Трансфертное ценообразование в банках скачать материалы. Трансфертное ценообразование в банке

Главным элементом формирования внутренней информации о доходности коммерческой деятельности (в целом по банку, по центрам прибыли, продуктами (услугами) и их группами, клиентами и их группами) является система трансфертного ценообразования, в которой расчет процентной маржи по центрам прибыли, продуктами (услугами) (или группам продуктов (услуг)), создаваемых в рамках как активных, так и пассивных операций, происходит на основании финансирования, уравновешенного по сроку.

Трансфертное ценообразование - процесс формирования структуры трансфертных цен банка.

Трансфертная цена (трансфертная ставка) - внутренняя ставка, устанавливаемая с учетом рыночных индикаторов и используется для распределения доходов и расходов между направлениями управления во всех структурных подразделениях одного банка. Трансфертная цена выражается в виде годовой процентной ставки.

С помощью системы трансфертного ценообразования осуществляется анализ по объектам управления, а также передается процентный, валютный, другие рыночные риски и риск ликвидности от центров прибыли, осуществляющих коммерческую деятельность, в центры прибыли казначейства, осуществляющих деятельность по управлению активами и пассивами.

Систему трансфертного ценообразования целесообразно применять в пределах брутто-подхода.

Брутто-подход предполагает условную продажу каждым центром ответственности коммерческой деятельности всех привлеченных им средств центра прибыли по управлению трансфертными (внутренними) средствами и условную покупку у этого центра прибыли всего объема средств, необходимых для размещения, с использованием трансфертных цен, которые должны устанавливаться Комитетом по управлению пассивами и активами по валютам и срокам погашения соответствующих активов и пассивов с учетом рыночных индикаторов.

Использование системы трансфертного ценообразования обеспечивает корректный анализ финансового результата по центрам прибыли, предоставляет возможность банку рассчитывать чистую процентную маржу как по активным, так и по пассивным продуктами (услугами) (группам продуктов (услуг)) на объективной основе.

Трансфертная цена для каждого отдельного продукта (услуги) должно фиксироваться в момент его создания (или предоставления конечном (внешнем) клиенту, или получения от такого клиента) и оставаться неизменной в течение всего срока действия настоящего продукта (услуги), за исключением продуктов (услуг) плавающими ставками, где трансфертная ставка пересматривается во время просмотра клиентской (номинальной) ставки.

Центры прибыли, относящихся к торговой деятельности, осуществляющих операции (создают продукты и услуги) на внешних относительно банка рынках в пределах лимитов, установленных Комитетом по управлению пассивами и активами.

Средства для проведения торговых операций центры прибыли торговой деятельности продают или покупают в центре прибыли деятельности по управлению активами и пассивами, который осуществляет управление ликвидностью, на основании внутреннего дилинга. С этой целью казначейство устанавливает соответствующие цены.

Внутренние дилинговые цены для торговой деятельности могут устанавливаться с учетом заложения дополнительной маржи для финансирования управления риском ликвидности, которое осуществляется соответствующими центрами прибыли деятельности по управлению активами и пассивами.

Центры ответственности, осуществляющих деятельность по управлению активами и пассивами, проводят операции с внутренней (условной) купли-продажи средств (для коммерческой деятельности) и внутреннего дилинга (для торговой деятельности), операции на открытых рынках с целью управления активами и пассивами, в том числе с целью управления ликвидностью, а также операции, связанные с инвестиционной и финансовой деятельностью.

Расчет доходности и эффективности работы центров прибыли, осуществляющих деятельность по управлению активами и пассивами, определяется с использованием системы трансфертного ценообразования.

Доходность центров прибыли деятельности по управлению активами и пассивами может устанавливаться на уровне безубыточности.

Комитет по управлению пассивами и активами, в соответствии с принятыми политик и процедур, утверждает трансфертные цены для центров прибыли коммерческой деятельности и внутренние дилинговые цены для центров прибыли торговой деятельности, учитывая потребности управления ликвидностью и управления процентным, валютным и другими рыночными рисками коммерческой деятельности.

Трансфертные цены для коммерческой деятельности обычно рассчитываются финансовой службой, а для торговой деятельности - казначейством в момент покупки - продажи ресурсов с учетом целей управления ликвидностью и управления активами и пассивами, а также в соответствии с политикой и процедурами, установленными Комитетом по управлению пассивами и активами.

Рыночным ориентиром установления трансфертных цен могут быть ставки по операциям по купле - продаже ресурсов на межбанковском рынке, учетная ставка Национального банка, ставки по операциям по размещению ОВГЗ на первичном или вторичном рынке и тому подобное.

Лучшим методом установления трансфертных цен есть методы, ориентированные на рыночные индикаторы.

Трансфертные цены целесообразно дифференцировать по срокам, валютой продукта или услуги, другими факторами.

Некоторые однородные продукты (услуги) могут группироваться. В таком случае трансфертная цена применяется в соответствии с группой (пула) продуктов (услуг).

Трансфертная цена может устанавливаться таким образом, чтобы распределять процентную маржу между определенным центром прибыли и центром прибыли деятельности по управлению активами и пассивами казначейства. С этой целью может выделяться коммерческая маржа и маржа, связанная с несоответствием сроков, ставок и валют активов и пассивов (трансфертная маржа).

Коммерческая маржа - это разница между трансфертной ценой определенного продукта (услуги) и соответствующей ценой этого продукта (услуги) для клиента.

Трансфертная маржа - это маржа деятельности по управлению активами и пассивами, которая рассчитывается как разница между трансфертными ценами условно приобретенных и проданных ресурсов определенного типа (по валюте, сроком погашения).

Процедуры трансфертного ценообразования включаются в прикладных программных продуктов. Трансфертные ставки должны регистрироваться и храниться с момента создания продукта или услуги (счета, остатке или контракта). После этого система должна начислять трансфертные (внутренние) доходы (расходы) на регулярной основе (целесообразно ежедневно) и делать расчет процентной маржи для продукта или услуги.

Комитетом по управлению пассивами и активами устанавливаются соответствующие лимиты для центров ответственности торговой деятельности, а также лимиты ликвидности и другие внутренние лимиты в зависимости от принципов управления рисками, цели, стратегии деятельности банка и других факторов.

Если в структуре деятельности по управлению активами и пассивами выделяется отдельный центр прибыли для управления инвестициями в основные средства и нематериальные активы (долгосрочные активы), на него условно относятся все долгосрочные активы банка. В дальнейшем эти активы распределяются между всеми центрами ответственности путем условного их продажи (финансового лизинга) по специальным трансфертными ценами.

