Машиностроительный комплекс: состав, факторы размещения предприятий, основные районы и центры. Проблемы и перспективы развития

Машиностроение , создавая активную часть основных производственных фондов - орудия труда, в значительной степени оказывает влияние на темпы и направления научно-технического прогресса в различных отраслях народного хозяйства, на рост производительности труда и другие экономические показатели, определяющие эффективность развития общественного производства.

В структуре машиностроения насчитывается 19 крупных комплексных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.

Каждая из отраслей выпускает продукцию определенного назначения, имеет сходные технологические процессы и используемое сырье. По роли и значению в народном хозяйстве отрасли машиностроения можно объединить в 3 взаимосвязанных группы:

В первую группу входят отрасли, обеспечивающие развитие всего народного хозяйства:

  • приборостроение;
  • химическое машиностроение;
  • электротехническое машиностроение;
  • энергетическое машиностроение.

Во вторую группу входят отрасли, обеспечивающие развитие машиностроения:

  • станкостроение;
  • инструментальная промышленность.

В третью группу входят отрасли, обеспечивающие развитие отдельных отраслей народного хозяйства:

  • дорожно-строительного производства;
  • производство тракторов и сельскохозяйственной техники;
  • производство оборудования для различных отраслей народного хозяйства.

Для обеспечения своего лидерства машиностроению необходимы определенные условия. Одно из них можно изобразить соотношением: «1:2:4». Оно означает, что если темпы развития хозяйства страны принять за единицу, то машиностроение должно развиваться в 2 раза быстрее, а важнейшие его отрасли (электроника, приборостроение и другие) - в 4 раза быстрее. В России это соотношение было примерно таково - «1:0,98:1».

Машиностроительная промышленность отличается широким развитием межотраслевых и внутриотраслевых связей, основанных в значительной мере на производственном кооперировании.

На долю машиностроения приходится более У 3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2 / 5 промышленно-производственного персонала и почти У 4 основных промышленных производственных фондов.

Ассортимент выпускаемой продукции российского машиностроения отличается большим разнообразием, что обусловливает глубокую дифференциацию его отраслей и существенно влияет на размещение производства отдельных видов продукции.

В России машиностроение принадлежит к числу наиболее распространенных в территориальном отношении отраслей промышленности. Однако в одних районах оно имеет профилирующее значение, а в других его функции ограничены главным образом удовлетворением внутренних потребностей.

По характеру технологического процесса многие отрасли машиностроения тяготеют к районам высокой технической культуры. В то же время эти районы обычно являются довольно емкими потребителями готовой продукции.

Совпадение источников сырья с местами потребления готовой продукции представляет собой оптимальный вариант размещения машиностроительных предприятий. В этом случае значительно сокращаются транспортные расходы по перевозке металла, машин и оборудования, возникают условия для установления связей между машиностроением и черной металлургией. Машиностроительные заводы освобождаются от некоторых операций, в большей мере свойственных металлургии, а металлургические заводы получают возможность использовать отходы машиностроения и специализироваться в соответствии с его потребностями.

При территориальной разобщенности сырьевых баз и основных потребителей машин и оборудования районы потребления имеют преимущества. Дело в том, что в машиностроении расход сырья на 1 т готовой продукции составляет в среднем 1,3-1,5 т, между тем как затраты на транспортировку любой машины намного выше, чем затраты на транспортировку металла, который был использован для ее производства. Поэтому даже металлоемкие производства, дающие малотранспортабельную продукцию, часто тяготеют к районам потребления.

Анализ проведенных научных исследований по проблемам размещения отдельных отраслей машиностроения показал, что в решении вопросов их территориальной организации еще нет единства ни в постановке проблемы, ни в методах расчета и оценки эффективности, что усложняет поиск рационального варианта размещения машиностроения в целом.

Экономическая наука располагает многими приемами расчета сравнительной эффективности вариантов размещения. Основными из них являются:

  • расчет по предприятию-аналогу (размещаемое предприятие берется в качестве аналога для всех экономических районов; по этому методу проводят расчеты затрат, связанных с размещением предприятия-аналога для каждого экономического района);
  • расчет по условному представителю (в качестве условного представителя выбирают тип изделия, производство которого преобладает в отрасли);
  • расчет по фактическим технико-экономическим показателям производства (при данном методе расчеты ведутся по конкретным производствам, а при оценке эффективности их размещения получают более достоверные результаты);
  • определение на основе оптимизационных расчетов (этот метод с применением математического моделирования позволяет одновременно решать многие проблемы территориальной организации производства).

Среди факторов, влияющих на размещение машиностроения, значительная роль принадлежит специализации и кооперированию производства.

Специализация дает большие возможности для использования высокоэффективного производственного оборудования, а также средств автоматизации производственных процессов. Специализация может быть следующих типов:

  • детальная или подетальная, которая подразумевает выпуск отдельных частей или деталей готового продукта;
  • предметная, т.е. отвечающая за выпуск определенных конечных видов продукции;
  • технологическая - производство полуфабрикатов (литье, различные виды заготовок) или осуществление отдельной операции и технологического процесса.

Специализация тесно связана с кооперированием , которое предполагает участие в процессе производства готового продукта нескольких предприятий.

Машиностроение отличается от других отраслей промышленности рядом особенностей, которые влияют на его географию.

Наукоемкостъ. Производство наиболее прогрессивной и сложной техники концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро, опытными заводами в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Ориентация на научный потенциал - ведущий фактор размещения машиностроительных предприятий.

Трудоемкость - это большие затраты и высокая квалификация используемого труда. Производство машин требует очень больших затрат рабочего времени. Поэтому многие отрасли машиностроения тяготеют к районам с высокой концентрацией населения. Для разработки новых образцов техники необходимы не просто людские ресурсы, а высококвалифицированные рабочие и инженерно-технические кадры. Высокая трудоемкость присуща станкостроению (Москва), авиационной промышленности (Казань, Самара), производству приборов и электронной техники (Ульяновск, Новосибирск).

Металлоемкость. Машиностроительный комплекс потребляет значительную часть черных и цветных металлов. В этой связи машиностроительные заводы, выпускающие металлоемкую продукцию (металлургическое, энергетическое, горно-шахтное оборудование), ориентируются на металлургические базы. Крупные заводы тяжелого машиностроения расположены на Урале (Екатеринбург).

Многие отрасли машиностроения развиваются в районах с благоприятным для организации кооперирования экономико-географическим положением. Например, автомобилестроение - в Центре и Поволжье. Поскольку перевозка машин обычно осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, машиностроительные заводы размещаются на крупных транспортных магистралях.

Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются на потребителей их продукции, поскольку их продукцию сложно транспортировать из-за большого веса и крупных размеров. Выгоднее их производить прямо в районах потребления. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии (Петрозаводск), комбайны для уборки зерновых - на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог).

В зависимости от особенностей взаимодействия таких факторов, как материалоемкость, трудоемкость и энергоемкость, выделяют тяжелое машиностроение, общее машиностроение и среднее машиностроение.

Тяжелое машиностроение относится к материалоемким отраслям с большим потреблением металла и относительно малой трудоемкостью. К тяжелому машиностроению относят производство металлургического, горно-шахтного, крупноэнергетического, подъемнотранспортного оборудования, тяжелых станков, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Размещение тяжелого машиностроения в первую очередь зависит от сырьевой базы и районов потребления.

Например, производство металлургического и горно-шахтного оборудования размещается, как правило, вблизи металлургических баз и в районах потребления готовой продукции.

Одной из важнейших отраслей тяжелого машиностроения является производство оборудования для металлургической промышленности. Большая металлоемкость продукции этих производств, сложность транспортировки обусловили размещение этих предприятий вблизи центров развития металлургии и потребления этой продукции: Екатеринбург, Орск, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на- Амуре.

Крупные центры производства горно-шахтного оборудования созданы в Западной Сибири - Новокузнецк, Прокопьевск, Кемерово. В Красноярске построен один из крупнейших заводов по производству тяжелых экскаваторов, которые используются при освоении буроугольных месторождений Канско-Ачинского бассейна.

Производство оборудования для нефтяной и газовой промышленности сложилось в нефтедобывающих и газодобывающих районах - Урал, Поволжье, Северный Кавказ, в Западной Сибири.

Энергетическое машиностроение представлено производством мощных паровых турбин и генераторов, гидротурбин и паровых котлов. Оно располагается преимущественно в крупных центрах развитого машиностроения при наличии высококвалифицированных кадров. Крупнейшими центрами по производству турбин для гидроэлектростанций являются Санкт-Петербург и Таганрог (завод «Красный котельщик», который выпускает половину всех паровых котлов страны). Высокопроизводительные котлы выпускаются в Подольске и Белгороде. Санкт-Петербург и Екатеринбург специализируются на выпуске газовых турбин. Развитие атомной энергетики определило производство оборудования для атомных электростанций. В Санкт- Петербурге выпускаются атомные реакторы; крупный центр атомного энергетического машиностроения сформировался в Волгодонске.

Предприятия по производству тяжелых станков и кузнечно-прессового оборудования работают в Коломне, Воронеже, Новосибирске.

Основные центры морского судостроения сформировались на побережьях Балтийского моря (Санкт-Петербург, Выборг), которые специализируются на производстве пассажирских, грузопассажирских, ледоколов-атомоходов. На Белом море главный центр судостроения - Архангельск, на Баренцевом - Мурманск. В этих центрах производятся лесовозы.

Речное судостроение представлено верфями на крупнейших речных магистралях: Волге, Оби, Енисее, Амуре. Одним из крупнейших центров судостроения является Нижний Новгород, где на АО «Красное Сормово» выпускают суда различного класса: современные пассажирские лайнеры, теплоходы типа «река - море» и т.д. Речные суда производятся в Волгограде, Тюмени, Тобольске, Благовещенске.

Железнодорожное машиностроение: Коломна, Новочеркасск (Северо-Кавказский район), Муром (Нижегородская область), Ме- диново (Калужская область), Демидово.

Вагоностроение (для производства вагонов необходимо также древесное сырье): Нижний Тагил, Калининград, Новоалтайск, Брянск, Тверь, Мытищи, Абаканский вагоностроительный завод (Хакасия).

Развитие машиностроения в России

Машиностроение является одной из важнейших отраслей промышленности. Она тесно связанна с научно-техническим прогрессом. За годы своего развития эта отрасль претерпела немало реорганизаций и изменений, связанных с нестабильным финансовым положением России (кризис 90-х, санкции США и др).

Не смотря на то, что данная отрасль не настолько наукоемка, как например фармакология, от ее развития зависят остальные отрасли, так как именно машиностроение обеспечивает их оборудованием, техникой и т. п.

В 90-е годы, в период кризиса, машиностроение претерпело спад производства, но уже в 2000-х темп выпуска продукции начал расти и даже занимал лидирующие позиции среди стран (свыше 20%).

Замечание 1

В российском машиностроении 80% предприятий являются частными и лишь 20% находятся на государственном попечении.

Ведущие направления развития российского машиностроения:

  1. Устранение монополий, которые составляют 80% производств России
  2. Увеличение высокоразвитых производств по выпуску станков, нефтяного оборудования
  3. Открытие новых и укрепление старых экономических и технологических связей со странами дальнего и ближнего востока
  4. Стимулирование инвестиций отечественных предприятий
  5. Государственная поддержка предприятий

Факторы развития машиностроения

Считается, что для лучшего развития машиностроения требуется соблюдение пропорций 1:2:4. Где 1 – это темп развития хозяйства и экономики страны, 2 – состояние машиностроительной сферы, а 4 – уровень развития электроники и приборостроения.

К сожалению, в России это соотношение совсем иное – 1:0,98:1. Именно поэтому наш машиностроительный комплекс не может составить конкуренцию зарубежным странам.

На долю машиностроения приходится более 1/3 объемов производства товарной продукции промышленности России, около 2/5 - промышленно-производственного персонала и почти 1/4 основных промышленных производственных фондов.

Ассортимент, выпускаемый машиностроительной отраслью, отличается большим разнообразием, что обуславливает различные принципы размещения производства. Хотя, порой в одних районах располагаются исключительно профилирующие производства, а в других только те, что будут удовлетворять потребности населения.

Оптимальным вариантом для развития машиностроения является совпадение места производства с местом добычи сырья необходимого для данного производства, что значительно сокращает расходы на транспортные перевозки, оборудование.

Современное состояние росийского машиностроения

Если судить по проблемам и перспективам развития машиностроения, то можно смело сказать, что его нынешнее состояние оценивается как депрессивное. С одной стороны, производство вещей личного пользования (автомобилей, компьютеров и т. п. продукции) возросло, с другой же, наоборот, наметился спад производства крупной техники (комбайны по уборке зерна).

Так в XX веке стремительно начало расти производство такого оборудования как телевизоры, холодильники и прочая бытовая техника.

Особенности развития машиностроения в 2000 годы:

  1. Ускоренные темпы увеличения производственных мощностей на территории России
  2. Не столь интенсивное развитие машиностроения на востоке
  3. Увеличение производства в центральном регионе на 41%, за счет выпуска электропоездов и легковых автомобилей
  4. Благодаря программе по выпуску нефтегазодобывающего оборудования интенсивно развиваются предприятия Западной Сибири
  5. Восточная Сибирь не столь развита, скачок производства наблюдается только в тяжелом, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении.

Замечание 2

В развитии машиностроения можно наметить 2 основных направления, первое – это решение социальных проблем (выпуск машин, медицинской техники, предметов оборудования и т. п.), второе – это развитие электроэнергетической и электротехнической промышленности (выпуск вычислительной техники, танкостроение, приборостроение).

Факторы, влияющие на эффективность развития машиностроения:

  • Научно-технический прогресс
  • Специализация
  • Кооперирование
  • Концентрация
  • Комбинирование производства
  • Наличие трудовых ресурсов
  • Близость к источникам сырья, материалов и потребителям
  • Объем транспортных работ и затрат на транспортировку.

Среди этих факторов наиболее значимыми по праву можно считать специализацию и кооперацию. Благодаря специализации повышается эффективность развития машиностроения. Например, автомобильный комплекс включает в себя следующие специализации: ремонтно-строительная, литейная, дизельная, прессово-рамная, кузнечнопрессовая, автосборочная. Наличие всех этих специализаций позволяет заводу легко переключиться со сбора одной модели автомобиля на другую.

Кооперирование – это участие в производстве готовой продукции, нескольких предприятий. Например, Волжский автозавод кооперативно связан более чем с 300 смежными странами, в том числе и зарубежными, которые поставляют ему более 500 наименований материалов.

Поддерживать кооперативные связи выгоднее всего с близкими друг к другу предприятиями, особое место выделяется предприятиям внутри экономического района, что существенно сократит расходы на перевозки.

По сравнению с 1990 годом нынешнее положение машиностроения находится в тяжелом состоянии. Доля машиностроения составляет всего 15%.

Больше всего пострадала авиационная, оборонная промышленность, тяжелое машиностроение, электротехническая промышленность, станкостроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение. Несмотря на этот спад, военное машиностроение набирало темп.

Проблемы и перспективы развития российского машиностроения:

  • 95% продукции производится в европейской части страны
  • Большая доля металлоемких видов машиностроения
  • Около 40% предприятий связанно с военно-промышленным комплексом
  • Проблема перехода на выпуск гражданской продукции
  • Низкое качество гражданской продукции и ее неконкурентоспособность на мировом рынке.

Специально для портала «Перспективы»

Владимир Кондратьев

Кондратьев Владимир Борисович – доктор экономических наук, профессор, руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований Института мировой экономики и международных отношений РАН


Машиностроение лидирует среди других отраслей промышленности в использовании высоких технологий. Обычно его считают менее наукоемким сектором по сравнению с такими инновационными отраслями, как ИКТ или фармацевтика. Однако именно машиностроению принадлежит ключевая роль в распространении передовых машин, оборудования и производственных процессов в других отраслях экономики. Большая часть био- и нанотехнологий, производства современных материалов, микро- и фотоэлектроники в значительной степени зависит от инноваций в машиностроении.

Примерно с 1970-х годов машиностроение стало лидировать среди других отраслей промышленности в развитии и использовании высоких технологий. Производя машины, оборудование и комплектующие для них, эта отрасль имеет также тесные связи со сферой услуг, особенно с такими ее сегментами, как монтаж обрабатывающих систем, ремонт и техническое обслуживание и даже финансовые операции. Все это вносит вклад не только в повышение производительности, но и в сокращение издержек производства.

Примерно треть продукции машиностроения в качестве промежуточных товаров поставляется в другие сегменты отрасли, такие как электронное машиностроение, автомобилестроение, производство медицинского оборудования, производство инструмента и т. п. Существует, например, целая группа производств, которые специализируются на автомобильной промышленности и выпускают компоненты, необходимые для функционирования транспортного оборудования.

Большая часть продукции машиностроения относится к инвестиционным товарам, необходимым для осуществления капитальных вложений в широком спектре отраслей экономики. Отдельные подотрасли машиностроения обеспечивают инвестиционными товарами такие отрасли промышленности, как текстильная, целлюлозно-бумажная, добывающая, а также строительство и сельское хозяйство. Некоторые из этих отраслей (текстильная, целлюлозно-бумажная и др.) подвержены достаточно глубоким инвестиционным циклам, что создает значительные проблемы для развития машиностроения. Часть поставщиков инвестиционных товаров обеспечивают сразу несколько отраслей экономики, что снижает угрозу сокращения производства; к таким относятся, например, предприятия, выпускающие подъемно-транспортное оборудование - краны и конвейеры.

Машиностроение подвержено колебаниям экономической конъюнктуры в значительно большей степени, чем другие отрасли экономики. Оно сильно зависит от инвестиционной активности компаний, покупающих машины и оборудование. Такая односторонняя зависимость постоянно подвергает машиностроение циклическим изменениям спроса. В результате машиностроение оказывается в центре процесса чередования кризисов и экономических подъемов.

Представление об общей структуре этой диверсифицированной отрасли промышленности с многочисленными субсекторами и о ее изменениях дают рис. 1 и 2.

Рис. 1. Отраслевая структура машиностроения в 1995 – 2000 гг., %

Рис. 2. Отраслевая структура машиностроения в 2008 – 2012 гг., %

Как видно из представленных рисунков, наиболее крупными сегментами машиностроительной отрасли являются производство турбин и моторов, производство подъемно-транспортного оборудования и оборудования для вентиляции и кондиционирования воздуха. При этом за последние 10 – 15 лет выросло значение оборудования для вентиляции и кондиционирования (с 5 до 8%), подъемно-транспортного оборудования (с 7 до 9%) и производства турбин и моторов (с 10 до 11%).

Обычно машиностроение классифицируют как отрасль со средневысоким уровнем наукоемкости. При этом основываются на том факте, что доля затрат на НИОКР составляет около 2% стоимости продукции и остается на этом уровне уже более десяти лет. По сравнению с другими инновационными отраслями, такими как ИКТ или фармацевтика, этот показатель выглядит сравнительно низким. Более того, технологии, используемые в машиностроении, часто оцениваются как «зрелые» .

Такая точка зрения не учитывает «обеспечивающий» характер машиностроения. Отрасль является ключевой для распространения передовых машин, оборудования и производственных процессов в других отраслях экономики. Большая часть био- и нанотехнологий, производства современных материалов, микро- и фотоэлектроники – всего того, что обеспечивает конкурентоспособность, – в значительной степени зависит от инноваций в машиностроении.

Тут необходимо принимать во внимание следующее. Инновационные продукты выпускаются с использованием машин и оборудования, поставляемого машиностроением, для чего необходимо тесное взаимодействие между производителями машин и потребляющими отраслями. Новые производственные технологии разрабатываются компаниями на основе ключевых «обеспечивающих» технологий совместно с производителями оборудования и поставщиками необходимых материалов. Занимая в данном случае верхние сегменты цепочек добавленной стоимости, машиностроение обеспечивает производственными ноу-хау заказчиков, находящихся на нижних этажах таких цепочек. При этом широкое использование в экономике этих ноу-хау требует машиностроительных предприятий, которые разрабатывают специфические решения для определенных отраслей или даже конкретных компаний.

Крупнейшими мировыми центрами машиностроения в настоящее время являются Европейский союз, Китай, США и Япония (табл. 1).

Таблица 1. Мировые центры машиностроения, 2012 г.

Источник : Eurostat, national Statistical bureau, Ifo Institute.

Европейский союз остается пока крупнейшим мировым центром машиностроения по общему валовому выпуску продукции. Однако ему на пятки наступает Китай, который за последние 10 лет вырвался в число лидеров, а по произведенной условно-чистой продукции даже занял первое место в мире. В этот же период среднегодовые темпы прироста выпуска машиностроительной продукции в ЕС составили лишь 1,1%, а в США и Японии даже наблюдалось падение (на 1,1 и 3,1% соответственно). Если занятость в отрасли в 2000 – 2012 гг. в развитых странах сокращалась (в США – на 2,6% в год, в Японии – на 3,3%, в ЕС – на 1,5% в год), то в Китае она росла ежегодно на 5,8%, достигнув 6 млн чел. и тем самым в два раза превысив показатель занятости в странах Евросоюза. Это отражало общий процесс переноса машиностроительных мощностей с Запада на Восток. Причина в том, что удельные трудовые издержки в Китае в два раза ниже, чем в Японии, в три раза ниже, чем в США, и почти в пять раз ниже, чем в Европейском союзе.

Конкурентные позиции европейских стран в области машиностроения ослаблены еще и сравнительно более низким показателем производительности труда, который составляет 54 тыс. долл. (в США – 91 тыс. долл., в Японии – 97 тыс. долл.). Это можно объяснить разнородным характером экономик стран, входящих в ЕС. Однако даже в ведущей стране Западной Европы – Германии производительность труда в машиностроении составляет только 70 тыс. долл.

Хотя Китай пока продолжает отставать от других мировых центров машиностроения по производительности труда (50% от уровня ЕС), ежегодные темпы прироста этого показателя в 2000 – 2012 гг. составили более 10%, в то время как в ЕС – 1,5%, США – 0,8%, а в Японии наблюдалось падение. По нынешнему уровню производительности труда в машиностроении Китай сравним с такими странами, как Польша, Чехия и Словакия, где трудовые издержки существенно выше китайских. Кроме того, названные страны больше внимания уделяют абсолютным объемам выпуска, чем инвестициям в НИОКР, проектированию и маркетингу. Эти обстоятельства дают Китаю существенные конкурентные преимущества.

Усиление позиций Китая в качестве ведущей машиностроительной державы выразилось и в резком повышении его удельного веса в мировой торговле продукцией данной отрасли. Этот показатель всего за 12 лет вырос с 3% в 2000 г. до 13% в 2012 г. Доля США в мировой торговле за тот же период снизилась с 25 до 17%, а Японии – с 21 до 16%. И лишь позиции Европейского союза остались достаточно прочными: на него в конце 2000-х годов приходилось 37% глобальной торговли машиностроительной продукцией, что на три процентных пункта выше уровня 2000 г.

Германия

Германия является по уровню развития машиностроения одной из ведущих стран мира и крупнейшей державой Западной Европы (табл. 2).

Таблица 2. Удельный вес стран Европейского союза в развитии машиностроения, %

Источник: Eurostat, IFO Institute .

Обращает на себя внимание, что по уровню развития машиностроения Германия практически в два раза опережает идущую за ней Италию, хотя доля Германии в европейском машиностроении за последние десятилетия и уменьшилась (с 42% в 1990-х годах до 38% в 2012 г.).

В самой Германии машиностроительные предприятия сконцентрированы в земле Северный Рейн-Вестфалия – традиционном регионе тяжелого машиностроения, в Баден-Вюртенберге и Баварии. После объединения Германии к этой региональной группе присоединилась и Саксония.

Машиностроение занимает ведущее положение в экономике страны: на него приходится 13% всего производства обрабатывающей промышленности (в среднем по странам Евросоюза – 9%). Германское машиностроение известно широким разнообразием продукции. В то же время последние 15 лет здесь усиливалась специализация. На ведущие 10 подотраслей машиностроения в 1995 г. приходилось 48% продукции отрасли, а в 2012 г. – уже 63%. Удельный вес станкостроения вырос с 3 до 6%. Более высокими темпами развивалась подшипниковая промышленность, доля которой выросла с 5,6 до 8%. Обе подотрасли имеют тесные нисходящие связи с инвестиционными отраслями, и прежде всего с автомобильной промышленностью, которая составляет мощный общеевропейский индустриальный кластер. Значение этих подотраслей машиностроения в Германии существенно выше, чем в среднем по ЕС (где имеем 4% для станкостроения и 6% для подшипниковой промышленности).

Другим важным сектором остается энергетическое машиностроение. Его доля в общей продукции отрасли в середине 2000-х годов достигала в Германии 17%. Позже этот показатель снизился до 14%. Такая волатильность объясняется особенностью контрактов на производство больших турбин для электростанций, выполнение которых имеет длительный временной лаг. Германия с такими крупными производителями, как «Siemens», занимает заметный сегмент глобального рынка турбин.

Компаниям в стране предоставлены очень благоприятные условия для исследований и разработок, производства важнейших технических компонентов. Созданная в Германии инфраструктура, включающая налоговые льготы, признана экспертами Евросоюза в качестве «наилучшей практики». Тем не менее машиностроительные компании сталкиваются с проблемами структурных сдвигов и высокой заработной платы. Традиционно в этой отрасли делался упор на производстве внутри страны в рамках одной корпорации. В 1990-х годах ситуация стала меняться. Многие компании превратились в глобальных игроков, имеющих производственные площадки на наиболее важных зарубежных рынках.

Длительный процесс консолидации отрасли сопровождался в Германии активными слияниями и поглощениями. Это привело к прекращению деятельности ряда крупных корпораций. Так, корпорация «Mannesmann» была поглощена в 1999 г. британской телекоммуникационной компанией «Vodafone». Дочерние компании корпорации, такие как «Mannesmann Rexroth» (производитель гидравлического оборудования) и «Demag Cranes», были проданы. Через некоторое время обе эти компании вошли в состав «Siemens». А еще позже «Rexroth» была приобретена компанией «Bosh», а «Demag Cranes» в 2002 г. перешла под контроль американской машиностроительной компании «Terex».

В 1990-х годах в машиностроительную отрасль стали активно вкладываться финансовые инвесторы, способствуя, таким образом, процессу консолидации. Мелкие компании со своими дополняющими производственными программами были вынуждены присоединяться к большим промышленным группам, чтобы обеспечить комплексные решения для крупных клиентов, таких как «MAG Powertrain» и «Schleifring Group».

Германскому машиностроению присущи тесные связи компаний вдоль всей цепочки добавленной стоимости. Такая особенность базируется не только на долговременной и надежной кооперации, но и на обмене технологиями, а также стандартами качества. Это способствовало сохранению стабильного сотрудничества даже в эпоху тотальной глобализации. Крупные компании демонстрируют большую заинтересованность в поддержке своих национальных поставщиков.

Со времени падения «железного занавеса» страны Центральной и Восточной Европы стали частью цепочек добавленной стоимости германских машиностроительных компаний. Германские компании активно инвестировали в этот регион. Большое внимание уделяется связям и с другими странами и регионами. Это позволяет, с одной стороны, использовать более низкие трудовые издержки для эффективной финальной сборки оборудования в самой Германии, а с другой – организовывать производство и финальную сборку на важных региональных рынках с целью более быстрого доступа туда германского оборудования.

В 2012 г. по валовому выпуску машиностроительной продукции (220 млрд долл.) США были третьими в мире после Европейского союза и Китая. Однако в последнее десятилетие американское машиностроение росло сравнительно низкими темпами – менее 1,5% в год. В результате объем произведенной условно-чистой продукции в 2012 г. в постоянных ценах был на 17% ниже уровня 2000 г., а численность занятых в отрасли сократилась за эти годы с 1,5 млн до 1,1 млн чел.

В то же время уровень производительности труда в американском машиностроении остается одним из самых высоких в мире, составляя 91 тыс. долл., что выше западноевропейского показателя почти на 70%. В настоящее время около 60% производимой в США продукции машиностроения направляется на внутренний рынок. Экспорт растет более быстрыми темпами, чем импорт. В 2012 г. положительное сальдо в торговле машиностроительной продукцией составило 13 млрд долл. (в 2000 г. – 5 млрд долл.). Основные направления экспорта – страны НАФТА, Канада и Мексика. Традиционно сильные позиции американская машиностроительная продукция занимает в странах Южной Америки. В последние годы важным рынком сбыта стали страны Азии, особенно Китай.

Машиностроение в США является высоконаукоемкой отраслью. На него приходится до 20% всех американских НИОКР и 17% численности ученых и инженеров. В то же время нарастает дефицит в торговле наукоемкой продукцией. Так, в 2008 г. впервые в истории более половины американских патентов было выдано компаниям из других стран. В связи с этим правительство предпринимает усилия по стимулированию развития наукоемких технологий. Внимание уделяется, в частности, использованию малых высокоемких батарей, современным композитным материалам, биоинженерии и альтернативным источникам энергии; сокращению времени на разработку и внедрение в производство передовых материалов; инвестициям в новое поколение робототехники; разработке инновационных производственных процессов и материалов для снижения энергозатрат.

Япония

Общий объем производства продукции машиностроения в Японии составил в 2012 г. 152 млрд долл. Это четвертое место в мире. В отрасли здесь занято примерно 700 тыс. человек. В 2000 – 2012 гг. машиностроение в Японии развивалось сравнительно медленными темпами, в результате чего производство условно-чистой продукции в постоянных ценах снизилось по сравнению с 2000 г. на 30%, а численность занятых сократилась на 200 тыс. человек. В стране достигнут наивысший уровень производительности труда в машиностроении – 97 тыс. долл., что на 80% превышает западноевропейский уровень. Япония является крупнейшим после США экспортером машиностроительной продукции. Что касается импорта, он в последние годы рос довольно быстрыми темпами – на 2% в год. Однако большую часть его составляла продукция японских же компаний, перенесших свое производство в страны с более низкими издержками. Исторически продукция иностранных компаний занимает незначительную долю внутреннего рынка Японии. Страна обладает одним из самых больших положительных сальдо в международной торговле машиностроительной продукцией: около 65 млрд долл.

Япония относится к наиболее технологически развитым странам мира: валовые расходы на НИОКР к ВНП составляют 3,3% (третье место в мире после Финляндии и Швеции). Тем не менее, после почти 20 лет экономической стагнации, правительство вынуждено было разработать и принять в 2010 г. «Новую стратегию роста», направленную на более широкое использование в экономике технологических и образовательных инноваций. Были определены восемь важнейших направлений дальнейшего развития: 1) наука о жизни; 2) информационные технологии; 3) окружающая среда; 4) нанотехнологии и материалы; 5) энергетика; 6) производственные технологии; 7) социальная инфраструктура; 8) глубоководные и космические технологии.

Китай

До конца прошлого столетия большинство китайских машиностроительных компаний представляли собой государственные предприятия, как правило, отстающие в технологическом и управленческом отношении от своих международных конкурентов. Во многих секторах у Китая не было собственных прав интеллектуальной собственности, и внутренний спрос удовлетворялся преимущественно за счет импорта. Китайское правительство приняло стратегию импорта наиболее передового оборудования для повышения эффективности собственного производства, организуя совместные предприятия, в которых у иностранцев был только миноритарный пакет акций.

В первом десятилетии нынешнего века благодаря иностранным инвестициям было подготовлено достаточное количество квалифицированной рабочей силы, чтобы резко улучшить управление компаниями. Правительство стало придерживаться политики «рынок в обмен на технологии», перенеся акцент с импорта машин на импорт капитала. Многие иностранные компании приобрели акции китайских предприятий.

Размеры и темпы роста китайского рынка создавали благоприятные условия для развития крупных компаний, которые могли лучше использовать эффект от масштабов производства, чем их зарубежные конкуренты. Так, в производстве портовых кранов шанхайская компания «Zhenhua Heavy Industry» стала мировым лидером, опередив германскую «Demag Cranes» и финскую «Kone».

В последние годы усилилась инвестиционная активность китайских компаний за рубежом. Они стали покупать иностранные компании в высокотехнологичных секторах экономики. По данным китайского Совета по продвижению международной торговли, на долю машиностроения приходится 17% китайских прямых зарубежных инвестиций в развитых странах и 20% – в развивающихся странах. Представление о китайских прямых иностранных инвестициях, вкладываемых в высоконаукоемкие отрасли, дает табл. 3.

Таблица 3. Важнейшие проекты с участием прямых китайских инвестиций в наукоемких отраслях экономики

Покупаемая компания или СП

Продукция

Вид сделки

Китайская компания-покупатель

«Mitsubishi» (Япония)

«Wartsila» (Финляндия)

Судовые дизельные двигатели

«China Shipbuilding Industry Corporation»

KSB (Германия)

Насосы, трубопроводная арматура

«Duerkopp-Adler» (Германия)

поглощение

«ShangGong Group»

«Topcut-bullmer» (Германия)

Оборудование для легкой промышленности

поглощение

«New jack Sewing Machine»

FACC AG (Австрия)

Углепластики

поглощение

«Xi’an Aircraft Industry»

ELKEM (Норвегия)

Композитные материалы

поглощение

«Bluestar Group»

И с т очник: An Introduction to Mechanical Engineering: Study on the Competitiveness of the EU Mechanical Engineering Industry, Munich 2012.

Китайские инвестиции в производство оборудования для легкой промышленности являются естественным продолжением процесса консолидации отрасли, которая происходит уже более двадцати лет. Движущим мотивом покупок зарубежных компаний в этой сфере является стремление приобрести новейшие технологии и известные бренды.

Покупка компаний FACC и ELKEM представляет собой попытку китайских компаний войти в верхние сегменты цепочек добавленной стоимости. Австрийская FACC AG имеет сильные международные позиции в производстве композитных углепластиков, применяемых в авиакосмической промышленности. Норвежская ELKEM – известный производитель субстанций на основе силикона и углеродных сплавов, используемых в электронной промышленности и металлургии (для производства материалов с заранее заданными свойствами).

За последнее десятилетие машиностроение Китая развивалось исключительно высокими темпами. В 2012 г. общий объем производства составил 480 млрд долл., а по объемам условно-чистой продукции страна стала мировым лидером. В постоянных ценах среднегодовые темпы прироста составили 20%. Темпы прироста рабочей силы в отрасли составили за тот же период 6% в год, а численность занятых более чем удвоилась, достигнув 6 млн человек. Эта тенденция резко контрастирует с ситуацией в США, Японии и ЕС, где происходило сокращение рабочих мест. Глобальный финансовый кризис практически не затронул китайское машиностроение.

Хотя производительность труда в машиностроительной отрасли Китая еще существенно ниже, чем в развитых странах (около 50% от уровня ЕС), темпы ее роста составляли в 2000 – 2012 гг. более 12% в год, а абсолютный показатель вырос с 8 тыс. до 26 тыс. долл.

В настоящее время китайское машиностроение ориентировано в основном на потребности внутреннего рынка, куда направляется 85% валовой продукции отрасли. Доля импорта во внутреннем потреблении составляет только 15%. Этот показатель намного ниже, чем в Японии, ЕС и США, где доля импортных машин и оборудования достигает 38%. Причем значение импорта все время снижается: в 2000 г. его удельный вес составлял 36%. В период с 2000 по 2012 г. экспорт машин и оборудования в Китае рос гораздо более высокими темпами, чем импорт, что снизило дефицит в торговле продукцией машиностроения с 70 млрд до 5 млрд долл.

Технологическая и профессиональная квалификация китайских машиностроительных компаний все время повышается. В некоторых областях они уже находятся на уровне японских и европейских компаний. Китайские фирмы не только научились копировать существующие продукты, но и разрабатывают свои собственные машины и оборудование. Они становятся все более амбициозными, все чаще выходят на глобальный рынок. В 2006 г. китайские компании приобрели 20 компаний из развитых стран, в 2007 г. – уже 33, в 2008 г. – 38, в 2010 г. – 50 компаний .

Приход иностранных инвесторов в Китай все еще приветствуется, однако ограничения на возможность покупки ими контрольного пакета акций китайских компаний становятся жестче. Китайское правительство делает акцент на передаче технологий, а не на импорте машин и капитала. Тем не менее в ближайшие годы страна все еще будет зависеть от компонентов, станков и оборудования специального назначения, производимых за ее пределами. В этой связи в 2010 г. были аннулированы импортные пошлины на некоторые виды машин и оборудования, такие как турбины, компрессоры, оборудование для металлообработки, строительное оборудование и сельскохозяйственные машины .

В марте 2011 г. в Китае был принят 12-й пятилетний план (на 2011‒2015 гг.), основной целью которого объявлялось создание новой экономической модели развития страны. Суть этой модели – в переходе от инвестиций в капитальные активы к технологическому совершенствованию, инновациям и потреблению в качестве основных факторов роста. Кроме того, устойчивому росту должны поспособствовать энергосбережение и использование экологически эффективных технологий.

Для машиностроения особое значение имеют следующие установленные в пятилетнем плане цели: снижение энергоемкости ВНП на 16%; снижение выбросов углекислого газа на 17%; увеличение доли альтернативных видов топлива с 8,3 до 11,4%; сокращение потребления водных ресурсов в производственных процессах на 30%.

Кроме того, Китай наметил семь стратегических нарождающихся отраслей в качестве объектов для промышленной политики и капиталовложений: 1) биотехнологии; 2) новые источники энергии; 3) производство оборудования высокого технического уровня; 4) энергосбережение и защита окружающей среды; 5) экологически чистые транспортные средства; 6) новые материалы; 7) следующее поколение информационных технологий. На эти отрасли к 2015 г. должно приходиться до 8% ВНП страны.

Такая концепция развития позволит китайским предприятиям конкурировать на глобальном рынке в высокотехнологичных отраслях с высокой добавленной стоимостью. Конечная цель заключается в формировании полных производственных цепочек, от базовых разработок до коммерческого использования продукции .

Развитие семи стратегических отраслей тесным образом связано с инновациями. Основой исследований и разработок китайских национальных компаний должны стать внутренние инновации. Национальные расходы на НИОКР, по плану, достигнут к 2015 г. 2,2% ВНП (в 2007 г. они составляли 1,7%), а число патентов – 3,3 на 10 тыс. населения. Задачей китайской промышленной политики становится сдвиг от «сделано в Китае» к «разработано в Китае», что означает движение вверх по цепочкам добавленной стоимости. К специфическим промышленным целям такой стратегии, затрагивающей и машиностроение, относятся:

выведение из производства избыточных мощностей, устаревших технологически или загрязняющих окружающую среду;

оптимизация промышленной структуры с целью достижения максимальной эффективности вдоль всей цепочки добавленной стоимости;

стимулирование промышленной консолидации, слияний и поглощений (в таких отраслях, как автомобильная промышленность, фармацевтика и др.) для формирования национальных чемпионов;

совершенствование трудоемких отраслей и стимулирование экспорта машин и оборудования, а также высокотехнологичных продуктов.

