Функции процесса обучения образования развития воспитания презентация. Презентация

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего

профессионального образования Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»

Формы организации обучения

Выполнила студентка 2 «А» группы:

  • Пасевин Валерия

  • Понятие Форма организации обучения;
  • Эмпирическая классификация форм организации обучения;
  • Теоретическая классификация базисных форм организации обучения;
  • Конкретные формы организации обучения;
  • Список литературы.

Форма организации обучения - это способ упорядочивания взаимодействия участников обучения. В дидактике различают такие классификации форм организации обучения: 1. 2. Теоретическая классификация базисных форм организации обучения 3. Конкретные формы организации обучения


Эмпирическая классификация форм организации обучения

Классификация носит эмпирический характер, так как в её основе лежит количественная характеристика: если осуществляется общеклассная работа, то есть акт обучения осуществляется в отношении всего учебного коллектива (класса), то это фронтальные формы; если класс делится на относительно автономные части (группы), то групповые; а если каждый ученик класса работает обособленно, независимо от остальных, то индивидуальные.


Обычно выделяются три группы форм обучения:

Фронтальные

Групповые

учитель общается со всеми учащимися; перед учащимися ставится одна или несколько дидактических задач; учащиеся сопричастны к коллективу, разделяется общий успех или не успех.

Индивидуальные

это такая форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы примерно из трёх или пяти учащихся для совместной учебной работы.

Виды:

это форма работы на уроке, которая предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями.

  • Звеньевая
  • Кооперированно-групповая
  • Дифференцированно групповые

Виды:

  • Индивидуализированная
  • Индивидуально-групповая

Групповая форма обучения

Фронтальная форма обучения

Индивидуальная форма обучения


Теоретическая классификация базисных форм организации обучения

В основе теоретической классификации базисных форм организации обучения лежат возможные структуры взаимодействия людей .

Перечень этих структур исчерпывается следующими ситуациями: опосредованное общение, общение в паре и общение в группе.

В свою очередь, в группе могут быть две разные структуры взаимодействия её участников: «один говорит, делает - остальные слушают, наблюдают» и «каждый общается по очереди с каждым».


  • индивидуально-опосредованная форма организации обучения - соответствует опосредованному общению;
  • парная - соответствует взаимодействию в обособленной паре;
  • групповая - соответствует общению в группе;
  • коллективная - соответствует взаимодействию в группе.

Конкретные формы организации с учащимися в процессе обучения

Процесс обучения реализуется только через конкретные

формы его организации. Среди конкретных форм организации работы с учащимися в процессе обучения можно выделить: урочные и внеурочные .


Внеурочные

Урочные

а) урок

1) регулярные:

б) лекция

2)эпизодические:

а) домашняя работа

в) семинар

а) реферативные работы

б) факультативные занятия или групповые, индивидуальные

г) практикум

д) лабораторная работа

в) кружки

б) тематические конференции

в) вечера по предмету

г) работа с научно-популярной литературой

е) зачет

г) олимпиады

д) телевизионные передачи

ж) экзамен

е) дополнительные занятия


  • Дьяченко В. К. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001.
  • Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и её развитие . М.: Педагогика 1989.
  • Литвинская И. Г. К вопросу о формах организации обучения // Коллективный способ обучения: науч.-метод. журнал.
  • Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие / под ред. С. А. Смирнова. 2-е изд. М.: Академия, 1999.
  • Педагогика: Учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 1998.
  • Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе. М.: Просвещение, 1988 год.

План занятия: Двусторонний характер процесса
обучения
Общение в процессе обучения
Роль влияния среды в процессе
обучения.
Структура процесса обучения
Составные компоненты процесса
обучения.

Двусторонний характер процесса обучения

Процесс обучения
Процесс
преподавания
(деятельность
преподавателя)
Процесс учения
(деятельность
ученика
или коллектива
учеников)

Взаимодействие

Обучение обязательно предполагает
взаимодействие преподавателя и
обучаемых
Субъект и объект обучения
Не прост о воздейст вие педагога на
ученика, а именно их взаимодейст вие!!!
Взаимодействие может протекать как в
непосредст венной, т ак и
опосредованной форме.
Процесс обучения является не
механической суммой преподавания и
учения, это качественно новое, целостное
явление

Общение в процессе обучения.

