Закон о культуре в рф с последними изменениями. Нормативно-правовая база регулирования деятельности организаций культуры и искусства в рф Скачать текст закона о культуре РФ

Тема 17. Целевые программы в сфере культуры

1. Понятие и значение сферы культуры

2. Цель и задачи государственной политики в сфере культуры

3. Муниципальная сфера культуры

4. Проблемы сферы культуры и особенности применения программно-целевого подхода при их решении

5. Формирование перечня мероприятий целевых программ в сфере культуры

В главе I проекта федерального закона «О культуре в Российской Федерации» определено основные понятие «Культура» как совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве;

Понятие «досуг» имеет толкование как «свободное время». Система предпочтений и ценностная направленность досуга характеризуют уровень культуры человека, оказывают прямое влияние на его профессиональную деятельность, и как следствие, на экономическую стабильность общества.

Ключевым понятием современного общества, наиболее точно характеризующим его культурную и духовную составляющую, становится сегодня «Культурная среда». «Культурная среда» – это, во-первых, результат всей совокупности культурной деятельности общества – прошлой и настоящей (включая инфраструктуру организаций культуры, произведения искусства, и т. п.); во-вторых, это институт приобщения граждан к нравственным ценностям, хранимым ею; в-третьих, это область творческой реализации духовного потенциала российских граждан, в том числе молодого поколения. В этой связи формирование и развитие культурной среды становится важнейшим условием улучшения качества жизни в Российской Федерации.

Сфера культуры - совокупность предприятий, учреждений и некоммерческих организаций, которые относятся, в соответствии с официальной классификацией, к различным секторам народного хозяйства, производящим материальные произведения культуры и искусств, нематериальные услуги.

Культурная деятельность (деятельность в сфере культуры) – деятельность по созданию, распространению, сохранению, освоению и популяризации культурных ценностей и предоставлению культурных благ. Видами деятельности в сфере культуры в РФ являются: 1) профессиональное и непрофессиональное (любительское) творчество, в том числе художественная литература, сценическое, пластическое, музыкальное, изобразительное искусство, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; 2) создание и распространение аудиовизуальной продукции (кинематография, телевидение и иное); 3) издательская деятельность; 4) культурно-досуговая деятельность; 5) эстетическое воспитание граждан; 6) образование, педагогическая деятельность; 7) научно-исследовательская деятельность; 8) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана культурного наследия РФ; 9) музейная деятельность; 10) библиотечная деятельность; 11) архивное дело в РФ; 12) деятельность по изготовлению и реставрации художественных и декоративных изделий; 13) деятельность в сфере декоративно-прикладного искусства, дизайна, архитектуры; 14) деятельность по организации и развитию культурного туризма; 15) информационная деятельность, направленная на популяризацию сферы культуры и иные виды культурной деятельности.



Субъектами культурной деятельности являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие культурную деятельность на территории РФ, государство в лице органов государственной власти и органов местного самоуправления, организации культуры, этнические общности, национально-культурные автономии, культурные сообщества и общественные объединения, творческие работники, творческие союзы, а также иные субъекты, осуществляющие культурную деятельность.

Мировая практика и отечественный опыт свидетельствуют об исключительной роли правового регулирования культурной жизни в любой стране и, в особенности, в переломные моменты общественного развития. Суть права в области культуры - это гарантии свободы культуры и культурной деятельности личности посредством гармонизации отношений различных субъектов культурной жизни личности, объединений граждан и государства.

Развитие рыночной экономики, строительство новой российской государственности потребовали уделить особое внимание формированию правового пространства деятельности в сфере культуры. Тем более, что до 1992 года существовал лишь один специальный закон, регулирующий отношения в сфере культуры. Это Закон «Об охране и использовании памятников истории и культуры» , принятый в 1978 году.

В переходный период были приняты важные постановления, способствовавшие сохранению культуры в рыночных условиях.

Так, 25 декабря 1990 года было принято Постановление Верховного Совета РСФСР «О неотложных мерах по сохранению национального культурного и природного наследия народов РСФСР» , предусматривающее запрет на приватизацию ценностей, хранящихся в государственных музеях, архивах и библиотеках, а также их безвозвратный вывоз за рубеж.

Важную роль в сохранении традиций отечественной культуры сыграло Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 апреля 1991 года «О мерах по социально-экономической защите культуры и искусства в условиях перехода к рыночным отношениям» , согласно которому сохранялись все виды налоговых льгот для творческих союзов.

Однако эти постановления не могли разрешить проблему отсутствия в стране системы законодательных актов, регулирующих отношения в сфере культуры.

В 1992 году были приняты «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» , в которых впервые в развернутом виде определены права и свободы человека, народов и этнических общностей в области культуры. Установлены обязанности государства в области культуры, уточнено разделение компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, определены принципы государственного финансирования культуры и регулирования экономической деятельности в этой сфере, основы участия в международных культурных обменах.

Принятие "Основ законодательства" стимулировало интенсивную нормотворческую деятельность в сфере культуры. С 1992 года начинается наработка законодательной базы.

Можно выделить ряд наиболее значимых и необходимых для развития отрасли федеральных законов и программ.

Закон РФ от 29.12.94г. N 79-ФЗ «О библиотечном деле» явился правовой базой сохранения и развития библиотечного дела в Российской Федерации. Он установил принципы деятельности библиотек, гарантирующие права человека, общественных объединений, народов и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, а также на культурную, научную и образовательную деятельность. Закон регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела в соответствии с принципами и нормами международного права.

Действие настоящего Федерального закона распространяется на библиотеки, финансируемые полностью или частично за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов, а в части регулирования вопросов сохранения и использования библиотечных фондов как части культурного наследия народов Российской Федерации - на все библиотеки независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Федеральный закон Российской Федерации "О библиотечном деле" - это один из первых "отраслевых" законов. Он послужил основой для формирования регионального законодательства в области библиотечного дела. В настоящее время уже принято более 40 законов в субъектах Российской Федерации.

Вносимые изменения и дополнения в Федеральный закон "О библиотечном деле" обусловлены потребностью привести федеральное библиотечное законодательство в соответствие с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами "О некоммерческих организациях", "Об информации, информатизации и защите информации", "Об общих принципах организации местного самоуправления".

Создание местных законов существенно обогатило законодательную практику в области библиотечного дела, и некоторые достижения субъектов Российской Федерации целесообразно закрепить на федеральном уровне.

