Для совершения крупной сделки требуется решение об одобрении. Что такое крупная сделка Одобрение крупной сделки закон фз 44

Отдельные сделки в ООО необходимо заключать в особом, определенном законом порядке.
К ним относятся и так называемые «крупные сделки». Если не соблюдать законодательный порядок совершения такой сделки, она может быть признана недействительной.

До заключения обществом сделки следует проверить, не подпадает ли она под критерии «крупной». И, если подпадает, обеспечить, чтобы были соблюдены установленные законодательством требования к ней.


ОПРЕДЕЛИМ ПОНЯТИЕ

Крупная сделка - это сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов от стоимости имущества общества (статья 44 Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (от 6.12.2001 г. N 310- II , далее - Закон об ООО) . Ее совершение должно быть одобрено общим собранием участников (или наблюдательным советом).

Нижний предел (25%) крупной сделки может быть увеличен уставом общества (часть первая -статьи 44 Закона об ООО) .

Закон не указывает, в каких случаях можно признать несколько сделок взаимосвязанными и рассматривать их в совокупности как одну крупную сделку.

Очевидно, что риск признания сделок взаимосвязанными существенно возрастает, если:

сделки однородны и совершены с одними и теми же лицами за короткий промежуток времени;

отчуждаемое или приобретаемое по сделкам имущество связано единым технологическим процессом или единым целевым назначением;

сделки направлены на достижение единых правовых последствий или единой цели.

Больше вероятности, что сделка будет признана взаимосвязанной, если одновременно присутствуют несколько из перечисленных признаков.

Стоимость имущества, которое отчуждает общество в результате крупной сделки, определяется по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения об одобрении крупной сделки.

Стоимость имущества, которое приобретает общество, устанавливается на основании цены предложения, которая обычно указана в договоре (часть вторая статьи 44 Закона об ООО) .

Крупными сделками не являются сделки, которые совершаются в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Не всегда удается доказать, что сделка относится к обычной хозяйственной деятельности общества.

Закон не устанавливает, какие именно сделки связаны с обычной хозяйственной деятельностью общества. Однако можно предположить, что к ним относятся сделки, направленные на получение прибыли от реализации товаров или продукции, пользования имуществом, выполнения работ, оказания услуг, а также связанные с приобретением сырья, материалов. Поскольку под обычной хозяйственной деятельностью понимается деятельность общества, прописанная в уставе и направленная на систематическое получение прибыли.

Скорее всего, нельзя отнести к обычной хозяйственной деятельности не свойственные для общества сделки, такие как:

договор уступки права требования;

залог движимого и недвижимого имущества и выдача поручительства в целях обеспечения исполнения обязательств третьих лиц;

договор уступки доли в уставном капитале другого общества.

Одобрение общего собрания участников ООО может потребоваться не только для договора. Понятие «сделка» шире, чем понятие «договор», поэтому крупной сделкой может быть не только договор, но и оплата уставного капитала другого хозяйственного общества, мировое соглашение, внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта.

Предварительный договор, дополнительное соглашение к договору, договор о совместной деятельности и другие сделки также могут быть крупными.

Нужно ли одобрять сделку купли-продажи долей, заключенную между участниками ООО, если она соответствует установленному размеру крупной сделки? Нет. Если участники ООО заключили договор купли-продажи доли в уставном капитале общества, то само ООО не является стороной такого договора. Отчуждения имущества ООО в таком случае не происходит. В связи с этим такой договор не подпадает под действие требований для крупной сделки.

КАК СОВЕРШАТЬ КРУПНЫЕ СДЕЛКИ

Как мы уже говорили, общество имеет право совершить крупную сделку только после ее одобрения участниками. Если в обществе создан наблюдательный совет, то на него можно возложить полномочия по одобрению крупных сделок, стоимость отчуждаемого (приобретаемого) имущества по которым составляет от 25 до 50 процентов от имущества общества (часть четвертая статьи 44 Закона об ООО) . Если в обществе один участник и он не является директором, для одобрения сделки достаточно его письменного согласия.