Контрольные вопросы к главе 7

1. Сущность и структура ценовой политика коммерческого банка.

2. Основные этапы разработки ценовой политики коммерческого в банке.

3. Ценообразование на основе этапов жизненного цикла банковского продукта или услуги.

4. Ценовые и неценовые факторы спроса на банковские продукты и услуги.

5. Эластичность спроса на банковские продукты и услуги, ее практическое применение в процессе ценообразования.

6. Факторы влияния на эластичность спроса на банковские продукты и услуги.

7. Зависимость между уровнем цены банковского продукта (услуги) и общим доходом коммерческого банка от его (ее) реализации на различных интервалах ценовой эластичности спроса.

8. Методика оценки увеличения спроса на банковский продукт или услугу при снижении цены.

9. Традиционные методы ценообразования.

10. Сущность и цель ценовой дискриминации.

11. Процесс разработки мероприятий ценовой политики коммерческого банка.

12. Показатели недоопрацьованости ценовой политики.

13. Значение неценовой конкуренции в банковском секторе.

14. Алгоритм формирования цен на банковские продукты и услуги.

15. расходов коммерческого банка.

16. Система коэффициентов оценки уровня расходов коммерческого банка.

17. Способы снижения риска при формировании цены банковских продуктов и услуг.

18. Структура цены кредитных продуктов.

19. Расчет эффективной процентной ставки.

20. ценовой политики коммерческих банков по депозитным продуктам.

21. Себестоимость банковских продуктов и услуг.

22. Метод функционально-стоимостного анализа.

23. Система трансфертного ценообразования.

24. Брутто-подход в системе трансфертного ценообразования.

Цена на товары и услуги может определяться различными способами. Один из этих способов – трансфертное ценообразование (ТЦ). Рассмотрим все его особенности.

Что собой представляет трансфертное ценообразование?

Трансфертное ценообразование – это установление стоимости на основании внутрифирменных цен. Они могут отличаться от рыночных. Главное преимущество этого способа – максимальное уменьшение налогов компании. Суть его заключается в том, что происходит трансфер общей прибыли в пользу фирм, располагающихся в странах с минимальной налоговой нагрузкой. Установление трансфертных цен отличается следующими преимуществами:

  • Распределением сфер влияния между разными филиалами компаниями.
  • Выводом средств, заработанных дочерними фирмами, из государств с ограничениями на вывод капитала.
  • Захватом большей части рынка посредством искусственного уменьшения стоимости продукции.

Трансфертное ценообразование актуально не только для крупных холдингов, но и представителей малого и среднего бизнеса. Уменьшение налогообложения и, как следствие, увеличение прибыли достигается совершенно законными путями. Конечная стоимость образуется на основании субъективных свойств объекта.

Регулирование трансфертных цен

Первые законы, касающиеся трансфертного ценообразования, были приняты в США более полувека назад. В 90-х годах появились соответствующие международные нормы. В России законы были приняты только в 2012 году. Трансфертное ценообразование регулируется главой 6.1 НК РФ, а также статьями 20 и 40 НК РФ. В нормативных актах перечислены ситуации, при которых налоговые службы имеют право проверять установленные компанией цены. Рассмотрим цели регулирования ценообразования:

  • Создание препятствий по искусственному занижению прибыли, получаемой компанией.
  • Исключение преград для фирм, которые являются добросовестными налогоплательщиками.

Законы РФ основаны на международном опыте. В частности, действует важный принцип: сравнение стоимости, установленной взаимозависимыми фирмами, с ценами, которые были бы сформированы независимыми компаниями.

В каком случае трансфертное ценообразование будет контролироваться?

Дополнительный контроль вводится относительно сделок, отличающихся следующими характеристиками:

  • Операции между сторонами, которые зависят друг от друга (в том числе с участием сторонника).
  • Операции между российскими фирмами и представительствами других стран.
  • Сделки, совершаемые на внешнем рынке с биржевой продукцией (к ней относятся, к примеру, металлы). Дополнительная проверка осуществляется только тогда, когда годовая выручка фирмы превышает 60 млн рублей.
  • Один из контрагентов находится в зоне со льготным налогообложением.
  • Для одного из контрагентов действует налоговая ставка 0%.
  • Сделка осуществляется с участием субъекта, который добывает природные ресурсы и перечисляет средства в казну НДПИ.
  • Операции между сестринскими фирмами, если доля их участия в головной фирме равна 25% и более.
  • Сделки между субъектом и его гендиректором.
  • Операции между предприятиями, гендиректор в которых – это один и тот же человек.

Могут существовать и другие основания для проверок. Однако все они должны подтверждаться законом. Контроль осуществляется только тогда, когда сумма сделки превышает определенный уровень. Как правило, это 60-100 млн рублей.

В каких случаях контроля не будет?

Перечень сделок, в отношении которых не выполняется дополнительный контроль, определен статьей 104.4 НК РФ:

  • Операции, выполненные представителями консолидированной группы, которые соответствуют законам РФ.
  • Сделки, совершаемые между лицами с юридическими адресами в рамках одного региона.
  • Операции между предприятиями, у которых нет обособленных подразделений в иных субъектах страны или других государствах.
  • Операции между сторонами, которые уплачивают налог в бюджет одного и того же региона.
  • У одной из сторон отсутствуют убытки за предыдущий период, которые сокращают налоговую нагрузку.
  • Ни один из участников не перешел на специальный режим налогообложения.

Нормативными актами предполагается, что стоимость сделок между независимыми фирмами является априори .

Кто является взаимосвязанными лицами в рамках трансфертного ценообразования?

ТЦ предполагает расчет стоимости на основании цен, установленных между взаимозависимыми лицами. Но что понимается под взаимозависимыми лицами? Это компании, которые могут воздействовать на финансовые показатели друг друга. На такие фирмы обращается особый контроль со стороны налоговых органов, так как они имеют возможности для снижения фискальной нагрузки и выведения прибыли из-под обложения налогами.

Взаимосвязанные лица могут воздействовать на следующие показатели друг друга:

  • Стоимость сделок.
  • Размеры дохода и прибыли.
  • Иные экономические параметры.

Взаимосвязанность лиц определяется по следующим принципам:

  • Прямое или косвенное участие ФЛ или ЮЛ в капитале компании, составляющее не меньше 25%.
  • Родственная связь между ФЛ.
  • Наличие должностной подчиненности.

Если присутствуют прочие признаки взаимосвязанности, налоговый органы вправе обратиться в суд и установить их. Признаки могут быть признаны компаниями в добровольном порядке.