Учитывая большой вклад государственных библиотек в развитие отечественного просвещения, науки и культуры и необходимость дальнейшего повышения их роли в жизни общества, Указом Президента РФ в 1995 году был установлен общероссийский день библиотек, который отмечается 27 мая.

Закон РФ от 26.05.96г. N 54-ФЗ «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» определяет особенности правового положения музейного фонда РФ, а также особенности создания и правовое положение музеев в РФ.

В развитие этого закона Постановлением Правительства РФ 12 февраля 1998 года N 179 были утверждены Положение о музейном фонде Российской Федерации, Положение о государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, Положение о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации.

Указ Президента РФ от 01.07.96г. N 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации» определил стратегические направления развития дальнейшей правовой базы культурной сферы. Программе "Развитие и сохранение культуры и искусства в РФ (1997-1999 годы)" присвоен статус президентской, учреждено 100 грантов Президента РФ для поддержки творческих проектов общенационального значения, повышены стипендии для выдающихся деятелей культуры и искусства, рассмотрены вопросы о передаче собственности, образован Совет при Президенте РФ по культуре и искусству.

В октябре 1996 года утверждено Положение о данном Совете, его состав. Это постоянно действующий консультативный орган, информирующий Президента РФ о процессах, происходящих в области культуры и искусства и обеспечивающий взаимодействие Президента Российской Федерации с организациями и деятелями культуры и искусства. Одна из основных задач Совета - подготовка предложений Президенту РФ по определению направлений государственной политики в области культуры и искусства и конкретных мер по ее реализации.

Кинематография России, которая является неотъемлемой частью культуры и искусства, должна сохраняться и развиваться при поддержке государства. Закон РФ от 22.08.96г. №126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации" определил основные направления деятельности государства по сохранению и развитию кинематографии и установил порядок государственной поддержки кинематографии.

В целях дальнейшего развития отрасли Постановлением Правительства РФ 18 декабря 1997 года принимается Концепция развития кинематографии Российской Федерации.

В 1998 году, в связи с тем, что не выполнялся Закон "О государственной поддержке кинематографии в Российской Федерации" были внесены поправки в Федеральный закон "О внесении дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах", касающиеся развития национальных фильмов и национальной кинематографии.

Это значительный пласт законотворческой работы, в которой принимают активное участие и члены Комитета Совета Федерации по науке, культуре, здравоохранению и экологии. Костюкович А.Ф. Законодательная база российской культуры: проблемы и перспективы / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ, с.5

Важное место в правовой сфере культуры занимает Постановление ГосДумы ФС РФ от 05.03.97г. N 1189-2 ГД «О проекте Федерального Закона «О творческих работниках и творческих союзах». Он определяет правоотношения государства с творческими работниками литературы и искусства, а также порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации их творческих союзов. Цель закона - обеспечить правовые гарантии и способствовать деятельности творческих объединений в интересах развития литературы и искусства, сохранения художественных школ и традиций, повышения престижа творческих профессий в обществе, защиты прав творческих работников на свободное самовыражение, правовые, материальные, социальные и иные гарантии их конституционных прав. Закон определяет правовой статус творческого работника, а также правовой статус специфического вида общественного объединения - творческого союза, порядок его создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, его правоотношения с органами государственной власти и органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими и физическими лицами.

В 1992-1993 годах возникали острые проблемы в связи с передачей памятников истории и культуры в собственность Церкви. Нередко выселяемым из этих зданий учреждениям культуры не предоставлялись необходимые для продолжения их работы помещения. В мае 1994 годы было принято постановление Правительства, устанавливающее порядок передачи религиозным объединениям имущества, относящегося к федеральной собственности. Этот порядок учитывает интересы учреждений культуры и обеспечения охраны историко-культурного наследия. Например, в Тамбовской области областной краеведческий музей, расположенный в Покровском кафедральном соборе с 1937 года, был переведен в здание бывш. Дома политпросвещения.

Как показывает практика, на местах в большинстве регионов принимаются законы в сфере культуры с ориентацией на уже принятые федеральные законы. Это основы законодательства о культуре, о музеях, кино, библиотеках.

Поэтому Комитет Совета Федерации по науке, культуре, здравоохранению и экологии принял решение изучить проблему отраслей культуры, которые не регулируются законодательными актами.

Важной составляющей целевой работы Комитета является принятие специальных законов. В частности, таких законов, как закон “О театре и театральной деятельности” и закон “О государственных музеях-заповедниках” .

Специфика театра как особого института, насчитывающего в нашей стране около трех столетий, далеко не всегда находит отражение в общем, законодательстве. Традиции театрального искусства, театральной школы в России, признаваемые как огромная ценность практически всем мировым сообществом, зачастую оказываются незащищенными, из-за разрозненности и противоречивости нормативных правовых актов, действующих в этой сфере.

Потребность в законе вызвана еще и тем, что многие нормы, определяющие отношения государства и театра в Конституции Российской Федерации, законе о культуре не подкрепляются конкретными механизмами реализации. Такие механизмы могут быть учтены только в специальном законе.

Поэтому в 1999 году Совет Федерации поддержал две законодательные инициативы Комитета: "О театре и театральной деятельности в Российской Федерации" и "О государственных музеях-заповедниках".

Решение о подготовке данных законов было принято на парламентских слушаниях, проведенных в 1997-1998 гг., посвященных этим проблемам.

Парламентские слушания, на которые приглашаются ведущие деятели культуры и искусства со всех регионов страны, представители министерств и ведомств сферы культуры, юристы, политологи, позволяют проанализировать положение дел на местах, обобщить современное состояние дел в той или иной сфере. Рекомендации парламентских слушаний рассылаются во все субъекты Федерации, полученные предложения при разработке закона позволяют учесть интересы всех регионов.

Разработка проекта закона "О театре и театральной деятельности в Российской Федерации была поддержана широкой театральной общественностью на проходившем в марте 1999 года Всероссийском театральном форуме "Театр: время перемен", а в ходе подготовки к нему - на зональных конференциях работников театров во Владивостоке, Омске, Краснодаре, Санкт-Петербурге.

Предварительная аналитическая работа и правовой анализ положения дел в отрасли по данному закону позволяют изложить четкую позицию Комитета в обосновании о необходимости принятия данного конкретного закона.

Аналогичным способом шла работа по законодательной инициативе Комитета - проекту федерального закона "О государственных музеях-заповедниках".

Музеи - заповедники являются главными хранителями историко-культурного и природного наследия страны, содействуют сохранению, возрождению и развитию ее многонациональной культуры. Недостаточное понимание специфики музеев-заповедников как особого типа учреждений культуры привело к тому, что проблемы музеев - заповедников вообще выпали из правового поля.

