Функции процесса обучения образования развития воспитания презентация. Презентация
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего
профессионального образования Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Формы организации обучения
Выполнила студентка 2 «А» группы:
- Пасевин Валерия
- Понятие Форма организации обучения;
- Эмпирическая классификация форм организации обучения;
- Теоретическая классификация базисных форм организации обучения;
- Конкретные формы организации обучения;
- Список литературы.
Форма организации обучения - это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения. В дидактике различают такие классификации форм организации обучения: 1. 2. Теоретическая классификация базисных форм организации обучения 3. Конкретные формы организации обучения
Эмпирическая классификация форм организации обучения
Классификация носит эмпирический характер, так как в её основе лежит количественная характеристика: если осуществляется общеклассная работа, то есть акт обучения осуществляется в отношении всего учебного коллектива (класса), то это фронтальные формы; если класс делится на относительно автономные части (группы), то групповые; а если каждый ученик класса работает обособленно, независимо от остальных, то индивидуальные.
Обычно выделяются три группы форм обучения:
Фронтальные
Групповые
учитель общается со всеми учащимися; перед учащимися ставится одна или несколько дидактических задач; учащиеся сопричастны к коллективу, разделяется общий успех или не успех.
Индивидуальные
это такая форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы примерно из трёх или пяти учащихся для совместной учебной работы.
Виды:
это форма работы на уроке, которая предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.
- Звеньевая
- Кооперированно-групповая
- Дифференцированно групповые
Виды:
- Индивидуализированная
- Индивидуально-групповая
Групповая форма обучения
Фронтальная форма обучения
Индивидуальная форма обучения
Теоретическая классификация базисных форм организации обучения
В основе теоретической классификации базисных форм организации обучения лежат возможные структуры взаимодействия людей .
Перечень этих структур исчерпывается следующими ситуациями: опосредованное общение, общение в паре и общение в группе.
В свою очередь, в группе могут быть две разные структуры взаимодействия её участников: «один говорит, делает - остальные слушают, наблюдают» и «каждый общается по очереди с каждым».
- индивидуально-опосредованная форма организации обучения - соответствует опосредованному общению;
- парная - соответствует взаимодействию в обособленной паре;
- групповая - соответствует общению в группе;
- коллективная - соответствует взаимодействию в группе.
Конкретные формы организации с учащимися в процессе обучения
Процесс обучения реализуется только через конкретные
формы его организации. Среди конкретных форм организации работы с учащимися в процессе обучения можно выделить: урочные и внеурочные .
Внеурочные
Урочные
а) урок
1) регулярные:
б) лекция
2)эпизодические:
а) домашняя работа
в) семинар
а) реферативные работы
б) факультативные занятия или групповые, индивидуальные
г) практикум
д) лабораторная работа
в) кружки
б) тематические конференции
в) вечера по предмету
г) работа с научно-популярной литературой
е) зачет
г) олимпиады
д) телевизионные передачи
ж) экзамен
е) дополнительные занятия
- Дьяченко В. К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001.
- Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие . М.: Педагогика 1989.
- Литвинская И. Г. К вопросу о формах организации обучения // Коллективный способ обучения: науч.-метод. журнал.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие / под ред. С. А. Смирнова. 2-е изд. М.: Академия, 1999.
- Педагогика: Учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.
- Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988 год.
План занятия: Двусторонний характер процесса
обучения
Общение в процессе обучения
Роль влияния среды в процессе
обучения.
Структура процесса обучения
Составные компоненты процесса
обучения.
Двусторонний характер процесса обучения
Процесс обученияПроцесс
преподавания
(деятельность
преподавателя)
Процесс учения
(деятельность
ученика
или коллектива
учеников)
Взаимодействие
Обучение обязательно предполагаетвзаимодействие преподавателя и
обучаемых
Субъект и объект обучения
Не прост о воздейст вие педагога на
ученика, а именно их взаимодейст вие!!!
Взаимодействие может протекать как в
непосредст венной, т ак и
опосредованной форме.
Процесс обучения является не
механической суммой преподавания и
учения, это качественно новое, целостное
явление
Общение в процессе обучения.