Единство познания и учения
Общение в процессе обучения влияет:
на мотивацию учения,
на формирование положительного отношения к учебе,
на создание благоприятных психологических условий
Характеристики учителя, способствующие успешному
общению:
Увлеченность
Четкость, организованность в работе,
Такт в отношениях и помощь в учебе,
Объективность в оценке
Выдержка в сложных ситуациях

Роль влияния среды в процессе обучения.

На развитие личности влияет
Окружающая среда,
Средства массовой информации,
Трудовая деятельность,
Спорт,
Игровая и досуговая деятельность
Необходимо целенаправленное
приложение усилий для создания
окружающей среды ребенка!!!

Составные компоненты процесса обучения.

Целевой компонент
Ст имулирующе-мот ивационный
компонент
Содержание обучения
Операционно-деят ельност ный
компонент
Конт рольно-регулцровочный компонент
Оценочно-результ ат ивный компонент

Целевой компонент

Целевой компонент процесса
обучения отражает:
осознание педагогами цели и задач
изучения темы
принятие учениками цели и задач
изучения темы.

Значимость целевого компонента

Значимост ь целевого компонент а
Целевой
компонент
Осознание
педагогами
цели и задач
изучения темы
Принятие
учениками
цели и задач
изучения темы.

Значимость стимулирующе-мотивационного компонента

Значимост ь ст имулирующемот ивационного компонент а
Ст имулирующемот ивационный
компонент
Педагог стимулирует
у учащихся интерес и
потребность в учении
Ученики внутренний процесс
развития мотивов
обученияОпределяется:
учебным планом,
государственными учебными
программами
учебниками по данному предмету.
Содержание отдельных уроков
конкретизируется учителем с учетом:
поставленных задач, специфики
производственного и социального
окружения школы, уровня
подготовленности, интересов учеников.

Операционно-деятельностный компонент

Операционно-деят ельност ный компонент
отражает процессуальную сущность обучения.
Именно в деятельности педагогов и
обучаемых, в их взаимодействии,
протекающем во времени, и реализуется задача
присвоения школьниками широкого
социального опыта человечества.
Операционно-деятельностный компонент
реализуется посредством определенных
методов, средств и форм организации
преподавания и учения

Контрольно-регулировочный компонент

Конт рольно-регулировочный
компонент
Конт рольно-регулировочный компонент предполагает
контроль преподавателя и самоконтроль обучаемых.
Контроль осуществляется с помощью контрольных работ,
опросов, зачетов и экзаменов.
Самоконтроль включает самопроверку учеников, которые
самостоятельно проверяют степень усвоения изучаемого
материала
Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование
обратной связи в учебном процессе - получение учителем
информации о степени затруднений, о качестве процесса
обучения
Обратная связь вызывает необходимость корригирования,
регулирования учебного процесса, внесения изменений в
методы, формы и средства обучения
Регулирование процесса проводится не только учителем, но
и самими учениками (саморегулирование своих действий,
работа над ошибками, повторение вопросов, вызывающих
затруднения).

Оценочно-результативный компонент

Оценочно-результ ат ивный компонент обучения
предполагает:
оценку педагогами и
самооценку учениками достигнутых в процессе
обучения результатов,
установление соответствия их поставленным
учебно-воспитательным задачам,
выявление причин недостатков,
проектирование новых задач, учитывающих
также и необходимость восполнения
обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Взаимосвязь компонентов обучения

Взаимосвязь компонент ов обучения
Цель обучения определяет его содержание.
Цель и содержание обучения требуют
определенных методов, средств и форм
стимулирования и организации обучения.
По ходу обучения необходим текущий
контроль и регулирование процесса.
Наконец, все компоненты процесса обучения в
своей совокупности обеспечивают
определенный результат.