Данная законодательная инициатива Комитета была единогласно поддержана на заседании Совета Федерации и на Совете Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Костюкович А.Ф. Законодательная база российской культуры: проблемы и перспективы / Информационно-аналитическое управление Аппарата Совета Федерации ФС РФ, с.5

Среди наиболее значимых документов, принятых Правительством, следует выделить также:

"Положение о лицензировании отдельных видов деятельности на памятниках истории и культуры";

"Положение о порядке приватизации памятников истории и культуры";

"Положение об основах хозяйственной деятельности организаций культуры и искусства" .

Современная культура России 21 века требует многостороннего и глубокого рассмотрения. Она тесно соприкасается с прошедшими столетиями. Нынешнее её состояние культуры непосредственно связано с накопленным опытом. Возможно, внешне она несколько отрицает его, в какой-то степени даже играет с ним. Далее подробнее разберемся, каково современное состояние культуры в России.

Общие сведения

Культура современной России является частью общемировой. Она трансформирует, перерабатывает и впитывает новые тенденции. Таким образом, для того, чтобы проследить развитие культуры в современной России, нужно обращать внимание на мировые явления в целом.

Сегодняшняя ситуация

Сейчас проблемы современной приобретают первостепенное значение. Прежде всего, речь идет о мощном факторе социального развития. Культура проникает в каждый аспект человеческой жизнедеятельности. Это относится как к основам материального производства и потребностям, так и к величайшим проявлениям людского духа. Культура современной России оказывает все большее влияние на решение программных целей В частности, это касается построения правового государства, раскрытия творческих способностей человека, укрепления и культуры в современной России оказывает воздействие на многие области. Это касается личности, образа жизни мышления, досуга, быта, труда и так далее. Существуют особый институт - Управление культуры. В зависимости от статуса, им решаются и координируются те или иные вопросы. Что касается ее социального влияния, то оно выступает, прежде всего, необходимым аспектом деятельности общественного человека. То есть наблюдается ее регулирование определенными правилами, которые аккумулированы в традициях, символических и знаковых системах, новых тенденциях.

Основные сложности

На сегодняшний день развитие культуры в современной России сопряжено с рядом вопросов. Их поставила сама жизнь общества. В настоящее время все ориентиры направлены на качественно новое. Таким образом, наблюдается крутой перелом в осмыслении инновационных и традиционных тенденций социального развития. С одной стороны, они требуются для того, чтобы глубоко освоить культурное наследие. С другой же - необходимо умение выходить за рамки привычных представлений, которые уже отжили свое. Соответствующие реорганизационные изменения должно претерпеть и Управление культуры. Также требуется преодоление ряда реакционных традиций. Они насаждались и складывались веками. Эти традиции проявлялись в сознании, поведении и деятельности людей постоянно. Для адекватного решения этих вопросов необходимо понимание того, как происходит развитие культуры в современной России.

Влияние прогресса

Становление современного мира поспособствовало значительным изменениям в человеческом сознании. Взгляды людей обращены к пределам жизни. Осознание себя превращается в тенденцию. Возобновилась ориентация на свои историко-культурные формы. Будущее видится прежде всего в процессах расширения международных связей. В мировой культурно-исторический процесс должны быть вовлечены все страны. Произошли значительные социальные изменения. Вопросы о самобытности и особенности культуры России выходят на первый план.

Сведения об общих тенденциях

Какие особенности культуры современной России можно увидеть сейчас? Есть круг определенных проблем. На первом плане - новаторство и традиции в культурном пространстве. Благодаря устойчивой стороне последнего происходит трансляция и накопление человеческого опыта с исторической точки зрения. Что касается традиционных обществ, то здесь усвоение культуры осуществляется посредством вероисповедания образцов прошлого. В рамках традиций, конечно же, могут встречаться незначительные вариации. Они в данном случае представляют собой основу функционирования культуры. С точки зрения новаторства творчество значительно затрудняется.

Прогрессивные и реакционные тенденции

Создание культуры из ниоткуда не представляется возможным. Нельзя полностью отбросить предшествующие традиции. Вопрос об отношении к культурному наследию касается не только его сохранности, но и развития в целом. В данном случае речь идет о творчестве. Здесь с уникальным сливается всеобщее органическое. Культура народов России, а точнее ее ценности, являются неоспоримыми. Существует необходимость их распространения. Культурное творчество - источник инноваций. Оно вовлекается в процесс общего развития. Здесь прослеживается отражение широкого спектра противоположных тенденций исторической эпохи.

Особенности структуры

Что сейчас представляет собой культура в современной России? Кратко рассматривая ее содержание, можно отметить, что она подразделяется на несколько различных сфер:

  1. Религия.
  2. Все формы, в которых проявляется народный дух.
  3. Искусство.
  4. Техника.
  5. Наука.
  6. Судопроизводство.
  7. Общественно-политическое устройство.
  8. Характер армии.
  9. Экономика.
  10. Постановка воспитания.
  11. Характер работы, поселений, одежды.
  12. Письменность и язык.
  13. Обычаи.
  14. Нравы.

В данном случае история культуры для понимания уровня ее развития представляет первостепенную важность.

Современные реалии

Сейчас культура находит свое воплощение во множестве создаваемых духовных и материальных явлений и ценностей. Это относится к таким новым элементам, как:


При ближайшем рассмотрении становится ясно, что сфера культуры не является однородной. Дело в том, что у каждой составляющей есть общие границы - как хронологические, так и географические. Культура народов России, в частности, ее самобытность, неотделима. Она находится в постоянном взаимодействии. Между множеством самобытных культур происходит диалог. Взаимодействие осуществляется не только в настоящем времени. Оно также затрагивает ось "прошлое-будущее".

Главные отличия

Различение и культуры имело место уже в XX веке. Последняя, как и прежде, наполнена позитивным смыслом. Что касается цивилизации, то она имеет нейтральную характеристику. В некоторых случаях прослеживается прямое негативное "звучание". Цивилизация синонимична материальной структуре. Речь идет о достаточно высокой ступени овладения силами природы. Это мощный технический прогресс. Он, безусловно, способствует достижению материальных благ. Цивилизацию в большинстве случаев связывают с развитием техники. Это может быть использовано для реализации самых разнообразных целей. В то же время культура максимально сблизилась с духовным прогрессом.