Обязанности участников трансфертного ценообразования

На компании, формирующие трансфертные цены, возлагаются следующие обязанности:

  • Ежегодное направление в ФНС о сделках, подлежащих дополнительному контролю. Уведомление нужно направить до 20 мая следующего периода.
  • По запросу налоговых органов компания должна предоставить все документы по совершаемой сделке.

Компанию могут в любой момент проверить на предмет объективности ценообразования.

Методы трансфертного ценообразования

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен считается приоритетным. То есть он может использоваться во всех случаях, исключая ситуации с наличием законных ограничений. Суть его состоит в установлении стоимости на основании цен на аналогичные объекты. Актуален этот метод только в том случае, если есть информация из открытых источников о ценах на идентичную продукцию. Рассмотрим ситуации, в которых метод СРЦ использовать необходимо:

  • Сделка с контрагентом, условия которой идентичны условиям внутренних сделок, производимых субъектом.
  • Выдача займа.
  • Разработка товарного знака.
  • Операции с продукцией, по которой есть биржевые котировки или прочие статистические данные.

Во всех этих случаях можно найти сведения о ценах на объекты, которые сопоставимы с реализуемым объектом.

Метод цены последующей продажи и затратный метод

Принцип применения способа цены последующей продажи и затратного метода кроется в том, что в этом случае происходит сопоставление рыночного интервала рентабельности независимых лиц с валовой рентабельностью, приобретенной вследствие сделки с лицом, которое зависит от компании.

К примеру, компания закупает продукцию у взаимозависимого лица и продает ее в дальнейшем независимому лицу. В этой ситуации актуален метод цены последующей реализации. В его рамках проверяется получение дистрибьютором валовой рентабельности (ВР), объективность закупочных цен. Полученное значение нужно сравнить с ВР независимых дистрибьюторов. Если ВР в рамках сделки находится внутри рыночного интервала, закупочная стоимость признается рыночной.

Затратный метод подразумевает анализ не закупочных цен, а стоимостей при продаже. Нужно сравнить ВР трат с рыночным интервалом независимых лиц.

Перечисленные методы применяются достаточно редко. Связано это с тем, что компании достаточно сложно отыскать данные о ВР независимых лиц. Кроме того, сравниваемые сделки должны быть сопоставимыми.

Метод сопоставимой рентабельности

Метод сопоставимой рентабельности является довольно популярным. В его рамках во внимание принимаются параметры операционной рентабельности. Рассмотрим этапы применения метода:

  1. Проведение функционального анализа.
  2. Выбор участника, который будет тестироваться.
  3. Подбор финансового показателя.
  4. Поиск источника получения данных.
  5. Поиск компаний, показатели которых являются сопоставимыми.
  6. Определение рыночного интервала рентабельности.
  7. Сравнение рентабельности тестируемого участника с рыночным интервалом.

Рассмотрим пример. Компания занимается оптовыми закупками. То есть нужно отыскать организации, которые также специализируются на оптовых закупках. Затем из полученного перечня исключаются компании, информации о которых нет в открытом доступе. После этого определяется рыночный интервал. После этого сравнивается рентабельность субъекта с рентабельностью сопоставимых организаций.

ВАЖНО! Метод будет актуальным в том случае, если отсутствует вся полнота данных для применения вышеприведенных методов.

Метод распределения прибыли

Данный способ применяется крайне редко. Связано это с тем, что он очень сложен. Суть его заключается в перераспределении прибыли всех участников операции пропорционально функциям, которые ими исполнялись. При распределении можно ориентироваться на особенности распределения между независимыми участниками в рамках сопоставимой сделки.

Источники получения сведений

ТЦ предполагает использование определенного перечня данных. Нужные сведения можно брать из таких источников, как:

  • Данные о ценах фондовых и товарных бирж.
  • Таможенная статистика.
  • Информация, размещенная на государственных ресурсах.
  • Сведения, полученные информационно-ценовыми организациями.
  • Данные о сопоставимых операциях, уже проведенных субъектами.
  • Финансовая и статистическая отчетность.
  • Заключение, полученное от независимых оценщиков.

Также предприятие имеет право использовать прочую информацию, которая нужна для адекватного ценообразования.

ВНИМАНИЕ! Используемые источники должны быть проверяемыми. Требуется это для обеспечения возможности проверки адекватности ТЦ.

Основные задачи управления трансфертным ценообразованием

Управлением ТЦ занимается налоговая служба. Управление необходимо для решения следующих задач:

  • Обеспечение работы по проверке установленных цен со стороны местных налоговых органов.
  • Анализ и оценка процессов, происходящих на рынке.
  • Контроль над соблюдением закона страны.
  • Рассмотрение заявлений, касающихся соглашений о ценообразовании.
  • Формирование предложений по улучшению законодательства в рассмотренной области.
  • Информирование предприятий о нововведениях.
  • Обеспечение стабильной работы контролирующих органов.

Налоговые органы вправе совершать проверку компаний, запрашивать необходимые документы. На основании совершенной проверки выписываются штрафы.

Необходимые документы

Предприятие должно вести документацию по ТЦ тогда, когда сумма ее доходов от сделок с одним и тем же участником составляет более 100 млн рублей. Форма документов законом не установлена, однако бумаги обязательно должны содержать следующие сведения:

  • Деятельность участников сделок, которые контролируются.
  • Перечень участников операций.
  • Сведения об операции: условия, выбранный метод ценообразования, сроки поступления платежей.
  • Информация об участниках сделки: их функции, имеющиеся риски.
  • Разъяснение выбора способа формирования цены.
  • Ссылки на источники данных, примененные при ценообразовании.
  • Данные о доходах и расходах по операции.
  • Данные о проведенных корректировках размера налога.

Документы должны содержать информацию, которая могла повлиять на ценообразование в рамках сделки.

ВНИМАНИЕ! Налоговая служба имеет право затребовать у компании документацию по трансфертному ценообразованию. Документы нужно подать в службу в течение месяца с момента запроса.

Отчетность

Новые правила обязывают компанию сдавать отчетность по осуществленным операциям в налоговую службу только в том случае, если доход по операции составил более 100 миллионов рублей. Сдавать документацию нужно не позже 20 мая последующего года. В документе нужно обязательно указать следующие сведения:

  • Предмет операции.
  • Информацию об участниках сделки.
  • Данные о доходах, возникших в результате операции.

Налоговые службы вправе проверять верность ТЦ. Нужно это для контроля оплаты налога в полном размере.