Китайские НИОКР жестко привязаны к национальной промышленной политике, которая направлена не только на догоняющее развитие и достижение уровня развитых стран в области технологий и передовых продуктов.

Россия

На глобальном рынке Россия выступает в качестве чистого импортера машиностроительной продукции. Объем отраслевого импорта составляет 15 млрд долл., экспорта – всего 2 млрд долл. В 2000 – 2008 гг. (до кризиса) темпы прироста импорта достигали 25% в год. Основным торговым партнером России выступают страны Европейского союза, на которые приходится до 90% машиностроительного импорта.

В особенно тяжелом положении находится российское станкостроение. Уровень производства станков упал в России с 70 тыс. штук в 1991 г. до 3 тыс. в 2012 г., то есть более чем в 20 раз . Физическая и моральная изношенность основных фондов, в первую очередь металлообрабатывающего оборудования, достигает 70%. А ведь советское станкостроение в свое время находилось на миром уровне: с 1984 по 1990 г. только в ФРГ было экспортировано 45 тыс. единиц станков и кузнечно-прессового оборудования.

Если вплоть до начала 1990-х годов лидерами станкостроения были США, СССР, ФРГ и Япония, то к 2012 г. безусловным лидером в производстве станков стал Китай, а за ним (с большим отрывом) следуют Япония, Германия, Италия, Южная Корея и Тайвань. Правда, Япония, Германия и Италия первенствуют в производстве наиболее сложных и точных машин. США спустились на 7-е место в мире, а Россия – на 21-е. (Китай стал лидером и в импорте станков: по их потреблению он превосходит все остальные страны.)

Особенно сильно пострадало станкостроение Москвы, где новые собственники закрыли почти все заводы и научные институты, на месте которых теперь склады, офисные или торговые центры.

Резкое сокращение станкостроительной промышленности вынудило некоторые крупнейшие машиностроительные заводы развивать станкостроение на собственной базе. После принятия программы технического перевооружения предприятий ОПК затраты на металлорежущее оборудование в России возросли с 1,2 млрд долл. в 2010 г. до 1,3 млрд долл. в 2011 г. Этих сумм достаточно на поставку примерно 30 тыс. ед. не самого современного оборудования. Даже если считать, что парк станков в России составляет 900 тыс. ед., при таких темпах обновления на полную модернизацию потребуется около 30 лет. Это означает, что до реального технического перевооружения нашей промышленности все еще далеко.

Производство двигателей и турбин

В этом секторе производятся машины и оборудование, генерирующие и использующие механическую энергию. Наиболее важными товарами являются двигатели внутреннего сгорания (ICE), выпускаемые для автомобильной промышленности, судов, локомотивов и мобильных строительных машин. Водяные, паровые и газовые двигательные установки и турбины используются для выработки электричества. Применение ветровой энергии стало особо важным сегментом для данного сектора машиностроения в последнее десятилетие.

Большая часть продукции этой подотрасли машиностроения поставляется другим производителям инвестиционных товаров, которые используют ее в строительстве, сельском хозяйстве и судостроении. Существуют крупные производители ICE, такие как германская «Deutz» и американская «Cummins», продающие свои двигатели другим машиностроительным компаниям.

Большая часть двигателей внутреннего сгорания являются серийными изделиями и выпускаются в больших объемах. Глобальные игроки здесь занимают обширные рыночные сегменты. Только очень крупные дизельные двигатели, которые устанавливаются на суда или используются для выработки электроэнергии, производятся (как и турбины) в единственном экземпляре или небольшими сериями.

В отличие от ряда других секторов машиностроения, производство турбин и двигателей сосредоточено в немногочисленных крупных компаниях. Преимущество в издержках достигается за счет масштабного серийного производства. Что касается выпуска единичных экземпляров или малых партий, размер таких изделий также предполагает крупные предприятия. Это, как правило, проектный бизнес, требующий особых передовых технологий и значительных финансовых ресурсов. Данный сектор получает импульс для инноваций от стремления потребителей к энергоэффективности и минимизации воздействия на окружающую среду.

Наиболее технологически важная продуктовая группа этого сектора – большие газовые турбины для выработки электроэнергии. Лишь ограниченное число производителей в Западной Европе и США обладает необходимыми знаниями в производстве таких турбин. Для товарной группы паровых турбин ситуация несколько иная, хотя и здесь необходимы соответствующие ноу-хау и финансовые возможности. В этой рыночной нише успешно осваиваются компании Китая и Бразилии. Хотя их продукция пока уступает продукции известных мировых поставщиков из развитых стран в энергоэффективности, для многих рынков такое отставание не является критическим.

Процесс слияний и поглощений наиболее заметен в производстве двигателей. Так, американская «Caterpillar» купила германскую компанию MWM, производящую автомобильные двигатели для ряда известных международных корпораций, таких как «Volkswagen», «Chevrolet», «Nissan» и «Ford», а также американскую компанию EMD, специализирующуюся на производстве двигателей для локомотивов. Германская «Daimler AG» и британская «RollsRoyce» совместно приобрели германский концерн «Tognum», производящий дизельные двигатели для судов, промышленности и энергетики. Итальянская «Lombardini», один из крупнейших производителей серийных дизельных двигателей мощностью от 10 до 100 кВт для аграрного сектора, была куплена американской «Kohler Group» – промышленной корпорацией, специализирующейся на производстве двигателей.

Компоненты для производства двигателей и турбин поставляются специализированными компаниями металлообработки. Среди наиболее важных – головки блока цилиндров, поршни, кованые шатуны и др. Некоторые производители двигателей предпочитают изготавливать эти детали сами.

Долгосрочные перспективы для производителей турбин выглядят достаточно позитивно. Глобальный спрос на энергию стабильно растет, при этом еще быстрее растет спрос на расширение мощностей по выработке электроэнергии. Большая часть инвестиций будет направляться в традиционные виды выработки энергии, а также в производство возобновляемой энергии.

Рынок тяжелых машин и переносного оборудования зависит от экономического развития различных секторов экономики, таких как добывающая промышленность, лесное хозяйство, агробизнес, строительство и т. п. Перспективы роста этих секторов имеют региональный характер и наиболее благоприятны в развивающихся странах.

На рынке инфраструктурных проектов (таких как строительство трубопроводов) находят широкое применение компрессорные станции, работающие с использованием турбин малой мощности или двигателей внутреннего сгорания. В больших объемах выходит на глобальный уровень производство двигателей малой мощности. Такие компании, как германская «Stihl», японская «Yanmar» и шведская «Husqvarna», продают свое оборудование по всему миру.

Станкостроение

Станкостроение играет стратегическую роль в повышении конкурентоспособности всей экономики. Продукция этой подотрасли представляет собой инвестиционные товары, предназначенные для отраслей, также производящих инвестиционные товары. Важнейшими потребителями продукции станкостроения являются:

производители машин и оборудования; электротехническая промышленность;

производители транспортного оборудования, автомобилей, судов, локомотивов и самолетов;

производители оборудования для выработки и передачи электроэнергии, обычные и атомные электростанции, а также станции по выработке ветровой, солнечной, гидро- и геотермальной энергии;

производители инструмента, медицинской техники, бытовых приборов, оптики, ювелирных изделий и часов, оборонная промышленность и др.

Особенно большое значение имеет автомобильная промышленность, которая на протяжении двух десятков лет росла высокими темпами, обеспечивая стабильный спрос на продукцию станкостроения. Дополнительный спрос возник в связи с развитием электромобилей. Важным генератором инноваций выступает авиационная промышленность. Продукция станкостроения широко используется в цветной и черной металлургии и металлообработке.

На долю станкостроения приходится примерно 5% всей продукции машиностроения. Последние 10 – 15 лет подотрасль росла темпами, существенно превышающими средние по отрасли. Здесь интенсивно развивались процессы аутсорсинга и специализации, в результате чего производительность труда увеличивалась быстрее, чем в других сегментах машиностроения.

Исторически станкостроением занимаются предприятия средних размеров, часто семейные компании, специализирующиеся в определенных сегментах рынка. В Испании весьма развиты станкостроительные кооперативы. К ним относятся, в частности, такие крупные фирмы, как «Donobat» и «Mondragon».

В 1990-х годах начался процесс интенсивной консолидации и международных слияний и поглощений, который изменил структуру отрасли. Поглощенные компании стали поставщиками определенных технологий и комплексных обрабатывающих систем, как, например, германские «MAG Powertrain» и «Schleifring Group». Итальянская транснациональная группа «Comau», производящая оборудование для автоматизации производства и робототехнику, скупила ряд предприятий в Германии, Франции, Испании, Румынии и Швеции. В настоящее время у нее 15 станкостроительных заводов в 13 странах мира и 3 исследовательских центра. Продукцией этой группы пользуются почти все крупнейшие автомобильные компании в странах Европы, Америки и Азии.

В результате слияния компаний «Georg Fischer» и «AGIEGCharmilles» была образована французско-шведская группа, специализирующаяся на производстве высокоточного инструмента и специального обрабатывающего оборудования. Германская «StarragHeckert AG» сформировалась как крупный холдинг, поглотивший ряд станкостроительных компаний в разных странах Европейского союза.

В последние годы все более активными поставщиками компонентов для станкостроения выступают азиатские страны, которые теснят конкурентов из развитых стран, предлагая более низкие цены на свою продукцию.

В сфере контрольно-измерительного и высокотехнологичного оборудования важными глобальными игроками являются германская «Siemens» и японская «Fanuc» (один из крупнейших в мире производителей промышленных роботов). Тайвань и Южная Корея специализируются на производстве электроники, сенсорных устройств и механических частей.

Долговременный спрос на продукцию станкостроения обеспечивается высокими темпами развития основных потребляющих отраслей. Кроме того, движение обрабатывающих систем в сторону более высокого уровня точности (мезо-микро и нанообработки) для обслуживания потребностей электроники, компьютерной и биотехнологической отраслей открывает перед станкостроением новые рынки и возможности, также как и сдвиг в сторону использования возобновляемых источников энергии (ветра, солнца, геотермальной и т. п.).

Другой технологией, способной оказать влияние на развитие станкостроения, являются углепластики – полимерные композитные материалы, армированные углеродным волокном, которые находят широкое применение в самолетостроении (а в ближайшем будущем станут использоваться и в автомобильной промышленности).

В 2000 г. на Западную Европу приходилось от 40 до 50% мирового спроса на продукцию станкостроения, на страны Азии – около 25%. С тех пор это соотношение коренным образом изменилось. К 2012 г. доля Европы упала до 25%, в то время как на страны Азии пришлось две трети мирового спроса. Эксперты предсказывают углубление этого тренда. Высокими темпами будет расти спрос в России, Индии, а также Бразилии и других латиноамериканских странах. Перспективными регионами являются Турция и Северная Африка. Развитые же страны, в том числе США и Япония, продолжат терять свои позиции.

Выделяется по размерам станкостроение Китая. Однако здесь упор пока делается на производстве оборудования среднего уровня качества и точности. Оно поставляется предприятиям, находящимся на нижних уровнях цепочек добавленной стоимости. Китайское правительство прилагает активные усилия для совершенствования своего станкостроения, постоянно увеличивая затраты на НИОКР. Импорт станков в страну ограничивается только теми видами, которые не могут быть произведены на территории Китая. Для китайских компаний, стремящихся инвестировать в комплексные системы оборудования, поставляемые из-за рубежа, существенно ограничивается доступ к финансовым источникам. Иностранные экспортеры отмечают заметное ухудшение условий ведения бизнеса по сравнению с предыдущими годами, когда импорт современного оборудования поощрялся китайскими властями в целях повышения технического уровня отраслей обрабатывающей промышленности. Аналогичные тенденции наблюдаются в Бразилии и Аргентине.

Подъемно-транспортное оборудование

Можно выделить четыре рыночных сегмента для продукции этой подотрасли машиностроения. Первый включает в себя оборудование для подъема и транспортировки материалов в добывающей промышленности – например, большие ленточные транспортеры для перемещения угля и других минералов. Второй – лифты, подъемники и пассажирские транспортеры, например, для аэропортов. Третий сегмент – складское и транспортное оборудование для обрабатывающих предприятий. Четвертый – подъемно-транспортное оборудование для сферы услуг и складского хозяйства.

Компаниями этой подотрасли осуществляется также контроль над материальными потоками и запасами, что образует современную «интралогистическую» систему, под которой понимается интеграция различных типов погрузочно-разгрузочного оборудования в единую систему управления потоками материалов на предприятии.

Важным потребителем подъемно-транспортного оборудования является сфера услуг, прежде всего торговля. Сюда поставляется складское оборудование, электрокары, погрузчики и погрузо-разгрузочные платформы. Кроме проектирования складов и поставок оборудования, эта подотрасль машиностроения предлагает специальное программное обеспечение для таких работ.

На подъемно-транспортное оборудование приходится около 9% продукции всего машиностроения (в 1995 г. было 7%, что означает ускоренное развитие этого сегмента отрасли).

Для таких отраслей, как добывающая промышленность или портовое хозяйство, производится тяжелое оборудование. Глобальным лидером на этом рынке является финская компания «Kone», успешно работающая в 100 странах мира; она специализируется на производстве лифтов, кранов, эскалаторов, предназначенных для жилых зданий, офисов и внутризаводского транспорта. В своей области «Kone» конкурирует с «Otis» (дочерняя компания американской UTC) и германской «Thyssen-Krupp».

В последнее десятилетие в подотрасли происходил заметный процесс консолидации. В эпицентре этого процесса находилась германская компания «Linde». В 2006 г. произошло слияние брендов «Linde», «Still» и OM и образована холдинговая компания KION, специализирующаяся на производстве гидравлического погрузо-разгрузочного оборудования.

Компании, производящие подъемно-транспортное оборудование для горной промышленности и портового хозяйства, нуждаются в поставках крупногабаритных частей и комплектующих. Традиционно эти элементы производились на основных предприятиях. Однако в последние десятилетия здесь произошли заметные сдвиги, связанные прежде всего с поставками из стран Азии. В 1990-х годах изготовление многих компонентов было перенесено в Венгрию, Польшу, Чехию и Словакию. Когда издержки в этих странах выросли, производство стало перемещаться в Румынию и Болгарию, а в последние годы – в Белоруссию и Украину. Впрочем, производство наукоемких компонентов продолжает оставаться внутризаводским.

Для компаний, которые стали производителями компонентов, существенную роль играет программное обеспечение, позволяющее принимать правильные логистические решения. Большая часть такого программного обеспечения производится материнскими компаниями, но разработка некоторых модулей отдается на аутсорсинг из Западной Европы в страны Балтии и Болгарию. В качестве субподрядчиков выступают и индийские компании.

Основными рынками сбыта для подъемно-транспортного машиностроения являются страны Азии: на них приходится до 40% мировых продаж, в то время как доля Западной Европы составила лишь 28% (табл. 4).

Таблица 4. Региональная структура продаж подъемно-транспортного оборудования в 2012 г., %

Источник : An introduction to mechanical Engineering: Study on the competitiveness of the EU Mechanical Engineering Industry.

Перспективы роста спроса в Азии значительно более благоприятны, чем в Европе, поскольку многие страны, такие как Индия, следуют в русле китайской индустриализации и становятся все более важными рынками для подъемно-транспортного оборудования. Быстрыми темпами растет потребление такого оборудования в странах Южной Америки, особенно в Бразилии: доля этого региона за 2000 – 2012 гг. выросла в три раза. Еще быстрее растут продажи в Турции, которая стала вторым после России восточно-европейским рынком сбыта.

Оборудование для охлаждения и кондиционирования воздуха

Большая часть продукции этой подотрасли машиностроения потребляется в жилищном и офисном строительстве, а также в производственных помещениях. Специализированные субподрядчики поставляют системы кондиционирования воздуха для автомобильной промышленности и транспортного машиностроения. Еще одна сфера применения связана с оборудованием для очистки помещений на предприятиях по производству интегральных схем и чипов, где требуется высокая чистота воздуха.

В последнее десятилетие этот сегмент машиностроения развивался быстрыми темпами, а его доля в общих объемах машиностроительной продукции возросла с 5 до 8%. Долгосрочным фактором выступала растущая потребность в улучшении условий работы в офисных помещениях и на промышленных предприятиях. Еще один фактор – потребности в более высоких стандартах комфорта в жилых помещениях.

Подотрасль нуждается в широком наборе промежуточных компонентов, таких как вентиляторы, фильтры, трубы, краны, манометры, контрольная аппаратура и т. п. Большая часть такой продукции поставляется европейскими компаниями. Электронные компоненты и сенсорные устройства производятся в странах Азии. Американские компании имеют прочные позиции в производстве систем контроля. Так, «Honeywell» и «Johnson Controls» заняли крупные сегменты рынка в странах Западной Европы, открыв там свои производственные и исследовательские центры. Многие компоненты, такие как трубопроводы, производятся на месте.

Перспективы развития машиностроения

В среднесрочной перспективе, согласно прогнозам экспертов, в мировом машиностроении будет происходить усиление позиций развивающихся стран, особенно Китая (табл. 5). Общий объем произведенной машиностроительной продукции возрастет с 530 млрд долл. в 2010 г. до 930 млрд долл. к 2025 г., что соответствует ежегодному приросту в 3,8%.

Таблица 5. Прогноз выпуска условно-чистой продукции машиностроения, млрд долл.

2000 г .

2005 г .

2012 г .

2015 г .

2020 г .

2025 г .

Бразилия

Источник

Обращает на себя внимание, что Россия будет продолжать отставать по общим объемам выпуска машиностроительной продукции от всех ведущих стран мира, а от стран БРИКС – и по темпам прироста (табл. 6).

Таблица 6. Среднегодовые темпы прироста продукции машиностроения, %

2000-2005 гг.

2005-2012 гг.

2012-2015 гг.

2015-2020 гг.

2020-2025 гг.

Бразилия

Источник : IMF World Economic Outlook, Goldman Sacks.

Таким образом, Китай фактически превратится в неоспоримого единоличного лидера глобального рынка.

Примечания :

European Industry in a Changing World. Commission of the European Communities (2009).

C. Wanner. Stille Riesen. Manufacturing Now. Stuttgart. 2010.

VR China. Maschinren und Anlagenbau. Germany Trade and Invest. Koeln 2010.

The 12th Five-Year Plan: China" Economic Transition, Economist Corporate Network. Shanghai. 2011.

Стандартными товарами, изменения в характеристиках которых определяются исключительно производителем, а не потребителем. (Примеч. автора.)

Интенсификация процесса технического перевооружения машиностроения индустриально развитых стран, существенное повышение уровня его автоматизации, широкомасштабное распространение новейших форм организации и управления производством, интенсификация использования техники и технологии получат свое развитие и в первое десятилетие XXI века.

Автоматизация в той или иной мере будет охватывать все существующие типы производства в машиностроении, независимо от уровня их серийности. Со второй половины 90-х годов началось ускоренное развитие автоматизированной сборки, что означает новый этап в создании компьютеризированных интегрированных производств.

Суммарный парк металлообрабатывающего оборудования с Великобритании, Франции, насчитывавший в 1994 г. 160-170 тыс. единиц и составляющий в среднем 6-7% станочного парка этих стран, к 2015 г. предположительно возрастет до 350-400 тыс. единиц и достигнет 25-30% общей численности последнего. Есть основания полагать, что уже к 2000 г. примерно треть всей механообработки в машиностроении Западной Европы будет выполняться на оборудовании с ЧПУ. Увеличение производительности оборудования и удешевление элементной базы современных средств автоматизации позволяют предположить, что доля машин и оборудования в общей стоимости основного производственного капитала страны стабилизируется к 2015 г. на уровне 70-75% (против 70% в 1985 г.). Темпы ежегодного выбытия средств труда составят, предположительно, 6-8% в 1991-2015 гг. (против 5% в 70-х годах).

К 2015 г. на долю машиностроительного комплекса США придется около 40-50% общей суммы ежегодных валовых капиталовложений в обрабатывающую промышленность (44% в 1985 г.). Доля инвестиций в активную часть основного капитала будет, очевидно, на протяжении всего прогнозного периода оставаться неизменно высокой (в среднем около 80%). В то же время преобладающая часть капиталовложений будет, как правило, направляться на замену и модернизацию оборудования, хотя не исключены периоды активного нового строительства, когда в расширение производственных мощностей будет вкладываться больше средств, чем на модернизацию. США занимают лидирующее положение в мире по масштабам производства продукции машиностроения. На долю США приходится около 45% производственных мощностей предприятий машиностроения в развитых странах, в то время как на долю ФРГ, Франции, Великобритании и Италии - 36%, Японии - 19%.

В прогнозном периоде можно ожидать сохранения довольно высоких темпов развития (преимущественно интенсивного) машиностроительного комплекса указанных стран и дальнейшего, хотя и незначительного, увеличения его доли в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности: в США - до 50,0% в 2015 г. против 40,5% в 1990 г., в Японии - до 55-60% (58,7%) и в Западной Европе - до 45% (39,0%).

Фактором, несколько сдерживающим дальнейшее увеличение доли машиностроения в обрабатывающей промышленности всех рассматриваемых стран, является продолжающееся выделение из машиностроения в сферу услуг, производственную инфраструктуру таких функций, как программирование и обслуживание электронно-вычислительной техники и автоматизированного проектирования и управления; проектирование сложных производственных систем и локальных сетей связи; оказание услуг в инжиниринге, лизинге, подготовке кадров; консультационные услуги и т.п. Так, если 15 лет назад машиностроительные фирмы США самостоятельно разрабатывали 90-95% программ для ЭВМ и оборудования с программным управлением, то теперь около 50% программных средств они приобретают на рынке. Масштабы лизинга нередко достигают 20% объема капитальных вложений промышленности в машины и оборудование.

Среди машиностроительных отраслей в центре современной государственной промышленной политики в рассматриваемых странах стоят авиаракетно-космическая промышленность (АРКП), микроэлектроника и автомобилестроение. Именно эти отрасли играют и, по всей видимости, сохранят в рассматриваемой перспективе ключевую роль в развитии не только машиностроения, но и всей экономики ведущих стран Запада как важнейшие «поставщики» базисных технологий (микроэлектроника и АРКП) и центр сосредоточения широчайших кооперационных связей в экономике стран в целом (автомобилестроение).

В настоящее время на АРКП и электротехническую (включая радиоэлектронику) промышленность приходится соответственно в США 44 и 28%, в Японии - 25% (на электротехнику), в Германии - 47 и 29%, во Франции - 50 и 43%, в Великобритании - 45 и 40%, в Италии - 30% (на каждую отрасль) суммарных государственных расходов на НИОКР в обрабатывающей промышленности. Около 60% общих государственных расходов на НИОКР в машиностроении США направляется в АРКП (75% суммарных затрат отрасли на эти цели) и связано главным образом с военными заказами, основная часть которых выполняется ограниченным кругом крупных специализированных подрядчиков.

В странах ЕС суммарная доля электротехнической промышленности (включая производство ЭВМ и радиоэлектронику), приборостроения и АРКП в общем объеме продукции машиностроения, по имеющимся оценкам, в среднем увеличится с 40% в 1990 г. до примерно 50-55% в 2015 г., в том числе собственно производство ЭВМ - с 7 до 15% в том же году.

В Японии объем производства промышленных роботов возрастет, по нашим расчетам, за 1991-2015 гг. примерно в 10 раз, а станков с ЧПУ - в 4 раза, что потребует более высоких по сравнению с общим машиностроением темпов наращивания мощностей соответствующих производств. Опережающее развитие получит и электротехническая промышленность.

Для международной торговли машинно-техническими изделиями характерны более высокие темпы роста по сравнению с производством. Торговля машинами и оборудованием развивалась опережающими темпами и по отношению ко всему внешнеторговому обороту ведущих промышленно развитых стран. Признанными лидерами в производстве и экспорте машин и оборудования являются США, Япония, ФРГ, на долю которых приходится более 60% всего производства машинно-технической продукции указанной группы стран. В настоящее время доля экспорта в производстве машин и оборудования ведущих промышленно развитых стран составляет более 30% и имеет тенденцию к росту. На расширение экспорта продукции машиностроения непосредственное влияние оказывают дальнейшее углубление международного разделения труда и высокие темпы НТП.

Является одной из важнейших отраслей промышленности. Его развитие пребывает в тесной взаимосвязи с научно-техническим прогрессом. Отрасль менее наукоемкая, чем информационно-коммуникационные технологии или фармацевтическая сфера. Несмотря на это именно от ее развития зависит состояние всей промышленности. Машиностроительная сфера обеспечивает другие отрасли оборудованием, техникой, вспомогательными инструментами.

Особенности развития

Машиностроение имеет ряд особенностей, которые влияют на размещение основных его производственных мощностей. На основании нижеперечисленных факторов и их сочетания производят классификацию данной сферы. Выделяют тяжелый, средний, общий машиностроительный комплекс.

Большие производства, выпускающие технологически сложную продукцию, размещаются вблизи крупных научно-образовательных центров. Это вызвано потребностью в квалифицированных кадрах, новых разработок в различных сферах промышленности. Например, в России основные наукоемкие производства находятся неподалеку Москвы, Новосибирска, Санкт-Петербурга.

Трудоемкость

Для правильной организации производственного процесса на предприятиях машиностроительной отрасли необходимы квалифицированные кадры. Для выпуска большей части оборудования и машин необходимо затратить огромное количество рабочего времени.

Именно поэтому основные предприятия данной сферы преимущественно размещаются неподалеку крупных городов с большой концентрацией населения. При этом к используемым рабочим кадрам предъявляются высокие требования относительно их квалификации. Самая большая трудоемкость присуща следующим отраслям машиностроения:

  • станкостроение. Самые крупные предприятия размещаются неподалеку Москвы;
  • авиационная отрасль. Хорошо развита в Самаре, Казани;
  • производство электротехники. Крупнейшие предприятия находятся в Ульяновске, Новосибирске.

Все отрасли машиностроения являются потребителями огромного количества черных и цветных металлов. Поэтому заводы, которые особенно сильно нуждаются в этом ресурсе, тяготеют к крупным металлургическим базам. К самым большим металлоемким отраслям относят:

  • производство горно-шахтного оборудования;
  • металлургическая промышленность;
  • энергетическая сфера.

Наличие развитых транспортных узлов

Некоторые отрасли машиностроения при размещении своих производств ориентируются на возможность организации кооперирования. К таким сферам относят автомобилестроение. Основные его производства размещаются в Центре и Поволжье. Это вызвано тем, что выпускаемая продукция в виде автомобилей перевозится на большие расстояния и в разных направлениях. Поэтому данные предприятия находятся около крупных транспортных магистралей.

Некоторые машиностроительные предприятия ориентируются только на своих потребителей. Это вызвано сложностью перевозки изготовленного оборудования из-за их больших габаритов и значительного веса. Такую продукцию более выгодно производить непосредственно в регионе ее потребления.

Например, выпуск тракторов для транспортировки леса осуществляется только в Карелии. Производство комбайнов для переработки зерновых культур хорошо налажено на Северном Кавказе.

Особенности размещения машиностроительных предприятий России

При размещении предприятий идеальный вариант – совпадение территории с источниками сырья и с потребителями готовой продукции. В данном случае прогноз развития таких предприятий утешительный, поскольку они освобождаются от больших расходов на транспортировку.

Становится возможной установка тесных связей между машиностроением и металлургией. Предприятия первого типа освобождаются от многих технологических операций, что снижают стоимость готовой продукции. В свою очередь, металлургические заводы получают отходы от машиностроения и используют их для собственных нужд.

Учитывая то, что сырьевые базы и потребители продукции находятся на разной территории, производственные мощности предприятий размещаются с учетом возможности быстрого сбыта оборудования. Это связано с тем, что расходы на перевозку металла в разы ниже от необходимых вложений для транспортировки готовых изделий. Именно поэтому многие производственные линии преимущественно тяготеют к регионам сбыта готовой продукции, несмотря на свою металлоемкость.

Факторы, влияющие на размещение предприятий машиностроения

Учитывая основные тенденции развития и территориального размещения предприятий машиностроения, большую роль играет специализация и кооперация. Первое направление дает возможность привлекать в производственный процесс мощное и эффективное оборудование, которое обеспечивает автоматизацию многих операций. Специализацию разделяют на такие типы:

  • детальная. Позволяет осуществить выпуск отдельных деталей для определенного оборудования;
  • предметная. Подразумевает выпуск отдельных разновидностей готовой продукции;
  • технологическая. Позволяет осуществить выпуск полуфабрикатов или выполнить какую-то одну серию операций.

Следует не забывать, что специализация тесно связана с кооперированием. Оно подразумевает привлечение нескольких предприятий для организации выпуска одного конечного продукта.

Можно выделить следующие проблемы машиностроения, которые присущи в отечественной промышленности:

  • недостаточные темпы развития ведущих отраслей или в некоторых случаях даже их спад;
  • простои многих производственных линий, что вызвано разными причинами;
  • неправильная организация технологических связей;
  • из-за низкого контроля качества 20-30% производимой продукции нуждается в ремонте спустя год эксплуатации;
  • необходимость обеспечения ускоренного роста производственных мощностей станкостроения, приборостроения и электроники;
  • в мировом хозяйстве отечественное оборудование не занимает ведущих позиций из-за низкого качества;
  • недостаточные темпы обновления оборудования, что приводит к выпуску морально устаревшей продукции;
  • раньше большинство предприятий были ориентированы на обеспечение потребностей оборонной отрасли;
  • необходимость перепрофилирования крупных заводов;
  • потребность в устранении диспозиций для уравновешивания развития всех сфер машиностроения.

Приоритетные направления развития отечественного машиностроения

Перспективы развития и размещения машиностроения в отечественном производственном комплексе определяются решением следующих задач:

  • преимущественное развитие отраслей, которые характеризуются большой наукоемкостью (автомобилестроение);
  • устранение монополий. На данный момент они составляют 80% от всех существующих производств России;
  • увеличение количества высокоразвитых производств по выпуску нефтяного оборудования, различных станков, микроавтобусов;
  • налаживание старых и открытие новых экономических и технологических связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • стимулирование инвестиционной привлекательности отечественных предприятий;
  • государственная поддержка предприятий, которые имеют огромные перспективы развития.

Что влияет на развитие отечественного машиностроительного комплекса?

Для успешного развития машиностроения необходимо соблюдать некоторые правила. В частности, очень важно придерживаться условия – 1:2:4. Это означает, что при темпах развития хозяйства и экономики страны в 1, состояние машиностроительной сферы должно равняться 2, а электроника, приборостроение – 4. Данное соотношение идеально, поскольку обеспечивает лучший прогноз для промышленности страны.

В России эта пропорция имеет совсем другой вид – 1:0,98:1. Именно поэтому отечественный машиностроительный комплекс не может составить конкуренцию зарубежным производствам. Достижение указанных пропорций – основная задача, которая должна быть выполнена в ближайшее время.

Другие особенности машиностроения России

Машиностроение имеет огромное значение в экономике России, а его эффективное функционирование обеспечивается наличием широкой сети межотраслевых и внутриотраслевых связей. При изучении данной сферы производства можно выделить следующие ее особенности:

  • на долю машиностроения приходится треть от всего объема производимой Россией продукции;
  • 40% промышленно-производственного персонала страны занято в данной сфере;
  • 25% основных производственных фондов приходится на долю машиностроения;
  • выпускаемая данной отраслью продукция отличается большим разнообразием.

Предприятия машиностроения распространены по всей территории страны. Данная отрасль представлена практически во всех регионах России. Только в одних она является ведущей, а в других функционирует для обеспечения исключительно внутренних потребностей.

Инвестиционная привлекательность машиностроения России

Инвестиционная привлекательность предприятий машиностроения России является очень низкой. Это связано с резким снижением темпа развития во время кризисов, моральным и физическим износом оборудования, отсутствием перспективных научных разработок. Все представленные факторы негативно влияют на развитие экономики всей страны, которая пребывает в тесной взаимосвязи с машиностроением.

На сегодняшний день Россия занимает 30 место в мире по числу поданных заявок на патенты и 31 место по расходам на научно-исследовательские работы. Поэтому она находится позади многих стран мира.

Машиностроение в большой степени зависит от экономической конъюнктуры рынка. При снижении инвестиционной способности компаний, покупающих производимое отраслью оборудование, снижается производственные возможности всей промышленности. Поэтому данная отрасль сильно зависима от чередования периодов экономического роста и кризисов.

Вес машиностроительных отраслей в экономике России

Проблемы и перспективы развития машиностроения России определяют, что эта сфера промышленности относится к самым депрессивным. В 1999 году выпуск персональных компьютеров и легковых автомобилей сохранил свои прежние темпы или даже нарастил их. При этом изготовление других видов продукции машиностроения сократилось больше, чем в 2 раза. Например, производство комбайнов по уборке зерна снизилось в 25 раз.

В конце ХХ века увеличились темпы производства оборудования общественного потребления. В 1999 году стали наращиваться объемы выпуска телевизоров, холодильников и прочей бытовой техники. В данной отрасли присутствует дифференциация предприятий на основании их способности приспосабливаться к новым условиям. Например, в 1999 году производство телевизоров в Новосибирском регионе сократилось больше, чем в 7 раз. При этом выпуск той же продукции в целом по России вырос в 2,5 раза.

С 2000 года развитие машиностроения происходит более интенсивно. Оно имеет свои особенности:

  • большие темпы наращивания производственной мощности наблюдались на территории Европейской части России;
  • восточные регионы развивались не столь интенсивно;
  • увеличение производства Центрального региона на 41% за счет выпуска электропоездов и легковых автомобилей;
  • развитие предприятий Западной Сибири основано на внедрении государственной программы по выпуску нефтегазодобывающего оборудования;
  • предприятия Восточной Сибири не столь развиты. Скачок производства только в тяжелом, транспортном и сельскохозяйственном машиностроении.

Развитие машиностроения России по отраслям

Отраслевая структура машиностроения России сложная. Предприятия данной сферы производства размещаются практически во всех регионах страны.

Тяжелое машиностроение

Тяжелая отрасль машиностроительной промышленности отличается большой металло- и трудоемкостью. Ее разделяют на следующие сферы:

  • металлургическая. Характеризуется высокой стоимостью готовой продукции, а ее предприятия находятся вблизи регионов добычи стали;
  • горная. Выпускает оборудование для добычи полезных ископаемых разного типа, и размещается в регионах потребления готовой продукции;
  • подъемно-транспортная. Отрасль имеет огромное значение для обеспечения потребностей строительства, промышленности;
  • тепловозостроение, вагоностроение, путевое машиностроение. Работает для обеспечения потребностей железнодорожного транспорта;
  • трубостроение. Производит турбины (гидравлические, паровые, газовые) для потребностей электростанций, газоперекачивающее и другое оборудование;
  • атомная. Производит оборудование для работы АЭС;
  • электротехническая. Выпускает более 100 наименований продукции для обеспечения потребностей практически всего народного хозяйства;
  • станкоинструментальная. Специализируется на выпуске станков для переработки металла, дерева и на ремонте производимого оборудования.








Для выпуска продукции приборостроения необходимо привлекать квалифицированные кадры и постоянно заниматься научно-исследовательской работой. Отрасль характеризуется низкой металло- и энергоемкостью. В России доля продукции приборостроения относительно всего объема изготовленного оборудования машиностроением составляет 12%.

Машиностроительный комплекс для легкой и пищевой промышленности

Сюда относятся направления, которые специализируются на выпуске оборудования для следующих сфер промышленности:

  • трикотажной;
  • меховой;
  • кожаной;
  • производство химических волокон;
  • пищевой.








Около 90% заводов, относящихся к сфере, размещаются в Европейской части России. Это вызвано их ориентацией на потребителя.

Авиационная промышленность

Для эффективной работы авиационной промышленности в стране развивали другие отрасли, поставляющие комплектующее оборудование. Она может функционировать только благодаря привлечению квалифицированных кадров. Поэтому ее предприятия размещаются в крупных промышленных центрах России – Москве, Воронеже, Казани, Самаре и других.

Специализируется на выпуске орбитальных космических кораблей, спутников и прочей продукции данного типа.

Автомобилестроение считается крупнейшей отраслью машиностроения России. Больше 80% производимых грузов приходится на продукцию этой сферы. Основные предприятия размещены в европейской части страны около крупных транспортных узлов.

Основные производственные мощности отрасли размещены в следующих регионах страны:

  • Поволжском;
  • Северо-Кавказском;
  • Уральском;
  • Центральном;
  • Волго-Вятском;
  • Западно-Сибирском.

Судостроительная отрасль

Основные предприятия, несмотря на большую металлоемкость, находятся в дали металлургических баз. Это вызвано трудностями транспортировки готовой продукции. Большинство предприятий размещено в устьях рек или в защищенных гаванях.

Развитие машиностроения в мире

В мировом народном хозяйстве ведущие позиции по выпуску продукции машиностроения занимает Европейский союз, Китай, Соединённые Штаты Америки и Япония. Первый из них является лидером по валовому выпуску оборудования. При этом в последние годы Китай является мировым лидером по производству условно-чистой продукции.

На протяжении последнего десятилетия в Европейском Союзе наблюдают прирост производства на 1,1%. В то же время в США и Японии происходит некоторое падение машиностроения на 1,1% и 3,1% соответственно.

В период с 2000 по 2002 год общая занятость населения в отрасли в развитых странах постепенно сокращается. При этом в Китае число рабочих ежегодно растет на 5,8%. В этой стране на машиностроительных предприятиях занято больше 6 млн. человек, что в несколько раз превышает показатели Европейского Союза. Такая особенность связана с тем, что оплата труда в Китае на порядок ниже, чем в других развитых странах мира.

Конкурентные позиции Евросоюза значительно ниже Японии и США. Это вызвано разным развитием экономик стран, находящихся в ЕС. Даже экономически стабильная Германия характеризуется производительностью труда в машиностроительной сфере в 70000 долларов.

Усиление позиций Китая в мире вызвано увеличением числа импортируемой продукции, которая составляет большую часть от мирового рынка торговли. Данный показатель за последние несколько лет вырос с 3% до 13%. Таких темпов развития не наблюдается ни в одной стране мира. В это же время доля США снизилась с 25% до 17%, Японии – с 21% до 16%.

Похожие статьи

© 2024 cryptodvizh.ru. Сryptodvizh - Бизнес новости.