Особенности развития

Формирование нового образа культуры - один из наиболее интересных моментов. Что касается традиционного видения мирового наследия, то оно в первую очередь связывается с органической и исторической целостностью. Новой образ культуры может похвастаться множеством ассоциаций. Это касается идей, с одной стороны, общечеловеческой этической парадигмы, а с другой - космического масштаба. Кроме того, формируется новый тип взаимодействия. Он выражается в отказе от упрощенной рациональной схемы решения проблем культуры. В настоящее время большее значение приобретает понимание чужих точек зрения. То же самое можно сказать о следующем:

Если учитывать подобную логику культурных коммуникаций, несложно понять, что принципы действия будут соответствующими.

Переломные моменты

Речь пойдет о начале 90-х гг. прошлого столетия. Национальная культура России до сих пор испытывает влияние того периода. События развивались под воздействием множества факторов. Происходил ускоренный распад единой культуры СССР. Формировалось множество национальных подразделений, для которых ценности совокупной культуры Советского Союза оказались неприемлемыми. Это также касалось и традиций. Не обошлось и без резкого противопоставления различных национальных культур. В связи с этим напряженность нарастала. В итоге единое социокультурное пространство распалось. Система, которая раньше была органически связана с предшествующей историей страны, оказалась в новой экономической и политической ситуации. Кардинально изменилось многое. Это также касается взаимоотношений властей и культуры. Государство больше не собиралось диктовать свои условия. Таким образом, культура лишилась гарантированных заказчиков.

Пути дальнейшего развития

Общий стержень культуры исчез. Ее дальнейшее развитие стало предметом острых споров. Диапазон поисков был очень широким. Это огромное количество вариантов - от апологии изоляционизма до следования образцам Запада. Объединенная культурная идея фактически отсутствовала. Определенная часть общества воспринимала эту ситуацию в качестве глубочайшего кризиса. Вот к чему пришла российская культура в конце XX века. В то же время некоторые считают, что плюрализм - естественная норма цивилизованного общества.

Положительные моменты

Духовная культура современной России тесно взаимосвязана с ликвидацией идеологических барьеров того периода. Дело в том, что это дало благоприятные возможности для ее развития. Однако в ходе данного процесса произошла некоторая утрата национальных черт. Это было обусловлено экономическим кризисом, который переживала страна, и сложным переходом к рыночным отношениям. В середине 90-х находилась в стадии острого кризиса. Стремление страны к рыночному развитию было приоритетным. Таким образом, отдельные сферы культуры попросту не могли существовать без поддержки государства. Пропасть между массовыми и элитарными формами продолжала углубляться. То же самое относилось к старшему поколению и молодежной среде. Неравномерность доступа к потреблению благ, как культурных, так и материальных, резко усиливалась. Совокупность вышеописанных причин привела к тому, что в стране появилась "четвертая власть". Речь идет о средствах массовой информации, которые стали занимать первое место в культуре. Что касается современности, то здесь самым причудливым образом переплелись следующие элементы:

  1. Анархия и государственность.
  2. Демонстративная аполитичность и огромная нарочитая политизированность.
  3. Эгоизм.
  4. Индивидуализм и соборность.
  5. Коллективизм.

Роль государства

Возрождение культуры - важнейшее условие обновления общества. Данный факт является вполне очевидным. Что касается конкретных движений на этом пути, то они по-прежнему остаются предметами ожесточенных дискуссий. В частности, это касается роли государства в данном процессе. Будет ли оно вмешиваться в дела культуры и регулировать ее? Или, возможно, она сможет самостоятельно найти средства для выживания? Существует несколько точек зрения по этому поводу. Некоторые считают, что культуре необходимо обеспечить свободу. Это также относится и к праву на самобытность. Таким образом, государство возьмет на себя проработку стратегических задач для "строительства" культуры, а также обязанности по охране национального наследия. Кроме того, необходима финансовая поддержка ценностей. Тем не менее все эти вопросы пока еще не решены. Речь идет о конкретной реализации данных положений. Многие считают, что государство еще не вполне осознало тот факт, что культуру нельзя отдавать на откуп бизнесу. Ее необходимо поддержать, так же, как и науку, образование. Это выходит на первый план в вопросах поддержания психического и нравственного здоровья страны. Отечественная культура имеет множество противоречивых характеристик. Тем не менее общество не может допустить отрыва от своего национального достояния. Культура распадается, и она не приспособлена к преобразованиям.

Возможные варианты

Что касается путей развития, то в данном случае существует множество противоречивых мнений. Некоторые говорят о возможном укреплении политического консерватизма. То есть ситуация может быть стабилизирована на основе самобытности России. Кроме того, следует выделить особый путь страны в истории. Тем не менее он может снова привести к огосударствлению культуры. В данном случае речь идет об осуществлении автоматической поддержки наследия и традиционных формах творчества. Что касается других путей, иностранное влияние на культуру неизбежно. Таким образом, любые эстетические новации будут существенно затруднены. Какую роль могут сыграть условия интеграции России? Стоит принять во внимание воздействие извне. Благодаря этому страна может быть превращена в "провинцию", если сравнивать ее с глобальными центрами. В отечественной культуре возможно доминирование чуждых тенденций. Хотя при этом жизнь общества станет более стабильной. В этом случае большую роль играет коммерческая саморегуляция структуры.

Ключевые проблемы

Конечно же, речь идет о сохранении самобытной национальной культуры. Также стоит отметить важность ее международного влияния. Культурное наследие внедряется в жизнь общества. Россия может включиться в систему общечеловеческих принципов. В этом случае она станет равноправным участником мировых художественных процессов. Государство должно вмешаться в культурную жизнь страны. Присутствие институциональной регуляции является острой необходимостью. Только так культурный потенциал будет задействован в полной мере. Государственная политика в соответствующих сферах будет переориентирована коренным образом. Так, внутри страны наметится ускоренное развитие многих индустрий. Также следует упомянуть о том, что физическая культура в современной России вышла из кризиса и развивается умеренными темпами.