ВНИМАНИЕ! Бремя доказательства адекватности трансфертных цен несут налоговые органы, а не компания. То есть налоговая служба не может обязать предприятие доказывать обоснованность ТЦ.

Юридическая ответственность компании

Если в рамках проверки обнаружится несоответствие установленных цен рыночным, налоговые службы могут обязать компанию доплатить налог с учетом исполненной сделки. На фирму также может быть наложен определенный штраф. Если несоответствие обнаружено за 2014-2016 год, штраф составит 20% от суммы невыплаченного налога, за 2017 год – до 40%. Для установления штрафа правонарушение предприятия должно быть доказано. Для этого могут использоваться документы организации и прочие источники.

С 2016 года ужесточился контроль за трансфертным ценообразованием – сделками, по которым цены устанавливаются ниже или выше рыночных. Что нужно знать бизнесу о работе в новых условиях, рассказывает директор и учредитель компании «БелАудитАльянс» Елена Жугер.

В Беларуси есть разные схемы построения бизнеса. Стандартным стало построение сети дочерних компаний с тем же видом деятельности, но с льготными условиями - например, с применением УСН в малых городах, созданием компаний-резидентов СЭЗ и ПВТ, использованием такой формы как ИП.

Учредителями и руководителями таких бизнесов становятся жены, дети, братья и сестры, другие родственники и иные подконтрольные лица. В таких случаях компании продают друг другу товар или услугу по более выгодной цене либо другой цене, отличной от рыночной. Это позволяет перераспределять общую прибыль и платить по ней налоги по более низким ставкам или совсем не платить.


Вновь введенные нормы Налогового кодекса в области трансфертного ценообразования при здоровом желании платить меньше налогов обязывают налогоплательщиков действовать в рамках установленных правил. Желание «пойти в обход» или не соблюдать нормы (авось не найдут) могут быть чреваты серьезными финансовыми потерями для бизнеса.

Приведу примеры.

Пример 1 . Есть 2 компании

  • Компания А применяет общую систему налогообложения
  • Компания В применяет упрощенную систему налогообложения

Учредители компании А - двое мужчин. Учредители компании В - их жены. Компания А импортирует товар и продает его с минимальной наценкой ниже рыночной цены (отклонение от рыночной более 20%) - компании В. За это компания А получает минимальную выручку. По итогам отчетного периода у нее могут быть убытки. В этом случае налог на прибыль платиться не будет.


Компания В продает товар по рыночным ценам и платит 5% с оборота.

Таким образом, компания А платит минимально налоги на добавленную стоимость и на прибыль (иногда не платит вообще). Компания В, используя упрощенную систему налогообложения, минимально платит налог с выручки. В свете нового подхода к трансфертному ценообразованию, во время расчетов налогов, прибыль компании А должна быть увеличена на сумму выручки, как если бы этот товар был реализован по рыночным ценам. Соответственно, будет увеличена и налог на прибыль.


Пример 2 . Гражданин А является учредителем ЗАО «Т» с долей 45% и членом наблюдательного совета этой компании.

Одновременно, он является учредителем и директором ООО «П». ЗАО «Т» закупает у ООО «П» материалы для изготовления продукции по ценам, отличным от рыночной стоимости +20%, то есть дороже. У ОАО «Т» происходит минимизация налога на прибыль за счет завышенных расходов на материалы.

В 2016 такие расходы, в случае налоговой проверки, могут быть исключены из состава расходов, и будет доначислен налог на прибыль.

Элементарная попытка сэкономить ведет к значительным потерям и проблемам. Как вы понимаете, таких ситуаций может быть множество. Все они - примеры трансфертного ценообразования (общая часть Налогового кодекса ст. 20).

Простыми словами - что такое трансфертное ценообразование

Трансфертное ценообразование - это реализация взаимозависимыми лицами различных услуг или товаров, которая осуществляется по ценам, отличным от рыночных цен.

Используя трансфертное ценообразование, организации минимизируют налоги. Делать это надо так, чтобы не нарушать требования законодательства и не повлечь дополнительные финансовые потери и штрафные санкции от налоговой инспекции. Трансфертное ценообразование пришло к нам в 2012.

В период с 2012 по 2014 год под контролем находились лишь сделки по реализации недвижимого имущества и по реализации товаров иностранным компаниями/физлицам в рамках внешнеторговой деятельности. С 2015 года перечень контролируемых сделок был расширен - добавился контроль за выполненные работы и оказанные услуги в рамках внешнеэкономической деятельности.


С 2016 года трансфертное ценообразование охватывает практически все сферы деятельности - как внешнеэкономические, так и на внутреннем рынке. Налоговые органы будут обращать внимание не только на реализацию товаров, работ, услуг, но и - на сделки, связанные с продажей имущества и имущественных прав.

Под контроль попадают и сделки с взаимозависимыми лицами.

Взаимозависимые лица - кто это такие

Это понятие - новация для Налогового кодекса в 2016. Взаимосвязанные лица - это компании или физлица, отношения между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их работы/деятельности представляемых ими лиц.

Если говорить проще, то это отношения:

1. Между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации.

2. Когда одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля его прямого/косвенного участия - не менее 20%.

3. Когда одно лицо подчиняется другому по должности либо одно лицо находится (непосредственно или косвенно) под контролем другого лица.


4. Между организациями, если одно лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях, и доля такого участия в каждой из этих организаций составляет не менее 20 процентов.

5. Когда физические лица состоят в браке, близком родстве, являются усыновителями и усыновленными и др. подобные случаи.

6. Между вверителем, доверительным управляющим и выгодоприобретателем. Также - между доверительным управляющим и организациями, которыми он управляет.

7. Между организациями, в составе совета директоров (наблюдательного совета и пр.) которых более 50% процентов - одних и тех же физических лиц. При этом доля их участия в организациях не менее 20%.

Понятие «взаимозависимые лица» присутствует только в налоговом законодательстве и только для налоговых правоотношений.

Типичные ситуации, при которых возникает трансфертное ценообразование:

Если вы не являетесь учредителем компании, но даете указания директору о совершении сделок.

Если вы продаете свое имущество лизинговой компании, а потом берете его в аренду по цене, отличной от рыночной +/- 20%.


Если вы импортер, а ваш поставщик поставляет вам товар по ценам, отличным от цен на рынке.

Если одна компания холдинга поставляет другой компании холдинга сырье по ценам, ниже рыночных.

К кому ревизоры придут в первую очередь

С 2016 года всем без исключения компаниям и предпринимателям надо:

1. Подавать сведения о взаимозависимых лицах и сделках с ними.