Информация, расположенная на сайте является интеллектуальной собственностью автора сайта - Олега Николаевича Грибана и охраняются законом «Об авторском праве и смежных правах».

Использование материалов сайта возможно только на описанных ниже условиях:

  • Размещение информации с сайт на каком-либо сетевом ресурсе возможно при условии, что содержание последнего не противоречит законам Российской Федерации.
  • Запрещается копирование разделов сайта полностью в любых целях. На одном сайте разрешается размещать не более 2 статей. Мы оставляем за собой право требовать снять наши статьи с любого сайта без объяснения причин
  • Текст статьи при перепечатке должен перепечатываться полностью, без изменений, искажений и переработки. При необходимости сократить или откорректировать перепечатываемый текст, обязательно получите наше письменное согласие.
  • Размещение любого материала с сайт допускается при наличии на размещаемой странице обязательной активной ссылки (то есть при клике по ссылке человек должен перейти на наш сайт) на или непосредственно на страницу с оригиналом материала (обязательно проверьте ссылку на работоспособность).
  • При перепечатке материала несетевым изданием обязательно присутствие адреса сайт или библиографической ссылки (например, в блоге, под каждым материалом указана ссылка на печатную версию статьи).
  • Использование любых материалов данного ресурса в коммерческих целях возможно ТОЛЬКО с письменным разрешением администратора проекта (oleg [собака] сайт ).

Например, навыками чтения и письма, рациональной орга- низации самостоятельной познавательной деятельности, умениям работы с учебниками, справочниками, библиогра- фическим аппаратом и т.д.

Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, на- учное мировоззрение, понимание законов природы, общес- тва и мышления, нравственные и эстетические представле- ния, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы дея- тельности, социального поведения, ценности и ценностные ориентации.

Возможностями воспитания располагает прежде всего со- держание образования. Все учебные предметы имеют тот или иной воспитательный потенциал.

Гуманитарные и социально-экономические дисциплины располагают большими возможностями для формирования личностных качеств обучаемых.

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Содержание дисциплин естественнонаучного цикла способствует фор- мированию мировоззрения, единой картины мира в сознании обучаю- щихся, выработке на этой основе взглядов на жизнь и деятельность.

Воспитательное воздействие в процессе обучения оказывает также характер общения учителя и ученика, учащихся между собой, психологический климат в коллективе.

Существуют различные стили общения между участниками педагоги- ческого процесса: авторитарный, демократический, либеральный. Сов- ременная педагогика считает, что оптимальным является демократи- ческий, соединяющий в себе гуманное, уважительное отношение преподавателя к обучающимся, предоставление им известной самостоятельности, привлечение их к организации процесса обучения.

Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и иногда не в нуж- ном направлении, поэтому реализация воспитательной функции обуче- ния требует при организации учебного процесса, отборе его содержа- ния, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.

Одновременно с образовательной и воспитательной функциями про- цесс обучения реализует и развивающую функцию . В процессе обуче- ния кроме усвоения знаний, умений и навыков учащимися происходит их развитие.

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Причем оно осуществляется во всех направлениях: разви- тии речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер лич- ности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивацион- ной области. "Обучение ведет за собой развитие" – утвер- ждает один из важных законов психологии, сформулиро- ванный Л.С.Выготским. Ему способствует как содержание образования, используемые методы и формы обучения, так и активная, разнообразная, сознательная деятельность обучаемых.

Хотя правильно поставленное обучение всегда развивает, однако эта функция успешнее реализуется при наличии специальной направленности. В теории и практике разра- ботаны особые технологии обучения, преследующие имен- но цели развития личности.

Значительный вклад в создание системы развивающего обучения внесли отечественные ученые П.А.Гальперин,

В.В.Давыдов, Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин и др.