Заключительные моменты

Для современной отечественной культуры характерно наличие многочисленных и противоречивых тенденций. В данной статье они были частично обозначены. Что касается нынешнего периода развития отечественной культуры, то он является переходным. Также можно с уверенностью сказать, что появились определенные пути выхода из кризиса. Что представляет собой прошлого столетия в целом? Это весьма противоречивый и сложный феномен. Он также сильно усугубляется тем, что мир долгое время условно был расколот на два лагеря. В частности, это относится к идеологическим признакам. Таким образом, культурная практика обогатилась новыми идеями и проблемами. Глобальные вопросы заставили человечество принять вызов. Это отразилось на мировой культуре в целом. И не только на ней. То же самое можно сказать о каждом национальном наследии в отдельности. В данном случае диалог различных культур является решающим фактором. Что касается России, то здесь необходима выработка и принятие правильного стратегического курса. Стоит отметить, что обстановка в мире постоянно меняется. Решение "культурной" проблемы является очень сложной задачей. Прежде всего, речь идет необходимости осознания имеющихся глубинных противоречий, которые присущи отечественной культуре. Причем это относится ко всему ее историческому развитию. У отечественной культуры все же есть потенциал. Он является достаточным для того, чтобы дать ответы на вызов, бросаемый современным миром. Что касается нынешнего состояния российской культуры, то оно очень далеко от идеального. Существует необходимость изменения мышления. В настоящее время оно в большей степени ориентировано на максимализм. В данном случае нужен радикальный переворот. Речь идет о настоящем переустройстве всего и вся, причем в самые короткие сроки. Развитие отечественной культуры, безусловно, будет сложным и долгим.

Федеральное законодательство о культуре, руководствуясь Конституцией РФ как основным законом страны, а также иными федеральными договорами и нормами международного права, провозглашает следующие базовые принципы:

  • Основополагающую роль культуры в развитии и реализации личности, воспитании в человеке гуманности, а также сохранении самобытности народностей России;
  • Тесную связь между процессами создания и сохранения культурных ценностей и прогрессом в социально-экономической, демократической сферах, консолидацией населения и укреплением государственного суверенитета;
  • Нацеленность на межэтническое сотрудничество в области культуры и интегрирование российской культуры в мировую.

Что представляет собой закон?

Правовой базой в сфере сохранения и развития масскультуры, творчества и искусства в России является документ N 3612-1 под названием «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» , утвержденный Верховным Судом РФ в октябре 1992 года.

Документ составлен из десяти разделов, включающих 62 статьи. В кратком выражении структура закона выглядит следующим образом:

  1. Общие положения : цели, задачи, терминология, профильное законодательство, область применения, суверенитет РФ в области культуры, равенство статуса культур различных народов России, их прав и обязанностей в данной сфере, обязательность включения культурных направлений в федеральные программы и планы;
  2. Неотъемлемые права и свободы человека на творчество, самобытность, приобщение к ценностям, эстетическое воспитание и художественное образование, создание различных творческих организаций и объединений, свобода вывоза собственных произведений за рубеж, ведение культурной деятельности в других странах и др.;
  3. Права и свободы народностей и этно-сообществ на сохранение и развитие национальной самобытности, культурно-национальную независимость; государственная защита культур малочисленных этносов, творческие и культурные организации российской диаспоры за рубежом, а также иностранные — у нас в РФ;
  4. Культурное наследие : достояние народов России, всероссийские библиотечные, архивные, музейные и другие фонды;
  5. Статус работника творческой сферы : государство и работники, государство и творческие организации;
  6. Обязанности государства : госпрограммы сохранения и развития культуры в РФ, обеспечение доступности культурной деятельности и ценностей для населения, предоставление свободы и самостоятельности субъектам культурной деятельности, создание предпосылок для реализации талантов, обеспечение приоритетных позиций для нац. культур РФ, ведение профильной статистики, независимая оценка качества условий оказания услуг, информационная открытость;
  7. Полномочия участников : федеральных и региональных органов гос. власти, а также органов местного самоуправления; ежегодный доклад государства о достижениях и состоянии российской культуры;
  8. Экономическое регулирование : создание и ликвидация творческих организаций, особенности управления, источники финансирования, доходы от деятельности, ценообразование, сотрудничество с организациями из других сфер деятельности, соцподдержка работников культуры;
  9. Международный культурный обмен : субъекты обмена, политика и приоритеты, сотрудничество с согражданами, проживающими за рубежом, российские культурно-исторические ценности за границей, зарубежные центры российской культуры;
  10. Ответственность за нарушение профильного законодательства.

Полезно также ознакомиться с последними изменениями Федерального закона №161. Подробнее

Первая статья закона гласит, что основными задачами профильного законодательства являются:

  • Охрана и реализация конституционного права населения России на культурную деятельность;
  • Обеспечение свободы деятельности объединений, этнических сообществ и народностей РФ в сфере творчества и искусств;
  • Обозначение принципов планирования профильной федеральной политики, оказания гос. поддержки; принцип обеспечения невмешательства в творческую деятельность.

Положения закона охватывают следующие области:

  • Памятники истории и культуры — их определение, изучение, защита, восстановление и использование;
  • Жанры искусства , такие как: худ. литература, музыка, кинематограф и фотография, театральное и хореографическое искусство, архитектура, дизайн и др.;
  • Народная культура во всех ее проявлениях: промыслы и ремесла, языки, диалекты, фольклор, традиции и обряды;
  • Творческая самодеятельность ;
  • Коллекционирование и экспонирование ;
  • Издание книг и печатной продукции , их распространение, использование, архивное и библиотечное дело;
  • Теле- и радиовещание в контексте создания и распространения культурных ценностей;
  • Образование в сфере художественных искусств ;
  • Изучение культуры с точки зрения различных наук;
  • Международные обмены (знаниями, произведениями и др);
  • Создание материально-технической базы и иная деятельность, способствующая сохранению, созданию и популяризации культурных ценностей.

Читайте также ФЗ № 161 в последней редакции

Последние поправки

Закон о культуре в последней редакции датируется 5-м декабря 2017 года. Тогда, с выходом закона ФЗ-392 о внесении изменений в отдельные акты РФ по вопросам усовершенствования независимой оценки качества условий оказания услуг , поправку претерпели статьи 36.1 и 36.2.

Большая часть изменений в законе коснулась однотипных формулировок. Словосочетания, в которых присутствовало слово «качество», были дополнены после него словом «условий» (напр., качество условий оказания услуг ).

Отдельные положения статей закона были изложены в новой редакции.

Часть 2 ст. 36.1 гласит, что независимая оценка качества условий оказания услуг проводится на основании следующих критериев:

  • Открытость и доступность информации о проводимых мероприятиях;
  • Комфортность;
  • Доброжелательное и вежливое отношение работников организаций;
  • Удовлетворенность аудитории качеством оказанных услуг;
  • Доступность услуг для людей с физическими ограничениями.