Единство познания и ученияОбщение в процессе обучения влияет:
на мотивацию учения,
на формирование положительного отношения к учебе,
на создание благоприятных психологических условий
Характеристики учителя, способствующие успешному
общению:
Увлеченность
Четкость, организованность в работе,
Такт в отношениях и помощь в учебе,
Объективность в оценке
Выдержка в сложных ситуациях
Роль влияния среды в процессе обучения.
На развитие личности влияетОкружающая среда,
Средства массовой информации,
Трудовая деятельность,
Спорт,
Игровая и досуговая деятельность
Необходимо целенаправленное
приложение усилий для создания
окружающей среды ребенка!!!
Составные компоненты процесса обучения.
Целевой компонентСт имулирующе-мот ивационный
компонент
Содержание обучения
Операционно-деят ельност ный
компонент
Конт рольно-регулцровочный компонент
Оценочно-результ ат ивный компонент
Целевой компонент
Целевой компонент процессаобучения отражает:
осознание педагогами цели и задач
изучения темы
принятие учениками цели и задач
изучения темы.
Значимость целевого компонента
Значимост ь целевого компонент аЦелевой
компонент
Осознание
педагогами
цели и задач
изучения темы
Принятие
учениками
цели и задач
изучения темы.
Значимость стимулирующе-мотивационного компонента
Значимост ь ст имулирующемот ивационного компонент аСт имулирующемот ивационный
компонент
Педагог стимулирует
у учащихся интерес и
потребность в учении
Ученики внутренний процесс
развития мотивов
обученияОпределяется:
учебным планом,
государственными учебными
программами
учебниками по данному предмету.
Содержание отдельных уроков
конкретизируется учителем с учетом:
поставленных задач, специфики
производственного и социального
окружения школы, уровня
подготовленности, интересов учеников.
Операционно-деятельностный компонент
Операционно-деят ельност ный компонентотражает процессуальную сущность обучения.
Именно в деятельности педагогов и
обучаемых, в их взаимодействии,
протекающем во времени, и реализуется задача
присвоения школьниками широкого
социального опыта человечества.
Операционно-деятельностный компонент
реализуется посредством определенных
методов, средств и форм организации
преподавания и учения
Контрольно-регулировочный компонент
Конт рольно-регулировочныйкомпонент
Конт рольно-регулировочный компонент предполагает
контроль преподавателя и самоконтроль обучаемых.
Контроль осуществляется с помощью контрольных работ,
опросов, зачетов и экзаменов.
Самоконтроль включает самопроверку учеников, которые
самостоятельно проверяют степень усвоения изучаемого
материала
Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование
обратной связи в учебном процессе - получение учителем
информации о степени затруднений, о качестве процесса
обучения
Обратная связь вызывает необходимость корригирования,
регулирования учебного процесса, внесения изменений в
методы, формы и средства обучения
Регулирование процесса проводится не только учителем, но
и самими учениками (саморегулирование своих действий,
работа над ошибками, повторение вопросов, вызывающих
затруднения).
Оценочно-результативный компонент
Оценочно-результ ат ивный компонент обученияпредполагает:
оценку педагогами и
самооценку учениками достигнутых в процессе
обучения результатов,
установление соответствия их поставленным
учебно-воспитательным задачам,
выявление причин недостатков,
проектирование новых задач, учитывающих
также и необходимость восполнения
обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.
Взаимосвязь компонентов обучения
Взаимосвязь компонент ов обученияЦель обучения определяет его содержание.
Цель и содержание обучения требуют
определенных методов, средств и форм
стимулирования и организации обучения.
По ходу обучения необходим текущий
контроль и регулирование процесса.
Наконец, все компоненты процесса обучения в
своей совокупности обеспечивают
определенный результат.
Информация, расположенная на сайте является интеллектуальной собственностью автора сайта - Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».
Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:
- Размещение информации с сайт на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
- Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
- Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
- Размещение любого материала с сайт допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
- При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса сайт или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
- Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] сайт ).
Например, навыками чтения и письма, рациональной орга- низации самостоятельной познавательной деятельности, умениям работы с учебниками, справочниками, библиогра- фическим аппаратом и т.д.
Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, на- учное мировоззрение, понимание законов природы, общес- тва и мышления, нравственные и эстетические представле- ния, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы дея- тельности, социального поведения, ценности и ценностные ориентации.
Возможностями воспитания располагает прежде всего со- держание образования. Все учебные предметы имеют тот или иной воспитательный потенциал.
