам, исследование (приёмщик готовых изделий, корректор, критик, санитарный врач, лаборант и др.) Преобразующая Воздействие на предмет труда (одушевлённый или неодушевлённый) с целью изменения или сохранения его свойств, состояний (столяр, учитель, пчеловод, чертёжник, реставратор и др.) Изыскательская Изобретение, придумывание новых вариантов решений (дизайнер, конструктор, писатель и др.)

6 слайд

Описание слайда:

Классификация профессий по орудиям труда профессии классифицируют на связанные с использованием ручных и механизированных ручных (дрель, бормашина) орудий труда; машин с ручным или ножным управлением, автоматизированного и автоматического оборудования; функциональных средств организма человека (певец, актер, дегустатор). Классификация профессий по условиям труда профессии делят на связанные с обычными бытовыми условиями; на открытом воздухе в режиме перепада температур, влажности; с необычными условиями (под водой, на высоте, под землёй); с повышенной моральной ответственностью (за здоровье и жизнь людей, за большие материальные ценности).

7 слайд

Описание слайда:

Потенциальная востребованность профессии в XXI веке. Ученые называют наступившее столетие веком медицины, биологии, генной инженерии. Глобальные проблемы человечества связаны с перенаселением планеты и недостатком пищи и энергии, разрушением экологии. Ожидаемые достижения в медицине приведут к появлению новых способов лечения многих заболеваний. Компьютерные технологии придут во все профессиональные области. Настоящий профессионал должен будет знать законы и нормативные акты о защите информации, интеллектуальной собственности, о нарушении авторских прав. Потенциальным работодателем для таких специалистов будет не только представитель бизнеса, но и государство. Будущий специалист в области телекоммуникаций может также рассчитывать на то, что его профессия окажется престижной. Но не только на высокоинтеллектуальные профессии ожидается спрос в наступившем веке. В формирующейся сфере услуг окажутся востребованными и повара, и парикмахеры, и автослесари. Представители строительных профессий не окажутся без работы никогда. Почти каждой семье нужны квартира, дача или гараж. Практически каждая организация или фирма мечтает переехать в новое помещение и улучшить внутреннее убранство офиса. Пользуются большим спросом дизайнеры, управленцы гостиничным и ресторанным бизнесом.

8 слайд

Описание слайда:

«10 самых востребованных профессий ближайшего будущего» Инженеры IT-специалисты и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения 3. Специалисты в области нанотехнологий 4. Специалисты по электронике и биотехнологиям 5. Маркетологи 6. Специалисты, связанные с сервисом 7. Логисты 8. Медики 9. Экологи 10. Химики Информация РИА «Новости»

9 слайд

Описание слайда:

Общая ориентировка. Продумать ситуацию, осознать, что проблема существует, но в наших силах предусмотреть некоторые моменты и принять необходимые меры, чтобы найти выход. определение проблемы. Определите для себя, что вы решаете: в какой вуз можно поступить с наименьшими финансовыми затратами (эту проблему решить нетрудно) или какое учебное заведение даст вам возможность получить интересующую вас профессию? Проблема может формулироваться по-другому: какой вид деятельности даст вам возможность наилучшим образом реализовать ваши способности и получать удовольствие от работы? Всё это – разные проблемы, и это надо сразу четко уяснить. Выдвижение альтернативных решений. Следует рассмотреть (и, может быть, записать) как можно больше возможных вариантов, даже кажущихся на первый взгляд нереальными и фантастическими. Отбор наиболее подходящих решений. По каждому из выдвинутых вариантов следует сделать вывод, насколько он является подходящим. Нужно также продумать возможные последствия этого решения (например, будет ли интересно учиться; сможете ли вы устроиться на работу; в чем состоит эта работа; действительно ли она вам будет подходить по разным параметрам). Осуществление и оценка. Этот этап в нашем случае будет несколько отсрочен. Алгоритм принятия решений

10 слайд

Описание слайда:

Ошибки при выборе профессии. Увлечение только внешней стороной профессии без учета её «минусов»; Выбор профессии из соображений престижности (популярности); Только на основании высокой оплаты труда; Под влиянием ближайшего окружения, без особых собственных желаний; Отождествление учебного предмета с профессией; Перенос позитивного отношения к человеку – представителю той или иной профессии на саму профессию; Выбор профессии «за компанию» с друзьями; Неумение (без учета индивидуальных особенностей) разобраться в своих личностных качествах (склонностях, способностях, подготовленности и т.д.); Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии; Предрассудки относительно некоторых важных для общества профессий, занятия которыми считаются часто недостойными, неприличными («торгаши», «фотомодель» и др.)


Цели: Задачи: ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования профессиональной карьеры с учетом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда. предоставить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях, продолжить подготовку школьников к осознанному выбору профессии и путях продолжения образования.


Опираясь на данные сети ИНТЕРНЕТ рассмотрим профессии и специальности, которые будут наиболее востребованы через 10 лет. И если кто - то из вас до сих пор сомневается в выборе своей будущей профессии, не знает, в какой вуз пойти учиться, мы надеемся, сегодняшняя наша встреча поможет вам.


В десятку самых востребованных профессий ближайшего будущего попадут: 1. Инженерные специальности. 2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения. 3. Профессии, связанные с нанотехнологиями. 4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий. 5. Маркетологи и менеджеры по продажам. 6. Специальности, связанные с сервисом. 7. Профессия - Логист. 8. Экологи. 9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни. 10. Химики.