Согласно части 6-ой статьи 36.1 , общественные палаты РФ, субъектов России и муниципальных образований в случае обращения органа исполнительной власти , уполномоченного в области выработки и реализации гос. политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, в течение не более одного месяца должны сформировать общественный совет по проведению независимой оценки качества условий оказания услуг организациями культуры . В состав совета входят представители общественных организаций, уполномоченных в сфере защиты прав и интересов граждан, а также члены объединений инвалидов. Такая проверка может быть проведена в отношении государственных организаций, либо организаций, финансируемых из бюджета.

В части 7-ой той же статьи говорится, что упомянутый выше совет формируется на трехлетний срок не менее, чем из пяти человек. При назначении нового состава сменяется не менее 1/3 членов совета. Действует совет на общественных началах. Представители органов исполнительной власти, местного самоуправления, общественных творческих объединений, руководители и работники организаций, оказывающих услуги в культурной сфере, не могут входить в состав совета по независимой оценке. Однако они могут привлекаться в качестве консультантов. Информация о ходе и результатах деятельности совета должна публиковаться на официальном сайте органа, при котором он был создан.

Статья 36.1 была дополнена частями 17 и 18 , которые гласят, что руководители государственных и муниципальных культурных учреждений, в соответствии с трудовым законодательством России, должны нести ответственность за неисполнение указаний по устранению недостатков, выявленных в результате проведения независимой оценки.

Сведения об эффективности работы руководителя, в том числе о результатах независимой оценки и о выполнении плана по устранению недостатков, вносятся в трудовой договор. Эти результаты учитываются также при оценке эффективности деятельности руководителей исполнительных органов, органов самоуправления и должностных лиц.

Скачать текст закона о культуре РФ

Статья 8 рассмотренного нами закона гласит, что творческая деятельность признается неотъемлемым правом всех россиян, вне зависимости от расового и этнического происхождения, пола, социального и финансового статуса, языковой принадлежности, взглядов на политику и религию, образования, профессии и других факторов.

Чтобы ознакомиться подробнее с порядком реализации такого права, а также нормативной базой в сфере сохранения и развития искусства и творчества, предлагаем (утв. ВС РФ от 09.10.1992 N 3612-1) в актуальной редакции.

Список федеральных законов о культуре

Рассмотренный в настоящей статье закон является базовым, но далеко не единственным в данной области. Творческую сферу прямо или косвенно регулируют десятки законов и подзаконных актов. Ниже приведены наименования и ссылки на скачивание основных таких документов.

  • , которая в статье 44 провозглашает свободу творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни общества, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям;
  • «Об утверждении Основ государственной культурной политики», определяющих важнейшие направления политики государства в данной сфере. Позиционируется как базовый документ, который служит для написания и усовершенствования иных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития России в указанном направлении;
  • от 29 февраля 2016 г. об утверждении Стратегии государственной культурной политики (ГКП) на период до 2030 года . На основе этого документа разрабатываются соответствующие региональные стратегические планы.

Сфера культуры в России: от политики выживания к стратегии опережающего развития Прошло без малого двадцать лет с момента образования Российской Федерации как суверенного государства. Особенно остро его последствия сказались на развитии социально значимых отраслей: образовании здравоохранении культуры. Не взирая на общепринятую риторику о важности культуры и искусства реальная действительность демонстрирует совершенно противоположные тенденции. Во-первых речь идет об узком понимании культуры.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Музычук В.Ю.

Институт экономики РАН

г. Москва

Сфера культуры в России:

от политики выживания к стратегии опережающего развития

Прошло без малого двадцать лет с момента образования Российской Федерации как суверенного государства. Период становления ознаменовался тяжелым социально-экономическим кризисом, охватившим все сферы общественного жизнеустройства. Особенно остро его последствия сказались на развитии социально значимых отраслей: образовании, здравоохранении, культуры.

С распадом СССР Российская Федерация сразу же сдала свои позиции в рейтинге по уровню развития человеческого потенциала (с 33-го места в 1990/1991 гг. (СССР) на 52-е в 1992 г.). В Докладе о развитии человека 2007/2008 России было присвоено 67 место. Несмотря на экономические достижения 2000-х годов, России до сих пор не удалось существенно улучшить качественные характеристики общественного жизнеустройства.

Стратегической целью принятой в конце 2008 г. Концепции долгосрочного развития Российской Федерации (Концепции-2020) является переход на инновационный, социально ориентированный путь развития. Одним из шести основных направлений предпринимаемых преобразований признается развитие человеческого потенциала. При этом основополагающее значение придается развитию науки и образования, отводя культуре исключительно роль обеспечения досуга. Не взирая на общепринятую риторику о важности культуры и искусства, реальная действительность демонстрирует совершенно противоположные тенденции.

Во-первых, речь идет об узком понимании культуры. Культура ассоциируется, как максимум, с системой культурно-досуговых учреждений, как минимум, - с деятельностью представителей творческих профессий. Культура как движущая сила общественной и личностной саморегуляции, как духовный и материальный прогресс человечества во имя качественного совершенствования всех сфер общественного жизнеустройства, к сожалению, не принимается в расчет. Узкоотраслевой взгляд на культуру препятствует ее проникновению в ткань управления обществом.

Во-вторых, низкий правовой и общественный статус культуры порождает невостребованность потенциала культуры в системе государственного устройства. Об этом свидетельствуют ряд обстоятельств: культура не вошла в перечень приоритетных национальных проектов; статья 7 Закона РФ от 09.10.1992 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», гарантирующая обязательность культурных аспектов в государственных программах развития, на практике не работает; упоминание о культуре в ежегодных Обращениях Президента РФ к Федеральному Собранию РФ впервые появилось в тексте Послания только в 2007 году; Концепция-2020 служит ярким доказательством того, что культура не входит в зону ответственности государства; в Программе антикризисных мер Правительства РФ отсутствует как таковой раздел антикризисных мероприятий в сфере культуры; в рамках антикризисных мероприятий по сокращению дефицита государственного бюджета в первую очередь подверглись секвестированию расходы на культуру и искусство. Более того, в соответствии с общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД) услуги учреждений культуры оказались в разделе «Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг», в то время как услуги образования и здравоохранения имеют свои отдельные разделы. В результате, с 2005 г. в Российском статистическом ежегоднике не приводятся данные по средней численности работников культуры и искусства, их среднемесячной заработной плате, а также другие социально-экономические показатели развития отрасли, так как они «размываются» в общей массе «прочих коммунальных, социальных и персональных услуг».