Гуманитарные и социально-экономические дисциплины располагают большими возможностями для формирования личностных качеств обучаемых.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Содержание дисциплин естественнонаучного цикла способствует фор- мированию мировоззрения, единой картины мира в сознании обучаю- щихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.
Воспитательное воздействие в процессе обучения оказывает также характер общения учителя и ученика, учащихся между собой, психологический климат в коллективе.
Существуют различные стили общения между участниками педагоги- ческого процесса: авторитарный, демократический, либеральный. Сов- ременная педагогика считает, что оптимальным является демократи- ческий, соединяющий в себе гуманное, уважительное отношение преподавателя к обучающимся, предоставление им известной самостоятельности, привлечение их к организации процесса обучения.
Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и иногда не в нуж- ном направлении, поэтому реализация воспитательной функции обуче- ния требует при организации учебного процесса, отборе его содержа- ния, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.
Одновременно с образовательной и воспитательной функциями про- цесс обучения реализует и развивающую функцию . В процессе обуче- ния кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Причем оно осуществляется во всех направлениях: разви- тии речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер лич- ности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивацион- ной области. "Обучение ведет за собой развитие" – утвер- ждает один из важных законов психологии, сформулиро- ванный Л.С.Выготским. Ему способствует как содержание образования, используемые методы и формы обучения, так и активная, разнообразная, сознательная деятельность обучаемых.
Хотя правильно поставленное обучение всегда развивает, однако эта функция успешнее реализуется при наличии специальной направленности. В теории и практике разра- ботаны особые технологии обучения, преследующие имен- но цели развития личности.
Значительный вклад в создание системы развивающего обучения внесли отечественные ученые П.А.Гальперин,
В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин и др.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
И.Я.Гальперин и Н.Ф.Талызина разработали теорию поэтапного форми- рования умственных действий. Л.В.Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала, обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности, обеспечение осознания учащимися своих учебных действий. A.M.Матюшкин, М.И.Махмутов разработали основы проблемного обучения. И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин предложили систему развивающих методов обучения, В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин - концепцию содержательного обобщения в обучении, Г.И.Щукина – спо- собы активизации познавательной деятельности обучающихся. Д.Каба- левский, И.Волков разработали методическую систему, способствую- щую развитию эмоциональной сферы, богатства чувств, переживаний от восприятия природы и искусства, окружающих людей.
Кроме образовательной, воспитательной и развивающей некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции обучения. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового.
Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимообусловлены и реализуются во всех его дидактических компонентах.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Методологические основы
обучения
Существуют различные методологические подходы к объяснению сущности обучения. Из зарубежных концепций наиболее распространенными, раскрывающими механизмы учения являются бихевиористическая и прагматическая теории.
Бихевиористическая теория получила широкое распро- странение в педагогической практике США и многих стран Европы. Ее приверженцы рассматривают все феномены психической жизни как совокупность актов поведения. Они отождествляют психику человека и животных, сводят всю сложную жизнедеятельность к формуле "стимул - реакция". С их точки зрения, процесс обучения - это искусство управ- ления стимулами с целью возникновения или предотвра- щения определенных реакций, а процесс учения – совокуп- ность реакций на стимулы и стимулирующие ситуации.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Развитие сознания отождествляется с формированием реакций обучающихся, т.е. обучение они рассматривают как выработку способности реагировать определенным образом на определенные ситуации, а не как развитие умения действовать или думать.
Таким образом, сознательная деятельность человека в процессе обучения объясняется не психическими, а физиологическими процессами. Осознанные действия учащихся подменяются чисто рефлекторными. Отличие человека от высокоорганизованных животных бихевиористы видят в том, что на него могут влиять вторичные, словесные, стимулы, на которые также возникают
ответные реакции.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
В отличие от бихевиористов прагматисты сводят обуче- ние лишь к расширению личного опыта ученика, для того чтобы он как можно лучше приспособился к существующе- му общественному строю. Обучение может только способ- ствовать проявлению заложенных в человеке от рождения возможностей. Поэтому его цель - научить ребенка жить. А это означает приспосабливаться к окружающей среде, удо- влетворять личные интересы и потребности без ориента- ции на социальное окружение, исходя из субъективно пони- маемой пользы.