Крупная сделка, совершенная без предварительного одобрения, не является недействительной сама по себе. Таковой ее может признать суд по требованию общества или его участника (то есть сделка является оспоримой на основании части пятой статьи 44 Закона об ООО).

В решении об одобрении крупной сделки должны быть указаны следующие сведения:

лица, которые являются сторонами, выгодоприобретателями по сделке;

предмет сделки;

цена сделки;

иные существенные условия сделки.

При этом необходимо учитывать общие требования к оформлению и содержанию решения общего собрания участников.

Вправе ли общество совершить крупную сделку, если с даты решения о ее одобрении прошло несколько месяцев? Да. Срок действия решения об одобрении крупной сделки законом не ограничен. Поэтому крупная сделка, совершенная спустя длительное время со дня принятия решения, является законной.

Подготовила Елена ЕРМОХИНА, наш эксперт-юрист.

В статье раскрывается понятие крупной сделки для таких коммерческих и некоммерческих организаций, как хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Автор ответит на вопросы, связанные с требованием о предоставлении в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки.

Требование о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе решения (копии решения) об одобрении или о совершении крупной сделки было включено в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее - Закон № 94-ФЗ) Федеральным законом от 30.12.2008 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступило в силу 1 марта 2009 г.

Представление решения об одобрении или о совершении крупной сделки необходимо в случае, если требование о его наличии установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах является крупной сделкой.

Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г. Закон № 94-ФЗ был дополнен гл. 3.1. “Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме”.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ, определяющей порядок прохождения аккредитации на электронной торговой площадке (далее - ЭТП), участник размещения заказа должен предоставить оператору ЭТП решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.

Определение крупной сделки

Существуют различные подходы к определению понятия “крупная сделка” в зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц.

Крупная сделка для хозяйственных обществ

Для ООО, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее - Закон № 14-ФЗ), крупными считаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможным отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25% от стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении вышеуказанной сделки, если уставом общества не предусмотрен более высокий порог для крупной сделки. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Таким образом, крупная сделка для ООО:
. связана с приобретением, отчуждением, возможным отчуждением имущества общества;
. может быть прямой, либо цепью взаимосвязанных сделок;
. уставом общества может быть изменен и (или) дополнен порядок и перечень крупных сделок.

Определение крупной сделки для АО дано в ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее - Закон № 208-ФЗ). Крупной сделкой в случае с акционерными обществами считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Такими сделками могут являться, в частности, заем, кредит, залог, поручительство.

При этом балансовая стоимость определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества или связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, а также с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом АО могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые им сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок.

Таким образом, различие в определении крупных сделок для АО и ООО состоит в следующем: в первом случае крупной считается сделка, составляющая 25% от стоимости активов, а во втором - 25% от стоимости имущества.

Крупная сделка для унитарных предприятий

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее - Закон № 161-ФЗ) для государственных и муниципальных унитарных предприятий крупной является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения таким предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% его уставного фонда или более, чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. При этом стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого указанным предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества.

Крупная сделка для государственных и муниципальных учреждений

Определение крупной сделки, совершаемой бюджетным учреждением, дано в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее - Закон № 7-ФЗ). Для целей названного Закона крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Для автономного учреждения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности

При рассмотрении понятия “крупная сделка” для юридических лиц различных организационно-правовых форм становится ясным, что под него подпадают не все сделки, совершаемые организациями и имеющие признаки крупных. В частности, к крупным не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Действующее законодательство не устанавливает четких критериев того, что является текущей хозяйственной деятельности юридического лица. В связи с этим обратимся к практике арбитражных судов.
Исходя из постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах», а также информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001. № 62 “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность” (далее - информационное письмо № 62), к сделкам, совершенным в процессе обычной хозяйственной деятельности относятся:

Сделки по приобретению сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;
. сделки по реализации готовой продукции;
. сделки по получению кредитов для оплаты текущих операций.