2. Предоставлять сведения о крупных сделках в МНС и представлять по ним данные, обосновывающие цену сделки.

3. Формировать пакет документов по экономическому обоснованию цены по сделкам с взаимозависимыми лицами.

В первую очередь, проверка придет:

1. К убыточным на протяжении нескольких лет (два и более года) подряд предприятиям.

2. Входящим в состав международных компаний (т.е. имеющие взаимозависимые организации за рубежом).

3. Компаниям, отражающим незначительный размер прибыли - при значительных объемах реализуемых товаров два и более года подряд (если это соотношение не обусловлено отраслевыми особенностями деятельности плательщика).

4. К организациям, у которых уровень рентабельности ниже среднеотраслевого. Уровень рентабельности определяется из сведений Белстата по виду деятельности за соответствующий налоговый период.

5. К взаимозависимым лицам, которые продают объекты недвижимости.

6. К компаниям, осуществляющим внешнеторговую деятельность с иностранным контрагентом - если есть признаки взаимозависимости с ним, а также если такой контрагент постоянно находится в стране (территории) с уровнем налогообложения прибыли ниже, чем в Беларуси, является резидентом свободных (особых) экономических зон с льготным налоговым режимом и т.п.

3 типа сделок, которые подлежат контролю

Сделки с недвижимостью (продажа или покупка), в том числе через жилищные облигации, долевое строительство.

Внешнеторговые сделки - если сумма цен покупки или продажи продукции (услуг) за один налоговый период с одним с одним лицом превысит 1 млрд белорусских рублей. Косвенные налоги не учитываются.

С учетом этого условий, под контроль попадают:

1. Сделки с взаимозависимыми лицами

2. Сделки с лицом, которое находится в оффшорной зоне

3. Сделки со взаимозависимым лицом или резидентом оффшорной зоны, которая совершается через совокупность других сделок с участием посредника. При этом такой посредник (третье лицо) не является взаимозависимым, не выполняет в сделке никаких дополнительных функций, и не участвует в ней активами.

4. Сделки, сумма цен которых за один налоговый период превышает 10 млрд белорусских рублей, и они касаются:

  • Покупки/продажи продукции из перечня стратегических товаров, определяемых правительством (этот перечень сейчас не разработан).
  • Покупки/продажи товаров (работ, услуг) организациями, включенными в перечень крупных плательщиков.

3. Сделки, совершенные в нашей стране , если их сумма за один налоговый период с одним лицом превышает 1 млрд. При этом лицо:

  • Взаимозависимое, является налоговым резидентом Беларуси и использует особые режимы налогообложения
  • Либо зарегистрировано в ПВТ или СЭЗ

Либо не исчисляет и не уплачивает налог (освобождено от налога) на прибыль в периоде, когда была совершена сделка


На ком лежит ответственность за трансфертное ценообразование?

Есть стереотип, что в организации за все, что связано с ценообразованием и с расчетом налогов отвечает главный бухгалтер. На самом деле, ответственность за организацию работы по трансфертному ценообразованию несет директор.

Исполнителями являются специалисты, которые непосредственно осуществляют покупку и продажу товаров, работ, услуг. Главный бухгалтер лишь собирает информацию, подает отчетность по ней, учитывает ее при расчете налога на прибыль. Информация по трансфертному ценообразованию будет предоставляться в налоговые органы через отметки в электронных счет-фактурах, которые вводятся в действие с 01 июля 2016.

Если налоговым органам «понравится» ваша сделка, они имеют право затребовать всю документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной плательщиком цены.

Порядок контроля трансфертного ценообразования налоговыми органами пока не понятен, практика будет нарабатываться.

Чтобы не стать «объектами для тренировки», рекомендуем уже сейчас начать работу по организации документального обоснования совершаемых сделок. Первое, что надо сделать - составить список взаимозависимых лиц.

Директор и учредитель компании «БелАудитАльянс» .

Сертифицированный аудитор. Председатель комитета по методологии и аудиту Ассоциации аудиторских организаций.

  • Кожин Владимир Александрович , докттор наук, профессор, профессор
  • Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет
  • Курзина Елена Владимировна , магистр
  • Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
  • Шагалова Татьяна Владимировна , кандидат наук, доцент
  • НОУ ВПО Нижегородский институт менеджмента и бизнеса
  • БЮДЖЕТИРОВАНИЕ
  • ТРАНСФЕРТНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ
  • ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА
  • КОММЕРЧЕСКИЕ БАНКИ
  • ЛИКВИДНОСТЬ

Определяющее место в системе банковского маркетинга занимаетценовая политика, основным содержанием которой является установление нужного уровня цен на банковские продукты разного рода и их изменение согласно конкретной рыночной ситуации.

  • Банковский сектор РФ и перспективы его развития в современных условиях
  • Цели, задачи, функции менеджмента в финансово-кредитной сфере
  • Организация мотивации персонала в условиях бюджетирования

Актуальность исследования политики ценообразования определяется тем фактом, что в условиях ужесточения требований к ликвидности банков, ожидаемых в связи с внедрением положений Базеля III, банки стремятся оптимизировать процесс управления ликвидностью, максимально используя доступные для этого инструменты. Одним из таких инструментов является ценообразование.

Ценовая политика предприятия – это установление (определение) цен, обеспечивающих выживание предприятия в рыночных условиях. Она включает выбор метода ценообразования, разработку ценовой системы предприятия, определение ценовых рыночных стратегий и другие аспекты.

Для обоснования уровня цен, каждое предприятие выбирает свою ценовую политику, исходя из сложившихся обстоятельств, обусловленных действиями внешних и внутренних факторов. Поскольку эти факторы постоянно меняются, на практике используется различная политика цен. Наиболее распространенными из них являются.

  • поощрительная;
  • основанная на делении рынков;
  • ориентированная на конкуренцию;
  • премиальная, а также политика проникающих и снижающихся цен.

Рассмотрим процесс ценообразования в Банках.

Эффективность деятельности Банка зависит от разных факторов: управления активами и пассивами; системы риск-менеджмента; выбранной стратегии развития банка, отражающей развитие экономики, как на национальном, так и на мировом уровне; эффективного использования финансовых ресурсов. Эти задачи решает менеджмент Банка. Один из важнейших участников менеджмента Банка - казначейство.

В настоящее время одной из основных задач топ-менеджмента Банка является разработка и реализация проектов по развитию бизнеса. Пытаясь привлечь в рамках таких проектов как можно больше ресурсов для осуществления своей деятельности, Банк старается занять большую долю на рынке посредством продвижения своих банковских продуктов и программ в регионы. Такая территориальная экспансия заключается в создании региональных банковских филиалов.