В соответствии с этими воззрениями прагматисты утвер- ждают, что обучение - это сугубо индивидуальный процесс. Они не считают необходимым формирование системати- ческих знаний, умений и навыков, а следовательно, отрица- ют научное обоснование учебных планов и программ. Праг- матисты умаляют значение учителя в процессе обучения, отводя ему роль помощника, консультанта.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
Для них основной механизм и, соответственно, метод полу- чения знаний, умений и навыков - "обучение через дела- ние", т.е. выполнение практических заданий, упражнений.
Кроме бихевиоризма и прагматизма существуют и другие теории обучения. Некоторые из них отвергают как физиоло- гические, так и психологические основы учебного процесса, сводя его лишь к реакциям, происходящим в душе ученика. Механизм получения знаний, умений и навыков они или ни-
как не объясняют, или сводят к интуиции, озарению, усмот- рению и т.п. Такую направленность имеют экзистенциа- лизм и неотомизм , которые принижают роль обучения, подчиняют интеллектуальное развитие воспитанию чувств. Объяснение подобной позиции исходит из утверждения, что познать можно лишь отдельные факты, но без их осо- знания, без учета взаимосвязи закономерностей.
Есть и другие подходы к объяснению механизма обучения.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время большинство ученых разделя- ют точку зрения, что теоретико-методологической
основой обучения является материалистическая
теория познания (гносеология), согласно которой реальный мир объективен и существует вне созна- ния человека, он познаваем. Познание есть отра- жение реальности в сознании, активная умствен- ная и эмоциональная деятельность, результатом которой являются знания, обобщения в виде тео- рий, законов, научных понятий.
Диалектический путь познания истины, объектив- ной реальности идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ
В процессе живого созерцания, т.е. посредством ощущений, восприятия, активного изучения объек- тивной реальности, возникают определенные представления о тех или иных явлениях и предме- тах. Эти представления создают основу для обоб- щений. Абстрактное мышление позволяет устано- вить общие признаки познаваемых явлений, усво- ить понятия, суждения, умозаключения, установить существенные, необходимые, устойчивые связи между явлениями, т.е. вывести определенные законы и закономерности.
Все эти положения гносеологии имеют прямое от- ношение и к учебному познанию. Учение всегда связано с познанием. Задача обучения состоит в том, чтобы закономерности природы, развития об- щества и психических процессов человека стали
достоянием сознания обучающихся.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ
Взаимодействие Обучение обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых Субъект и объект обучения Не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие!!! Взаимодействие может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. Процесс обучения является не механической суммой преподавания и учения, это качественно новое, целостное явление
Общение в процессе обучения. Единство познания и учения Общение в процессе обучения влияет: на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных психологических условий Характеристики учителя, способствующие успешному общению: Увлеченность Четкость, организованность в работе, Такт в отношениях и помощь в учебе, Объективность в оценке Выдержка в сложных ситуациях
Роль влияния среды в процессе обучения. На развитие личности влияет Окружающая среда, Средства массовой информации, Трудовая деятельность, Спорт, Игровая и досуговая деятельность Необходимо целенаправленное приложение усилий для создания окружающей среды ребенка!!!
Содержание обучения Определяется: учебным планом, государственными учебными программами учебниками по данному предмету. Содержание отдельных уроков конкретизируется учителем с учетом: поставленных задач, специфики производственного и социального окружения школы, уровня подготовленности, интересов учеников.
Операционно-деятельностный компонент Операционно-деятельностный компонент отражает процессуальную сущность обучения. Именно в деятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, и реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опыта человечества. Операционно-деятельностный компонент реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения
Контрольно-регулировочный компонент Контрольно-регулировочный компонент предполагает контроль преподавателя и самоконтроль обучаемых. Контроль осуществляется с помощью контрольных работ, опросов, зачетов и экзаменов. Самоконтроль включает самопроверку учеников, которые самостоятельно проверяют степень усвоения изучаемого материала Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование обратной связи в учебном процессе получение учителем информации о степени затруднений, о качестве процесса обучения Обратная связь вызывает необходимость корригирования, регулирования учебного процесса, внесения изменений в методы, формы и средства обучения Регулирование процесса проводится не только учителем, но и самими учениками (саморегулирование своих действий, работа над ошибками, повторение вопросов, вызывающих затруднения).
Оценочно-результативный компонент Оценочно-результативный компонент обучения предполагает: оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин недостатков, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.
Взаимосвязь компонентов обучения Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения. По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса. Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат.