Внебюджетные средства учреждений состоящих на бюджете. Внебюджетные средства

Внебюджетные средства - денежные ресурсы субъекта бюджетной сферы, которые не учитываются в основной смете (бюджете). Термин используется в макро- и микроэкономике.

На макроэкономическом уровне внебюджетные средства это средства государственных внебюджетных фондов. На микроэкономическом — деньги федеральных, региональных, муниципальных учреждений и организаций, получаемые сверх ассигнований бюджета соответствующего уровня.

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды — финансово-кредитные организации, наделенные статусом юридического лица и функционирующие в масштабах государства или региона. Способы их финансирования и направления расходования средств определяются законом.

Внебюджетные фонды не зависят от бюджетов территорий, на которых они созданы. Имеют собственные источники доходов, в качестве которых часто выступают обязательные целевые взносы предприятий или граждан.

Фонды внебюджетных средств создаются для достижения следующих целей:

  • обеспечения конституционных прав граждан;
  • защиты интересов отдельных групп населения;
  • развития некоторых секторов экономики;
  • удовлетворения общественных нужд.
В отличие от внебюджетных средств предприятий, целевые фонды — это государственные денежные ресурсы. Однако аккумулируются они на специальных счетах. Средства фонда нельзя изъять для выполнения задач, не предусмотренных законом.

В Российской Федерации создано свыше 30 внебюджетных фондов, которые концентрирует около 60% государственных доходов. Наиболее известные целевые фонды:

  • пенсионный;
  • социального страхования;
  • обязательного медицинского страхования;
  • занятости;
  • фонд национального благосостояния.

Внебюджетные средства бюджетных организаций

Бюджетные организации — некоммерческие учреждения. Они создаются для реализации полномочий государственных (региональных, местных) органов власти. Основная деятельность медицинских, образовательных, культурных учреждений финансируется из средств бюджетов разных уровней.

Денежные ресурсы, полученные из других источников, называют внебюджетными средствами. Их можно классифицировать по нескольким группам:

  1. Доходы от оказания платных услуг. Это заработанные учреждением средства от предпринимательской деятельности, если такая деятельность разрешена законом. Данные доходы облагаются налогом на общих основаниях. После уплаты налогов средства используются для финансирования деятельности бюджетного учреждения.
  2. Незаработанные средства. Сюда относятся целевые, благотворительные взносы юридических и физических лиц, доходы по ценным бумагам, добровольные пожертвования, спонсорство. Незаработанные средства остаются в бюджетном учреждении и используются на различные цели.
  3. Депозиты. Деньги, перечисленные бюджетной организации на время. Средства должны быть переданы по назначению или возвращены отправителю (либо в бюджет) по истечении установленного времени. Например, взыскания судебных приставов, стипендии студентов, заработная плата сотрудников.
Хотя средства являются внебюджетными, порядок их получения и распределения регулируется органом власти, которому подконтрольно учреждение. Платные услуги бюджетная организация может оказывать, если приняты правовые акты (законы), разрешающие ведение предпринимательской деятельности. Кроме того, соответствующие положения включаются в Устав учреждения, а распорядитель бюджетных средств должен издать генеральное разрешение с указанием источников и направлений расходования внебюджетных ресурсов.

Бюджетные учреждения помимо ассигнований из соответствующих бюджетов имеют, как правило, и внебюджетные средства. Внебюджетные средства бюджетных учреждений образуются сегодня в основном за счет оказания бюджетными учреждениями платных услуг.

Иногда внебюджетные средства могут образовываться у бюджетного учреждения и по другим основаниям.

Виды и правовой режим внебюджетных средств бюджетных учреждений определены еще Положением, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 г. и Инструкцией Минфина СССР «О порядке планирования, использования и учета внебюджетных средств, а также отчетности по ним» от 12 июня 1981 г.

В соответствии с этой инструкцией внебюджетные средства бюджетных учреждений подразделяются на 4 группы: специальные средства, суммы по поручениям, депозитные суммы, другие внебюджетные средства.

Специальные средства - самая широкая группа внебюджетных средств бюджетных учреждений. Ими являются доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности. Специальные средства имеются, например, у медицинских учреждений, которые помимо своей основной деятельности, финансируемой из бюджета, осуществляют и платные медицинские услуги в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г в редакции Федерального закона от 9 января 1996г. и постановлением Правительства «Об утверждении правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» от 13 января 1996г. Кроме того, такие средства имеются у высших учебных заведений, учреждений культуры и искусства.

Суммы по поручениям - это средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, учреждений и организаций для выполнения определенных поручений. К их числу относятся: суммы, полученные бюджетным учреждением на выплату стипендий студентам и учащимся за счет средств предприятий, направивших их в учебные заведения; суммы, переведенные предприятиями бюджетному учреждению

на выполнение конкретных заданий в соответствии с действующим законодательством.

Депозитные суммы - это средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных учреждений и подлежащие по наступлении определенных условий возврату вносителям или передаче по назначению. К ним относятся денежные средства больных, находящихся на лечении в лечебных учреждениях; денежные средства в виде заработной платы, не полученные работниками в срок и т. д. Депозитные суммы, подлежащие передаче гражданам, хранятся в течение трех лет, предприятиям, организациям и учреждениям (кроме бюджетных учреждений) - в течение одного года, бюджетным учреждениям - до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены.

Другие внебюджетные средства - это средства, не входящие в состав специальных средств, сумм по поручениям и депозитных сумм. К их числу относятся: плата за содержание детей в дошкольных учреждениях; плата за обучение детей в музыкальных школах; плата за пользование общежитиями при высших и средних специальных учебных заведениях; средства, образующие фонд всеобуча для оказания материальной помощи нуждающимся учащимся.

внебюджетные средства

Вопросы для повторения к модулю 5

Определите государственные и муниципальные расходы.

Классифицируйте государственные и муниципальные расходы по разным основаниям.

Что такое финансирование государственных или муниципальных расходов?

Опишите источники финансирования государственных и муниципальных расходов.

Что такое капитальные вложения?

Как осуществляется размещение средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ?

За счет чего формируются средства бюджета развития?

Какие новые явления возникли в порядке финансирования государственных и муниципальных расходов в условиях перехода к рыночной экономике?

Каковы цели создания Российской финансовой корпорации, ее функции?

Кто является объектом сметно-бюджетного финансирования?

Что такое сметно-бюджетное финансирование?

Перечислите виды смет, дайте определение сметы.

Что такое норматив расходов?

Что такое депозитные

суммы и каков их правовой режим?

Внебюджетные средства - денежные ресурсы субъекта бюджетной сферы, которые не учитываются в основной смете (бюджете). Термин используется в макро- и микроэкономике.

На макроэкономическом уровне внебюджетные средства это средства государственных внебюджетных фондов. На микроэкономическом — деньги федеральных, региональных, муниципальных учреждений и организаций, получаемые сверх ассигнований бюджета соответствующего уровня.

Внебюджетные фонды

Внебюджетные фонды — финансово-кредитные организации, наделенные статусом юридического лица и функционирующие в масштабах государства или региона. Способы их финансирования и направления расходования средств определяются законом.

Внебюджетные фонды не зависят от бюджетов территорий, на которых они созданы. Имеют собственные источники доходов, в качестве которых часто выступают обязательные целевые взносы предприятий или граждан.

Фонды внебюджетных средств создаются для достижения следующих целей:

  • обеспечения конституционных прав граждан;
  • защиты интересов отдельных групп населения;
  • развития некоторых секторов экономики;
  • удовлетворения общественных нужд.
В отличие от внебюджетных средств предприятий, целевые фонды — это государственные денежные ресурсы. Однако аккумулируются они на специальных счетах. Средства фонда нельзя изъять для выполнения задач, не предусмотренных законом.

В Российской Федерации создано свыше 30 внебюджетных фондов, которые концентрирует около 60% государственных доходов. Наиболее известные целевые фонды:

  • пенсионный;
  • социального страхования;
  • обязательного медицинского страхования;
  • занятости;
  • фонд национального благосостояния.

Внебюджетные средства бюджетных организаций

Бюджетные организации — некоммерческие учреждения. Они создаются для реализации полномочий государственных (региональных, местных) органов власти. Основная деятельность медицинских, образовательных, культурных учреждений финансируется из средств бюджетов разных уровней.

Денежные ресурсы, полученные из других источников, называют внебюджетными средствами. Их можно классифицировать по нескольким группам:

  1. Доходы от оказания платных услуг. Это заработанные учреждением средства от предпринимательской деятельности, если такая деятельность разрешена законом. Данные доходы облагаются налогом на общих основаниях. После уплаты налогов средства используются для финансирования деятельности бюджетного учреждения.
  2. Незаработанные средства. Сюда относятся целевые, благотворительные взносы юридических и физических лиц, доходы по ценным бумагам, добровольные пожертвования, спонсорство. Незаработанные средства остаются в бюджетном учреждении и используются на различные цели.
  3. Депозиты. Деньги, перечисленные бюджетной организации на время. Средства должны быть переданы по назначению или возвращены отправителю (либо в бюджет) по истечении установленного времени. Например, взыскания судебных приставов, стипендии студентов, заработная плата сотрудников.
Хотя средства являются внебюджетными, порядок их получения и распределения регулируется органом власти, которому подконтрольно учреждение. Платные услуги бюджетная организация может оказывать, если приняты правовые акты (законы), разрешающие ведение предпринимательской деятельности. Кроме того, соответствующие положения включаются в Устав учреждения, а распорядитель бюджетных средств должен издать генеральное разрешение с указанием источников и направлений расходования внебюджетных ресурсов.

С. С. Велижанская заместитель главного бухгалтера ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Свердловской области в Октябрьском и Кировском районе город Екатеринбург»
Журнал «Справочник экономиста» №5 за 2015 год

Распределяем поступившие средства по кодам бюджетной классификации:

  • на заработную плату штатных сотрудников, занимающихся непосредственно бюджетной деятельностью, - КОСГУ 211;
  • на начисление на выплаты по зарплате - КОСГУ 213;
  • на услуги связи - КОСГУ 221;
  • на коммунальные услуги - КОСГУ 223;
  • на аренду за пользование имуществом - КОСГУ 224;
  • на налог на имущество - ЭКР 290.

Одновременно с поступлением субсидий на счет 4.201.11.510 делается запись по Дебету забалансового счета 17.01 (КФО 4).

Проанализируем соответствие кассовых расходов утвержденным плановым назначениям на основе фрагмента Отчета об обязательствах учреждения.

Из этого отчета следует, что плановые назначения (поступившие субсидии) использованы в полном объеме в кассовом исполнении. Обратите внимание: недоиспользованные выделенные средства в конце года надо будет вернуть главному распорядителю. Поэтому надо анализировать и использовать финансирование по назначению и в полном объеме.

Например, в нашем случае на начисления на выплаты по оплате труда профинансировано 2 171 080 руб. Если кассовое исполнение составит меньшую сумму, например 2 141 080 руб., то недоиспользованную сумму 30 000 руб. необходимо будет вернуть главному распорядителю, а тот, в свою очередь, возвратит средства в бюджет. В бюджетном учреждении с этой целью будет оформлена проводка:

Дебет счета 4.304.04.213 Кредит счета 4.201.11.610 - 30 000 руб. - перечислена сумма недоиспользованных средств.

Сметные назначения также должны быть выполнены и в фактическом исполнении в полном объеме, и по целевому назначению в разрезе кодов экономической классификации. Для анализа полноты исполнения плановых назначений в фактическом исполнении расходов воспользуемся данными, представленными в табл. 1.

Таблица 1. Данные для анализа полноты исполнения плановых назначений в фактическом исполнении расходов за 2014, руб.

Наименование расходов

Утверждено плановых назначений по смете

Фактическое исполнение расходов

Недоиспользовано

Заработная плата

Начисления на зарплату

Услуги связи

Коммунальные услуги

Прочие расходы

Итого

11 139 600

11 139 600

Как видим, фактические расходы полностью соответствуют кассовым. В этом заключается особенность ведения бухгалтерского учета по бюджетной деятельности. Финансирование в рамках бюджетных ассигнований выделяется на один год, поэтому оно должно полностью закрываться как в денежном, так и в фактическом исполнении. Что это значит?

1. Начислить и выдать заработную плату сотрудникам в конце года учреждение должно в декабре. Кредиторская задолженность не допускается. Здесь важно предварительно сделать промежуточный расчет оплаты труда и определить, хватает ли выделенных бюджетных средств в рамках полученного финансирования на подстатью 211 КЭК. При планировании составляются тарификационные списки на основании штатного расписания основных сотрудников по бюджету. Если частично при начислении не хватает бюджетных средств, то некоторые выплаты придется начислять и производить за счет внебюджетных заработанных средств.

2. Также анализируем финансирование, выделенное на начисления по оплате труда на подстатью КЭК 213. Страховые взносы надо начислить и полностью перечислить во внебюджетные фонды тоже в декабре. Кредиторская задолженность не допускается.

Используя данные табл. 2, проанализируем фактические расходы.

Таблица 2. Анализ остатка фактических расходов за 11 месяцев 2014 г., руб.

План 2013 г.

Факт за 11 месяцев 2013 г.

Остаток

Фактические расходы

Заработная плата

Начисления на выплаты по оплате труда

Таким образом, за декабрь необходимо начислить заработную плату сотрудникам за счет бюджетных средств в размере 612 035 руб. и начисления на выплаты по оплате труда в размере 184 833 руб. и тем самым выполнить плановые назначения в полном объеме.

3. При работе с поставщиками также следует использовать финансирование в рамках бюджетной классификации, как в кассовом, так и в фактическом исполнении. Так, на подстатью КЭК 223 выделено 274 200 руб. (см. табл. 1). В этой же сумме следует начислить на основании документов и перечислить денежные средства поставщикам за оказанные коммунальные услуги. Остальная сумма за коммунальные услуги оплачивается за счет средств от предпринимательской деятельности. Кредиторская задолженность по бюджетной деятельности не допускается.

Обратите внимание!

Обязательства, принятые бюджетным учреждением, финансируемым из средств федерального бюджета, сверх утвержденных плановых назначений, не оплачиваются.

Обязательства по аренде имущества, коммунальным услугам, которые подлежат исполнению за счет средств федерального бюджета, учитываются в установленном порядке через орган федерального казначейства. При этом в случае нарушения бюджетным учреждением установленного Правительством РФ порядка учета обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета, территориальный орган федерального казначейства вправе приостановить оплату расходов.

Для обеспечения нормальной работы бюджетного учреждения и соблюдения им расчетной дисциплины его финансирование (выделение средств на заработную плату, для расчетов с поставщиками за оказанные услуги, материальные ценности.) должно осуществляться своевременно и непрерывно. Поэтому при анализе финансирования сроки перечисления денежных средств учреждений сопоставляют со сроками отдельных расчетных операций, устанавливают количество, продолжительность и частоту несвоевременного выделения средств.

Кроме того, важно проанализировать и сравнить потребность в бюджетных средствах на основании расчетных данных (то, что учреждение планирует на предстоящий год и закладывает в смете) и фактически утвержденных плановых назначений по смете (табл. 3).

Таблица 3. Анализ обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами за 2014 г., руб.

Распределение расходов

КОСГУ

Запланировано по смете на бюджетную деятельность на основании расчетов

Фактически утверждено и профинанси-
ровано

Недофинанси-
ровано

Заработная плата

Начисление на заработную плату

Прочие выплаты

Услуги связи

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

Прочие услуги

Увеличение стоимости материалов

Прочие расходы

Итого

13 959 600

11 139 600

2 820 000

Из данных табл. 3 следует, что фактически утверждено и получено ассигнований в сумме 11 139 600 руб. при расчетах в потребности бюджетных средств на выполнение государственного задания в сумме 13 959 600 руб., то есть недофинансировано 2 820 000 руб.

Расходы по бюджетному виду деятельности учреждение вынуждено покрывать за счет собственных заработанных средств (предпринимательской деятельности)

Средства, полученные помимо бюджета, проходят по смете внебюджетных средств. Внебюджетными средствами называются доходы, образующиеся в результате деятельности по оказанию платных услуг населению. Доходы, получаемые от предпринимательской деятельности, расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам. В расходной части сметы предусматриваются планируемые расходы по этой деятельности с распределением их по статьям бюджетной классификации.

Задачи анализа исполнения сметы внебюджетных средств:

  • анализ производственных показателей по каждому конкретному внебюджетному средству;
  • анализ соответствия сумм полученных доходов суммам осуществленных расходов;
  • анализ соблюдения сметно-финансовой дисциплины по сметам внебюджетных средств;
  • разработка мероприятий, направленных на повышение эффективности использования средств, а также производственно-хозяйственной деятельности по оказанию платных услуг.

Проанализируем поступление внебюджетных средств за 3 года (табл. 4).

Таблица 4. Анализ источников поступления внебюджетных средств за 3 года, руб.

Показатель

2012 г .

2013 г .

2014 г .

Доходы от оказания платных услуг

Иные прочие доходы

Итого

16 980 300,00

17 566 160,00

18 146 157,42

Из таблицы 4 следует, что основным источником поступления внебюджетных средств является оплата за санитарно-эпидемиологические услуги по договорам с юридическими и физическими лицами на платной основе. Доходы планируются по смете внебюджетных средств на основании установленных норм обследования, тарифов и расценок по каждому виду услуг, по подразделениям и по учреждению в целом. При планировании доходов следует уделять внимание четкости планирования по направлениям исследований. Сумма доходов зависит от объема и номенклатуры услуг. Следовательно, если возникла необходимость в увеличении доходов (при недофинансировании бюджетными средствами), учреждение должно нарастить объем выполняемых платных услуг и расширить их номенклатуру (например, внедряя новые методики обследований).

С учетом вышесказанного очень важен оперативный анализ поступления денежных средств по оказанию платных услуг на лицевой счет в органе Федерального казначейства . В ежедневном режиме следует отслеживать зачисление денежных средств от заказчиков по кодам дохода.

Обратите внимание!

Если плательщик не указал код дохода 00000000000000000130 для зачисления денежных средств, такие поступления казначейство отнесет на неклассифицированные доходы 00000000000000000180 как прочие доходы без права расходования этих средств .

Поэтому учреждение в ежедневном режиме должно делать уведомления, в которых подтверждается код дохода 00000000000000000130, в СУФД . Казначейство после уточнения зачисляет прочие доходы на классифицированные с правом расходования.

Еженедельно анализируются и сопоставляются с планом доходов поступления денежных средств от клиентов за оказанные услуги по структурным подразделениям. Для этого в программе 1С: 8.2 необходимо сформировать реестр выписанных счетов по каждому отделу (структурному подразделению) - задать определенный период и выбрать оплату счетов и реализацию за этот период. Сформированный файл по задолженности сохраняем в программе Excel и передаем в структурные подразделения. В этом реестре видно состояние счета - оплачен он или нет, выполнена работа по этому счету или нет.

Данный реестр позволяет проанализировать, с одной стороны, задолженность заказчиков - клиентов учреждения по оплате за уже оказанные санитарно-эпидемиологические услуги, с другой стороны - задолженность учреждения перед клиентами, если клиенты уже произвели оплату, а работа еще не выполнена. Такой оперативный анализ позволяет эффективно контролировать дебиторскую и кредиторскую задолженность при работе с заказчиками, соответственно, своевременно взыскивать оплату денежных средств за уже выполненные работы. При этом, безусловно, необходимо вовремя выполнять оплаченные услуги, работы.

Так как учреждение использует в учетной политике метод начисления, то доходы формируются не по оплате, а по выполненным работам, что подтверждается актом выполненных работ, подписанным в двухстороннем порядке. Доходы учитываются на счете 2.401.10.130.

Анализ фактических расходов включает:

  • сопоставление фактических расходов в разрезе кодов бюджетной экономической классификации со сметными назначениями, при необходимости - своевременную корректировку внебюджетной сметы и ее дальнейшее утверждение;
  • контроль использования расходов строго по целевому назначению. Например, для оплаты коммунальных услуг денежные средства должны использоваться по коду экономической классификации 223 в рамках сметных назначений;
  • сопоставление расходов учреждения с его доходами, так как основным условием финансовой устойчивости является превышение доходов над расходами, правильное распределение доходов и рациональное использование денежных средств;
  • сопоставление фактических расходов с кассовыми расходами по статьям и подстатьям бюджетной экономической классификации и обоснованность их расхождения.

Используя данные, представленные в табл. 5, сопоставим доходы учреждения с его фактическими расходами.

Таблица 5. Анализ исполнения сметных назначений (фактические расходы по предпринимательской деятельности) за 2014 г., руб.

Распределение расходов

КОСГУ

Запланировано по смете на предпринима-
тельскую деятельность на основании расчетов

Фактические расходы по предпринима-
тельской деятельности

Отклонение

Заработная плата

Начисления на заработную плату

Прочие выплаты

Услуги связи

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

Аренда за пользование имуществом

Прочие услуги

Пенсии, пособия

Расходы на амортизацию

Списание материалов

Прочие расходы

Итого

17 341 717,70

16 083 462,42

1 258 255,28

В бухгалтерском учете превышение доходов над расходами составляет за 2014 г.:

18 146 157,42 руб. (см. табл. 4) – 16 083 462,42 руб. = 2 062 695 руб.

Расходы для уплаты налога на прибыль составят 15 948 230,42 руб., отсюда налог на прибыль за год - 439 585,40 руб. (табл. 6 и 7 соответственно).

Один из важных показателей экономический эффективности при анализе финансовой деятельности организации - рентабельность . Для численной оценки применяют коэффициент рентабельности .

Определим рентабельность продукции для нашего примера (для этого чистую прибыль делим на себестоимость, результат умножаем на 100 %):

(2 197 927,00 руб. – 439 585,40 руб.) / 15 948 230,42 руб. x 100 % = 11,02 %.

По учреждениям здравоохранения примерная норма рентабельности по статистическим данным составляет 9–15 %. Как видим, рассматриваемое учреждение соответствует этим требованиям.

В процессе анализа необходимо обратить внимание на соотношение доходов и расходов. При перевыполнении плана по доходам при тех же фактических расходах учреждения целесообразно эти средства потратить в течение финансового года на приобретение основных средств (приборов, лабораторного оборудования) взамен старых и морально устаревших (обратите внимание: если их стоимость будет до 40 000 руб. за единицу, тогда эта сумма сразу будет отнесена на фактические расходы). Целесообразно также в течение года сделать ремонт помещений, нуждающихся в этом, - эти затраты также будут отнесены на фактические расходы. Таким образом будет уменьшена налогооблагаемая база по налогу на прибыль.

По предпринимательской деятельности надо сопоставить кассовые расходы со сметными назначениями (пример представлен в табл. 8). Кассовое исполнение сметных назначений - это выдача денег с лицевого счета. Если расходы по какой-то подстатье превысят плановые назначения, то казначейство кассовую заявку по этой подстатье не пропустит, то есть факт не должен быть больше плана.

Таблица 8. Анализ плановых сметных назначений в кассовом исполнении за 2014 г. (предпринимательская деятельность, руб.)

Наименование показателя

Код строки

Код вида расходов (выбытий)

Утверждено плановых назначений на 2014 г.

Принято

Исполнено денежных обязательств

Не исполнено

расходных обязательств

денежных обязательств

принятых расходных обязательств

принятых денежных обязательств

всего

всего

из них сверх утвержденных плановых назначений

1. Обязательства по расходам (выплатам), всего

Заработная плата

Прочие выплаты

Начисления на зарплату

Услуги связи

Транспортные услуги

Коммунальные услуги

Работы, услуги по содержанию имущества

Прочие работы, услуги

Пенсии, пособия

Прочие расходы

Увеличение стоимости основных средств

Увеличение стоимости материальных запасов

Итого

18 293 876

18 293 872,6

18 227 716,5

18 227 716,50

66 156,10

Из таблицы следует, что расходы, запланированные по смете, соответствуют кассовым расходам. В течение финансового года смету по предпринимательской деятельности можно скорректировать, главное - не забыть утвердить у главного распорядителя.

Кассовые расходы - это выплаты денежной наличностью или путем безналичных перечислений в виде кассовых заявок через лицевой счет в Органе федерального казначейства. Задача учета кассовых расходов - это контроль над целевым расходованием средств согласно сметным назначениям. Учет кассовых расходов ведется по кодам экономической классификации, поэтому в первичных документах на списание денег с лицевого счета надо указывать код расхода. Если при формировании заявки на кассовый расход была допущена ошибка (неверно указан код экономической классификации), необходимо отправить уведомление в СУФД, указав перенос с неверного кода на правильный.

Кассовые расходы надо соотносить с фактическими расходами, выявлять причины отклонения. Например, в случае если заработная плата начислена, но еще не выдана, фактические расходы будут больше кассовых расходов; учреждение произвело оплату за материалы (химические реактивы), реактивы получены, поставлены на учет, но пока не израсходованы - здесь кассовые расходы больше фактических.

Кассовый метод - это отражение доходов и расходов в момент получения денежных средств. Фактические расходы отражаются в момент их определения, это расходы, подтвержденные первичными документами. Восстановление кассовых расходов за прошлый год отражается в бухгалтерском учете как получение дохода.

Кроме того, в целях организации финансов бюджетного учреждения важно анализировать состояние лицевого счета, поступление денежных средств (как бюджетных, так и внебюджетных), не допускать кассовых разрывов. Денежные средства поступают на единый лицевой счет в органе федерального казначейства, поэтому остаток средств на конец дня (месяца) по бюджетной и по предпринимательской деятельности надо анализировать раздельно , формируя оборотно-сальдовые ведомости по счетам 4.201.11.510 и 2.201.11.510 соответственно. Анализ состояния лицевого счета позволит избежать проблем, связанных с обеспечением денежными средствами на выплату заработной платы, перечислением налогов и страховых взносов во внебюджетные фонды, приобретением материальных запасов, оплатой коммунальных услуг и прочих расходов учреждения.

КОСГУ - Классификация операций сектора государственного управления.

СУФД - система удаленного финансового документооборота, в которой клиенты проводят операции с документами в реальном времени, с подтверждением статуса их обработки.

Учреждениям и организациям бюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования еще в условиях плановой экономики разрешалось иметь источники доходов, существовавшие вне бюджета . Они назывались внебюджетными и строго регулировались законодательством.

В современных условиях внебюджетные средства приобрели исключительно важное значение. Их понятие значительно расширилось. Внебюджетные средства можно условно классифицировать по группам. Главным критерием такой классификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств - заработанные доходы и незаработанные доходы. Такое деление признается в большинстве развитых стран.

К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальные средства, полученные не от основной ее деятельности, но связанные с ней.

Незаработанные доходы - это средства бюджетного учреждения, не связанные с результатами его труда и не подлежащие возврату. К ним можно отнести:

  • доходы от ценных бумаг (акций, облигаций , векселей и др.) в виде дивидендов и процентов;
  • добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридических и физических лиц (спонсоров);
  • взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общественных и других организаций.

К данной категории доходов можно также причислить передачу материально-технических средств от юридического лица бюджетной организации, например, вследствие ликвидации или реорганизации.

Основными доходами все же являются специальные средства. По источникам образования они крайне разнообразны. Значительная их часть создается:

  • от использования принадлежащего организации имущества , зданий, оборудования;
  • от эксплуатации транспорта;
  • от производственной деятельности учебно-вспомогательных подсобных предприятий и хозяйств, лечебно-трудовых мастерских (от работы больных, находящихся на излечении).

К специальным средствам относится также плата:

  • за повышение квалификации, переподготовку кадров;
  • за различные платные курсы (игра на музыкальных инструментах, изучение иностранных языков и др.).

Немалую роль в образовании специальных средств играют различные платные услуги , оказываемые учреждениями (научные, юридические, информационные и т.п.), проведение экспертиз (медицинских, бухгалтерских, криминалистических).

Специальные средства должны иметь целевой порядок расходования, т.е. использоваться на те объекты, с которых получены доходы:

  • на содержание и ремонт зданий, транспорта;
  • расширение и совершенствование учебных мастерских;
  • улучшение питания и культурно-бытового обслуживания больных и т.д.

По каждому виду специальных средств бюджетное учреждение составляет отдельные сметы. Порядок составления, утверждения и исполнения таких смет в целом соответствует сметному процессу бюджетного финансирования. Эти сметы действуют с 1 января по 31 декабря. Теперь для всех смет - бюджетных и специальных - существует один порядок: все не израсходованные к концу финансового года средства бюджетной организации остаются в ее распоряжении на следующий год.

К внебюджетным средствам относятся депозиты. Они представляют собой суммы денежных средств , временно поступающие в распоряжение бюджетных организаций и при наступлении определенных условий подлежащие возврату или зачислению по принадлежности. К этим средствам относятся: своевременно не полученные заработная плата и стипендии студентов; суммы, получаемые судебными исполнителями при исполнении судебных решений; средства больных, которые могут находиться на депозитных счетах лечебных учреждений.

Депозитные суммы находятся на счетах бюджетных организаций до определенного срока : для передачи физическим лицам - три года; юридическим лицам - один год; бюджетным организациям - до 31 декабря того года, в котором эти суммы были внесены, а суммы, внесенные на депозит по нерешенным судебным делам, хранятся до 31 декабря того года, в котором суд вынес решение по существу. По истечении указанных сроков невостребованные суммы перечисляются в доходы соответствующего бюджета.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.