Инженер - конструктор Самый творческий представитель инженерного племени. Он разрабатывает конструкции новых приборов и оборудования, их элементов и частей. Проводит исследования в области конструирования и технологии с использованием новых физических явлений и эффектов, достижений различных областей науки, техники, микроэлектроники. Рассчитывает экономическую эффективность внедряемых проектов, конструкторских и технологических решений.


Инженер - технолог Работа инженера - конструктора тесно связана с деятельностью инженера - технолога. Инженер - технолог определяет использование того или иного производственного процесса, выбирает оборудование, на котором следует обрабатывать деталь, оптимальные режимы работы, основные методы контроля качества, ведет технологическую документацию. Он участвует в проведении экспериментальных работ по освоению новых технологических процессов и внедрению их в производство. Контроль за качеством производимого продукта на всех этапах производства – также обязанность инженера - технолога.




2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения. Программист - это специалист, создающий и отлаживающий программное обеспечение и поддерживающий его работоспособность. Проще говоря, программы, компьютерные игры, а также компьютерные вирусы – это результат работы.


Профессия системного администратора Основная задача системного администратора – поддерживать работоспособность локальной сети. Веб-дизайнер Придумывает и реализует интерфейс сайтов или отдельных страничек в Интернете. Oдна из самых высокооплачиваемых «компьютерных» профессий.




4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий. Биотехнологии - технологии, использующие биологические системы и их элементы. В настоящее время биотехнологии довольно широко применяются в сельском хозяйстве, где с помощью генной инженерии и методов микробиологии получают генно - модифицированные продукты.




5. Маркетологи и менеджеры по продажам. Маркетолог - это, прежде всего, стратег компании. Дело маркетолога - руководить системой, ориентированной на производство разнообразных благ и удовлетворение интересов производителей и потребителей. Он проводит исследование рынка, планирует ассортимент и объемы продукции, определяет цены, стимулирует сбыт. Высококвалифицированный специалист в области маркетинга разрабатывает бизнес - планы, предлагает наиболее выгодные варианты вложения денег предприятия. Маркетолог – активный, неугомонный человек, умеющий добыть информацию, чтобы не отстать от времени.


Менеджер по продажам. Менеджер по продажам – это не просто продавец, не просто посредник между производителем и потребителем товара. Его задача – не просто сбыть товар, а уметь предвидеть развитие спроса на него и способствовать успешному продвижению на рынке. В зависимости от того, в какой компании работает менеджер по продажам, в круг его обязанностей может входить формирование ассортимента, переговоры с поставщиками, создание сети сбыта, оформление контрактов, определение размеров скидок, подготовка платежных документов, контроль выполнения условий поставок, разбор претензий, предъявляемых покупателями к продукции и т. д.


6. Специальности, связанные с сервисом. Доходы населения растут, растет численность среднего класса. Один из показателей этой тенденции - все большая потребность в качественном сервисе. Это и химчистка с парикмахерской рядом с домом, и хороший детский сад и многое другое.


7. Профессия - Логист. Работа логиста предполагает множество разных нюансов. Во - первых, логист занимается организацией движения грузов. Затем в обязанности логиста входит совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами. Также к деятельности менеджера - логиста относится процесс планирования затрат по перемещению и хранению грузов от производства до потребления. Еще логисты организуют эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления.




9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни. Специальности, связанные с поиском средств продления жизни человека. Исследования в генной инженерии дают основания предположить, что через 10 лет человечество приблизится к созданию технологий, которые позволят существенно продлить жизнь человека.




Практически все эти профессии вы можете приобрести, пройдя обучение в средне - специальных и высших учебных заведениях. Показали мы вам, ребята, кем вы станете когда-то, Но и это не предел, на Земле так много дел! Надо лучше всем учиться, в жизни всё вам пригодится. Все работы хороши, лишь работай от души!

«Востребованные профессии» - Специалисты в области химии будут особенно востребованы в сфере энергетики. 9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни. 3. Нанотехнологии. Химия. 10-самых востребованных профессий на ближайшие 5-10 лет. Как следствие, веб-дизайнер - одна из самых высокооплачиваемых «компьютерных» профессий.

«Профессиональные стандарты» - Минусы и плюсы. Апробация проекта профессионального стандарта. Высокотехнологичные отрасли. Участие в контроле за внедрением профессиональных стандартов. Методическое обеспечение системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (утверждение проекта).

«Работа по профессии» - Мир профессий. Для подготовки дается не более 10 мин. Школьники объединяются в две численно равные команды - «Оптимистов» и «Скептиков». Загадайте три желания без всяких раздумий». Представьте свое Я –хочу, могу, надо. Оценка жюри до 5 баллов. Назвать объект труда, конечный результат работы, примерную зарплату.

«Классы профессий» - 6 класс «Кем я должен быть, чтобы стать профессионалом в выбранной области?». Организация профориентационной работы в начальном и среднем звене. 9 класс Предпрофильная подготовка. Предварительная диагностика интересов, склонностей, способностей, образовательного запроса школьников. 1-2 классы «Профессии наших родителей».

«Профессии и выбор» - Успех. ХОЧУ ли я быть профессионалом в данной области? Надо. Смогу ли я потом устроиться на работу? «Образ профессии или профессионала». Самооценка. Элективный курс «ОСНОВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ». Моу сош №5. Внешние социальные факторы. Три слагаемых правильного выбора профессии. «Образ себя в профессии».

«Профессии человека» - Инженеры, технологи, проектировщики. Мир современных профессий. Производство товаров народного потребления. Дизайнер, стилист, актер, ди-джей. Личный профессиональный план. Специалисты по маркетингу, рынкам сбыта. Человек – художественный образ. Знания о профессии. Что влияет на выбор профессии. Наличие способностей.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.