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

ФУНКЦИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

И.Я.Гальперин и Н.Ф.Талызина разработали теорию поэтапного форми- рования умственных действий. Л.В.Занков обосновал совокупность принципов развития мышления в процессе обучения: увеличение удельного веса теоретического материала, обучение в быстром темпе и на высоком уровне трудности, обеспечение осознания учащимися своих учебных действий. A.M.Матюшкин, М.И.Махмутов разработали основы проблемного обучения. И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин предложили систему развивающих методов обучения, В.В.Давыдов и Д.Б.Эльконин - концепцию содержательного обобщения в обучении, Г.И.Щукина – спо- собы активизации познавательной деятельности обучающихся. Д.Каба- левский, И.Волков разработали методическую систему, способствую- щую развитию эмоциональной сферы, богатства чувств, переживаний от восприятия природы и искусства, окружающих людей.

Кроме образовательной, воспитательной и развивающей некоторые ученые выделяют еще побудительную и организующую функции обучения. Процесс обучения необходимо строить так, чтобы он побуждал к дальнейшим учебно-познавательным действиям учащихся, организовывал их на познание нового.

Бесспорным является то, что все функции процесса обучения взаимообусловлены и реализуются во всех его дидактических компонентах.

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Методологические основы

обучения

Существуют различные методологические подходы к объяснению сущности обучения. Из зарубежных концепций наиболее распространенными, раскрывающими механизмы учения являются бихевиористическая и прагматическая теории.

Бихевиористическая теория получила широкое распро- странение в педагогической практике США и многих стран Европы. Ее приверженцы рассматривают все феномены психической жизни как совокупность актов поведения. Они отождествляют психику человека и животных, сводят всю сложную жизнедеятельность к формуле "стимул - реакция". С их точки зрения, процесс обучения - это искусство управ- ления стимулами с целью возникновения или предотвра- щения определенных реакций, а процесс учения – совокуп- ность реакций на стимулы и стимулирующие ситуации.

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Развитие сознания отождествляется с формированием реакций обучающихся, т.е. обучение они рассматривают как выработку способности реагировать определенным образом на определенные ситуации, а не как развитие умения действовать или думать.

Таким образом, сознательная деятельность человека в процессе обучения объясняется не психическими, а физиологическими процессами. Осознанные действия учащихся подменяются чисто рефлекторными. Отличие человека от высокоорганизованных животных бихевиористы видят в том, что на него могут влиять вторичные, словесные, стимулы, на которые также возникают

ответные реакции.

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

В отличие от бихевиористов прагматисты сводят обуче- ние лишь к расширению личного опыта ученика, для того чтобы он как можно лучше приспособился к существующе- му общественному строю. Обучение может только способ- ствовать проявлению заложенных в человеке от рождения возможностей. Поэтому его цель - научить ребенка жить. А это означает приспосабливаться к окружающей среде, удо- влетворять личные интересы и потребности без ориента- ции на социальное окружение, исходя из субъективно пони- маемой пользы.

В соответствии с этими воззрениями прагматисты утвер- ждают, что обучение - это сугубо индивидуальный процесс. Они не считают необходимым формирование системати- ческих знаний, умений и навыков, а следовательно, отрица- ют научное обоснование учебных планов и программ. Праг- матисты умаляют значение учителя в процессе обучения, отводя ему роль помощника, консультанта.

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

Для них основной механизм и, соответственно, метод полу- чения знаний, умений и навыков - "обучение через дела- ние", т.е. выполнение практических заданий, упражнений.

Кроме бихевиоризма и прагматизма существуют и другие теории обучения. Некоторые из них отвергают как физиоло- гические, так и психологические основы учебного процесса, сводя его лишь к реакциям, происходящим в душе ученика. Механизм получения знаний, умений и навыков они или ни-

как не объясняют, или сводят к интуиции, озарению, усмот- рению и т.п. Такую направленность имеют экзистенциа- лизм и неотомизм , которые принижают роль обучения, подчиняют интеллектуальное развитие воспитанию чувств. Объяснение подобной позиции исходит из утверждения, что познать можно лишь отдельные факты, но без их осо- знания, без учета взаимосвязи закономерностей.

Есть и другие подходы к объяснению механизма обучения.