Безусловно, приток дополнительных денежных средств от привлечения новых клиентов является положительным результатом развития бизнеса, дает новый толчок в направлении повышения прибыльности в целом. Однако увеличивается и общий объем выполняемых операций, а вместе с ним увеличивается нагрузка на систему управления Банка и, в частности, на ее основу – систему бюджетирования.

Привлекаемые Банком ресурсы продолжают свое движение, перераспределяясь между подразделениями банка. Таким образом, стоимость привлекаемых и перераспределяемых ресурсов для Банка неодинакова. С учетом этого положения залогом эффективного управления Банком является оптимальное распределение между ними всех получаемых ресурсов. Инструментом такого распределения является механизм внутреннего трансфертного ценообразования, который позволяет определять реальные цены, по которым подразделения получают финансовые ресурсы, что, безусловно, важно в процессе бюджетирования как на стадии формирования бюджетов, так и на стадии контроля и анализа их исполнения и определения эффективности деятельности каждого подразделения. Кроме того, механизм трансфертного ценообразования позволяет распределять и риски между подразделениями (кредитный риск – в подразделение, занятое размещением ресурсов, процентный риск и риск ликвидности – в управление ликвидностью).

Как отмечает М.Ю. Кулаев, «достоинством модели бюджетирования с трансферным ценообразованием являются высокая точность в оценке финансовых результатов, что стимулирует все подразделения на увеличение рентабельности и развитие бизнес-направления, относительная простота и практическая апробация».

Казначейство Банках выполняет важнейшую функцию - распределение внутренней ликвидности. Система внутреннего бюджетирования призвана обеспечить контроль за распределением ликвидности, а также оценить эффективность деятельности бизнес-подраздений, входящих в структуру Банка. В процессе своей деятельности структурные подразделения Банка продают свои нетто-пассивы и покупают нетто-активы у Казначейства для фондирования активных операций по трансфертным ценам. Казначейство регулирует финансовые потоки в рамках Банка и определяет трансфертные цены, реализуя функцию централизованного управления ресурсами Банка.

Как отмечает А.С. Наместников, «перераспределение финансовых ресурсов внутри банка с использованием трансфертных цен является инструментом управленческой отчетности и не приводит реальному перемещению средств. Соответствующие финансовые результаты самостоятельных подразделений рассчитываются аналитическими подразделениями банка в процессе формирования управленческой отчетности».

Основные задачи, на решение которых направлено использование трансфертного ценообразования в коммерческом банке, можно разделить на четыре группы:

  1. централизованное управление рисками. Использование трансфертного ценообразования позволяет освободить бизнес-подразделения от следующих рисков путем передачи их в Казначейство: риск ликвидности, процентный и валютный риски;
  2. оценка результатов деятельности отдельных бизнес-подразделений банка. Данная оценка позволяет анализировать эффективность подразделений, формировать систему мотивации сотрудников, а также помогает менеджменту принимать стратегические решения о направлении развития кредитной организации;
  3. ценообразование клиентских продуктов. Трансфертные цены являются ориентиром при ценообразовании процентных клиентских продуктов (например, кредитов и депозитов);
  4. процесс бюджетного планирования. Планирование процентных доходов и расходов в разрезе направлений бизнеса, а также обеспечение контроля над использованием ресурсов и финансовой дисциплиной, рентабельностью и самоокупаемостью структурных подразделений банка.

Механизм трансфертного ценообразования начинает работать на стадии определения цен в процессе формирования бюджета доходов и расходов. Это, в частности, и характеризует важность указанного инструмента в управлении. Точность и правильность установления трансфертных цен есть основа выполнения разработанных банком общих нормативов деятельности, таких как текущая ликвидность, рентабельность отдельных активов, достаточность капитала и т. д., которые являются одними из основных критериев ценообразования. Трансфертные цены должны быть определены заранее, так как от их уровня центры прибыли будут планировать объемы активных и пассивных операций.

Сущность трансфертной цены заключается в специфике банковской деятельности, а именно наличии привлекающего и размещающего подразделения. Специалисты по управленческому учету называют такие подразделения центрами финансовой ответственности. Под термином «центр ответственности» понимается структурное подразделение, менеджеры которого большую часть управленческих решений в отношении финансовой деятельности принимают на местах и которое подотчетно вышестоящему органу управления за результаты своей деятельности. Это форма организации управленческого контроля в децентрализованных компаниях.

В.Ю. Селезнёва подчёркивает, что «если какой-либо центр финансовой ответственности работает только на привлечение (размещение) ресурсов и не проводит активных (пассивных) операций, то он изначально не может иметь прибыль, и его бюджет доходов и расходов состоит только из расходной (доходной) части».

Оценить эффективность деятельности такого центра финансовой ответственности не представляется возможным. А ведь одной из задач бюджетирования как инструмента управления является как раз анализ и определение эффективности деятельности всех подразделений. Решить эту проблему призвано введение трансфертных цен. Трансфертная цена – это цена на финансовые ресурсы, перераспределяемые между центрами финансовой ответственности. Именно введение такого ценообразования позволяет показать их трансфертные доходы или расходы, т. е. внутренние доходы (расходы) центра финансовой ответственности Банка от продажи (покупки) ресурсов на внутрибанковском рынке. По мнению М.В. Панова, расчёт трансфертной цены должен учитывать следующее:.

1. Рассчитываются предельные затраты головного Банка на привлечение собственных пассивов:

ПЗгб=(ППЗ+ПОЗ)/(1-Нро), (1)

где ППЗ – предельные процентные затраты головного банка на привлечение собственных пассивов;

ПОЗ – предельные операционные затраты по обслуживанию пассивов,

Нро – норматив отчислений в фонды обязательных резервов.

Такой расчет проводится потому, что предельные затраты ориентируются на рыночные процентные ставки и резервные требования, в результате чего они являются обоснованными.

2. Рассчитывается трансфертная цена Цпр по привлечению Казначейством ресурсов у тех ЦФО, которые занимаются привлечением средств в филиальной сети, как альтернативные затраты по привлечению аналогичных ресурсов у головного банка:

Цпр=ПЗгб (2)

Исходя из рассчитанных предельных затрат Банка, филиалы получают своеобразный маяк – сколько денежных средств нужно привлечь от пассивной деятельности, а сам головной Банк получает маяк – сколько средств нужно привлечь от активной деятельности.

Филиалы Банка (где привлекаются основные кредитные ресурсы) получают прибыль Пфил, если их предельные затраты меньше предельных затрат головного Банка (т. е. если трансфертная цена по депозитам, привлеченным у филиалов будет выше процентных расходов по привлечению и фактических затрат филиала):

ПЗгб>ПЗфил, или Пфил=Цпр – ПЗфил. (3)

Головной Банк получает прибыль если его доходы (как центра, выполняющего наибольший объем активных операций) превышают рассчитанные предельные затраты по привлечению пассивов (т. е. трансфертная цена по финансированию кредитов и фактические расходы центра ниже дохода от активных операций центра). Пересмотр уровня трансфертных цен в Банке осуществляется ежемесячно.

Такой механизм ценообразования способствует более эффективному управлению – это упрощает анализ эффективности деятельности центров финансовой ответственности. Такой способ ценообразования позволяет оптимально распределять ресурсы между подразделениями Банка, а также служит инструментом внешнего ценообразования. Кроме того, такой механизм ценообразования направлен на снижение расходов филиалов и головного Банка. Что в свою очередь даёт возможность снижать процентные ставки по кредитованию и повышать конкурентоспособность Банка.

Кроме всего сказанного выше, в части формирования цены на банковский процент и услугу Банка, можно предствить формулы ценообразования в следующем виде:

БП = Пцб + Иб*Кр*Кндс + НС, (4)

где БП - банковский процент;

Пцб - ключевая ставка ЦБ, в %;

Иб - издержки банка, в %;

Кр - коэф-т рентабельности,

Кндс - коэффициент НДС,

НС - наценка, скидка, в %.

На услуги Банка цену единицы услуги можно рассчитать по зависимости:

Уб = С*Кр*Кндс+НС, (5)

где Уб - услуги банка, в руб.

С - себестоимость услуги, в руб

Кр - коэффициент рентабельности,

Кндс - коэффициент НДС,

НС -наценка, скидка в руб.

Резюме. Правильное ценообразование является одним из ключевых компонентов организации бюджетирования в банке и его филиалах основой их эффективности и стабильности в рыночных условиях.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 1.12.2014) «О банках и банковской деятельности» // Российская газета. – 1996. – 10 февраля.
  2. Кожин В.А., Иванова О.С., Шагалова Т.В., Совершенствование современных методов экспресс-диагностики и аналитических возможностей бюджетирования для предприятий в условиях финансово-экономического кризиса. // Аудит и финансовый анализ. – 2010. - № 1.
  3. Кулаев М.Ю. Управление активами и пассивами кредитной организации, процентным риском и риском ликвидности на основе трансфертных ставок. // Аудит и финансовый анализ. – 2008. - № 1.
  4. Наместников А.С. Преимущества использования трансфертного ценообразования в коммерческом банке. // Гуманитарные и социальные науки. – 2013. - № 5.
  5. Панов М.В. Трансфертное ценообразование в процессе бюджетирования деятельности коммерческого банка. // Финансовый менеджмент. – 2007. - № 3.
  6. Селезнева В.Ю. Механизм трансфертного ценообразования в многофилиальном коммерческом банке.// Экономический журнал ВШЭ. - 2002. - № 1.
  7. Скляренко В.К., Кожин В.А., Поздняков В.Я. Экономика организаций. – Н. Новгород: НИМБ. 2006.
  8. Финансово-кредитный энциклопедический словарь // Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  9. Шаляпин А.П. Методы статистической оценки эффективности бизнес-подразделений банка в рамках концепции трансфертного ценообразования. // Экономические науки. – 2013. - № 6.

В белорусском бизнесе есть разные схемы построения бизнеса. Стандартным стало построение сети дочерних компаний с тем же видом деятельности и льготными условиями деятельности, например, с применением УСН, в малых городах, индивидуальные предприниматели, резиденты СЭЗ и ПВТ. Учредителями и руководителями таких компаний становятся жены, дети, братья и сестры, др. родственники и иные подконтрольны лица. В таких случаях компании продают друг другу товар или услугу по более выгодной цене либо другой цене, отличной от рыночной, что позволяет перераспределять общую прибыль и платить по ней налоги по более низким ставкам или совсем не платить.

Вновь введенные нормы Налогового кодекса в области трансфертного ценообразования при здоровом желании платить меньше налогов обязывают налогоплательщиков действовать в рамках установленных правил. Желание «пойти в обход» или не соблюдать (авось не найдут) могут быть чреваты серьезными финансовыми потерями для бизнеса.

Есть 2 компании А (применяет общую систему налогообложения) и В (применяет упрощенную систему налогообложении). В компании А учредители Петров и Сидорова, а в компании В учредители жены Петрова и Сидорова. Компания А импортирует товар и продает его с минимальной наценкой ниже рыночной цены более 20% компании В. Компания А получает минимальную выручку и убыток, не платит при этом налог на прибыль. А Компания В продает товар по рыночным ценам и платит 5% с оборота. Таким образом, компания А платит минимально налоги на добавленную стоимость и на прибыль, а компания В используя упрощенную систему налогообложения, минимально платит налог с выручки. В свете нового подхода трансфертного ценообразования, прибыль компании А будет увеличена на сумму выручки, как если бы этот товар был реализован по рыночным ценам, и будет увеличен налог на прибыль.

Гражданин А является учредителем ОАО «Т» с долей 45% и членом наблюдательного совета названного общества. Одновременно, он является учредителем и директором ООО «П». ОАО «Т» закупает у ООО «П» материалы для изготовления продукции по ценам, отличным от рыночной стоимости +20%, то есть дороже. У ОАО «Т» происходит минимизация налога на прибыль за счет завышенных расходов на материалы. Имейте в виду, что такие расходы в случае налоговой проверки могут быть исключены из состава расходов и будет доначислен налог на прибыль.

Приведенные ситуации – примеры трансфертного ценообразования (общая часть Налогового кодекса ст. 20). Как вы понимаете, таких примеров можно привести великое множество. А элементарная попытка сэкономить ведет к значительным потерям и проблемам.

Трансфертное ценообразование – это реализация взаимозависимыми лицами различных услуг или товаров, которая осуществляется по ценам, отличным от рыночных цен. Используя трансфертное ценообразование, организации минимизируют налоги. И делать это надо так, чтобы не нарушать требования законодательства с одной стороны, и не повлечь дополнительные финансовые потери и штрафные санкции от налоговой инспекции, с другой стороны.

Трансфертное ценообразование пришло к нам в 2012 году. В период с 2012 по 2014 год под контролем находились лишь сделки по реализации недвижимого имущества и по реализации товаров иностранным юридическим и (или) физическим лицам в рамках внешнеторговой деятельности. С 2015 года перечень контролируемых сделок был расширен за счет включения в него объектов контроля в виде выполненных работ и оказанных услуг в рамках внешнеэкономической деятельности.