Также одним из критериев отнесения деятельности к “обычной хозяйственной” может являться упоминание данного вида деятельности в уставе юридического лица в качестве предмета его деятельности. Несмотря на возможные теоретические претензии к принципу “обычная деятельность = уставная деятельность”, связанные с неограниченной правоспособностью обществ, этот подход находит отражение в судебной практике (п. 5 информационного письма № 62).

При отнесении хозяйственных сделок к категории крупных арбитражные суды исходят, в первую очередь, из анализа видов хозяйственной деятельности, осуществляемой обществами. И, если сделка заключена в целях обеспечения выполнения определенного вида хозяйственной деятельности или прямо обусловлена данным видом хозяйственной деятельности, то она будет признана сделкой, заключенной в процессе обычной хозяйственной деятельности. Это подтверждается и судебной практикой.1

ФАС России в своей практике руководствуется данными положениями, указывая в соответствующих решениях на незаконность действий государственных заказчиков по отклонению заявок участников размещения заказа в связи с непредставлением последними решений об одобрении крупных сделок в тех случаях, когда речь идет о сделках, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности участника размещения заказа.2

Порядок одобрения крупной сделки для хозяйственных обществ

Согласно ст. 46 Закона № 14-ФЗ, решение о совершении ООО крупных сделок принимается общим собранием его участников. При сумме сделки, составляющей от 25% до 50% стоимости имущества общества, такое решение принимается советом директоров (наблюдательным советом) в случае, если в обществе образован совет директоров (наблюдательный совет) и принятие указанного решения отнесено уставом ООО к его компетенции.

В постановлении ФАС Московского округа от 25.09.2006 № КГ-А41/9019-06 по делу № А-41-К-1-2943/06 указано, что решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества в соответствии с п. 3 ст. 46 Закона № 14-ФЗ.

Крупная сделка, одобренная общим собранием участников общества с нарушением законодательства, может быть оспорена и в судебном порядке признана недействительной.

Если в ООО только один участник, то одобрение сделки может быть произведено им в простой письменной форме, без оформления протокола общего собрания участников.

Одобрение крупных сделок в АО может входить как в компетенцию совета директоров, так и общего собрания акционеров.

Совет директоров АО одобряет крупную сделку в том случае, если ее предметом является имущество, стоимость которого составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества. При этом сделка должна быть одобрена единогласно, всем составом совета директоров (п. 2 ст. 79 Закона № 208-ФЗ). Каждый член совета директоров должен проголосовать лично, не передавая своих полномочий по доверенности.

В случае отсутствия кого-либо из членов совета директоров, не предоставившего письменное подтверждение одобрения крупной сделки, заседание по ее одобрению должно быть перенесено на другую дату. При несоблюдении указанного правила решение об одобрении крупной сделки будет считаться нелегитимным.

Если предметом сделки является имущество, стоимость которого превышает 50% от балансовой стоимости активов АО, то она, согласно п. 3 ст. 79 Закона № 208-ФЗ, подлежит одобрению общим собранием акционеров. При этом крупную сделку должны одобрить акционеры, владеющие голосующими акциями (владельцы привилегированных акций в голосовании не участвуют). Крупная сделка будет считаться одобренной, если за нее будет отдано 3/4 голосов акционеров, владеющих обыкновенными акциями (квалифицированное большинство). Если порядок одобрения крупной сделки был нарушен, то в соответствии с п. 6 ст. 79 Закона № 208-ФЗ она будет признана недействительной.

Сделка может быть признана недействительной как по иску акционера, так и по иску общества. В случае, если в АО имеется только один акционер, который владеет 100% акций, то для одобрения сделки генеральному директору общества необходимо получить его письменное согласие.

Именно такой позиции придерживается президиум ВАС РФ, который в информационном письме № 62 указал, что в обществах, состоящих из одного акционера, письменное согласие (одобрение) им крупной сделки равноценно решению общего собрания акционеров. Если в обществе имеется два акционера, владеющие акциями в равных долях (по 50% каждый), то необходимо решение общего собрания, т. к. в этом случае квалифицированным большинством будет считаться полный состав акционеров.

Порядок одобрения крупной сделки для унитарных предприятий

Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, от имени которых права собственника такого имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Собственником имущества муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование, от имени которого права собственника указанного имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
ВАС РФ в определении от 16.04.2009 № ВАС-3929/09 по делу № А63-3891/08-С3-15 указал, что в случае, если договор, заключенный в рамках обычной хозяйственной деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия, не получил согласия собственника имущества, он будет являться несостоятельным, т. к. ст. 23 Закона № 161-ФЗ императивно устанавливает обязательность получения согласия собственника для заключения всех сделок, сумма которых превышает установленные законом пределы. Указанное положение связано с тем, что движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом. Таким образом, практически любая сделка, заключаемая таким предприятием, будет отнесена к обычной общехозяйственной деятельности.

Отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия на совершение сделок, требующих такого согласия, а также совершение таким предприятием сделок, выходящих за рамки его специальной правоспособности (даже при условии одобрения сделки собственником имущества предприятия) может стать причиной признания указанных сделок недействительными.

Порядок одобрения крупной сделки для государственных и муниципальных учреждений

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя такого учреждения. Функции и полномочия учредителей в отношении государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 “О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учреждения” федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 г. было поручено разработать и утвердить порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок можно рассмотреть на примере учреждений, подведомственных Минфину России. В соответствии с приказом Минфина России от 29.09.2010 г. № 111н “Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок”, бюджетное учреждение, намеревающееся выступить в качестве одной из сторон в сделке, признаваемой крупной, с целью принятия решения о предварительном согласовании должно представить в Комиссию по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России, следующие документы:

Обращение руководителя бюджетного учреждения о предварительном согласовании заключения крупной сделки с указанием предмета такой сделки, контрагентов, сроков, цены и ее иных существенных условий, содержащее финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения крупной сделки (к обращению прилагается опись направляемых документов);
. копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения;
. проект соответствующего договора, содержащий условия крупной сделки;
. подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее, чем за 3 месяца до представления такого отчета;
. сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат ее возникновения с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).

Решение о предварительном согласовании крупной сделки либо о мотивированном отказе в таком согласовании принимается указанной Комиссией в течение 30 календарных дней с даты поступления вышеперечисленных документов и оформляется приказом Минфина России.
Автономное учреждение вправе совершить крупную сделку с предварительного одобрения наблюдательного совета такого учреждения. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления указанного предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом такого учреждения не предусмотрен более короткий срок. Наблюдательный совет создается в составе не менее, чем 5 и не более, чем 11 членов.

В состав наблюдательного совета входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, а также представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Решения по вопросу одобрении крупной сделки принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки.

Крупная сделка: за и против

В заключение вернемся к требованиям, установленным Законом № 94-ФЗ в части предоставления участниками размещения заказа решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.

Чтобы определить, является ли сделка крупной для участника размещения заказа, нужно иметь в распоряжении следующие документы и сведения:

Учредительные документы юридического лица;
. сведения о стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
. сведения о балансовой стоимости активов общества или учреждения, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
. сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия;

Из вышеперечисленных документов в силу требований Закона № 94-ФЗ участники размещения заказа обязаны предоставить только копии учредительных документов.

Более того, не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления иных документов и сведений, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 25, п. 3 ст. 35, п. 7 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ. Закон не обязывает участника размещения заказа документально подтверждать, будет ли являться сделка на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта крупной.

Решить указанную проблему позволяет установленный ст. 41.3. Закона № 94-ФЗ порядок прохождения участниками размещения заказа аккредитации на электронной площадке. В силу п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ для получения аккредитации на ЭТП участник размещения заказа предоставляет в составе документов и сведений решение об одобрении или совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. После прохождения участником размещения заказа аккредитации на электронной торговой площадке оператор ЭТП вносит указанные документы и сведения (в т. ч. вышеуказанное решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме по одной такой сделке) в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию.

Таким образом, решение вопроса о предоставлении сведений о крупной сделке участником открытого аукциона в электронной форме заключается в обязанности участника размещения заказа указать максимальную сумму сделки, превышение которой повлечет для него обязанность предоставить решение об одобрении или о совершении крупной сделки (копию такого решения).

В иных случаях заказчику стоит исходить из того, что, если участник размещения заказа не представил в составе заявки решение о совершении крупной сделки, то подразумевается, что сделка, заключаемая им по итогам размещения заказа, для такого участника не является крупной. Таким образом, Закон № 94-ФЗ предлагает исходить из общего принципа гражданского законодательства, закрепленного в п. 3 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, согласно которому участники гражданского оборота осуществляют свои права, действуя разумно и добросовестно.

Вместе с тем, поскольку само по себе требование о предоставлении решения об одобрении крупной сделки установлено Законом № 94-ФЗ, то заказчик вправе рекомендовать участникам размещения заказа включать в состав заявки на участие в торгах решение либо иной документ, подтверждающий, что совершаемые сделки не являются для них крупными.

1.См., например, постановления ФАС Московского округа от 12.09.2006 № КГ-А41/7615-06 по делу № А41-К1-23537/05, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2007 по делу № А56-51025/2006.

2. См., например, решение Челябинского УФАС России по Челябинской области от 27.04.2009 № 135-ж/2009 о неправомерных действиях аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги М-51 “Байкал” - от Челябинска через Курган, ОМСК, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, решение Алтайского краевого УФАС России от 22.05.2009 по делу № 83/09 в отношении государственного заказчика - ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю при проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для принтеров.

При крупных сделках в организациях потребуется наличие одобрения. Это специальный документ, соответствующий нормам ФЗ №44 или ФЗ №223, согласно этим законодательным актам одобрение не является обязательной бумагой.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Но заказчик может в любой момент запросить соответствующий документ в поставщика, если осуществляется закупка товара. Чаще всего с решением встречаются представители малого и среднего бизнеса.

Что это такое

Решение об одобрении крупной сделки - это документ, который может быть востребован при крупных покупках.

Под крупными покупками подразумеваются те сделки, которые выходят за пределы стандартной хозяйственной деятельности компании, при этом действие сопряжено с куплей-продажей имущества «ООО» либо имущество будет передано во временное пользование согласно соответствующему договору или лицензии, что указано в пункте 1 статьи 46 ФЗ №14. Цена операции должна превышать четверть балансовой стоимости активов общества.

В решении об одобрении указывается максимальная цена одного контракта, что указано в пункте 8 части 2 статьи 61 ФЗ №44.

Документ принимается в соответствии с актами законодательства либо используются правила, указанные в Уставе участников закупки. Если же выбирается третий вариант - этим вопросом будет заниматься представитель поставщика, которые имеет достаточные полномочия для получения аккредитации на ЭТП.

В обществе с ограниченной общественностью обязательно должно проводиться общее собрание, по итогам которого составляется документ. Также вопросом может заниматься совет директоров, если это позволяет сделать Устав предприятия.

Что говорится в 44 ФЗ

ФЗ №44, регулирующий сферу закупок для юридических лиц, включает в себя следующие главы:

  1. Общие положения.
  2. Планирование.
  3. Осуществление.
  4. Мониторинг.
  5. Контроль в сфере.
  6. Обжалование действий.
  7. Особенности для некоторых типов закупок.
  8. Заключительные статьи.

Когда требуется

Аккредитация ЭТП - это обязательное условие для участия в электронном аукционе. Для этого потребуется пакет документов, состоящий, в том числе, из одобрения сделки. Бумага является обязательно для получения аккредитации даже в том случае, если покупка не характеризуется как «крупная».

Порой законодательство или иные регулирующие акты требуют наличия информации во второй части заявки. Также потребуется это в том случае, если контракт является крупным для участника.

Если же эти данные не будут представлены, то кандидат может быть отклонен в независимости от этапа заключения контракта. Проверка данных производиться силами аукционной комиссии заказчика.

Но обязанность ложится только на «ООО». Индивидуальные предпринимателя - это не юридические лица, для которых требуется в обязательном порядке предъявлять одобрение для аккредитации на ЭТП.

Одобрение не требуется в следующих случаях:

  • нет противоречий уставу компании;
  • причина возникновения имущественных отношений - реорганизация;
  • компания состоит из одного человека;
  • объем имущества изменяется в соответствии с ФЗ об «ООО».

Кто выносит решение

Если сделка совершается «ООО», то решение выносится собранием директоров. Подробнее о компетенции подобного совета можно узнать из Устава организации. Если же подобного пункта в Уставе не наблюдается, то решение принимается собранием участников общества.

Если же сделка проводится акционерным обществом, то подтверждение разрешения на проведение сделки проводится на собрании всех акционеров. Подтверждение сделки не будет требоваться только в случае, если полный пакет акций держится за одним человеком.

Если же сделка не была одобрена, то законодательство определяет срок в один год для оспаривания вынесенного решения с момента передачи соответствующей информации. При пропуске указанного срока оспорить решение иным способом будет невозможно.

Законодательство позволяет сначала заключить сделку, а через некоторое время ее оформить. В некоторых случаях из-за наличия этого периода даже начинается рассмотрение недействительности сделки в рамках суда.

Но при учете всех нюансов, заявление на признание сделки недействительной будет отклонено. Часто такое встречается, если не были соблюдены условия в ФЗ №14, но которые были исправлены к моменту судебного разбирательства.

Как правильно составить и его образец

Составление разрешающего документа - это важная часть сделки. При этом действии должны учитываться все действительные правила и требования.

Обязательно должна иметься следующая информация:

  • об участниках сделки;
  • данные стоимости;
  • данные объекта операции.

Согласно пункту 3 статьи 46 ФЗ №14, одобрение должно включать в себя:

  • данные сторон (выгодоприниматель может быть не указан);
  • стоимость недвижимости по договору;
  • предмет соглашения;
  • иные условия.

Также потребуется подтверждение законности составленного одобрения. Для этого прибегают к услугам нотариуса или оформляют документ иным способом, установленным Уставом организации или общим собранием руководителей. Все это указано в статье №67.1 ГК РФ.

Перечень данных, которые требуется передать при помощи решения, указаны в пункте 4 статьи №181.2 ГК РФ:

  • дата собрания;
  • время собрания;
  • место собрания;
  • перечень участников;
  • результаты голосования;
  • данные тех, кто подсчитывал голоса;
  • кто голосовал против принятия сделки, если они пожелали отразить соответствующую запись.

Самая простая ситуация с подтверждением складывается для «ООО», которые имеют в своем составе только одного учредителя.

Для ИП

Индивидуальные предприниматели не обязаны подавать решение об одобрении сделки, так как ИП - это не юридическое лицо. А законодательство не определяет иных лиц, которые должны отправлять одобрение. Но документ потребуется для получения аккредитации.

Для ООО

В «ООО» определяется единоличный исполнительный орган только в том случае, если у организации единственный учредитель. В таком случае обязательство по составлению этого документа отменяется, необходимость одобрения решается самим учредителем.

Но пункт 8 части 2 статьи 61 ФЗ №44 указывает, что пройти аккредитацию невозможно при отсутствии одобрения. Сведения должны передаваться в независимости от формы собственности. Вторая часть заявки не в обязательном порядке должна содержать аналогичную информацию.

Решение об одобрении крупной сделки, если у компании только один учредитель:

Срок действия

Законодательные акты не указывает какого-то времени действия решения руководителя относительно сделки. Но дозволяется включать такой пункт, который будет определять срок действия одобрения.

Если же временные рамки не указаны, то по умолчанию устанавливается срок в 1 год со дня принятия.

Что считается крупной сделкой

Для этого операция должна включать в себя финансовые средства, которые переходят в пользу третьих лиц в сумме превышающей 25% от общего объема активов компании. Сам метод передачи имущества может быть различным (дарения, купля-продажа и так далее). Если же операция проходит в пределах хозяйственной деятельности, то такая операция не учитывается.

Для определения отношения сделки к понятию «крупной», необходимо вычислить отношение цены к общему объему активов организации. Все числа должны быть взяты из официальных документов - бухгалтерской отчетности.

Критерии «крупной» сделки устанавливаются компаниями самостоятельно. Происходит это на этапе создания организации. Поэтому компании вправе самостоятельно определять, нужно ли разрешение.

Под «сделкой» подразумевает широкий спектр способов передачи имущества. Поэтому одобрения может потребоваться при трудовом соглашении, предварительном договоре и так далее.

Так как понятие размера сделки является относительным в данном случае, то одно и то же финансовое действие может быть расценено различно в зависимости от размера организации.

Одна компания может продать несколько автомобилей, что является для них нормой, а для мелкого предпринимателя продажа одного транспортного средства уже может стать серьезным ударом по экономике и другим сферам бизнеса.

В первом случае разрешение не будет требоваться, так как сделка не будет причислена к крупным, а во втором - потребуется.

Расчет суммы

Расчет размера ведется в соответствии со следующим алгоритмом:

  • подсчет стоимости сделки;
  • сравнение стоимости с имуществом организации на основании бухгалтерских документов.

Если производится подсчет по балансу, то берется сумма по последнему балансу. Долги не учитываются, берутся только чистые активы. Из имущества подсчитывается только то, которое имеется в собственности юридического лица.

Проведение финансовых процедур в компании должно выполняться только при подтверждении информации о «размере» сделки.

Если она считается для организации крупной, то необходимо обратиться к юристам, которые проанализируют сделку, подсчитают риски и дадут итоговую оценку операции.

Данный документ не является обязательным по нормам законов 44-ФЗ или 223-ФЗ, но условие о наличие решения об одобрении крупной сделки может потребовать заказчик у поставщика, в случае проведения коммерческой закупки. Чаше всего его оформляют владельцы малого или среднего бизнеса.

Но, если компания считает, что сделка для них не является крупной — то необходимо приложить справку, которая заполняется в произвольной форме, свидетельствующую об этом. Примерный образец справки вы можете посмотреть на нашем сайте

Образец решения об одобрении крупной сделки

Также, Решение необходимо при прохождении участником аккредитации на государственных ЭТП.

Решение единственного участника об одобрении крупной сделки составляется в случае, если учредитель компании один. Он заполняет форму от своего лица и подает ее на площадку проведения конкурса или прикрепляет к заявке, если такое требование поступило от заказчика. Образец Решения об одобрении крупной сделки Вы можете увидеть ниже, такой вариант является общим и подойдет для подачи и на ЭТП и заказчику.

Образец протокола об одобрении крупной сделки

Если у компании несколько учредителей, то подготавливается “Протокол об одобрении крупной сделки”. Образец данного документа вы можете увидеть ниже:

Как вы обратили внимание, требуется вписать сумму, которая будет являться максимальной для признания сделки не крупной для компании. Ее можно указать любой, какой вы сочтете необходимой, наиболее логично указать максимальную сумму, которую вы готовы предложить при проведении закупки.

Может случиться ситуация, что указанная вами сумма в документе слишком маленькая.

Совет: этот момент не является критичным, вам просто надо заново оформить Протокол или Решение об одобрении крупной сделки и отправить его на ЭТП или Заказчику.

Помощь в подготовке документации

Если у вас остались вопросы, как правильно оформить документ, то наши сотрудники помогут вам и расскажут всю необходимую информацию.

Скачать образцы вы можете по данным ссылкам: Решение / Протокол .

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника — сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Сделка будет считаться крупной, если она выходит за границы обычной хозяйственной деятельности и при этом связана с покупкой или продажей имущества акционерного общества (более 30 % акций) либо предусматривает передачу имущества во временное пользование или по лицензии (п. 1 ст. 46 № 14-ФЗ). Причем в обоих случаях цена таких операций должна составлять не менее 25 % балансовой стоимости активов общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Если требуется, то одобряют крупные сделки в соответствии с законодательством РФ (14-ФЗ, 174-ФЗ, 161-ФЗ и др.) или по правилам, которые установлены в Уставе участника закупки. В других вариантах этим занимается представитель поставщика, уполномоченный на получение аккредитации на .

В ООО одобрение находится в компетенции общего собрания. Если у организации образован совет директоров, то на основании Устава принятие соглашений о подобных операциях может быть передано в его ведение.

26.06.2018 Верховный Суд выпустил Постановление Пленума. В этом документе он раскрыл основные споры по вопросу одобрения крупных сделок и соглашений, в совершении которых есть заинтересованность.

Скачать Постановление Пленума Верховного Суда № 27 от 26.06.2018

Когда нужно такое одобрение в контрактной системе

Чтобы начать участвовать в госзакупках, нужно . Для этого предоставляют общий пакет документов, в который входит и согласие на сделку. Причем это требуется всегда, в том числе когда закупка не относится к категории крупных. Что же касается поставщиков, которые аккредитовались до 31.12.2018, то они обязаны зарегистрироваться в ЕИС до конца 2019 года. И тем и другим понадобится актуальный образец решения о крупной сделке 44-ФЗ.

Информацию необходимо включить и во вторую часть заявки, если того требуют законодательство или учредительные документы, а также когда и или , и сам контракт будут крупными для участника. При отсутствии этих сведений на любом этапе до заключения контракта. За проверку данных несет аукционная комиссия заказчика (п. 1 ч. 6 ст. 69 № 44 ФЗ).

Важно отметить, что индивидуальные предприниматели, в отличие от ООО, не относятся к юридическим лицам. Поэтому они освобождены от обязанности подавать такой документ для аккредитации на ЭТП.

Одобрение крупной сделки у единственного учредителя

ООО, в которых есть только один учредитель, который выступает в качестве единоличного исполнительного органа, не обязаны составлять такой документ (п. 7 ст. 46 № 14-ФЗ).

Одновременно с этим в п. 8 ч. 2 ст. 61 № 44-ФЗ указано, что для прохождения аккредитации на ЭТП участники электронного аукциона должны подавать такие сведения независимо от формы собственности. В противном случае будет невозможно .

А вот включать эту информацию в состав второй части не обязательно. Считается, что если поставщик не предоставил подобные данные, то заключение контракта не попадает в рассматриваемую категорию. Но, как показывает практика, даже решение единственного участника об одобрении крупной сделки на всякий случай прикладывают к общему пакету документов. Здесь важно не совершить ошибку. Иначе есть риск отклонения участника аукциона из-за того, что он предоставил недостоверные сведения. Такие случаи оспаривают в ФАС, но при этом увеличивается период заключения контракта.

На что обратить внимание при составлении: форма и содержание

В первую очередь стоит отметить, что в законодательстве РФ отсутствует единый образец решения о совершении крупной сделки. Но п. 3 ст. 46 № 14 ФЗ поясняет, что в таком документе должно быть указано:

  1. Лицо, которое является стороной соглашения и выгодоприобретателем.
  2. Цена.
  3. Предмет соглашения.
  4. Другие или порядок их определения.

Выгодоприобретателя можно не указывать, если невозможно его определить к моменту согласования документа, а также если контракт заключается по результатам торгов.

При этом ст. 67.1 ГК РФ устанавливает, что принятое решение исполнительными органами ООО нужно подтвердить с помощью нотариального удостоверения, если иной способ не предусмотрен Уставом такого общества либо решением общего собрания, которое принято участниками единогласно.

П. 4 ст. 181.2 ГК РФ закрепляет перечень сведений, которые необходимо отразить в решении очного собрания учредителей. В протоколе требуется указать следующие сведения:

  • дату, время и место проведения собрания;
  • лица, которые участвовали в собрании;
  • результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • лица, которые считали голоса;
  • лица, которые голосовали против одобрения соглашения и потребовали внести запись об этом.

В 2019 году случается так, что заказчики отклоняют участника, если в решении указана общая сумма одобряемых сделок, а не каждого соглашения в отдельности. Поэтому рекомендуем использовать формулировку «Одобрить совершение сделок от имени Общества с ограниченной ответственностью «_______________» по результатам проведенных процедур закупок товаров, работ, услуг. Сумма каждой такой сделки не должна превышать сумму ____________ (_____________) рублей 00 копеек».

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.