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

В настоящее время большинство ученых разделя- ют точку зрения, что теоретико-методологической

основой обучения является материалистическая

теория познания (гносеология), согласно которой реальный мир объективен и существует вне созна- ния человека, он познаваем. Познание есть отра- жение реальности в сознании, активная умствен- ная и эмоциональная деятельность, результатом которой являются знания, обобщения в виде тео- рий, законов, научных понятий.

Диалектический путь познания истины, объектив- ной реальности идет от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике.

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ

В процессе живого созерцания, т.е. посредством ощущений, восприятия, активного изучения объек- тивной реальности, возникают определенные представления о тех или иных явлениях и предме- тах. Эти представления создают основу для обоб- щений. Абстрактное мышление позволяет устано- вить общие признаки познаваемых явлений, усво- ить понятия, суждения, умозаключения, установить существенные, необходимые, устойчивые связи между явлениями, т.е. вывести определенные законы и закономерности.

Все эти положения гносеологии имеют прямое от- ношение и к учебному познанию. Учение всегда связано с познанием. Задача обучения состоит в том, чтобы закономерности природы, развития об- щества и психических процессов человека стали

достоянием сознания обучающихся.

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ




Взаимодействие Обучение обязательно предполагает взаимодействие преподавателя и обучаемых Субъект и объект обучения Не просто воздействие педагога на ученика, а именно их взаимодействие!!! Взаимодействие может протекать как в непосредственной, так и опосредованной форме. Процесс обучения является не механической суммой преподавания и учения, это качественно новое, целостное явление


Общение в процессе обучения. Единство познания и учения Общение в процессе обучения влияет: на мотивацию учения, на формирование положительного отношения к учебе, на создание благоприятных психологических условий Характеристики учителя, способствующие успешному общению: Увлеченность Четкость, организованность в работе, Такт в отношениях и помощь в учебе, Объективность в оценке Выдержка в сложных ситуациях


Роль влияния среды в процессе обучения. На развитие личности влияет Окружающая среда, Средства массовой информации, Трудовая деятельность, Спорт, Игровая и досуговая деятельность Необходимо целенаправленное приложение усилий для создания окружающей среды ребенка!!!










Содержание обучения Определяется: учебным планом, государственными учебными программами учебниками по данному предмету. Содержание отдельных уроков конкретизируется учителем с учетом: поставленных задач, специфики производственного и социального окружения школы, уровня подготовленности, интересов учеников.


Операционно-деятельностный компонент Операционно-деятельностный компонент отражает процессуальную сущность обучения. Именно в деятельности педагогов и обучаемых, в их взаимодействии, протекающем во времени, и реализуется задача присвоения школьниками широкого социального опыта человечества. Операционно-деятельностный компонент реализуется посредством определенных методов, средств и форм организации преподавания и учения


Контрольно-регулировочный компонент Контрольно-регулировочный компонент предполагает контроль преподавателя и самоконтроль обучаемых. Контроль осуществляется с помощью контрольных работ, опросов, зачетов и экзаменов. Самоконтроль включает самопроверку учеников, которые самостоятельно проверяют степень усвоения изучаемого материала Контроль и самоконтроль обеспечивают функционирование обратной связи в учебном процессе получение учителем информации о степени затруднений, о качестве процесса обучения Обратная связь вызывает необходимость корригирования, регулирования учебного процесса, внесения изменений в методы, формы и средства обучения Регулирование процесса проводится не только учителем, но и самими учениками (саморегулирование своих действий, работа над ошибками, повторение вопросов, вызывающих затруднения).


Оценочно-результативный компонент Оценочно-результативный компонент обучения предполагает: оценку педагогами и самооценку учениками достигнутых в процессе обучения результатов, установление соответствия их поставленным учебно-воспитательным задачам, выявление причин недостатков, проектирование новых задач, учитывающих также и необходимость восполнения обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.


Взаимосвязь компонентов обучения Цель обучения определяет его содержание. Цель и содержание обучения требуют определенных методов, средств и форм стимулирования и организации обучения. По ходу обучения необходим текущий контроль и регулирование процесса. Наконец, все компоненты процесса обучения в своей совокупности обеспечивают определенный результат.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.