В-третьих, сфера культуры по-прежнему воспринимается как отрасль, функционирование которой обременительно, убыточно для государственного бюджета, поэтому финансово-экономические ведомства предпринимают настойчивые попытки оценить культуру исключительно с точки зрения экономической эффективности и «ввести ее в современные рыночные отношения». Несмотря на увеличение объемов финансирования культуры в последние годы, по величине расходов на культуру в расчете на душу населения в сопоставимых ценах, уровень 1991 г. был преодолен только в 2004 г., а тяжелое наследие прошлого в лице пресловутого остаточного принципа так и не кануло в лету… Проводимые с начала 2000-х годов административная, бюджетная реформы и реформа местного самоуправления только усугубили и без того сложное положение сферы культуры. Предпринятые преобразования проходили на фоне (а во многих случаях и активно способствовали) существенного сокращения сети культурно-досуговых учреждений. В первую очередь, это касается библиотек и культурно-досуговых учреждений, единственных очагов культуры на селе. Шаговая доступность в программных документах финансово-экономических ведомств сменилась транспортной (в условиях российского бездорожья!). На фоне увеличения числа театров и музеев, наметилась устойчивая тенденция к сокращению их посещаемости.

В результате, общественность находится в неведении относительно целей и результатов культурной политики, а также распределения и использования средств. Отсутствие системы мониторинга условий и тенденций культурной жизни свидетельствует о пренебрежении общественным мнением как культурным и политическим механизмом. Несмотря на существующие премии, гранты деятелям культуры, крупнейшие представители творческих профессий не обладают достаточной силой для активного регулирования культурной жизни в стране.

Приобщение к культурным ценностям сводится исключительно к посещению объектов культуры. Но для того чтобы культурные ценности были востребованы, необходимо из поколения в поколение прививать «вкус» к культуре, чтобы она становилась насущной необходимостью в жизни каждого человека. Результаты же социологических опросов Левада-центра свидетельствуют о кардинальных изменениях ценностных ориентиров россиян. В 2007 г. классическая музыка не интересовала 59% опрошенных, 54% признались, что не интересуются поэзией и художественной литературой, 58% - театром, 44% никогда или очень редко читают книги, 37% - читают иногда, от случая к случаю, а из читающей публики каждый четвертый опрошенный отдает предпочтение «женскому» детективу 1 . По опросу ВЦИОМ, 22% россиян никогда не были в театре и только 2% опрошенных посещают театр несколько раз в год. Свое свободное время 60% россиян предпочитают проводить дома за просмотром телевизора или, слушая радио, только 8% ходят в кинотеатры, а 6% - в театры 2 . По данным Левада-Центра, 50% россиян высказались о своей неудовлетворенности возможностями культурного отдыха в месте своего проживания, 18% признались в том, что культурный отдых их не интересует из-за нехватки денег и времени, а также отсутствия желания. 32% опрошенных констатировали, что возможности проведения культурного отдыха в месте их проживания за последние 5-7 лет вовсе не изменились, 10% - отметили некоторое ухудшение, 12% - заявили о существенном ухудшении, а 8% сказали, что такой возможности у них никогда и не было 3 .

Все сказанное свидетельствует о реальном ухудшении доступности культуры для широких слоев населения, что сказывается снижением культурного уровня и глубоким духовным неблагополучием современного российского общества. По сути, на протяжении без малого двадцати лет со времен обретения Россией своей суверенности отечественная культура выживала, как могла. Речь же должна идти о необходимости опережающего развития культуры, о культурном императиве социально-экономического развития, что требует актуализации культурного просвещения , придания ему массового характера, причем не только в рамках популяризации культурного наследия, а, в первую очередь, с целью предотвращения дегуманизации общества, нивелирования духовного начала в жизни людей.

Наступивший мировой финансовый кризис активно способствовал появлению очередного (цикличного по своей сути) всплеска внимания к методам прогнозирования и моделирования социально-экономических процессов, применению волнового подхода к развитию экономики. Цикличность социально-экономического развития приобретает принципиально иное значение применительно к сфере культуры в силу особой специфики культурной деятельности, так как поступательное развитие культуры обусловлено непрерывностью и синхронностью протекания двух равнозначимых процессов:

  • сохранения преемственности развития культуры, передачи накопленных культурных достижений будущим поколениям;
  • эволюционного развития культуры, появления новых форм ее проявления, необходимых для качественного прорыва, обновления всех сфер общественного бытия.

Речь идет, с одной стороны, о поддержании культуры на определенном уровне, недопустимости снижения ее качественных и количественных характеристик, сохранении культурного потенциала общества в целом, с другой стороны, - об инновационном развитии культуры, закладке мегатрендов дальнейшего развития человека и общества. Если сохранение культурных достижений общества должно осуществляться на постоянной основе вне зависимости от фазы экономического цикла, то привнесение новых форм проявления культуры испытывает на себе более ощутимое воздействие со стороны процессов цикличности, так как на нисходящей волне социально-экономического цикла они, как правило, находятся в латентном, скрытом состоянии и приобретают возможности своего реального очертания только с наступлением восходящего тренда.

Поддержание культуры на постоянной основе вне зависимости от фазы социально-экономического цикла обусловлено протеканием демографических процессов, необходимостью сохранения материального и духовного культурного наследия и снижения социальных рисков. Эволюция человечества заключается в непрерывном воспроизводстве человека, так как нарождающееся поколение за поколением нуждается в воспитании, образовании, просвещении ничуть не меньше своих предшественников. Поэтому речь идет не только о сохранении культурных достижений для будущих поколений, но и о необходимости их приобщения к культурным ценностям сегодня и сейчас. Просвещение детского и подрастающего поколения сегодня – это снижение социальных рисков и нивелирование антагонистического потенциала в будущем за счет знакомства с мировой культурой, включенности в единое социокультурное пространство. Именно поэтому поддержание культуры должно стать защищенной статьей бюджета вне зависимости от фазы социально-экономического цикла, и в особенности на его нисходящей волне.

Стадия кризиса является самой сложной для развития экономики в целом, но для культуры она особенно опасна, так как «латание дыр», как показывает практика, происходит за счет сокращения социальных расходов, в том числе на культуру и искусство. Пример России начала 90-х гг. прошлого века, а также начавшийся мировой финансовый кризис служит тому ярким подтверждением. Между тем, обращает на себя внимание опыт США: анализ динамики экономического развития, включая социальный сектор (образование и здравоохранение) демонстрирует, что ни при каких кризисных проявлениях вложения в здоровье и образование не снижались за последние чуть менее четырех десятков лет, начиная с 70-х гг. прошлого века!

Если на восходящей волне экономического цикла государство в поддержке культуры может ограничиться предоставлением социально значимого минимума, восполняя большую часть финансовых вложений за счет альтернативных источников поддержки, то в условиях кризиса последние практически не дееспособны. Государство остается один на один с решением проблем культуры, так как здесь социальная значимость культуры превалирует над индивидуальными предпочтениями спонсоров и меценатов. Необходимость государственной поддержки культуры в условиях кризиса приобретает высокое общественное звучание, так как напрямую затрагивает проблемы национальной безопасности и существования самого государства. На этой стадии ощущается насущная необходимость в патерналистком подходе со стороны государства преимущественно в форме прямого бюджетного финансирования.

Однако не следует недооценивать кризис, так как практика показывает, что пик творческой активности приходится именно на этот период с тем, чтобы при всплеске деловой активности реализовать на практике накопленные творческие достижения. Поэтому антикризисная государственная поддержка культурной деятельности необходима не только для нивелирования последствий накопленных ранее социальных рисков и предотвращения появления новых, но и поддержания творческой активности.

Современная российская действительность такова, что без активной государственной поддержки отечественной культуре с учетом накопленных ранее социальных рисков может быть нанесен невосполнимый урон. Необходимо кардинальным образом менять проводимую ныне политику выживания на стратегию опережающего развития культуры, что невозможно без реального осознания того, что: а). Культура является движущей силой общественной и личностной саморегуляции; б). Культура закладывает мегатренды дальнейшего развития общества; в). Культура – не развлечение.

Стратегия опережающего развития культуры опирается на ряд положений:

  1. Культура должна быть введена в ранг национальных приоритетов (не ограничиваясь форматом нацпроекта).
  2. Развитие культуры требует социокультурной трансформации всех сфер общественного жизнеустройства, а не только проведения организационно-экономических мероприятий в рамках одной отдельно взятой отрасли.
  3. Расходы на культуру являются инвестициями в человеческий потенциал, вложениями в будущее страны.
  4. Развитие культуры как проблематика высокого общественного звучания, а также в силу особой специфики культурной деятельности требует активной государственной поддержки.

1 Общественное мнение – 2007. М.: Левада-Центр, 2007. С. 180-195.

2 Россиянам недосуг. // Труд. 04.06.2008.

3 Общественное мнение – 2007. М.: Левада-Центр, 2007. С. 185.

PAGE 1

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

774. Разработка стратегии выживания Туймазинского ДРСУ ОАО «Башкиравтодор» 67 KB
Анализ - деятельности предприятия. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии в наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия. Разработка стратегии предприятия начинается с определения основных ориентиров предпринимательской деятельности так называемой его философии которая в сочетании с мотивационной идеей определяет основные направления развития предприятия и устанавливает цели фирмы. Важным источником...
13967. Современные тенденции развития народной художественной культуры в России 40.33 KB
Современные тенденции развития народной художественной культуры в России. Промежуточные формы культуры. Актуальность данного исследования состоит в том что вторая или как вариант вторичная жизнь традиции социальное проигрывание разных вариантов включения ее в современный культурный мир и живой обиход повышают роль исторической народной культуры прежде всего художественной в новых обстоятельствах когда общество и человек сталкиваются с неизбежной перспективой многовариантности во всех планах: собственно культурном социальном...
16647. К вопросу о стратегии развития России в условиях мирового финансового кризиса 13.12 KB
В настоящее время со всей остротой снова встал вопрос о направлении стратегического развития России. Определение главной стратегической задачи развития России невозможно без учёта особенностей мирового финансового кризиса поскольку Россия оказалась втянутой в мировую капиталистическую систему в которой действуют глубинные законы приобретающие всеобщий характер. в России больше чем в других крупных странах произошло снижение основных экономических...
16729. Выбор стратегии социально-экономического развития России и механизм ее реализации 13.02 KB
Утверждение что циклы и кризисы являются неизбежным условием развития привело к тому что сегодня на самом высоком государственном уровне будущее видится только через проблему цикличности развития экономики например через ситуацию что с учетом цикличности через 7-10-12-15 лет созреет новая кризисная волна. Вместе с тем канцлер Германии Ангела Меркель на саммите Группы восьми G20 и в Питтсбурге призвала мировых лидеров положить конец цикличности чтобы предотвратить повторение мирового кризиса. В интервью газете The Wll Street Journl...
13094. Теоретико-методологические аспекты развития образования опережающего типа 26.88 KB
Развитие преобразующей направленности мышления как цели и результата образования опережающего типа. Информатизация информационные технологии информационная среда обучения как условия развития опережающего образования. Особенности и перспективы развития Интернетобразования.
11033. Разработка стратегии предпринимательской и кадровой политики 168.21 KB
Перечень вопросов, разрабатываемых студентом: Вопросы касающиеся проблем участия Казахстана в Мировой экономике, разработка стратегий предпринимательской и кадровой политики, мероприятия проводимые государством для того что бы приблизить казахстанскую экономику к готовности принят стратегические разработки кадровой и
16773. Особенности стратегии развития муниципального образования на основе концепции устойчивого развития 14.49 KB
В современных условиях муниципальным органам власти приходится одновременно решать множество разноуровневых и разнонаправленных задач в условиях жесткого лимита времени дефицита ресурсов а также динамично меняющейся как внешней так и внутренней среды. Новая технология муниципального управления состоит в стратегическом планировании муниципального развития. 189-197] В основе стратегии лежит та или иная концепция развития которая...
21738. Оценка кадровой политики в Министерстве культуры Республики Коми 30.81 KB
Общие сведения краткая историческая справка о Министерстве культуры Республики Коми. Анализ численности персонала его структуры динамики использования рабочего времени в Министерстве культуры Республики Коми. Система управления персоналом в Министерстве культуры Республики Коми. Система найма и отбора персонала в Министерстве культуры Республики Коми.
5785. Региональное развитие государственной политики в области физической культуры и спорта 65.31 KB
Отличительные черты государственной политики в области физической культуры и спорта. Современное состояние государственной политики РФ в области физической культуры и спорта. Региональное развитие государственной политики в области физической культуры и спорта. Система физической культуры и спорта в Саратовской области. Концепция развития физической культуры и спорта в Саратовской области.
11379. БЮДЖЕТНОЕ И ВНЕБЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 319 KB
Цель работы изучить бюджетное и внебюджетное финансирование бюджетного учреждения провести анализ работы выявить при этом имеющиеся проблемы и разработать предложения по его совершенствованию. Понятие бюджетного учреждения. Анализ бюджетного и внебюджетного финансирования расходов на примере...
Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.