С 2016 года трансфертное ценообразование охватывает практически все сферы хозяйственной деятельности, как внешнеэкономические, так и на национальном рынке, и не только по реализации товаров, работ услуг, но и иного имущества и имущественных прав, а также сделки с взаимозависимыми лицами.

Понятие взаимозависимые лица – новация для Налогового кодекса 2016 года.

Взаимозависимыми лицами признаются физические лица и (или) организации, наличие отношений между которыми оказывает непосредственное влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. А если говорить проще, то это отношения:

1. между лицами, являющимися учредителями (участниками) одной организации;

2. когда одно лицо выступает учредителем (участником) другой организации, если доля его прямого и (или) косвенного участия составляет не менее 20 процентов;

3. когда одно лицо подчиняется другому по должностному положению либо одно лицо находится (непосредственно или косвенно) под контролем другого лица;

4. между организациями, если одно лицо прямо и (или) косвенно участвует в этих организациях и доля такого участия в каждой из этих организаций составляет не менее 20 процентов;

5. когда физические лица состоят в соответствии с законодательством в брачных отношениях, отношениях близкого родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также опекуна, попечителя и подопечного;

6. между вверителем, доверительным управляющим и выгодоприобретателем, а также доверительным управляющим и организациями, управление имуществом которых осуществляет доверительный управляющий;

7. между организациями, в составе коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) которых более 50 процентов - одни и те же физические лица совместно с взаимозависимыми лицами, указанными в пункте 4 настоящего абзаца.

Понятие взаимозависимые лица присутствует только в налоговом законодательстве и только для налоговых правоотношений.

· Например, типичными могут быть следующие ситуации, когда возникает трансфертное ценообразование:

1. Если вы не являетесь учредителем компании, но даете указания директору о совершении сделок;

2. Если вы продаете свое имущество лизинговой компании, а потом берете его в аренду по цене, отличной от рыночной +/- 20%;

3. Если вы импортер, а ваш поставщик поставляет вам товар по ценам, отличным от цен на рынке;

4. Если одна компания холдинга поставляет другой компании холдинга сырье по цена, ниже рыночных

5. и другие ситуации.

· С 2016 года все субъекты хозяйствования должны:

1. Подавать сведения о взаимозависимых лицах и сделках с такими лицами;

2. Представлять сведения о крупных сделках в МНС и представлять по ним данным, обосновывающие цену сделки;

3. Формировать пакет документов по экономическому обосновании цены по сделкам с взаимозависимыми лицами.

· К кому придут ревизоры в первую очередь:

· К убыточным на протяжении нескольких лет (два и более года) подряд предприятиям;

· Входящим в состав международных компаний (т.е. имеющие взаимозависимые организации за рубежом);

· Отражающие незначительный размер прибыли при значительных объемах реализуемых товаров два и более года подряд (если такое соотношение не обусловлено отраслевыми особенностями деятельности плательщика);

· К организациям, у которых уровень рентабельности ниже среднеотраслевого, исходя из сведений Белстата по данному виду деятельности за соответствующий налоговый период;

· К реализующим объекты недвижимости взаимозависимым лицам;

· К осуществляющим внешнеторговую деятельность с иностранным контрагентом, при наличии признаков взаимозависимости с ним, а также если такой контрагент имеет постоянное местонахождение в стране (территории) с уровнем налогообложения прибыли ниже, чем в Республике Беларусь, является резидентом свободных (особых) экономических зон, на территории которых действует льготный налоговый режим и т.п.

· Какие сделки подлежат контролю

В 2016 году под контроль применения трансфертного ценообразования попадают три вида сделок:

1. Сделки с недвижимым имуществом (реализации или приобретение), в том числе посредством жилищных облигаций, долевого строительства.

2. Внешнеторговые сделки в случае, если сумма цены сделок по реализации или приобретению товаров (работ, услуг) в течении одного налогового периода с одним лицом превышает 1 миллиард белорусских рублей без учета косвенных налогов, совершенным с:

С взаимозависимым лицом;

С лицом, место нахождения (жительства) которого находится в государстве-оффшорной зоне;

С взаимозависимым лицом или с резидентом оффшорной зоны совершенной при участии (посредничестве) третьего лица (лиц) через совокупность сделок, при условии, что такое третье лицо не является взаимозависимым, не выполняет в данной сделке никаких дополнительных функций, и не участвует в данной сделке никакими активами;

Если в течение налогового периода сумма цены сделок с одним лицом превышает 10 миллиардов белорусских рублей (без учета косвенных налогов):

По реализации и (или) приобретению товаров по перечню стратегических товаров, определяемому Правительством Республики Беларусь (данный перечень в настоящий момент не разработан);

По реализации и (или) приобретению товаров (работ, услуг) организациями, включенными вперечень крупных плательщиков.

3. Сделки, совершенные на территории Республики Беларусь, когда сумма сделок в течении одного налогового периода с одним лицом превышает 1 миллиард белорусских рублей без учета косвенных налогов с взаимозависимым лицом – налоговым резидентом Республики Беларусь (посредником), использующим особые режимы налогообложения, зарегистрировано в ПВТ или СЭЗ, и (или) не исчисляет и не уплачивать налог (освобождено от налога) на прибыль в налоговом периоде, в котором совершена сделка.

· Кто отвечает за трансфертное ценообразование?

Существует стереотип, что в организации за все, что связано с ценообразованием и с расчетом налогов отвечает главный бухгалтер. На самом деле, ответственность за организацию работы по трансфертному ценообразованию несет директор. Исполнителями являются специалисты, которые непосредственно осуществляют покупку и продажу товаров, работ, услуг. Главный бухгалтер лишь собирает информацию, подает отчетность по ней, учитывает при расчете налога на прибыль.

Следует обратить внимание на тот факт, что информация по трансфертному ценообразованию будет представляться в налоговые органы посредством отметок электронных счет-фактурах, которые вводятся в действие с 01 июля 2016 года.

Если налоговым органам «нравится» ваша сделка, они имеют право затребовать всю документацию, подтверждающую экономическую обоснованность примененной плательщиком цены.

Порядок контроля трансфертного ценообразования налоговыми органами пока не понятен, практика будет нарабатываться. Желательно, чтобы не стать «кошками, на которых тренируются», уже сейчас начать работу по организации документального обоснования совершаемых сделок. А первое, что надо сделать, составить список взаимозависимых лиц.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.